Методические разработки по экологическому развитию
учебно-методический материал по окружающему миру

Аржакаева Елена Николаевна

В жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью. Игра – это эмоциональная деятельность: играющий ребенок доброжелателен. Необходимо чтобы игра погружала детей в любимую деятельность и создавала благоприятный эмоциональный фон для восприятия «природного» содержания.

Второй значимый момент связан с выработкой отношения детей к природе, который в рамках экологического образования является конечным результатом.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл posobie_po_ekologii.docx74.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 4

муниципального образования Усть – Лабинский район

Методические разработки

по экологическому развитию

Автор – составитель:

Воспитатель МБДОУ № 4

Аржакаева Елена Николаевна

г. Усть - Лабинск

2021 год

Содержание

1.

Использование дидактической игры, как средства экологического воспитания дошкольников………………………..………………………………………3

2.

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ  ИГР

по экологии для детей старшего дошкольного возраста…………………...7

3. Конспект  НОД в старшей группе по экологии

с использованием Лэпбука «Первоцветы»……………………….………………20

4. Конспект занятия по экологии в старшей группе  

«Волшебница вода»………………………………………………………………24

5. Конспект занятия по экологии в старшей группе

 «Зимующие птицы»………………………………………………………………29

6. Конспект занятия по экологии в старшей группе

 «Съедобные и несъедобные грибы»……………..…………………….………...33

7. Дидактическое пособие 2 в 1 «Посадил дед репку и Времена года»……….36

Использование дидактической игры, как средства экологического воспитания дошкольников

В жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью. Игра – это эмоциональная деятельность: играющий ребенок доброжелателен. Необходимо чтобы игра погружала детей в любимую деятельность и создавала благоприятный эмоциональный фон для восприятия «природного» содержания.

Второй значимый момент связан с выработкой отношения детей к природе, который в рамках экологического образования является конечным результатом.

Из практики педагогической работы считаю, что дидактические игры экологического содержания помогают уточнять, закреплять, обобщать и систематизировать знания. Играя, дети лучше усваивают знания об объектах и явлениях природы, учатся устанавливать взаимосвязи между ними и средой.

Такие игры помогают увидеть целостность экосистемы в целом, осознать уникальность и неповторимость каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешательство человека может повлечь за собой необратимые процессы в природе.

Усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей переживания, не может не оказать влияния на формирование у них бережного и внимательного отношения к объектам растительного и животного мира. А экологические знания, вызывающие эмоциональную реакцию у детей, войдут в их самостоятельную игру, станут содержанием, лучше, чем знания, воздействие которых затрагивает лишь интеллектуальную сферу.

Следовательно, можно сказать, что дидактическая игра представляет собой многослойное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.

Дидактическая игра может быть включена в любой раздел программы и её возможности следует использовать как для развития экологического сознания, экологической деятельности, так и для формирования личности ребенка в целом.

Дидактическая игра способствует:

— Развитию познавательных способностей; получению новых знаний, их обобщению и закреплению; в процессе игры усваивают общественно выработанные средства и способы умственной деятельности; в процессе дидактических игр многие сложные явления (в том числе, явления природы) расчленятся на простые и наоборот, единичные обобщаются;  следовательно, осуществляется аналитическая и синтетическая деятельность; некоторые дидактические игры как будто не вносят ничего нового в знания детей, однако они приносят большую пользу тем, что учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях. В процессе таких игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных. При этом игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности; дают возможность детям оперировать самими предметами природы, сравнивать их, отмечать изменение отдельных внешних признаков.

— Обогащению чувственного опыта ребенка, вызывают определенное эмоциональное отношение к природе, развивая при этом его умственные способности (умения сравнивать, обогащать, вычленять отдельные признаки предметов, явлений, сравнивать их, группировать, классифицировать предметы и явления окружающего мира по определенным общим признакам, чертам, высказывать свои суждения, делать умозаключения).

Нами в рамках работы по экологическому воспитанию были использованы как традиционные, так и авторские дидактические игры различного экологического содержания.

1. Игры для обогащения экологических представлений:

— о многообразии и разнообразии природных объектов: «Загадай, мы отгадаем», Магазин «овощи-фрукты», «Семена», «Вершки и корешки», «Что за птица», «С какого дерева лист?», «Чудесный мешочек», «Назови меня», «Птички на кормушках», «Чудо — дерево», «Волшебный цветок», « Птицы в природе».

— о взаимосвязях в природе: «Волшебный круг», «Закончи предложение», «Не ошибись!», «Берёзка», «Лягушка – путешественница» «Кто, что, из чего и чем?», «Кто дружит с деревом?», «Какое время года?», «Путешествие», «Кроссворды», «Угадай, какой ты зверь», «Хищник-добыча», «Пищевые цепочки», «Загадочная тропинка», «Лиса и зайцы», «Выбери правильную дорогу»; «Картина природы»

— о человеке как части природы: «Не ошибись!», «Кто и что делает из дерева?», «Что вырастили люди?», «Природа и человек», «Подбери пару»;

— о культуре поведения в природе: «Путешествие в мир природы», «Экологическая тропа», «Пирамидки», «Угадай правило», «Выбери правильно дорогу», «Зеленый рюкзак».

2. Игры для воспитания эмоционально-ценностного отношения к природе:

— для развития эстетического восприятия природы: «Кто помогает сохранять красоту цветов», «Путешествие в лес в поисках диковинных снежных фигур и зверьков», «Снятие копий»;

— для формирования нравственно-оценочного опыта поведения в природе: «Природа и человек», «Необычное путешествие», «Зеленый город».

3. Игры для приобщения к экологически ориентированной деятельности: «Кто помогает сохранять красоту леса», «Скорая помощь», «Зеленый город», «Экологическая тропа».

В дидактических играх дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся представления о предметах и явлениях природы, растениях и животных. Многие игры подводят детей к обобщению и классификации.

При ознакомлении детей с природой используют дидактические игры с предметами, настольно-печатные и словесные.

Предметные игры — игры с листьями, семенами, цветами, фруктами, овощами: «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки», «Чьи детки на этой ветке» и т. д. В этих играх уточняются, конкретизируются и обогащаются представления о свойствах и качествах предметов, формируются умения обследовать их, дети овладевают сенсорными эталонами. Предметные игры дают возможность детям оперировать предметами природы, сравнивать их, отмечать изменения отдельных внешних признаков. Такие игры можно проводить как со всей группой, так и индивидуально, усложняя содержание с учетом возраста. Усложнение включает расширение знаний и развитие мыслительных операций и действий.

Настольно-печатные игры — «Ботаническое лото», «Четыре времени года», «Я живу в Томске», «Найди пару. Растения», «Найди пару. Животные», «Подбери листья», и др. Они дают возможность систематизировать знания детей о растениях и  животных нашего региона, явлениях неживой природы, формировать умение по слову восстанавливать образ предмета. Игры сопровождают словом (слово или предваряет восприятие картинки, или сочетается с ним).

Словесные игры («Кто летает, бегает, прыгает», «В воде, в воздухе, на земле», «Нужно — не нужно» и др.) не требуют никакого оборудования. Проводятся они с целью закрепления знаний о функциях и действиях тех или иных предметов, обобщения и систематизации знаний. Эти игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь. Разучивание природоведческой словесной игры осуществляется по правилам, общим для всех дидактических игр. Вначале педагог рассказывает содержание игры, предварительно вычленяет одно — два важных правила, по ходу игры еще раз подчеркивает эти правила, показывает игровые действия, дает дополнительные правила. На следующем этапе дети играют самостоятельно, педагог наблюдает за игрой, исправляет ошибки, разрешает конфликты. Когда интерес к игре спадает, педагог предлагает новый ее вариант.

