Проект по ознакомлению с социальным миром "Народные подвижные игры" (подготовительная группа)
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Сигаева Алена Александровна

Актуальность проекта:

В играх испокон веков дети проявляли и закрепляли ту деятельность, которая сопровождала их в кругу семьи. Именно через игру дети знакомились с основными приемами того или иного ремесла, промысла: сапожного, ткачества, бортничества, охоты, рыбалки.

Национальные игры способствуют передаче младшему поколения от старшего накопленного предками бесценного положительного опыта, касающегося рационального ведения хозяйства, жизни в гармонии с природой.

Окунаясь в историческое прошлое русского народа можно выделить ряд игр и развлечений, в которые играли наши прабабушки и дедушки и в которые могут играть сейчас наши дети. Подвижные игры просты по содержанию, не требуют сложных атрибутов (деревянная палочка, мяч, веревка, платок, и др.).

Дошкольное детство – период познания мира человеческих отношений. Ребенок моделирует их в игре, которая становится для него ведущей деятельностью. Играя, он учится общаться со сверстниками. Ребенок уже способен играть в игры с другими детьми, следовать правилам, а затем и устанавливать их самостоятельно. Здесь ребенок уже учится взаимодействовать с разными людьми, часто совсем не похожими на него самого, т.е. узнает разные характеры, учится договариваться, искать компромиссы. В процессе такой деятельности возрастают возможности ребенка – его коммуникативные навыки и речь.

В эти годы ребенок приобретает первоначальное значение об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям и труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.

Радость движения сочетается с духовным обогащением детей, формируя у них устойчивое отношение к культуре родной страны,  создавая  эмоционально-положительную основу для  развития патриотических чувств.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_narodnye_podvizhnye_igry.docx31.19 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

 «Народные подвижные игры»

 

 

 

(Подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с нарушением речевого развития «Колокольчики»)

Воспитатели: Т.Н. Скоробогатова

А.А. Сигаева

 

Название проекта: «Народные подвижные игры»

Руководители проекта: воспитатели группы компенсирующей направленности для детей с нарушением речевого развития «Колокольчики» Скоробогатова Т.Н., Сигаева А.А., инструктор по физической культуре Петрова Н.Н.

Возрастная группа: дети 6-7 лет.

Тип проекта: групповой, познавательный, социально-ориентированный.

Вид проекта: краткосрочный.

Сроки реализации проекта: с 14.11.2022 по 18.11.2022.

Участники проекта: педагоги МБДОУ №10, детей с нарушением речевого развития группы «Колокольчики», родители.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно - эстетическое развитие, физическое развитие.

Актуальность проекта:

В играх испокон веков дети проявляли и закрепляли ту деятельность, которая сопровождала их в кругу семьи. Именно через игру дети знакомились с основными приемами того или иного ремесла, промысла: сапожного, ткачества, бортничества, охоты, рыбалки.

Национальные игры способствуют передаче младшему поколения от старшего накопленного предками бесценного положительного опыта, касающегося рационального ведения хозяйства, жизни в гармонии с природой.

Окунаясь в историческое прошлое русского народа можно выделить ряд игр и развлечений, в которые играли наши прабабушки и дедушки и в которые могут играть сейчас наши дети. Подвижные игры просты по содержанию, не требуют сложных атрибутов (деревянная палочка, мяч, веревка, платок, и др.).

Дошкольное детство – период познания мира человеческих отношений. Ребенок моделирует их в игре, которая становится для него ведущей деятельностью. Играя, он учится общаться со сверстниками. Ребенок уже способен играть в игры с другими детьми, следовать правилам, а затем и устанавливать их самостоятельно. Здесь ребенок уже учится взаимодействовать с разными людьми, часто совсем не похожими на него самого, т.е. узнает разные характеры, учится договариваться, искать компромиссы. В процессе такой деятельности возрастают возможности ребенка – его коммуникативные навыки и речь.

В эти годы ребенок приобретает первоначальное значение об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям и труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.

Радость движения сочетается с духовным обогащением детей, формируя у них устойчивое отношение к культуре родной страны,  создавая  эмоционально-положительную основу для  развития патриотических чувств.

Цель проекта:

Создание условий для формирования у детей элементарных представлений о культуре и традициях русского народа через подвижную игру.

Задачи проекта:

- Образовательные: Формировать у детей целостное отношение к национальной культуре, традициям и играм русского народа; способствовать укреплению семейных связей, через заинтересованность содержанием темы проекта, не только детей, но и их родителей.

