Волшебное электричество
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)

Зайцева Надежда Андреевна

Обобщать знания детей об электричестве.

Познакомить детей с причиной возникновения и проявления электричества.

Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.

Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

Создание оптимальных условий для эффективной деятельности детей с  повышенной обучаемостью, имеющих затруднения в освоении программного материала.

Сочетание индивидуальной, групповой и фронтальной работы.

Использование методов, приемов, форм обучения, максимально учитывающих индивидуальные особенности дошкольников: умение работать в парах, подгруппах, группах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_opytno-eksperement_deya-t_zaytseva_n._a.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное  образовательное  учреждение

«Детский сад  «Росинка»  п. Пионерский.

Конспект  занятия  по опытно-экспериментальной деятельности

в подготовительной к школе группе  №15 «Знайки»

по образовательной области «Познавательное развитие»

на тему «Волшебное электричество»

                                                              Разработала: Зайцева Н. А., воспитатель

2019г.

Интеграция ОО: познавательное, социально-коммуникативное, речевое развитие.

Виды деятельности: познавательно - исследовательская, коммуникативная, игровая.

Формы работы: решение проблемных ситуаций, беседа, экспериментирование.

Предварительная работа: просмотр мультфильма «Уроки тетушки Совы. Электричество»

Словарная работа: электричество, электрическое поле, розетка, вилка, ток, электроны.

Задачи. 

Обобщать знания детей об электричестве.

Познакомить детей с причиной возникновения и проявления электричества.

Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.

Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

Создание оптимальных условий для эффективной деятельности детей с  повышенной обучаемостью, имеющих затруднения в освоении программного материала.

Сочетание индивидуальной, групповой и фронтальной работы.

Использование методов, приемов, форм обучения, максимально учитывающих индивидуальные особенности дошкольников: умение работать в парах, подгруппах, группах.

Материалы и оборудование: проектор, ноутбук, мультфильм, воздушные шарики и пластмассовые расчески по количеству детей, полоски бумаги, кусочки шерстяной ткани, кусочки фольги, два воздушных шарика висящих на длинных нитках, бутылочка с водой (брызгалка).

Ход опытно-экспериментальной деятельности.

I часть. Мотивационный этап.

- Ребята, я вам предлагаю послушать музыку. (Воспитатель пытается включить магнитофон, который не включен в розетку.)

- Почему не играет магнитофон? Не чего не пойму? (Не включен в розетку)

- А почему, если мы включим магнитофон в розетку, он заработает?

- А что такое электричество? 

- А вы хотели бы найти электричество у нас в группе?

- Тогда давайте найдем его, но для начало мы поговорим о нем. Согласны?

II часть. Основной этап

1. Беседа об электричестве.

– Электрический ток бежит по проводам и заставляет электрические приборы работатьЭлектрический ток чем-то похож на реку, только в реке течет вода, а по проводам текут маленькие частицы-электроны.

– Ребята, как вы думаете, по каким предметам вы можете догадаться о наличии электричества(Розетки, выключатели, провода и т. д.)

- Откуда электричество поступает в наши дома? Верно, ток вырабатывается на электростанциях и по проводам поступает в наши дома.

- Что работает с помощью электричества(Электроприборы)

- А зачем нам нужно электричество? Сможем мы без него обойтись?

- Молодцы! Я с вами согласна, электроприборы наши лучшие помощники, без них человеку было бы трудно.

2. Беседа о технике безопасности.

Электричество, при помощи которого работают электроприборы - опасно для человека?

-Вспомним еще раз правила поведения с электроприборами.

Нельзя без взрослых пользоваться электроприборами.

Нельзя мокрыми руками трогать электроприборы.

Нельзя вставлять в розетку пальцы и предметы.

- При не правильном обращении наши помощники и друзья могут превратиться в наших врагов. Будьте всегда внимательны и осторожны с электричеством. Оно опасно.

3. Электричество в природе.

- Дети, как вы думаете, в природе можно встретить электричество?

- В реках морях и океанах живут несколько видов рыб, которые могут вырабатывать электрический токЭлектрический скатэлектрический угорь, рыба звездочет.

- А зачем рыбам нужно электричество?

- Для защиты от хищников. Она выпускает разряд электрического тока и это отпугивает или обездвиживает его.

- Для общения друг с другом. Рыба выпускает электрические разряды в воду, другие рыбы (этого же вида) могут чувствовать, где находятся их собратья. - Ну и, конечно же, для охоты. Хищные рыбы при помощи электрического тока парализует мелкую рыбешку, она не может двигаться и становиться легкой добычей.

