Экологический проект: «Покормите птиц зимой»
проект по окружающему миру (средняя группа)

Линецкая Айгюль Рауфатовна

Цель: формировать  у детей начальные представления о зимующих птицах, особенностях их образа жизни, питания, расширить кругозор  детей и словарный запас, закрепить  представления дошкольников  роль человека в жизни птиц.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_pokormite_ptits_zimoy.docx351.46 КБ

Предварительный просмотр:


   
Экологический проект

тема: «Покормите птиц зимой»

ГБДОУ № 73 «Василёк»

Средняя группа

C:\Users\Stas\Desktop\kormushka-1280x1000.jpg

г. Санкт-Петербург

2022 г.-2023 г.

«Никакая педагогическая деятельность не влияет так на душу ребенка, как его   соприкосновение с природой».

                                                                                                                  Д. С. Лихачев

Название проекта «Сделай кормушку - помоги птицам».

Авторы проекта: Линецкая А. Р,  Кривецкова Т.С

Вид проекта: групповой, информационно – практико – ориентированный.

Образовательная область «Познание» (формирование целостной картины мира -экология).

Цель: формирование у детей начальных представлений о зимующих птицах, особенностях их образа жизни, питания, расширение кругозора детей и словарный запас, закрепление  представления дошкольников  роли человека в жизни птиц.

Задачи:

1. Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях

2. Расширить представления детей о птицах, об условиях их жизни, продолжать учить узнавать птиц по внешнему виду, повадкам, пению;

3.Обобщить знания детей, полученные при наблюдении за повадками птиц

4. Воспитывать в детях доброту, приучить их заботиться о птицах, наблюдать за ними,
испытывать радость от сознания, что, подкармливая птиц, можно спасти их от гибели.

Место проведения: ГБДОУ 73 «Василёк»

Срок проведения: 4 месяца ноябрь-февраль

Участники проекта: Дети средней группы, педагоги, родители.

Форма проведения: в повседневной жизни и различных видах деятельности.

Ожидаемые результаты:

-сформированы элементарные представления о зимующих птицах.

-сформированы представления о правильных способах взаимодействия с зимующими птицами.

-развит интерес к наблюдению за птицами (любознательность, познавательная активность).

-активное участие родителей в реализации проекта.

Актуальность проблемы

  Зима – трудное время для птиц, особенно если она суровая и многоснежная. Голодная птица сильно страдает от холода. Нужно поддержать птиц зимой, сделать для них кормушки и не забывать подсыпать в них корм.
    Зимняя подкормка птиц – довольно старая традиция. Первыми инициаторами ее были сами птицы. Они быстро усвоили, что возле человеческих жилищ можно кое-чем разжиться. Зимой даже лесные птицы начинают тянуться к человеческому жилищу. Голод заставляет на время забыть о естественной осторожности.
   Подкормка зимующих птиц приносит пользу не только пернатым, но и в обучении и воспитании детей. Дети через беседы, познавательные занятия и наблюдения узнают о различных видах птиц своей местности, узнают характерные особенности внешнего вида, поведения, учатся заботиться о птицах, испытывают радость от осознания того, что, делясь крохами, подкармливая птиц, можно спасти их от гибели.
    Дети охотно участвуют в организации и проведении подкормки зимующих птиц: изготавливают совместно с родителями кормушки, собирают корм и разрабатывают «птичье меню».
   Стало уже традицией проведение акций «Покормите птиц зимой! » и «С каждого по зернышку», тем самым прививая детям, любовь ко всему живому,
    У детей дошкольного возраста очень развит познавательный интерес, в частности, к природе. Только заботясь о братьях наших меньших, оказывая им посильную помощь, ребенок сможет почувствовать себя частью природы. В нашем детском саду уже стало хорошей традицией с наступлением холодов проявлять заботу о птицах. Мы уверены, что наши дети вырастут настоящими защитниками природы!

Формы реализации проекта:

-НОД; открытое занятие.

