НОД "Первоцветы"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Ларионова Марина Владимировна

Цель. 
Формировать и расширять представления о первоцветах, научить определять и называть их по внешнему виду. 
Обучающие задачи:

  • Познакомить с подснежником – Галандус, закрепить представление о его внешнем виде, через лепку. 
  • Показать пробуждающуюся природу, связь с благоприятными условиями (удлинение дня, тепло, изобилие влаги). 

Развивающие задачи:

  • Способствовать развитию связанной речи;
  •  Развивать внимание, память, эстетическое восприятие, воображение, образные представления;
  •  Содействовать развитию познавательных способностей;
  • Развивать умение замечать красоту природы, наслаждаться ею.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
  • Материал. 
    Костюм весны, объёмные изображения цветов: первоцвет, мать-и-мачеха, медуница, ветреница, галандус. 
    Д/игра “Что сначала, что потом”, на каждого ребёнка, по 3 карточки с изображением мать-и-мачехи (в последовательности цветения). 
    Д/игра “Цветок желаний”, цветок с изображением нарушений правил поведения в лесу и условий роста цветов, на концах лепестков, картинки исправляющие нарушения.
    Пластилин, доски, тряпочки, картон (по количеству детей)
    Предварительная работа. 
    Чтение рассказов А.Онегова “Ветреница”, “Медуница”, “Мать-и-мачеха”. Чтение отрывков из книги В.С.Моложавенко “Тайны красоты”. 
    Заучивание стихотворений.

Ход совместной деятельности:

1. Входит весна, загадывает загадку.
Если снег повсюду тает, 
День становится длинней,
Если всё зазеленело
И в полях звенит ручей.
Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна
Если стал теплее ветер,
Значит, к нам пришла…весна.
2. Вы ребята помогите
Приукрасить мой наряд
Чтоб растаяли снега,
Из-под снега пробудились
Первоцветы ото сна.
Что такое, первоцветы? (Ответы детей).
Ещё первоцветы называют раннецветущими и подснежниками.
Объясните эти названия (Ответы детей).
Благодаря чему, появляются первые цветы? (Ответы детей).
Цветы-подснежники приходят к нам прямо из царства вьюги и снега.
И самое интересное, что в разных местах есть свои подснежники.
Давайте вместе, перечислим те подснежники, которые растут в Томской области.
3. Пальчиковая игра. 
После снежной пустоты Развести руки в стороны ладонями вниз.
Распускаются цветы. Кисть одной руки вверх, пальцы раскрыть.
Как давно не видел ты Тоже, другой рукой.
Этой хрупкой красоты! Дунуть на обе руки, ладони вверх.
Здесь цветочки первоцвета, Поочерёдно загибать пальцы на одной руке ,затем на второй.
Мать-и-мачехи листы 
И хохлатка, с хохолком,
Ветреница, с ветерком,
Медуница, с сладким соком,
Купальница, с ручейком.
Здесь и ландыш, и пролеска,
Незабудка и чистяк.
Все подснежники мы любим,
Красоту беречь мы будем.
4. Какой подснежник, в народе называют золотые ключи весны? (Первоцвет.)
Почему ему дали такое прозвище? (Он похож на связку ключей.)

Как ещё его называют? (Первоцвет, первенец, баранчик, коровьи слёзы, барашки, божьи ручьи, золотнянка и просто ключи.)
5. Отгадайте загадку:

Он и мачеха, и мать, как цветочек этот звать? (Мать-и-мачеха.)

Почему этот цветок так называется?
На какое растение похожа мать-и-мачеха? (Одуванчик.)
Чем она отличается от одуванчика? (Форма листа, стебель и цветение.)
Есть ли листья у цветущей мать-и-мачехи? (Нет.)
6. Дидактическая игра “Что сначала, что потом”.
Разложите карточки по порядку, показывая последовательность отцветания мать-и-мачехи.

Объясните, почему вы разложили карточки в такой последовательности.

 Ответы детей. 
7. Какой подснежник называется очень сладко?
Ребёнок: Расцветает медуница – 
                У цветов она царица!
                Рядом с нею первоцвет
                В золотистый фрак одет”.

Объясните название цветка.
Какого цвета у неё цветки? Почему медуница меняет цвет цветков?
Как медуница защищается от весенних холодов?
8. Посмотрите на этот цветок. (Показ.)

