Целевая прогулка – наблюдения «Белая береза в золоте стоит» в группе компенсирующей направленности. В рамках итогового события : «Прощай, лето, здравствуй, осень»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Солодова Ольга Борисовна
Целевая прогулка – наблюдения «Белая береза в золоте стоит» в группе компенсирующей направленности.
В рамках итогового события : «Прощай, лето, здравствуй, осень»  
 
                                                              Воспитатель : Солодова О.Б.
 
Цель: обогащать знание детей о деревьях в осеннее время.
закреплять навык употребления в речи предлогов, глаголов, слов- признаков;
закреплять навык правильного согласования прилагательного с существительным в числе, падеже;
продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением; закреплять у детей навык диалогической речи;
Систематизировать и закреплять знания детей о деревьях ближайшего окружения, названия частей дерева (корень, ствол, листья, образующие крону, плод с семенами).
Развивать умение определить дерево по листу.
формировать интерес к окружающему, эмоционально-целостное отношение к нему; воспитывать бережное, заботливое отношение ко всему живому (в частности к деревьям: беречь, охранять).
Закрепление знаний детей о приметах осени, осенних изменениях в природе, развитие наблюдательности, желания любоваться красотой природы
развивать мышление, самостоятельность, инициативу, коммуникативные, рефлексивные, исследовательские навыки, мелкую моторику рук, ловкость, быстроту реакции в подвижных играх; совершенствовать двигательные навыки.
Предварительная работа:
Рассматривание картин, иллюстраций на осеннюю тематику. Беседы, чтение, заучивание стихов об осени.
Ход занятия:
Ребята, отгадайте загадку:
Пришла без красок и без кисти
И разукрасила все листья.
Давайте встанем в круг. Будем передавать волшебную
палочку, и называть красивые слова: осень какая? (золотая, тихая, ласковая, разноцветная, пестрая, щедрая, богатая...)
Обратить внимание детей на красоту осени. Предложить детям самим проверить, как шуршат листья.
- А вы знаете, почему листья опадают?
- Нравятся ли вам цветные листочки?
- Любите ли вы их собирать? Почему?
- Что вы с ними делаете?
- Ребята, а всегда так бывает, что на земле много листьев?
- А летом так бывает?
- А весной так бывает?
- А в какое же время года на земле лежит «ковер» из листьев?
Листопад, листопад
Листья желтые летят
Под ногами шелестят.
И летят, летят, летят…
Листопад – это когда деревья сбрасывают листву, готовятся к зимним холодам. Листочки укроют землю сплошным ковром и защитят корни деревьев от морозов. Земля под опавшими листьями глубоко не промерзнет, под тяжестью снега сильно не уплотнится, сохранит воздух, что очень важно для различных обитателей почвы, которые рыхлят землю и делают ее плодородной. Весной под опавшей листвой земля дольше сохраняет влагу растаявшего снега. Опавшие листья на земле – это не мусор, они нужны почве и растениям, которые на ней растут.
Подвижная игра 
 «Мы осенние  листочки»
Мы – листочки, мы – листочки,
Мы – осенние листочки.
Мы на веточке сидели,
Ветер дунул – полетели.
(Дети стоят врассыпную, руки с листочками подняты вверх – раскачивают ими).
Мы летали, мы летали,
А потом летать устали.
Перестал дуть ветерок –
Мы присели все в кружок.
(Дети разбегаются в разные стороны, помахивая листочками — приседают, поднимая листочки над головой).
Ветер снова вдруг подул
И листочки быстро сдул.
Все листочки полетели.
И на землю тихо сели.
(Вновь разбегаются, помахивая листочками, подбрасывают их вверх, изображая листопад).
Ребята, обратите внимание на то, откуда деревья начинают желтеть.
Осенью воздух холодный и поэтому деревья начинают желтеть с вершины, где они менее защищены от ветра. Раньше всех желтеет береза.Потрогайте кору руками, погладьте ее, понюхайте – запомните, какая она на ощупь, как пахнет. Посмотрите, как она рада, что вы к ней пришли, как качает она своими ветками, как будто с вами здоровается.
А теперь послушайте внимательно и отгадайте, про какое дерево я вам расскажу.
Гладкий и чистый ствол. Листья его похожи на короны. Это праздничное дерево. Это дерево любит яркий солнечный свет. Его плоды–крылатки. В жаркий летний день хорошо отдохнуть под развесистыми ветками этого дерева.
