Статья "ИННОВАЦИИ В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ"
статья по окружающему миру (старшая группа)

Зубкова Елена Анатольевна

Статья содержит описание использования инновационных форм и методов работы во время исследовательской деятельности с дошкольниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_innovatsionnym_formam_raboty_s_doshkolnikami.docx27.47 КБ

Предварительный просмотр:

ИННОВАЦИИ В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ

Е.А. Зубкова

воспитатель структурного подразделения «Детский сад»

МБОУ «Ровеньская средняя общеобразовательная школа №2»

Белгородская область, Ровеньский район, п.Ровеньки

 В настоящее время дети развиваются в ногу с информационными технологиями. Это требует от них не только владения знаниями, но и умение добывать эти знания самим, оперировать ими, думать самостоятельно и творчески. Поэтому, исследовательскую деятельность у детей в дошкольном возрасте, необходимо расценивать как вид интеллектуально-творческой деятельности. В документах, ФГОС ДО указывает на то, что реализация образовательных областей осуществляется в разных видах деятельности. Познавательно-исследовательская деятельность, предполагает создание алгоритмов, которые являются для детей ориентирами коррекции собственной деятельности.

Учебно-игровая деятельность, направлена на освоение социальных ролей и деятельности, творчества и логичности. Задача игровой деятельности: обеспечить усвоение физических понятий, отражающих природные закономерности посредством наблюдения, рассматривания схем, создания мотивации к учению благодаря самостоятельному овладению способами познавательной деятельности, развития интеллектуальной и эмоциональной рефлексии.

Коммуникативная деятельность, ее цель заключается в развитии у детей самостоятельности и активной позиции в процессе познания физических законов природы на основе включения в разнообразные по содержанию диалоги с субъектом и объектом. Поэтому, основная задача коммуникативной деятельности в исследовательской работе с детьми является: развитие способности к самостоятельному поиску новых знаний и самоопределению в позиции и точках зрения на изучаемые объекты; развитие способности расшифровывать знаков и символов, содержащихся в схематическом изображении явлений природы и законов, проводимых экспериментов и опытов, развитие рефлексивного и критического мышления, дискуссионной культуры детей.

Занимаясь исследовательской деятельностью, у детей обогащается память, активизируются мыслительные процессы,у ребёнка развивается речь,происходит накопление умственных приемов и операций,развивается самoстоятельность, спoсoбнoсть преобразoвывать какие – либo предметы и явления для дoстижения oпределеннoгo результата,развиваются творческие способности, эмоциональная сфера ребенка.

С младенчества ребенок исследует окружающий его мир: игрушку, какая на вкус, какие действия можно произвести с ней. С возрастом ребёнка меняется и познавательная направленность. Переход в познавательную активность определяет готовность к исследовательской деятельности. Круг исследований ребенка расширяется, что позволяет ему получить новые впечатления о мире.

В каждом возрасте исследовательская деятельность имеет свои задачи. В старшем дошкольном возрасте это проявляется:

  1. Заинтересованность ребенка к поисковой деятельности.
  2. Обнаружить и выделить проблему эксперимента.
  3. Представить и установить цель эксперимента.
  4. Выбрать ресурсы и материалы для самостоятельных действий.
  5. Развивать индивидуальные качества: целеустремленность, настойчивость, уверенность в себе.
  6. Расширять кругозор об окружающем мире.

Информацию, которую мы предоставляем детям может носить самый разнообразный характер, однако мы вправе её самостоятельно отбирать, при этом учитывая некоторые условия:

  1. Информация, предлагаемая детям, должна быть основана на их имеющемся опыте об окружающем мире.
  2. Необходимо взрослым в совершенстве владеть информацией, которую предлагаем детям.
  3. Давать предпочтение той информации, которая интересна как самим взрослым, так и будет интересна детям.
  4. Рассказывать детям о том, что происходит в непосредственной близости от нас.

Любое исследование включает в себя следующие этапы:

  • Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования).
  • Определение гипотезы.
  • Поиск и предложение разнообразных вариантов решения.
  • Сбор материала.
  • Обобщение полученных данных.
  • Подготовка материалов исследования к выступлению.
  • Защита.

Залогом успешной исследовательской деятельности у ребенка является комплекс трех составляющих:

  • Поисковая активность.
  • Дивергентное мышление.
  • Конвергентное мышление.

Главным двигателем исследовательского поведения у детей дошкольного возраста выступает поисковая активность. Умение находить и формулировать проблемы, способность находить большее количество оригинальных идей, в ответ на проблемную ситуацию.

Проявление способности к дивергентному (творческому) мышлению, заключается в поиске множества решений одной и той же проблемы. Он также является основной составляющей исследовательского поведения.

Конвергентное мышление, основано на стратегии точного использования ранее усвоенных алгоритмов решения задачи, когда ребенок работает по инструкции, включающая в себя последовательность элементарных операций, связанную с умением решать проблему на основе логических алгоритмов, через способность к анализу и синтезу предлагаемой информации.

Специальные упражнения в разных видах деятельности способны у дошкольников развивать определенные умения.

Одним из умений у детей является - умение видеть проблему. Мышление у детей дошкольников развивается длительное время в различных видах деятельности. Для решения проблемной ситуации ребенок хочет решить какие-то для себя задачи, но ему не хватает знаний и он должен самостоятельно их искать.

Важными мыслительными навыками, обеспечивающими исследовательский поиск, является выдвижение гипотез, предположений инетрадиционных идей.Возникающая гипотеза – это возможный вариант решения проблемы, которая подвергается проверке в ходе исследования. Они дают возможность видеть проблему с разных сторон.

