Картотека игр-экспериментов
картотека по окружающему миру (младшая группа)

Мамонова Светлана Васильевна

Метод экспериментирования заключается в том, что даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. Маленькие дети очень любят экспериметировать. Экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует возрастным особенностям детей дошкольного возраста. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka.pptx1.8 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Картотека игр – экспериментов Составитель: Мамонова С.В.

Слайд 2

Ранний и младший возраст Рисовальнички Цель: вызвать желание рисовать на мокром листе, выяснить, что краски смешиваются, получаются новые цвета. Материал: большой лист бумаги для акварели, смоченный водой, клеёнка, акварельные краски, кисти. Ход игры-эксперимента: Солнце жёлтое на небе Красные цветут цветы В синем море плещет рыбка Нарисуй всё это ты. На стол постелите клеёнку и на него положите лист бумаги. Окуните кисточку в одну из красок и осторожно проведите по бумаге. Спросите у детей что получится, если используем другие цвета. Дайте возможность поиграть с красками. Как бы случайно можно провести по рисунку кисточкой с одной водой, без краски – что получится.

Слайд 3

Что-то в коробке Цель: познакомить со значением света и его источниками (солнце, фонарик). Материал: коробка с крышкой, в которой сделана прорезь, фонарик, лампа. Ход игры-эксперимента: Папа подарил зайке маленький фонарик, зайке понравилось играть с фонариком. Он включил фонарик и заглядывал под диван, светил внутрь шкафа и во все его углы. – Зайка, а где твой мячик? – спросила мама. - Пойду искать! – сказал Зайка и пошёл в тёмную комнату. Зайка посветил фонариком и нашёл мячик. Взрослый предлагает детям узнать, что находится в коробке и как обнаружить что в ней (заглянуть в прорезь). Дети смотрят в прорезь и отмечают, что в коробке темно и ничего не видно. Взрослый спрашивает, что нужно сделать, чтобы в коробке стало светлее (варианты ответов). После того, как дети убедились, что в коробке стало светлее, взрослый рассказывает о других источниках света – солнце и фонарике.

Слайд 4

Солнечный зайчик Цель: познакомить с естественным источником света – солнцем. Материал: маленькие зеркала, солнечный свет. Ход игры-эксперимента: Выбрав момент, когда солнце заглядывает в окно, поймайте с помощью зеркальца лучик и постарайтесь обратить внимание малыша на то, как солнечный «зайчик» прыгает по стене, по потолку, со стены на шкафчики и т.д.; предложите поймать убегающего зайчика. Если детям понравилась игра, поменяйтесь ролями: дайте одному из детей зеркало, покажите, как поймать луч. А взрослый будет ловить его.

Слайд 5

Считалочка-купалочка Цель: познакомить со свойствами воды: льётся, движется. Материал: ванночка с водой, игрушки. Ход игры-эксперимента: Варим кашу для малышек (крутим ручкой в воде, как бы «перемешивая кашу» Тесто делаем для пышек («месим» воду, как тесто) Сладким чаем угощаем (набираем воду в ладошки и выливаем её обратно в ванночку) Ну а после отдыхаем (ладошки лежат спокойно на воде) Предложите детям поиграть с водой, обратите их внимание, что водичка движется по направлению движения их руки, а также она переливается, льётся.

Слайд 6

Как вода гулять отправилась Цель: дать представление о том, что воду можно собрать различными предметами – губкой, пипеткой, грушей, салфеткой. Материал: поролоновая губка, пластмассовый шприц без иглы, резиновая груша, ванночка с водой. Ход игры-эксперимента: Налили водичку в тазик и забыли про неё. Через некоторое время водичка заскучала: «Вот сижу я тут и ничего не вижу, а вокруг, наверное, столько интересного!» Хотела она из тазика вылезти, да не получилось – ручек и ножек у воды нет. Хотела кого-нибудь позвать, но голос у водички тихий – и никто её не услышал. А потом пришла мама и подумала: «Зачем это здесь вода стоит?» - взяла и вылила её в раковину. Полилась водичка по трубам и попала в большую реку, в которой было много другой воды. И поплыла наша водичка вместе с большой рекой по городу, где много красивых домов и зелёных садов. «Как красиво, как чудесно!» - думала водичка. Налейте воду в небольшой тазик, приготовьте несколько пустых ёмкостей. Попросите ребёнка с помощью принадлежностей набирать воду из тазика и переливать в пустые ёмкости.

