Картотека прогулок. Осень. Старшая группа.
картотека по окружающему миру (старшая группа)

Рупп Наталья Владимировна

Картотека прогулок для старшего возраста на осень.В картотеке описаны все виды деятельности на прогулке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОСЕНЬ                                 Прогулка № 1

Наблюдение за изменениями в природе. Цели: Закреплять знания о взаимосвязи живой и неживой природы; учить находить изменения в жизни растений и животных.

Предложить детям самостоятельно найти признаки осени в окружающей природе.

Загадка: Несу я урожаи,

                Поля вновь засеваю,

                Птиц к югу отправляю,

                Деревья раздеваю,

                Но не касаюсь сосен

                И елочек. Я - …     (осень)

Дидактическая игра «Осенние слова» (упражнять в подборе прилагательных).

Какими словами можно сказать об осени? Осень какая? (золотая, красивая, солнечная, разноцветная, ласковая, задумчивая, печальная, тихая, поздняя, ранняя, ненастная, хмурая, грустная, дождливая, расписная, пестрая).

Трудовая деятельность. Уборка участка детского сада от опавших листьев.

 Цель: формировать умение создавать радостное настроение от выполненной работы; воспитывать экологическую культуру.

Подвижная игра. «Кто быстрее» Цель: упражнять в беге, развивать ловкость, быстроту.

«Мяч соседу» Цель: закреплять быструю передачу мяча по кругу.

Индивидуальная работа. Развитие движений.

Прыжки в длину с места.

Цель: развивать прыгучесть, сочетая силу с быстротой.

Прогулка № 2

 Наблюдение за признаками осени. Цели: Продолжать учить вести наблюдения за изменениями в природе; закреплять знания о взаимосвязи живой и неживой природы.

Обратить внимание детей на изменения, происходящие в природе.

-По каким признакам можно заметить, что наступила осень?

Обсудить народные приметы и пословицы:

Сентябрь без плодов не бывает.

В сентябре прохладно, да сытно.

С сентября и лист на дереве не держится.

Сентябрь – золотой месяц грибников.

Осень студит воду.

Трудовая деятельность.  Сбор семян цветов. Цель: формировать умение и желание трудиться сообща. 

Подвижная игра. «Птицы и лиса» Цель: учить ловко спрыгивать с высоты, бегать, не наталкиваясь друг на друга.

«У кого мяч?» Цель: воспитывать внимание и сообразительность.

Индивидуальная работа. Развитие движений.

Прыжки на двух ногах с продвижением вперед. 

Цель: развивать координацию движений.

Прогулка № 3

Наблюдение за температурой. Цель: продолжать формировать понимание, что осенью становится холоднее. 

После длительных наблюдений за показаниями термометра подвести детей к выводу, что в сентябре холоднее, чем в августе в среднем на 5 градусов.

Стихотворение А.С.Пушкина: Унылая пора! Очей очарованье!

                                                     Приятна мне твоя прощальная краса –

                                                     Люблю я пышное природы увяданье,

                                                     В багрец и золото одетые леса.

                                                     В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

                                                     И мглой волнистою покрыты небеса,

                                                     И редкий солнца луч, и первые морозы,

                                                     И отдаленные седой зимы угрозы. 

Трудовая деятельность. Вместе с воспитателем обрезание секатором обломанных, сухих веток кустов и деревьев, их уборка.

Цель: учить убирать обломанные и сухие ветки; развивать желание трудиться.

Подвижная игра «Мы - веселые ребята». Цель: упражнять в умении бегать, не наталкиваясь друг на друга.

«Мяч соседу» Цель: закреплять быструю передачу мяча по кругу.

 Индивидуальная работа Игровые упражнения со скакалкой.

Цель; закреплять умение прыгать через скакалку, вращая ее вперед, назад.

Прогулка № 4

Наблюдение за осадками. Цель: Знакомить с характером осадков в сентябре: дождь, туман.

Характер осадков в сентябре – дождь и туман. Дети находят различия между затяжным и кратковременным дождями.

-Что можно сказать о дожде осенью? (моросит, накрапывает, льет, идет, капает, хлещет, шумит, стучит по крыше).

Стихотворение С.Егорова «Осень»:

     Все тучи, тучи. Дождик.

     Холодный, словно лед,

     Колючий, словно ёжик,

     По осени бредет.

Трудовая деятельность

Помощь детям младшей группы в уборке территории.

Цель: развивать трудолюбие, желание помогать малышам.

Подвижная игра  «Гуси-гуси».  Цель: развивать быстроту реакции сообразительность.

«Мы весёлые ребята» Цель: упражнять в умении бегать, не наталкиваясь друг на друга.

Индивидуальная работа

 «Попади в обруч».

Цель: упражнять в метании в цель.

Прогулка № 5

Наблюдение за утренним туманом и росой. Цель: формировать понятия о причине природных явлений: туман, роса.

Объяснить причину этих явлений (большая разница между дневной и ночной температурой воздуха). Туман – мельчайшие капли воды в воздухе.

Стихотворение Е.Трутневой «Туман»:

     Кто–то ночью утащил лес.

     Был он вечером, а утром исчез!

     Не осталось ни пенька, ни куста,

     Только белая кругом пустота.

     Где же прячутся птица и зверь?

     И куда ж за грибами теперь?

Загадка:  Спрятал луга,

                 Спрятал стога

                 В синий карман,

                 Синий…       (туман) 

Трудовая деятельность.

