Знакомство дошкольников со временем
методическая разработка по окружающему миру

Селезнева Елена Николаевна

С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени живет и ребенок.  Детей мы знакомим с окружающим миром, в котором все события протекают во времени.  Время не имеет наглядных форм, не подлежит чувственному созерцанию, поэтому воспринимается оно опосредовано, через движение или какую - то деятельность, связанную с определенным временем, или через чередование каких то постоянных явлений. Сложно для детей и понимание смысла слов, обозначающих временные отношения в силу их относительного характера. Это обстоятельство составляет те трудности, с которыми дети не сразу могут справиться. Предлагаем рекомендации организации работы по ознакомлению дошкольников со временем.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon znakomstvo_s_vremenem.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

     Знакомство дошкольников со временем.

С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени живет и ребенок.  Детей мы знакомим с окружающим миром, в котором все события протекают во времени.

        Слово «время» происходит от древнерусского « время, что означает «вращение».

      Характерными особенностями времени является его текучесть (любая единица времени не может быть воспринята одновременно  в ее начале и конце), необратимость, невозможность вернуть прошедшее и поменять местами настоящее и будущее, отсутствие наглядных форм (не видно и не слышно) (Восприятие).

   Время не имеет наглядных форм, не подлежит чувственному созерцанию, поэтому воспринимается оно опосредовано, через движение или какую - то деятельность, связанную с определенным временем, или через чередование каких то постоянных явлений. Сложно для детей и понимание смысла слов, обозначающих временные отношения в силу их относительного характера. Что означают, например, слова теперь – сейчас или сегодня – вчера – завтра? При тождественности значений этих временных обозначений конкретный момент реальности, на который они указывают, непрерывно представляется.

   Это обстоятельство составляет те трудности, с которыми дети не сразу могут справиться.

      По длительности время измеряется секундами, минутами, часами, сутками, неделями, месяцами, годами, веками, эпохами. Длительность или протяженность протекания того или иного события, действия, определяется словами медленно, скоро, долго, быстро, мгновенно, сейчас, сегодня, завтра и т.д. Освоение временных понятий детьми протекает с разной скоростью и характеризуется крайней неустойчивостью.

        Интерес детей к временным отношениям возникает очень рано. И хотя малыши с трудом овладевают специальными терминами, они по мере развития речи начинают правильно использовать формы глаголов настоящего, прошедшего и будущего времени.

        Все меры времени (минута, час, сутки, неделя, месяц, год) представляют определенную систему временных эталонов, где каждая мера складывается из единиц предыдущей и служит основанием для построения последующей. Поэтому знакомство детей с единицами измерения времени должно осуществляться в строгой системе и последовательности, где знание этих интервалов времени. Возможность их определения и измерения служили бы основанием для ознакомления со следующими, и раскрывали детям  существенные характеристики времени:  его текучесть, непрерывность, необратимость.

    Младшие дошкольники связывают понятие времени  с событиями, хорошо им знакомыми и эмоционально привлекательными: «Елка бывает зимой», «На море поедем летом».

      В повседневном домашнем обиходе и в детском саду у детей рано складываются более или менее определенные представления о реальной продолжительности таких промежутков времени, как утро, день, вечер и ночь. Следовательно, уже в младшей группе педагог имеет возможность уточнить и конкретизировать знания детей о частях суток.

       Время воспринимается ребенком опосредованно,  по каким-либо конкретным признакам. Но эти признаки («Утро – когда светло и дети идут в детский сад», « Ночь – когда темно, дети и взрослые спят») нестабильно зависят от времени года, от географического положения.

      Конкретным определением времени для детей является их собственная деятельность.  Поэтому, обучая детей, надо насыщать части суток конкретными существенными признаками детской деятельности, называя соответствующее время.

      В режиме дня ребенка  есть постоянные,  имеющие место раз в сутки, в определенное время виды деятельности: приход в детский сад, зарядка, завтрак, обед, последовательный сон. Они могут быть использованы в качестве показателей времени частей суток. Необходимо связать время их поведения   с определенным названием частей суток, говорить с детьми об этой деятельности и времени, показывать на картинках.

     Детям можно предложить ответить на вопросы:

- «Когда тебя мама приводит в детский сад?»

- «Когда вы в детском саду спите?»

- «Когда тебя забирают домой из детского сада?

- «Когда ты спишь дома?»

     Дети часто слышат от взрослых, как дома, так и в детском саду, «Спокойной ночи», «Доброе утро», «Приходите утром в детский сад». Можно использовать набор из четырех картинок, где изображены виды деятельности, характерные для каждой части суток. Картинки предъявляли детям поочередно и задавали вопрос: «Когда это бывает?».

    Для закрепления знаний детей нужно использовать чтение отрывков из рассказов, стихотворений, в которых  описывались характерные действия, например:

« Спать пора, уснул бычок,

Лег в кроватку набочок.

