Картотека наблюдений
картотека по окружающему миру (старшая группа)

Гайсина Ольга Дмитриевна

Данная картотека разработана для детей старшей группы а теплый период года 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_nablyudeny.docx33.81 КБ

Предварительный просмотр:

Наблюдение №1

Цель: закреплять знания детей о времени года.

Ход наблюдения

Художественное слово Я. Перевозникова "Май"

Май колдует. Май играет

Тёплым солнечным лучом

В одуванчик превращая

Или в зайчика ещё.

Вальс на радуге исполнит.

Молний блещут спецэффекты.

 Барабаны гром напомнит.

 Ну а дождь аплодисменты.

На концертах многолюдно:

Чайки, ласточки, грачи.

Разрезвился месяц юный.

Так душа его звучит

 (Детям предлагаются картинки с изображением ранней и поздней весны.)

Объясните, почему люди стали одеваться легче, почему растаял снег?

Что произошло со снегом?

Что стало с водой, которая образовалась от таяния снега?

Каким стало небо?

Что произошло с почвой?

Как изменилась река?

Какая была температура воздуха, когда шел снег?

При какой температуре идет дождь?

Чем отличается поздняя весна от ранней?

Дидактическая игра  "Придумай предложение" — дети составляют предложения со словом "весна", заданным в определенной форме.

Трудовая деятельность. Уборка участка от весеннего мусора\

Наблюдение №3

Цель: расширить знания и представления детей о пчеле, о её внешнем виде и образе жизни.

-Давайте подойдем к клумбе и понаблюдаем работают ли там пчелы?

- На клумбе, где цветут бархатцы летают пчелы. Наблюдаем. У пчелы мохнатое тельце с черными и желтыми полосами.

Пчелы – лучшие друзья цветам. Цветочные растения, дают пчелам пищу – нектар и пыльцу. А эти растения существуют лишь при условии, что насекомые опыляют их, после чего появляются семена и так размножаются эти растения.

Пчелы живут на пасеке (в улье) или в лесу (в пчелином гнезде). Обязанности у рабочих пчел распределены. Молодые пчелы следят за проветриванием улья и прибираются в нем. Немного постарше, пчелы приносят пищу матку и личинкам. Еще постарше, пчелы охраняют вход в гнездо. Ещё старше, пчелы занимаются хранением меда. И самые старшие пчелы становятся пчёлами - сборщиками.

Все тело пчелы, под пушистым покровом, покрыто твердой оболочкой. Тело пчелы состоит из трех частей. Первая часть – это голова, на которой есть язычок (похож на трубочку) по-другому его можно назвать хоботок. Хоботком пчела высасывать нектар, который находится на самом дне глубокой цветочной чашечки.

У пчелы есть три маленьких глаза в передней части головы, а еще два глаза (немного побольше) находятся по бокам. Поэтому пчела очень хорошо видит не только то что находится перед ней, но и то что происходит по бокам и даже сзади.

У пчелы есть два усика, с помощью которых пчела передает беззвучные сигналы другим пчелам.

Вторая часть тела – это грудь, от которой отходят шесть ножек. На задних ножках есть широкие полоски покрыты длинными волосками, их называют «корзинками», в них пчела переносит пыльцу.

Третья часть тела пчелы – это брюшко, на котором расположено жало. Жалом пчела защищается. Ребята, посмотрите, мы спокойно наблюдаем за пчелами, и они нас не трогают и спокойно перелетают с цветка на цветок, собирая нектар. Даже не мешает им ветер, который дует в данный момент. Ребята, не надо брать пчелу в руки, иначе она вынуждена защищаться и укусит.

Наблюдение №2

Цель: продолжать расширять представления об особенностях внешнего вида пауков, их жизни;

— У тебя, скажи, паук, сколько ног и сколько рук?

Отвечай-ка, паучок, сколько рук и сколько ног?

Когда лапы на дорожке ходят — это мои ножки,

Лапы вяжут паутинку, будто руки ткут холстинку.

Если я крадусь за мошкой, мои лапы — это ножки.