Приведение в порядок клумб на участке; сбор семян; уборка сухой травы, листьев.

Цель: развивать трудолюбие, желание помогать взрослым.

Подвижная игра. «Мяч соседу»  Цель: развивать, ловкость, быстроту.

Индивидуальная работа.

Развитие движений.

Цель: развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки.

Прогулка № 6

Наблюдение за ветром.  Цели:  продолжать учить определять силу ветра; расширять знания детей о неживой природе.

Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.

Летит без крыльев и поет,

Прохожих задевает,

Одним проходу не дает,

Других он подгоняет. (Ветер.)

-Как образуется ветер? (Воздух нагревается от земли, поднимается вверх, а холодный воздух опускается вниз. Такое передвижение воздуха создает ветер.)

-Какие бывают ветры по силе? (Сильные и слабые.)

-Как называются сильные ветры? (Ураган, тайфун, смерч.)

-Сегодня есть ветер? Какой он по силе?

Исследовательская деятельность.

Определить направление ветра с помощью компаса и флюгера. (Куда повернул флюгер — оттуда и ветер, а по стрелке компаса определяется сторона света.)

-Как определить силу ветра? (С помощью бумажки и секундомера.)

-Как определить с какой стороны дует ветер? (С помощью компаса: если с севера — холодный, если с юга — теплый.)

Трудовая деятельность Уборка участка от веток и камней. Цель: продолжать учить работать сообща, получать радость от выполненной работы.

Подвижная игра  «Запрещенное движение». Цель: закреплять умение выполнять несложные упражнения; развивать ловкость.

Индивидуальная работа:  Упражнение с мячом.

Цель: продолжать бросать мяч вверх, о землю, ловя его обеими руками.

Наблюдение № 7

Наблюдение за продолжительностью дня. Цель: Формировать представления о продолжительности дня, зависимости ее от времени года.

Наблюдение проводится с одного и того же места на участке детского сада. Дети постепенно подводятся к пониманию того, что долгота дня связана с движением солнца, с высотой его стояния.

Чтение потешки: Солнышко-ведрышко,

                                Выгляни в окошечко,

                                Солнышко, нарядись,

                                Красное, покажись!

                                Солнышко-ведрышко,

                                Выйди из-за облачка,

                                Сядь на пенек,

                                Погуляй весь денек.

Исследовательская деятельность.

Предложить посмотреть на солнце и ответить на вопросы:

-Что вы ощущаете, когда обращаете лицо к солнцу?

 -Можно ли на него смотреть прямо, не больно ли глазам?

Положить два камешка. Один — на солнышко, другой — в тень, закрыв деревянным ящичком, чтобы там было темно. Через некоторое время проверить, какой камешек теплее. Сделать вывод, что на солнце предметы нагреваются быстрее, чем в тени.

Трудовая деятельность. Уборка сухой травы, листьев.

Цель: развивать трудолюбие, желание помогать взрослым.

Подвижные игры.

«Назови меня». Цель: развивать способность создавать образ животного, используя мимику и жесты.

«Хитрая лиса»  Цель: развивать быстроту бега, умение увертываться от ловишки.

Индивидуальная работа

Перебрасывание друг другу мяча сверху.

Цель: развивать быстроту, ловкость.

Прогулка №8

Наблюдение за рябиной. Цель: продолжать наблюдение за рябиной осенью.

С рябиной свежей вазу.

 Поставили на стол.

Ее заметил сразу

Лишь в комнату вошел.

 Есть рябину я не стану,

Лучше краски я достану,

Нарисую ягодки — Влажные и яркие,

В каплях — бусинки росы

 Удивительной красы.

Рябинка — так ласково называют люди это дерево. В августе кисти рябины начинают краснеть, а следом за ягодами одевается в осенний наряд и весь куст. Поначалу сразу не уловишь — ярче горят алые кисти рябины или листья. Спешит в эту пору к рябине шумная птичья стая. Не только дрозды, свиристели, рябчики, тетерева кормятся ягодами рябины, она — любимое лакомство лесной куницы и медведя, ее ветки и кору охотно подъедают лоси и зайцы. Охотники рассказывают, будто косолапые, прежде чем залечь в берлогу, вдоволь наедаются ягод рябины.  Древесину рябины используют для изготовления музыкальных инструментов, пригодна она для столярного и мебельного дела. Корой окрашивают ткань в красно-бурые тона, ветками — в черный цвет, а листья дают коричневую краску.

-Какие звери любят ягоды рябины?

-Какие птицы клюют ягоды рябины?

-Как рябина используется в народном хозяйстве? 

Подвижная игра  «Гуси-гуси».  Цель: развивать быстроту реакции и сообразительность. «Запрещенное движение». Цель: закреплять умение выполнять несложные упражнения; развивать ловкость.

Трудовая деятельность. После сбора урожая приведение в порядок земельной площади огорода и цветника.

Цель: учить оказывать помощь взрослым.

Индивидуальная работа

Беседа на тему:  «Какая профессия на земле самая важная?»

Цели: расширять знания о представителях различных профессий.

Прогулка № 9

Наблюдение за листопадом. Цель: Обратить внимание на красоту золотой осени.

Стихотворение Ю.Капустиной «Осень»:

     В золотой карете, что с конем игривым,

     Проскакала осень по лесам и нивам.

     Добрая волшебница все переиначила,

     Ярко-желтым цветом землю разукрасила.

     С неба сонный месяц чуду удивляется,

     Все кругом искрится, все переливается.

