Проект позновательно-исследовательный "Волшебница вода"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Домотырко Валентина Андреевна

Дошкольное детство – это первое звено, где интенсивно проходит накопление знаний об окружающем мире, формируется многогранное отношение к природе и людям.

В обычной жизни мы редко задумываемся о существенной роли воды. А между тем ничто живое не может появиться, развиваться и существовать без водыВода в жизни человека и всего живого на Земле играет переопределяющую рольВода – это сама жизнь!

И работая над проектом «Волшебница вода» в самых разнообразных видах деятельности мы исследовали главное наше богатство – воду, ее интересные свойства; говорили о необходимости бережного отношения к воде

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_volshebnitsa_voda.docx37.91 КБ

Предварительный просмотр:

                      Проект ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ  «Волшебница вода.»

Автор Домотырко Валентина Андреевна.

ВИД  ПРОЕКТА: ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ  ПРОЕКТ, ТВОРЧЕСКИЙ.

Актуальность проекта.

Дошкольное детство – это первое звено, где интенсивно проходит накопление знаний об окружающем мире, формируется многогранное отношение к природе и людям.

В обычной жизни мы редко задумываемся о существенной роли воды. А между тем ничто живое не может появиться, развиваться и существовать без водыВода в жизни человека и всего живого на Земле играет переопределяющую рольВода – это сама жизнь!

И работая над проектом «Волшебница вода» в самых разнообразных видах деятельности мы исследовали главное наше богатство – воду, ее интересные свойства; говорили о необходимости бережного отношения к воде.

Объект проекта – вода, ее интересные свойства.

Предмет проекта-

Цель проекта- Формировать у детей представления о природном объекте – воде, о значении воды в природе через исследование свойств воды и установление причинно-следственных связей; формирование экологической культуры личности.

Задачи проекта-

Воспитательные: Воспитывать интерес к явлениям в природе, бережное отношение к воде, экономному ее использованию. Воспитывать любознательность, доброжелательное взаимодействие детей друг с другом;

Развивающие: Развивать наблюдательность, интерес к познавательно-исследовательской деятельности, эмоционально – эстетические чувства, самостоятельность, активность, инициативность. Развивать умение работать в группе;

Обучающие: Продолжать знакомить детей с самым важным компонентом природы – водой, без которой невозможна жизнь на планете Земля. Расширять представления о роли воды в жизни растений, животных, человека и ее влиянии на здоровье. Формировать представления о свойствах воды, о состояниях воды, Формировать осознанное, бережное отношение к воде как важному природному ресурсу, закладывать основы экологической культуры личности.

Термин выполнения- краткосрочный (1 неделя)

Участники проекта – дети 6-7 лет, воспитатель, родители, музыкальный работник.

Необходимые материалы-  

1. Наглядный, дидактический материал (иллюстрации, дидактические игры).

2. Технические средства: мульти проектор, ноутбук, экран.

3. Оборудования для проведения опытов.

4. Нормы СанПиНа, техники безопасности.

5. Взаимодействие с родителями.

Методическое сопровождение проекта:

1. Конспекты занятий, бесед, развлечений.

2. Подборка познавательной литературы, стихов, загадок.

3. Подборка иллюстрированного материала.

4. Мультимедийные презентация.

Предполагаемый продукт проекта-

Дети: систематизация знаний о воде, повышение познавательных интересов через различные виды деятельности.

Родители: повышение интереса родителей к данному вопросу, расширить кругозор экологических знаний родителей.

Методы и приемы: наглядные,  словесные, игровые, практические.

-наблюдение

-расматривание картин, просмотр презентации

-беседы о воде и ее свойств.

-чтение художественной литературы, заучивание стихов.

-игры с водой ,дид.игры, подвижные игры.

-опыты с водой

-ИЗО деятельность

Список источников:

                                Содержание проекта.

  1. Подготовительный этап.

-постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;

-подбор методической литературы для реализации проекта

-подбор наглядно-дидактического материала по теме «Вода», художественной литературы, репродукции картин, подготовка презентации.

  1. Основной этап.

1.Речевое развитие:

-Беседы с детьми:

«Как вода помогает человеку?»

«Кто живет в воде? Что растет в воде?»