Как он называется? (Ветреница.)
За что ветреницу так назвали? (За то, что её цветы на тоненьких стебельках покачиваются даже от очень слабого ветра.)
Можно ли по ветренице узнать, ясно или пасмурно на улице? Как? (предположение детей)

Пояснение воспитателя:

Когда цветы раскрыты – ясно, когда закрыты – пасмурно.
9. Физминутка.
На лужайке поутру мы затеяли игру.
Я – подснежник, ты – вьюнок,
Становитесь в наш кружок.
Раз, два, три, четыре – 
Раздвигайте круг пошире,
А теперь мы ручейки,
Побежим вперегонки.
Прямо к озеру спешим,
Станет озеро большим.
Становитесь в круг опять – 
Будем в солнышко играть.
Мы – весёлые лучи.
Мы – резвы и горячи.
10. А с солнышком появляется ещё один цветочек, его все так и называют – подснежник (галантус). (Показ.)

Про этот цветок очень хорошо написал поэт М.Серов:
 На полянке пегой
Поднимается цветок.
У него из снега
Отложной воротничок.
Весь, как на ладошке,
Против ветра налегке.
Встал на тонкой ножке,
С колокольчиком в руке
.
11. Почти все подснежники занесены в Красную книгу и чтобы этих цветов стало больше, хотя бы на нашей воображаемой полянке, давайте изобразим в лепке наш подснежник – Галантус.
Обратите внимание на строение стебелька, листа, сравните размер цветка и листа.

(Воспитатель следит за осанкой детей, при необходимости помогает.)
12. Посмотрите, какая замечательная полянка у нас получилась, а с вашей помощью и принарядилась.

Я надеюсь, что вы будете беречь первоцветы, и не будете делать, как одна девочка…
Ребёнок:  Цветок на лугу
                Я сорвала на бегу,
                Сорвала. А зачем
                Объяснить не могу.
                В стакане 
                Он день простоял и завял.
                А сколько бы он
                На лугу простоял?
 

А как же надо себя вести в лесу, мы сейчас и узнаем, поиграв в игру «Цветок желаний», но не ваших, а цветочных желаний. Желания зашифрованы в рисунках, а как их исполнить подскажут картинки предметы. 

(Дети поочерёдно выполняют желания.)

Рефлексия:

Молодцы ребята и помните, всё зависит от вас. Чем бережнее вы будите относиться к цветам, тем всё тоньше будет становиться Красная книга.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл od_pervotsvety_78.docx103.25 КБ

Предварительный просмотр:

                                              Государственное бюджетное образовательное учреждение

                                                          центр развития ребёнка – детский сад № 49

                                                           Колпинского  района  Санкт – Петербурга

                       

                                     “Первоцветы”

                                   НОД в подготовительной группе

                                                              (с  использованием ИКТ)

                                                                                                       Составила: Ларионова М.В.

                                                                                                               

 

Картинки по запросу Анимашки нарциссов

http://forumsmile.ru/u/b/3/6/b364e696075b1ef947be4211d4d1eea8.png

Цель. 
Формировать и расширять представления о первоцветах, научить определять и называть их по внешнему виду. 
Обучающие задачи:

  • Познакомить с подснежником – Галандус, закрепить представление о его внешнем виде, через лепку. 
  • Показать пробуждающуюся природу, связь с благоприятными условиями (удлинение дня, тепло, изобилие влаги). 

Развивающие задачи:

  • Способствовать развитию связанной речи;
  •  Развивать внимание, память, эстетическое восприятие, воображение, образные представления;
  •  Содействовать развитию познавательных способностей;
  • Развивать умение замечать красоту природы, наслаждаться ею.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
  • Материал. 
    Костюм весны, объёмные изображения цветов: первоцвет, мать-и-мачеха, медуница, ветреница, галандус. 
    Д/игра “Что сначала, что потом”, на каждого ребёнка, по 3 карточки с изображением мать-и-мачехи (в последовательности цветения). 
    Д/игра “Цветок желаний”, цветок с изображением нарушений правил поведения в лесу и условий роста цветов, на концах лепестков, картинки исправляющие нарушения.
    Пластилин, доски, тряпочки, картон (по количеству детей). 
    Предварительная работа. 
    Чтение рассказов А.Онегова “Ветреница”, “Медуница”, “Мать-и-мачеха”. Чтение отрывков из книги В.С.Моложавенко “Тайны красоты”. 
    Заучивание стихотворений.

