Исследовательский проект «Символ русской зимы и культуры»
проект по окружающему миру

Петрова Елена Сергеевна

Наверное, почти каждый из нас помнит, как когда-то, в детстве, он носил зимой валенки, в которых было так тепло и уютно. Валенки – это один из символов России, доказывающий талантливость русского народа и богатую самобытную культуру нашей страны. Что же мы знаем о нашей, исконно русской обуви, валенках?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл valenki.docx298.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №7 комбинированного вида» г. Канаш

Исследовательский

проект

«Символ

русской зимы и культуры»

http://tmndetsady.ru/upload/news/2018/11/orig_ce553489b2b0ade576bb45f6525b7ba2.jpg

Разработчик:

воспитатель Петрова Е.С.

Исследовательский проект

«Символ русской зимы и Культуры»

           Введение

Наверное, почти каждый из нас помнит, как когда-то, в детстве, он носил зимой валенки, в которых было так тепло и уютно. Валенки – это один из символов России, доказывающий талантливость русского народа и богатую самобытную культуру нашей страны. Что же мы знаем о нашей, исконно русской обуви, валенках?

Валенки – исконно русская обувь. Валенки, пимы, катанки, чесанки – сколько ласковых названий дал русский народ великой обуви! Валенки – прекрасная, удобная обувь! В валенках не страшны метели, морозы. Поэтому лучшей обуви для гуляний на Руси не было! В них – праздновали масленицу, колядовали, плясали под гармонь. Валенки  не раз спасали русского человека во времена невзгод. Без валенок были бы невозможны освоение северных регионов, совершение экспедиций на Северный и Южный полюсы.

В наши дни валенки сохранили популярность не только как теплая обувь, но и как основа для новых идей модельеров, которые превращают обычный валенок в произведение искусства. Ведущие модельеры предвещают даже то, что в ХХI веке валенок будет самой модной обувью!  Валенки уникальны: без начала и конца, без шва и рубца.

Знакомство с национальной одеждой и обувью, народной музыкой, русским фольклором и промыслами становится неотъемлемой частью развития этнокультурного опыта дошкольника. Чтобы стать частью своего народа, надо знать его историю, ценить родной язык, народные обычаи и достижения культуры.

У многих детей нет возможности познакомиться с русским национальным костюмом, посетить музей, выставку по прикладному искусству, а у родителей не хватает времени, чтобы передать ребенку свои знания, связанные с истоками народного творчества.

Проблема:

У дошкольников  не достаточно сформированы представления о народных промыслах своего народа, в частности (катание валенок) который знакомит детей с историей одного из самых распространённых промыслов России.

Цель проекта:

Знакомство с историей традиционной русской обуви – валенок; приобщение к национальным традициям русского народа, формирование знаний о народной культуре

Задачи проекта: 

  •  Формировать интерес к русскому народному творчеству - потешкам, пословицам, поговоркам, частушкам; желание получать новые знания
  • Познакомить детей с историей традиционной русской обуви – валенок.
  • Поддерживать у детей и родителей потребность в совместной познавательной и творческой деятельности.
  •  Воспитывать гостеприимство, любовь к Родине, уважение к традициям своего народа.

Предполагаемые результаты:

  • У детей сформированы знания об истории русского валенка, материалах, инструментах, необходимых для изготовления.
  • У старших дошкольников развивается познавательный интерес к истории, национальным традициям.
  • Родители активно вовлечены в совместную с детьми познавательно-творческую деятельность, в образовательный процесс в ДОУ. 

Вид проекта:  Познавательно –исследовательский.  

Участники проекта: Воспитанники и воспитатели подготовительной группы, музыкальный руководитель, руководитель изо студи, родители воспитанников.

Тип проекта по продолжительности: Краткосрочный

Виды деятельности:   игровая, познавательная, продуктивная, музыкальная

Основные формы работы над проектом:

- создание  альбома детских работ «Валенки, да, валенки»,

- изготовление лэпбука «Чудо-валенки»;

- оформление  альбома «Как рождаются валенки»

- Проведение НОД художественно-эстетического цикла (развлечение в музыкальном зале, украшение макета валенка: рисование, аппликация).

- Организация выставки, посвященной истории русского  валенок «Эх, Валенки»

- Украшение валенок детьми совместно с родителями

- вставка поделок из валенок.

- Тематические занятия, беседы по ознакомлению с процессом производства валенок.

- Практические занятия –   «Знакомство с шерстью»    «Валяние шариков из шерсти».

- Разучивание песен, частушек про валенки.