С вопросаначинается познание. Оно направляет мышление ребенка на поиск ответа, развивая потребность к умственному труду. Вопросы могут быть различными: уточняющими, восполняющими, оценочными. Абстрактное мышление является механизмом для оперирования понятиями «явление», «причина», «следствие», «различие», «сходство» и т. д. Этими понятиями овладеть нельзя без исследования живых фактов и явлений, того что можно увидеть своими глазами.

Классифицировать –деление понятий по определенному основанию. Классификация устанавливает определенный порядок и разбивает интересующие объекты на группы. Поскольку целей может быть много, то одна и таже группа может быть разбита по разным основаниям.

Наблюдение – характеризуется целенаправленностью, выражается в ясно осознаваемой практической, познавательной задаче, что позволяет отличить наблюдение от простого рассматривания.

 Исследование теряет смысл, если не сделаны выводы и не подведены итоги, поэтому дети должны делать выводы о результатах проведенной работы.

Педагог – активный помощник, консультант, который помогает тем, кто нуждается в помощи. Для того чтобы действовать результативно необходимо помнить правила:

  • Творчески подходите к проведению работы
  • Избегайте прямых инструкций, учите детей действовать самостоятельно и независимо
  • Не бойтесь проявлению инициативы у детей
  • Не делайте за детей то, что они сделать в силах сами, и чему могут научиться самостоятельно
  • Не спешите с вынесением оценочных суждений
  • Оказывайте помощь детям в управлении процессом усвоения знаний
  • Ориентируйте детей на их собственные наблюдения и эксперименты
  • Дайте детям возможность прослеживать связи между различными предметами, событиями и явлениями
  • Учите детей анализу, синтезу и классификации
  • Способствуйте умению делать выводы и умозаключения

Игра является основным видом деятельности детей. Для начала детям предложили рассмотреть карточки, где были указаны разные темы исследований. Предложив детям стать учёными, дали возможность выбрать ту карточку, которую захотел ребёнок. Так мы с детьми определили темы своих исследований. Свои исследовательские работы дети готовили старательно и с интересом. Для конкурса на лучшую исследовательскую работу были выбраны следующие темы: «Тайна мыльных пузырей», «Волшебный лимон», «Волшебница соль», «Волшебный мир красок». Включившись в игру и став «учёными», детям предложили узнать, как можно больше новой и разной информации о предмете их исследования. Детям было предложено подумать и сказать, с чего бы они начали своё исследование, будь они учёными. Совместно обсудив, дети предложили разные методы для своей работы. Одни предложили подумать самостоятельно или узнать у другого человека, другие узнать в книге и посмотреть в интернете, из беседы со специалистом и проведя наблюдение и эксперимент. Огромную помощь в исследовательской работе детей оказали родители. Вместе с детьми они выбирали самые лучшие рецепты по созданию мыльных пузырей, рисовали мыльными пузырями, выращивали кристаллы соли, окрашивали соль в разные цвета, проводили эксперименты с лимоном, изготавливали краску в домашних условиях.С помощью родителей и педагога сфотографировали и зарисовали собранный материал. Разложив весь материал в определённой последовательности, дети выделили главные части в своей работе. Вместе с детьми и при помощи родителей красочно оформили плакаты, где указали темы исследовательских работ, разместили фотографии и рисунки опытов. В детском саду состоялась презентация исследовательских работ детей на темы: «Тайна мыльных пузырей», «Волшебный лимон», «Волшебница соль», «Волшебный мир красок». Выступающие в роли «учёных» дети с знакомили своих друзей со своей исследовательской работой. Следующим этапом, было участие победителей на уровне дошкольного учреждения в районном конкурсе «Юный исследователь». Участники рассказали жюри и присутствующим детям о своей исследовательской работе о методах, формах и этапах работы.В каждой дошкольной группе нами, при содействии родителей, были организованы уголки экспериментирования, с целью активизации познавательной и исследовательской деятельности. Используя в работе технологии А.И. Савенкова, дети стали самостоятельнее, увереннее в себе, инициативнее. Исследовательская практика позволяет ребёнку лучше познать окружающий мир.

Список литературы:

1. Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников. – М.: Мозаика – Синтез. - 2013

2. Емельянова Е. И. Исследовательская деятельность детей // Ребенок в детском саду. – 2009. - № 3.

3. Михайлова З. А., Бабаева Т. И., Кларина Л. М., Серова З. А. Развитие познавательно - исследовательских умений у старших дошкольников – СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс».- 2012

4.Савенков, А. И. Методика исследовательского обучениядошкольников / А. И. Савенков. Серия: - Издательство: Дом Федорова. – 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа "Нарушения монологической речи дошкольников и пути педагогической работы"

В исследовании рассматривается современное состояние проблемы изучения нарушений связной речи детей с речевым недоразвитием. Выявлены особенности нарушений монологической речи старших дошкольников с О...

Исследовательская работа для дошкольников "Интересная подушка"

Исследовательская работа для дошкольников "Интересная подушка". Цель данной работы: Развить интерес к окружающему миру, умение наблюдать, умение выдвигать гипотезы, делать выводы. Познакомиться с мн...

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА С ДОШКОЛЬНИКАМИ

ПРОЕКТ "ЭКПЕРИМЕНТАТОРЫ" в подготовительной группе  "НЕПОСЕДЫ  2020г....

Конкурс исследовательских работ старших дошкольников «Почемучка» Тема: «Почему глаза не мерзнут зимой»

Конкурс исследовательских работстарших дошкольников«Почемучка»в номинации «Мое исследование»...

Конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников «Я – исследователь» Проектно – исследовательская работа. Тема: «Мой дядя – солдат»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 50 Конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников«Я – исследователь»Проектно &nda...