Дополнительная общеразвивающая программа «Познавайка»
рабочая программа по окружающему миру (старшая группа)

Ю.В.Васильева

Программа дополнительного образования «Познавайка» направлена на формирование познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.

Требования к современному дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия.

Работа в кружке по подготовке к школе позволяет приобщать ребенка к игровому взаимодействию используя различные приёмы, обогащать его математические представления, совершенствовать речь и расширять словарь, интеллектуально развивать дошкольника.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavayka.docx43.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «детский сад № 60 «Заинька»

Принято

На педагогическом совете

 № 1 от 03.09.2020 года

        

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МБДОУ «детский сад № 60 «Заинька»

______________________Е.В. Черникова

Дополнительная

 общеразвивающая

 программа 

«Познавайка»

для детей 5-6 лет

                                                                                               

        

Тамбов 2020

Целевой раздел

Пояснительная записка

Программа дополнительного образования «Познавайка» направлена на формирование познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.

Требования к современному дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия.

Работа в кружке по подготовке к школе позволяет приобщать ребенка к игровому взаимодействию используя различные приёмы, обогащать его математические представления, совершенствовать речь и расширять словарь, интеллектуально развивать дошкольника.

Проблемно-поисковые ситуации, которые используются в обучении, способствуют развитию математических представлений на основе эвристических методов, когда понятия, свойства, связи и зависимости открываются ребенком самостоятельно, когда им самим устанавливаются важнейшие закономерности.

Деятельность кружка способствует формированию активного отношения к собственной познавательной деятельности, рассуждать о них, объективно оценивать ее результаты.

Основная дидактическая идея - развитие познавательных процессов у детей будет более активным и эффективным, если оно осуществляется в процессе учебной деятельности ребенка, что осуществляется специальным подбором и структурированием заданий, формой их представления, доступной и увлекательной для детей этого возраста.

Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе, используются практический метод, метод дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, при этом ведущим остается практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать материал, проводя эксперименты, наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т. п.

Большое внимание уделяется формированию умений общаться с педагогом, с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо, работать со счетным материалом, пользоваться тетрадью и др.

Использование специально отобранного содержания обучения и методов работы с ним поможет и позволит приблизить общее развитие детей на уровень, необходимый для успешного изучения программного материала начальной школы.

Процесс обучения чтению включает два периода: первый - ориентировка и овладение ребёнком звуковой стороны речи, второй - освоение знаковой системы языка.

Программа «Познавайка» разработана в соответствии с действующим Федеральным государственным общеобразовательным стандартом (ФГОС приказ №1155 от 17 октября 2013 года). Программа разработана на основе общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Рекомендована, как программа дополнительного образования к основной общеобразовательной программе дошкольного образования, реализуемой в дошкольном учреждении МБДОУ «Детский сад № 60 «Заинька».

Новизна

Новизна состоит в том, что данная программа дополняет и расширяет знания при помощи игровых приёмов как на занятиях по развитию речи так и на занятиях по окружающему миру, параллельно готовя и руку ребёнка к письму, не выделяя при этом обучение письму в отдельную деятельность. Вышесказанное прививает у детей интерес к обучению и позволяет использовать эти знания на практике. Одним из новых подходов позволяющим компенсировать негативное влияние повышенных интеллектуальных нагрузок является применение такой формы как интегрированная образовательная деятельность. Во время интегрированной деятельности объединяются в нужном соотношении в одно целое элементы математического развития и физической, социальной деятельности, элементы развития речи и конструктивной, изобразительной деятельности, ознакомление с окружающим миром, удерживая при этом внимание детей разных темпераментов на максимуме.

Цели и задачи.

Содержание программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способности детей. Охватывает следующие образовательные области:

-познавательное развитие

-речевое развитие

-социально-коммуникативное развитие

-художественно-эстетическое развитие

-физическое развитие

Ведущей целью программы «Познавайки» является создание условий, соответствующих возрастным особенностям и возможности детей для развития познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Реализация данной цели осуществляется через решение следующих задач:

  • обеспечение преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием;
  • развитие у детей мыслительных операций (анализ, классификация,

обобщение, сравнение), познавательных процессов (восприятие, внимание, память, воображение), познавательно-исследовательской, продуктивной деятельности, мелкой моторики рук, интеллектуально – творческого потенциала;

  • обучение видеть красоту окружающего мира, стремиться познать его;
  • воспитывать интерес к интеллектуальным играм, формировать стремление доводить дело до конца, доброжелательное отношение к сверстникам.

