Ознакомление дошкольников с трудом взрослых с использованием инновационных технологий.
материал по окружающему миру

Грамотеева Валентина Александровна

Ознакомление с трудом взрослых ставит целью дать детям конкретные знания и представления о труде и воспитать уважение к труду взрослых, научить ценить его, возбудить интерес и любовь к труду.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 2» пгт. Нижний Одес

Конспект

организованной образовательной деятельности

для детей 5-6 лет

КВН «Все профессии важны»

Воспитатель МБДОУ   «Детский сад № 2»

Пгт. Нижний Одес

Грамотеева Валентина Александровна

                                                               2021

Программные задачи:

   

1. Продолжать формировать  целостный взгляд на человека труда, его профессиональные качества, которые  помогают создавать разные материальные и духовные ценности.

2.Развивать интересы детей, любознательность, познавательную мотивацию.  

3. Обогащать  детско –  родительские отношения опытом совместной деятельности.

Оборудование:

Тематическое оформление зала «Профессии», рисунки детей «Кем буду», плакаты болельщиков.

Мультимедийное оборудование.

Участники: эмблема команды и участников, рабочая одежда по профессиям.

Предметы орудий труда, пазлы «Угадай профессию», бумажные полоски для конструирования «Собери вышку», косыночки, фуражка, шляпка, аппликация «Сердце».

Звучит музыка В.Шаинского « Мы начинаем КВН».

Воспитатель: Добрый день, дорогие ребята и уважаемые взрослые!

 День необычный сегодня у нас

Мы искренне рады приветствовать вас!

Для умной игры собрались мы друзья

КВН начинать нам настала пора!

Ребята, послушайте меня внимательно, я назову вам несколько слов, а вы скажите, как это можно назвать одним словом. слесарь, поэт, архитектор, космонавт, электромонтер,  шофер.

Правильно, наш КВН сегодня посвящен профессиям. Иметь профессию - это значит быть полезным для многих людей.

Воспитатель: Сегодня в Клубе Веселых и Находчивых встречаются 4 команды, встречайте:

(команды по очереди заходят, проходят круг и занимают свои места ( на экране картинка с КВН).

-команда «Поваров»   -      Афанасьева Антонина Михайловна и сын Иван                            

                                                    Баринов Александр Борисович и дочь Вера

-команда «Нефтяников»  -   Алиев Роман Шакирович  сын Амир;              

                                               Мыкуляк Любовь Борисовна дочь Адриана.

        

-команда «Парикмахеров  -   Штольц Ирина Анатольевна и сын Климентий;

                                                    Коршикова Юлия Николаевна и сын Максим.

        

-команда «Продавцы» -  Кожемяченко Елена Александровна и дочь Алина.        

                                          Полянцева Надежда Дмитриевна и дочь Ксения.

Сегодня на КВН присутствуют активные болельщики, давайте их поприветствуем.

  Воспитатель: А какой  КВН без жюри, представляю членов жюри.

1.Команды представляют свои девизы:

Команда « Поваров»                            « Еду  готовим  мы с утра, нас называю повара».

Команда « Нефтяников»                « Друг без друга мы горой, такой обычай нефтяной!».

Команда « Парикмахеров»           « Дайте ножницы расчёску, мы вам сделаем причёску!».

Команда « Продавцов».           « Помидор и огурец продаёт нам продавец »

Воспитатель: А сейчас  «Веселая разминка» и для команд и для болельщиков. Я читаю четверостишие, а вы добавляете словечко.

  СЛОВЕСНАЯ ИГРА «ДОБАВЬ СЛОВЕЧКО»

Правила движения знает без сомнения.

Вмиг заводит он мотор, на машине мчит…………(шофёр)

Как воздушная принцесса, в форме лётной………(стюардесса)

Кирпичи кладёт он вряд, строит садик для ребят

Не шахтёр и не водитель, дом нам выстроил…… (строитель)

На  витрине все продукты: овощи, орехи, фрукты.

Помидор и огурец предлагает………(продавец)

Погружался всякий раз, в глубь  морскую……………(водолаз)

Мастерица на все руки нам  сошьёт пиджак и брюки. Не закройщик, не ткачиха. Кто она скажите?..........(портниха)

Воспитатель: Молодцы! Все справились с «Веселой разминкой».

Воспитатель: У каждой профессии есть свои орудия труда или специфические предметы,  сейчас мы проверим, знают ли их команды. На столе разложены   предметы, с окончанием музыки вам необходимо выбрать  все необходимое для своей профессии и занять свои места. (звучит музыка).

Воспитатель: А сейчас мы проверим,  правильно  ли выполнили задание наши команды.( команды перечисляют).

Воспитатель: Здесь остались ещё орудия труда. Людям какой профессии они нужны

( шприц, весы, огнетушитель)

Слово жюри.

   Воспитатель:  А сейчас самое  трудное и интересное и творческое  «Домашнее задание». Каждой команде было дано задание  подготовить  презентацию о профессии, игру или упражнение  и творческое задание. Посмотрим, как с ним справились команды.

Слово предоставляется команде «Поваров»

Мы в столовой рано утром

Жарим, варим, кипятим.

Людям всем давно известно

Что наш труд необходим.

Показывается презентация, звучит мелодия «Все профессии важны….»

Повар: Повара – это люди, которые имеют призвание к поварскому делу, у повара хорошее обоняние, вкусовая память, художественный вкус и хорошая координация движений. И чтобы это проверить  я приглашаю всех поиграть в игру «Пирожок». Выбирают повара и пирожка.

Подвижная  игра «Пирожок»

Воспитатель:  Вот какой замечательный пирожок испек наш повар.

ПОВАР:  Мы гадали, мы не знали,

                Что же вам преподнести.

                 Тему нам вы подсказали

                Испекли мы пироги!

( вручается пирог)

Воспитатель: Какая замечательная  и трудная профессия, надо рано вставать, трудится у горячей плиты. У поваров обязательно должен присутствовать хороший вкус,  труд повара  приносит людям здоровье, хорошее настроение.

Слово предоставляется команде «Парикмахер»

Дайте ножницы расчёску

 Он вам сделает причёску

Парикмахер непременно

Подстрижёт вас современно.

Показывается презентация, звучит мелодия «Все профессии важны….»

Парикмахер: А сейчас, мы хотим  представить домашнее задание со своими помощницами.

ТАНЕЦ «Я модница».

Парикмахер: А сюрприз наш вот какой,  его мы делали всей душой. Совсем скоро у вас, ребята состоится праздник выпускной.  Мы подготовили для вас выставку причесок, как для девочек, так и для мальчиков. Пусть у вас будет праздничное настроение.

Воспитатель:  Замечательная профессия. Парикмахер – это своего рода художник, он аккуратный, внимательный, а самое главное имеет уважение к разным вкусам клиентов (посетителей).

 Слово предоставляется команде «Нефтяники»

Газ и нефть не добывать

Государству не бывать

Газовик, нефтяник

Всю Россию тянут.

Показывается презентация, звучит мелодия « Все профессии важны…»

Нефтяник: Труд нефтяника тяжелый,  но почетный. Нефтяникам необходима физическая выносливость, внимательность и знание технических наук. Мы гордимся, что наш поселок Нижний Одес – поселок нефтяников.

Для ребят мы приготовили задание «Собрать буровую вышку». Чья команда выполнит задание быстрее и качественнее та и победит (выбирают 2 команды по 2 человека)

Конструирование на мольберте буровой вышки.

Также мы подготовили свое творческое задание – стенгазету «Нефтяник», мы думаем, что она вам очень понравится.  

Воспитатель:  Замечательная и очень трудная профессия. Мы гордимся, что наших пап есть нефтяники.

Слово предоставляется команде «Продавцы»

В магазине, на базаре

И в буфете, наконец,

Всюду, где бы ни бывали,

Вас встречает продавец.

Показывается презентация, звучит  мелодия « Все профессии важны…»

Воспитатель: Продавцы - работают в магазинах. Они должны  хорошо знать свой товар, помнить цены, расположение товаров. Значит,  продавцам нужна профессиональная память. Но главное для продавца – доброе, уважительное отношение к людям, вежливость, тактичность, обаятельная улыбка.

- А сейчас давайте поиграем, шляпку на голову надеваем и слова действия  для продавца  подбираем:

«Назови слова – действия» (Продавец что делает? (показывает, продаёт, взвешивает, считает, отрезает, упаковывает, заворачивает).

Воспитатель: Очень нужная и интересная профессия продавец.

Слово жюри.