Игровые упражнения и игры-занятия. Наряду с перечисленными играми в работе с детьми используют большое количество игровых упражнений («Найди по листу дерево», «Узнай на вкус», «Найди к цветочку такой же», «Принеси желтый листик» и др.). Игровые упражнения помогают различать предметы по качествам и свойствам, развивают наблюдательность. Проводят их со всей группой детей либо с частью ее.

Игры-занятия («Чудесный мешочек», «Ящик сюрпризов» и др.) имеют определенное дидактическое содержание. Игровая форма придает играм-занятиям занимательность, обучение идет через игровые правила, игровые действия. Со старшими дошкольниками используются  как часть занятия.

Руководство дидактическими играми осуществляется в трех направлениях: подготовка дидактических игр, ее проведение и анализ.

В подготовку к дидактической игре входит: отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения; установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей; определение удобного времени проведения дидактической игры; выбор места для игры; определение качества играющих; подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры; подготовка к игре самого педагога; подготовка к игре детей: обогащение их знаниями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.

Проведение дидактических игры включает: ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картин, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них); объяснения хода игры и правил игры.

Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов ее подготовки и проведения: какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели — это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры. Анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей.

При руководстве дидактическими играми необходимо учитывать принципы формирования игровой деятельности у дошкольников (предложены Н. Михаленко, Н. Короткова):

Для того, чтобы дети овладели игровыми умениями, педагогу следует играть вместе с ними. Приемы руководства игрой могут быть прямыми и косвенными.

Прямое руководство предполагает непосредственное вмешательство педагога в игру детей.

Косвенное руководство игрой особенно плодотворно в работе с детьми дошкольного возраста. Свои суждения в процессе игры с детьми педагог выражает исключительно в форме советов, не требуя жесткого подчинения.

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ  ИГР

по экологии для детей старшего дошкольного возраста.

«Что в корзинку мы берем».

Дидактическая задача: закрепить у детей знание о том, какой урожай собирают в поле, в саду, на огороде, в лесу.

Научить различать плоды по месту их выращивания.

Сформировать представление о роли людей сохранения природы.

Материалы: Картинки с изображение овощей, фруктов, злаков, бахчевых, грибов, ягод, а так же корзинок.

Ход игры. У одних детей - картинки, изображающие разные дары природы. У других – картинки в виде корзинок.

Дети – плоды под веселую музыку расходятся по комнате, движениями и мимикой изображают неповоротливый арбуз, нежную землянику, прячущийся в траве гриб и т.д.

Дети – корзинки должны в обе руки набрать плодов. Необходимое условие: каждый ребенок должен принести плоды, которые растут в одном месте (овощи с огорода и т.д.). Выигрывает тот, кто выполнил это условие

«Вершки – корешки».

Дид. задача: учить детей составлять целое из частей.

Материалы: два обруча, картинки овощей.

Ход игры. Вариант 1. Берется два обруча: красный, синий. Кладут их так, чтобы обручи пересеклись. В обруч красный надо положить овощи, у которых в пищу идут корешки, а в обруч синего цвета – те, у который используются вершки.

Ребенок подходит к столу, выбирает овощ, показывает его детям и кладет его в нужный круг, объясняя, почему он положил овощ  именно сюда. (в области пересечения обручей должны находиться овощи, у которых используются и вершки, и корешки: лук, петрушка и т.д.

Вариант 2. На столе лежат вершки и корешки растений – овощей. Дети делятся на две группы: вершки и корешки. Дети первой группы берут вершки, вторая – корешки. По сигналу все бегают врассыпную. На сигнал « Раз, два, три – свою пару найди!», нужно найти свою пару.

Игра с мячом «Воздух, земля, вода».

Дид. задача:  закреплять знания детей об объектах природы. Развивать слуховое внимание, мышление, сообразительность.

Материалы: мяч.

Ход игры: Вариант№1. Воспитатель бросает мяч ребенку и называет объект природы, например, «сорока». Ребенок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребенок отвечает «вода», на слово «волк» - «земля» и т. д.

Вариант№2. Воспитатель называет слово «воздух» ребенок поймавший мяч, должен назвать птицу. На слово «земля» - животное, обитающие на земле; на слово «вода» - обитателя рек, морей, озер и океанов.

«Угадай, что в мешочке?».

Дид. задача: учить детей описывать предметы, воспринимаемые на ощупь и угадывать их по характерным признакам.

Материалы: овощи и фрукты характерной формы и различной плотности: лук, свекла, помидор, слива, яблоко, груша и др.

Ход игры: вы знаете игру «Чудесный мешочек»?, играть мы будем сегодня по иному. Кому я предложу достать из мешочка предмет, ни будет его сразу вытаскивать, а ощупав, сначала назовет его характерные признаки.

«Природа и человек»

        

Дид. задача: закрепить и систематизировать знания детей о том, что создано человек и что дает человеку природа.

Материалы: мяч.

Ход игры: воспитатель проводит с детьми беседу, в процессе которой уточняет их знание о том, что окружающие нас предметы или сделаны руками людей или существуют в природе, и человек ими пользуется; например, лес, уголь, нефть, газ существует в природе, а дома, заводы создает человек.

«Что сделано человеком»? спрашивает воспитатель и бросает мяч.

«Что создано природой»? спрашивает воспитатель и бросает мяч.

Дети ловят мяч и отвечают на вопрос. Кто не может вспомнить, пропускает свой ход.

«Выбери нужное».

Дид. задача: закреплять знания о природе. Развивать мышление, познавательную активность.

Материалы: предметные картинки.

Ход игры: на столе рассыпаны предметные картинки. Воспитатель называет какое – либо свойство или признак, а дети должны выбрать как можно больше предметов, которые этим свойством обладают.

Например: «зеленый» - это могут быть картинки листочка, огурца, капусты кузнечика. Или: «влажный» - вода, роса, облако, туман, иней и т.д.

«Где снежинки?»

Дид. задача: закреплять знания о различных состояниях воды. Развивать память, познавательную активность.

Материалы: карточки с изображением различного состояния воды: водопад, река, лужа, лед, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка и т. д.

Ход игры: 

Вариант№ 1. Дети идут хороводом вокруг разложенных по кругу карточек. На карточках изображены различные состояния воды: водопад, река, лужа, лед, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка и т. д.

Во время движения по кругу произносятся слова:

Вот и лето наступило.

Солнце ярче засветило.

Стало жарче припекать,

Где снежинку нам искать?

С последним словом все останавливаются. Те, перед кем располагается нужные картинки, должны их поднять и объяснить свой выбор. Движение продолжается со словами:

Наконец, пришла зима:

Стужа, вьюга, холода.

Выходите погулять.

Где снежинку нам искать?

Вновь выбирают нужные картинки и объясняется выбор.

Вариант№ 2. Лежат 4 обруча с изображением четырех времен года. Дети должны разнести свои карточки по обручам, объяснив свой выбор. Некоторые карточки могут соответствовать нескольким временам года.

Вывод делается из ответов на вопросы:

- В какое время года, вода в природе может находиться в твердом состоянии? (Зима, ранняя весна, поздняя осень).

«С какой ветки детки?»

Дид. задача: закреплять знания детей о листьях и плодах деревьях и кустарников, учить подбирать их  по принадлежности к одному растению.

Материалы: листья и плоды деревьев и кустарников.

Ход игры: Дети рассматривают листья деревьев и кустарников, называют их. По предложению воспитателя: « Детки, найдите свои ветки» - ребята подбирают к каждому листу соответствующий плод.

«Прилетели птицы».

Дид. задача: уточнить представление о птицах.