«Вода в жизни человека»

2 Наблюдение и опыты с водой

- Плавает-тонет

- Прозрачная вода.

- У воды нет вкуса и запаха.

- Что растворяется в воде? (сахар, соль, гуашь, песок)

- Что плавает в воде?

-Наблюдение за капелью.

-Наблюдение «Вода из крана»

- Наблюдение за дождем из окна.

- Наблюдение за лужами, образовавшимися после дождя.

3 Ознакомление детей с художественной литературой

-Чтение сказки «Дождик» Т. Крюковой.

-Заучивание пословиц, загадок.

-Чтение патешек о воде во время мытья рук

-Чтение программных произведений.

 4 Познавательное развитие

-Занятие: «Волшебница вода. Три состояния воды

Цель: Развивать у детей внимание. Закрепить полученные знания о воде. Расширить и углубить представления детей об окружающем мире посредством знакомства с веществом и тремя его основными состояниями (жидкое, твердое, газообразное). Познакомить детей со свойством воды.

5 Художественно эстетическое развитие.

- Рассматривание иллюстраций на тему «Вода»

- Рассматривание иллюстраций (купание в водоемах, бассейне, ванне, под душем).

- Просмотр мультфильма «Капитошка»«Беги, беги ручеек»

-Рисование «Дождик»«Тихо падает дождик»

-Конкурс детских рисунков «Водичка-вода» (работа с родителями)

6 Социально-коммуникативное развитие

Игровая деятельность

Игры с водой:

«Купание игрушек»

«Рыбалка»

«Дальнее плавание»

-Дидактическая игра «Купание куклы».

-Дидактическая игра «Стирка кукольного белья».

Подвижная игра «Тучка»

-Подвижная игра «Капельки и тучка»

-Подвижная игра «Ручеек»

- Сюжетно-ролевая игра «Рыбаки»

- П/и «Солнышко и дождик»

- Игра «Капитаны» (пускание корабликов)

- Д/и «Купание куклы»

Трудовая деятельность

- мытье игрушек

- Уход за комнатными растениями.

- Что делаю?

- Чем поливаю?

- Какая вода?

- Что делает вода?

- Стирка кукольного белья (в воде мылится мыло и смывается грязь).

7 Работа с родителями

-Привлечение родителей к созданию познавательно-развивающей среды в группе;

-Домашняя работа по поиску информации и иллюстративного материала;

-Предложить выучить с ребенком стихотворения о воде, снеге

-Оформление наглядной информации в родительском уголке.

Беседы:

  1. Заключительный этап

Цель: Заинтересовать родителей по организации опытов и экспериментов в домашних условиях.

-Развлечение «Праздник Воды»

-Конкурс детских рисунков «Водичка-вода» (работа с родителями)

-Презентация о воде.

-Памятка для родителей «Экспериментируем дома»

Методическое обеспечение проекта.

Беседа № 1

Тема: "Для чего нужна вода?"

Обсудить с детьми, что такое вода, какая она (прозрачная, без запаха, текучая.). В каких ситуациях ее нужно использовать, каково ее значение.

Беседа № 2.

Тема: "Кто живет в воде?"

Обсудить с детьми об обитателях воды (кто живет в прудах, морях, океанах, болотах, реках, озерах,в каких условиях они проживают, чем питаются.

Беседа № 3.

Тема: "Вода и её превращения".

Вода наполняет ручьи и реки, пруды и озёра, моря и океаны. Вода есть в почве и под землёй, где бегут подземные реки и ручейки.

Тучи и облака, туманы и дожди, снежинки и сосульки, льды и сугробы, роса, иней, зимние узоры на стёклах – это тоже вода!

Без воды не могут жить люди, животные и растения.

Беседа № 4.

Тема: "Есть ли у воды цвет? А запах?".

Вода прозрачная, бесцветная, у неё нет запаха.

Давайте представим осеннюю пору. Моросит мелкий, холодный дождь. Землю укрывает сырой, побуревший лист, на дорожках блестят лужи, деревья и кустарники грустно шуршат голыми, тёмными ветвями. А на следующее утро всё преобразилось, стало светлым и праздничным! Ночью выпал первый снег, морозец застеклил лужи тонким, хрупким льдом.