- Где рыбы берут ток?

Электрический ток у рыб образуется в особых органах, которые называются «электрические органы».

- А где еще мы можем встретиться с электричеством?

- Кто слышал, как потрескивает одежда, когда ее снимаешь? Иногда, когда мы снимаем одежду, видны искры. Это тоже электричество. Расческа липнет к волосам, и волосы встают дыбом. Это вещи, волосы, наше тело электризуются. Такое электричество называется – «статическое электричество».

– Оно неопасное, тихое, незаметное, оно живет повсюду, само по себе. И если его поймать, то с ним можно очень интересно поиграть,

- Я приглашаю вас в страну "Волшебных предметов", где мы научимся ловить доброе электричество.

4. Экспериментирование.

Опыт 1.

- Посмотрите, на полу лежат шарики. Попробуйте повесить их на стену (Дети пытаются повесить шарики на стену).

- Почему ваши шарики падают? (Предположения детей)

- А хотите ваши шарики превратить в волшебные? Посмотрите как! Надо шарик потереть о волосы и приложить к стене той стороной, которой натирали. Все шарики висят. Вот и наши шарики стали волшебными.

- Как вы их сделали такими? (Ответы детей)

Вывод: В наших волосах живет электричество, мы его поймали, когда стали натирать шарик о волосы, он стал электрическим, поэтому притянулся к стене.

- А когда еще можно увидеть электричество в волосах(Когда расчесываемся).

- Что происходит с волосами? (Волосы электризуются, становятся непослушными, торчат в разные стороны). Это еще раз доказывает, что в волосах живет электричество.

Попробуем другие предметы сделать волшебными.

Опыт 2.

- У вас на тарелочках лежат кусочки фольги.

- Поднесите расческу к фольге.

- С фольгой что-то происходит? (Нет).

- Как заставить фольгу притянутся к расческе? (Предположения детей)

- Сейчас мы сделаем эти обычные расчески волшебнымиэлектрическими. Возьмите кусочек шерстяного материала и натрите им расческу. Медленно поднесите ее к кусочкам фольги.

- Что происходит с фольгой? (Фольга притянулась к расческе).

- Как расческа стала электрической(Её натерли шерстяной тканью.)

ВыводЭлектричество живет не только в волосах, но и в одежде.

Опыт 3.

- У вас на столе лежит полоска бумаги. Как вы думаете, бумага будет прилипать к расческе? Проверьте.

- Порвите полоску бумаги на мелкие кусочки. Натрите расческу и поднесите ее к бумаге. Что получилось? (Дети выполняют)

Молодцы! Вы опять поймали электричество.

Опыт 4.

- А еще в этой стране живут два друга - шарика. Они все время ссорятся и мирятся.

- Как вы думаете, сейчас они помирились, или поссорились? Они отталкиваются или притягиваются друг к другу? (Отталкиваются) .

- Они одинаковые, оба электрические, поэтому поссорились, не хотят дружить друг с другом.

- Попробуем их помирить? Надо с одного шарика снять электричество. Девочки, что мы предлагаем вам сделать, чтобы легче расчесывать волосы? (Намочить расческу).

- Как же снять электричество с одного шарика(Намочить его с помощью брызгалки).

- Что произошло с шариками? (Они притянулись друг к другу, помирились)Почему?

Вывод: Когда два шарики наэлектризованы, они отталкиваются, а чтобы они притянулись, надо один шарик смочить водой и они притянуться друг к другу.

III часть. Итоговый этап. Рефлексия.

- Ребята, вы молодцы! Сегодня вы научились делать предметы волшебными.

- А почему мы их называем волшебными? Что происходит с этими предметами? (К ним все притягивается, они становятся электрическими).

- Это электричество опасно(Нет, оно доброе, неопасное, с ним можно играть).

-Какие вы молодцы! Что вам больше всего понравилось?

- Вам понравилось наше путешествие? А теперь можете поиграть с воздушными шариками.

САМОАНАЛИЗ.

Тип  НОД: обобщающий

Вид НОД: нетрадиционное, в познавательно игровой форме.

Форма организации НОД было проведено в виде решения проблемных ситуаций. Структура НОД соответствует заявленному типу и виду. Образовательные задачи соответствуют программным требованиям, психофизиологическим особенностям детей и уровню их развития.

Каждое задание было направлено на решение поставленных задач. Для эмоционально положительного фона был использован организационный момент и создана мотивация для выполнения заданий.