Ход игры:  воспитатель называет только птиц, но если он вдруг ошибается, то дети должны топать или хлопать.

Например. Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи.

Дети топают –

Что не правильно? (мухи)

- А мухи это кто? (насекомые)

- Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.

Дети топают.

- прилетели птицы: голуби, куницы…

Дети топают. Игра продолжается.

Прилетели птицы:

Голуби синицы,

Галки и стрижи,

Чибисы, стрижи,

Аисты, кукушки,

Даже совы – сплюшки,

Лебеди, скворцы.

Все вы молодцы.

Итог: воспитатель вместе с детьми уточняет перелетных и зимующих птиц.

«Когда это бывает?»

Дид. задача: учить детей различать признаки времен года. С помощью поэтического слова показать красоту различных времен года, разнообразие сезонных явлений и занятий людей.

Материалы:  на каждого ребенка картинки с пейзажами весны, лета, осени и зимы.

Ход игры: воспитатель читает стихотворение, а дети показывают картинку с изображением того сезона, о котором говорится  в стихотворении.

Весна.

На полянке, у тропинки пробиваются травинки.

С бугорка ручей бежит, а под елкой снег лежит.

Лето.

И светла, и широка

Наша тихая река.

Побежим купаться, с рыбками плескаться…

Осень.

Вянет и желтеет, травка на лугах,

Только зеленеет озимь на полях.

Туча небо кроет, солнце не блестит,

Ветер в поле воет,

Дождик моросит.

Зима.

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

                                         

Звери, птицы, рыбы.

Дид. задача: закреплять умение, классифицировать животных,, птиц, рыб.

Материалы: мяч.

Ход игры: дети становятся в круг. Один из играющих берет в руки какой-нибудь предмет и передает его соседу справа, говоря: « Вот птица. Что за птица?»

Сосед принимает предмет и быстро отвечает (название любой птицы).

Затем он передает вещь другому ребенку,  с таким же вопросом. Предмет передается по кругу до тех пор, пока запас знаний участников игры не будет исчерпан.

Так же играют, называя рыб, зверей. (называть одну и ту же птицу, рыбу, зверя нельзя)

«Угадай, что где растет».

Дид.задача: уточнить знание детей о названиях и местах произрастания растений; развивать внимание, сообразительность, память.

Материалы: мяч.

Ход игры: дети сидят на стульчиках или стоят в кругу. Воспитатель или ребенок кидает кому-нибудь из детей мяч, называя при этом место, где растет данное растение: сад, огород, луг, поле, лес.

«Весной, летом, осенью».

Дид. задача:  уточнить знание детей о времени цветения отдельных растений (например, нарцисс, тюльпан - весной); золотой шар, астры – осенью и т.д.; учить классифицировать по этому признаку, развивать их память, сообразительность.

Материалы: мяч.

Ход игры: дети стоят в кругу. Воспитатель или ребенок кидает мяч, называя при этом время года, когда растет растение: весна, лето, осень. Ребенок называет растение.

«Сложи животное».

Дид. задача: закрепить знания детей о домашних животных. Учить описывать по наиболее типичных признаках.

Материалы: картинки с изображением разных животных.(каждое в двух экземплярах).

Ход игры: один экземпляр картинок целый, а второй разрезанный на четыре части. Дети рассматривают целые картинки, затем они должны из разрезанных частей сложить изображение животного, но без образца.

«Что из чего сделано?»

Дид. задача: учить детей определять материал, из которого сделан предмет.

Материалы: деревянный кубик, алюминиевая мисочка, стеклянная баночка, металлический колокольчик., ключ и т.д.

Ход игры: дети вынимают из мешочка разные предметы и называют, указывая, из чего сделан каждый предмет.

«Угадай – ка».

Дид. задача: развивать умение детей отгадывать загадки, соотносить словесный образ с изображением на картинке; уточнить знание детей о ягодах.

Материалы: картинки на каждого ребенка с изображение ягод. Книга загадок.

Ход игры: на столе перед каждым ребенком лежат картинки отгадки. Воспитатель загадывает загадку, дети отыскивают и поднимают картинку-отгадку.

«Съедобное – несъедобное».

Дид. задача: закреплять знания о съедобных и несъедобных грибах.

Материалы: корзинка, предметные картинки с изображение съедобных и несъедобных грибов.

Ход игры: на столе перед каждым ребенком лежат картинки отгадки. Воспитатель загадывает загадку о грибах, дети отыскивают и кладут картинку-отгадку съедобного гриба в корзинку.

«Назови три предмета».

Дид. задача: упражнять детей в классификации предметов.

Материалы: мяч.

Ход игры: воспитатель называет одно слово, например цветы, а тот, кому воспитатель бросит мяч, должен назвать три слова, которые можно назвать одним словом. Например: цветы

- Ромашка, роза, василек.

«Цветочный магазин».

Дид. задача: закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других. Научить детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты.

Материалы: лепестки, цветные картинки.

Ходи игры: Вариант 1. На столе поднос с разноцветными лепестками разной формы. Дети выбирают понравившиеся лепестки, называют их цвет и находят цветок, соответствующий выбранным лепесткам и по цвету и по форме.

Вариант 2. Дети делятся на продавцов и покупателей. Покупатель должен так описать выбранный им цветок, чтобы продавец, сразу догадался о каком цветке идет речь.

Вариант 3. Из цветов дети самостоятельно составляют три букета: весенний, летний, осенний. Можно использовать стихи о цветах.

 «Четвертый лишний».

Дид. задача: закреплять знания детей о насекомых.

Ход игры: воспитатель называет четыре слова, дети должны назвать лишнее слово:

1) заяц, еж, лиса, шмель;

2) трясогузка, паук, скворец, сорока;

3) бабочка, стрекоза, енот, пчела;

4) кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;

5) пчела, стрекоза, енот, пчела;

6) кузнечик, божья коровка, воробей, комар;

7) таракан, муха, пчела, майский жук;

8) стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка;

9) лягушка, комар, жук, бабочка;
 10) стрекоза, мотылек, шмель, воробей.

Воспитатель читает слова, а дети должны подумать, какие из них подходят муравью (шмелю…пчеле…таракану).

Словарь: муравейник, зеленый, порхает, мед, увертливая, трудолюбивая, красная спинка, пасека, надоедливая, улей, мохнатый, звенит, река, стрекочет, паутина, квартира, тли, вредитель, «летающий цветок», соты, жужжит, хвоинки, «чемпион по прыжкам», пестрокрылая, большие глаза, рыжеусый, полосатый, рой, нектар, пыльца, гусеница, защитная окраска, отпугивающая окраска.

«Чудесный мешочек».

Дид. задача: закрепить знания у детей, чем питаются звери. Развивать познавательный интерес.

Материалы: мешочек.

Ход игры: в мешочке находятся: мед, орехи, сыр, пшено, яблоко, морковь и т.д.

Дети достают пищу для зверей, угадывают, для кого оно, кто чем питается.

«Полезные – неполезные».

Дид. задача: закрепить понятия полезные и вредные продукты.

Материалы: карточки с изображением продуктов.

Ход игры: на один стол разложить то, что полезно, на другой – что неполезно.

Полезные: геркулес, кефир, лук, морковь, яблоки, капуста, подсолнечное масло, груши и т.д.

Неполезные: чипсы, жирное мясо, шоколадные конфеты, торты, «фанта» и т.д.

«Узнай и назови».

Дид. задача: закрепить знания лекарственных растений.

Ход игры: воспитатель берет из корзинки растения и показывает их детям, уточняет правила игры: вот лежат лекарственные растения. Я буду показывать вам какое-нибудь растение, а вы должны рассказать о нем все, что знаете. Назовите место, где растет (болото, луг, овраг).

