Картотека дидактических игр по теме "Моя семья" в старшей группе
картотека по окружающему миру (старшая группа)

Рогонова Юлия Владимировна

Картотека дидактических игр по теме "Моя семья" в старшей группе ДОО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_po_teme_moya_semya.docx19.38 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр по теме

«Моя семья»

 «Кто главный?»

Цель: Способствовать запоминанию и называнию детьми членов своей семьи; подводить

к пониманию, что в мире главные - и дети, и взрослые; воспитывать любовь и уважение к

своей семье.

Материал: «Семейное дерево»; иллюстрации с изображением того, что делает мама, папа,

бабушка, дедушка, ребенок.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям по очереди назвать членов своей семьи и назвать: кто, чем

занимается, кто что делает в семье. Если ребенку трудно назвать, кто что делает в семье,

то ему в этом помогут иллюстрации. Дети называют, кто главный в семье и почему они

так считают. В конце игры следует определить, что главные в мире все - и дети, и

взрослые.

«Как зовут членов семьи»

Цель: Закреплять умение детей четко называть членов своей семьи; развивать память,

связную речь; воспитывать любовь к своей семье.

Ход игры:

Дети стоят в кругу и по очереди называют членов своей семьи.

Например: «Я живу с мамой Наташей, папой Сашей, братом Владиком. У меня есть

бабушка Лида, бабушка Вера, дедушка Гриша и дедушка Павел».

«Наша дружная семья»

Цель: Называть членов семьи, понимать и использовать в активной речи обобщающие

слово «семья».

Материал: красиво украшенная коробка; пальчиковый театр, вырезанный для показа

пальчиковой инсценировки.

Ход игры:

Откройте фотоальбом и предложите ребенку рассмотреть семейную фотографию.

Задайте ему вопрос, указывая поочередно на изображение каждого члена семьи: «кто

это?».

Спросите ребенка, как зовут его маму, папу, бабушку, дедушку и т. д. Предложите ему

рассказать, какая мама? (добрая, красивая, хорошая). Какой папа (высокий, строгий,

красивый). Какая бабушка? (старенькая, добрая).

Поставьте перед ребенком, красиво украшенную коробку и предложить посмотреть,

что в ней спрятано. (Вырезанные герои пальчикового театра). Предложите ребенку

поиграть с героями пальчикового театра.

Этот пальчик – дедушка, (загните большой палец)

Этот пальчик – бабушка, (загните указательный палец)

Этот пальчик – папочка, (загните средний палец)

Этот пальчик – мамочка, (загните безымянный палец)

Этот пальчик – я, (загните мизинчик)

Это – вся моя семья! (вращайте кисти с разведенными пальцами)

По окончании игры похвалить ребенка, сказав, что его семья действительно очень

дружная.

«Кто прячется за дверью» (загадки)

1. Он трудился не от скуки,

У него в мозолях руки,

А теперь он стар и седМой родной, любимый …дед.

2. Кто любить не устает,

пироги для печет,

Вкусные оладушки?

Это наша… бабушка

3. Кто милее всех на свете?

Кого любят очень дети?

На вопрос отвечу прямо:

-всех милее наша… мама

4. Фотография стоит

В золоченной рамочке,

Чей взгляд солнцем согревает?

Взгляд любимой …мамочки

5. Кто не в шутку, а всерьез

Нас забить научит –гвоздь?

Кто научит смелым быть?

С велика, упав, не ныть?

И коленку, расцарапав,

Не реветь? Конечно…папа

6. Я у мамы не один,

У нее еще есть сын,

Рядом с ним я маловат,

Для меня он старший …брат

Задачи: совершенствовать умение детей отгадывать загадки; обогащать словарь детей по

теме «Семья».

Ход игры №1: педагог загадывает загадку, ребенок называет ответ и, открывая окошки на

полотне, ищет соответствующую картинку, отвечая, почему выбрал именно ее.

Ход игры №2: ребенок выбирает нужную картинку, объясняя свой выбор и помещает ее в

нужное окошко на полотне.

«Угадай, о ком я говорю».

Задачи: активизировать в речи детей слова, обозначающие членов семьи;

совершенствовать умения детей подбирать определения, характеризующие членов семьи,

отвечая на поставленные вопросы (Какой? Какая?).