Слайд 7

Пейте куклы вкусный сок Цель: выявить свойство воды и красок, способность красок растворяться в ней и изменять её цвет. Материал: акварельные краски, кисточки, прозрачные пластиковые стаканы с водой, несколько кукол. Ход игры-эксперимента: Однажды зайка решил показать маме фокус. Он поставил на стол прозрачные стаканчики. Потом налил в них воду. Буль-буль – потекла водичка. – Мама, закрой глаза! – сказал Зайка. Мама закрыла глаза и стала ждать, что будет. (И ты закрой глаза) – Открывай! – скомандовал Зайка. Когда мама открыла глаза, то увидела, что в стаканчиках вода теперь не простая, а разноцветная. – Как красиво! – восхитилась мама. Предложите детям приготовить для кукол разноцветный сок, постарайтесь привлечь внимание ребёнка элементом волшебства: «А если опустить в стакан с водичкой кисточку с жёлтой краской, интересно, что получится. Какой это сок?» После накройте на стол, расставьте стаканчики, усадите кукол, угостите напитками.

Слайд 8

Почему кораблики не плывут Цель: обнаружить воздух, образовать ветер. Материал: бумажные и пенопластовые кораблики, ванночка с водой. Ход игры-эксперимента: Стоят кораблики в синем море и никак поплыть не могут. Стали кораблики Солнышко просить: «Солнышко! Помоги нам поплыть!». Солнышко им отвечает: «Я могу воду в море нагреть!» Нагрело Солнышко воду, а кораблики всё равно не плывут. Наступила ночь, появились на небе Звёзды. Стали кораблики их просить: «Звёздочки, помогите нам поплыть!». Звёздочки отвечают: «Мы можем только дорогу указать, куда плыть!». Обиделись звёздочки: «Куда плыть – мы и сами знаем! Только с места не можем двинуться!» Вдруг подул Ветер. Кораблики стали его просить: «Ветер, помоги нам сдвинуться с места и отправиться в путь!» «Это очень просто!» - сказал Ветер и стал дуть на кораблики. И они поплыли. Предложите детям опустить кораблики в ванночку с водой. Почему кораблики не плывут? Что нужно сделать, чтобы кораблики поплыли?

Слайд 9

Сказка о камешке Цель: на примере опыта показать, что предметы могут быть лёгкими и тяжёлыми. Материал: ванночка с водой, тяжёлые и лёгкие предметы, камешки Ход игры- эксперимента: На берегу озера лежал маленький камушек. Он смотрел на красивые кувшинки и думал: «Как красиво они плавают, словно лодочки. Я тоже хочу так плавать!». Пришёл на берег озера мальчик, взял камешек и бросил в воду. Камешек обрадовался: «Наконец-то сбылась моя мечта! Я буду плавать!». Но оказалось, что плыть он не может, потому что слишком тяжёлый. И камешек опустился на дно озера. Сначала он очень расстроился. А потом увидел сколько вокруг весёлых рыбок, других камешков и красивых растений. Камешек перестал грустить и подружился с рыбками. Что поделаешь? Тяжёлые камешки плавать не могут. Возьмите несколько небольших лёгких предметов, которые могут держаться на воде и несколько тяжёлых предметов, которые будут лежать на дне. Наполните ванночку водой, дайте ребёнку один из предметов и попросите опустить в воду. Что произошло?