Ход совместной деятельности:

1. Входит весна, загадывает загадку.
Если снег повсюду тает, 
День становится длинней,
Если всё зазеленело
И в полях звенит ручей.
Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна
Если стал теплее ветер,
Значит, к нам пришла…весна.
2. Вы ребята помогите
Приукрасить мой наряд
Чтоб растаяли снега,
Из-под снега пробудились
Первоцветы ото сна.
Что такое, первоцветы? (Ответы детей).
Ещё первоцветы называют раннецветущими и подснежниками.
Объясните эти названия (Ответы детей).
Благодаря чему, появляются первые цветы? (Ответы детей).
Цветы-подснежники приходят к нам прямо из царства вьюги и снега.
И самое интересное, что в разных местах есть свои подснежники.
Давайте вместе, перечислим те подснежники, которые растут в Томской области.
3. Пальчиковая игра. 
После снежной пустоты Развести руки в стороны ладонями вниз.
Распускаются цветы. Кисть одной руки вверх, пальцы раскрыть.
Как давно не видел ты Тоже, другой рукой.
Этой хрупкой красоты! Дунуть на обе руки, ладони вверх.
Здесь цветочки первоцвета, Поочерёдно загибать пальцы на одной руке ,затем на второй.
Мать-и-мачехи листы 
И хохлатка, с хохолком,
Ветреница, с ветерком,
Медуница, с сладким соком,
Купальница, с ручейком.
Здесь и ландыш, и пролеска,
Незабудка и чистяк.
Все подснежники мы любим,
Красоту беречь мы будем.
4. Какой подснежник, в народе называют золотые ключи весны? (Первоцвет.)
Почему ему дали такое прозвище? (Он похож на связку ключей.)

Как ещё его называют? (Первоцвет, первенец, баранчик, коровьи слёзы, барашки, божьи ручьи, золотнянка и просто ключи.)
5. Отгадайте загадку:

Он и мачеха, и мать, как цветочек этот звать? (Мать-и-мачеха.)

Почему этот цветок так называется?
На какое растение похожа мать-и-мачеха? (Одуванчик.)
Чем она отличается от одуванчика? (Форма листа, стебель и цветение.)
Есть ли листья у цветущей мать-и-мачехи? (Нет.)
6. Дидактическая игра “Что сначала, что потом”.
Разложите карточки по порядку, показывая последовательность отцветания мать-и-мачехи.

Объясните, почему вы разложили карточки в такой последовательности.

 Ответы детей. 
7. Какой подснежник называется очень сладко?
Ребёнок: Расцветает медуница – 
                У цветов она царица!
                Рядом с нею первоцвет
                В золотистый фрак одет”.

Объясните название цветка.
Какого цвета у неё цветки? Почему медуница меняет цвет цветков?
Как медуница защищается от весенних холодов?
8. Посмотрите на этот цветок. (Показ.)

Как он называется? (Ветреница.)
За что ветреницу так назвали? (За то, что её цветы на тоненьких стебельках покачиваются даже от очень слабого ветра.)
Можно ли по ветренице узнать, ясно или пасмурно на улице? Как? (предположение детей)

Пояснение воспитателя:

Когда цветы раскрыты – ясно, когда закрыты – пасмурно.
9. Физминутка.
На лужайке поутру мы затеяли игру.
Я – подснежник, ты – вьюнок,
Становитесь в наш кружок.
Раз, два, три, четыре – 
Раздвигайте круг пошире,
А теперь мы ручейки,
Побежим вперегонки.
Прямо к озеру спешим,
Станет озеро большим.
Становитесь в круг опять – 
Будем в солнышко играть.
Мы – весёлые лучи.
Мы – резвы и горячи.
10. А с солнышком появляется ещё один цветочек, его все так и называют – подснежник (галантус). (Показ.)

Про этот цветок очень хорошо написал поэт М.Серов:
 На полянке пегой
Поднимается цветок.
У него из снега
Отложной воротничок.
Весь, как на ладошке,
Против ветра налегке.
Встал на тонкой ножке,
С колокольчиком в руке.
11. Почти все подснежники занесены в Красную книгу и чтобы этих цветов стало больше, хотя бы на нашей воображаемой полянке, давайте изобразим в лепке наш подснежник – Галантус.
Обратите внимание на строение стебелька, листа, сравните размер цветка и листа.

(Воспитатель следит за осанкой детей, при необходимости помогает.)
12. Посмотрите, какая замечательная полянка у нас получилась, а с вашей помощью и принарядилась.

Я надеюсь, что вы будете беречь первоцветы, и не будете делать, как одна девочка…
Ребёнок:  Цветок на лугу
                Я сорвала на бегу,
                Сорвала. А зачем
                Объяснить не могу.
                В стакане 
                Он день простоял и завял.
                А сколько бы он
                На лугу простоял?

А как же надо себя вести в лесу, мы сейчас и узнаем, поиграв в игру «Цветок желаний», но не ваших, а цветочных желаний. Желания зашифрованы в рисунках, а как их исполнить подскажут картинки предметы. 

(Дети поочерёдно выполняют желания.)

Рефлексия: 

Молодцы ребята и помните, всё зависит от вас. Чем бережнее вы будите относиться к цветам, тем всё тоньше будет становиться Красная книга.