Снег и лёд – это тоже вода, только в твердом состоянии. Когда столбик термометра опускается до отметки ноль или ниже, вода превращается в лёд. Совсем маленькие льдинки образуются и высоко в облаках, там они увеличиваются и, превращаясь в снежинки, падают на землю.

Беседа № 6.

Тема: "Как вы думаете, смогли бы люди жить без воды?"

Правильно! Вода нужна нам для питья, даже несколько часов человеку сложно прожить без неё. Давайте вместе вспомним, для чего люди используют воду.

Проснувшись утром, мы, прежде всего, умываемся и чистим зубы. Значит, нам нужна чистая вода. Без воды не сваришь обед, не выстираешь бельё, не наведёшь порядок в доме. Без воды не уберёшь городские улицы, не вымоешь машины. А сколько воды потребляют заводы и фабрики, выпускающие нужную продукцию!

Вы можете сказать«На земле много воды. Её хватит всем!»

Так – то оно так, но ведь и людям, животным, и растениям нужна чистая вода. От грязной воды страдает всё живое: засыхают растения на берегах рек и озёр, погибают птицы, болеют звери и люди.

Нужно беречь деревья и кустарники, растущие по берегам рек и озёр, потому – что они защищают водоёмы от пересыхания, охранять родники, бережно расходовать водопроводную воду, не лить её зря.

Беседа № 7.

Тема: "Сказочные обитатели воды"

Познакомить детей со сказочными обитателями воды (русалка, водяной, кикимора.).

Беседа № 8.

Тема: "Может ли человек жить в воде?"

Наблюдения.

Наблюдение за комнатными растениями. Напомнить детям, что растениям необходимы вода и свет, что за ними нужно ухаживать: поливать, протирать листочки, опрыскивать.

Обращать внимание детей на образование луж и ручьёв на участке. Организовать игры с корабликами, лодочками из бумаги, ореховой скорлупы.

Внести в группу первые цветы. Несколько цветов поставить в стакан с водой, а 2-3 цветочка в пустой стакан. Предложить детям понаблюдать за цветами. Что произошло с цветами, которые стояли в стакане без воды, почему? Учить детей самостоятельно делать выводы.

Обратить внимание детей на первый весенний дождь. Прочитать им стихотворение А. Яшина «После дождя».

Понаблюдать за ручейками: где берут начало, где текут медленно, где быстро, отчего получается мутная вода, что в ней есть. Набрать воды и поставить в уголке природы для наблюдения за осадком.

Рекомендация воспитателям и родителям- «Прогулка с детьми и наблюдения за природой и за водой в природе.»

Конспект «Волшебница вода. Три состояния воды»

Цель:Развивать у детей внимание, логическое мышление, сообразительность, память.

Задачи: Закрепить полученные знания о воде. Расширить и углубить представления детей об окружающем мире посредством знакомства с веществом и тремя его основными состояниями (жидкое, твердое, газообразное). Познакомить детей со свойством воды, как жидкости .

Развивать произвольное внимание. Развивать эмоционально-положительное отношение к познанию окружающего мира. Развивать наблюдательность детей, их умение анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.

Воспитывать желание интересоваться явлениями окружающего мира. Формировать желание помогать друг другу и действовать в команде.

ХОД:

Формирование положительной мотивации:

Воспитатель:

Доброе утро! Я вам говорю.

Доброе утро! Я всех вас люблю!

Желаю вам хорошо заниматься!

Слушать внимательно, ума набираться!

Сегодня ребята, я предлагаю вам, отправится в «Загадочную лабораторию» и узнать о чудесных превращениях воды.

Посмотрите на картинки.

Действительно, вода – это жидкость, прозрачная, бесцветная, без запаха, растекается, она принимает форму того сосуда, в который ее наливают, через воду виден рисунок, а через молоко нет, прозрачную воду можно сделать непрозрачной, у воды есть температура и она может быть? Холодной, теплой и горячей.

Какой еще бывает вода? Простая, минеральная, колодезная и т. д.

А для чего нам нужна вода? воду можно пить, варить пищу и т. д.

А сейчас послушайте загадки и отгадайте их.