Слайд 10

Ветка в вазе Цель: показать значение воды в жизни растений. Материал: ветка дерева, ваза с водой. Ход игры-эксперимента: Проехал мощный грузовик и веточка сломалась Упала веточка на снег и там бы пролежала, Но подняла её рука заботливо и нежно И отнесла её в тепло воды напиться снежной. Поставим в вазу ветку мы, откроются все почки, Из них появятся на свет зелёные листочки. Подберите сломанную веточку. Вместе с детьми рассмотрите веточки и почки на них. Возьмите вазу, поставьте ветку в вазу и объясните детям, что одно из важных свойств воды – давать жизнь всему живому. Поставьте веточку на видное место. Спросите у детей, что произойдёт, развивайте умение делать предположения. Каждый день наблюдайте за происходящим.

Слайд 11

Средний возраст ВОДА Вода прозрачная? Цель: выявить такое свойство воды, как прозрачность. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи Материал: 1 стакан с водой, 1 стакан с молоком, камешки, ракушки. Ход игры-эксперимента: Детям предлагается определить что в стаканах. Дети бросают камешки в стакан с водой. Затем рассматривают ёмкость с находящимися в ней камешками. «Что находится в стакане? Как вы догадались?» - Вывод: вода прозрачная. Дети бросают ракушки в стакан с молоком. Вопросы: «Где ракушки? Почему их не видно? – Вывод: молоко белого цвета.

Слайд 12

Какой вкус у воды? Цель: дать представление о том, что вода не имеет собственного вкуса, но может принимать вкус некоторых растворённых в ней веществ. Развивать причинно-следственные связи, вкусовые ощущения. Материал: ёмкость с водой, одноразовые ложечки, пустые стаканчики, сахар, соль, повязка для глаз. Ход игры-эксперимента: Сначала взрослый предлагает попробовать, что налито в первом стаканчике: «Какой вкус у воды?» - безвкусная. Затем взрослый предлагает положить в стаканчик с водой сахар: «Какой станет вода, если мы добавим в неё сахар?» - сладкой. Аналогично проводятся действия с солью. Игровое задание «Угадай угощение» - нескольким детям поочерёдно закрывают глаза и они определяют вкусовые качества воды. Вывод: вода приобретает вкус растворимых в ней веществ.

Слайд 13

Какую форму принимает вода? Цель: формировать представления детей о том, что вода жидкая и принимает форму того сосуда, в который её наливают. Материал: ёмкости разной величины и формы, таз с водой. Ход игры-эксперимента: Воспитатель вносит в группу мешочек с разнообразными формочками, стаканчиками и предлагает с ними поиграть. Игры со стаканчиками – «Я приготовила для вас тазик с водой. Как вы думаете, где я её взяла? Что будет, если я наполню стакан с водой и наклоню его? (выльется) А если я буду лить воду из стакана в стакан? (переливаться)». Теперь вы возьмите стаканчики, наполняйте их водой и снова выливайте из них воду. Что делает вода? (льётся, выливается) Вывод: вода – жидкая, поэтому она может литься, переливаться и выливаться. Игры с формочками – «Давайте заполним водой все приготовленные ёмкости и поставим их на стол. Во все ли формочки налилась вода? Формочки одинаковой формы или разной? Как вы думаете имеет ли вода форму? Вывод: вода – жидкая и принимает форму того сосуда, куда налита.

Слайд 14

ПЕСОК Какой бывает песок? Цель: способствовать накоплению представлений детей о свойствах песка. Развивать тактильные ощущения. Материал: тазики с сухим и влажным песком, совочки, формочки, лупа. Ход игры-эксперимента: Воспитатель предлагает детям рассмотреть две ёмкости с песком. «Что находится в тазиках? Песок в тазиках одинаковый или разный? Чем он отличается?» Рассматривание сухого песка через лупу. «Из чего состоит песок? Какие песчинки по форме и размеру? Какого цвета сухой песок?» Игровые действия – «Спрячьте песок в ладошке и снова выпустите его из рук. Остаётся ли песок в ладошке? Почему?», «Попробуйте сделать куличики. Почему не получаются?» «Как из сухого песка сделать сырой?» Аналогично рассматривается и проводятся игровые действия с влажным песком. Вывод: сухой песок рассыпается, сырой – слипается, принимает форму ёмкости.