Трудовая деятельность. Уборка опавших листьев.

 Цель: Формировать навыки трудовой деятельности.

Подвижные игры. 

«На месте не стой, вокруг березки хоровод построй».

Цель: продолжать учить выполнять движения в соответствии с текстом.

Березку мы нашли. Какое еще дерево мы найдем?

«Раз, два, три быстрей тополь найди».

-Как называется это дерево? (Тополь)

-Какого цвета ствол? (Светло-серый, зеленоватый.)

-Сколько стволов у тополя?

-Какого цвета листья?

-Почему не нужно срезать и ломать ветки?

-Как помочь раненому деревцу? (Перевязать его.)

«Мы-веселые ребята» Цель: учить действовать по сигналу, развивать ловкость.

Индивидуальная работа.  Развитие движений. Упражнение в прыжках.

Цели:  воспитывать с помощью движений бережное отношение к природе; упражняться в перепрыгивании через бревна, камни, пни;    развивать силовые качества

Прогулка № 10

Наблюдение за листьями в сухую погоду. Цель:  Выяснить, почему шуршат листья.

Предложить походить по опавшим листьям, послушать как они шуршат. Обсудить, почему листья шуршат (Новая вода в листья не поступает, а та, которую они получили от своего растения, постепенно испарилась. Листья высохли и стали ломкими. Если пойдет дождь, они опять намокнут и перестанут шуршать).

Дидактическая игра «Кто больше назовет действий?» Что можно сказать о листьях осенью? (желтеют, увядают, опадают, кружатся, засыхают, осыпаются, замерзают, можно собирать, шелестят, шуршат).

Трудовая деятельность.

Уборка участка.

Цели: учить выполнению трудовых действий; приучать работать в коллективе.

 Подвижная игра.

«Хитрая лиса». Задачи: развивать ловкость, быстроту реакции. «Пройди бесшумно». Цель: учить ходить четко, ритмично, с хорошей осанкой. Воспитывать выносливость.

Индивидуальная работа. Закрепление общеразвивающих упражнений.

Цель: поддерживать интерес к общеразвивающим упражнениям, изменять исходное положение, темп и амплитуду движения.

Прогулка № 11

Наблюдения за растениями. Цель: Подвести детей к выводу, что созревание плодов и семян – это признак осени.  

Длительные наблюдения за созреванием плодов и семян деревьев и кустарников.

Подвести детей к выводу, что созревание плодов и семян – это признак осени.

В результате наблюдений сделать вывод, что у растений нет молодых побегов и свежей зелени, так как осенью прекращается рост растений.

Трудовая деятельность.

Вместе с воспитателем уборка поломанных веток кустов и деревьев.

Цель: формировать желание трудиться в коллективе.

Подвижная игра.

 «Пожарные на учении». Цель: закреплять умение выполнять несложные упражнения; развивать ловкость.

«Хитрая лиса» Цель: развивать быстроту бега, умение увертываться от ловишки.

Индивидуальная работа.

 Перебрасывание мяча друг другу снизу.

Цель: развивать ловкость, выносливость.

Прогулка № 12

Наблюдение за пауком. Цели: продолжать расширять представления об особенностях внешнего вида пауков, их жизни; формировать интерес к окружающему миру.

Воспитатель загадывает детям загадки, предлагает ответить на вопросы.

Ползла букашка

По большой ромашке,

Но вспорхнула второпях

И запуталась в сетях.

Угадайте, дети:

Кто расставил сети? (Паук.)

Не беда, что паутинка

Зацепилась за сучок,

В новом месте, на осинке

Свяжет сети ... (паучок).

-Какую пользу приносят пауки? (Поедают насекомых.)

-Чем пауки ловят насекомых? (Плетут для них сети.)

-Как часто плетут пауки паутину? (Каждый день, так как она легко повреждается ветром и дождем.)

-На кого охотятся пауки? (На мух, бабочек, комаров, жучков.)

Трудовая деятельность.

Пересадка цветущих растений с участка в группу (бархатцы).

Цели: продолжать учить осторожно окапывать землю вокруг цветка; вместе с землей аккуратно пересаживать цветы в горшочки;

воспитывать бережное отношение к растениям.

Подвижная игра.

«Гуси-гуси».  Цель: развивать быстроту реакции и сообразительность.

Индивидуальная работа.

Продолжительный бег в медленном темпе.

Цель: развивать ловкость, выносливость, вырабатывать правильное дыхание.

Прогулка № 13

Наблюдение за распространением семян и плодов. 

Цель: Определить роль ветра в распространении семян.

Рассмотреть вместе с детьми разнообразные плоды деревьев и кустарников и определить, с помощью чего семена разносятся по земле (крылышки, пух, колючки, парашютики). В ветреные дни понаблюдать, как семена разносятся по участку. Определить роль ветра в распространении семян. Предложить детям отыскать на участке растения, для которых ветер – желанный гость.

Трудовая деятельность

Приведение в порядок клумб на участке, сбор семян, уборка сухой травы, листьев.

Цель: развивать трудолюбие, желание помогать взрослым.

Подвижные игры. 

«С кочки на кочку» Цель: формировать навыки прыжков в длину.

«Хитрая лиса» Цель: развивать ловкость, быстроту реакции.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель: развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки.

Прогулка № 14

Наблюдение за небом. Цель: продолжать знакомство с различными природными явлениями; учить отличать погоду, связывая ее с состоянием неба (ясно, облачно, облака, тучи).