Если попадутся мухи, лапы цапнут их, как руки! И. Лопухина

Воспитатель загадывает детям загадки, предлагает ответь на вопросы.

Ползла букашка

По большой ромашке,

Но вспорхнула второпях

И запуталась в сетях.

Угадайте, дети:

Кто расставил сети? (Паук.)

Не беда, что паутинка

Зацепилась за сучок,

В новом месте, на осинке

Свяжет сети. (паучок).

Какую пользу приносят пауки?

Чем пауки ловят насекомых?

Как часто плетут пауки паутину?

На кого охотятся пауки?

Пауки — хищники?

Подвижная игра «Паук и мухи»

У пчелы есть две пары прозрачных крыльев. Передние крылья большие, а задние – маленькие. Когда пчела летит мы слышим гул, этот гудящий звук получается от взмаха крыльев.

Художественное слово. Чтение стихотворения Н. Лысенко «У пчелы забот немало!».

Подвижная игра «Цветы и пчелы».

Наблюдение №4

Цель: Формировать представление о том, что любое дерево и кустарник – живое существо.

Нам в дождь и зной поможет друг, зеленый и хороший –

Протянет нам десятки рук и тысячи ладошек (дерево).

-Что происходит с деревьями весной?

-Какое строение имеют все деревья и кустарники?

-Чем покрыт ствол дерева?

-Зачем нужна кора деревьям?

-Назовите, какие деревья вы видите перед собой?

-Чем дерево отличается от кустарника?

-Зачем нужны деревья?

-Как люди должны заботиться о деревьях?

В маленьком семени

Спряталось растение.

Что должно произойти,

Чтоб оно могло расти?

Что же нужно семенам?

Подвижная игра «Семена»

Дидактическая игра «Узнай дерево по описанию»

Самостоятельная деятельность детей.

Наблюдение 5

Цель: Уточнить, и расширить знания детей о жизни муравьёв;

-Побежали по дорожке

Чьи — то маленькие ножки!

А на ножках, посмотри

- Груза больше раза в три!

И почти не вижу я

Под поклажей? (Муравья)

-Каких муравьёв вы знаете?

-Как называется дом муравьёв?

Эти насекомые очень трудолюбивые, они всегда чем – то заняты. Живут муравьи большими семьями в муравейнике, но можно увидеть их, в гнилой древесине, в почве, а также под различными предметами, лежащими на земле. Некоторые виды не строят для себя гнёзд, а предпочитают захватить чужие. Многие виды муравьёв предпочитают селиться рядом с человеком.

-Ребята, как вы думаете, чем питаются муравьи?

-А сколько у них лапок? (ответы детей)

-Как вы думаете, муравьи приносят какую-нибудь пользу?

-А живут они дружно?

-Помогают ли муравьи, друг другу?

-Давайте с вами понаблюдаем, затем, как муравьи работают, и что они делают?

-Муравьи живут в муравейниках. А из чего же они строят себе дом?

Ребята, а теперь давайте с вами поиграем.

 Подвижная игра «Муравьи и дождик»

Рефлексия:

-За кем мы сегодня наблюдали?

-Что интересного мы узнали, и что мы теперь знаем о муравьях?

-Какую пользу они приносят?

Наблюдение №6

Цель: уточнение знаний детей о таком природном явлении, как ветер, о причинах его возникновения, о его роли в жизни человека и других живых организмов.

Летит без крыльев и поет,

Прохожих задевает,

Одним проходу не дает,

Других он подгоняет. (Ветер.)

- Кто знает, как образуется ветер?

- Как можно обнаружить ветер?

- Посмотрите, ветер застрял у нас на участке и кружит листья, отрывая их от земли.

- Как закручивает ветер листья?

- Каким может быть ветер по силе?

- Сила ветра зависит от разницы температур холодного и теплого воздуха. Чем быстрее передвигаются массы воздуха, тем сильнее ветер.

- У нас какой по силе ветер?

- Как называются сильные ветры?

- Что умеет делать ветер? Подберите для него слова - действия.