Слайд 15

Как отделить песок? Цель: дать детям представление о том, что с помощью сита просеивается сухой песок, мелкие предметы отделяются от крупных. Материал: различные сита, мисочки, совочки, песок сухой и мокрый, ёмкость с крупой (горох и греча) и песком. Ход игры-эксперимента: Воспитатель рассказывает детям о том, что с ним произошло. «Ребята, я вчера решила навести дома порядок. Протирала тряпочкой полочки с баночками и случайно их задела. Баночки упали прямо на песок; всё из них рассыпалось и перепуталось. И я не знаю как теперь мне всё разобрать…» Дети выбирают из песка горошины и гречку. «Быстро ли получается разобрать крупу? Почему? Как вы думаете, чтобы помогло нам быстрее отделить крупу?» Игровые действия с ситом – «Что сыплется через сито?», «Что остаётся на дне сита?», «Почему крупа остаётся в сите?», «Почему песок просеивается через сито?» «Есть ли у вас дома сито?», «Для чего мама его использует?» Вариант – «Просей мокрый песок» Вывод: сито помогает отделить мелкие предметы от крупных; можно просеивать только сухой песок.

Слайд 16

Как рисовать песком? Цель: формировать представления детей о том, что с помощью рассыпания сухого песка можно создавать различные образы, а на влажном песке можно рисовать палочкой. Материал: подносы с влажным и сухим песком, палочки, дощечки для лепки. Ход игры-эксперимента: Воспитатель предлагает рассмотреть подносы с мокрым и сухим песком. «На каком подносе находится мокрый песок? На каком сухой? Как вы догадались?» -Как вы думаете, можно ли рисовать на мокром и сухом песке? Попробуйте нарисовать кружки. На каком песке кружки получаются чёткие и понятные? Почему? Что происходит с кружками на сухом песке? Почему? Игровое действие с сухим песком – берём песок в кулачок. Что будет если кулачок медленно разжимать? Показ: «Я немного разжимаю кулачок и начинаю водить по кругу. Песок сыпется и образует круг. Сухой песок, высыпаясь, делает рисунок.» Вывод: на мокром песке можно рисовать палочкой; сухой песок рисует, высыпаясь из кулачка.

Слайд 17

ВОЗДУХ Как мы дышим воздухом? Цель: помочь детям выявить воздух, познакомить с таким его свойством, как невидимость. Обогащать словарь детей. Материал: пустая пластмассовая бутылка, таз с водой, веера. Ход игры-эксперимента: «А можем ли мы обойтись без носа?», «Давайте зажмём нос руками. Что мы чувствуем? Приятно ли нам с закрытым носом?» «Для чего нам нужен нос?» «Что мы вдыхаем носом?» Игровое действие «Почувствуй воздух» - воспитатель машет веером на детей. Что вы чувствуете, когда я машу веером? Это воздух. Холодный он или тёплый? Можно ли его потрогать руками? Игровое задание «Узнаем, где есть воздух» - дети машут веерами по всей группе. (воздух есть везде). Воспитатель предлагает опустить пустую бутылку в таз с водой так, чтобы она начала заполняться. Что происходит? Почему из горлышка бутылки выходят пузырьки? Многие предметы заполнены воздухом, хотя кажутся пустыми. Вывод: воздух невидимый, окружает нас везде.

