Организация мини-музея в дошкольном учреждении
статья по окружающему миру

Павлова Евгения Сергеевна

Поэтапное создание мини-музея в дошкольном учреждении

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_mini-muzeya.docx17.5 КБ

Предварительный просмотр:

Организация мини-музея в детском саду.

Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей. Основной целью музейной педагогики является: приобщение к музеям подрастающего поколения, творческого развития личности.

В детских садах создаются экспозиции мини-музея, которые имеют четкую определенную тематику. Создание мини-музея – очень трудоемкая работа, которая состоит из нескольких этапов.

  • 1 этап:

На первом этапе необходимо выбрать тему мини-музея. Тематика может быть разнообразной, но должна учитывать возраст воспитанников, на которых направленна организация мини- музея.

  • Музей одного предмета:

- кукол (ознакомление с историей кукол; видами кукол; материалами для их изготовления в разные исторические периоды)

- кошек, собак (экспозиция может быть посвящена образу данного животного в литературе, живописи, скульптуре и другим формам изображения и упоминания животных)

- книга (история возникновения книги, возникновение грамоты, развитие книжно-печатного дела, современная печатная продукция)

  • Музей собирательных (разнообразных) образов:

- герои русских народных сказок

- музей народных промыслов

- музей истории родного города

  • 2 этап:

Постановка целей и задач перед родителями и детьми.

Проведение мероприятий:

- родительское собрание

- консультация

- Индивидуальная работа

  • 3 этап:

Сбор экспонатов и регистрация их в каталоге. Сбор экспонатов – это совместная деятельность педагога, родителей и детей.

  • 4 этап:

Выбор места или помещения.

  • 5 этап:

Оформление мини-музея – использовать для расположения музея можно различные части группы – раздевалка, стены и даже лестничные площадки, рядом с группой.

  • 6 этап:

Разработка плана работы, мероприятий с детьми и родителями, конкурсы, выставки.

  • 7 этап:

Выбирать из группы детей экскурсоводов и проводить экскурсии по мини-музею для родителей и воспитанников из других групп детского сада.

Экскурсии позволяют выявить творческие способности детей; расширить их представление о содержании музейной культуры; создание творческого общения.

Можно проводить обзорные или тематические экскурсии, познавательные беседы или тематические выставки.

Поэтапная организация мини-музея «Родной город – Санкт-Петербург»

1 этап:

Тема нашего мини-музея «Родной город – Санкт-Петербург» - посвящен истории, достопримечательностям и современной жизни города.

2 этап:

Наша задача организовать для детей из старшей группы ДОУ мини-музей для ознакомления и изучения истории города, в котором они живут; знакомство с достопримечательностями города; отслеживании и по возможности участии в настоящей жизни города. В современном мире жизнь города очень динамична – проходит много интересных мероприятий и событий, в которых можно участвовать как очно, так и заочно (он-лайн).

Для решения поставленных целей:

- проведем собрание с родителями, посвященное организации нашего мини-музея: обговорим  у кого какие возможности есть для оказания помощи в организации – сделать стенды для фотографий и статей,

склеить макеты достопримечательностей, нарисовать плакаты и указатели для проведения экскурсий.

- Разработаем индивидуальные программы прогулок (для желающих) – чтобы сделать современные фотографии города. Это нам понадобиться для создания стендов «Было/стало».

3 этап:

        Начинаем собирать экспонаты для нашего мини-музея:

  • Рисунки детей
  • Книги о Санкт-Петербурге
  • Фотографии разных лет (из семейных архивов)
  • Современные фотографии
  • Макеты достопримечательностей

Сортируем по тематике и вносим в каталог – в нашем мини-музеи основная экспозиция будет разделена на периоды – от основания города, до настоящего времени. И отдельно будет стенд или стеллаж или отдельная стена – для отдельной подтемы, которая будет меняться раз в две недели и за ее содержание будет отвечать каждый раз разный воспитанник. Он это будет делать с помощью родителей и воспитателя. Так же воспитанник будет проводить мини-экскурсию по своей экспозиции.

4 и 5 этап:

Для расположения нашего мини-музея будем использовать стенку лестницы, которая ведет в группу – на ней будет расположен герб города и портрет Петра I, а также стенды с историей постройки города в картинках и небольших информационных текстах (напечатанных или написанных крупными буквами).

Далее одна стена в раздевалке, на которой можно закрепить несколько демонстрационных полочек и на них поставить макеты достопримечательностей. И повесить стенды с фотографиями и картинками развития города, его изменения и т.д. Отдельный стенд можно сделать – где будут время от времени меняться фотографии детей и их родителей, после прогулок по городу.

И уже в группе сделать отдельные стенды и стеллаж для истории отдельных достопримечательностей и событий города.

И обязательно отдельное пространство для индивидуальной работы детей (по очереди) с помощью родителей и педагогов.

6 и 7 этап:

Экскурсии по мини-музею проводит как воспитатель, так и воспитанники. Воспитатель рассказывает общую ознакомительную информацию на выбранную тему и проводит общую обзорную экскурсию. А воспитанники готовят с родителями доклад или мини-экскурсию по отдельным достопримечательностям, представленным в экспозиции, и еще как уже написано было ранее каждый ребенок по очереди готовит свою мини-экспозиции.

Так как экспозиция музея со временем будет дополняться, изменяться и взрослеть вместе с воспитанниками – то к моменту выпуска данной группы детей можно будет провести праздник мини-музея – провести викторину для детей и взрослых, и по окончании праздника выдать детям дипломы «знатоков Родного Города».

А также, если делать на протяжении существования музея фотографии детей-экскурсоводов, фото экспозиции, индивидуальных экспозиций, то можно будет сделать фотовыставку жизни музея – и опять таки пригласить родителей. И учитывая современные технологии можно даже смонтировать небольшой фильм про детей-экскурсоводов. Ведь наш музей даст не только информацию о любимом и родном городе. Он научит работать как в команде, так и индивидуально, но и позволит ребятам научиться самовыражаться, не стесняться аудитории, не стесняться своих ошибок и оговорок. А некоторым детям и родителям поможет научиться находить общий язык и поспособствует совместной деятельности, потому что в современном мире очень часто сами не могут найти время на общее времяпрепровождение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация мини-музеев в дошкольном учреждении.

Опыт работы по организации мини-музеев в детском саду. Тематика, наполненность, дидактические задачи....

Консультация для воспитателей "Организация мини-музея в условиях дошкольного образовательного учреждения"

Уважаемые коллеги предлагаю вам консультацию по теме: "Организация  мини-музея в условиях дошкольного образовательного учреждения"....

Консультация для воспитателей Организация мини-музея в условиях дошкольного образовательного учреждения

Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду....

Консультация для воспитателей «Организация мини-музея в условиях дошкольного образовательного учреждения»

Консультация для воспитателей«Организация мини-музея в условиях дошкольного образовательного учреждения»...

"Организация мини-музея в условиях дошкольного образовательного учреждения"

В настоящее время проявляется всё больший интерес к традициям, истории, культуре своей малой родины. Сегодня мини-музеи - неотъемлемая часть развивающей среды многих дошкольных учрежден...