-Спортивные игры-соревнования с использованием валенок.

  Работа с родителями:

1.Помощь в создании развивающей среды (альбом с творческими детскими работами «Валенки, да валенки», оформление выставки «Эх, Валенки»)

2. Помощь в сборе информации:  история возникновения валенок;  процесс изготовлении валенок.

1 этап – подготовительный:
       Актуализация темы изучения истории возникновения валенка через изучение родителями, заинтересовать идеей детей

Выбор темы изучения родителями в соответствии с интересом и возможностями, совместное обсуждение с детьми

Совместное составление плана работы (воспитатель-родитель-дети)


         2 этап – реализация:
         В совместной деятельности с детьми и родителями изучаем выбранный объект через:
       Подбор информации в книгах, журналах, в интернете
       Рассказы родителей, родственников;
       Поделка макетов валенок, рисунков и других творческих работ родителей и детей;
        В педагогическом процессе используются следующие методы, используя собранный материал:
        Беседа, рассматривание разных видов валенок;
       Чтение художественной литературы: Михаил Пришвин “Дедушкин валенок”, Сергей Гришунин “Дедушкины валенки”, Владимир Новиков. Сказка “Теплые валенки”;
       Рассматривание иллюстраций, фотографий разных видов валенок, обсуждение их;
       Разучивание песен, стихов;
      Прослушивание аудио записи русской народной песни “валенки”
      Дидактические, подвижные игры;
      Решение проблемной задачи: “Как можно использовать валенки не по назначению”


  3 этап – подведение итогов:
Анализ проведенной работы, соотнесение результата с поставленными целями
Подготовка выставки творческих работ родителей и детей “Русские валенки”;
Проведение праздника русского валенка;
Сбор отзывов о детских и родительских впечатлениях
Оформление альбома “Русский валенок”

Ожидаемые результаты:

У дошкольников развивается познавательный интерес к истории, национальным традициям.

У детей будут сформированы знания об истории русского валенка, материалах, инструментах, необходимых для его изготовления.

Вывод:

Родители активно включены в совместную с детьми познавательно-творческую деятельность, в образовательный процесс ДОУ

Работа над проектом позволила достичь активного сотрудничества родителей, детей и педагогов в освоении народной культуры, повысить интерес детей и родителей к истории традиционной русской обуви – валенкам, сформировать знания об истории русского валенка, материалах, инструментах, необходимых для его изготовления. Каждый из участников проекта попробовал себя в роли модельера, украсил свои валенки, Пение частушек,  русских народных песен, чтение потешеки сказок, спортивные и народные  игры способствовали глубже прочувствовать народный быт.

 В ходе реализации проекта создана благоприятная атмосфера для сближения всех участников проекта, реализованы творческие способности взрослых и детей.

           Хотелось бы верить, что приобретенные знания, опыт оставят свой след в сознании каждого участника проекта.

Приложение

Доклад к защите проекта.

Тема моей исследовательской работы-валенки. Валенки, также как шапка-ушанка и матрешка – это один из символов России, это самобытная культура нашей страны. Почему я выбрал эту тему? С самого рождения я слышал слово «валенки», так как моя семья занимается изготовлением валенок. Моя бабушка 20 лет трудилась на Канашской валяльной фабрике, она была директором. Сейчас мой папа директор этой фабрике, здесь же работает моя мама и тетя. Вот откуда интерес к валенкам.

Цель моего исследования: выяснить, как рождается валенок и что они значат в жизни людей.

Задачи:

1. Выяснить, когда и где появились первые валенки.

2. Изучить процесс изготовления валенок.

3. Польза валенок

4. Валенки в нашей жизни.

Итак, как появились валенки? Валенки – это обувь из шерсти. Впервые они появились в Сибири. Это была низкая обувь, голенища которой валяли отдельно, то есть, со швом.

Родиной настоящих валенок - город Мышкин Ярославской губернии, умельцы которого в XVIII веке стали первыми валять валенки целиком, с голенищем.

Из Ярославской области валенки стали распространяться по всей России со скоростью ветра. Совсем скоро в каждой деревне появилась своя «мастерская» по изготовлению валенок, а в городах стали строить заводы.

Мне стало интересно, как делали валенки раньше и сейчас.

Мы с нашей воспитательницей посмотрели в интернете, чтобы узнать, как раньше делали валенки. Это был очень долгий и трудный процесс. Прежде всего, овечью шерсть очищали, разбивали до тех пор, пока она не станет мягкой, сваливали вручную и на специальных приспособлениях, выдерживали в кипятке и соляном растворе, надевали на треугольную форму, обколачивали и только потом сбивали войлок на колодке до нужного размера.