-дидактические, подвижные игры; игры - драматизации

-беседы; показ презентаций

-показ презентаций

-рассматривание иллюстраций, открыток, книг

-изготовление кормушек

-изготовление поделок, рисунков

-чтение художественных произведений

-работа с родителями.

Продукт проекта: кормушки, сделанные руками детей и родителей, оформление фотогазеты «Моя кормушка».

Этапы работы над проектом:

I этап. Подготовительный этап.

 -Обсуждение цели, задачи с детьми и родителями.

 -Создание необходимых условий для реализации проекта

 -Перспективное планирование проекта.

 -Подбор необходимой литературы по данной теме

II этап. Основной этап.

Содержание работы в процессе реализации проекта:

Беседы 

1. «Птицы - пернатые друзья».

2. «Почему надо беречь птиц?».

3.«Как живут наши пернатые друзья зимой?».

4.«Кто заботится о птицах?». 

5.«Пользу или вред приносят птицы?» 

6. «Меню птиц». 

       

Коммуникация

- просмотр презентаций: «Зимующие птицы», «Синичкин день». 

-отгадывание загадок о зимующих птицах.

 -рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц.

-оформление памяток  "Чем кормить птиц?" (приложение 1)

-оформление воздушного пространства «Снегири».

-прослушивание аудиозаписи голосов  зимующих птиц (синица, воробей, ворона, сорока, и др.).

-слушание песни «Птички», муз. Т. Ломовой, «Воробей», муз. Ветлина.

-пение песни «Птицы и птенчики», муз. и сл. Е. Тиличеевой, «Воробьиная песенка»

- прослушивание аудиосказок и рассказов

Наблюдения (цикл наблюдений за зимующими птицами)

-наблюдение за синицей, вороной, снегирем, воробьём, внешний вид, строение, питание, повадки, сходства и отличия.

-наблюдение за тем, какие птицы прилетают на кормушки.

-наблюдение за поведением птиц во время кормления.

-ищем птичьи следы.

-рассматривание и сравнение воробья и вороны.

Игровая деятельность 

1.подвижные игры

-«Воронята»,

-«Птицы и автомобиль»,

-«Стайка»,

-«Птички и кошка»,

-«Перелёт птиц», 

-«Птички в гнёздышках», 

-«Совушка – сова»

- «Птички и кошка»

2.дидактические игры и настольные игры

«Какая это птица», 

«Чья тень?», 

«В зимней столовой»,

«Кто где живет?»,

 «Какой птиц не стало»,

«Найди по контуру»,

«Чей голос?», 

«Соедини по точкам», 

«Собери птичку», 

«Кто дальше, кто ближе», 

«Кто где сидит», 

«Покормим птенчиков»,

 «Покажи и назови»,

лото «Птички», 

«Угадай по описанию», 

«4 лишний», 

«Какая птичка прячется за веткой?», «Скажи наоборот», 

«Назови ласково», 

«Кто как голос подает?», 

«Один - много», 

«Большой и маленький», 

«Сосчитай птиц», 

«Угадай по описанию», 

«Чье это?»

3.пальчиковые игры 

-«Сколько птиц к кормушке нашей прилетело?», 

-«Воробьи – воробушки», 

-«Птичья кормушка», 

-«Дятел», 

-«Сорока». 

-«Сел на ветку снегирёк» ,

-«Я по дереву стучу…»

Художественное творчество 

-изготовление газеты «Синичкин день

-разукрашивание шаблонов снегиря, синички, воробья.

-аппликация (гофрированная бумага) «Синичка».

-аппликация (гофрированная бумага) «Снегирь».

-аппликация «Зимующая птичка»

-лепка «Птичка невеличка»

-коллективная работа «Птички на рябине» (аппликация)

-рисование ладошками: «Синичка»

-рисование «Снегирь».

-лепка-выкладывание по контуру «Снегирь»

Труд

-изготовление кормушек

-очистка кормушек

 -подкормка птиц

Чтение художественной литературы

-В. Бианки «Синичкин календарь»

-Л. Воронкова «Птичьи кормушки».