Воспитатель: А сейчас нас ждёт задание «Сложи картинку». У вас на мольбертах   конверты, вы должны за отведенное время составить из частей  целую  и назвать какая профессия у вас получилась и какие профессии с ней еще взаимосвязаны (полицейский, врач, учитель, пожарный)

Воспитатель: А болельщики в это время принесут очки своей команде. Задание: назовите пословицы о труде.1. Что в котёл положишь, то и вынешь. 2. Кашу маслом не испортишь.3.Куй железо пока горячо.4.Береги землю родную, как мать родную.5.Что можешь сделать сегодня, не откладывай на завтра.6.Взялся за дело, выполняй его умело.7.Если инструмент тупой, то и работник плохой. 8.Тот человек в почете, чьи руки в работе. 9. Дело мастера боится.10  Не игла шьёт, а руки.

Слово жюри. Подводят итоги.

Воспитатель: Кем хотите стать вы дети? ( дети надевают элементы одежды по профессиям)

Кем хотите стать вы, дети?      

Поскорее нам ответьте!

- Я хочу шофёром быть.

Грузы разные возить.        Дима

-Я мечтаю о балете.

 Лучше нет его на свете.     Милена

 

-Я хочу врачом стать классным.

Буду всех лечить лекарством.

Очень вкусным, как конфета.     Ярослава

Съел его - болезни нету!

-В красках я души не чаю.

Стать художником мечтаю.

Закажите мне портрет.               Вера

Справлюсь я, сомнений нет!

-Вы со мной, друзья, не спорьте.

Я хочу стать первым в спорте.

Шайбу мне забить – пустяк,           Женя

Я играю за «Спартак»!

- Я хочу стать пианисткой.

Замечательной артисткой.

Музыка со мною с детства.         Лиза

Я люблю её всем сердцем.

- Я мечтаю стать скорей

Воспитателем детей.

С ними петь, гулять, играть.        Олеся

Дни рожденья отмечать.

Все профессии прекрасны.    

Все профессии важны.

Знаем мы, что наши руки

Будут Родине нужны!        ( Читают все вместе и взрослые и дети)

Воспитатель: Ребята, сегодня  мы говорили с вами о профессиях, все профессии необходимы людям, все приносят огромную пользу, все направлены на заботу о человеке. Главное – уважать людей всех профессий, ценить огромный труд, который они выполняют. Ваши родители  все мастера своего дела и мы гордимся ими. Совсем скоро и вы подрастете  и тоже будите выбирать себе профессию по душе. А пока вы только мечтаете, ваши мечты о том кем вы хотите стать, мы прикрепим вот к этому шарику и отпустим его в небо и ваши мечты обязательно сбудутся!

А сейчас мы предоставляем слово жюри.

Мы хотим выразить благодарность всем участникам КВН и вручить грамоты участникам команд и памятные раскраски всем участникам и болельщикам

Торжественный проход команд и болельщиков и приглашение на чаепитие.

   

                                        Список литературы

1.Алёшина Н.В.» Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью.Старшая группа.- М..ООО « Элизе Трэйдинг», 20001.-249с.

2.Шорыгина Т.А. Беседы о профессиях. Методическое пособие.-М.:ТЦ Сфера, 2014-128с.

3.Кнушевинская Н.А. Стихи и упражнения по теме «Профессии».Развитие логического мышления и речи детей / Н.А.Кнушевицкая.-М.: Издательство ГНОМ и Д.2008.- 48с.-( Знакомство с окружающим миром и развитие речи).

4. Шорыгина Т.А. Профессии. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей /Т.А Шорыгина.-М.: Издательство ГНОМ, 2014, - 96с.- (Знакомство с окружающим миром и развитие речи).                                                                  5. Савина И.В. Формирование представлений о профессиях у детей дошкольного возраста // Воспитатель ДОУ. 2012.№ 2

Интернет ресурсы.  http://nsportal.ru/ ; infourok.ru; kladraz.ru…konspekty…doshkolnikami…prodavca.html



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 2» пгт. Нижний Одес

Конспект

педагогического мероприятия

по познавательному развитию детей 6-7 лет

КВЕСТ -  игра «Кем быть?»

Грамотеева  Валентина Александровна,

воспитатель МБДОУ

«Детский сад № 2» пгт. Нижний Одес

первая квалификационная категория

        2022г.

Цель: Расширение  кругозора  воспитанников  по теме  «Профессии»

Задачи: 

Образовательные:

  • Обогащать  и конкретизировать  представления  детей о   разных профессиях,  о важности и значимости труда взрослых  для общества, личностных и деловых качествах человека – труженика.

Развивающие:

  • Развивать познавательную активность, интерес  к профессиональной  деятельности взрослых.
  • Развивать умение  поддерживать беседу, обогащать словарный запас  за счет  слов профессиональной деятельности людей.

Воспитательные:

  • Воспитывать  у детей  уважительное  отношение к человеку труда.

Предполагаемый результат:  дети имеют представления  о  разных профессиях, об их важности и нужности; называют орудия труда,  необходимые для той или иной профессии; сформирован интерес к  профессиям взрослых; научились оценивать плоды труда любого работника.

Предшествующая работа: дидактические игры «Кому, что нужно для работы», «Потерянный инструмент», беседы о профессиях:  «Все профессии нужны,все профессии важны», чтение В.Маяковский «Кем быть?», Е.Пермяка «Мамина работа»; игры, загадки о профессиях. Разучивание стихов о профессиях, разучивание пословиц о труде, рассматривание иллюстраций на тему «Профессии», слушание песен, беседа на тему «Кем работают твои родители»,

Ход мероприятия:

Воспитатель: Ребята сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте их поприветствуем (здороваются).

Воспитатель: Вот  у вас  идут года -  будет вам 17, кем же вы хотите стать,  чем заниматься.

(Дети говорят кем они мечтаю стать)

Вот сегодня мы с вами поговорим о профессиях. Внимание на экран!

Электронное видео-послание: «Здравствуйте, ребята! Меня зовут профессор Растеряшкин. Я как раз создавал  для вас  презентацию   «КЕМ БЫТЬ!», но случилась беда,  вчера куда-то пропал пароль от моего компьютера. Я решил обратиться к вам за помощью! Помогите,  пожалуйста, мне  восстановить пароль, чтобы я продолжил работу.  Для этого вам надо выполнить  все задания,  двигаясь по плану.  За каждое выполненное задание вы получите цифру от пароля. Маршрут выполнения заданий посылаю вам. Воспитатель: Ну что, ребята, поможем?

Воспитатель: А вот и план. Давайте его рассмотрим.

Воспитатель:  Я думаю, что задания будут сложными  мы с вами должны быть внимательными, собранными и дружными. Давайте соединим наши руки и скажем наш девиз:

«Психологический настрой»

  Один за всех – и все за одного.                                                                                                      

 (Дети скрепляют руки в знак дружбы)

Воспитатель: Желаю нам удачи! И так первое задание,  где у нас  по плану цифра  1.

 

Интерактивная игра  « Отгадай профессию.

Воспитатель: Ребята, а что такое профессия?

Дети: (профессия – это основное занятие человека, его трудовая деятельность)

Воспитатель: Я загадаю вам загадки, а ответ к загадкам вы найдете на экране. 

Мы работаем  бригадой,                                                                                                                                                                             Нам везут песок, бетон.                                                                                                                                                  Дружно потрудиться надо,                                                                                                                                             Чтоб построить новый дом.

                                ( Строитель)  

Воспитатель: какими качествами должен обладать строитель?

У меня есть карандаш,

Разноцветная гуашь,

 Акварель, палитра, кисть

 И бумаги плотный лист,

 А еще – мольберт-треножник,

Потому что я…         (художник)

Воспитатель: Так какие     орудия труда есть у художника?

Он не лётчик, не пилот,

Он ведёт не самолёт,

А огромную ракету.

Дети, кто, скажите это?

                                (Космонавт)          

Воспитатель:А почему вы решили что это космонавт?                                                                                  

Лихо он  мячом играл,                                                                                                          Словно к ножке привязал,                                                                                                                                           Всех противников обвёл,                                                                                                                      И забил в ворота гол.

                                 ( Футболист)

Воспитатель: А какими качествами должен обладать футболист?

Приготовит мигом суп
Малышам из разных групп,
Ловко вылепит котлеты,
И нарежет винегреты.

                                    ( Повар) 

    Воспитатель: А для чего нужна нам эта профессия?

Воспитатель: Молодцы! Справились  и получаете 1 цифру пароля.  Все цифры мы  будем собирать на мольберте.                                                                                

 Предлагаю ребёнку прикрепить цифру на мольберт    5          

Воспитатель:  Дальше следуем по  маршруту  

Интерактивная игра « Кому что надо для работы?»

Воспитатель: Посмотрите  внимательно  на экран. На экране орудия труда разных профессий,  вы должны определить к какой профессии,  они принадлежат.

