Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность.
статья по окружающему миру (старшая группа)

Горбачева Елена Александровна

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность.

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В дошкольном возрасте дети начинают выделять себя из окружающей среды, формируются основы нравственно – экологические позиции личности.

Мы знаем, что экологические проблемы побуждают к более интенсивному поиску способов осмысления ценностей природы. И понимаем это нужно с детства. Поиском адекватных методов работы с детьми у детей, которые позволяют сформировать у них начало экологической культуры, можно отнести игровую деятельность, которая направит ребенка к бережному отношению к растениям, животным и всему природному окружению.

Игровая деятельность по экологическому воспитанию позволяет:

Формировать представление о растительном мире, о животном мире, об экологической культуре.

К. Д Ушинский неоднократно подчеркивал легкость, с которой дети усваивают значения, если их сопровождают игрой. Усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей переживание ребят, не может не оказывать влияния на формирование у них бережного и внимательного отношения к объектам растительного и животного мира. Игры включающие такие элементы, как воображаемая ситуация, сюжет, роль, игровые действия, совершаемые с теми или иными атрибутами. Таким образом, при внесении сюжетно- ролевой игры в процессе обучения, в частности на занятиях по природе, ни в коей степени не противоречат становлению самостоятельной игровой деятельности. Включение в содержание занятия по инициативе воспитателя в различных структурных элементов игры (обыгрывание игрушек, создание воображаемой ситуации, разыгрывание сюжета, ролевых действий и отношений) служат для детей игровым образцом, своеобразной формой обучающей игры, которая оказывает влияние на содержание последующей детской игры.

Примером могут игры: «Зоопарк»; «Садовод»; «Лесник». В этих играх дети получают роли покупателей, продавцов, рабочих.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность.

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В дошкольном возрасте дети начинают выделять себя из окружающей среды, формируются основы нравственно – экологические позиции личности.

Мы знаем, что экологические проблемы побуждают к более интенсивному поиску способов осмысления ценностей природы. И понимаем это нужно с детства. Поиском адекватных методов работы с детьми у детей, которые позволяют сформировать у них начало экологической культуры, можно отнести игровую деятельность, которая направит ребенка к бережному отношению к растениям, животным и всему природному окружению.

Игровая деятельность по экологическому воспитанию позволяет:

Формировать представление о растительном мире, о животном мире, об экологической культуре.

К. Д Ушинский неоднократно подчеркивал легкость, с которой дети усваивают значения, если их сопровождают игрой. Усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей переживание ребят, не может не оказывать влияния на формирование у них бережного и внимательного отношения к объектам растительного и животного мира. Игры включающие такие элементы, как воображаемая ситуация, сюжет, роль, игровые действия, совершаемые с теми или иными атрибутами. Таким образом, при внесении сюжетно- ролевой игры в процессе обучения, в частности на занятиях по природе, ни в коей степени не противоречат становлению самостоятельной игровой деятельности. Включение в содержание занятия по инициативе воспитателя в различных структурных элементов игры (обыгрывание игрушек, создание воображаемой ситуации, разыгрывание сюжета, ролевых действий и отношений) служат для детей игровым образцом, своеобразной формой обучающей игры, которая оказывает влияние на содержание последующей детской игры.

Примером могут игры: «Зоопарк»; «Садовод»; «Лесник». В этих играх дети получают роли покупателей, продавцов, рабочих.

Практика использования игровой ситуации с игрушкой – аналог

"Живая киска и игрушечный котенок."

Дидактическая цель: создания условий для уточнения детьми особенности строения кошки, для формирования умения детей наблюдать за ее поведением в новой обстановке. Назвать действия кошки, определять ее состояние. Воспитывать умение бережного обращения к животным. Формировать понимание различия между игрушкой и живой кошкой, понимания разных способов взаимодействия: с игрушкой можно играть по- разному, как хочет ребенок, а за живой кошкойможно, играть – только тогда когда она сама захочет. Играя живая кошка может догонять шарик, бумажный бантик.

Воспитатель знакомит детей сначала с игрушечным котёнком, затем знакомит с живым котенком обращает внимание на строение и повадки животного, делают вывод.

"Красота Живой природы"

Дидактическая цель: создание условий для формирования у детей видеть и ценить красоту живого растения.

Обучающие ситуации с использованием литературных персонажей.

У дошкольников много любимых героев сказок и книг. Литературные персонажи могут быть использованы в природоведческой тематике, для создания ситуации, позволяющих уточнить или расширить представление детей, вызвать добрые чувства к растениям, животным- к живой природе.

Обучающая ситуация "Путешествие"

Игра - путешествие: «Посещение зоопарка»

Дидактическая цель: создание условий для формирования представлений детей о знакомых диких животных, дать им первоначальное понятия о трех- четырех неизвестных животных, познакомить с животными из Красной книги. (вообразить ситуацию посещение зоопарка), (кассир, контролер экскурсовод).

Ребенок, осваивающий окружающий мир- это ребенок, стремящийся действовать в этом мире. Таким образом, игра - не только развлечение, но и метод, при помощи которого дошкольники знакомятся с окружающим миром. Использование игровых технологий в воспитании экологической культуры способствует получению дошкольниками более прочных знаний, помогает овладеть умением экологически целесообразного поведения в природе. Ребёнок накапливает нравственно-ценностный опыт отношения к миру. Ведь забота о природе, есть забота о человеке, его будущем.

Библиографический список

1. Николаева С.Н. Место игры в экологическом воспитании дошкольников: Пособие для специалистов по дошкольному воспитанию. – М.: Новая школа, 1996.-48.сISBN 5-7301-0212-7

2. Недоспасова В. А. Растем играя: пособие для воспитателей и родителей. — М.: Просвещение, 2004. — 94 с

3. Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. М., 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 2 младшая группа

Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 2 младшая группа...

Индивидуальный план педагога по самообразованию на 5 лет Тема: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

Индивидуальный план педагога по самообразованию на 5 летТема: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность»...

Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 1 младшая группа, Сафиуллиной Илгизи Гаязовны. Тема «Экологическое воспитания детей дошкольного возраста через игровую деятельно

Экологическое образование дошкольников- это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-пол...

Консультация " Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность"

Автором представлена  консультация по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста через игровую деятельность....

Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» .

Тема «Экологическое воспитания детей дошкольного возраста через игровую деятельность»           Цель:воспитание гуманного отношения к природе (нравственное во...

Индивидуальный план педагога по самообразованию на 5 лет "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность"

Индивидуальный план педагога по самообразованию на 5 лет "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность"               ...