В ходе НОД наблюдалась логическая связь для выполнения поставленной цели (мотивации).

Цель мотивации выполнение заданий -  познакомиться с электричеством.

Содержание соответствует задачам.   При решении образовательных задач использовались следующие формы работы:

1.Беседа об электричестве в природе.

2.Беседа о технике безопасности.

3. Опытно – экспериментальная деятельность

4. Дифференцированный подход в обучении

2. Реализация принципов обучения:
Для реализации поставленных задач, был подготовлен и использовался доступный, соответствующий теме демонстрационный и раздаточный материал. Все задачи реализовывались через сочетание наглядных, словесных и практических методов.

- словесный  (ситуативный разговор, вопросы, ответы, рефлексия)

- практический,  игровой (опытно-экспериментальная деятельность)

- репродуктивный: (закрепление пройденного материала)

С целью формирования положительного отношения детей к обучению осуществляла стимулирование посредством похвалы.

Индивидуальная работа проявлялась в  проведении словарной работы, в оказании помощи  затрудняющимся  в ответах, напоминаниях, а также в учете особенностей мышления и темпе восприятия детей. Дифференцированный подход осуществлялся через решение проблемных ситуаций разной сложности, ответы на вопросы, обобщение полученных знаний.

Думаю, что игровая мотивация вызвала интерес у детей и активность была достаточно высокая. Детям было интересно нетрадиционное занятие и на протяжении всего занятия, наблюдался эмоциональный подъем. Все дети проявили достаточно высокий интерес к занятию, который поддерживался на протяжении всей деятельности.

Для достижения результатов каждым ребёнком в процессе деятельности был предусмотрен дифференцированный подход к обучению, выразившийся в использовании заданий разного уровня сложности с учетом уровня знаний и «зоны ближайшего развития» каждого ребенка. Например, Вероника, Захар  выполняли задания посильные ее уровню знаний и возрасту, делали короткие выводы по опытам, проявляла интерес, а Слава, Дориан и Ксюша делали обобщенные выводы по каждому опыту, а некоторые опыты выполнял самостоятельно, так как имели познавательный опыт в этой области.

3.Учет психологической особенностей воспитанников при подготовке к НОД

По отношению друг к другу проявляли доброжелательность, взаимовыручку.

4.Деятельность дошкольников на занятии:

Анализируя деятельность на занятии, хочется отметить, что дети проявляли познавательную активность, эмоционально реагировали на приемы активации деятельности, использовали имеющиеся знания и умения. Они были заинтересованы, внимательны, организованы. Все ребята проявили умение взаимодействовать в парах (расчесывание девочек), в подгруппах (намагничивание бумаги и фольги на расческу из одной тарелочки) и группах намагничивание воздушных шаров на стену. Также дети смогли показать как они умеют оценивать работу своих  сверстников объективно не смотря на то, являются они друзьями или же нет.

Утомление детей на занятии не наступало в связи со сменой деятельности.

5.Общие результаты занятия:

Итог непосредственной образовательной деятельности я подводила через поощрение (похвала, одобрение)

Общая организация детей на занятии соответствует хорошему уровню: рационально распределено время, соблюдалась дисциплина, в работу были включены все дети группы.

Пособия и наглядный материал эстетичен, размещен рационально с учетом соблюдения техники безопасности.

Таким образом, анализируя НОД можно отметить, что поставленная цель  выполнена в полном объеме, образовательные, развивающие, воспитательные задачи решены.

Материал усвоен  на среднем  уровне 11 детьми, не  усвоивших  материал занятия нет.

Санитарные нормы и правила по освещению, проведению влажной уборки перед занятием, температурному режиму соблюдены.

Образовательная нагрузка соответствует 30 минутам и не превышает допустимых норм.

Результатами и эффективностью НОД   удовлетворена.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Волшебное электричество

обобщать знания детей об электричестве...

Конспект комплексного занятия по ОБЖ "Волшебное электричество".

Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим и экспериментированию для детей 6-7лет....

Занятия с детьми "Волшебное электричество".

Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей 6-7 лет...

Занятия с детьми "Волшебное электричество".

Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей 6-7 лет...

Занятия с детьми "Волшебное электричество".

Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей 6-7 лет...

Занятия с детьми "Волшебное электричество".

Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим и экспериментированием для детей 6-7 лет...

Волшебное электричество

Занятие для детей старших групп по безопасности жизнедеятельности...