-Может ли ветер нам помочь?

-Может ли ветер нам помочь?

- А теперь давайте все вместе подумаем и назовём, каким бывает ветер?

- Как вы думаете, в чём разница между словами «ветер», «ветерок», «ветрище»?

Если сильный ветер застал на улице, нужно немедленно укрыться в подъезде или прочном здании.

Рефлексия

О чем сегодня говорили?

Какой бывает ветер?

Ветровичком проверить ветер

Подвижная игра «Листья и ветер»

Наблюдение  №7

Цель: продолжать закреплять знания детей о явлениях неживой природы (за облаками)

Белоснежным покрывалом

Они небо закрывают.

Легкие, воздушные,

Ветру сильному послушные.

Что это за покрывало,

Что небо часто закрывает?

Облака – это большое количество капелек воды. Солнце нагревает реки и моря. При испарении, образуются крошечные капельки, которые поднимаются в воздух, там они соединяются, и образуют облака.

-Какого они цвета?

-А все ли облака одинаковые?

-Какие бывают облака?

-Какие облака посылают нам дождь?

-Почему облака двигаются по небу?

-На что они похожи?

Исследовательская деятельность:

Определить, какие облака на небе в день прогулки. Найти облака, похожие на животных.

Дунул раз, дунул два,

Ветер гонит облака.

В небе их не сосчитать

Раз, два, три, четыре, пять.

В небо мы глядим, мечтаем

Рефлексия

-Расскажите, что же интересного мы сегодня с вами узнали про облака?

-А что же еще хотели бы узнать про облака и ветер?

Подвижная игра «Облака и ветер»

Наблюдение №8

Цель: Продолжать расширять знания об особенностях внешнего вида, повадках птиц, приспособлении к среде обитания.

Озорной мальчишка

В сером армячишке

По двору шныряет,

Крохи собирает»

Чик-чирик!

К зернышкам прыг!

Клюй, не робей!

Кто это?

-А теперь посмотрите, кто прилетел к нам на участок! Вы узнали кто это?

-Внимательно рассмотрите воробьев и скажите, как они выглядят.

- Воробей – птица всеядная. Как вы думаете, что это значит?

    Летом воробей питается насекомыми, зернами и семенами трав, плодами деревьев и кустов. А зимой – в основном отбросами. Зиму птицы проводят у жилья человека, где их могут подкормить люди, так как они не имеют подкожного жира.

А ещё можно заметить, что воробьи довольно осторожны и наблюдательны. Они обладают хорошим обонянием, слухом и зрением, очень чутко реагируют на всё, что происходит вокруг них.

Обобщение. Итог.

- Ребята, что нового вы сегодня узнали о воробье?

   И так, ребята, сегодня мы с вами понаблюдали за воробьем, за его внешним видом, за его повадками. Узнали о нем что-то новое. Всегда помните, что птицы – наши друзья. Они украшают природу, приносят огромную пользу. Поэтому мы должны заботиться о них, особенно зимой, когда им голодно и холодно, подкармливать их и не обижать!

- А сейчас я предлагаю вам поиграть в подвижную игру «Стайка»!

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «СТАЙКА»

Наблюдение №9

Цель: Продолжать знакомить с информацией о видах дождя, их особенностях; причинах образования дождей.

С мамой мы пошли гулять,

Стал он землю поливать.

Поливал да поливал,

Всех под зонтики загнал.

-Что такое дождь?

Туча полностью состоит из маленьких капелек воды. Капельки внутри тучи собирают всё больше и больше влаги. Наконец, становятся такими большими и тяжёлыми, что падают на землю в виде дождя.

На земле много океанов и морей, рек и ручейков, озёр, прудов и луж. Солнце нагревает воду. Она испаряется, становится прозрачным и невидимым паром. Этот лёгкий пар поднимается от земли всё выше и выше – намного километров вверх. Там, на высоте, всегда холодно. Холодный воздух их тащит вниз, а теплый воздух опять поднимает их вверх.

-По каким признакам можно догадаться, что будет дождь?