Небо осенью все чаще серое, кажется низким, сплошь покрыто тяжелыми тучами, быстро передвигающимися по небу. Выяснить причину быстрого движения туч.

Загадка: Это что за потолок?

               То он низок, то высок,

               То сер, то беловат,

               То чуть-чуть голубоват.

               А порой такой красивый –

               Кружевной и синий-синий. (небо)

Исследовательская деятельность

Рассмотреть камень через лупу. Что видно? (Трещины, узоры, кристаллики.)

Трудовая деятельность

Сбор камней на участке и выкладывание из них композиции.

Цели: учить трудиться сообща; развивать творческое воображение.

 Подвижные игры. 

«У ребят порядок строгий» Цель: учить находить своё место в игре, воспитывать самоорганизованность и внимание.

«Гуси-гуси».  Цель: развивать быстроту реакции и сообразительность

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель: закреплять умение бросать мяч в цель

Прогулка № 15

Наблюдение за перелетными птицами. Цель: выяснить с детьми, почему птицы улетают.

Обсудить с детьми, почему птицы улетают. Вспомнить птиц, которые собираются улетать.

Птицы на юг улетают:

Гуси, грачи, журавли.

Вот уж последняя стая

Крыльями машет вдали.          

 М. Ивенсен

-Как изменилась жизнь птиц с приходом осени? 

-Расскажите о своих наблюдениях за поведением птиц летом и осенью. 

-Что происходит осенью с кормом для птиц? 

-Почему осенью птиц становится мало? 

-Знаете ли вы, как выстраиваются птицы при перелете на юг? 

Предложить детям собраться вместе для «перелета»: построиться клином, прямой линией и т.д.

Исследовательская деятельность.

Предложить детям рассмотреть карточки-схемы, на которых изображены: угол, прямая линия, пологая дуга, хаотично, скученно расположенные точки. Дать ответ, к какому виду птиц относится каждая карточка-схема.

Трудовая деятельность.  Сбор семян различных растений для подкормки птиц зимой.

Цель: воспитывать сочувствие, сопереживание по отношению к птицам.

Подвижные  игры. «Хитрая лиса»  Цель: развивать ловкость, быстроту реакции.

«Пройди бесшумно». Цели: учить ходить четко, ритмично, с хорошей осанкой. Воспитывать  выносливость.

Индивидуальная работа.

Использование различных видов ходьбы: разное положение рук, высоко поднятые колени (как аист, журавль, цапля).

Цель: развивать двигательную активность

Прогулка № 16

Наблюдение за насекомыми. Цель: закреплять представления детей о насекомых, их поведении осенью.

Обратить внимание, что насекомых стало меньше, объяснить почему, куда они исчезли, предложить поискать насекомых на участке.

Дидактическая игра «Четвертый лишний»:

Заяц, еж, лиса, шмель;

Трясогузка, паук, скворец, сорока;

Бабочка, стрекоза, енот, пчела;

Кузнечик, воробей, божья коровка, майский жук;

Пчела, стрекоза, шмель, бабочка;

Таракан, муха, пчела, майский жук;

Стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка.

Трудовая деятельность. Сбор песка в песочницу, перекопка песка.

Цель: учить детей оказывать посильную помощь взрослым.

Подвижные игры. «5 шагов», Цель: воспитывать сообразительность и быстроту мышления.

 «Кто останется в кругу».  Цель: развивать чувство равновесия, ловкость, быстроту.

Индивидуальная работа.

Перебрасывание друг другу мяча сверху.

Цель: развивать быстроту, ловкость.

Прогулка № 17

Наблюдение за многолетним растением – одуванчиком. 

Цель: Уточнить и расширить знания детей об одуванчике как многолетнем растении.

Объяснить, что корень одуванчика остался в земле. Отметить колышками место, где рос одуванчик – весной здесь вырастет новый.

Загадка: Горел в траве росистой

               Фонарик золотистый.

               Потом померк, потух

               И превратился в пух.  (Одуванчик).

Трудовая деятельность. Коллективная работа по уборке мусора на участке. Цель: формировать навыки коллективного труда.

Подвижная игра. «Перелет птиц» Цель: учить бегать по всей площадке, влезать на свободное место, уступая друг другу.

«Горячая картошка»  Цель: закреплять передачу мяча по кругу.

Индивидуальная работа:  Развитие прыжков.

Цель: закреплять умение прыгать на одной ноге.

Прогулка № 18

Наблюдение за ветром. Цели:  продолжать учить определять силу ветра; расширять знания детей о неживой природе.

Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.

Летит без крыльев и поет,

Прохожих задевает,

Одним проходу не дает,

Других он подгоняет. (Ветер.)

-Как образуется ветер? (Воздух нагревается от земли, поднимается вверх, а холодный воздух опускается вниз. Такое передвижение воздуха создает ветер.)

-Какие бывают ветры по силе? (Сильные и слабые.)

-Как называются сильные ветры? (Ураган, тайфун, смерч.)

-Сегодня есть ветер? Какой он по силе?

Исследовательская деятельность.

Определить направление ветра с помощью компаса и флюгера. (Куда повернул флюгер — оттуда и ветер, а по стрелке компаса определяется сторона света.)

Как определить силу ветра? (С помощью бумажки и секундомера.)

Как определить с какой стороны дует ветер? (С помощью компаса: если с севера — холодный, если с юга — теплый.)

Трудовая деятельность.

Уборка участка от веток и камней.