Главное назначение программы кружка в том, чтобы научить детей точно и ясно выражать свои мысли, раскрыть их творческие способности, развить у ребят интерес и внимание к слову к его эмоциональной окраске, воспитывать бережное отношение к природе. Программа направлена на всестороннее развитие и предполагает повысить функциональную готовность ребенка к учёбе, поможет облегчить адаптацию ребенка к школе. Особое внимание уделяется развитию речи, вниманию и памяти, приобретению первичных навыков письма. Программа построена с учётом дифференцированного проявления различных трудностей.

В ходе занятий детям прививаются ответственное отношение к труду и художественный вкус. Программа предусматривает создание вокруг ребенка положительной атмосферы.

Приёмы и методы: словесные, наглядные, творческие, репродуктивные, проблемные, занятия с использованием ИКТ.

Формы: игры и продуктивная деятельность, индивидуальные, групповые.

Основные принципы работы:

  • учет индивидуальных особенностей и возможностей детей старшего дошкольного возраста;
  • комплексный подход;
  • систематичность и последовательность;
  • вариативность занятий;
  • наглядность.

Организация деятельности  и режим  кружка «Познавайка»:

 Кружок проводится  8 раз в месяц, 2 раза в неделю, во вторую половину дня,  продолжительностью  20 минут (согласно СанПиН) занятиях по:

  • подготовке к обучению чтению (1 и 3 неделя месяца)
  • ознакомлению с окружающим миром (2 и 4 неделя месяца).

Каждое занятие состоит из 3-х частей:

Вводная часть - 3 мин.

Основная часть - 15 мин.

Заключительная часть - 2 мин.

Форма организации детей – подгрупповая, групповая.

В качестве подведения итогов планируется провести открытые занятия, игровые конкурсы, викторины.

Неотъемлемым элементом каждого занятия являются пальчиковые игры и физкультминутки. Включение упражнений на развитие пальцевой моторики в физкультминутки играет положительную роль в обучении детей. Это позволяет:

– регулярно стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на развитии речи детей;

– совершенствовать внимание и память – психические процессы тесно связаны с речью;

– облегчить усвоение навыков письма будущим школьникам;

– вызывать у детей интерес и яркий эмоциональный настрой.

Длительность физкультпаузы в одном занятии составляет 3-5 минут. В каждой физкультпаузе содержится большое количество разнообразных пальцевых движений, и они по смыслу сочетаются с произносимыми стихами.

Ожидаемый результат взаимодействия с детьми: 

Ребенок должен уметь:

1) отчётливо и ясно произносить слова

- выделять из слова звуки;

- находить слова с определенным звуком;

- определять место звука в слове;

- составлять предложения на заданную тему;

- пересказывать сказку, рассказ с опорой на иллюстрацию;

- ориентироваться на странице тетради.

2) называть числа в прямом и обратном порядке в пределах 10

- соотносить число предметов с цифрой;

- составлять и решать задачи на сложение и вычитание.

3) распознавать знакомые растения и животных по рисункам

- перечислять в правильной последовательности времена года;

- называть основные признаки времен года.

Дети должны знать:

- буквы алфавита;

- как получается каждое число первого десятка (+, - 1);

- цифры 0-9, знаки;

- название месяцев, последовательность дней недели.

Календарно-тематический план кружка «Познавайка»

Тема

Сентябрь

1,2

Звук и буква А, игра «Подбери словечко».

Звук и буква О, игра «Доскажи словечко».

3,4

Времена года. Осень.

Сравнение предметов по цвету, форме, длине, толщине.

Осень в лесу. Разучивание стихов об осени.

Осенние листья. Штриховка, раскраска.

5,6

Звук и буква У, игра «Подбери словечко».

Звук и буква Ы, игра «Придумай слово с буквой»

7,8

Дары осени.

Группа предметов. Счет предметов в группе (порядковый, количественный) 

Дары осени: овощи, фрукты. Инсценировка. Что нам осень принесла?

Лепка: овощи, фрукты.

Октябрь

9,10

Чтение слов АУ, У А, закрепление пройденного материала в игре-соревновании.

11.12

Знакомство с народным творчеством. Дары осени.

Счет предметов. Отношения «перед», «за», «между».

Сказка «Репка». Число. Цифра 1.

Дары осени (продолжение) Устное народное творчество. Чтение сказки «Вершки и корешки».

Подготовка к письму: овощи, фрукты (штриховка)

13,14

Звук и буква JI, чтение слогов, отгадывание загадок.

Звук и буква М, чтение слогов, чтение слов, ударение.

15,16

Наши домашние питомцы.

Счет предметов. Сравнение групп предметов по количеству. Отношения «слева», «справа». Число 2, цифра 2. Знаки «+»,«-», «=».