  (ПОЖАРНЫЙ, УЧИТЕЛЬ, ФЕРМЕР, ОФИЦИАНТ)

 Воспитатель: А почему остался этот инструмент? (МИКРОФОН) Людям какой профессии он нужен и для чего? (диктор, журналист, певец, артист)

 

Воспитатель: Молодцы ребята, вы правильно выполнили задание, но где же  цифра? (На экране  выплывает  цифра ) 1

Воспитатель:  Ребята, а карточки с цифрой нет, как же нам разместить ее на мальберте?

(  вариант написать  цифру  на мальберте)

(Раздается стук в дверь, в комнату входит взволнованный Фунтик)

Фунтик: Спасите,  спасите меня! Только что меня пытались похитить. Кто мне поможет?

(Полицейский)                        

                            Звучит сирена, появляется полицейский                                                                  

Полицейский: Здравствуйте, вы меня вызывали? Что случилось?

Фунтик: Меня пытались похитить.

Полицейский: Успокойся фунтик. Скажи, ты видел того кто тебя пытался похитить?

Фунтик: Конечно, видел.

Полицейский: Ты можешь его описать?

Фунтик: Постараюсь. Я очень сильно волновался.

 Полицейский: Я предлагаю,  ребята,  оказать  помощь Фунтику,  и составить фоторобот.

                   

Развивающая игра  «Составь фоторобот».

Полицейский: Посмотрите, на столе  есть  разные  части  лица для составления фоторобота. Фунтик  будет называть  характерные черты внешности  похитителя, а                                                          вы  будите  подбирать  части и составлять фоторобот.                                            

Фунтик: (Это мужчина,  короткие тёмные волосы, большой нос и круглые  очки,усы, борода)

 В это время полицейский с детьми подбирает нужные детали.                                                                      

Полицейский: ну что,  Фунтик, правильно мы составили портрет того, кто пытался тебя похитить.

 Фунтик: Да очень похож!!!

Полицейский: Теперь мне будет несложно найти того, кто хотел похитить Фунтика. Ребята, скажите, а  как Фунтик мог ещё поступить в этой ситуации?

(позвонить в полицию).

Полицейский: По какому номеру?

( 102; 112)

Полицейский: Совершенно верно.

-А если рядом не оказалось телефона, что делать?

(громко кричать и звать на помощь взрослых.)

-   Какими качествами  должен обладать  полицейский?                                                    Дети: (смелый, сильный, отважный, здоровый, крепкий, спортивный,  и т.д)

Полицейский: Для чего нужна профессия полицейского?

(  Полицейские  следят за порядком в общественных местах; на дорогах,  ловят преступников, следят чтобы не нарушали правила дорожного движения).

Полицейский: Молодцы, вы правильно ответили на вопросы и помогли составить фоторобот. А нам с Фунтикам пора идти.

Получите ещё одну цифру. 7

Фунтик: Спасибо, до свидания!

Полицейский:  Дима, прикрепи,  пожалуйста,  цифру на мольберт, посмотрите, сколько цифр мы уже нашли,  и какое задание будет следующее,  а я провожу Фунтика.

 

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам поиграть в интересную игру.

Пальчиковая игра « Профессии разные есть»

Профессии разные есть,
Все сразу не перечесть:
(Ритмично сжимают - разжимают кулаки.)
Доктор лечит людей,

Учитель учит детей,
Повар готовит обед,
Пожарных смелее нет,
Строитель построит нам дом:                                                                                                                                                               (Поочерёдно загибают пальцы на правой руке на каждое название    профессии.)
Все дружно жить будем в нём.
(Сводят руки над головой — «крыша».)

Стены покрасит маляр,
Сантехник починит кран,
Электрик включит нам свет,
Плотник постелет паркет,
(Поочерёдно загибают пальцы на левой руке.)
А если ты хочешь всё знать,
(Покачивают указательным пальцем.)
Учёным тебе надо стать.
(Дотрагиваются указательным пальцем до лба)

Воспитатель: Следующее задание  под какой цифрой?                                                  Подойдите сюда.

                         «Лаборатория» ( вывеска)

Детей встречает лаборант (очки)

Лаборант: Здравствуйте, ребята. Вы пришли в лабораторию. Я работаю лаборантом. А что у вас случилось?

 Дети: Мы  помогаем восстановить пароль  для профессора  Растеряшкина.                       Лаборант: Хорошо, я вам помогу. Но для этого вы должны принять участие в моих исследованиях.

Лаборант: Лаборанты работают в лаборатории, в специальной одежде, соблюдая все правила безопасности. Сейчас предлагаю вам надеть халаты, головные уборы и занять место за рабочим столом.

(подходят, надевают халаты, головные уборы и занимают место за столами )

Лаборант: В лаборатории нужно быть аккуратными, осторожными и внимательными.                                                          

                                                           

 Опыт «Синий йод»

Лаборант: Сейчас  мы с вами проведём  опыт. Оно называется «Синий йод». Посмотрите у вас на столе стоят медицинские стаканчики с водой, контейнеры с крахмалом, емкости  с йодом белого цвета, ватные палочки и ложечки.

1.Давайте посмотрим на воду в стаканчике. Какого цвета вода?

Дети: вода (прозрачная).

2.Рассмотрите крахмал, что вы можете о нем сказать?

Дети: Белое вещество, сыпучее, похоже на муку.

Лаборант: Совершенно верно, вода прозрачная, крахмал белый, сыпучий.                      

3.Возьмите ложечку крахмала и добавьте в воду, размешайте. Что вы наблюдаете?

Дети: Вода окрасилась в белый цвет.  (стала мутной).

Лаборант:4. Теперь возьмите ватную палочку и аккуратно опустите в йод, и добавьте  палочку с йодом в  воду с крахмалом, что вы ведите.

ДЕТИ: Вода окрасилась в синий цвет.

Лаборант: Значит, делаем вывод! Когда крахмал соединяется с йодом, он окрашивается в синий цвет.

Лаборант: А сейчас мы с вами  выясним,  в каких продуктах содержится крахмал с помощью йода?

Лаборант: в контейнерах у вас лежат дольки яблока и картофеля.                                                     Вы должны палочкой нанести йод на картофель и яблоко. Мокните палочкой в йод и нанесите на разрезанные дольки  картофеля и яблока. Смотрим, что происходит?

Дети: Йод на картофеле стал темно – синим, а на яблоке не изменил свой цвет.

Лаборант: Почему? 

Дети: Потому, что в картофеле содержится крахмал. А в яблоках крахмала нет, поэтому йод не изменил свой цвет.

Лаборант: Ребята, а где можно встретиться с работой лаборантов?

(В поликлиниках, делают анализы ( крови, мочи, кала) заботятся о здоровье, проверяют продукты, бывают экологические лаборанты, они исследуют воду, загрязнения в природе. 

 Лаборант: Вы все правильно сказали, лаборанты помогают заботиться нам о нашем здоровье, питании, и об экологической безопасности. 

Лаборант: Исследования выполнили,  получите цифру. 3

(рассматривают цифру напечатанную мелким шрифтом)

Лаборант: Ребята, с помощью какого инструмента мы можем  хорошо рассмотреть цифру?

( через лупу).

Лаборант: Мне кажется, я могу вам помочь. У меня есть такой инструмент, (достаёт лупу)  (Дети, используя лупу, рассматривают картинку и видят  цифру)

(Ребёнок прикрепляет эту цифру на мольберт)

Воспитатель:  Молодцы! Вы узнали ещё  одну цифру пароля, осталась ещё одна.

 Воспитатель: Давайте посмотрим куда нам дальше двигаться.                         

 Воспитатель: У нас осталось последнее задание.  

Развивающая игра « Кто так говорит»                                                                                                              Воспитатель:   Я буду  зачитывать предложения, а вы должны догадаться, человек какой профессии может так сказать.

  1. Кому добавки! (повар)
  2. Вам посылка. Оформите подписку на журнал? ( Почтальон)
  3. Спасибо за покупку. Приходите ещё. ( Продавец)
  4. Тема нашего урока « Профессии». ( Учитель)
  5. Уважаемые пассажиры, мы рады вас приветствовать…( Стюардесса)
  6. Оплатите за проезд. ( кондуктор)
  7.  Какой зуб вас беспокоит?  ( Стоматолог)
  8. Какую причёску вы желаете сделать? ( Парикмахер)
  9. Скажите « сыр» ( фотограф)
  10.  На зарядку становись. ( инструктор по физкультуре)
  11. Какую книгу вы хотели бы прочитать или посмотреть? ( библиотекарь)
  12. Что вы будите заказывать? ( официант)
  13.  Чем кормили собаку, сколько дней не весёлая? (ветеринар)

       14. В мою сеть попало много рыбы. (рыбак).

   

 Воспитатель: Умники и умницы вы и с этим заданием справились, получите цифру. 6. (ребенок прикрепляет  цифру на мольберт).

Воспитатель: Ребята, вот и собрали все цифры для пароля. Давайте проверим.

(Называют все цифры, вспоминают  маленькую цифру)

Воспитатель: Давайте передадим наши цифры Растеряшкину.