Цель: продолжать учить работать сообща, получать радость от выполненной работы.

Подвижные игры. «5 шагов»  Цель: воспитывать сообразительность и быстроту мышления.

 «Ворона и воробей» Цель: продолжать учить действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве.

Индивидуальная работа. Упражнение с мячом.

Цель: продолжать бросать мяч вверх, о землю, ловя его обеими руками.

Прогулка № 19

Наблюдение за деревьями и кустарниками. Цель: учить сравнивать деревья и кустарники по цвету коры, по плодам, семенам, форме кроны.

Загадка: Много рук, а нога одна. (Дерево)

Предложить детям рассмотреть? дерево и кустарник, сравнить их.

-Чем похожи дерево и кустарник? Чем отличаются?

Дидактические игры. «Осенние слова». Цель: упражнять в подборе прилагательных.

-Какими словами можно сказать об осени? Осень какая? (золотая, красивая, солнечная, разноцветная, ласковая, задумчивая, печальная, тихая, поздняя, ранняя, ненастная, хмурая, грустная, дождливая, расписная, пестрая).

 «Что будет, если…» Предложить подумать и ответить, что случится с деревом, если…(исчезнут птицы, дождевые червяки, грибы; если перестанет идти дождик; если снег не укроет его корни; не прилетят пчелы; человек повредит кору и т.п.

 

Трудовая деятельность.

Сбор листьев для изготовления поделок

Цель: продолжать прививать трудовые умения и навыки

Подвижная игра. «Поймай мяч». Цель: учить ловить и передавать мяч.

«У ребят порядок строгий» Цель: учить находить своё место в игре, воспитывать самоорганизованность и внимание.

Индивидуальная работа. Прыжки со скакалкой.

Цель: учить прыгать одновременно на обеих ногах.

Прогулка № 20

Наблюдение за признаками осени. Цель: формировать представления о ранней осени.

Дни становятся короче; солнце – бледное и холодное, поднимается невысоко; небо прозрачное, бледно- голубое, все чаще его затягивают хмурые серые тучи; идет дождь мелкий, моросящий, затяжной, скучный, холодный; воздух прозрачный; становится все холоднее; лужи покрываются льдом; бывают туманы.

Трудовая деятельность. Перекопка  песка.

Цель: оказывать помощь детям младшей группы.

Подвижная игра. «Пройди бесшумно». Задачи: учить ходить четко, ритмично, с хорошей осанкой. Воспитывать  выносливость.

«Горячая картошка» Цель: закреплять передачу мяча по кругу.

Индивидуальная работа.

Перестроение в колонну по двое.

Цель: развивать ловкость, способствовать выработке хорошей осанки.

Прогулка № 21

Наблюдение за признаками осени. Цель: закреплять представления о признаках осени.

 Обсудить народные приметы и пословицы:

-Осенью птицы летят низко – к холодной, высоко – к теплой зиме.

-Если осенью листья берез начнут желтеть с верхушки – весна будет ранняя, начнут желтеть снизу – поздняя.

-Весна красна цветами, а осень – снопами.

-В осеннее ненастье сеет погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, рвет, сверху льет, снизу метет.

Трудовая деятельность. Сбор листьев, семян для изготовления поделок. Цель: формировать навыки трудовой деятельности.

Подвижные игры. «Пять шагов».  Цель: развивать внимание, ловкость.

«Совушка». Цель: Учить ориентироваться в пространстве

Индивидуальная работа. Развитие движений. Упражнение в медленном беге.

Цель: развивать выносливость.

Прогулка № 22

Наблюдение за травянистыми растениями. Цель: формировать представление о травянистых растениях осенью, их приспособлением к зиме: отмирают стебли и корни, но сохраняются семена.

Стихотворение А.Плещеева:

     Осень наступила,

     Высохли цветы,

     И глядят уныло

     Голые кусты.

     Вянет и желтеет

     Травка на лугах,

     Только зеленеет

     Озимь на полях.

Загадка: Она под осень умирает

                И вновь весною оживает.

                Иглой зеленой выйдет к свету,

                Растет, цветет она все лето.

                Коровам без неё – беда:

               Она их главная беда.       (Трава).

Трудовая деятельность.  Уборка мусора на участке.

Цели: закреплять навыки совместной работы.

Подвижная игра. «Салки» Цель: учить двигаться приставными шагами в разные стороны, действовать по сигналу.

«Парный бег» Цель: учить бегать парами.

Индивидуальная работа: Развитие движений.

Цели:  закреплять умение бегать на скорость;

развивать ловкость и силу броска

Прогулка № 23

Наблюдение за грузовым транспортом. Цель: учить различать грузовой транспорт, знать его назначение и применение.

Сам в кабину не могу я залезть пока.

До чего же велико колесо грузовика.

В кузов даже заглянуть не удастся мне,

Посмотреть, что там хранится в кузове на дне.

А в кабине виден руль, дверца на замке.

Но унес ключи шофер на своем брелке.

Подожду его чуть-чуть — у него обед,

Может быть, меня прокатит, а быть может, нет.   В. Мирясова

Воспитатель задает детям вопросы.

-Для чего люди используют грузовые автомобили? (Чтобы перевозить различные грузы.)

-К какому виду транспорта относится автомобиль, если он перевозит грузы? (К грузовому транспорту).

-Назовите другой грузовой транспорт, который вы знаете. (Бывают грузовые самолеты, вертолеты, товарные поезда, грузовые пароходы, большие грузовики-самосвалы.)