Чтобы узнать современное производство, я попросил папу с мамой взять меня на фабрику и показать, как делают валенки.

Вот, что я увидел и узнал.

-Овечья шерсть поступает на фабрику от населения.

-Шерсть очищают, разрыхляют на трепальных машинах, затем пропускают через чесальный аппарат и в результате получается шерстяное волокно.

-Из этого волокна работница своими руками формирует огромный чулок, похожий на валенок.

-Затем эту заготовку погружают в большую молотовую машину. Там очень большая влажность и высокая температура. В таких условиях заготовка для валенка крутится и уменьшается в размере.

-Затем этот чулок отпаривают в горячем баке, чтобы он стал эластичным и натягивают на колодку нужного размера.

-На заключительном этапе валенок ставят в печь на всю ночь.

-Весь процесс изготовления валенка составляет 5 дней.

Валенки готовы. Мастерицы при необходимости могут сделать резиновую подошву и украсить их вышивками. Какие красивые современные валенки делают у нас на фабрике! Их с удовольствием покупают и носят не только у нас в городе, но и по всей России.

В разных уголках России валенки называли по-разному: в Нижнем Новгороде – «чесанками», в Тамбове и Твери – «валенцами», в Сибири – «пимами». Название зависело еще и от шерсти: валенки из козьей шерсти называли «волнушечками», а из овечьей – «катанками».

Валенки были дорогим удовольствием. Семью, в которой носили валенки, считали зажиточной. К ним относились с большой аккуратностью, чтобы сберечь для следующего поколения. Русские зимы были очень холодными и поэтому без валенок было не обойтись.

Валенки носили не только простые люди, но даже царь Петр I.А Екатерина II носила валенки даже с роскошными бальными платьями.

Спасали валенки и нашу армию во времена отечественных войн.

Во многом помогли они путешественникам, которые осваивали северный полюс.

Ценятся валенки в медицине. Валенки держат тепло и, таким образом, помогает при простуде, ревматизме, радикулите и др. заболеваниях.

В наше время среди постоянных "носителей" валенок – военные, железнодорожники, рыболовы-охотники, ну и конечно, дети.

Кроме того, они ещё и модны. Известный русский модельер – Вячеслав Зайцев создал коллекцию валенок. Посмотрите.

Раз уж валенки - символ страны, его надо увековечивать, хранить и показывать. А потому в России есть музеи валенок. Самые известные - в городе Мышкине Ярославской области, второй - в Москве. Оба музея называются «Русские валенки».

Самый большой валенок, занесенный в книгу рекордов России, изготовлен в городе Кинешма Ивановской области семьей Соколовых. Его высота 205 см, а длина ступни 160 см.

Они же изготовили самые маленькие валенки. размером ступни 6 мм.

В русском фольклоре достаточно загадок, пословиц и частушек, посвященных валенкам. Вот несколько из них…

С умного по шерстинке – дураку валенки.

Сани и валенки готовь с лета.

Прост, как сибирский валенок.

Кто раньше встал, тот и валенки одел

Русский народ слагал много песен о валенках, но самая знаменитая – песня «Валенки» в исполнении Лидии Руслановой. Во время войны певица много ездила с концертами по фронтам и песня «Валенки» была самой любимой у солдат. Послушайте эту песню. (Видео)

Валенки прошла испытание временем. Русские валенки- это не только удобная, целебная и, порой, незаменимая обувь. Это символ подлинной России с её широкой душой и бескрайними просторами. Это уникальная - без начала, без конца, без шва, без рубца - обувь любима всеми и в наше время.

Спасибо за внимание.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №7 комбинированного вида» г. Канаш

Конспект  НОД

«Чудесное превращение валенка»

C:\Users\Пользователь\Desktop\detsad-1392638645.jpg

Провела: Петрова Е.С.

Канаш,

НОД «Чудесное превращение валенка»


Цель: Закрепить знания детей о производстве валенок, их назначении, обычаях, связанных с этой обувью, связно и последовательно выражать свои мысли, отвечать на вопрос. 