Электронное  видео -послание от профессора Растеряшкина

«Дорогие ребята! Спасибо вам огромное за то, что вы помогли восстановить  пароль! Я сегодня же доделаю   вам презентацию  «Кем быть». Смотрите  и знакомьтесь с новыми профессиями. Я  думаю, когда вы подрастёте, то выберите профессию себе по душе.

Воспитатель: Ну, вот ребята, мы с вами выполнили все задания, и помогли профессору Растеряшкину.  Какие задания для вас были самые интересные, а какие трудными?

(Ответы детей).

 А сейчас я  предлагаю вам приклеить смайлик  около той профессии, о которой вы сегодня узнали для себя  что то новое?

Профессии разные есть,
Все сразу не перечесть:                                                                                                                                                   Не так уж важно, кем быть.                                                                                         Достаточно свой труд любить.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                                                               «Детский сад № 2» пгт. Нижний Одес

ПРОЕКТ

«Ознакомление дошкольников с профессиями  взрослых»                                                                                                                                                            

для детей 5-7 лет

Автор проекта: Грамотеева Валентина Александровна,                                                                        воспитатель                                                                                                                                                                                                                                           МБДОУ « Детский сад №2» пгт. Нижний Одес

первая квалификационная категория

2020г

Актуальность

Важно чтобы ребёнок   с раннего  возраста проникся уважением к любой профессии, и  понял, что любой профессиональный труд должен приносить радость самому человеку и быть полезным окружающим людям.

     Дошкольное образование является первой ступенью общего образования, что закреплено в законе «Об образовании Российской Федерации». У человека всё закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. В старшем дошкольном возрасте особое значение для полноценного развития детской личности приобретает дальнейшее приобщение к миру взрослых людей и созданных их трудом предметов. Знакомство детей с трудом взрослых это не только средство формирования системных знаний, но приобретение детьми опыта общения с людьми, понятия о профессиональной деятельности взрослых. В ходе беседы с детьми выяснилось, что они не достаточно ознакомлены с профессиями своих родителей. В этом случае углубленное изучение профессий, через профессии родителей способствует развитию представлений об их значимости, ценности каждого труда. Ребенку необходимо знать, кем работают его родители или работали бабушки и дедушки, познакомить со спецификой профессий, требованиями, которые они предъявляют к человеку, а также интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет, чтобы выявить реальные интересы и потребности ребенка. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь. Поэтому и возникла идея создания данного проекта. Углублённое изучение профессий своих родителей способствует развитию представлений об их значимости, ценности каждого труда. Правильный выбор профессии определяет жизненный успех.

Проблема:

 В результате диагностики развития детей на начало учебного года, нами было установлено, что представление дошкольников  о труде взрослых довольно ограничено, они знают лишь небольшое количество профессий самых распространённых. У дошкольников нет чётких представлений о разнообразии трудовой деятельности взрослых. Не сформированы знания о конкретных действиях некоторых профессий. Вот  и возникла необходимость разработки и реализации проекта по использованию интегративных форм и технологий в ознакомлении старших дошкольников с трудом взрослых.

Новизна проекта:

Использование интегративного подхода в отборе содержания, комплекса форм работы с детьми. Интеграция создаёт возможность формирования у детей ценностного отношения к труду взрослых на основе освоения межпредметных понятий, связей и закономерностей, а также посредством сочетания разных видов деятельности (игровой,трудовой, познавательной, речевой). Включение в предметно - пространственную  среду группы и ДОУ таких компонентов,  как организация совместной деятельности. Деятельность внутри ДОУ проводится воспитателями в форме экскурсий в соответствии с планом, разработанным для данной возрастной группы, необходимым наглядно - дидактическим материалом.

Паспорт проекта

Цель проекта

Расширение и обобщение представлений детей о профессиях, орудиях труда и трудовых действиях. Развитие интереса к различным профессиям, в частности к профессиям родителей.

Задачи проекта.

        

Пробудить интерес к предлагаемой деятельности;

- формировать реалистические представления о труде людей;

- помочь понять детям, о важности, необходимости каждой профессии;

- формировать способность самостоятельно подводить их, основываясь на своём жизненном опыте и полученных ранее знаний;

- развивать коммуникативные навыки;

- развивать связную речь, мелкую моторику рук, воображение, память;

- развивать образное и пространственное мышление, побуждать детей к творчеству и самостоятельности.

Участники проекта.

Воспитатели, дети и родители.

Продолжительность проекта.

долгосрочный

Вид проекта.

 информационный, познавательный,  групповой, совместный

Итоговое мероприятие

Квест игра « Кем быть»

Ожидаемый  результат

- вызвать интерес к окружающему миру;    - расширить у детей знания и представления о профессиях, в том числе и профессиях своих родителей (место работы родителей, значимость их труда; гордость и уважение к труду своих родителей);                                                                   - обеспечить активность ребенка в сложном процессе его становления человеком.                                                                   – умение самостоятельно организовывать сюжетно ролевые игры на основе имеющихся знаний о профессиях.              – изготовление фото альбома                                   « Профессии наших родителей».                                                               – Рассказы детей о профессиях.

Результаты реализации проекта

        

Результаты свидетельствуют о позитивных изменениях в представлениях детей о труде взрослых (знание направленности и структуры конкретных трудовых процессов, понимание ценности труда людей разных профессий, умение переносить знания о содержании и структуре труда взрослых на собственную трудовую деятельность, понимание значимости своего труда) .

В ходе реализации проекта ярко проявилась такая форма работы, как совместная, партнерская деятельность воспитателей, детей и родителей. Родители получили немаловажный опыт, который позволяет помочь детям успешно адаптироваться к новым федеральным государственным требованиям в процессе подготовки к обучению в школе.

Педагогические технологии, методы и приемы, используемые при организации деятельности детей в рамках проекта

Словесный:  (беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, беседы с родителями и воспитателями,  чтение детской художественной литературы).                                                   Наглядный:  (наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий, рассматривание картин и иллюстраций). Практический: (экспериментирование с разными материалами).

Игровой: (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации)

Традиционные формы: традиционные, комплексные и интегрированные занятия; различные виды игр; наблюдения и экскурсии (встречи со специалистами); чтение художественной литературы; трудовая деятельность; экспериментальная деятельность; решение проблемных задач и ситуаций; развлечения (разгадывание кроссвордов, загадок);театрализованная деятельность (ролевые проигрывания поведения в различных ситуациях, имитационные упражнения); изобразительная деятельность.

                                                 

План  реализации проекта:

             Содержание деятельности

Цель

Формы реализации

1 этап - подготовительный

В ходе данного этапа проводилась предварительная работа: определение целей и задач проекта, сбор методического, научно – популярного материала, разработка конспектов, бесед по ознакомлению детей с профессиями. Индивидуальные беседы с детьми о том, кем и где работают их родители.
Внесение в группу книг, открыток, иллюстраций, картин с изображением профессий, инструментов, предметов-помощников.
Оформление стенда «Все работы хороши — выбирай на вкус», прогнозирование результата.

Формулирование проблемы. Выбор решения.

Методическая литература, интернет ресурсы, беседы.

                                                               2 этап - основной

Сбор и систематизация материала; проведение различных познавательных, творческих форм работы с детьми; взаимодействие между всеми участниками проекта  (беседы, консультации, творческие выставки).

Оформление информационного стенда для родителей.
Консультация для родителей: «Трудовое воспитание в семье»
Презентация для детей: «Все работы хороши — выбирай на вкус»
Составление календарно-тематический плана, включающий в себя различные виды детской деятельности, с учетом интеграции образовательных областей.
Организация развивающей предметной среды: подбор художественной литературы в книжном уголке, подбор иллюстраций, раскрасок с профессиями в уголке изобразительной деятельности, подбор и изготовление дидактических игр по ознакомлению с профессиями, пополнение уголка сюжетно-ролевых игр атрибутами.

Провести мероприятие согласно плану

НОД. Совместная и самостоятельная деятельность. Сотрудничество с родителями.

                                                       3 этап - заключительный

Анализ выполнения проекта и достигнутых результатов

Подведение итогов.

4 этап - презентационный

Создание фотоальбома « Профессии наших родителей»;                                                                                       - изготовление альбома « Сотрудники детского сада глазами детей».

Итоговая презентация.

         

                                             План реализации проекта.

Образовательные области

Мероприятие

Задачи

Познавательное развитие

 Экскурсия в медицинский кабинет «Профессия – врач».

Экскурсия в библиотеку «Профессия – библиотекарь».

Экскурсия на кухню детского сада «Профессия – повар»

 Цель: познакомить с профессиями врача и медицинской сестры, воспитывать уважительное отношение к сотрудникам детского сада, развивать у детей наблюдательность; пополнить словарь детей, учить детей полно отвечать на вопросы, находить как можно больше слов для ответов в процессе общения.