Ход игры №1: педагог открывает окошко и предлагает:

1.По цветному изображению угадать и правильно назвать члена семьи (мама, папа,

бабушка, дедушка, брат, сестра и т.д.), объяснить по каким признакам догадался.

2.Подобрать определения: какая, какой (заботливая, добрая, трудолюбивая, нежная,

ласковая или работящий, сильный, смелый, любимый, заботливый).

3. Рассказать, какую работу выполняет по дому.

Ход игры №2: педагог (другие дети) перечисляет определения,

характеризующие членов семьи, а ребенок должен отгадать, кто это и открыть

нужное окошко.

 Любимая, заботливая, нежная – мама;

 Добрая, ласковая, милая – бабушка;

 Младший, непоседливый, драчливый – брат;

 Серьезный, сильный, трудолюбивый – папа;

 Весёлая, умная, красивая, старательная – сестра;

 Добрый, серьезный, умный – дедушка.

 «Моя семья - самая…»

Задачи: пополнить словарь детей определениями, характеризующие семью;

продолжать учить детей проводить аналитико-синтезирующую работу.

Ход игры: дети поочередно на полотне выкладывают картинки, условно обозначающие

членов своей семьи и отвечают на вопросы: -Какая у тебя семья?

-Моя семья самая веселая (дружная, трудолюбивая, читающая, любит путешествовать,

спортивная), потому, что…

«Открой окно, которое назову».

Цель: закрепление порядкового счета, закрепить умение ориентироваться в малом

пространстве.

Приложение №2

Решение проблемных ситуаций с использованием дидактического полотна.

 Кто кому в семье приходится?

 Кто, что делает по дому?

 Кто старше, кто моложе и почему?

 Обязанности мужчин и женщин в семье?

 Что по дому может делать мама (папа), бабушка (дедушка), дочь (сын) и почему?

 Кого в семье мы можем назвать пожилыми и молодыми людьми и почему?

 Кто в семье главнее мама или папа и почему?

 Что такое семья?

 Что значит дружба, любовь к близким, родному дому.

 Кто бабушка для твоего папы?

 Кто дедушка для твоего папы?

 Кто дедушка и бабушка для твоего папы?

Игровые правила.

 Действовать по сигналу воспитателя;

 соблюдать очередность, выдержку;

 соблюдать партнерские отношения, работая в парах.

 «Кто живет в квартире».

Задачи: активизировать в речи детей слова, обозначающие членов семьи; учить отвечать

на вопросы полным предложением.

Ход игры: дети подбирают к контурным изображениям членов семьи цветные

изображения, условно обозначающие членов семьи.

Вопрос: - Объясни, почему ты так думаешь?

 «Составь семью из картинок».

Задачи: совершенствовать умение детей составлять сюжетный рассказ по плану

(алгоритму, мнемотехнике);

активизировать в речи детей употребление слов и действий по теме «Семья»: младенецрастет, развивается; подросток- растет, учится; юноша (девушка) – взрослеет, учится,

работает; взрослые люди: папа (мама), дядя (тетя)- работают, воспитывают детей;

пожилые люди (дедушка, бабушка, старушка, дед) - помогают заботиться о внуках.

Закрепить умение детей согласовывать окончания прилагательных с существительными.

Ход игры № 1: На полотне в окошках выложены разные поколения семьи.

- На каждом этапе жизни человека происходят разные изменения, назовите их. Ребенку

необходимо рассказать, кто это и почему.

 Младенец- растет, развивается;

 Подросток- растет, учится;

 Юноша (девушка) – взрослеют, учатся, работают;

 Папа (мама), дядя (тетя)- работают, воспитывают детей;

 Пожилые люди (дедушка, бабушка, старушка, дед) - помогают заботиться о внуках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр по ПДД для старшей группы

Картотека дидактических игр по ПДД для старшей группы...

Картотека дидактических игр по ФЭМП для старшей группы

Картотека дидактических игр по ФЭМП для старшей группы...

Картотека дидактических игр по ФЭМП для старшей группы детского сада.

Дидактические игры  развивают логику, мышление,ориентировку в пространстве....

Картотека дидактических игр по ПДД в старшей группе

Картотека дидактических игр по ПДД в старшей группе...

Картотека дидактических игр по экологии в старшей группе.

картотека дидактических игр по экологии для старших дошкольников....

Картотека дидактических игр по ФЭМП для старшей группы по программе "Детство"

Картотека дидактических игр по ФЭМП для старшей группы по программе "Детство"...