Слайд 18

Где находится воздух? Цель: дать детям представление о том, что внутри человека есть воздух, помочь его обнаружить. Развивать умение обозначать действия словами, устанавливать логическую связь между предметами. Материал: ёмкости с водой, трубочки для коктейля. Ход игры-эксперимента: Воспитатель вносит для детей трубочки и предлагает с ними поиграть. «Есть ли у вас дома трубочки? Что с ними можно делать? Что есть у каждой трубочки? Для чего нужны отверстия в трубочке?» Игровое действие «Ветерок» – дети дуют в трубочку, подставив ладошку под струю воздуха. «Что вы чувствуете на ладошке? Откуда появился ветерок?» Игровое действие «Как выходит воздух» - дети дуют в трубочку, конец которой опущен в воду. «Что появилось в воде? Откуда появились пузырьки?(из трубочки выходит воздух) Куда исчезли пузырьки? (воздух лёгкий, через водичку поднимается вверх и исчезает) Вывод: воздух нужен человеку для дыхания. При вдохе он попадает к нам внутрь через рот или нос «вдох-выдох». Внутри человека есть воздух.

Слайд 19

ТКАНЬ Разноцветные лоскутки Цель: познакомить детей с тканью разной фактуры, активизировать словарь. Материал: кусочки ткани разной фактуры. Ход игры-эксперимента: Воспитатель предлагает детям рассмотреть, пощупать кусочки разной ткани. «Какая она на ощупь? Где мы видим такую ткань? Для чего она нужна?» Вывод: ткань может быть разной.

Слайд 20

Свойства ткани Цель: познакомить детей со свойствами ткани (мнётся, намокает) Материал: кусочки ткани разной фактуры, ёмкость с водой. Ход игры-эксперимента: Воспитатель предлагает детям поэкспериментировать с тканью (складываем, сворачиваем, скручиваем, мнём) «Что произошло с тканью? Какая она стала? Вывод: если ткань сжимать в руках – она мнётся. По показу воспитателя дети опускают лоскутки ткани в ёмкость с водой, производят различные манипуляции с тканью в воде. «Рассмотрите лоскутки, что с ними стало?» Вывод: если ткань опустить в воду, она намокает.

Слайд 21

Из чего состоит ткань? Цель: объяснить детям, что ткань состоит из ниток. Материал: кусочки ткани, лупа. Ход игры-эксперимента: Детям предлагается рассмотреть ткань с помощью лупы. «Что вы увидели? (дырочки, сплетение нитей). Ткань состоит из ниточек. Воспитатель вытягивает несколько ниточек и предлагает детям сделать то же самое. Вывод: ткань состоит из ниток.

Слайд 22

БУМАГА Волшебная бумага Цель: познакомить детей с разной бумагой и некоторыми её свойствами. Материал: цветная бумага, картон, салфетки, бархатная бумага, крепбумага , лупа, персонаж Буратино. Ход игры-эксперимента: Буратино приносит в группу коробку с листочками разной бумаги. – Посмотрите, какие у меня волшебные, красивые бумажечки. Их можно потрогать, посмотреть на них через лупу. Какая бумага цветом, на ощупь? - У меня есть полоска бумаги, я попробую завязать из неё бантик. Что случилось с ленточкой? (порвалась) Значит, бумага рвётся если её потянуть. Игровое действие - попробуйте порвать разную бумагу (тонкая рвётся легко, картон труднее) Вывод: бумага бывает разная и она рвётся.

Слайд 23

Свойства бумаги I Цель: познакомить детей со свойствами бумаги – мнётся, непрозрачная. Материал: бумага разной плотности, карандаши, фломастеры. Ход игры-эксперимента: - Ребята, вам понравилось играть с бумагой на прошлом занятии? Буратино оставил нам коробку с различными листочками. Можно ли через бумагу что-нибудь увидеть? Посмотрите. Вывод: через плотную бумагу ничего не видно. - А что можно делать с бумагой? (рисовать) Проверим? Самостоятельная творческая работа детей. Вывод: на плотной бумаге можно рисовать. - А ещё бумагу можно мять. Сомните её, у нас получится колобок, а теперь разгладьте. Вывод: бумагу можно мять и разглаживать.