Цель: формировать у детей реалистические представления о труде взрослых людей; вовлекать родителей в работу по ознакомлению детей с профессией библиотекаря; воспитывать у детей отзывчивость, уважение к труду взрослых.

Цель: познакомить детей с трудом повара; расширить и закрепить знания о кухонной посуде

Речевое развитие

Художественная литература

Составление рассказов по теме «Профессии»

«Труд человека»

 

«Хлеб – всему голова»

 

«Кем я стану, когда вырасту? »

«Город добрых дел» Р. Скарри ;

 «Кем быть? » И. Карпова (серия книг о профессиях);  «А что у вас? » С.Михалков;

«Кем быть? » В.Маяковский;

«Строители» Б. Заходер; «Дядя Стёпа - милиционер» С. Михалков;

«Чем пахнут ремесла? »                    Д. Родари;                                «Доктор Айболит»;                         К. Чуковский;                    «Незнайка в солнечном городе» Н. Носов

« Едет вышка по тайге» А. Журавлёв

 Цель: Учить детей самостоятельно придумывать рассказ на заданную тему; развивать монологическую речь, творческое воображение.

Цель: познакомить детей с разнообразием профессий; закрепить умение аргументировать свои ответы; развивать логическое мышление.          

Цель: дать представление о том, как хлеб пришёл к нам на стол; обратить внимание на содержание труда людей, на их слаженность и взаимопомощь в работе, на механизацию труда; развивать мыслительную активность; воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к человеческому труду.

                                                Цель: учить детей придумывать рассказ от первого лица; развивать творческое воображение; использовать описания, диалог, средства выразительной речи.

Цель: обогащение представлений детей о профессиях через произведения художественной литературы.

Художественно - эстетическое развитие

«Кем я стану, когда вырасту? »

«Наши воспитатели»;              «Мой Доктор»;          «Разные профессии».

Выставка рисунков «Все работы хороши, выбирай на вкус».

Разукрашивание раскрасок профессия моих родителей и рисование инструментов и оборудования.

Аппликация:                               «Повар готовит компот»; Изготовление конвертов; «Регулировщик»; «Изготовление книжки». Альбом «Профессии бывают разные»

Лепка: Изготовление кондитерских изделий (соленое тесто, овощей, фруктов (пластилин).

Цель: продолжать развивать у детей способности к изобразительной деятельности (чувство цвета, формы, композиции); формировать умения, связанные с художественно – образным отражением предметов и явлений окружающей действительности в рисовании.

Цель: выработать стремление отбирать объекты для изображения согласно замыслу; научить различать разнообразные формы, комбинировать в рисунке готовые цвета и формы.

Цель: продолжать формировать у детей интерес к коллективной деятельности; отбирать объекты для изображения сообразно замыслу; развивать творческое воображение, фантазию.

Физическое развитие

Физминутки, оздоровительные игры.

Пальчиковые игры: «Инструменты», «Профессии», «Строители». «Варим компот»…..

Хороводная игра «Выбираем работу».

 

Обеспечивать двигательную активность детей на тематических занятиях.

Социально  –коммуникативное развитие.

Познавательное  развитие

Мастер – класс  « Пироги для бабушек »                                                

Мастер – класс «Моя мама парикмахер».

Экскурсия в медицинский кабинет «Профессия – врач».  

Экскурсия в библиотеку «Профессия – библиотекарь».

Экскурсия на кухню детского сада «Профессия – повар»

Экскурсия к объектам нефтяной промышленности

Сюжетно-ролевые игры:

«Больница»; «Мы пожарные»; « Библиотека»;  « Магазин»;  « Мы нефтяники»; « Школа»;                « Парикмахерская»;                                       « Строители»

Цель: расширять и конкретизировать представление о профессии повар; развивать познавательные интересы; развивать речевую активность и диалогическую речь.

Цель: расширять и конкретизировать представление о профессии парикмахер; развивать познавательные интересы; развивать речевую активность и диалогическую речь.

Цель: познакомить с профессиями врача и медицинской сестры, воспитывать уважительное отношение к сотрудникам детского сада, развивать у детей наблюдательность; пополнить словарь детей медицинской терминологией, активизировать глаголы, учить детей полно отвечать на вопросы, находить как можно больше слов для ответов в процессе общения.

Цель: формировать у детей реалистические представления о труде взрослых людей; вовлекать родителей в работу по ознакомлению детей с профессией библиотекаря; воспитывать у детей отзывчивость, уважение к труду взрослых.

Цель: познакомить детей с трудом повара; расширить и закрепить знания о кухонной посуде.

Расширять представления о правилах поведения в общественных местах.

Познакомить детей с объектами нефтяной промышленности ( нефтяная вышка, качалка, лаборатория и т.д.); Расширять и углублять представления детей о работе людей, работающих в нефтяной промышленности. Воспитывать уважение к труду нефтяника.

Учить развивать сюжет игры на основе знаний, полученных при изучении профессий, из литературных произведений и телевизионных передач, экскурсий.

Развивать умение распределять роли, подготавливать необходимые условия, договариваться о последовательности совместных действий, налаживать и регулировать контакты в совместной игре: договариваться, мириться, уступать, убеждать и т. д.; самостоятельно разрешать конфликты, возникающие в ходе игры.

Формировать знания о том, где работают родители, как важен для общества их труд.

Итоговое  мероприятие

 Квест игра « Все профессии важны»

Цель: формирование представлений воспитанников о профессиональной деятельности взрослых, о значимости труда в повседневной жизни для каждого.

Работа с родителями

Консультации на тему: «Профориентация детей в дошкольном образовании»;                организация выставки детских работ: рисунков, аппликаций; индивидуальные бесед с целью создания интереса и привлечения родителей к изготовлению поделок, атрибутов для сюжетно –ролевых игр, детских костюмов, декораций, книжек малышек.

Ожидаемый  результат:                                                                                                                                                               у детей сформируется обобщенное представление о структуре трудового процесса и понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;                                    активизируется познавательная деятельность дошкольников, интерес к профессиям взрослых, сформируется чувство уважения к людям разных профессий.                       

Результаты реализации проекта:

•  организована игровая, развивающая, предметно-исследовательская среда; 

•  у детей появились представления о мире современных технических профессий; (цель, материалы, инструменты, трудовые действия, результат); 

•  у воспитанников появились первоначальные знания о назначении техники и материалов в трудовой деятельности взрослых; 

•  возросла познавательная деятельность дошкольников, появился первоначальный интерес к техническим профессиям взрослых;

•  у детей появилось проявление признательности и уважения к труду взрослых;

•  дети имитируют деятельность людей различных технических профессий в ходе сюжетно-ролевых игр;

•  у родителей воспитанников появляется осознанность того, что они являются полноправными членами образовательного процесса, являются «живым» профориентационным примером для своих детей.

Перспективное  планирование старшая группа (от 5 до 6 лет)

Задачи работы:

– расширять и систематизировать представления о труде взрослых, материальных и нематериальных результатах труда, его личностной и общественной значимости;

– расширять и систематизировать представления о разнообразных видах техники, облегчающей выполнение трудовых функций человека;

– формировать первоначальные представления о труде как экономической категории;

– формировать представления о различных сторонах трудовой деятельности детей средствами художественной литературы;

– систематизировать знания о труде людей в разное время года;

СЕНТЯБРЬ

1 неделя

Разговор о профессиях».

Рисование на тему: «Кем я буду, когда вырасту?»

Цель: расширение у детей знаний о профессиях прошлого (пахарь, ткач и т.д.) и профессиях настоящего

Цель: учить детей сюжетному рисованию, рисованию человека.

2 неделя

Беседа «Профессия - учитель»

Чтение Э. Успенский «Дядя Федор идет в школу»

Цель: посредством художественной литературы, обогащать знания детей о школе, профессии учителя, воспитывать уважение к труду взрослых.

3неделя

Экскурсия в СОШ №1

Сюжетно-ролевая игра «Школа»

Цель: Расширение  представлений о школе: здесь дети учатся читать, писать, узнают много интересного.

Цель: Формировать социальную компетентность у детей через проигрывание ситуаций в рамках сюжетно-ролевых игр «Школа».

4 неделя

НОД «Труд – основа жизни». Обсуждение пословицы «Без труда не вытянешь и рыбку из пруда»

Цель: формирование  у воспитанников представлений о том, что весь окружающий мир, все товары и услуги создаются трудом.

                                                                       ОКТЯБРЬ

1 неделя

«Знакомство с сельско - хозяйственными профессиями».

Чтение стихотворения   О. Повещенко

«Хлебороб»

Цель: формирование понятий о социальной значимости труда хлебороба; закрепление представлений о том, что хлеб нужен каждому человеку; воспитывать уважительное и благодарное отношение к труду хлебороба, бережное отношение к хлебу.