Например, ромашку аптечную (цветы) собирают летом, подорожник (собирают только листики без ножек) весной и в начале лета, крапиву – весной, когда она только – только вырастет (2-3 рассказа детей).

«Что я за зверь?»

Дид. задача: закреплять знания о животных Африки. Развивать фантазию.

Ход игры: в игре участвует группа ребят, количество игроков не ограничено. В группе есть ведущий. Один из игроков удаляется на небольшое расстояние, отворачивается и ждет, пока его не пригласят.

 Группа ребят совещается между собой насчет зверя, т.е. какого зверя они будут изображать или 2-й вариант: отвечать на вопросы ведущего.

Итак, зверь загадан, участник приглашается, игра начинается.

Участник задает вопросы группе игроков, например: зверь маленький? может ползать? прыгать? у него есть пушистый мех? и т.д.

Ребята в свою очередь отвечают ведущему «да» или «нет». Так продолжается до тех пор, пока игрок не отгадает зверя.

«Назовите растение».

Дид. задача: уточнять знания о комнатных растениях.

Ход игры: воспитатель предлагает назвать растения (третье справа или четвёртое слева и т.д.). Затем условие игры меняется («На каком месте бальзамин?» и т.д.)

Воспитатель обращает внимание детей на то, что у растений разные стебли.

-  Назовите растения с прямыми стеблями, с вьющимися, без стебля. Как нужно ухаживать за ними? Чем ещё отличаются растения друг от друга?

  • На что похожи листья фиалки? На что похожи листья бальзамина, фикуса и т.д.?

Кто где живёт

Дид. задача: закреплять знания о животных и местах их обитания.

Ход игры: у воспитателя картинки с изображением животных, а у детей – с изображениями мест обитания различных животных (нора, берлога, река, дупло, гнездо и т.д.). Воспитатель показывает картинку с изображением животного. Ребёнок должен определить, где оно обитает, и если совпадает с его картинкой, «поселить» у себя, показав карточку воспитателю.

«Летает, плавает, бегает».

Дид. задача: закреплять знания об объектах живой природы.

Ход игры: воспитатель показывает или называет детям объект живой природы. Дети должны изобразить способ передвижения этого объекта. Например: при слове «зайчик» дети начинают бежать (или прыгать) на месте; при слове «карась» - имитируют плывущую рыбу; при слове «воробей» - изображают полёт птицы.

«Береги природу».

Дид. задача: закреплять знания об охране объектов природы.

Ход игры: на столе или наборном полотне картинки, изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды и т.д. Воспитатель убирает одну из картинок, и дети должны рассказать, что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет спрятанного объекта. Например: убирает птицу – что будет с остальными животными, с человеком, с растениями и т.д.

«Цепочка».

Дид. задача: уточнять знания детей об объектах живой и неживой природы.

Ход игры: у воспитателя в руках предметная картинка с изображением объекта живой или неживой природы. Передавая картинку, сначала воспитатель, а затем каждый ребёнок по цепочке называет по одному признаку данного объекта, так, чтобы не повториться. Например, «белка» - животное, дикое, лесное, рыжее, пушистое, грызёт орехи, прыгает с ветки на ветку и т.д.

«Что было бы, если из леса исчезли…»

Дид. задача: закреплять знания о взаимосвязи в природе.

Ход  игры: воспитатель предлагает убрать из леса насекомых:

- Что бы произошло с остальными жителями? А если бы исчезли птицы? А если бы пропали ягоды? А если бы не было грибов? А если бы ушли из леса зайцы?

Оказывается, не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все лесные растения и животные связаны друг с другом. Они друг без друга не смогут обходиться.

«Ходят капельки по кругу».

Цель: закреплять знания о круговороте воды в природе.

Ход игры: воспитатель предлагает детям поиграть в интересную и волшебную игру. Но для этого нужно превратиться в маленькие капельки дождя. (Звучит музыка, напоминающая дождь) воспитатель произносит волшебные слова и игра начинается.

Воспитатель говорит, что она – мама Тучка, а ребята – её детки капельки, им пора отправляться в путь. (Музыка.) Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Мама Тучка показывает, что им делать.

Полетели капельки на землю. Попрыгаем, поиграем. Скучно им стало поодиночке  прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками. (Капельки составят ручей, взявшись за руки.) Встретились ручейки и стали большой рекой. (Ручейки соединяются в одну цепочку.) Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в океан (дети перестраиваются в хоровод и движутся по кругу). Плавали-плавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются и вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке. Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротники не лезли, не брызгались. Теперь с мамой побудьте, она без вас соскучилась.

«Я знаю».

Дид. задача: закреплять знания о природе. Развивать познавательный и

нтерес.

Ход игры: дети становятся в круг, в центре – воспитатель с мячом. Воспитатель бросает ребёнку мяч и называет класс объектов природы (звери, птицы, рыбы, растения, деревья, цветы). Ребёнок, поймавший мяч, говорит: «Я знаю пять названий зверей» и перечисляет (например, лось, лиса, волк, заяц, олень) и возвращает мяч воспитателю.

Аналогично называются другие классы объектов природ

                                                 

«Что это такое?»

Дид. задача: закреплять знания о живой и неживой природе. Развивать мышление.

Ход игры: воспитатель загадывает предмет живой или неживой природы и начинает перечислять его признаки. Если дети его отгадали, загадывается следующий предмет, если нет, то список признаков увеличивается. Например: «Яйцо» - овальное, белое, хрупкое, сверху твердое, внутри чаще жидкое, питательное, можно встретить на крестьянском дворе, в лесу, даже в городе, из него вылупляются птенцы.

«Узнай птицу по силуэту».

Дид. задача: закреплять знания о зимующих и перелетных птицах, упражнять в умении узнавать птиц по силуэту.

Ход игры: детям предлагаются силуэты птиц. Дети отгадывают птиц и называют перелетная или зимующая птица.

Живое – неживое.

Дид. задача: закреплять знания о живой и неживой природе.

Ход игры: воспитатель называет предметы живой и неживой природы. Если это предмет живой природы, дети - машут руками, если предмет неживой природы - приседают.

Конспект  НОД в старшей группе по экологии

с использованием Лэпбука «Первоцветы»

Аннотация:        

В данном методическом пособии  представлен конспект занятия НОД по экологии с использованием лэпбука «Первоцветы» Конспект занятия  составлен с учетом дидактических целей и возраста детей.

Книга предназначена воспитателям дошкольных образовательных учреждений, детских домов  и родителей.

 

Тема: «Первоцветы»

Цель: Уточнить и расширить представления детей о первых цветах весны; учить любоваться растущими цветами, видеть и воспринимать их красоту, беречь прекрасные творения природы; стремиться вызвать чувство благодарности природе за то, что она дарит нам чудные цветы; воспитывать эстетический вкус, бережное отношение к природе.

Материал: Аудиокассета «Звуки природы», лэпбук «Первоцветы».

Ход занятия:

Воспитатель:

Ребята, сегодня мы с вами поговорим об удивительном времени года. Послушайте, пожалуйста, стихотворение.

Снег теперь уже не тот, -
Потемнел он в поле.
На озерах треснул лед,
Будто раскололи.
Облака бегут быстрей.
Небо стало выше.
Зачирикал воробей
Веселей на крыше.
Все чернее с каждым днем
Стежки и дорожки,
И на вербах серебром

Светятся сережки.

О каком времени года говорится в этом стихотворении?

(Ответы детей)

Воспитатель:

Правильно. Весна - замечательное и прекрасное время года.

Ребята перед вами лежат лэпбуки. Откройте их.