Деление предложений на слова. Составление предложений по заданию о домашних животных.

Чтение ст. С. Маршака «Усатый полосатый».

Игра на развитие внимания.

Изобразительная и трудовая деятельность.

Аппликация из геометрических фигур «Котенок»

Ноябрь

17,18

Звук и  буква Н, Разучивание стишков на звук Н

Звук и буква Н, чтение слогов, знакомство с предложением.

19,20

Мои любимые игры и игрушки.

Счет предметов от 1 до 10 и обратно. Соседи числа, число последующие, предыдущее. Отношения «выше», «ниже». Графический диктант. Число и цифра 3. Получение, состав.

Рассказы о любимых игрушках. Деление слов на слоги.

Отгадывание загадок. Обучение полным ответом на вопросы.

21,22

Закрепление        пройденного        материала, гласные и согласные звуки и буквы, чтение слогов.

Буква Я, (буква Я обозначает два звука [й], [а].) чтение слогов, учимся отвечать на вопросы.

23,24

Игры и игрушки. Мячи.

Счет до 10 и обратно. Сравнение групп предметов. Уравнивание групп предметов. Число и цифра 4. Получение, сравнение. Обучение грамоте.

Чтение стихотворение С. Маршака «Мяч». Рассказы детей о любимых играх с мячом. Деление слов на слоги. Звуки гласные и согласные. Игры на развитие логического мышления.

Рисование и штриховка.

Декабрь

25,26

Буква Ю, (состоит из двух звуков: й и у) чтение слогов.

Буква Е, (состоит из двух звуков й и э) чтение слогов, разучивание четверостиший.

27,28

Игры и игрушки. Движущиеся игрушки. Транспорт.

Понятие «последовательность». Счет предметов. Образование числа 5, цифра 5. Чтение и составление математических выражений. Сложение и вычитание.

Отгадывание загадок. Игры на развитие памяти и внимания.

Аппликация из геометрических фигур «Грузовик»

29,30

Буква Ё,( состоит из двух звуков й и о), чтение слогов

Буква И, чтение слогов, разучивание четверостиший.

31,32

Игры и игрушки «Кукольный театр»

Счет по порядку в прямом и обратном направлении, через ступеньку. Состав чисел в пределах 5. Решение простейших задач. Обучение грамоте.

Диалоги с куклами из кукольного театра.

Игра «Разведчики» (развитие внимания и памяти)

Рисование нарядов для кукол из кукольного театра. Знакомство с рабочей строкой в тетради.

Январь

33

Деление слов на слоги, игра "волшебный мяч"                            

 Звуки Г-К, ГБ- КБ , буквы Г,К, чтение слогов, составление предложений с заданным словом.

34,35

Время года - зима.

Нумерация (устная) в пределах 10. Образование чисел предыдущих и последующих. Состав чисел в пределах 5. Задача и ее составные части.

Обучение грамоте.

Гласные звуки и буквы А, О, И, У, Ы. Определение места этих звуков в словах. Обучение полным ответом на вопросы.

Рисование снежной крепости

Рисование на тему «Зима»

36,37

Звуки В- ВЬ,Ф - ФЬ, буквы В.Ф, чтение слогов, разучивание четверостиший.

38,39

Зимние игры и забавы.

Счет до 20 и обратно. Число и цифра 7. Состав числа 7. Решение задач. Чтение математических выражений. Графический диктант «Снежная мишень»

Чтение стихотворения А. Блока «Ветхая избушка». Составление рассказов по картине «Зимние забавы». Игровые упражнения на развитие внимания.

Изготовление аппликации «Снеговик»

Февраль

40,41

Звуки 3 - 3Ь , С -СЬ, буквы 3,С, чтение слогов

Звуки Б -БЬ, П -ПЬ, буквы Б,П, чтение слогов

42,43

Зимние праздники.

Счет до 20 и обратно. Числа последующие и предыдущие. Счет «через ступеньку». Состав чисел 6, 7. Задачи.

Зимние колядки, стихи. Масленица.

Согласный звук и буква К, Г. Обучение чтению слияний и простейших слов.

Праздничная гирлянда.

44,45

Звуки X- ХЬ, буква X, чтение слогов, разучивание четверостиший.

Звуки и буквы Ж - Ш, чтение слогов, слов

46,47

Зоопарк. Хищники.

Счет до 20. Число и цифра 8. состав числа 8. Решение задач.

Чтение учителем кн. Г. Снегирева. Рассматривание иллюстраций. Выделение признаков хищных животных.

Наши птицы.

Счет и нумерация в пределах 20. Состав чисел 6, 7, 8. Составление задач по рисункам. Решение задач. Запись выражений.

