Дидактические игры "Зимующие птицы"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Воробьева Елена Сергеевна

Дидактические игры по теме «Зимующие птицы»

  • «Кто как голос подает?»

Цель: пополнить активный словарь детей глагольной лексикой по теме «Зимующие птицы».
Педагог предлагает вспомнить, как птицы подают голос:
ворона каркает, воробей чирикает, сорока стрекочет, сова ухает, синица тинькает, голубь воркует.

 

  • «Зимующие - перелётные»

Цель: закрепить умение узнавать по картинкам и называть зимующих птиц, учить отличать зимующих птиц от перелётных.

Педагог предлагает рассмотреть картинки с изображением птиц, а затем найти среди них и назвать перелетных и зимующих птиц.

  • «Один – много»

Цель: учить образовывать существительные множественного числа от существительных единственного числа.

Дятел – дятлы, перо - …, стая - …, сова - …, крыло - …, клюв - …, птица - …, снегирь - …, ворона - …, воробей - …, кормушка - … .

 

  • «Назови ласково»

Цель: упражнять детей в образовании существительных при помощи уменьшительно – ласкательных суффиксов.

Сова – совушка, галка - …, голубь - …, ворона - …, снегирь - …, воробей - …, синица - …

 

  • «Четвертый лишний» 

Цель: учить классифицировать птиц по признаку «зимующие» - «перелетные». 

  • Воробей, ласточка, сорока, синица. 

  • Голубь, дятел, снегирь, грач.

  • Сорока, воробей, соловей, дятел.

  • Ворона, скворец, сова, галка.

  • Клёст, воробей, свиристель, кукушка.

 

  • «Сосчитай птиц» 

Цель: закрепить умение согласовывать числительные 1-5 с существительными. Детям предлагается сосчитать птиц до пяти, используя числительные. 

  • Один голубь, два голубя, три голубя, четыре голубя, пять голубей.

  • Одна синица, …две …, три …, четыре …, пять… .

  • Одно перо, два …, три …, четыре …, пять …. и т.п.

 

  • «Назови действие»

Цель: активизировать глагольный словарь.

Дети называют, что умеют делать птицы: летать, прыгать, петь, чистить перышки, клевать, спать, искать корм, защищаться, высиживать яйца и т.д.

  • «Что есть у птицы?»

Цель: активизировать номинативный словарь, упражнять в назывании частей тела птиц.  Педагог предлагает детям перечислить части тела птицы.

Голова, клюв, глаза, лапы, когти, шея, туловище, грудка, крыло, хвост.

image

  • «Новые слова»

Цель: учить образовывать сложные прилагательные.

Детям предлагается составить из двух слов одно.

Если у снегиря грудь красная, то он какой? (красногрудый)

Если у синицы желтая грудка, то она ... (желтогрудая).

Если у сороки черный хвост, то она … (чернохвостая).

Если у сороки белый бок, то она … (белобокая).

Если у синицы черная голова, то она … (черноголовая).

Если у вороны черные крылья, то она … (чернокрылая).

 

  • «Чей? Чья? Чьё? Чьи?»

Цель: закреплять умение образовывать притяжательные прилагательные.

  • Крыло чье? – голубиное, воробьиное …

  • Клюв чей? – вороний, голубиный …

  • Хвост чей? – совиный, воробьиный …

  • Голова чья? – голубиная, воробьиная …

  • «Скажи наоборот» 

Цель: упражнять детей в подборе антонимов. 

У вороны клюв большой, а у воробья - …, 

У сороки хвост длинный, а у синицы - …

У вороны туловище крупное, а у воробья - …

У воробья лапки тонкие, а у вороны - …

У дятла клюв толстый, а у синицы - …

 

  • «Какой птицы не стало?»

Цель: упражнять в употреблении падежных форм существительных (родительный падеж). 
На доске размещены 4-5 картинок с изображением зимующих птиц. Педагог просит детей закрыть глаза, а сам в это время убирает одну из картинок. Затем взрослый спрашивает: «Какой птицы не стало?» Дети отвечают: «Не стало воробья», «Не стало снегиря» и т.д.

 

image

  • «Подбери признак»

Цель: упражнять в подборе прилагательных к существительным.

Педагог называет зимующую птицу, а ребенок подбирает признаки, которые ее характеризуют (цвет, размер и т.д.)

Воробей (какой) – маленький, ловкий, быстрый, коричневый и т.д.

Ворона (какая?) – большая, черная, …, …, .

 

  • «Угощение для птиц»

Цель: закрепить знания о зимующих птицах и о том, чем они питаются; упражнять в составлении предложений.