- Развивающие: Развивать представление о разнообразии народных игр; использовать в самостоятельной деятельности народные игры, действовать согласно правилам; расширять кругозор детей.

- Воспитательные: Воспитывать любознательность в процессе игровой деятельности, развивать творческие способности, формировать положительные взаимоотношения детей.

Ожидаемый результат: У детей формированы знания о традициях русского народа; дети научились использовать национальные игры в свободной деятельности; в семье установилась связь между поколениями, так как родители, бабушки, дедушки поделились воспоминаниями о своем детстве, родители вовлечены в совместные игры с детьми. Повысился профессиональный уровень педагогов и степень их вовлеченности в деятельность; расширились знания традиций и культуры народа. Повысился образовательный уровень родителей через введение их в увлекательный мир народных игр. Развита система продуктивного взаимодействия между участниками образовательного процесса (дети вовлекают в проект родителей, общаются между собой и с воспитателем).

Этапы реализации проекта:

1этап – подготовительный

- определение цели и задач проекта;

- разработка комплексно-тематического плана;

- создание ППРС;

- подбор методической, справочной, художественной литературы;

- беседа с детьми для выявления имеющихся знаний по заявленной теме проекта;

- ознакомительная консультация для родителей о проекте;

- привлечение родителей и педагогов ДОУ к сбору материалов по теме проекта.

2 этап – основной (практическая деятельность)

- беседы «Детские народные игры», «В какие игры играли наши бабушки и дедушки», «Народная игра, - что это такое?», «Игрушки наших бабушек», «Любимые народные игры наших родителей», «Мои любимые народные подвижные игры»;

- тематическое мероприятие, подготовленное сотрудниками детской библиотеки;

- тематическое спортивное мероприятие «Народные подвижные игры», подготовленное инструктором по физической культуре Петрова Н.Н.

- заучивание закличек;

- чтение русских народных сказок «Снегурочка», «Сивка-бурка», «Царевна - лягушка», «Хаврошечка», «Лисичка-сестричка и серый волк»;

- составление рассказов из опыта детей;

- дидактические игры «Найди вещь», «Одень куклу в национальный костюм», «Подбери предметы по картинке», «Составь узор», «Русский сувенир», «Укрась избу», «Что сначала - что потом?», «Четвёртый лишний», «Что изменилось?»;

- народные подвижные игры «Ты катись, веселый бубен», «Колечко - малечко», «Кот и мыши», «Ручеек», «Ворон», «Гори, гори ясно», «Дятел», «Подкиды», «У медведя во бору», «Кошки - мышки», «Море волнуется», «Жмурки», «Пятнашки», «Вышибалы»;

- рисование «Моя любимая народная игра», «Как мы играли в игру «Кот и мыши»;

- аппликация «Изготовление масок для подвижной игры «Кот и мыши»;

спортивное развлечение.

Работа с родителями:

- консультация для родителей «Народные детские подвижные игры»;

- анкетирование родителей по теме проекта.

3 этап – заключительный:

- анализ и обобщение результатов проекта;

- выявление полученных знаний и навыков у детей по знанию народных игр, их правила, и умение организовать такие игры в самостоятельной деятельности;

- оформление картотеки народных подвижных игр, изготовление атрибутов для их проведения;

- итоговое мероприятие – родительское собрание с участием детей «В подвижные игры играем — здоровье укрепляем».

Результаты реализации проекта

Результаты анкетирования семей по теме «Народные детские подвижные игры»: во всех принявших в анкетировании семьях родители гуляют с детьми, обеспечивают им возможность играть в подвижные игры и развиваться физически, но в то же время большинство родителей не играют со своими детьми  и не смогли ответить, какое же значение имеют подвижные игры для физического развития и здоровья детей. Большинство родителей знают, что такое народные подвижные игры и знакомы с ними, но в то же  время дети не знают, что такое народные игры. Это говорит о том, что в семьях слабо прослеживается связь поколений,  воспитание в историческом, культурологическом и патриотическом русле не проводится. По итогам анкетирования было решено ознакомить родителей с информацией о важности и необходимости совместных подвижных игр с детьми, их значении для укрепления здоровья детей и укрепления связей внутри семьи как между родителями и детьми, так и между родителями. Обратить внимание родителей на взаимосвязь поколений  в историческом, культурологическом и патриотическом направлении. С этой целью были проведены консультации для родителей «В подвижные игры играем — здоровье укрепляем», «Русские народные подвижные игры», индивидуальные беседы с родителями, также к родителям была просьба принести фотографии моментов совместных игр с детьми с целью привлечения родителей к совместным играм с детьми.