А сейчас мы отправимся в нашу «Загадочную лабораторию». Мы снова станем учеными, и продолжим исследовать воду.

Кто такой ученый-исследователь? (Это – много знающий и образованный человек; который проводит опыты, исследования и узнает что-то новое.)

Уважаемые коллеги! Нам предстоит трудная задача: узнать, в каких состояниях бывает вода и что она умеет делать с другими веществами.

Вы готовы?

Пройдемте в лабораторию и приступим к нашим исследованиям.

Дети садятся на стульчики перед столами.

По середине группы – стол для опытов.

Мы знаем, что вода состоит из мелких капелек, хотя они и соединены друг с другом, но не очень крепко, поэтому вода растекаетсяВода – жидкое вещество, и это можно изобразить вот такой схемой:

Но вода бывает не только в жидком состоянии.

Посмотрите, что это? (Воспитатель показывает термос.) (Это термос.)

Для чего нужен термос? (Термос сохраняет тепло, любая жидкость остается горячей долгое время.)

Как вы думаете, почему из термоса выделяется пар? (Вы вскипятили воду и налили в термос, в термосе находится кипяток, горячая вода.)

Воспитатель накрывает термос стеклом, поднимает стекло.

Из термоса выделялся пар, а на стекле мы видим капельки воды, как так получилось? (Ответы детей.) Что стало с паром, во что он превратился? (Пар превратился в воду.) Значит, пар – это тоже вода.

Сильно нагретая вода при высокой температуре превращается в пар (выставляет карточку). А, пар, остывая, превращается в воду. В природе – пар поднимается вверх, остывает в воздухе и выпадает на землю в виде осадков. Назовите, какие бывают осадки (дождь, снег, град, роса и т. п.).

В паре расстояние между частичками больше, чем в воде, и они быстрее двигаются, «разлетаются». Такое состояние вещества называют газообразным. Газообразное состояние можно изобразить так:

А теперь, уважаемые коллеги, продолжим исследование.

Предлагаю выйти к столу Влада. Он покажет и расскажет нам о своем исследовании. Как говорит народная мудрость«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

1. Влад, с чем ты будешь проводить опыт?

2. Для опыта я подготовил кубики льда.

3. Вам нужна помощь? (Влад предлагает выйти одному ребенку, надеть перчатки и взять в руки кубик льда, а сам берет кубик льда в голые руки.)

4. Как вы думаете, у кого из нас лед растает быстрее? (Верно, лед быстрее растает у меня, посмотрите, потому что он соприкасается с теплом моих рук.)

5. Во что превратился лед? (Лед превратился в воду.)

6. Катя, а почему у тебя лед тает медленно? (У меня на руках перчатки.)

Влад: Перчатки разъединяют тепло рук и холод льда.

Исследователь Влад, мне интересно, как же вы получили лед?

Влад: Я налил воду в формочку и поставил в холодильник. При низкой, холодной температуре вода замерзла и превратилась в твердое вещество – лед.

Спасибо вам за проделанную работу.

В каком еще состоянии, кроме жидкого и газообразного, может находиться вода? (Вода может находиться в твердом состоянии.)

В твердом веществе, капельки расположены очень плотно друг к другу и двигаются медленно. Твердое вещество можно изобразить так:

Таким образом, вода может находиться в трех состояниях: жидком, газообразном и твердом.

Я вам предлагаю поиграть в игру «Капельки».

Игра «Капельки»

Воспитатель: Ребята, представьте, что мы с вами капельки. Все капельки самостоятельные.

Дети хаотично гуляют по кругу.

Воспитатель: Но вот, капельки встречаются друг с другом, и получается ручеек.

Дети разбиваются на пары и берутся за руки. Пары двигаются друг за другом

Воспитатель: А теперь ручеек течет и впадает в море.

Дети берутся за руки и образуют большой круг.

Воспитатель: Наш круг может менять форму, как и вода

Круг из детей вытягивается в овал.

Воспитатель: А теперь, представьте, что воду налили в кружку и поставили на горячую плиту. Что произойдет? (Вода будет нагреваться.)