На первой странице лэпбука, обратите внимание на картинки, где изображены 4 времени года. Найдите время года весна и поставьте рамку.

Молодцы!

-Ребята, скажите, какие изменения происходят в природе с приходом весны. Внимание! Вы будете называть приметы весны, и выкладывать карточки на столе, они находятся у вас в верхнем кармашке. Достаньте все карточки из кармашка.

Дети:

  1. Весной солнце светит ярче и становится теплее.
  2. Весной тает снег, и бегут ручьи
  3. Весной появляются проталины, а на проталинах первые цветы.
  4. Весной на деревьях набухают почки
  5. Весной прилетают птицы из теплых стран, они вьют гнезда.
  6. Весной просыпаются животные и насекомые от зимней спячки.
  7. Весной люди сменили зимнюю одежду на весеннюю.
  8. Весной люди сажают деревья.

Воспитатель:

Ребята, посмотрите, что же  у нас получилось?

Дети:

Получился цветок.

Воспитатель:

Весной  все в природе просыпается. Просыпаются и первые весенние цветы.

-А  как можно назвать эти цветы?

Дети:

Первоцветы.

Воспитатель:

Давайте все вместе скажем общее  название этих цветов - ПЕРВОЦВЕТЫ!

-Ребята, а вы хотите оказаться на лесной полянке среди цветов?

(Ответ детей)

Воспитатель:

Выходите ко мне. Только будьте осторожны, не наступите на первоцветы, смотрите под ноги.

Дыхательная гимнастика под музыку

«Звуки природы»:

Закройте глаза и представьте, что мы с вами в лесу. Нам хорошо и приятно. Мы дышим свежим воздухом и вдыхаем тонкий аромат чудесных весенних цветов. Откройте глаза. Мы возвращаемся с вами на свои места.

Воспитатель:

А, сейчас я вам предлагаю отгадать загадки, и мы узнаем, какие первоцветы растут на полянке. Отгаданный цветок, вы найдете в кармашке, который находится внизу, и поместите его на полянку.

Загадки:

Появись на пригорке желтенькие точки,

Это солнцу улыбнулись первые цветочки

(Мать-и-мачеха)

Какая красивая полянка получилась с первоцветами.

Воспитатель:

Ребята, на второй странице найдите большой распустившийся цветок с лепестками. Посмотрите на него и назовите признаки первоцветов?

Дети:

  1. Первоцветы появляются на проталинках.
  2. Пробиваются из-под снега.
  3. Первоцветы небольших размеров (потому что весной еще холодно и им трудно накопить много питательных веществ для большого роста).
  4. У первоцветов яркая окраска (они привлекают первых насекомых, питаются нектаром и опыляют цветы).
  5. У первоцветов цветы и стебли покрыты мохнатой шубкой (мохнатая шубка предохраняет первоцветы от весенних холодов).
  6. У всех первоцветов корень похож на луковицу.

Воспитатель:

Молодцы, ребята, знаете, какие особенности есть у первоцветов.

ФИЗМИНУТКА:

-А сейчас, немного отдохнем. Представим, что мы весенние цветы.

Здесь в лесу растут цветы, небывалой красоты

(поднимают руки в сторону)

К солнцу тянутся цветы, с ними потянись и ты

(руки подняли вверх, потянулись)

Ветер дует иногда, только это не беда

(дети машут руками, изображая ветер)

Наклоняются цветочки, опускают лепесточки

(наклоны в сторону)

А потом опять встают и по-прежнему цветут

(покружились).

Воспитатель:

Ребята, а первоцветам грозят опасности. Как вы думаете, какие?

Дети:

Да, грозят. Потому что люди рвут их, совсем не жалея.

Воспитатель:

Да, весной люди приходя в лес, увидев первые цветы, срывают их, не задумываясь о том, что на этом месте такой цветок может больше не вырасти. Что бы люди этого не делали, что они должны знать?

Дети:

Люди должны знать правила поведения в природе.

Воспитатель:

Совершенно верно. Давайте поиграем с вами в игру: «Найди правильно».

Я буду называть правила поведения в лесу, а вы будете показывать экологические знаки. Они находятся  на третьей странице верхнем кармашке лэпбука. Приготовились:

  1. Нельзя рвать цветы.
  2. Нельзя топтать цветы.
  3. Нельзя ломать веточки на деревьях.
  4. Нельзя шуметь в лесу.
  5. Нельзя разорять гнезда.
  6. Нельзя разжигать костры в лесу.
  7. Нельзя мусорить в лесу.
  8. Нельзя ловить бабочек.
  9. Нельзя трогать и брать животных домой.
  10. Нельзя топтать муравейники.

Воспитатель:

Молодцы! Вижу, что знаете правила поведения в природе. Расскажите эти правила для тех, кто не знает, а может быть забыл их. Расскажите?

(Ответы детей).

Воспитатель:

Вам ребята, очень повезло, что вы каждую весну можете любоваться первоцветами. С каждым годом  их становится все меньше и меньше. Некоторые виды первоцветов находятся на грани исчезновения. И чтобы они совсем не исчезли с лица земли, наше государство проявило заботу о природе, создав «Красную книгу». В нашей Кемеровской области тоже есть красная книга. Ребята, а почему книга красного цвета.

Дети:

Потому что красный цвет - обозначает: «Осторожно, опасность!»

Воспитатель:

Да, эта книга как бы говорит: «Осторожно!», эти представители природы могут навсегда исчезнуть с планеты земля!

-Ребята найдите и назовите на полянке цветы, которые занесены в красную книгу Кемеровской области. Вложите их в книгу.

Воспитатель:

Ребята, о чем мы сегодня с вами говорили на занятии?

Чем занимались, что делали на занятии?

(Ответы детей).

Молодцы! Давайте будем беречь цветы и любоваться их красотой. А в заключении давайте прочитаем стихотворение «Берегите цветы»:

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвем цветы-

Опустеют все поляны

И не будет красоты

Конспект занятия по экологии в старшей группе

Тема: «Волшебница вода»

Цели:

Продолжать знакомить детей со свойствами воды: прозрачность, не имеет запаха, вкуса, вода растворитель.

Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека;

Уточнить представления детей о том, что вода важна для всех живых существ;

Развивать навыки проведения лабораторных опытов;

Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, а так же отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту

Учить правильно, вырезать силуэт, передавая плавные изгибы формы, дополнять аппликативное изображение графическим (дорисовывать чешуйки, глаза)

Воспитывать усидчивость, аккуратность.

Предварительная работа: проведение мини-беседы «Если б не было воды»,

рассматривание глобуса, карты мира, отгадывание загадок о воде.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, для того чтобы узнать, о чем сегодня пойдёт речь, отгадайте загадку.

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего, не может мама,

Ни готовить, ни стирать?

Без чего мы, скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды-

Жить нельзя нам без… (воды) 

Итак, поговорим мы о воде. Мы вспомним, что знаем. Узнаем новое, будем рассуждать, играть.

 Игра «Мама тучка»

Воспитатель: Давайте представим, что я – мама Тучка, а вы – мои детки. Делайте всё, что я скажу.

-Капельки, вам пора отправиться в путь (звучит аудиозапись со звуками дождя). Полетели капельки на землю. Попрыгали, попрыгали (дети прыгают). Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками (дети составляют ручейки, взявшись за руки).

Встретились ручейки и стали большой рекой (ручейки соединяются в одну цепочку).

Плывут капельки к большой реке, путешествуют. Текла, текла речка и попала в большой океан (перестраиваются в большой хоровод и двигаются по кругу).

Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. А тут солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх. Испарились они под лучами солнышка, и вернулись к маме Тучке (разбегаются и рассаживаются на стульчиках). 

