Мини – проект «Снег и лед»
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа)

Кошкова Марина Геннадьевна
Дети по природе своей – исследователи. Они с радостью и удивлением открывают для себя окружающий мир. Ведь в процессе исследования, ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать свою работу, прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения. Поэтому детям дается возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира. Любознательность, жажда новых впечатлений, желание экспериментировать, 
самостоятельно искать истину, всё это распространяется на все сферы деятельности  ребёнка.
Наша задача – поддерживать стремление ребёнка к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности.
«Живое» действие с предметами начинает вызывать интерес у детей к познанию мира, развивает самостоятельную познавательную деятельность. Дети начинают предполагать результаты опытов, выстраивая причинно – следственные связи.
Видимо, это и есть путь становления творческой стороны интеллекта, путь развития  изобретательского и исследовательского таланта.
 Все дети любят зиму, зимние развлечения и забавы. В ходе проектной деятельности  детям предлагается задуматься над вопросом, что такое снег, что такое лёд, как они образуются.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_sneg_i_led.docx276.14 КБ

Предварительный просмотр:

Мини – проект «Снег и лед»

 «Сначала я открывал истины, известные многим,

затем стал открывать истины, известные  некоторым,

и наконец, стал открывать истины, никому ещё не известные».

К.Э. Циолковский

Актуальность

Дети по природе своей – исследователи. Они с радостью и удивлением открывают для себя окружающий мир. Ведь в процессе исследования, ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать свою работу, прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения. Поэтому детям дается возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира. Любознательность, жажда новых впечатлений, желание экспериментировать,

самостоятельно искать истину, всё это распространяется на все сферы деятельности  ребёнка.

Наша задача – поддерживать стремление ребёнка к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности.

«Живое» действие с предметами начинает вызывать интерес у детей к познанию мира, развивает самостоятельную познавательную деятельность. Дети начинают предполагать результаты опытов, выстраивая причинно – следственные связи.

Видимо, это и есть путь становления творческой стороны интеллекта, путь развития  изобретательского и исследовательского таланта.

 Все дети любят зиму, зимние развлечения и забавы. В ходе проектной деятельности  детям предлагается задуматься над вопросом, что такое снег, что такое лёд, как они образуются.

Вид проекта: познавательный, опытно – экспериментальный, взросло – детский, краткосрочный.

Участники: дети, воспитатели.

     Проблема: Гуляя зимой на участке, дети часто рассматривали снег и лёд. Детей  заинтересовал вопрос, что происходит со снегом и льдом когда греет солнышко? Мы решили путём экспериментирования разобраться в их свойствах.

     Цель проекта: Развитие творческой и познавательной активности дошкольников в процессе исследовательской деятельности.

Задачи: 

  • Познакомить детей со свойствами снега и льда.
  • Знакомить со способами превращения снега из одного состояния в другое.
  • Активизировать словарь детей, учить правильно называть наблюдаемые явления.
  • Развивать умение детей анализировать, сравнивая и делая выводы.
  • Развивать наблюдательность, внимание, память, воображение.
  • Воспитывать познавательный интерес к природным явлениям.

Работа с детьми:

Познавательный интерес ребенка развивается в процессе экспериментирования.  

Эксперименты:

«Куда исчезает снег?» С прогулки принесли снег в ведерке и организовали наблюдение за его таянием (сначала снег становится рыхлым, водянистым, а потом превращается в воду).

«Свойства льда» На прогулке, при помощи несложных опытов мы выявили различные свойства льда: прозрачный (через него видно листья, палочки, соринки), хрупкий (если подбросить кусочек льда, упав, он разобьется на мелкие кусочки), так же через него можно увидеть солнечный свет. Наблюдали за таянием льда (лед от тепла тает).

«Свойства снега» По результатам наблюдения дети отвечали на вопросы, описывали свойства снега. Ориентируясь на внешний вид снега и погодные условия, говорили, можно ли лепить из снега и как проверить свои предположения.

Наблюдения:

«Форма снежинок» Во время снегопада дети рассматривали форму снежинок, сравнивали со знакомыми геометрическими фигурами.

«Где растут сосульки?» Во время прогулки обратили внимание на то, где «растут» сосульки, выявили, как и почему это происходит, познакомились с понятием «капель».

Рисование «Рисуем снег», аппликация «Елка в снегу»: закрепление знаний признаков зимы, воспитание бережного отношения к природе, обучение умению передавать образ зимней природы, используя различные методы.

Работа с родителями:

     Знакомство родителей с опытами, которые будут проводить их дети дома.

Консультации: «Экспериментальные опыты со льдом и снегом», «Как  вызвать интерес у ребёнка к экспериментированию и как его поддерживать!»

Ожидаемый результат:

Умение устанавливать элементарные причинно – следственные связи: снег тает в тепле и превращается в воду, а на морозе вода замерзает и превращается в лед. Понимание детей, что снег и лед – это замерзшая вода. Умение применять навыки познавательно – исследовательской деятельности с водой, льдом и снегом в повседневной  жизни. Развитие любознательности, внимания к природным явлениям. Обучение аккуратности в играх со снегом и льдом.