Рассказы детей по иллюстрациям. Логические игры.

Март

48,49

Звуки и буквы Ч - Щ, чтение слогов

Звук и буква Ц, чтение слогов, игра "доскажи словечко"

50,51

Мамины помощники.

Число и цифра 9. Получение числа 9, состав. Логические задачи. Запись решения задач с помощью карточек с цифрами и знаками.

Логические упражнения по теме «Посуда»

Аппликация «Открытка для мамы»

52,53

Звук        и буква Й, чтение        слов

Буквы Ь и Ъ; чтение слов, учимся задавать вопросы.

54,55

Времена года. Весна.

Отработка знаний нумерации в пределах 20. Отработка знания состава чисел 6-9. Решение задач. Составление математических выражений.

Чтение стихов, загадок о весне. Беседа по прочитанному. Игровые упражнения на развитие памяти.

Рисование по теме «Весна»

Апрель

56,57

Закрепление пройденного материала: чтение слов,

составление предложений, рифма

Закрепление пройденного материала: алфавит, чтение слогов.

58,59

Весенние цветы.

Число 10. Получение числа, запись, состав числа 10. Решение задач.

Чтение текста о весенних цветах. Пересказ детьми содержания текста.

Изготовление аппликации «Одуванчики» (по шаблонам)

60,61

Закрепление пройденного материала, игра "Доскажи предложение"

Закрепление пройденного материала, гласные буквы.

62,63

Птицы и звери весной.

Счет прямой и обратный пределах 20.

Состав чисел в пределах 10. Решение задач.

Игры на развитие логического мышления.

Май

64,65

 Закрепление пройденного материала, согласные буквы Закрепление пройденного материала, глухие согласные

66,67

 В мире книг. Моя любимая книга.

Счет в пределах 20. Состав чисел в пределах 10.

Решение задач.

Рассказы детей о любимых книгах. Библиотека (экскурсия)

68,69

Закрепление пройденного материала, звонкие согласные

Закрепление пройденного материала: парные звуки, составление и чтение слогов, повторение алфавита

70,71

Согласные звуки и буквы В, Ф. Чтение слов с изученными буквами.
В мире книг. Стихи.

72

По дорогам сказки.

Закрепление изученного. Подведение итогов.

Механизм оценки результатов освоения программы:

  • наблюдение за детьми, беседы индивидуальные и групповые, а также беседы с родителями.
  • формирование навыка слушателя: ответы на вопросы по тексту, иллюстрирование текста.
  • взаимодействие в коллективе: игры, наблюдение, беседы с родителями, тесты.

Мониторинг осуществляется в течение года.

 Диагностика помогает вовремя заметить отклонения от «нормы» речевого и познавательного развития, оказать ребенку помощь, обратить внимание родителей на проблемы. В начале и конце года учебного года, она позволяет выяснить подготовленность к следующему возрастному этапу обучения, а так же спланировать индивидуальную работу с ребенком.

Организационный раздел

 Развитию познавательных интересов способствует предметно-развивающая среда. Она соответствует всем требованиям ФГОС:

Среда насыщенная, предоставляет ребенку возможность для активного исследования и решения задач. Содержит современные материалы: учебный уголок, материалы для формирования сенсорного развития, экспериментальная лаборатория, игровая зона.  

Наиболее эффективная форма проведения занятий в средней группе: групповая. Данная форма позволяет детям усвоить программный материал, обеспечивает их работоспособность, способствует контакту педагога с каждым ребенка.

Срок реализации: программа рассчитана на 1 год обучения.

Методическое обеспечение программы.

1. Колесникова Е. В. Программа «От звука к букве».3-е изд.- М.: ТЦ «Сфера», 2013 г.-98 с.

2. Степанова О. А. «Подготовка детей к школе». М. «Сфера», 2012г.

3. Кузнецова Е. В., Тихонова И. А. Ступеньки к школе: Обучение грамоте детей с нарушениями речи. М. «Сфера», 2012 г.

4. Гурьева Н. А. Год до школы. Развиваем память: упражнения. Спб, «Светлячок», 1999 г.

5. Наглядно – дидактические пособия «Грамматика в картинках»: Ударение, Говори правильно, Словообразование, Антонимы, Многозначные слова, Один-много, Множественное число. – М. «Мозаика - синтез»

  1. «Ребенок в мире поиска» О.В. Дыбина. – Сфера, М.2005 г.
  2. "Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников" О.В. Дыбина. – Сфера, М.  с. 2013 г.
  3. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду С. Н. Николаева. – Мозаика Синтез, М. 2010 г.
  4. «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – Мозаика Синтез, М. 2014 г.