Воспитатель: Итак, каждый из вас – капелька воды. Ваши ладошки такие горячие, что вам уже невозможно держать друг друга за руки. Ваши руки опускаются, жара заставляет вас активнее двигаться. Каждый из вас стал частичкой пара.

Дети бегают по группе.

Воспитатель: А теперь вас замораживают, вам становится холодно. Надо встать поближе друг к другу и обняться, чтобы стало теплее.

Дети обнимают друг друга.

Воспитатель: Посмотрите, теперь нашу группу уже нельзя растянуть, она приобрела свою форму, как частички льда. Мы с вами – частички воды, но каждый раз мы соединялись по-разному.

Вывод:

1. В парообразном состоянии связей между частичками воды нет, и каждая движется сама по себе.

2. В жидком состоянии связи между частичками воды более сильные, но они очень гибкие, эластичные, поэтому вода в жидком состоянии не имеет четкой формы.

3. Вода в твердом состоянии – лед. В твердом состоянии частички воды прочно связаны друг с другом.

Уважаемые, коллеги. Сегодня в нашей «загадочной лаборатории» мы узнаем, что происходит с веществами в воде. Прошу сесть за столы.

У вас на столах 3 баночки с водой и 3 блюдечка с разными веществами.

Бросьте в одну баночку 1 ч. л. первого вещества и размешайте ложечкой.

А в другую баночку положите второе вещество.

Возьмите трубочку и скажите, какая вода по вкусу получилась в первой баночке? (Вода сладкая.) Почему она стала сладкой? (Мы положили туда сахар, в блюдце находился сахар.)

А во второй баночке, какая вода по вкусу? (Вода по вкусу солена.) Значит, мы положили в эту баночку соль. Коллеги, куда же она делась? (Ответы детей.)

Пряча в себе сахар и соль, вода не дает их увидеть, не дает потрогать и взять назад, но при этом хранит в себе. На самом деле они не исчезли, они растворились. Сейчас мы увидим, как это происходит, своими глазами.

На третьем блюдце у вас находится знакомое вещество – марганец. Насыпьте его в третью баночку, но не мешайте. Коллеги, что происходит с кристалликами марганца? (Частички марганца и воды перемешиваются друг с другом, вода окрашивается.)

Что же мы узнали из этого исследования? (Соль, сахар растворяются и придают воде сладкий и соленый вкус; марганец растворяется и окрашивает воду в розовый цвет.) Воспитатель: Верно, вода является растворителем. Это еще одно ее свойство.

Уважаемые коллеги, сегодня мы провели исследования с водой.

Мне очень хочется узнать:

1. Ксюша, что больше всего тебе сегодня понравилось?

2. Что мы можем определить, только посмотрев на вещество? (Состояние, цвет, форму, прозрачность.)

3. Егор, что было полезным для тебя?

4. Какое пожелание ты бы хотел сказать своим коллегам - исследователям?

Дорогие ребята, мне сегодня было приятно снова побывать с вами в нашей лаборатории и проводить исследования.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семейный экологический проект «Капелька - волшебница вода». Номинация «Вода в доме».

Цель проекта:Ознакомление ребёнка со значением воды.Задачи проекта:Развитие познавательных способностей ребёнка в процессе совместной исследовательской деятельности и практических опытов с водой;Воспи...

Проект по экологии "Водичка,водичка"

проект для 2ой младшей группы...

Проект по теме «Водичка…водичка»

«Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретаютспособность сами ставить вопросы и получать на них ответы,оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровнев сравнении с теми, кто такой...

Долгосрочный проект по экологии "Вода-водичка"

Проектная деятельность рассчитана для детей от 4 лет. Проект долгосрочный, предполагает совмесную деятельность педаговов, воспитателя и инструктора по плаванию....

Проект "Неизведанное рядом. Вода, вода, кругом вода"

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска  "Детский сад № 4 комбинированного вида " Педагогический проект«НЕИЗВЕДАННОЕ РЯДОМВода, ...

Педагогический проект «Волшебная вода» (проект о свойствах воды для взаимодействия с детьми с ОВЗ

Педагогический проектТема: «Волшебница вода»Срок реализации: 2 недели (10 – 21февраля 2020 г.)Участники проекта:воспитатель, воспитанники 2 группы, родители.Тип проекта:...