План экологической экскурсии "Здравствуй, Осень"
учебно-методический материал по окружающему миру

Печкова Наталья Александровна

План составления экологической экскурсии осенью в ДОУ для детей средней, старшей, подготовительной к школе группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekskursiya.docx16.32 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическая экскурсия «Здравствуй, Осень»

                                   Методы обучения экскурсии

Словесные: предварительная беседа «Осень. Что ты о ней знаешь?» «Почему деревья сбрасывают листья?»  Чтение художественной литературы на тему «Осень», загадывание загадок.

Наглядные:рассматривание иллюстраций «Осенний лес», «Перелетные птицы», рассматривание муляжей листьев, овощей, грибов.

Игровые:        дидактические игры «найди дерево по его листу, описанию ствола», «Знатоки осенней природы», «Времена года», «Грибная полянка»

Практические:«Опыты с песком», изготовление поделок из собранных листьев.

                                     План экскурсии

Подготовительный этап.

1. Составление плана совместной работы с детьми, родителями;

2. разработка конспектов НОД;

3.подбор материала и оборудования для НОД, бесед, игр с детьми;

4.подбор художественного материала; подготовка для родителей информационных листов по лексическим темам «Деревья», «Ягоды, грибы», «Осень»;

5.оформление папок – передвижек для родителей по теме проекта;

6.беседа с родителями о необходимом участии их в проекте, о серьёзном отношении к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ.

Ход экскурсии

1.Чтение художественной литературыН. Сладков «Осень на пороге», Е. Благинина «Улетают, улетели», К.Ушинский «Осенняя сказка», загадывание загадок.

2.Ориентирование на местности вопросы: «Какие деревья растут у нас вдоль забора?», «Какие цветы росли у главного входа летом?», «Что бывает высоким?», «Найди пару листку.»

Создание условий для целостного восприятия объекта наблюдения.

Наблюдаемый объект должен быть доступен для восприятия

каждому ребенку, участвующему в наблюдении. Воспитатель продумывает, сколько детей могут одновременно участвовать в работе и как они должныстоять или сидеть, чтобы иметь возможность получить необходимую чувственную информацию об объекте – рассмотреть его, ощутить характер наблюдаемой поверхности, определить его температуру, тяжесть объекта, исходящие от него звуки, запах.

Словесная информация воспитателя не должна подменять непосредственного восприятия объекта. Воспитатель должен словесно обозначать все то, что видят дети, но слово должно следовать за восприятием: только в этом случае у ребенка формируется полноценное знание.

Во время наблюдений дети не должны разговаривать, играть, манипулировать предметами.

Перед началом наблюдений необходимо собрать детей и сконцентрировать их внимание.

Организация исследовательской деятельности, направленной на анализ предметов и явлений: самостоятельные наблюдения детей на экскурсии.

Создание проблемной ситуации. Самостоятельная работа детей в такой ситуации носит поисковый характер.

Познавательная задача всегда содержит вопрос «А что будет, если…?». Она включает некоторые данные, известные детям, которые можно использовать в решении. Часть данных дети должны отыскать в процессе комбинирования, преобразования уже известных знаний и способов действий. Незнание должно быть частичным, тогда познавательную задачу можно решить с помощью опыта, сравнительного наблюдения или в процессе эвристического рассуждения. Если задача непосильна детям или слишком легка, не требует умственных усилий, то проблемной ситуации не возникает. Познавательные задачи должны предъявляться детям в определенной последовательности: вначале - простые, содержащие однозвенные связи, затем - более сложные, содержащие цепочки связей.

Неживая природа: почему качаются ветви деревьев? Почему на земле лужи?

Живая природа: могут ли растения расти без света (влаги, тепла)? Почему осенью растения увядают, желтеют, теряют листья? Почему осенью у зайца меняется цвет шерсти?

После принятия детьми познавательной задачи под руководством воспитателя осуществляется ее анализ: выявление известного и неизвестного. В результате анализа дети выдвигают предположения о возможном течении явления природы и его причинах.

Обобщение результатов наблюдений. Каждая группа сообщает о результатах наблюдений. Проводится фронтальная обобщающая беседа (вопросы намекают на установление связей в природе): Почему деревья осенью сбрасывают листья? Почему мы одеваемся теплее? Почему цветы на клумбе завяли? Куда делись все насекомые?

Подведение итогов экскурсии

После экскурсии у детей пополнились, систематизировались знания и представления об осенних изменениях в природе, о многообразии осенних даров;

на основе углубления и обобщения представлений об окружающем, в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики, у детей расширился и активизировался речевой запас;

появилось желание работать сообща над общим проектом.

Послеэкскурсионная работа: изготовление поделок из собранного природного материала (листья, ветки, шишки, желуди).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект "Осень- чудная пора"!!!

Проект групповой, среднесрочный, исследовательско- творческий, направлен на изучение природы во всех её проявлениях в осенний период времени....

экологический календарь осень

здесь собраны приметы, пословицы, наблюдения, загадки по месяцам осени...

План экологической недели по формированию у детей экологического сознания и представлений о природе весной

План – модель экологической недели по формированию у детей экологического сознания (весна)Задачи: способствовать систематизации представлений детей о многообразии окружающей природы, формировать эмоци...

Авторская экологическая сказка "Осень, Осень, в гости просим!"

Из цикла авторских экологических сказок "Сорока Анисья о временах года"...

Экологический проект: "Осень, осень, в гости просим" для детей средней группы.

Данный проект раскрывает содержание работы с детьми по конструированию из разных видов материалов. Необходимость данного проекта была продиктована тем. что в детском саду отведено недостаточное количе...

Тематический план по теме "Осень, Осеннее настроение"

Цель: Закрепить представление детей о характерных признаках осени и осенних явлениях. Расширять знания детей о явлениях живой и не живой природы: почему листья желтеют и опадают. Учить устанавливать п...