На доске размещены картинки с изображением зимующих птиц. На столе лежат карточки с изображением корма для этих птиц. Педагог предлагает детям угостить птиц. Ребенок выбирает понравившуюся ему картинку с изображением корма и говорит: «Я угощу синицу салом», «Я накормлю снегиря ягодами рябины», «Я дам семечки воробью» и т.д.

 

image

Загадки по теме «Зимующие птицы»

  • Какие птицы прилетели на кормушку?

image

  • Сало и зёрнышки, хлеба горбушка -

Птиц угощает зимою … (Кормушка)

 

  • Избушка новая, 

Для всех столовая, 

Зовёт обедать,

 Крошек отведать. (Кормушка)

 

  • Что за стол среди берез

Под открытым небом?

Угощает он в мороз

Птиц зерном и хлебом.  (Кормушка)

 

  • В зимний день

Среди ветвей

Стол накрыт

Для гостей. (Кормушка)

 

 

 

 

image

 

 

 

 

  • Хоть я не молоток –

По дереву стучу:

В нём каждый уголок

Обследовать хочу.

Хожу я в шапке красной

И акробат прекрасный. (Дятел)

 

  • Не дровосек, не плотник,

А первый в лесу работник. (Дятел)

 

  • Всё время стучит,

Деревья долбит

Но их не калечит,

А только лечит. (Дятел)

 

image

 

 

  • Красногрудый, чернокрылый,

Любит зёрнышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять.   (Снегирь)

 

  • Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это ...(Снегири)

 

  • На ветвях украшенных

Снежной бахромой,

Яблоки румяные

Выросли зимой.

Яблоки на яблоне

Весело снуют,

Гусениц мороженых

Яблоки клюют. (Снегири)

 

  • На замёрзших ветках птички –

Крохотули-невелички.

Очень яркие, с румянцем,

Пиджачок на спинке с глянцем.

Накормлю я их обедом:

Угощу рябиной, хлебом.

Пусть горят, как фонари

Чудо-птички… (Снегири)

 

 

 

 

 

 

image

 

  • Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика. (Синица)

 

  • Синяя косынка, 

Темненькая спинка, 

Маленькая птичка, 

Звать ее... (синичка). 

 

  • В тёплый край не улетают,

На морозе распевают,

Эти птички-невелички

Называются … (синички)

 

  • Ты с модницей этой,
    Конечно, знаком:
    Вертушке на месте
    Никак не сидится —
    Все хвастает
    Синим своим сюртуком
    И шапочкой синей
    Гордится. (Синица).

 

 

 

 

image

 

 

  • Эта хищница болтлива,

Воровата, суетлива,

Стрекотунья белобока,

А зовут её ...(Сорока)

 

  • Непоседа пёстрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая.

Вещунья белобока,

А зовут её… (Cорока)

 

  • Длиннохвостая она,
    Со спины черным-черна.
    Брюхо белое по плечи,
    Тарахтенье вместо речи.
    Хоть кого увидит – вмиг
    Поднимет стрекот – крик! (сорока)

 

 

 

 

 

image

 

 

 

  • Маленький мальчишка

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Крохи подбирает,

По ночам кочует,

Коноплю ворует. (Воробей)

 

  • В серой шубке перовой 

И в морозы он герой,

Скачет, на лету резвится, 

Не орел — а все же птица!  (Воробей) 

 

 

image

 

 

 

  • Вот птичка так птичка,

Не дрозд, не синичка,

Не лебедь, не утка

И не козодой.

Но эта вот птичка,

Хоть и невеличка,

Выводит птенцов

Только лютой зимой. (Клёст)

 

  • У этой птички клюв кривой,

А гнёзда вьёт она зимой,

Из шишек семечки клюёт,

Кто это птичку назовёт? (Клёст)

 

image

 

 

  • Эти птички с хохолком

И красивые притом,

На рябину прилетели.

Птички эти —  (Свиристели)
 

image

 

Кар-кар-кар! Кар-кар-кар! –

Вот и весь репертуар.

