Проект для детей старшего дошкольного возраста с ТНР «Калейдоскоп профессий наших родителей»
проект по окружающему миру (старшая группа)

Шакирова Любовь Александровна

Информационно-творческий, игровой проект на обобщение знаний о прпофессиях родителей в процессе совместной и самостоятельной деятельности детей через "погружение"в реальные практические ситуации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_kaleydoskop_professiy.docx28.21 КБ

Предварительный просмотр:

Проект для детей старшего дошкольного возраста с ТНР

«Калейдоскоп профессий наших родителей»

                                                                                   

                                                                                   Шакирова Любовь Александровна

                                                                                   воспитатель МБДОУ №3 «Огонек»,

                                                                                  Садрева Лариса Николаевна

                                                                                   учитель-логопед МБДОУ №3,

                                                                                   пгт. Камские Поляны, НМР, РТ

             

Вид проекта: информационно-творческий, игровой.

Продолжительность: краткосрочный, два месяца.

Участники проекта: дети старшей логопедической группы, учитель-логопед,  воспитатель и родители.                  

          Актуальность проекта: Вхождение ребенка в социальный мир не возможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера, в том числе и ознакомлением с профессиями. У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Поэтому ознакомлением с трудом взрослых необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, когда дети через доступные формы познания узнают о разных профессиях.

Знакомство детей дошкольного возраста с окружающим миром является важнейшим стимулом развития речевой и игровой деятельности ребенка. Чем лучше ребенок представляет деятельность взрослых той или иной профессии, тем ярче и интересней их игры. Для этого необходима большая совместная работа педагога и родителей в решении данной проблемы.

Многие дети  хотят быть похожими на своих мам и пап, и мечтают, когда вырастут, иметь такую же профессию, как их родители.  Поэтому в  детском саду  мы очень часто можем увидеть, при организации сюжетно-ролевых игр, как дети используют жизненные ситуации, связанные с профессией их родителей. Дети  часто с интересом, воодушевлением рассказывают о профессии своих родителей. Испытывают гордость за своих мам и пап, и очень хотят, чтобы об этом знали все дети  группы.

Зная профессию своих родителей, дети  мало знают или вообще не знают  о существовании других профессий, и поэтому возникла идея создания проекта «Калейдоскоп профессий наших родителей», в котором дети познакомятся с разнообразием профессий родителей, а родители станут полноправными участниками воспитательно-образовательного процесса. Поэтому,  исходя из интересов и пожеланий детей, мы обратились к родителям с просьбой рассказать о своей профессии, организовать экскурсию для детей  и активно  включиться в  процесс воспитания.

Цель проекта: обобщение знаний о профессиях родителей в процессе совместной и самостоятельной деятельности детей через «погружение» в реальные практические ситуации.  

Задачи проекта: 

  • развитие эмоционально-положительного отношения к профессиям родителей;
  • формирование представлений о необходимости трудовой деятельности в  жизни людей;
  • развитие познавательной активности, интереса к профессиям взрослых;
  • формирование обобщенных представлений о структуре трудового процесса,  понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;
  • воспитание бережного отношения к труду взрослых и результатам их труда;
  • формирование у детей желания научиться выполнять трудовые действия представителей разных профессий.  

Методы работы с дошкольниками:

  • экскурсии, наблюдения во время целевых прогулок;
  • рассказы, беседы  воспитателей и родителей;
  • сюжетно-ролевые и дидактические игры;
  •  непосредственно образовательная деятельность;
  • рассматривание иллюстраций, журналов, картин;
  • проблемные ситуации, моделирование, схемы;
  • чтение художественной литературы;
  • игры, праздники и развлечения;
  • самостоятельная художественно-творческая деятельность.  
  • мастер – классы от родителей.

           Принципы  организации взаимодействия  с  родителями:

  • Открытость детского сада для семьи.
  • Сотрудничество родителей и педагогов   в воспитании детей.
  • Создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе

Формы реализации проекта:

  • фронтальные;
  • подгрупповые;
  • малые подгруппы;
  • индивидуальные.