-В какое время года идёт холодный, мелкий, затяжной дождь?

-Что меняется в природе, когда идет дождь?

-После дождя, какая погода?

- Все ли дожди одинаковы?

- Как называется дождь, который идёт сегодня?

-А что мы наблюдаем после дождика?

- Как вы думаете, а дождик это хорошо? Или плохо?

Дидактическая игра «Продолжи предложение»

РЕФЛЕКСИЯ

Вам понравилась прогулка? Что вы узнали нового?

Подвижная игра «Солнышко и дождик»

Наблюдение №10

Цель: познакомить детей с растением, его особенностями.

-Взгляните на это растение. Многим из вас оно знакомо. Как оно называется?

      Подорожник. Подорожник довольно обычное растение, растет на влажных местах, вдоль дорог, в садах. Давайте рассмотрим подорожник повнимательнее.

Тонкий стебель у дорожки.

На конце его — серёжки.

На земле лежат листки —

Маленькие лопушки.

-Как вы думаете, почему его назвали подорожником?

-Почему оно может расти там, где ходят, ездят на велосипеде? Земля утоптанная, а он растёт. Рассмотрите внимательно растение. У него листья на земле лежат, почти нет стебля. Если бы был стебель, он сломался бы, когда люди прошли по нему).

Рассмотрите его листья. Может быть, они раскроют вам свою тайну? Сорвите лист. Легко сорвать лист подорожника?

   У подорожника жилки выпуклые. Если на него встать, они прижмутся к земле, не дадут листу порваться. Уйдет человек, лист распрямится. В народе за эти крепкие жилки на листьях и прозвали подорожник семижильником.

Вот листок растет какой – Весь в прожилках, небольшой,

Будто нитками прошит, Подорожник – Айболит!

Хоть и топчут его ноги – Не уходит он с дороги!

По нему бегут, шагают И совсем не замечают!

А напрасно!

 Лист полезный – Лечит многие болезни!

то переносит семена? Ведь у них нет крылышек, нет парашютиков, как у семян одуванчика, нет шипов, как у репейника (их переносят на ногах). Попробуйте пальцем, прилипнут ли семена к нему (нет). Смочим семена в воде. Теперь прикоснитесь к ним. Семена прилипли!

Подорожник — лекарственное растение. Еще в стародавние времена подорожник называли «Матерью всех трав» за его умение лечить раны и болезни. С помощью подорожника можно остановить кровотечение, он

умеет заживлять раны, лечить разные заболевания. Если вы натерли мозоль – приложите чистый лист подорожника, и вам легче будет идти. А

все потому, что в листьях есть витамин К. Подорожник – друг путешественников.

В лечебных целях используют листья и семена. Из листьев делают настои, которые помогают при различных заболеваниях, а сок из молодых листьев, например, используют для улучшения пищеварения. Подорожник входит в состав многих лекарств.

Рефлексия

- за чем мы сегодня наблюдали?

-Что нового узнали?

- о каком растении сегодня говорили?

-Почему его так назвали?

 Подвижная игра

«Узнай и назови»

Наблюдение №11

Цели:

- развивать познавательную деятельность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях, правилах их сбора, применения;

Почему одуванчиков так много? Они неприхотливы. В золотисто-желтой корзинке образуется несколько сотен семян. Каждое семечко снабжено пушистым белым хохолком на длинной ножке - парашютиком. Пока семечко не созрело, парашютик не раскрывается. Созревшие семена расправляют белые пушинки зонтиком и одуванчик становится похож на белый пушистый шарик.

Стоит дунуть ветру или задеть пушистый цветок, как шарик распадается на сотни парашютиков, и летят во все стороны отважные семечки парашютисты. Семена одуванчика легко прорастают, поэтому их много кругом.