Из результатов опроса детей в конце проекта можно сделать вывод, что дети знают названия игр, их правила, и могут организовать в самостоятельной деятельности игры. В ходе проекта дети научились отличать подвижные игры от других видов игр, также познакомились с понятием народные игры, оказалось, что народные игры детям знакомы, и они любят в них играть, но пока с трудом могут отличить народные игры от других подвижных игр. С тремя детьми родители начали проводить свободное время не перед телевизором, а в игре, и это все-таки хоть не большое, но все же достижение.

По окончании работы над проектом педагоги повысили профессиональную компетентность в проектной деятельности; углубили знания о традициях и культуре родного края, укрепили связь с семьями детей.

Подводя итоги проекта, было принято решение всеми его участниками продолжать изучение народных игр, применять их в совместных играх, как в семьях, так и во время пребывания в детском саду.

 

 

 

 

Приложение

Анкета для родителей по теме «Народные детские подвижные игры»

Уважаемые родители! Мы просим Вас ответить на предложенные вопросы. Заранее благодарны Вам за участие!

1.     Часто ли совершаете прогулки в выходные дни?__________________

2.     Выйдя с ребенком на прогулку, Вы идете…

а) В лес

б) Во двор

в) В магазин

г) На спортивную игровую площадку

3.     Какие виды игр предпочитает Ваш ребенок?

а) Подвижные игры

б) Настольные игры

в) Сюжетно-ролевые игры

г) Другие (Какие?)__________________________________________________

_________________________________________________________________

4.     Какое спортивное оборудование имеется у вас дома?_______________

__________________________________________________________________

5.     В какие подвижные игры Вы играли в детстве?____________________

__________________________________________________________________

6.     Как Вы понимаете, что такое народные игры?_____________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________

7.     Перечислите, какие народные игры Вы знаете_________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________

8.     Часто ли Вы со своим ребенком играете в подвижные игры? _________

9.      Как Вы думаете, какое значение имеют подвижные игры для физического развития и здоровья детей?________________________ ______________________________________________________________

 

Вопросы для детей по теме «Народные детские подвижные игры»

 

1.     Ты любишь играть?

2.     В какие игры ты любишь играть?

3.     Ты знаешь, что такое народные игры?

4.     Какие народные подвижные игры ты знаешь?

5.     В какие из них ты любишь играть?

6.     С кем ты любишь играть в подвижные игры?

 

 

Русские народные подвижные игры

 

Описание игр

«Арам-шим-шим»

Водящий стоит в центре круга с закрытыми глазами и вытянутой вперед рукой. Все играющие бегут по кругу со словами: Арам-шим-шим, Арам-шим-шим, Арамия-Дульсия, Покажи-ка на меня. На последние слова круг останавливается, и играющие смотрят, на кого указывает рука водящего. Тот, на кого показал водящий, входит в круг и встает спина к спине с водящим. Все хором произносят: «Раз, два, три». На счет «три» стоящие в центре одновременно поворачивают голову. Если они повернули головы в одну сторону, то выполняют какое-то задание ребят – поют, танцуют, читают и т.д. После этого первый водящий уходит, а второй занимает его место. Если они повернули головы в разные стороны, то никакого задания им не дается, первый водящий уходит, а второй начинает игру с начала. Когда в эту игру играют более старшие ребята, они иногда вводят такое правило. Если в центре мальчик и девочка, и они повернули головы в одну сторону, то они должны поцеловаться. Если же в центре два мальчика или две девочки, то они пожимают друг другу руки.

 

«Ты катись, весёлый бубен!»

Все встают в большой круг. Ведущая произносит слова: Ты катись, весёлый бубен, быстро, быстро по рукам. У кого весёлый бубен, тот сейчас… /задание/ и т.д.

 

«Гори, гори ясно»

Дети выстраиваются пара за парой. Водящий становится впереди. Ему не разрешается оглядываться. Все  поют:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо –

Птички летят, колокольчики звенят!