Учить обыгрывать знакомые сказочные произведения, используя в речи монологи и диалоги. Развивать творческую активность, воображения, образное мышление. Воспитывать любовь к народному творчеству, желания украшать изделия самостоятельно проявив фантазию, поощрять добрые отношения, внимание друг к другу.
Предварительная работа. 
Оформить групповую комнату как мастерскую. Нанести пластилин на картонную форму валенка. Провести беседу на тему: «Откуда появились валенки», «Как делают валенки», познакомить с обычаями, связанными с этой обувью. Заучить пословицы, поговорки о труде, мастерстве, загадки по теме «Валенки». Инсценировка сказки «Валенки для Бабы-яги». Рассматривание иллюстраций, картинок, фотографий по теме «Валенки».
Материал к занятию.
Поделки- валенки: теремок, конь, мышка, ёжик, утюг, кулек, подарок; валенки, украшенные тесьмой, бусинками, кружевом; валенки-зайцы (три пары).
Шапочки-маски зайца, волка, лося, платок для бабы-яги. Большие искусственные деревья: ель и береза. Два телефонных аппарата, детская гладильная доска. Натуральная овечья шерсть, схемы-таблицы на тему «Как делают валенки».
Скорлупа фисташек, семечки, арбузные семечки, горох, фасоль; тарелочки, салфетки (для вытирания рук). Вырезанный из картона валенок, на который нанесен пластилин (на каждого ребенка). 
Словарная работа.
Катанки, самовалочки, чесанки; мастер – валяльщик, колодка, войлок.

                                                                 Ход занятия.