Сонный мишка лег в кровать,

Только слон не хочет спать»                                                А. Барто

«Встала – прямо не узнать!

До пояса умылась,

Убрала свою кровать

И даже косы расчесать

Сама не поленилась».                                                           С. Баруздин  

Все это помогает детям различать и называть части суток.

      Нужно показать, что бывает и что делают утром, днем, вечером и ночью не только сами дети, но и взрослые. С этой целью используются серии картинок с более широким содержанием – школьники утром идут в школу, люди вечером идут с работы, из театра, бабушка читает книжку ребенку, лежащему в постели и т.д.

      Устанавливать последовательность частей суток необходимо с разных точек отсчета: Что наступает после дня? Что делают люди вечером? Кончился вечер. Что наступает после вечера?

     Чтобы дети чаще употребляли в речи названия частей суток,  используются словесные игры, такие, как, «Назови пропущенное слово».

Воспитатель произносит предложение, пропуская название частей суток: «Мы завтракаем утром, а обедаем …», а дети дополняют пропущенное слово. Можно проводить с детьми игры-путешествия в утра, день, вечер и ночь.

Начать можно игру примерно так: « Мы с вами как будто пойдем на прогулку утром.  Во время нашего путешествия будем смотреть, кто, что делает в это время суток». «Мы вышли из дома и увидели, помытые водой улицы. Кто это рано утром убрал улицы?».

Игра «Назови соседей». У части суток, утра есть соседи – ночь и день, потому что до утра бывает ночь, а после утра наступает день.

     «Назови соседей ночи».

Игра «Назови все части суток». Я назову одну часть суток, а вы назовите все остальные, которые следуют за ней, чтобы получились сутки.

- День, что дальше? – Дети отвечают.

Проведение таких игр обогащает детей знаниями о содержании деятельности в разное время суток, позволяет свободно использовать в речи названия частей суток.

  После того как дети научились определять части суток по разнообразной деятельности, их внимание надо сосредоточить на объективных показателях, символизирующих время (положение солнца и луны, степень освещенности земли, цвет неба, а также различную окраску всего окружающего в разные части суток: преобладание голубого цвета в утренние часы, желтого в дневные, серого в вечерние и черного в ночное время.  Для этого надо организовать на прогулках наблюдения за этими явлениями.

    У детей среднего возраста закрепляются названия частей суток, углубляются и расширяются представления об этих отрезках времени, постоянно обращая их внимание на разнообразные явления, характерные для каждой части суток и дать первоначальное понятие о них, показать сменяемость трех суток,  объяснить значение слов сегодня, завтра, вчера. Раскрывать на конкретных примерах понятия «быстро», «медленно». Для этого можно взять время, характеризующееся этими словами, с каким-нибудь эмоционально окрашенным событием, о котором три дня напоминается детям: «завтра будет в группе спортивный праздник…Сегодня у нас был спортивный праздник…Когда у нас был спортивный праздник?.

   Такие упражнения на правильное употребление этих слов необходимо проводить неоднократно. Надо постоянно следить за правильностью употребления их детьми.

   В старшей группе, когда у детей сформировались знания о частях суток, целесообразно раскрыть значение слова «сутки». Необходимо помочь детям осознать, что день, вечер, ночь и утро – это части целого – суток, что отсчет последовательности частей суток можно проводить, начиная с любой из них. Сутки могут служить исходной мерой для знакомства с неделей и месяцем.

    В старшей группе учим детей последовательно называть дни недели, определять какой день был вчера, какой сегодня, какой будет завтра.

С начала учебного года должен висеть календарь недели, и дети по нему должны ориентироваться. Никогда не забывать вечером перевернуть листок календаря. Листки расположены по порядку в соответствии с цветом. Дети называют дни недели не только по порядку, но и соседей любого из дней. Ориентируются, какой день был сегодня, вчера, позавчера, завтра, послезавтра (называют пять дней не называя чисел).

  В подготовительной группе нужно закреплять знания о последовательности дней недели и времен года,  знакомить с названием текущего месяца. Знакомя детей с календарем, необходимо так строить систему работы, чтобы они, активно действуя с материалом модели календаря и переживая длительность  всех представленных промежутков времени, осознанно овладевали эталоном времени.

   Календарь поможет детям наглядно представить сравнительно длительные промежутки времени: неделю, месяц и даже год.

  Можно использовать в работе с детьми отрывной календарь, как наиболее наглядный прибор измерения времени.

  Дети легко усваивают, что листок – это день; чтобы сорвать следующий листок, надо ждать целые сутки. Умение определять дату по календарю и особенно называть дни недели – формируется у детей постепенно.

   В конце каждого месяца с детьми можно провести небольшую беседу о том, какой месяц кончился, сколько в нем было недель,  дней,  все это сравнить с предыдущим месяцем. Определить количество прошедших месяцев и начало года, уточнить названия и порядковый номер нового месяца. В результате пользования календарем в течении года дети приобретают систематизированные знания.