Оглашает крону клёна

Своим пением …(Ворона)

image

Пальчиковая гимнастика по теме «Зимующие птицы»

 

«Кормушка»

Сколько птиц к кормушке нашей             Ритмично сжимают и разжимают кулачки.
Прилетело? Мы расскажем.
Две синицы, воробей,                               На каждое название птицы загибают пальчик.
Шесть щеглов и голубей,                             
Дятел в пёстрых пёрышках.
Всем хватило зёрнышек.                             Опять сжимают и разжимают кулачки
 

«Покормите птиц»

Покормите птиц зимой! (Изображают как сыплют крошки)

Пусть со всех концов (Разводят руки в стороны)

К нам слетятся, как домой (Взмахивают кистями рук, как крыльями)

Стайки на крыльцо. (Пальцами изображают крышу дома)

Сколько гибнет их – не счесть, (Держатся за голову и качают ей)

Видеть тяжело. А ведь в нашем сердце есть (Прижимают руки к сердцу)

И для птиц тепло. (Обнимают и гладят себя)

Приучите птиц в мороз (Изображают, как сыплют крошки)

К своему окну, Чтоб без песен не пришлось (Пальцами изображают клюв птицы)

Нам встречать весну. (Хлопают в ладоши)
 

«Птичья кормушка»

Мы повесили кормушки, (Имитируют движения)
В них насыпали зерно. («Сыплют» зерно)
Для голодных птиц зимою
Очень вкусное оно. (Поглаживают живот)
Прилетайте к нам, синицы, (Загибают палец на каждое название птицы)
Голубь, клест и воробей!
И, конечно, ждем мы в гости
Красногрудых снегирей.
 

«Я зимой кормлю всех птиц»

Я зимой кормлю всех птиц - (Сжимать – разжимать пальцы)
Голубей, ворон, синиц, (На каждое название птицы загибать пальчик– на одной руке)

Воробьев и снегирей

Вот кормушка у дверей.
Дам им булки, пшенной каши(Загибать пальцы на другой руке на каждое название корма.)
Дам им зерна, семена.

А синице дам я сало,
Пусть клюет его она. (Имитация движений: пальцы щепоткой «клюют»)


image

 

«Стайка»

Ну-ка, посчитай-ка! (Хлопать в ладоши)
Десять птичек – стайка. (Махать кистями рук – «крылья»)
Вот ворона, галка тут, (На каждое название птицы загибать пальчики

Здесь воробушки живут на обеих руках)

Голуби воркуют, по теплу тоскуют.
Сидя на снегу глубоком, растрещалася сорока.
Красногрудый снегирек солнышку подставил бок.
Свиристели прилетали, всю рябину обклевали.
А синица-озорница со сестрицами резвится.
Дятел дерево долбит, молча клест в гнезде сидит.
 

«Мы кормушку смастерили»

Мы кормушку смастерили, (Удары кулачками друг о друга сверху)
Мы столовую открыли… (Раскрыть ладошки)
В гости в первый день недели (Поочередно загибать пальцы на обеих руках,

К нам синицы прилетели. начиная с мизинцев.)

А во вторник – посмотри –
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду.
А в четверг, со всех краев –
Стая жадных воробьев.
В пятницу, в столовой нашей,
Голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог
Прилетело семь сорок.
В воскресенье, в воскресенье
Было общее веселье. (Хлопки в ладоши, удары кулачками)


 

 

Физкультминутки по теме «Зимующие птицы»

«Птички»

Птички прыгают, летают, (Дети прыгают, имитируют движения крыльев)
Птички песенки поют. (Поют «Чик-чирик»)

Крошки птички собирают, («Клюют» крошки)
Птички зернышки клюют. («Клюют»)

Пёрышки почистили, (Имитация движений птиц)

Клювики почистили.  (Имитация движений)

Дальше полетели (Имитация движений)

И на место сели   (Садятся на места)
 

«Скачет шустрая синица» (А. Барто) 

Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах)

Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге) 

Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге) 

Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте)

Вот присела на минутку, (Присели)

Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо)

 И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге) 

Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге) 

Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах) 

 

«Снегири»

Снегири летят, крыльями машут. (Имитация движений)

Им на месте не сидится, завертелись как волчок, (Повороты вокруг себя)

Прыг — скок, прыг — скок. (Прыжки)

Полетели пообедать, (Имитация движений)

Но кругом лишь снег да снег.

Хорошо, что им кормушку, (Поднимают руки вверх «домиком»)

Сделал добрый человек! (Хлопки в ладоши)
 

«Снегири»

Вот на ветках посмотри,                 (Хлопать руками по бокам)
В красных майках снегири.           (Наклонять голову из стороны в сторону) 
Распушили пёрышки,                    (Часто потряхивать руками) 
Греются на солнышке.                   (Хлопать руками по бокам)
Головой вертят, (Повороты головы)
Улететь хотят.     (Имитация движений)
Кыш!Кыш! Улетели!                    (Разбегаются по комнате, «летят»)
За метелью! За метелью!                       
 

Художественное слово по теме «Зимующие птицы»

А. Яшин «Покормите птиц зимой» 

Покормите птиц зимой.