Распустились листья клена,
Царская у клена крона.
Лист кленовый как корона
Из корон у клена крона.
Все клены стали рыжие
Но не один не дразнится.
Все равно мы рыжие Кому, какая разница.
Ветер тихо клен качает
Вправо влево наклоняет,
Раз наклон, два наклон
Зашумел листвою клен.
Дети произносят звук «Ш-ш-ш».
Ребята, под деревом уже много опавших листьев, возьмите их в руки, рассмотрите внимательно, погладьте листок рукой, расскажите из чего состоит лист?
Его стебелек называется черешком. К черешку прикрепляется пластинка листа, на котором хорошо заметны жилки. Весной и летом по жилкам в лист поступает вода. В нижней части осеннего листа черешок становится широким и твердым. Это помогает листу отделиться от дерева. Поищите на дереве место, где были прикреплены листья. Как вы думаете, ребята, когда листья опадают больше: в сухую погоду или во влажную, после дождя? (После дождя листья опадают больше, так как от воды они намокают, становятся тяжелыми и падают на землю. Это явление называется листопад...)
(Рассказы детей).
А как вы догадались, что клен и береза – деревья, а не кустарники?
Пальчиковая гимнастика:
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем листья собирать.
Лист березы, лист рябины,
Листики тополя, листик осины,
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет принесем.
Лист осенний и волшебный,
Будет в руки к вам летать
И вопросы задавать.
Воспитатель: - Ребята, давайте мы поиграем в игру.
Кому я дам лист, тот отвечает на вопрос.
Листья осенью (что делают?) — Листья осенью желтеют, опадают и т.д.
Дождь осенью — Дождь осенью моросит, идет и т.д.
Урожай осенью — Урожай осенью убирают.
Птицы осенью — Птицы осенью улетают.
Деревья осенью — Деревья осенью роняют листья.
Звери осенью — Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки
Солнце осенью – Меньше светит и не греет.
Люди осенью – Одеваются теплее.
Ветер осенью – Дует. (детям при ответе дается лист дерева)
Возьмите опавшие листочки в руки.
Слышите, как деревья шелестят ветками, я сейчас заколдую вас, и вы станете деревьями.
Поднимите свои руки-ветки и пошелестите листочками. Расставьте ноги по шире и представьте, что это ваши корни, чувствуете, как они крепко держат вас в земле? Да замечательные деревья выросли у нас!
Игра малой подвижности
«Кто построит самую длинную дорожку из листьев?»
Дыхательная гимнастика.
Подышим ароматом осени.
Воспитатель: возьмите лист и тихонечко подуйте на него. А теперь с силой подуем на листочки. 
 Вот какой листопад у нас с вами получился.
Подвижная игра
   «Раз, два, три – к дереву беги» (по листочку догадаться, какое это дерево и бежать по сигналу к нему).
Игра «Четыре времени года» (на слова – осень – дети кружатся, зима – приседают, весна –стоят, раскачивая руками влево-вправо, лето – руки поднять вверх).
Игра с мячом «Назови ласково дерево»
Воспитатель (ведущий, бросая мяч игроку, говорит название дерева. Ребенок, возвращая мяч, называет дерево ласково: рябина – рябинушка, дуб – дубочек и т. д. 
Молодцы ребята ! Но нам пора возвращаться в детский сад.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tselevaya_progulka_osenyu.docx1.92 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Прощай Лето, здравствуй Осень.

Сценарий развлечения к 1 Сентября....

Конспект музыкально-познавательного развлечения "Прощай лето! Здравствуй осень!"

Прививать любовь к природе, формировать дружеские отношения, создать радостное настроение....

Конспект спортивного праздника "Прощай лето, здравствуй осень!"

Спортивный праздник «Прощай лето, здравствуй осень!»          Инструктор по ФКАнтонова Н.Ю. «Прощай лето, здравствуй осень!»Зв...

КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (18.09.17.-24.09.17) Группа: Разновозрастная (6мес- 3 года) Тема месяца: «Прощай лето, здравствуй осень!». Тема недели: «Осень – Сбор урожая, знак

КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (18.09.17.-24.09.17)Группа: Разновозрастная (6мес- 3 года)        Тема месяца: «Прощай лето, здра...

Сценарий праздника: «Прощай Лето, здравствуй Осень!»

Сценарий праздника: "Прощай Лето, здравствуй Осень!"...