-На какой цвет светофора едут автомобили? (На зеленый.)

-Как называется профессия человека, который управляет автомобилем? (Водитель, шофер.)

-Сколько цветов у светофора? (Три: красный, желтый, зеленый.)

Трудовая деятельность. Уборка опавших листьев.

Цели:  приучать доводить начатое дело до конца; воспитывать аккуратность, ответственность.

Подвижные игры. «Пятнашки» Цель: закреплять умение бегать врассыпную.

 «Горячая картошка» Цель: развивать ловкость, внимание.

Индивидуальная работа.  Ходьба по бревну.

Цель: добиваться улучшения техники ходьбы, соблюдая равновесие.

Прогулка № 24

Наблюдение за листьями. Цель: Показать детям разнообразие красок золотой осени.

Отыскать на участке разные по цвету листья: от темных, совсем старых, прошлогодних, поверхность которых превратилась в паутинку из жилок, до совсем свежих, зеленых, молодых. Предложить рассортировать их по цвету и по степени «старости», разложив в определенном порядке. Почему листья такие разные? Что с ними происходит? Если разложим их по кругу, то получим своеобразный «круговорот листьев» в природе: все начинается зеленым листом, им же и заканчивается. (Листья, в конце концов, превращаются в почву и дают жизнь новым растениям, новым листьям.)

Т.Макарова «Сказка о листьях»:

  … О, листьев праздничная груда!

  Мне все известно о тебе!

  Я плакать никогда не буду

  О горестной твоей судьбе.

  Покинув парки и бульвары,

   Назначив встречу где–нибудь,

   Становятся все листья в пары

   И в царство листьев держат путь…

Исследовательская деятельность.

Сравнить листья (чем похожи и отличаются друг от друга).

Трудовая деятельность.

Сбор семян растений в разные пакеты.

Цель: закреплять умение различать зрелые семена от незрелых.

Подвижная игра. «Не замочи ног». Цель: учить перепрыгивать через препятствие, приземляться на обе ноги.

«Парный бег»  Цель: учить бегать парами.

Индивидуальная работа.

Упражнение с мячом.

Цель: упражнять в ловле и броске мяча

Прогулка № 25

Наблюдение за сосной. Цель: уточнить знания детей о хвойных деревьях, их сходстве и различии.

 

Рассмотреть дерево. Подвести детей к выводу, что хвоя выполняет функцию листьев. Предложить подумать, почему зимой хвоя не опадает, как листья у лиственных деревьев.

Стихотворение В. Рождественского:

   Вот сосны. Прямоствольны и упруги,

   Колючие – ветрам не разорвать,

   Стоят в своей чешуйчатой кольчуге,

   Спокойные, как Игорева рать.

Дидактическая игра «Подбери слово» - упражнять в употреблении и согласовании относительных прилагательных с существительными:

Сосновый – запах, бор, ствол.

Сосновая– шишка, ветка, хвоя, мебель.

Сосновое – полено, кресло, бревно.

Сосновые – иголки , шишки.

Трудовая деятельность Уборка участка от опавших листьев. Цель: воспитывать желание трудиться сообща.

Подвижные игры.  

« К названному дереву беги» Цель: развивать ловкость и быстроту. 

«5 шагов» Цель: воспитывать сообразительность и быстроту мышления.

Индивидуальная работа. ФЭМП

Цель: Закрепить понятия «широкий, узкий»

Прогулка № 26

Наблюдение за сезонными изменениями. Цели: формировать понятия о явлениях природы (иней, заморозки, убывание дня, пребывание ночи); закреплять знания о солнце (светит, но не греет).

Не жаркие, не летние,

Встают из-за реки

Осенние, последние,

Теплые деньки.                 А. Исаковской

Позднюю осень называют «серебряной». Лужи затягивает первый тонкий ледок, летят на мерзлую землю серебряные звездочки-снежинки, звенят на ветру обледенелые ветки деревьев, серебрятся на солнце опавшие, покрытые инеем листья. В конце осени солнце выглядывает редко, дни становятся пасмурными.

Воспитатель задает детям вопросы.

-Как называется предзимье? (Серебряная осень.)

-Почему?

И не снег, и не лед,

А серебром деревья уберет. (Иней.)

Воспитатель предлагает детям придумать загадки о поздней осени.

Трудовая деятельность: Уборка мусора на участке.

Цель: воспитывать чувство удовольствия от проделанной работы.

Подвижные игры: «Ловишка». Цель: развивать быстроту и ловкость.  

«Мы - веселые ребята» Цель: учить действовать по сигналу, развивать ловкость.

Индивидуальная работа. Упражнение на развитие равновесия.

Цель: учить вбегать на горку и сбегать с нее.

Прогулка № 27

Наблюдение за солнцем. Цель: Продолжать устанавливать связь между высотой стояния солнца и температурой воздуха.

 С этой целью провести длительные наблюдения (в начале, середине и конце месяца). Выбрать определенное место, время и ориентир (солнце находится над определенным домом: фиксируем дату и время в альбоме наблюдений и измеряем температуру воздуха). Подвести детей к выводу, что чем ниже находится солнце, тем ниже температура воздуха (фиксация в дневнике наблюдений).

Трудовая деятельность. Сбор мусора на участке.

Цель: Воспитывать чувство взаимопомощи, трудолюбие. 

Подвижные игры. «Перелет птиц».

Цель: упражнять в беге в разных направлениях; развивать быстрый и медленный бег.