   Современные условия труда требуют от человека умения следить за течением времени в процессе деятельности,  распределять ее во времени, реагировать на разные сигналы с определенной скоростью и через заданные временные интервалы,  ускорять или замедлять темп своей деятельности, рационально использовать время.  Во всех видах деятельности человека, так или иначе, требуется ориентация во времени, чувство времени. В свою очередь чувство времени побуждает человека быть организованным, собранным, помогает беречь время, более рационально его использовать, быть точным. Время, является регулятором жизни и учебной деятельности школьника, начиная с 1 класса. Нет ни одного вида деятельности детей в процессе обучения в школе, в котором пространственно – временная ориентировка не являлась бы важным условием усвоения знаний, умений, навыков и  развития мышления.  Буквально с первых уроков в классе дети должны уметь работать в одном темпе и ритме, укладываться в отведенное время, беречь время.

   Ко всем этим требованиям, которые предъявит ребенку школа, его надо готовить еще в дошкольном возрасте.

   Для этого прежде всего необходимо развивать у детей чувство времени – умение определять и чувствовать определенные отрезки времени  развивать у детей умение оценивать временные интервалы без часов, на основе чувства времени.

  У детей старших групп детского сада надо начинать развивать чувство времени сначала на интервал в одну минуту. Одна минута первоначальная, доступная детям единица времени, из которой складываются 3, 5 и 10 минут. В быту эта мера времени часто встречается в речи окружающих: «Через минуту», «Сию минуту», «Подождите минуту» - подобные выражения дети слышат часто.

   Специальных занятий посвященных этому мы не проводим. Но все же на всех занятиях уже в подготовительной группе мы должны на это обращать внимание. Так на занятиях по изобразительной деятельности можно предложить сначала нарисовать что-нибудь за 1 минуту, за 5 минут. Предложить нарисовать и раскрасить сразу.  Затем предложить за 10 минут нарисовать узор на вазе. Можно использовать при этом песочные часы, часы-конструктор, секундомер. Можно предложить детям одеваться 1 минуту, а всем остальным следить, сколько вещей они успели надеть за 1 минуту; за 5 минут.

  При этом формировать чувство удовлетворения от умения выполнять задание вовремя.

   В конце занятия можно напомнить детям, если они не успевают выполнить задание, что осталось мало времени – 5 минут или 1 минута.

   Чтобы успешнее задачу следует использовать различные виды занятий,  прежде всего по математике, как составную часть других занятий, а так же в свободное время индивидуально.

Литература.

  1. Дошкольник изучает математику. Как и где?/сост. И общ. Ред. Т. И. Ерофеевой. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2002. - 128с.
  2. Ерофеева Т.И. Математика для дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 2007. – 175 с
  3. Изучаем календарь. сост. И. А. Андреева. - Минск: Современная школа: Кузьма, 2008
  4. Новикова В.П. Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст. – М.: Мозаика-Синтез. 2000. – 112 с
  5. Новикова В.П. Математика в детском саду. Подготовительная группа – М.: Мозаика-Синтез. 2009. – 184 с
  6. Никитин Б. П. Ступеньки творчества или развивающие игры. - М.: Просвещение, 1990.
  7. Петерсон Л.Г., Кочемасов Е.Е. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. – М.: Баласс, 2003. – 176с.
  8. Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1991. – 47 с.
  9. Тихоненко В.И. Время. Круглый год. – М.: Просвещение, 2003г
  10. Шорыгина Т.А. Беседы о пространстве и времени: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2013 – 96 с.
  11. Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду. – М.: Академия, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Знакомство дошкольников со временем"

Консультация для педагогов "Знакомство дошкольников со временем"...

Методические рекомендации «Знакомство дошкольников с нарушением зрения с событиями времен Великой Отечественной войны на основе цветовосприятия»

В методических рекомендациях рассматриваются приемы применения цветовосприятия для формирования представлений о событиях времен Великой Отечественной войны у дошкольников с нарушением зрения. Методиче...

Культурная практика математического содержания "Знакомство дошкольников со скоростью и временем"

Культурная практика в дошкольном образовании играет важную роль в развитии и воспитании детей. Культурная практика - это совместное со взрослым,  либо самостоятельное ситуативное общение детей, к...

Знакомство дошкольников с предметным миром – миром вещей во времени – в образовательной и музейной среде (из опыта работы)

Знакoмство с oокружающими челoвека вещами  начинается с рoждения и продолжается всю жизнь. Мир вещей (предметы, объекты) имеют в жизни ребёнка самостоятельное значение: являясь первым объектом де...

Консультация для воспитателей на тему: Знакомство дошкольников со временем

Консультация для воспитателей на тему "Знакомство дошкольников со временем" в игровой форме...

Знакомство старших дошкольников со временем

Знакомство старших дошкольников со временемПодготовила: воспитатель Зайцева Марина Владимировна Лэпбук «Знакомство со временем»- интерактивная тематическая папка для дошкольников по и...