Ожидаемые результаты:

Для детей:

  • Расширятся знания детей о профессиях, понимание детьми значения слово «профессия».
  • Сформируются представления о разнообразии профессий на основе обобщения трудовых процессов и результата труда.
  • Расширится и обогатится словарный запас детей, сформируется связная речь.
  • Разовьются любознательность и интерес к деятельности взрослых: в частности к профессиям родителей.
  • Разовьются художественное восприятие, эстетический вкус.
  • Дети познакомятся с литературными произведениями, связанными с темой проекта.
  • Сформируется уважительное отношение к людям труда и потребность трудиться.
  • Дети научатся имитировать деятельность людей различных профессий в ходе сюжетно-ролевых игр.

Для родителей:

  • Успешное взаимодействие со своими детьми.
  • Повышение педагогической компетенции в воспитании своих детей.

Для педагога:

  • Создание предметно-развивающей среды по теме проекта.
  • Совместная работа с родителями по расширению знаний детей о профессиях, формировании представлений о трудовых действиях, оборудовании, инструментах, орудиях труда.
  • Повышение уровня педагогической компетенции родителей и активизация их позиции в более тесном взаимодействии с педагогами и детьми.

           Реализация проекта  

I этап (организационный): разработка и утверждение тематического плана, подбор методического сопровождения, подготовка наглядного материала, встречи с родителями воспитанников по организации экскурсий на их место работы, налаживание контактов с ближайшими социальными организациями.

II этап (практический): реализация тематического плана через посещение социальных структур, организацию совместной и самостоятельной деятельности детей, «погружение» воспитанников в реальные практические ситуации, привлечение родителей, не имеющих возможность осуществить посещение их предприятий по изготовлению презентаций «Профессии наших родителей».

III этап (итоговый): Альбом «Все работы хороши», анализ и обобщение опыта, фотовыставка «Профессия наших родителей», консультации для родителей по теме «Профессии».

Перспективный план работы

Месяц

Неделя

Тема

Задачи

Форма ознакомления с профессией

Материал, оборудование

Январь

II

Пекарь-кондитер

Систематизировать представления детей о профессии пе-карь, кондитер. о продуктах, необходимых для выпечки.

Развивать познавательный интерес, творческие способности. Воспитывать уважение к труду пекаря и кондитера.

беседы «Кто такой пекарь?», «Как хлеб пекут», «Хлебобулочные изделия». Разучивание пословиц и загадок о хлебе: дид.игра «Что лишнее?»; драматизация сказки «Колосок»; лепка из соленого теста «Баранки, крендели, батоны»; сюж.ролевая игра «Кафе-ресторан»

Атрибуты: фартуки, посуда, овощи, фрукты, микроволновка, столовые приборы

III

Медицинская сестра

Обогащать знания и представления детей о профессиях врача, медсестры, познакомить с их обязанностями и трудовыми ми сформировать понимание значимости данной профессии для общества.

беседа, экскурсии в больницу, встреча с врачами узкими специалистами, сюжетно-ролевая игра «Поликлиника». Основные понятия: врач, больной, пациент, бинт, вата, шприц, йод, термометр, таблетки.

Атрибуты для моделирования игровой ситуации: «В кабинет у врача», «Процедурный кабинет»  

IV

Воспита-тель

Познакомить с профессиональной деятельностью воспитателя . Воспитывать уважение к труду, желание помогать.

беседа, моделирование сюжетно- ролевой игры «Детский сад», выставка рисунков «Мой любимый воспитатель»,

чтение художественной литературы  

Атрибуты для моделирова- ния сюжетно ролевой игры  «Детский сад», рассматривание альбомов.

Февраль

I

Строитель

Расширение и уточнение знаний о строительных профессиях.

Формировать уважение к рабочим разных специальностей: каменщикам, плотникам, малярам, сантехникам, плиточникам  

Беседы: «На строительной площадке», «Маленький дизайнер», «Ремонт в квартире». Дидактические игры: «Проектировщики», «Кто быстрее дом построит», игровой комплекс «Труд строителей», Сюжетно-ролевая игра «Строители» 

Картинки с изображением других домов и строительных материалов, строительных машин и профессий. Фотографии с изображением красивых зданий и домов.

II

Полицейский

Формировать представление о профессиональной деятельности полицейского.