2 неделя

Лепка из соленого теста «Хлеб, баранки, калачи»

Цель: формирование навыков работы с соленым тестом, инструментами (стекой, скалкой) и дополнительными материалами. Развивать интерес к трудовой деятельности,

3 неделя

Экскурсия на хлебопекарню

Цель: воспитание бережного отношения к хлебу. Знакомство с трудом взрослых (пекарь). Развитие наблюдательности, интереса к труду людей.

4 неделя

«Сюжетно-ролевая игра: Пекарня»

Цель: Расширять знания детей о труде работников пекарни: тестомеса, заведующим пекарней, пекаря, водителя. Углубить представления детей о производимой продукции на пекарне.

НОЯБРЬ

1 неделя

Просмотр презентации «Важная профессия – пожарный»

Цель: формирование знаний  о правилах пожарной безопасности и положительного отношения к профессии пожарного.

2 неделя

Встречи с интересными людьми «У нас в гостях пожарный»

Цель: расширение знаний детей о профессии пожарного, его опасным трудом, некоторыми правилами пожарной безопасности.

3 неделя

Экскурсия в пожарную часть №28                 пгт. Нижний Одес

Цель: познакомить  детей с пожарной частью. Вызвать интерес и уважение к профессии пожарного.

4 неделя

Сюжетно-ролевая игра «Мы - пожарные»

Цель: развитие у воспитанников способности согласовывать свой замысел с замыслом сверстников.

ДЕКАБРЬ

1 неделя

«Профессия – швея»

Экскурсия в кабинет кастелянши детского сада»

Цель: Расширение знаний детей о профессиях работников детского сада, о значимости их труда для жизнедеятельности детей, расширять знания о профессиональных навыках швеи, значимости ее труда.

2 неделя

Чтение рассказа Н. Носова «Заплатка»

Просмотр презентации «Российские модельеры»

Цель: Формирование интереса к художественному произведению к творчеству Н.Н.Носову.

Цель: формирование представлений детей о творческих профессиях, в том числе модельера – дизайнера одежды,

 Ю. Юдашкиным и В. Зайцевым.

3 неделя

Рисование «Дом  модельеров»

Цель: развивать умение рисовать по собственному замыслу, воображение, дать детям возможность почувствовать себя «модельерами»

4 неделя

Сюжетно-ролевая игра «Ателье»

Цель: развивать у детей интерес к сюжетно – ролевым играм. Совершенствовать умение подбирать атрибуты для игры.

                                                                  ЯНВАРЬ

1 неделя

Беседа «Знакомство с профессией инспектор ДПС»

Цель: развитие у детей осознанного отношения к соблюдению правил дорожного движения. Дать представление о работе инспектора ДПС.

2 неделя

Дидактическая игра

«Три сигнала светофора»

Цель: закрепление представлений детей о назначении светофора, о его сигналах, развитие внимания, речи, актуализировать знания детей о профессиональных навыков инспектора ДПС.

3 неделя

Чтение С. Михалкова «Дядя степа милиционер»

Цель: профилактика дорожно - транспортных происшествий, посредством художественной литературы. Воспитывать уважение к труду милиционера.

ФЕВРАЛЬ

1 неделя

Просмотр презентации «Военные профессии»

Чтение стихотворения А. Гришина

«Защитники Отечества»

Цель: закрепление знаний детей о родах войск, военных профессий. Расширений представлений детей о воинах, которые охраняют нашу Родину.

2 неделя

Конструирование

«Военная техника»

«Спортивное развлечение «Мы – будущие защитники»

Цель: закрепление  навыков конструирования по схемам, развивать конструктивные навыки.

Цель: воспитание и уважение к профессии военного, чувство гордости за нашу Родину.

3 неделя

Встреча с интересными людьми

«У нас в гостях военный»

Цель: расширение знаний  о профессии военного,  об особенностях  службы, форме, о Российской Армии.

4 неделя

Викторина «Есть такая профессия – Родину защищать…»

Цель: закрепление знаний детей о некоторых родах войск в армии, и показать их назначение.

МАРТ

1 неделя

НОД «Профессия библиотекарь»

Цель: Пополнить знания детей о трудовых действиях библиотекаря, вызвать интерес к книгам. Воспитывать в детях чувство уважения к чужому труду.

2 неделя

Экскурсия в Детскую библиотеку

Цель: ознакомление детей с  профессией библиотекарь, содержанием и значимостью его труда для жителей  нашего посёлка.

3 неделя

Изготовление книжек – малышек самоделок

Цель: изготовление книжек-малышек, развитие у воспитанников устойчивого интереса к книге, а так же бережному отношению к ним.

4 неделя

Сюжетно-ролевая игра «Библиотека»

Цель: развитие у воспитанников способности согласовывать свой замысел с замыслом сверстников.

АПРЕЛЬ

1 неделя

Встреча с интересными людьми «У нас в гостях нефтяник -  бурильщик»

Цель: формирование представлений детей о профессии нефтяников; профессиональных качествах бурильщика, его профессиональном оборудовании. Воспитывать уважение к труду нефтяника.

2 неделя

Конструирование из бумаги «Нефтяная вышка»

Цель: развивать умение конструировать из бумаги, аккуратно пользоваться ножницами и клеем.

3 неделя

Сюжетно-ролевая игра «Мы нефтяники»

Цель: Способствовать творческому использованию в игре представлений о профессии бурильщик, оператор.

4 неделя

Просмотр презентация  «Профессия моего папы – бурильщик»

Цель: формирование у детей первоначальных  представлений о профессии «бурильщик».

МАЙ

1 неделя

Дидактическая игра

  «Кто что делает?»,

Цель: расширение и уточнение представлений детей о труде( трудовых операций) людей разных профессий.

2 неделя

Интерактивная – дидактическая игра

«Кому, что нужно для работы?»

Цель: закрепление знаний о том, что людям помогают в работе разные вещи; развитие умение соотносить орудия труда с профессией людей.  

3 неделя

КВН «Все профессии важны»

Закрепление знаний детей о разных профессиях. Воспитание чувства товарищества, уважения к партнёрам и сверстникам.

Перспективное  планирование

подготовительной к школе группе (от 6 до 7 лет).

 

Задачи работы:

– расширять и систематизировать представления о различных видах труда взрослых, связанных с удовлетворением потребностей людей, общества и государства (цели и содержание вида труда, некоторые трудовые процессы, результаты, их личностную, социальную и государственную значимость, представления о труде как экономической категории);

– расширять и систематизировать представления о современных профессиях;

– расширять представления о профессиях, связанных со спецификой местных условий;

– расширять представления о роли механизации в труде, о машинах и приборах – помощниках человека;

– формировать представление о видах производственного труда (шить, производство продуктов питания, строительство) и обслуживающего труда (медицина, торговля, образование), о связи результатов деятельности людей различных профессий.

СЕНТЯБРЬ

1 неделя

Беседа «Профессия артист».

Цель: познакомить детей с творческой профессией актёр театра. Формирование представлений о том, что актёрами становятся  талантливые люди.

2 неделя

Изготовление атрибутов для игры «Театр»:

билеты, афиша, деньги, реквизит для спектакля

Цель:Побуждать использовать в игре предложенные атрибуты и предметы-заместители

3 неделя

Сюжетно-ролевая игра «Театр»

Цель: закрепление представлений детей о театре, о труппе театра, работниках театра, показать коллективный характер работы в театре; учить действовать  в соответствии с принятой на себя ролью, развивать выразительность речи.

4 неделя

«Мы веселые ребята мы  ребята, акробаты!

 Рассказ - беседа «В цирке мы бывали, много увидали».

 Игровое упражнение «Покажи фокус». Поход в цирк.

Цель: формирование  представлений  детей о цирковых профессиях «акробат, дрессировщик, фокусник» обогащать словарный запас детей (купол, факир, манеж, арена)

ОКТЯБРЬ

1 неделя

Профессия – ветеринар  

Чтение сказки К. И. Чуковского «Айболит».

Цель: формирование у детей представлений о труде врача для животных (ветеринара).

Вызвать эмоциональный отклик у детей, гордость за людей разных профессий.

2 неделя

Виртуальная  экскурсия  в ветеринарную клинику

Цель: формирование у детей первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе. Расширить представления детей о профессии ветеринара.

3 неделя

Интерактивная игра «Что необходимо  ветеринару?»;

Дидактическая игра «Ветеринар»

Цель: закрепление знаний о профессии ветеринара, ее значимости, профессиональных трудовых процессах, предметах, необходимых для работы.

4 неделя

Сюжетно-ролевая игра  « Ветеринарная клиника»

Цель: расширение представлений детей о работе ветеринара, клиники и её функциях;

познакомить с профессией грумер;

НОЯБРЬ

1 неделя

Просмотр презентации «Кто работает в аптеке»

Экскурсия в  аптеку « Будь здоров»

Цель:  расширение знаний детей о профессиях работников социальной медицинской сферы; формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека»; закрепить знания о профессиях фармацевт и провизор.