Одуванчики растут не только на лугах, но и садах, полях, около дорог. Одуванчики прекрасно приспособлена к вытаптывания. В огородах одуванчик считают сорняком и стараются его вырвать с корнем, что не всегда удается. Между тем, одуванчики содержат витамины, углеводы и другие полезные вещества. Из них готовят салаты и приправы к мясным и рыбным блюдам, варят супы и щи. Используют цветочные почки (их маринуют и заправляют ими солянки, винегреты) и корни одуванчика (из высушенных жареных корней готовят заменитель кофе). Из цветков, листьев и корней одуванчика готовят много лекарств.

А еще одуванчики очень нужны пчелам. Первый нектар для меда они собирают именно из одуванчиков.

Для организации наблюдения за одуванчиком целесообразно предложить такой план:

На первом этапе наблюдения мы выбираем одуванчик в начальной стадии развития. Дети рассматривают листья одуванчика, почку - зародыш будущего цветка. Обозначим метками объекты наблюдения, тогда мы вместе сможем проследить стадии роста, цветения и образования семян.

2. Внешний вид растения. Дети рассматривают с помощью лупы цветущий одуванчик и делают первые выводы: яркая окраска цветка привлекает насекомых, тонкие лепестки позволяют легко

добывать пчелам нектар из серединки цветка. Насекомые опыляют одуванчик, без опыления у одуванчиков не могли бы образоваться семена.

3. Корень одуванчика. Корень одуванчика длинный, прочно сидящий в земле, что позволяем растению добывать влагу из глубины почвы.

4. Одуванчик любит свет и тепло. Утром он раскрывает свой цветок, а вечером его закрывает (в дождливую погоду бутоны тоже закрыты).

5. Устроив пролонгированное наблюдение, попросим детей посчитать, на какой день своего цветения одуванчик "переоденет" яркое желтое платье на белое, пушистое, состоящее из "парашютиков".

6. Семена одуванчика - отдельная тема для наблюдения. Пусть дети рассмотрят "парашютик" с помощью лупы. Почему у него именно такое строение? Оно помогает семенам летать по воздуху. Был бы одуванчик так распространен, если бы у него не были летучие семена?

. Пусть дети сравнят "парашютики" одуванчика с "пушком" мать-и-мачехи. Семена отличаются друг от друга

Подвижная игра в подготовительной группе «Одуванчик»

Наблюдение № 12

Цель: обобщить знания о воздухе и его свойствах (невидимость, прозрачность, движение, перемещение);

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, и все же,

Без него мы жить не можем.

Воздух окружает нашу Землю. Воздухом дышат люди, животные и растения.

-Ребята, а вы видите воздух?

Я тоже не вижу воздух, но знаю, что он всегда вокруг нас. Воздух окружает нас повсюду: на улице, в группе, в любом помещении. Воздух никто не видит, поэтому его называют «Невидимка». Но воздух можно почувствовать.

- Давайте с вами увидим это на примере. Вдохните прохладный, чистый осенний воздух. Чем он пахнет? Ребята, что вы ощущаете, вдыхая этот воздух? Почувствуйте запахи, распространяющиеся вокруг.

Вывод: Воздух невидим, но он может передавать запахи на расстоянии.

- Ребята, давайте подойдем к луже. Это «море». А мы – это «ветры». Ветры дуют на воду. Что получается?

чем сильнее ветер, тем больше волны. Давайте опустим в воду парусные кораблики и подуем. Что происходит?

Вывод: Воздух невидим, его движение можно ощущать.

Дидактическая игра.

«Придумай предложение» - дети придумывают предложение с заданным словом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

картотека наблюдений

картотека наблюдений  на прогулке для старших дошкольников...

Картотека наблюдений на прогулке в старшей группе

Конспекты наблюдений на прогулке в старшей группе...

картотека наблюдений

Педагогам для проведения прогулок....

Картотека наблюдений за погодой

В своей работе я стараюсь упорядочить знания и накопленный материал и упростить работу, поэтому создаю разные "шпаргалки"...

картотека наблюдений на прогулке старшая и подготовительная группа

картотека по всем временам года, художественное слово и дидактическая игра...

Картотека наблюдений 2 младшая Осень

Здесь размещен материал наблюдений на прогулках на 3 месяца осени...