Воспитатель: Где встречается капелька воды? Отгадайте загадки.

Чуть дрожит на ветерке                       Бегу я как по лесенке,                                            

Лента на просторе.                               По камушкам звеня,

Узкий кончик – в роднике                   Издалека по песенке

А широкий в мире.    (Река)                 Узнаете меня.     (Ручеек)

Не море, не земля,                                 Кругом вода

Кораблям плавать нельзя.                    А с питьём беда.

Все обходят это место.                         Кто знает,

Здесь земля как будто тесто,                Где это бывает.  (Море)                                                                                    

Здесь осока, кочки, мхи…                                                          

Нет опоры для ноги.   (Болото)                                                       

 

Воспитатель: А еще где?

( В луже, в пруду, в озере ….)

В группу заходит девочка в голубом плаще.

Воспитатель: А кто это к нам сегодня пришел? Ты кто?

Девочка: Я капелька

Воспитатель: Как зовут тебя?

Девочка: Меня зовут Капитошка.

Воспитатель: А зачем ты к нам пришла?

Девочка: Я пришла в гости к своим сестричкам-капелькам, которые живут у вас в группе.

Воспитатель: У нас в группе? Ребята, а вы знаете, где живут сестрички-капельки? Тогда давайте покажем Капитошке, что они делают эти сестрички у нас в группе и какую пользу приносят.

II Дети идут по группе и делают остановки.

1-уголок природы - возле растений.

( Цветы надо поливать, они живые. Без воды засохнут, завянут – им нужна вода).

Воспитатель: Правильно ребята. (приклеивают капельку)

2-аквариум - приклеивают капельку.

3-мойка в подсобном помещении

( Помощнику воспитателя надо вода и много, чтобы мыть посуду, полы, вытирать пыль, убираться в группе). (приклеивают капельку)

4 –игровой уголок.

Воспитатель: А здесь где вода нужна? Зачем?

( Чтобы мыть игрушки грязные, стирать кукольную одежду). (приклеивают капельку)

5-туалетная комната

( Здесь, чтобы мы могли мыть руки, лицо, выполнять гигиенические требования) (приклеивают капельку)

6 – У стола, где стоит кувшин с водой.(приклеивают капельку)

Воспитатель: Ну вот Капитошка, сколько в нашей группе живёт сестричек-капелек, которые приносят нам большую пользу. Вода из большой речке течет по специальным трубам и попадает к нам в детский садик и в ваши дома – эти трубы называются водопроводными.

Для того чтобы мы с вами могли пить чистую воду, умываться и мыть руки, нужно беречь воду – не тратить её зря. Если вы помыли руки или лицо, не забывайте закрывать кран.

Что же такое вода, какими свойствами она обладает – все это выяснить, мы попробуем в нашей лаборатории.

III  Исследование «Волшебная вода»

Воспитатель: Прежде, чем приступить к исследованиям, давайте вспомним правила поведения во время работы.

( Не шуметь – этим мы мешаем другим. Аккуратно обращаться с посудой, стекло может биться и им легко порезаться, слушать воспитателя, внимательно следить за результатом опыта, закончив наблюдение, сделать вывод).

Воспитатель: Молодцы! Все правила вы помните. Ну, что приступим?

 1. Доказать, что вода прозрачная и не имеет формы (различные бутылки, стаканы, молоко) 2. Сравнение льда и снега (рыхлый, твердый, прозрачный, белый) 3. Освободить игрушку из ледяного плена (кипяток) 4. Доказать без вкуса и запаха (растворить соль, сахар, лимонную кислоту; духи, лук).                                                                                                                                                          Воспитатель: «Вода – опасная стихия» - когда так говорят? - Какие пословицы вы знаете о воде?                                                                                                                          1. Вода и землю точит, и камень долбит. 2. С огнем и водой не поспоришь. 3. Воды и царь не уймет. 4. От воды жди беды и т.д.  

Воспитатель: Итог исследования – вода – одно из самых удивительных веществ. Она обладает многими свойствами:

-не имеет формы

-прозрачность

-нет запаха

-без вкуса

- растворитель.

Молодцы! Хорошо  работали. А сейчас не много отдохнём.

ФИЗКУЛЬТУРНАЯ МИНУТКА.

Пальчиковая игра «Дождик»

Дождик капнул на ладошку - правой рукой касаемся левой

На цветы – круговые движения на месте.

Воспитатель: Ребята, мы с вами говорили, что только в чистой речке могут жить рыбки. У меня есть маленькая речка с чистой водой, но в ней нет рыбок. Давайте их запустим. Для этого у вас на столах есть картон, трафареты и карандаши.

Обведите рыбок, дорисуйте детали и опустите  в речку (приклеить).

Старайтесь всё выполнить аккуратно, тогда и рыбки получатся красивыми.

Самостоятельная работа детей. Играет тихая спокойная музыка (звуки воды)

Воспитатель: Молодцы дети! Какая веселая чистая речка у нас получилась и рыбки в ней все разные, красивые. Такое могли сделать только добрые дети с доброй улыбкой. Посмотрите, друг на друга, улыбнитесь, пожелайте друг другу добра.                                                                                                                                 Ребёнок: Вы, слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в речке, в океане,

И в водопроводном кране.

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит,

Мы её не замечаем,

Мы привыкли, что вода-

Наша спутница всегда! 

Капитошка:

Без меня вам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без меня вам не прожить!

Вы меня в пруду найдёте,

И в сыром лесном болоте,

Путешествует всегда,

Наша спутница – вода!

Воспитатель: Молодцы ребята! Видишь Капитошка дети показали хорошие знания о твоих сестричках-капельках.

Капитошка: Спасибо, ребята! На память о себе я дарю вам волшебную капельку, которая будет поить вас живительной силой. Только вы не забывайте о пользе воды и бережном к ней отношении (вешает каждому капельку).

Воспитатель: На этом наше занятие закончено.

Конспект занятия по экологии в старшей группе

Тема: «Зимующие птицы»

Задачи: уточнить представление детей о зимующих птицах, об условиях их жизни, учить узнавать птиц по внешнему виду, повадкам, пению, прививать желание помогать и заботиться, а птицах зимой.

Предварительная работа.

  1. Беседа с детьми в процессе наблюдения и кормления птиц на прогулке.
  2. Заучивание стихов и загадок о птицах.
  3. Чтение художественной и энциклопедической литературы.
  4. Изготовление кормушек.

Ход занятия.

Воспитатель. Отгадайте загадку.

     Различаемся мы цветом

Встретишь нас зимой и летом,

Если крыльями взмахнём,

Будем в небе голубом.

Нас зимою подкормите

Дети кто мы? Назовите.

(Птицы)

Воспитатель. Сегодня мы с вами будем говорить о птицах.

Звучит фонограмма «Голоса птиц» - ворона.

Воспитатель Что это?

(Это кричат вороны).

Воспитатель. Вот она ворона. (Показ картинок) Большая, серая с чёрными крыльями.

 Вороны – это, какие птицы?

(Зимующие).

Воспитатель. А каких зимующих птиц вы ещё знаете?

(Сорока, воробей, синичка, снегирь, дятел, клёст, голубь, галка).

Воспитатель. Сегодня мы побеседуем о зимующих птицах. Каждая птица имеет своё характерное оперение, отличительные особенности, по которым мы определяем, как называется каждая птица.

На доске появляются птицы, нарисованные на картоне.

Воспитатель. Давайте рассмотрим и расскажем о них.

Дети заранее заучили стихи и читают.

Чик-чирик-чирик                                                Посмотрите на вороне

Воробей сам невелик                                          Платье серое воронье

И не очень длинный                                          Чёрненькие перышки

Хвостик воробьиный.                                          На хвосте и горлышке.