Результаты исследовательского проекта «Снег и лёд»

Наблюдаем и рассматриваем снежинкиH:\Средняя группа\Опыты со снегом и льдом\Рассматривание снега\IMG-20211201-WA0041.jpg

H:\Средняя группа\Опыты со снегом и льдом\Рассматривание снега\IMG-20211201-WA0039.jpgH:\Средняя группа\Опыты со снегом и льдом\Рассматривание снега\IMG-20211201-WA0056.jpg

H:\Средняя группа\Опыты со снегом и льдом\Рассматривание снега\IMG-20211201-WA0055.jpg

Что находится между снежинками?H:\Средняя группа\Опыты со снегом и льдом\Где снег\20211202_104947.jpgH:\Средняя группа\Опыты со снегом и льдом\Где снег\20211202_104953.jpg

H:\Средняя группа\Опыты со снегом и льдом\Где снег\20211202_104834.jpg

Свойства льда

H:\Средняя группа\Опыты со снегом и льдом\Где снег\20211130_113906.jpgH:\Средняя группа\Опыты со снегом и льдом\Где снег\20211130_113933.jpg

H:\Средняя группа\Опыты со снегом и льдом\Опыт со льдом\20211130_115036.jpgH:\Средняя группа\Опыты со снегом и льдом\Опыт со льдом\20211130_115050.jpg

Лепка из снега

H:\Средняя группа\Опыты со снегом и льдом\Лепка из снега\20211130_104845.jpg

H:\Средняя группа\Опыты со снегом и льдом\Лепка из снега\20211202_111249.jpgH:\Средняя группа\Опыты со снегом и льдом\Лепка из снега\IMG-20211201-WA0027.jpg

H:\Средняя группа\Опыты со снегом и льдом\Лепка из снега\20211130_104934.jpg

H:\Средняя группа\Опыты со снегом и льдом\Лепка из снега\IMG-20211201-WA0037.jpg

Опыт «Цветные льдинки»H:\Средняя группа\Опыты со снегом и льдом\Цветные льдинки\20211202_104049.jpg

H:\Средняя группа\Опыты со снегом и льдом\Цветные льдинки\IMG-20211201-WA0052.jpgH:\Средняя группа\Опыты со снегом и льдом\Цветные льдинки\IMG-20211201-WA0042.jpg

H:\Средняя группа\Опыты со снегом и льдом\Цветные льдинки\20211202_104353.jpg

H:\Средняя группа\Опыты со снегом и льдом\Цветные льдинки\20211202_104616.jpg

H:\Средняя группа\Опыты со снегом и льдом\Цветные льдинки\20211202_104647.jpg

Опыт «Выращивание снега»

G:\Средняя группа\Опыты со снегом и льдом\Сравнение снега\20211202_100636.jpgG:\Средняя группа\Опыты со снегом и льдом\Сравнение снега\20211202_100700.jpgG:\Средняя группа\Опыты со снегом и льдом\Сравнение снега\20211202_100703.jpgG:\Средняя группа\Опыты со снегом и льдом\Сравнение снега\20211202_100753.jpgG:\Средняя группа\Опыты со снегом и льдом\Сравнение снега\20211202_100710.jpg

Опыт «Выращивание кристаллов снега»G:\Средняя группа\Опыты со снегом и льдом\Выращивание кристаллов снега\20211201_153803(0).jpg

G:\Средняя группа\Опыты со снегом и льдом\Выращивание кристаллов снега\IMG-20211201-WA0051.jpgG:\Средняя группа\Опыты со снегом и льдом\Выращивание кристаллов снега\IMG-20211201-WA0045.jpgG:\Средняя группа\Опыты со снегом и льдом\Выращивание кристаллов снега\IMG-20211201-WA0044.jpg

G:\Средняя группа\Опыты со снегом и льдом\Выращивание кристаллов снега\20211201_153854.jpg

Аппликация «Елка в снегу»

G:\Средняя группа\Опыты со снегом и льдом\Аппликация\20211202_091814.jpgG:\Средняя группа\Опыты со снегом и льдом\Аппликация\20211202_092340.jpgG:\Средняя группа\Опыты со снегом и льдом\Аппликация\20211202_090119.jpg

Вывод:

Экспериментально – исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Опыты, эксперименты помогают развивать мышление, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Нужно чтобы знания ребенок получал не только через глаза и уши, чтоб они проходили и через руки, через деятельность, тем самым ребенок получит большой опыт первооткрывателя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мини проект «Зима спешит, хлопочет…Укутала в снега…»

Цель Расширять представление о зиме. Формировать представление о безопасном поведении зимой. Формировать исследовательский и познавательный интерес  в ходе экспериментирования с водой и льдом. Во...

Проект снег снег снеговик в группе раннего возраста

       Развитие познавательных и творческих способностей детей в процессе ознакомления  со снегом и экспериментальной деятельности с водой....

Мини – проект по познавательно – исследовательской деятельности «Удивительный снег»

Цель проекта:продолжать знакомить детей с явлениями неживой природы.изучение процесса образования сосулек и их свойствпрактически определить свойства , снега сосулек Задачи пр...

Познавательно-исследовательский проект: "Снег и лёд" (исследование удивительных свойств снега и льда).

Неожиданно в группе появились загадочные варежки! Одна варежка была наполнена снегом, а в другой была льдинка!!!...

мини-проект "Зачем нужен снег"

С помощью исследовательской деятельности познакомить детей со свойствами снега...

Педагогический проект «Снего-снего-снегопад» для детей старшего дошкольного возраста.

Проект «Снего-снего-снегопад» способствует созданию необходимых условий по формированию у дошкольников целостного представления о неживой природе в зимнее время, конкретизируя знания детей...

Мини - проект: " Снег - снежок"

Исследовать, что такое снег, изучить его свойства. Развитие познавательного опыта в процессе исследовательской деятельности....