2 неделя

Чтение стихотворения с последующим обсуждением С. Михалкова «А что у вас?»

Цель: продолжать учить слушать внимательно, развивать умение анализировать услышанное, высказывать свое мнение; воспитывать  уважение к труду и ценностного отношения к труду других людей и его результатам.

3 неделя

Виртуальная экскурсия «Скорая медицинская помощь»

Цель: формирование у детей первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе.  

4 неделя

Встреча с интересными людьми «У нас в гостях врач скорой помощи»

Цель: расширение знаний с                                                особенностями труда врача скорой помощи.

ДЕКАБРЬ

1 неделя

Дидактические игры «Угадай, что я делаю», «Назови предмет, которого не хватает»

Цель: закрепление знаний детей о материалах, инструментах, оборудовании, необходимых людям разных профессий. 

Расширение представлений детей о трудовых действиях

2 неделя

Просмотр мультфильма «Фиксики»

 (серия лаборатория)

Цель: формирование у детей первоначальных представлений о современной профессии – инженер, о научной деятельности в лабораториях.

3 неделя

Встреча с интересными людьми

«У нас в гостях лаборант »

 Просмотр презентации

Цель: формирование у детей представлений о труде людей разных профессий. Ознакомление детей  с профессией лаборант.

4 неделя

Квест – игра «Юные лаборанты»

Цель: обучение решению познавательных задач, путём проведения несложных опытов; активизировать словарь: 

лаборатория, лаборант; закреплять правила безопасности при проведении экспериментов.

                                                           ЯНВАРЬ

2 неделя

Беседа «Профессия –  продавец».

Цель: расширение представлений о профессиях людей, работающих в  магазине; уточнение и расширение словаря по теме                          « Продавец»

3 неделя

Чтение произведения Д.

Родари «Чем пахнут ремесла».

Цель: закрепление  и систематизировать

представления о труде людей в промышленности, строительстве,

торговле, на транспорте;

воспитывать  уважение к труду людей.

4 неделя

Сюжетно-ролевая игра  «Кафе».

Цель: развивать творческую инициативу детей  в  сюжетно-ролевой игре. Формирование самостоятельно распределять роли, выполнять ролевые действия в соответствии с замыслом сюжета.

ФЕВРАЛЬ

1 неделя

Беседа  « Защитники России военные профессии»

Цель: продолжать знакомить детей с профессиями военнослужащих, формировать представление детей о Российской Армии.

2 неделя

Чтение С. Сахарнова « Два радиста»; стихотворение Ю. Любимцева  « Буду военным»

Цель: обогащение представлений детей о труде военных через произведения художественной литературы.

3 неделя

Сюжетно ролевые игры                                                    « Военизированные игры

Цель: формирование  у дошкольников представлений о воинах пограничниках; способствовать формированию умения творчески развивать сюжет игры; воспитывать нравственно – патриотические качества у дошкольников.

4 неделя

Спортивное развлечение     « Папы и мальчишки – лучшие солдаты!»

Цель: привлечение родителей воспитанников к совместному активному отдыху: родитель – участник, а не пассивный зритель. Воспитание основ здорового образа жизни.

Формирование  представлений детей о государственном празднике – Дне защитника Отечества.

МАРТ

1 неделя

Беседа  «Кем быть?» 

Цель: закрепление знаний детей о современных профессиях, их названиях и роде деятельности, систематизировать представление о группах профессий.

2 неделя

Экскурсия на почту

Цель: расширение знаний детей о труде работников почты.

3 неделя

Чтение произведения С.Маршака «Почта»

Цель: обогащение представлений детей о труде почтальона  через произведения художественной литературы.

4 неделя

Презентация «Современные профессии работников связи» 

Цель: ознакомление детей с профессией работников связи, с их трудовой деятельностью, с предметами - помощниками.

АПРЕЛЬ

1 неделя

Беседа воспитателя о профессии          «Космонавт»

Цель: расширение  представлений детей о содержании работы космонавта, о личностных качествах человека

этой профессии.

2 неделя

Настольно-печатная игра «Полет на луну»

Просмотр мультфильмов о космосе:

Цель: побуждать детей играть совместно, не нарушая правила игры.

Вызвать у детей интерес к теме космонавтике.

 3 неделя

Сюжетно-ролевая игра «Космическое путешествие»

Цель: обогащение знаний детей об окружающем мире, о Земле, формировать умение развивать сюжет игры на основе полученных ранее знаний, побуждать к содержательному общению друг с другом, воспитывать положительные взаимоотношения в детском коллективе

4 неделя

Защита  проекта    « Космос» Цель: продолжать расширять представление детей о космосе. Дать представления о том, что Вселенная - это множество звёзд. Дать детям знания об освоении человеком космического пространства, о значении космических исследований для жизни людей на Земле. Познакомить с первым  лётчиком-космонавтом Ю.А. Гагариным.

МАЙ

1 неделя

«Поговорим о профессиях»                    (профессии работников банка) 

Цель: ознакомление детей старшего дошкольного возраста с профессиями банковских работников.

2 неделя

Беседа «Что такое деньги? 

Цель: ознакомить детей с разнообразием денежных единиц (монеты, бумажные деньги, деньги других стран)

3 неделя

Экскурсия в банк

Цель: ознакомление детей новыми профессиями, вызвать эмоциональный отклик, закрепить правила поведения в общественных местах, формировать навыки речевого этикета

4 неделя

Квест игра «Кем быть»

Цель: Формирование представлений воспитанников о профессиональной деятельности взрослых, о значимости труда в повседневной жизни для каждого

Литература:                                                                                                                                              Потапова Т.В. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 64с.                                                                                                                                                                Шорыгина Т.А. Профессии. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. М. : Гном, 2013. 96 с 68.                                                                                                                                   Шорыгина Т.А. Правила пожарной безопасности для детей 5-8 лет. М. : ТЦ Сфера, 2007 Шорыгина Т. А. Беседы о профессиях: методическое пособие. М. : ТЦ Сфера, 2020. 128 с. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы,                                                                                    Куцакова Л. В. Трудовое воспитание в детском саду. Система работы с детьми 3-7 лет. М. : Мозаика-Синтез, 2012. 128 с.                                                                                                         Алешина Н.М. Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью. М. : Просвещение», 2005.

Интернет ресурсы:                                                                                                                                         maam.ru                                                                                                                                                 dohcolonoc.ru                                                                                                                                                   infourok.ru                                                                                                        

                 


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                             «Детский сад №2» пгт. Нижний Одес

Конспект мастер – класса  для  педагогов

«В мире профессий»

Грамотеева Валентина Александровна,                                                                                                       воспитатель  МБДОУ                                                                                                                     «Детский сад № 2 пгт Нижний Одес

первая квалификационная категория

2021г.

Цель мастер-класса: Повышение профессиональной компетентности педагогов в области формирования у дошкольников предпосылок ранней профориентации.

Задачи мастер-класса:                                                                                                                                            1.Познакомить участников мастер-класса с методами и приемами, применяемые в социо-игровой технологии.

2.Способствовать формированию умений у педагогов    в проведении игровых сеансов в работе по ознакомлению дошкольников с профессиями.

3. Активизировать мотивационную готовность участников к использованию игровых сеансов при ознакомлении дошкольников с профессиями.

Ход мастер – класса:

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я  рада приветствовать вас на  мастер-классе                                                 «В мире профессий».

Эта тема выбрана мной неслучайно: так как ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда и значимости профессий в жизни общества. Наша задача педагогов подготовить детей к тому, чтобы они  могли смело вступить в самостоятельную жизнь. Поэтому знания о труде, о профессиях  занимают одно из ведущих мест в образовательной работе детского сада.
Больше всего дети дошкольного возраста любят играть.
Решение задач по ознакомлению с трудом взрослых строится на игровой основе.

Одна из основных задач дошкольного образования – формирование положительного отношения к труду и первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. Для этого очень важно у ребенка дошкольника развивать интерес к различным профессиям. Необходимо знакомить детей с профессиями, востребованными в современном обществе.

Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована в ФГОС ДО. Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду.                                                                                                                                                                     Для начала давайте вспомним, что такое труд? Труд – целесообразная, сознательная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей индивида и общества.( слайд 2)

Что такое профессия? Профессия – род трудовой активности человека, владеющего комплексом теоретических знаний и навыков, приобретённых в ходе специальной подготовки.( слайд 3)

Профессиональная ориентация – система мер, направленных на оказание помощи молодёжи в выборе профессии.( слайд 4)

 «На златом крыльце сидели царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной». В старину профессий было мало, и все они вместе с царем вполне могли поместиться на одном крыльце. С тех давних времен сохранились письма и книги, в которых имеются данные о профессиях. Их насчитывалось всего 200».