На стволе уселся дятел                                       Прилетела к нам сорока

В черно белом пёстром платье                          У неё два белых бока

В красной шапке на головке                              Черный хвостик и спина

Дятел долбит ёлку ловко.                                   Голова и та черна.

Птица синица летает проворно                         На асфальте ГРУ-ГРУ-ГРУ,

В жёлтенькой кофточке,                                     Много крошек соберу.

В шапочке чёрной.                                              Для того чтоб мне хватило

Плащик зелёненький носит синица                  И подружке сизокрылой.

Чёрненький галстук на грудке у птицы.           С ней воркую про любовь

                                                                               Защищаю от врагов

                                                                               Птицей мира я зовусь,

                                                                               Позовите, приручусь.

Воспитатель. А сейчас давайте проверим знаете ли вы какие птицы улетают осенью на юг, а какие остаются зимовать в наших краях.                                                                                    Игра «Четвертый лишний».

На доске появляются картинки четырёх птиц, необходимо убрать лишнюю и объяснить почему.

Сорока, воробей, ласточка, дятел.

Ворона, скворец, синичка, галка.

Утка, снегирь, голубь, сорока.

Клёст, воробей, синичка, кукушка.

Воспитатель. Птицы так спешили к нам, что обронили свои перышки. Давайте соберём их и посмотрим, чьи пёрышки у нас. (Дети находят пёрышки и становятся под нужную птицу).

Воспитатель. Круглый год зимующие птицы живут в наших краях. Зимой они с трудом находят себе корм: насекомых, которые спрятались в трещинах коры деревьев, в щелях деревянных домов и заборов, плоды и семена лиственных растений, семена из шишек хвойных деревьев. Некоторые птицы, такие как поползни и синицы, отыскивают запасы, которые сделали осенью.

Особенно трудно птицам приходится во время метелей и сильных морозов. В такую погоду они голодают, а некоторые даже погибают от холода и голода. Поэтому в зимнее время пернатые стараются держаться поближе к жилищу людей.

Мы можем помочь птицам пережить зиму. Устроив кормушки. Если подкармливать птиц каждый день, они привыкают к месту подкормки. Синицы, голуби, стайки воробьёв регулярно собираются вблизи кормушек, садятся на ветки деревьев и кустов и ждут, когда вынесут корм. Дятлы остаются зимовать в лесу. Они питаются семенами шишек и достают из-под коры жучков.                                                                                        

Воспитатель. Ребята, скажите, а какой корм можно насыпать в кормушки для птиц? (Семена подсолнуха, дыни, тыквы, арбуза, некоторых сорных трав едят многие птицы. Овёс, пшено клюют воробьи и овсянки. Синицы очень любят несолёное сало.)

Физминутка.

«Воробышки как проснутся

Очень любят потянуться

Обязательно зевнуть

Ловко хвостиком махнуть».

 а теперь мы галки

«Галка скачет, ловко пляшет

Галка крылышками машет

И взлетает без оглядки

Это Галкина зарядка»

Воспитатель. Посмотрите, ребята, какими разными могут быть кормушки. Из чего они сделаны?

(На столе расставлены кормушки, сделанные ребятами.)

Воспитатель. На нашем участке мы для каждой из них найдём подходящее место. Может быть, этим мы поможем спасти не одну птичью жизнь. Придёт весна, и пернатые друзья отплатят нам за заботу. Поедая насекомых-вредителей, они не только сохранят немало зелёных насаждениё в садах, парках, скверах, но и будут радовать нас своим пением.

Дидактическая игра «Голоса птиц».

(Звучит аудиозапись пения птиц. Дети называют птиц, чьи голоса они слышат).

Воспитатель. Ребята, о ком мы сегодня разговаривали?

(О зимующих птицах).

Воспитатель. Да мы сегодня вспомнили характерные особенности птиц, поговорили о том, как трудно приходится птицам зимой.

Воспитатель. Чтение стихотворения А. Яшина «Покормите птиц зимой».

Конспект занятия по экологии в старшей группе

Тема: «Съедобные и несъедобные грибы»

Цель: Закрепить знания о дарах природы (о съедобных и несъедобных грибах); выяснить в каких именно местах в лесу растут грибы; проводить работу по словообразованию (под березой – подберезовик, под осиной – подосиновик); формировать умение находить съедобные грибы по дидактической картине; видеть красоту осеннего леса; воспитывать любовь к окружающей природе и желание заботиться о ней.

Предварительная работа:

  1. Аппликация, лепка, рисование грибов.
  2. Конструирование из бумаги корзинок.
  3. Беседа с детьми о грибах, растущих в нашей местности.
  4. Рассматривание иллюстраций и чтение художественной литературы М.Пришвина, В.Сутеева «Под грибом», детские энциклопедии о растениях.

Ход занятия.

Воспитатель. Ребята, сегодня мы с вами пойдём в сказочный осенний лес за грибами.

     А с чем нужно ходить в лес за грибами?

( С корзинкой).

Воспитатель. Возьмите свои корзиночки. Все готовы?

(Под музыку идём в лес.) Воспитатель читает стихотворение.

На ветру шумят осинки

И берёзки шелестят

Мы с утра возьмём корзинки,

Позовём с собой ребят:

- Кто пойдёт, ребята, с нами

Золотым осенним днём?

За грибами, за грибами,

За грибами мы идём.

На стене висит больная картина с изображением осеннего леса.

Воспитатель. Вот мы и в лесу. Как здесь хорошо. Посмотрите, каким красивым убранством встречает нас лес. Подумайте, как можно описать его красоту словами.

( Пока дети думают, воспитатель или его помощник переодеваются в костюм Гриба-лесовика, так чтобы дети этого не увидели.)

Вдруг появляется Гриб-лесовик.

Гриб-лесовик. Здравствуйте, дети! Вы в гости ко мне пожаловали?

(Ответы детей)

Гр. Вам нравится мой лес? Чем он вам нравится?

(Дети высказываются).

Гр. Почему вы пришли в лес с корзинками?

(Потому что мы пришли собирать грибы).

Гр. Знаете ли вы что не всякий гриб можно есть?

(Ответы).

Гр. Как называются грибы, которые можно есть?

(Съедобные).

Гр. А какие есть нельзя?

(Несъедобные).

Гр. Вы сможете найти в нашем лесу съедобные грибы.

(Ответы).

Гр. Давайте посмотрим, как вы хорошо их знаете.

Игра «Съедобные и несъедобные грибы».

Играют 2 команды. Из разбросанных на полу карточек, дети выбирают и подбирают только те, кА которых изображены съедобные грибы. Приносят в корзинку.

Гр. А знаете ли вы, где любят расти грибы? Почему подберёзовик и подосиновик носят такие имена?

(Ответы).

Гр. А какие несъедобные грибы растут в нашем лесу?

(Мухомор, бледная поганка).

      Гр. А вы знаете, что мухомор – гриб не такой простой. Людям его есть нельзя, а вот многим лесным жителям без него не обойтись. Мухоморами не брезгуют, например. Сороки и белки. А лоси их проглатывают целиком. Мухоморы для лосей – лекарство, которое помогает им избавиться от глистов. Вот так-то!

     

 Игра "Угадай по описанию" — воспитатель описывает разнообразные грибы, дети угадывают. (Боровик, мухомор, опята, лисичка, сыроежка).

Гр. Отправляясь в лес, вы должны знать правила для настоящего грибника. Поход в лес – радостная встреча с лесом, приобщение к его красоте, к его тайнам. Каждый гриб он осторожно срежет, да ещё и полюбуется им, а потом положит в корзину. Незнакомые и несъедобные грибы не тронет. Сухую листву и мох не перевернёт, не разбросает. Настоящему грибнику лес радуется как другу и грибов для него не пожалеет. Отправляясь за грибами, не будем об этом забывать.