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна —

И не страшна

Будет им зима.
Сколько гибнет их — не счесть,

Видеть тяжело,

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.
Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.


***
Трудно птицам зимовать, 

Надо птицам помогать! 

Распилить я попросил 

Досочку еловую, 

Вместе с папой смастерил 

Птичкину столовую. ( А. Чепуров)

«Про синицу» Ю. Синицин

Спозаранок скачут птицы 

По заснеженным ветвям – 

Желтогрудые синицы 

Прилетели в гости к нам. 

«Тинь-тень, Тили-тень, 

Всё короче зимний день – 

Не успеешь пообедать, 

Солнце сядет за плетень. 

Ни комарика, ни мушки. 

Всюду только снег да снег. 

Хорошо, что нам кормушки 

Сделал добрый человек!


«Снегирь» А. Барто

Побелело за окошком:

Все в снегу.

Какая ширь!

Как румяная матрешка –

На крыльце живой снегирь.

Снегиря в окно увидишь:

Здравствуй милый зимний гость!

На крыльцо скорее выйди,

Брось им спелых зерен горсть.



«Снегири» А. Прокофьев

Выбегай поскорей

Посмотреть на снегирей!

Прилетели, прилетели, 

Стайку встретили метели,

А Мороз Красный Нос 

Им рябинку принёс;

Хорошо угостил,

Хорошо подсластил 

Зимним вечером поздним 

Ярко-алые грозди.

 

«Ворона» Н. Рубцов

Вот ворона сидит на заборе.

Все амбары давно на запоре.

Все обозы прошли, все подводы,

Наступила пора непогоды.
Суетится она на заборе

Горе ей. Настоящее горе!

Ведь ни зёрнышка нет у вороны

И от холода нет обороны...

***
Снегири - смешная птица,

Зиму вовсе не боится,

В зиму в гости прилетает,

Холодов не замечает.

Эта с красной грудкой птица,

Леса зимнего певица.

Лес ей в зиму славный дом,

Снегири там ищут корм.

Птица малая размером,

Может многим стать примером:

Как в лесу холодном жить,

Жить и вовсе не тужить.

Стайкой снегири летают,

Дары леса собирают:

Сухие семена цветов,

И ягодки лесных кустов.

Их стайки красногрудых в ряд,

Для леса будто бы парад.

Частенько стайки снегирей,

Влетают в города людей.

Рябину зимнюю съедают,

Весну все вместе поджидают. (В. Федоренко)



«Воробышки» В. Звягин

На дворе - морозище 

Градусов под сорок,

Плачутся воробышки,

Что весна не скоро.

Что в морозы лютые:

Плохо греют шубки... —

Я принес воробышкам

На тарелке крупки:

Кушайте, воробышки

Кушайте, хорошие.

Я бы вам и валенки 

Подарил с калошами.

Но сказала мама:

Воробей ведь маленький,

Сразу, как запрыгает.

Потеряет валенки.


«Воробушки» В. Берестов

О чём поют воробушки. В последний день зимы?

— Мы выжили!— Мы дожили!— Мы живы, живы мы!
 

«Воробей» Н. Рубцов

Чуть живой. Не чирикает даже.

Замерзает совсем воробей.

Как заметит подводу с поклажей,

Из-под крыши бросается  к ней!

И дрожит он над зёрнышком бедным,

И летит к чердаку своему.

А гляди, не становится вредным

Оттого, что так трудно ему...


«Не робей, воробей!» И. Беляков

На дворе белым-бело,

Землю снегом замело.

Трудно птицам зимовать,

Трудно пищу добывать.

Подлетай, воробей,

Подлетай, не робей!

Видишь девочку? Она

Принесла тебе зерна.

Подошла к крылечку,

Сыплет на дощечку.

Подлетай, воробей,

Угощайся, не робей!

 


«В школьном саду» М. Пожарова

У нас такой обычай; чуть выпадет снежок, 

Дощатый домик птичий повесим на сучок. 

Ни зёрен, ни травинок — голодная пора 

Блестят иголки льдинок, исчезла мошкара. 

Но здесь, в саду, за школой, среди седых ветвей, 

Готов обед весёлый для птичек у детей. 

Над домиком дощатым с утра немолчный гам, 

Как весело крылатым, порхающим гостям! 

Пшена и крошек хлебных отведать каждый рад 

От песенок хвалебных милей наш школьный сад. 

 


«Снегири» А. Говоров
 

Глянь-ка, мама, посмотри, 
За окошком снегири. 
Синие, красные. 
Крылышки атласные.
В окна вьюга бьется. 
Холодно без солнца. 
Чтобы не было им скучно,
Чтобы не было им грустно, 
Можно с крошками в кормушки
Положить игрушки!