 Когда песня заканчивается, дети, стоявшие в последней паре, разъединяются и обегают стоящих в парах (один слева, другой справа). Они стараются впереди схватиться за руки. Водящий, в свою очередь, старается поймать, кого  ни будь из бегущих.  Пойманный становится с водящим в первой паре, а оставшийся без пары становится новым водящим. Если же пара бегущих успевает соединиться раньше, чем водящий успеет кого – либо поймать, то эта пара становится впереди, игра продолжается с прежним водящим.

 

«Колечко»

Ведущий берет в руки кольцо. Все остальные участники садятся на лавку, складывают ладошки лодочкой и кладут на колени. Ведущий обходит детей и каждому вкладывает в ладошки свои ладони, при этом он приговаривает:

Я по горенке иду, колечко несу! Угадайте- ка, ребята, где золото упало?»

Одному из игроков ведущий незаметно кладет в руки кольцо. Потом отходит на несколько шагов от лавки и произносит нараспев слова:

Колечко, колечко,

Выйди на крылечко!

Кто с крылечка сойдет,

Тот колечко найдет!

Задача игрока, у которого в руках колечко – вскочить с лавки и убежать, а дети, сидящие рядом, должны догадаться, у кого оно спрятано, и постараться придерживая руками, не пустить этого игрока. Если игроку с кольцом не удается убежать, он возвращает кольцо ведущему. А если сумеет убежать, то становится новым ведущим и продолжает игру

 

«Дятел»

Играющие выбирают участника, изображающего дятла. Остальные игроки подходят с дятлом к дереву и поют:

Ходит дятел по пашнице,

Ищет зернышко пшеницы,

Не нашел и долбит сук,

Раздается в лесу стук.

Тук-тук-тук!

После этого дятел берет палку и считая про себя, стучит по дереву задуманное количество раз. Кто из игроков первым правильно назовет число и столько раз обежит вокруг дерева, становится новым дятлом и игра повторяется.

 

«Подкиды»

 Один из играющих берет в руки мяч и напевает:

Оля, Коля, дуб зеленый

Ландыш белый, зайка серый

Брось!

Со словом «Брось!» сильно подбрасывает мяч вверх. Кто из игроков первым на лету его подхватит, тот поет тот же игровой припев и подбрасывает мяч.

 

«Вышибалы»

На площадке очерчиваются 2 линии на расстоянии 5-7 метров друг от друга. Выбираются двое вышибал, остальные игроки собираются в центре между двух линий. Вышибалы встают за линии и кидают мяч в сторону друг друга, стараясь при этом попасть в игроков. Мяч, пролетевший мимо игроков, ловит второй вышибала, а игроки разворачиваются и спешно отбегают назад. Наступает очередь второго вышибалы бросать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно-творческий проект по ознакомлению с социальным миром "Праздник Пасха" (старшая группа)

Актуальность проблемы:Дети старшей группы в большинстве случаев уже понимают различные православные праздники. На занятиях по изобразительной деятельности была тема «Пасхальное яйцо», орга...

Проект по ознакомлению с социальным миром "Моя семья" (подготовительная группа)

Семья – источник любви, уважения, привязанности. Семья – это главное в жизни для каждого из нас. Семья – это родные и близкие и люди, с кого мы берем пример, тех кого мы любим, о ком...

Проект по ознакомлению с социальным миром "Зимняя сказка" (старшая группа)

Актуальность: Очень важно, чтобы дети с ранних лет умели видеть красоту родной природы в любое время года, бережно относиться к ней. Дошкольнику необходимо создать условия для формирования духовно-нра...

Проект по ознакомлению с социальным миром "Зимние забавы" (старшая группа)

Актуальность проекта: Все дети любят зиму, но не все задумываются, что было бы, если бы зимой не было снега. Дети получат возможность в течение десяти дней работать над одной темой, чтобы получит...

Проект по ознакомлению с социальным миром "Народная культура и традиции" (старшая группа)

Актуальность проекта: Народная культура и традиции являются мощным эмоциональным фактором воспитания, саморазвития и познания ребёнка. Но с уверенностью можно сказать, что большинство взрослых и детей...

Проект по ознакомлению с социальным миром "Добрые дела" (подготовительная группа)

совершенствование процесса нравственного воспитания детей – важная задача дошкольной педагогики на современном этапе развития нашего общества. Немаловажное место в нём занимает вопрос о формиров...

Проект по ознакомлению с социальным миром "Народные подвижные игры" (подготовительная группа)

Актуальность проекта:В играх испокон веков дети проявляли и закрепляли ту деятельность, которая сопровождала их в кругу семьи. Именно через игру дети знакомились с основными приемами того или иного ре...