Гр. Ребята, вам понравилась прогулка в лес?

(Ответы)

Вам пора возвращаться в группу. Ну а я буду охранять покой и порядок в нашем лесу.

(Гриб-лесовик угощает детей печением грибочки).

Под музыку дети возвращаются на свои места.

Дидактическое пособие 2 в 1 «Посадил дед репку и Времена года»

Пояснительная записка к сказке «Репка»

Сказка-первое большое  по содержанию произведение, с которым знакомится ребёнок после потешек и прибауток. Ритм народной сказки, её образный язык развивает художественный вкус, расширяет кругозор, обогащает речь. Интересное содержание привлекает внимание, ребёнок понемногу запоминает её, развивает память. Сказку детям лучше рассказывать , чем читать, это обеспечит тесный контакт взрослого и ребёнка.Рассказывать её следует эмоционально, меняя голос, подкрепляя слова жестами, оживляя героев звукоподражаниеми. Когда сказка уже хорошо знакома ребёнку, можно привлекать его к непосредственному участию в рассказе. Для этого мной было изготовлено пособие сказки «Репка». Играть , то есть рассказать сказку по пособию можно ,как с подгруппой детей по количеству персонажей, а также с одним ребёнком.

Часто после знакомства со сказкой «Репка» дети испытывают трудности в воспроизведении содержания сказки. Может быть, это происходит из-за большого количества героев. Дети путают последовательность  кто за кем тянет репку. С целью формирования умения рассказать сказку правильно мы используем это пособие в индивидуальной работе с детьми. Можно специально допустить ошибку в расположении героев и предложить ребёнку эту ошибку исправить. Попутно в процессе игры происходит развитие мелкой моторики  пальцев рук. Дети с большим удовольствием закручивают и раскручивают пробки на горлышках от бутылок. При интеграции образовательных областей пособие можно использовать для формирования элементарных математических представлений. Можно закреплять счёт героев. Соотнесение количества героев с цифрами в пределах 5, ориентирование в пространстве (определение первого героя, последнего, кто за кем, кто перед кем).

Пояснительная записка  «Времена года»

Игра предназначена  для детей от 3 до 6 лет. Игра способствует  приобщению детей дошкольного возраста к экологической культуре и формирует эстетическое отношение к окружающему миру. Положительным моментом пособия является то, что подбор дидактического и речевого материала можно варьировать ,исходя их индивидуальных особенностей детей. Игра может быть использована не только на занятиях, но и в свободной игровой деятельности детей. Форма организации игр индивидуальная или с небольшой подгруппой детей.

Цель пособия «Репка»: Раскрыть смысл русской народной сказки о взаимопомощи, дружбе и поддержки в едином целом.

Задачи: Закреплять знание содержания сказки «Репка», умение воспроизводить последовательность действий героев, развивать память, внимание, речь, мелкую моторику пальцев рук развивать речевые способности дошкольников через творческое воплощение образов героев сказки в драматизации; воспитывать положительные чувства к героям сказки.

Цель пособия «Времена года» : формировать представления о сезонных явлениях в природе; развитие речи, обогащение словаря по темам: «Осень», «Зима», «Весна», «Лето»

Задачи: Расширять знания и умение различать признаки времён года; расширять знания о последовательности жизненных процессов в природе. Показать детям, что природа прекрасна во все времена года. ;учить составлять небольшие рассказы; способствовать воспитанию любви и бережного отношения к окружающей природе

Ход игры пособия «Репка»

1.Пробки с героями раздаются  детям произвольно и ребёнок по ходу сказки прикручивает своего персонажа, поговаривая слова героя

2. Пробки с персонажами лежат перед ребёнком на столе, и он находит подходящего по сюжету героя и прикручивает крышку, озвучивая его.

Действуя с пособием создаём положительный эмоциональный настрой, способствуем раскрепощению детей, развиваем творческие способности .Налаживаем контакт с детьми, развиваем мелкую моторику , координацию, глазомер, формируем внимание и усидчивость.

Ход игры пособия «Времена года»

4 дерева по временам года

Каждое время года прекрасно по-своему .

1дерево «Осень». Осенью листочки желтеют, опадают .Обратить внимание детей  с какого дерева листочки, вытянуть их с карманчиков, какого они цвета, посчитать. В какое время года листочки желтеют .

2 дерево «Зима». Приходит зима, выпадает снег, на реке образуется лёд. На дереве сидят птицы. Это зимующие птицы .Назвать птиц, которые сидят на дереве, вынуть их из карманчиков, посчитать.

3 дерево «Весна» Всё просыпается вокруг, оживает, на дереве распускаются цветочки

4 дерево «Лето» На деревьях появляются плоды- это фрукты, называются яблоками. Какого они цвета. Вытянуть с карманчика, посчитать сколько на дереве висит яблок.

В конце игры ребёнку предлагается вставить в карманчики счётный материал   в деревья и объяснить почему  он  вставил именно в это дерево, проговаривая  счёт.

В пособии представлены ёлочки. Обращать внимание детей на  то, что ёлочка у нас и зимой и летом одним цветом. Когда выпадает снег, она на солнышке блестит ,переливается. Посчитать, сколько ёлочек растёт во дворе сказочных героев.

 На этом пособии представлены все времена года   и дети с удовольствием им играют  и быстрее запоминают времена года.

 Моим детям очень нравятся эти пособия и они с удовольствием играют в них, особенно с утра, когда мы вспоминаем времена года, сколько у каждого времени года месяцев. По ходу рассказа развиваем мелкую моторику рук. Пособие находит применение во многих областях таких как коммуникация (составление описательных рассказов ), познание (Экологические знания), элементарное математическое представление(счёт листочков, птичек, решение задач), элементарные представления о сезонных изменениях в природе, формирует интерес к явления природы и расширяет представление о поведении птиц.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие"Речевое развитие старших дошкоьников,через дидактическую игру экологического характера".

Этим пособием я пользовалась в логопедической старше, подготовительной группе . Данная подбарка игр очень хорошо помогает в работе с детьми нуждающимся в логопедической помощи....

Методическое пособие"Речевое развитие старших дошкольников через дидактические игры экологического характера".

Данное пособие, является как один из способов, развития речи ребенка в логопедической группе через игру....

Методическая разработка: игра, как средство экологического развития детей с ЗПР

В презентации представлен матерал, содержащий методологический обзор, отражающий современное исследование проблемы экологической игры....

Методическая разработка: игра, как средство экологического развития детей с ЗПР

В презентации представлен матерал, содержащий методологический обзор, отражающий современное исследование проблемы экологической игры....

Методическая разработка «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА .

Человек — часть природы: он не может жить вне ее  , не может  нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только  научившись жить в полном согласии с природой, мы с...

Методическая разработка «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ФОРМ ПАРТНЕРСКОЙ И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИССЛЕДОВАНИИ ВЕЩЕЙ И ЯВЛЕНИЙ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»

В «Рекомендации парламентских слушаний «Проблемы экологического воспитания и образования в России» (22.09.98 г.) признано «…считать экологическое воспитание детей дошкольного возраста приоритетным зве...

Методическая разработка «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ФОРМ ПАРТНЕРСКОЙ И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИССЛЕДОВАНИИ ВЕЩЕЙ И ЯВЛЕНИЙ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»

В «Рекомендации парламентских слушаний «Проблемы экологического воспитания и образования в России» (22.09.98 г.) признано «…считать экологическое воспитание детей дошкольного возраста приоритетным зве...