занятие "Первоцветы"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Сорокина Наталья Валерьевна

Цель: формирование представлений о первоцветах весенних

Задачи:

  1. Продолжать формировать элементарные экологические представления о природе, о первоцветах.
  2. Уточнить знания детей о Красной книге, учить понимать важность охраны природы.
  3. Развивать творческие способности, мелкую моторику детей посредствам художественного ручного труда;
  4. Воспитывать бережное отношение к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pervotsvetyst.gr_.docx19.6 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: « Первоцветы» 

(старший возраст)

Цель: формирование представлений о первоцветах весенних

Задачи:

  1. Продолжать формировать элементарные экологические представления о природе, о первоцветах.
  2. Уточнить знания детей о Красной книге, учить понимать важность охраны природы.
  3. Развивать творческие способности, мелкую моторику детей посредствам художественного ручного труда;
  4. Воспитывать бережное отношение к природе.

Предварительная работа:

Знакомство с Красной книгой, познавательное занятие по теме «Весна», чтение сказки «12 месяцев», беседа  по теме «Правила поведения в лесу».

 Материалы: мелки, картинки (фото).

Ход прогулки:

В: - Ребята, назовите, пожалуйста, какой сейчас месяц?

- А время года? (весна)

- Правильно!

- Весной солнце просыпается и  в месте с ним вся природа и животный мир.

- Оживает природа и растения, а в месте с ними и цветы называются они? Первоцветы!

- Начинается весна с таяния снега, затем земля полностью освобождается от снега, на реках тает лед. Природа пробуждается от зимы: на деревьях набухают почки, прилетают перелетные птицы, появляется первая травка и первые весенние цветы.) 

- Кто знает, какие первоцветы, их название? (подснежники).

- А теперь пройдемте на участок, где цветут первоцветы- подснежники.

- Они не боятся снега и холодов, просыпаются и растут при первых теплых весенних лучах. Они выдерживают до -10 градусов мороза.

- Посмотрите какие они?

- Хрупкие, нежные. Они занесены в Красную книгу. Как вы думаете почему?

- Правильно. Их осталось не так много, и мы знаем, что рвать их нельзя только  любоваться.

Чтение стихотворения:

Под ногой трещит валежник

Лес весну готов встречать

Просыпается подснежник

Самый первый из цветов

На проталенке лесной

Огонек горит весной

Огонек не смелый

Как снежинка белый

В: - Первоцветы нередко называют подснежниками. Но обыкновенно с подснежниками ассоциируются белые цветы с нежными поникшими лепестками, желтой сердцевиной и расклешенными листьями. (её цветы на тонких стебельках покачиваются от малейшего ветра) (См. картинку). 

 - А теперь повторяйте за мной:

 

Физкультминутка:  «Спал цветок и вдруг проснулся»

Спал цветок и вдруг проснулся — (Туловище вправо, влево.)

Больше спать не захотел. (Туловище вперед, назад.)

Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)

Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, влево, вправо.)

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется. (Покружиться)

В. - Какой цветок первым мы встречаем на улице? (мать-и-мачиха) Почему он так называется? (с одной стороны теплые, мягкие, как мама, а с другой стороны холодные, как мачеха)

В. - Почему нельзя собирать первоцветы? Да потому, что Век у первоцветов очень короткий – они цветут всего несколько недель. Основные процессы, которые обеспечивают их выживание, протекают под землей: в корнях, клубнях и луковках. Сорванные цветы – уже через несколько часов поникнут. Мы должны их беречь. Почти все первоцветы ядовиты, надо быть осторожными и не трогать их руками.

-Также к первоцветам относятся сон-трава или прострел – мохнатый и долгое время невзрачный цветок (показать на картинке). Шелковистые волоски щедро покрывают и стебелек, и листья и даже наружную часть цветка. Цветок прострела, переживая холода, долго не раскрывается и глядит себе под ноги. Только когда потеплеет, прострел выпрямляется и раскрывает свои крупные лиловые лепестки. (см. картинка).

Загадка:

Цветок как бубенчик

Беленький венчик,

Цветет он не пышно,

Звенит ли-не слышно

(ландыш)

Весной от снега очищается

И хвоя и валежник

И первым появляется

В проталине… (подснежник)

Воспитатель показывает картинку с изображением ландыша.

Люблю я раннюю весну,

Лес ароматом наполняет,

Красивей нет цветов в лесу,

Смотрите, ландыш расцветает!

Это….

Д. - Ландыш.

В. - Ландыш растет 5 или 6 лет и только потом расцветает, размножается семенами, если сорвем, то не будет семян. Он ароматный цветок, но его семена ядовитые!

- Сколько первоцветов мы сегодня увидели и узнали, (перечисляем), а теперь предлагаю эти цветы нарисовать на асфальте мелками, по вашему выбору. Какой цветок вам нравится, его и рисуйте!

- Какие художники! Молодцы!

-А теперь предлагаю поиграть в игру «Садовник»

Цель: развивать у детей умение действовать по сигналу, по слову, быстро собираться в круг. Упражнять в беге врассыпную. Развивать внимание, инициативу, сообразительность.

Материал: цветы разного цвета по числу участников, лейка.

Введение в игру:

Далеко-далеко есть такой город, на улицах которого совсем не растут цветы. Он очень не красивый, серый, темный. Люди ходят по улицам грустные, скучные. И однажды жители этого городка решили позвать к себе садовника. Он очень любил цветы: везде делал клумбы, сажал на них разноцветные цветы, поливал их. Садовник согласился прийти в этот городок, но ему нужны помощники. Ребята, вы согласны помочь ему? (Да).

Ход игры:

Выбирается считалкой водящий (садовник).

Мы по улицам ходили

И цветочки посадили.

Будет город наш красивым,

Разноцветным и любимым.

На кого рука покажет,

Тот садовником и станет.

Садовник раздает каждому ребенку по цветочку. По сигналу водящего «Бежим сажать цветочки» дети бегают врассыпную по залу (площадке). Воспитатель следит, чтобы дети не наталкивались друг на друга.

По сигналу «Раз, два, три – в клумбы по два (три, четыре, пять) цветочка соберись» дети образуют круги. Водящий ходит между клумб, проверяет, правильно ли они составлены, и «поливает» цветы. Те дети, которым не хватило места на клумбе, отходят в сторону. Им садовник говорит:

«Вы, цветочки, не зевайте,

Побыстрее подбегайте!»

Затем игра повторяется.

Прогулка продолжается по плану.