«Новая столовая» З. Александрова

Мы   кормушку   смастерили,   
Мы   столовую открыли.
Воробей, снегирь-сосед, 
Будет вам зимой обед.

В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели.
А во вторник — снегири, 
Ярче утренней зари.
Три вороны были в среду.
Мы не ждали их к обеду.
А в четверг со всех краев —
Стая жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей 
Голубь лакомился кашей,
А в субботу на пирог 
Налетели семь сорок.
В воскресенье, в воскресенье
Прилетел гонец весенний – 
Путешественник - скворец, 
Вот и песенке конец.


***

Холодно стало в лесу. Птицы замёрзли ужасно. 

Я им поесть принесу Хлеба и зёрнышек разных. 

И соберутся они Радостно здесь на опушке 

И будут прыгать все дни Около нашей кормушки. 

И среди зимнего дня Станут весёлыми птицы, 

Если увидят меня С целым пакетом гостинцев.

«У кормушки»
 

Что творится у кормушки,
И кого тут только нет…
Две синички – две подружки
Прилетели на обед.
 
Воробьи щебечут дружно,
Их сегодня целых семь.
Подкрепиться птичкам нужно,
Очень уж холодный день.
 
Что за птичка у кормушки?
Серебрится ее трель,
С хохолочком на макушке –
Это точно свиристель!
 
Грустный посвист монотонный
Приглашает всех на пир.
Это важный и спокойный
Красногрудый наш снегирь.
 
Оказал нам честь сегодня
Пестрый дятел – яркий франт.
Из второй кормушки гордо
Вычищает все подряд.
 
Каждый день зимой холодной
Мы даем такой обед.
Не дадим смертью голодной
Нашим птичкам умереть!

 

«Слетайтесь, пичуги!» Ю. Кушак.

Где утром к опушке
Прошел человек,
Следы заметает
До вечера снег.
Но всюду-
У еле приметной дорожки
В кормушки насыпаны
Зерна и крошки.
Слетайтесь, слетайтесь
Лесные пичуги!
Теперь не страшны вам
Холодные вьюги.
Мы помнить и думать
Должны друг о друге

«Кормушка для птиц» Я. Воронец

Кормушку папа сделал,

Повесил за окном –

И вот какой-то смелый

В ней голубь ест пшено!

Весёлые синички

Слетелись в гости к нам,

Я завтра этим птичкам

Кусочек сала дам.

Синички звонко пели,

А после, ровно в три,

Из леса прилетели 

Красавцы снегири!

Забыла я игрушки,

Смотрю теперь в окно,

Как воробьи в кормушке

Весь день клюют зерно…

Ах, милые пичужки,

Как радует ваш вид!..

А вдруг к моей кормушке

Жар-птица прилетит?..


«Кормушка» Р. Новикова

На карниз уселась птичка,
Грудка желтая. Синичка.
На головушке - берет.
Он имеет синий цвет.
 
Теплый, мягонький пушок.
"Покорми, меня, дружок!"
Птичкам холодно зимою.
Мы кормушки им устроим.
 
У коробки молока
Просто вырежем бока
И оставим пол и крышу.
Вот и чудный домик вышел.
 
Мы его пристроим к ветке
И привяжем очень крепко.
Прикрепим кусочек сала,
Чтоб сытней синичкам стало.
 
Соберем от хлеба крошки,
И пшена дадим немножко.
Будем птицам помогать 
Злую зиму коротать.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическое пособие "Птицы"

Дидактическое пособие для детей старшего дошкольного возраста на тему "Птицы"...

Дидактическое пособие "Птицы у кормушки".

Дидактическое пособие "Птицы у кормушки" предназначено для детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи. Цель пособия: развитие лексико - грамматических категорий у детей 5-7 лет с общим недораз...

Дидактические игры "Птицы нашего края"

 Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста "Птицы нашего края" с использованием карточек на основе фотографий....

Наглядно-дидактическое пособие "Птицы средней полосы"

Знакомство с миром птиц пополнит багаж знаний ребенка и окажет заметное влияние на его интеллектуальное развитие. Очень важно, чтобы малыш знал не только обобщающее слово «птица», но и раз...

Музыкально-дидактическая игра "Птица и птенчики" для среднего дошкольного возраста

Музыкальная дидактическая игра для детей 4-5 лет, игра для развития музыкальных способностей. Эта игра может быть полезна в работе музыкальным руководителям, воспитателям...

Дидактическая игра "Птицы нашего города"

Дидактическая игра "Птицы нашего города" для детей младшего дошкольного возраста...