Вот и мы с вами немного поиграем. Вам нужно выполнять задания, будьте внимательны.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1. Игра «Что зашифровано»

Ведущий предлагает угадать,  что зашифровано в словах по первой букве слов.

пир, рис, огонь, фрукт, ель, сосулька, слон,  ирис, яблоко.

(профессия)

2.Игра  «Назови профессию»

1. Как называется профессия корреспондента, который выезжает на место событий, берет интервью, беседует с людьми, анализирует обстоятельства, выделяет самое существенное и дает по телевидению информацию? (Телерепортер)

2. Люди этой профессии наблюдают за птицами в природе, изучают маршруты их перелетов, образ жизни в различных климатических условиях, выводят новые породы птиц. (Орнитолог)

3. Кто готовит лекарства по рецептам врачей, обеспечивает хранение медикаментов, комплектует заказы на медикаменты?(Фармацевт)

4. Должностное лицо, которое удостоверяет сделки, оформляет наследные права граждан, договоры, свидетельствует копии документов, юридических актов. нотариус

3.   Игра                      «Волшебная палочка»

Участники  стоят в кругу, передавая    слева - направо, из рук в руки, глядя друг другу в глаза и при этом ведущий называет  профессию, участники предмет, который относится к профессии.

Примеры:

Доктор – градусник

Учитель – доска, мел, учебник,

Строитель – кирпич

Музыкант – ноты……….

Шофер – машина, руль, рычаг

Продавец- касса

Банкир –

Швея – иголка, нитки……

Полицейский    и т.д.

4.Игра «Что в ящике?»

В этом ящике находится орудие труда, используемое в работе музыканта, сталевара, врача. (Ложка)

5. Игра «Головоломка» 

Коллегам предложено разобраться в словах, в названии которых имеется (скрыта профессия)

РВАЧ = В- - - (медработник)

ТЁРКА = А - - - - (театральная и кинематографическая профессия)

КУЛОН = К - - - - (весёлая цирковая профессия)

МАРЛЯ = М - - - - («разноцветный рабочий»)

СТАРИНА = С - - - - - - (младший медработник)

ВОДОСТОК = С - - - - - - - (животноводческая профессия)

6. Игра «Самая, самая…»

1.Самая зеленая (садовод, лесник, цветовод-декоратор.)

2.Самая сладкая (кондитер, продавец в кондитерском отделе.)

3. Самая денежная (банкир, профессиональные теннисисты, боксеры, модель.)

4. Самая волосатая (парикмахер.)

5. Самая детская (воспитатель, педиатр, гувернер, учитель.)

6. Самая смешная (клоун, пародист.)

7. Самая общительная (журналист, экскурсовод, тренер, учитель,

массовик-затейник.)

8. Самая серьезная (врач, пожарный, хирург, полицейский, нотариус, судья, архитектор, сталевар, инженер). ( слайд 8)

7.  Игра         «Профессиональный прогноз»

Кем бы могли работать в наши дни?

1. Волк из сказки «Волк и семеро козлят».(Пародистом)

2. Герой мультфильма «Каникулы в Простоквашино» кот Матроскин.(Коммерсантом, животноводом, председателем колхоза, фермером.)

3. Красная Шапочка. (Социальным работником)  (слайд 9)

8. Игра «Кто что делает?»

Косметолог – делает макияж и косметические маски.

Эколог – защищает природу.

Тренер – готовит спортсменов к соревнованиям.

Постижер – изготавливает на заказ косы, усы, бакенбарды, ресницы, бороды и парики.

Дизайнер – оформляет помещения.

Комбайнер – убирает в поле пшеницу, рожь.

Игра «Старые или ушедшие профессии»

Стрелок, хлебник, портной, бронник, садовник, псарь, рыболов, трубник, дьяк, мельник, утятник, сокольник, огородник, плотник, серебряный мастер, истопник, страдник, купец, суконник.( слайд 10)

Сейчас все профессии на одном крыльце не поместятся. Их уже сейчас в России более семи тысяч. И все время появляются новые.

9. Игра «Знаешь ли ты?»

Назовите, кем были по профессии эти известные писатели и поэты:

А. П. ЧЕХОВ – врач, М. М. ПРИШВИН – агроном, В. ШЕКСПИР - актер, А. С. ГРИН – разнорабочий в артели.

10. Игра «Продолжи пословицу»

1. Без труда …

2. Один в поле …

3. Семь раз отмерь …

4. Один пашет, семеро …

5. Терпенье и труд …

6. Дело мастера …

7. У ленивца обе руки …

8. К большому терпенью придет и …

11. Тренинг «Рука судьбы»

Цель тренинга: показать участникам последствия случайного выбора профессии.

Для того, чтобы узнать, что лежит в сундучке, нужно сказать волшебные слова: «Сундучок, сундучок, приоткрой свой бочок». 

На отдельных листочках написаны профессии. Каждый участник выбирает листочек, не глядя, и читает название профессии.

Итак, мы все видим, что случайный выбор профессии не так уж и нравится вам!

Поэтому давайте подумаем, что нужно для хорошего выбора?

Это очень важно, потому что нередко выбор профессии происходит на уровне интуиции, а то и под влиянием настроения, поверхностных впечатлений, родительской прихоти, путем проб и ошибок.

-Так какие же должны быть условия оптимального выбора

профессии?

Должны выполняться три условия:

Хочу ---мои желания.

Могу---способности и возможности.

Надо--- востребованность профессии.

Физминутка:

Потрудились – отдохнем.                                                                                                                                                      Встанем, глубоко вздохнём.                                                                                                                                       Руки в стороны, вперед, влево, вправо, поворот.                                                                                   Наклониться, прямо встать,                                                                                                                          Руки вниз и вверх поднять.                                                                                                                           Руки плавно опустили,                                                                                                                                 Всем улыбки подарили!

Для успешной работы в данном направлении необходимо создать  условия для ознакомления с трудом взрослых, чтобы этот процесс стал увлекательной деятельностью для детей.   В  группах   организовать  работу  в интересной для детей и педагогов игровой форме.  Разработать  перспективно-тематические  планы  по ознакомлению дошкольников с миром профессий,  обогатить  предметно развивающую  среду игровым материалом. И, как  результат, нам удастся не только познакомить ребёнка с миром профессий, но  и показать значимость и необходимость в жизни человека.                                                        

Рефлексия: Уважаемые коллеги! Прошу Вас выразить своё отношение к проведённому мастер классу. Так как тема нашего мастер класса связанна с профессиями,   я принимаю  на себя образ продавца. Вот  весы: если вам было интересно, то  положите яблоко на весёлую чашу весов, а если вы не нашли для себя что-то новое,   яблочко поместите на грустную чашу весов.

Литература.

Шорыгина Т.А. «Беседы о профессиях»; « Профессии. Какие они?

 Потапова Т.В.  «Беседы с дошкольниками о профессиях»- М.:Сфера, 2005-[c/28]

Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным миром: Старшая группа [Текст] / О.В.Дыбина.- М.: Мозаика – Синтез, 2016 – 80с.

Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным миром: Подготовительная к школе группа [Текст] / О.В.Дыбина.- М.: Мозаика – Синтез, 2016 – 80с.

Антонова М.В., Гришняева И.В. Ранняя профориентация как элемент социально- коммуникативного и познавательного развития детей дошкольного возраста// современные наукоёмкие технологии.-2017.-№2.-с .93-96;                                                             Интернет – ресурсы.

https://www.maam.ru/detskijsad/-igrovye-tehnologi-...

https://infourok.ru/vospitanie-detey-v-syuzhetno-r...

https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki...

https://www.maam.ru/detskijsad/psihologicheskie-ig...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ознакомление дошкольников с трудом взрослых

Данный материал поможет вам познакомить детей с трудом взрослых...

"Ознакомление дошкольников с трудом взрослых"

Статья об использование разных форм работы, методов, приемов в процессе ознакомления с трудом взрослых....

Конспект НОД по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых.

Конспект интегрированной образовательной деятельности по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых....

Консультация для педагогов "Ознакомление дошкольников с трудом взрослых"

Трудолюбие — одно из важнейших нравственных качеств личности. Человек, не обладающий этим качеством, — нравственный калека. Но смысл и содержание трудового воспитания состоят именно в том, чтобы вмест...

Перспективный план работы по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых

Данный материал содержит перспективный годовой план работы по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых....

Педагогический проект по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых на тему: «В мире профессий»

Представленный проект поможет расширить представления у детей о разных видах труда взрослых;- познакомить детей с трудовыми действиями, совершаемыми взрослыми, о результатах труда взрослых, об о...

Проект по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых на тему: «Путешествие в мир профессий».

Работа по ознакомлению детей с профессиями обоснована федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, которые определяют с...