НОД Основные понятия: правонарушение, закон, охрана. «следователь», «криминалист», «улика»,    «фоторобот»;

Выставка рисунков «Закон и порядок»  

Просмотр мультфильма «Следствие ведут колобки»

Картинки с изображением полицейских машин, макеты машин, атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Полицейские на улицах».

III

Пожарный

Познакомить с профессиональной деятельностью пожарного

Закрепить основные  понятия: огонь, пожарная машина, смелость, снаряжение, рукав.

Беседы: «Спички детям не игрушки», «Эти предметы таят опасность». НОД: «Огонь добрый, огонь злой». Художественная литература: Б.Житков «Пожар», С.Я. Маршак «Сказка про спички», «Рассказ о неизвестном герое», дид.игра «Опасно-неопасно», «Что нужно пожарному»

Атрибуты для драматизации сказки «Кошкин дом».

Атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Мы пожарные»

IV

Итоговое мероприя-тие «Все работы хороши – выбирай на вкус!»

Выявить уровень знаний детей о про-фессиях родителей.  развивать речевую активность и диалогическую речь,

Чтение стихов,  просмотр сказки «Как принцесса работать хотела», составление описательного рассказа о профессиях, дид. игра «Собери рецепт», подвижная игра «Кто здесь был и что забыл?», дид. упражнение «Закончи пословицу», реклама печенья.

Технологические карты с картинками-продуктами мультимедийное оборудование, схема для описательного рассказа, схемы для синквейна

           Выводы: В ходе проекта «Калейдоскоп профессий наших родителей» дети логопедической группы закрепили знания о том, что такое профессия, для чего человеку необходимо трудиться, работать. Расширились представления о роли труда в жизни людей, о многообразии орудиях труда, трудовых действиях

Почти все дети стали логично, последовательно и чётко рассказывать как об известных им уже профессиях, так и других мало знакомых профессиях, правильно говорить названия этих профессий. Научились организовывать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о профессиях: пекаря, кондитера, медицинской сестры, воспитателя, строителя, полицейского, пожарного. Более ответственно стали относится  к выполнению поручений, дежурствам, хозяйственно-бытовому труду. Стараются оказать помощь окружающим, поддерживать порядок в группе.

Дети стали бережнее относиться к  одежде, игрушкам, окружающим предметам, мебели, так как у многих сформировалось ценностное отношение к  собственному труду и труду взрослых.  Хочется отметить активное участие родителей в реализации данного проекта. Можно сказать, что были успешно реализованы все поставленные задачи, и ранняя профориентация дошкольников прошла успешно.

Методическое обеспечение проекта:

  • Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация дошкольников. М., 2008
  • Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий. Балашов: Николаев, 2004.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Театр, кино, мультипликация – часть нашей жизни»

Формировать интерес детей к различным видам зрелищного искусства....

Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в мир профессий"

Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста  "Путешествие в мир профессий"...

Проект для детей старшего дошкольного возраста к 9 мая "Это наша Победа"

Тип проекта: информационно-творческий. Продолжительность: краткосрочный - 2 недели (апрель-май 2017 года). Участники проекта: инструктор по физической культуре, воспитатели, д...

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в мир профессий»

Актуальность проекта.Все профессии прекрасны,Все профессии важны.Знаем мы, что наши детиБудут городу нужны.В дошкольном возрасте ребёнок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деяте...

Проект для детей старшего дошкольного возраста к 9 мая " Это наша Победа"

Данный проект формирует основы нравственной позиции личности,который проявляется во взаимодействии с окружающим миром,в осознании неразрывности с ним. Воспитание патриотизма,чувства гордости за подвиг...

Проект для детей старшего дошкольного возраста к 9 мая " Это наша Победа"

Данный проект формирует основы нравственной позиции личности,который проявляется во взаимодействии с окружающим миром,в осознании неразрывности с ним. Воспитание патриотизма,чувства гордости за подвиг...

Паспорт проекта для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в мир профессий»

В старшем дошкольном возрасте особое значение для полноценного развития детской личности имеет приобщение к миру взрослых людей и созданных их трудом предметов. Ознакомление с профессиями родителей об...