Ребята проходите в группу, отгадайте загадку. 
Их на ноги надевают, 
Но это не сапоги
Из шерсти сделаны, 
Но не носки. (Валенки)
Правильно - это валенки.
Я вас сегодня хочу пригласить в мастерскую. Проходите, рассаживайтесь поудобнее. Вы, наверное, догадались, о чем мы сегодня будем говорить?
Верно, о валенках.
Ребята, скажите, а для чего нужны валенки?
(Чтобы ходить зимой)
Посмотрите, у меня в мастерской много валенок, все они разные, необычные. Скажите, во что можно превратить обычный валенок?
(в лошадь, в теремок, в мышку, в ёжика; валенки можно просто украсить тесьмой, кружевом, бусинками, цветочками и т.д.)
А из чего сделаны валенки, из какой шерсти?
(Из овечьей)
Верно, шерсть состригают так, чтобы ни одно животное не пострадало. 
(Показываю шерсть). Потрогайте ребята, шерсть какая?
(Мягкая, пушистая…)
Именно из такой шерсти и делают валенки. Но чтобы эту шерсть превратить в валенки требуется несколько дней тяжелой работы. Я вам уже рассказывала, как делают валенки, давайте вспомним, а помогут нам схемы.
(Выставляю схемы – таблицы). Сначала шерсть состригают с овечек, потом обрабатывают кипятком или паром. Затем взбивают шерсть в общую массу, получают войлок. Войлок катают сначала на столе, потом на колодке, пришлепывают, прижимают. Получается большой валенок. Потом валенок стирают, красят, сушат, зачищают.)
Ребята, а вы знаете, как в народе ласково называют валеночки?
(Катанки, самовалочки, чесанки.)
А теперь, послушайте, что я вам расскажу о валенках. В давние времена на Руси валенки были очень дорогим подарком. Молодой парень считался завидным женихом, если у него были валенки. Валенки берегли, носили по очереди, передавали по наследству. А что вы еще знаете о валенках?
Ответы детей: 
-Валенки не только согревают, но и лечат, потому что они сделаны из натуральной шерсти. Через ноги тепло расходится по всему организму и выгоняет болезнь.
-Валенки носили солдаты во время войны, поэтому они не мерзли и победили врага. 
-Даже цари и царицы любили носить валенки. 
-Старые валенки не нужно выбрасывать. Если их поставить в огороде, под куст, шмели в них сделают домик и на следующий год будет хороший урожай. Молодцы, вы много знаете о валенках. А теперь давайте поиграем, и опять нам пригодиться валенок. 
Физминутка.
Дети встают в круг, передают под музыку валенок, с окончанием музыки кому достался валенок тот выходит танцевать. 
А теперь я предлагаю вам стать мастерами. Садитесь за столы, мы сегодня с вами будем украшать валенки. Посмотрите, на валеночки уже нанесен пластилин. Скажите, что у вас лежит в тарелочках, какой материал?
(Горох, фасоль, семечки, скорлупки от фисташек, семена дыни, арбуза.)
Этими материалами мы будем украшать валеночки, а узоры будете придумывать сами. Каждый из вас должен придумать свой узор. Приступайте к работе. (Дети выполняют работы).
Какие красивые сказочные валеночки у вас получились. Я думаю, что эти валенки приведут нас в сказку. 
Любят русские зимою 
В стужу валенки носить
Мы ж из валенок решили
Чудо – сказку сочинить.
Выходите ребята из-за столов и надевайте маски. 
Не за синими горами, не за темными лесами, а в городе Набережные Челны, в детском саду N 47, открылась мастерская. Трудятся в ней славные мастера. Они работают да приговаривают: 
Мастера – дети (прибаутки):
У всякого Матвея – своя затея!
У всякого Мишки свои делишки!
У всякого Ромы – свои приемы!
Не за тем руки даны, чтобы даром болтались.
Воспитатель.
В мастерской зазвонил телефон
Мастер.
Алло! Мастерская слушает.
Баба-яга.
Здравствуйте! Это я, Баба-яга! Ребятушки, помогите мне! Приготовила я для своих внучат подарки – валеночки, положила их в сундук. Глядь, а они все в дырках! Это моль зловредная надо мной подшутила. Выручайте, деточки, пришлите мне новые валеночки. 
Мастер.
Не волнуйся, бабушка, будут тебе новые валенки.
Воспитатель.
Именно такие есть у нас в мастерской, их и моль не съест, и внучата рады будут.
Собрали мастера валеночки, и пошли к Бабе-яге. Но вот беда: точного адреса никто не знает. В лесу улиц нет, берлоги, норки, дупла без номеров.
Как бабушку отыскать? 
Думали – думали да и надумали у зверей помощи просить. 
Выбегают зайцы.
Мастер.
Здравствуйте зайцы! Не знаете ли вы дорогу к избушке Бабы-яги?
Зайцы.
Мы так далеко в дремучий лес не бегаем, мы еще маленькие! Нам мама не разрешает! Вы идите прямо, прямо, дойдете до пушистой ёлки, там живет Серый волк. У него спросите, он знает.
Мастера доходят до ёлки. Возле ёлки волк (ребенок в шапочке-маске) поделкой- утюгом гладит простыню. 
Мастер.
Здравствуй, серый волк! 
Волк.
Здравствуйте! Что это вы в лесу бродите? Ни грибов, ни ягод уже давно нет. 
Мастер.
Да вот, валенки несем Бабе-яге, а точной дороги не знаем. Может, проводишь нас?
Волк.
Некогда мне, не видите, я белье глажу. Вы идите вперед, дойдете до высокой березы – там лось прогуливается. Он вам поможет. 
Мастера идут к березе. Им навстречу выходит лось (ребенок в шапочке-маске).
Мастер.
Здравствуй лось! Нас к тебе волк отправил. Помоги нам, пожалуйста, отведи нас к Бабе-яге! Мы ей валенки несем. 
Лось.
Эти? Хороши! Отведу я вас к Бабе-яге! За это вы мне тоже валенки смастерите. А то зимой копыта по льду скользят, да и стучат громко, когда по асфальту через шоссе перехожу. 
Мастера с лосем идут к избушке.
Лось.
Ну, вот и пришли! 
Мастер.
Здравствуй, бабушка! Насилу мы тебя нашли. Вот принесли тебе валеночки.
Баба-яга.
Ой, спасибо ребятушки! А я для вас гостинцы приготовила (отдает валенок с конфетами мастерам).
Тут и сказочки конец, а кто слушал молодец. Все дети подходят к воспитателю и встают в круг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации инструктора по физической культуре "Забавы зимушки - зимы".

Материал для родителей детей младшего и среднего возраста....

Рекомендации инструктора по физической культуре "Игры с детьми на свежем воздухе зимой."

Материал может использоваться в работе с родителями всех возрастных групп ДОУ...

Сюжетно – игровое занятие по физической культуре « Человечек непростой появляется зимой »

В данном конспекте рассказывается о путешествии в Лапландию, входе которого дети выполняли разнличные  физические упражнения....

Конспект НОД по физической культуре для детей подготовительной к школе группы с использованием санок "Зимушка-зима - санная пора""

Региональным компонентом образовательной программы детского сада является  Программы и технологии "Играйте на здоровье"  и    «Игры с элементами спорта д...

Конспект занятия по физической культуре "Что нам нравится зимой"

Конспект  сюжетно - игрового занятия по физической культуре для детей 5-6 лет с элементами логоритмики....

Презентация "СИМВОЛ РУССКОЙ ЗИМЫ И КУЛЬТУРЫ"

Цель: Выяснить,  как рождается валенок, и что они значат в жизни людейЗадачи: Выяснить когда и где появились первые валенки. Изучить процесс изготовления валенок. Польза валенок. Валенки в н...