-В. Звягина «Воробышки»,

-Ю. Никонова Зимние гости»

- Сухомлинский  «О чѐм  плачет синичка»

- Н. Сладков «Еловая каша»

-А. Яшин «Покормите птиц зимой»,

-М. Сибиряк «Серая шейка»

-Н. Сладков «Сничкина кладовая»

- Е. И. Чарушин «Воробей»,

-Г. Скребицкий «Длиннохвостые разбойники».

-Н. Рубцов «Воробей», «Ворона»,

-А. Барто «Воробей», «Скачет шустрая синица»,

- «Про больших и маленьких»,

-Г. Скребицкий и В. Чаплина «Чем дятел зимой кормится», «Посмотри вокруг», «Появились синички»,

-

-М. Горький «Воробьишко»

-В. Зотов «Синица»,

-И.С. Тургенев «Воробей»

-А. Чепуров «Трудно птицам зимовать»,

-Ю. Дмитриев «Снегири»

-Л. Григорьева «Синица.

-Ю. Никонова «Снегирь»,

-Е. Евсеева «Синица,синица ,что тебе снится?»

-В.Бианки «Кто сыт, тому голод не страшен»

-

-В.Левченко «Появились синички»

-Н. Рубцова «Воробей» и «Ворона».  

-

Работа с родителями

-рекомендации на совместные прогулки.

-акция «Сделай кормушку».

-памятка-буклет «Покормите птиц зимой»

- памятка «Как кормить птиц» (Приложение 1).

-заучивание стихотворений о зимующих птиц.

- отгадывание загадок про зимующих птиц.

- рассмотреть зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах, принести книги в детский сад.

-оформление выставки рисунков «Зимующие птицы».

- акция «С каждого по зернышку» Заготовка корма для птиц

            III этап. Заключительный

- Оформление результата проекта.

 -Организация выставки «Лучшая кормушка для птиц».

-Проведение открытого занятия  на тему: «Зимующие птицы»

Приложение 1.

Памятка «Как кормить птиц»

1. Если начал птиц кормить,

Ты уж не бросай!

И пустой кормушку ты

 Им не оставляй!

2. Так доверчивы они,

Верят нам, как дети.

Помни – ты их приручил,

Ты за них в ответе!

3. Мало сделать кормушку, надо ещё знать, что в неё можно положить. Арбузные и дынные семечки любят синицы и дятлы. Кусочки сала годятся не всем птицам. Сало любят синички. Только сало не должно быть солёным. Овёс охотно съедят синицы, воробьи. Подсолнечник – особенно мелкий, но не жареный, - лучший корм для синиц и воробьёв. Перед засыпкой в кормушку их лучше слегка подавить. Можно давать пшено, хлебные крошки (только пшеничные!)

4. Нельзя кормить птиц солёными продуктами и ржаным хлебом (это смертельно опасно для них)!

5. Кормушка должна быть удобна и безопасна для птиц (плотное крепление, никаких острых краёв, недоступность для соседской кошки)!

6. По возможности корм должен быть защищён от непогоды!

7. Кормушку необходимо регулярно чистить










.


   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект "Покормите птиц зимой"

Большое количество птиц гибнет в холодный перид года. Человек может помочь им пережить стужу, тем самым сохранить их численность....

Экологический проект «Покормите птиц зимой»

Тип проекта: познавательно- практико- исследовательский. Проект реализован в подготовительной группе Сроки реализации: декабрь- апрель 2011-2012гг. Самое лучшее...

Экологический проект "Покормите птиц зимой"

Конспект совместной деятельности  "Покормите птиц зимой" и памятка для родителей "Кормушка для птиц"...

экологический проект "Покормите птиц зимой"

Программа  экологического проекта для детей 3-4 лет "Покормите птиц зимой"....

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ "ПОКОРМИМ ПТИЦ ЗИМОЙ"

                                    ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ...

Экологический проект "Покормите птиц зимой"

Вид проекта-краткосрочныйТип проекта-информационно-практический....

Экологический проект "Покормите птиц зимой"

Экологический проект для Детей старшего возраста...