«Кто внимательный?» Цель: воспитывать внимание и организованность.

Индивидуальная работа. Метание мяча вдаль.

 Цель: закреплять навыки метания мяча  вдаль правой и левой рукой..

Прогулка № 28

Наблюдение за деревьями. Цели: расширять знания о сезонных изменениях в природе; формировать способность выражать наблюдаемое в своей речи.

 -Какое из деревьев сбросило листву последним. Сделать вывод о том, что после того как температура воздуха стала ниже нуля градусов, все деревья сбросили листву. Обратить внимание детей, что молодые ветки на деревьях не растут, почки на ветках крепко закрыты.

-Все ли деревья изменили окраску листьев?

-Какими были летом деревья, кусты?

-Как они изменились с приходом осени?

-Какого цвета листья на березе? (Золотисто-желтые.) На рябине? (Красные.)

-У какого дерева раньше других меняется окраска листьев? (У березы.)

Дидактическое упражнение. «Правильно произнесите слова»- согласование существительных с числительными.

Одно дерево, два…, пять…

Одна сосна, две…, пять…

Исследовательская деятельность.

Найти листочки, которые, сорвавшись, сразу падают вниз. Найти листочки, которые летят, медленно покачиваясь из стороны в сторону.

Найти листочки, которые летят, цепляясь за ветки. Составить из опавших листьев узор на асфальте.

Трудовая деятельность.

Помощь дворнику в уборке листьев на участке детского сада.

Цель: закреплять умение работать сообща, добиваясь выполнения задания общими усилиями.

Подвижная игра. «Салки» Цель: учить двигаться приставными шагами в разные стороны, действовать по сигналу.

 Индивидуальная работа.

Развитие движений.

Цель: закреплять навыки приседания из положения ноги врозь, перенося массу тела с одной ноги на другую, не поднимаясь.

Прогулка № 29

Наблюдение за небом и осадками. Цель: закреплять знания о явлениях неживой природы.

Поздняя осень – предзимье. Небо серое, темное. Чаще идут дожди со снегом. Чаще идут дожди со снегом. Понаблюдать за звездным небом. Дуют снеговые ветры (дать понятие «снеговей»).

Стихотворение Г.Ладонщикова «Поздняя осень»:

    У берега несмело

    Ложится тонкий лед.

    Печально туча серая

    По дну пруда плывет.

       Суровой дышит осенью

       Прозрачная вода.

       Деревья листья сбросили,

       Встречая холода.

Трудовая деятельность.

Уборка участка. Цель: формировать умение работать коллективно.

Подвижные игры. «Мы – веселые ребята» Цель: учить четко проговаривать текст, соблюдать правила игры.

Индивидуальная работа. Закрепление навыков метания в цель.

 Цель: развивать глазомер, меткость.

Прогулка № 30

Наблюдение за изморозью и инеем. Цель: формировать представление об изморози как об одном из состояний воды; сравнить ее с инеем.

Во время заморозков появляется изморозь (это появление ледяных корок на деревьях, на земле и на всех предметах). Иногда она игольчатая. Сравнить изморозь с инеем (иней на земле, и на траве). Иней образуется также как и роса. Он может быть и летом, т.к. это кристаллы воды (роса, когда температура воздуха выше 0 градусов).

Сравнить появление изморози с понижением температуры воздуха (наблюдение за термометром).

Загадка:  В белом бархате деревня –

                И заборы, и деревья,

                А как ветер нападает,

                Этот бархат опадает.      (Иней)

Трудовая деятельность.

Помощь взрослым в уходе за кустарником, произрастающим на участке.

Цель: формировать умение и желание работать сообща. 

Подвижные игры.  «Ловишка». Цель: развивать быстроту и ловкость.

«Парный бег» Цель: Развивать внимание, ловкость.

Индивидуальная работа.

Упражнение на развитие равновесия.

Цель: учить сохранять правильное положение туловища, головы, действовать уверенно.

Прогулка № 31

Наблюдение за осадками. Цель: формировать знания о снеге и изморози как о различных состояниях воды.

Понаблюдать за изморозью и первым снегом. Вспомнить, чем различаются изморозь, иней, снег. Отметить переход дождя в мокрый снег, связать это с изменением температуры воздуха. Стихотворение Е.Трутневой «Первый снег»:

        Что такое за окном? Сразу в доме посветлело –

        Это снег лежит ковром, самый первый, самый белый.

        Вот о чем всю ночь свистел за моим окошком ветер,

        Он про снег сказать хотел и про то, что зиму встретил.

Воспитатель загадывает детям стихотворную загадку.

С неба звезды падают,

Лягут на поля.

Пусть под ними скроется

Черная земля.

Много-много звездочек

 Тонких, как стекло;

Звездочки холодные,

А земле тепло! (Снежинки.)

-Как долго лежит первый снег? (Два-три дня.)

-Какой он на ощупь? (Мокрый.)

-Когда выпадает первый прочный снег? (Ночью.)

Исследовательская деятельность.

Поймать снежинку на ладошку и рассмотреть ее.

Сравнить две снежинки.

Определить место, где снег быстрее тает.

Найти место, где снег еще не растаял.

Трудовая деятельность. Утепление снегом корней деревьев.

Цель: закреплять представление о защитных свойствах снега.

Подвижная игра. «Мы – веселые ребята» Цель: развивать ловкость, учить четко проговаривать текст.