Слайд 24

Свойства бумаги II Цель: познакомить детей со свойством бумаги – намокать. Материал: кораблики из бумаги, кусочки разной бумаги, ёмкость с водой, персонаж Буратино. Ход игры-эксперимента: Грустный Буратино рассказывает историю «Ребята, мне подарили бумажные кораблики и я решил их запустить в ручей. Первый кораблик плыл по ручейку, но вдруг стал тонуть и совсем пропал в воде. Я запустил второй кораблик, и он утонул. Остался последний и я решил его вам показать. Посмотрите . (дети убеждаются, что кораблик сделан из бумаги) Буратино предлагает запустить кораблик в ёмкость с водой. Дети наблюдают, дуют на кораблик. Что произошло с корабликом? (бумага стала мокрой и он утонул) - Ребята, попробуйте поэкспериментировать с разными кусочками бумаги. Какая бумага намокла и утонула быстрее?(салфетка). Достаньте бумагу из воды (она порвалась) Вывод: бумага намокает в воде, тонет и рвётся.

Слайд 25

ПРИРОДНЫЕ И НЕПРИРОДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Какие следы оставляют фрукты и овощи? Цель: дать детям представление о свойстве некоторых овощей и фруктов окрашивать бумагу, ткань и руки. Материал: кусочки овощей (свёкла, картофель, морковь) и фруктов (вишня, яблоко), листы белой бумаги, ткань. Ход игры-эксперимента: «Ребята, я собрала на огороде урожай овощей и фруктов. Что же мне можно с ними сделать?» Я предлагаю вам рассмотреть их. Возьмите в руки кусочки свеклы. Какие они цветом? На ощупь? Что остаётся от них на руках? Игровое действие – давайте проверим, что ещё может окрашивать свекла. Приложите кусочек свеклы на лист бумаги. Что произошло? Что будет на кусочке ткани? Аналогичные действия проведём с остальными овощами и фруктами. Вывод: свекла и вишня могут окрашивать предметы

Слайд 26

Где прячутся семена? Цель: показать детям где образуются семена растений, помочь овладеть способами сбора семян. Материал: шишки, поднос. Ход игры-эксперимента: Воспитатель вносит в группу корзину с шишками. «Ребята, на каком дереве растут шишки? Как вы думаете, зачем ёлке нужны шишки? (в них созревают семена) Воспитатель раздаёт детям шишки и показывает как из них достать семена (под чешуйками). Где прятались семена? (под чешуйками) Какой величины семена ели? Лёгкие они или тяжёлые? Для чего дереву нужны семена?» Вывод: у каждого растения для семян свой «домик»

Слайд 27

Какими свойствами обладает мел? Цель: познакомить детей со свойствами мела, развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между предметами. Материал: мелки, доска для рисования, ёмкость с водой, кусочки ткани, тёмная бумага, столовая ложка. Ход игры-эксперимента: Ребята, где мы рисуем карандашами и фломастерами? А чем можно рисовать на асфальте? (мелками) Игровые действия с мелом - покатайте кусочек мела между ладошками Что вы заметили на ладошках? Где ещё мел может оставить свой след? Попробуйте порисовать мелом на доске, кусочках ткани, на тёмной бумаге. Рисует ли мел? Воспитатель предлагает обмакнуть кончик мела в воду и что-нибудь нарисовать на доске: «Как вы думаете, будет ли сейчас рисовать мелок? Почему? (сырой мел не рисует). Какой мел оставляет следы? (сухой) Попробуйте смять мел в руке. Получается ли это у вас? Почему? Я возьму ложку и постучу ей по мелу. Что происходит с мелом? Вывод: мел рисует на разных предметах, может крошиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр - экспериментов

Материал для педагогов....

Картотека: опыты, эксперименты, фокусы.

Картотека: опыты, эксперименты, фокусы....

Картотека опытов, экспериментов для дошкольников

Картотека опытов, экспериментов для дошкольников...

картотека игр - экспериментов с детьми младшего дошкольного возраста

Игры-эксперименты с различными источниками света Солнечный зайчикЦель: познакомить с естественным источником света – солнцем.Вам понадобятся маленькие зеркала, солнечный светВыбрав момент, ...

Картотека игр-экспериментов в средней группе.

Экспериментальная работа в доу....