«5 шагов» Цель: воспитывать сообразительность и быстроту мышления.

Индивидуальная работа. «Попади в обруч». Цели: упражнять в умении действовать по сигналу; закреплять умение метать предметы в цель

Прогулка № 32

Наблюдение за солнцем:  Цель: формировать знания о солнце осенью: светит все реже, поднимается невысоко.

 В ноябре короткие дни и длинные ночи. Ноябрь – сумерки года (обсудить с детьми, почему так говорят).

Загадка: Среди поля голубого –

                Яркий блеск огня большого.

                Не спеша огонь тут ходит,

                Землю-матушку обходит,

               Светит весело в оконце.

               Ну, конечно, это…        (солнце)

Дидактическая игра «Кто больше назовет признаков?» (упражнять в подборе прилагательных). Что можно сказать про солнышко, какое оно? (ласковое, доброе, лучистое, желтое, красное, яркое, теплое, жаркое, огненное).

Трудовая деятельность. Уборка участка.

Цель: формировать навык коллективного труда.

Подвижные игры.  «Ловишки с приседаниями». Цель: учить соблюдать правила игры.

«Третий лишний» Цель: развивать внимание, ловкость.

Индивидуальная работа:  Развитие движений.

Цель: упражнять детей в прыжках в длину с места.

Прогулка № 33

Наблюдение за тополем. Цель: формировать представление об осеннем тополе.

Растения приготовились к зиме. Деревья стоят без листьев, но почки есть. Рассмотреть почки по форме, величине, цвету. Объяснить, что деревья уже не растут, находятся в покое.

Под окошком вырос тополь вековой,

Летом он зеленой шелестит листвой.

По городу гуляя, встретишь его пух —

Над улицей несутся сотни белых мух.   С. Васильева

Воспитатель задает детям вопросы.

-Где тополя чаще всего растут? (В городе.)

-Какое это дерево? (Городское.)

-Какие еще растут деревья в городе?

-А для чего они вообще нужны в городе? (Листья деревьев поглощают углекислый газ и вырабатывают кислород.)

-Когда облетают с тополей последние листья? (Поздней осенью.)

-Какого цвета тополиные листья? (Желто-золотистые.)

-Почему осенью листья с деревьев опадают? (Чтобы дерево зимой не теряло много влаги.)

Исследовательская деятельность

Рассмотреть через лупу ветку, с которой только что упал  листок.

-Что мы увидели? (Еле заметные почки.)

Что это значит? (Деревья не погибли, они только сбросили   отмершие, ненужные листья.)

Трудовая деятельность

Сгребание листьев в кучи и их уборка.

Цель: воспитывать желание трудиться в коллективе.

Подвижная игра.  «Горелки» Цель: учить соблюдать правила игры, действовать по сигналу.

«5 шагов» Цель: воспитывать сообразительность и быстроту мышления.

Индивидуальная работа

Прыжки на одной ноге.

Цель: упражнять энергично отталкиваться и правильно приземляться.

Прогулка № 34

Наблюдение за воробьем осенью. Цели: продолжать закрепление знаний о воробье; учить видеть изменения в поведении птиц с приходом осени;  активизировать внимание и память.

-Как выглядит воробей? (Это маленькая бойкая птичка.)

-Про него часто говорят: «серый воробушек». А на самом деле воробей совсем не серый. А какой? (У него коричневая спинка с широкими продольными черными полосами.)

-А какие хвост и крылья? (Хвост темно-бурый, крылышки тоже темно-бурые, украшенные рыжеватой каймой.)

-А голова какого цвета? (Серая.)

-Где живут воробьи? (В городе и деревне.)

-Да, они везде хорошо приспосабливаются к привычкам человека. --Почему же воробьи так любят соседство с людьми? (Возле людей птицы защищены от хищников, у них есть корм и укромные местечки.)

-Особенно нравится воробьям устраивать свои квартиры за ставнями или резными оконными наличниками деревянных домов. А городские воробушки где могут поселиться? (Под козырьком подъезда или балкона.)

-Давайте посмотрим, где посилились воробьи у нас на территории детского сада? Как человек должен заботиться о птицах? (Сделать кормушки, ежедневно насыпать корм.)

-Чем питаются воробьи осенью? (Они клюют зернышки и  семена растений.)

Трудовая деятельность

Организация трудового десанта с целью лечения деревьев. Цели:

учить правильно оказывать помощь деревьям и кустарникам; воспитывать положительное отношение к труду. 

Подвижные игры.  «Волк во рву»

Цель: учить выполнять действия по сигналу.

 «Третий лишний» Цель: развивать внимание, ловкость.

Индивидуальная работа

«Не сбей флажок». Цель: учить ходить змейкой между предметами, не сбивая их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека прогулок "Осень"старшая группа

Картотека прогулок "Осень"старшая группа...

Картотека прогулок для старшей группы «Осень»

Прогулка 1Наблюдение за сезонными изменениямиЦели: закреплять знания о взаимосвязи живой и неживой природы; формировать представление об осенних месяцах; учить выделять изменения в жизн...

картотека прогулок в старшей группе, осень.

картотека прогулок в старшей группе "осень"...

Картотека прогулок - "Осень" подготовительная группа

Прогулки разработы с учётом программы "От рождения до школы" под редакцией Н.Е Веракса на первую и вторую половину дня...

Картотека прогулок - Осень (старшая группа)

Прогулка – режимный момент жизнедеятельности детей в детском саду.Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника. Прогулка является первым и наибо...