Занятие "Теплое-холодное"
план-конспект занятия по окружающему миру

Дичманис Валентина Филипповна

Увыжаемые коллеги предлагаю Вашему внманию конспект занятия "Теплое-холодное"по предмету "Бытовая самостоятельность". Это занятие я провела с детьми с ТМНР. Дети были очень эмоциональны на занятии. Ведь игры с природным материалом (водой) насыщены разными эмоцями: восторгом, удивлением, волнением, радостью. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teploe-holodnoe.docx29.45 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт–Петербургское государственное бюджетное стационарное

учреждение социального обслуживания «Дом–интернат для детей-инвалидов и инвалидов с детства с нарушениями умственного развития №1»

Комитета по социальной политике

КОНСПЕКТ

открытого занятия по разделу «Бытовая самостоятельность»

«Программы воспитания»

(модуль «Коррекционно-развивающая работа»)

Тема «Теплое - холодное»

Методическое объединение  специалистов

 структурного подразделения психолого-педагогической помощи детям с ТМНР

Дичманис В.Ф.

воспитатель,

высшая квалификационная категория

Санкт-Петербург

2022 год

Фамилия, имя, отчество педагога, должность

Дичманис Валентина Филипповна, воспитатель

Наименование  учреждения, город

СПб ГБСУСО «ДДИ № 1»

Группа

№ 4  

Дата

октябрь 2022 г.

Раздел программы

«Бытовая самостоятельность»

Социально-педагогическая услуга

Проведение занятий в соответствии с разработанным индивидуальным социально-педагогическим планом

 Тема занятия

«Теплое - холодное»

Форма занятия (кол-во детей)

 подгрупповая, 3 воспитанника

Продолжительность по времени

30 минут

Тип занятия

комбинированное

Цель занятия

Формировать представление о свойствах воды: теплая – холодная. 

Задачи занятия

  1. обучающая
  2. коррекционно-развивающая
  3. воспитательная

1.Стимулировать тактильные ощущения при соприкосновении с холодной и теплой водой.

2.Развивать тактильные ощущения , мелкую моторику, зрительное внимание на основе практических упражнений;

3. Воспитывать положительный отклик на общение с воспитателем.

Методы обучения

Словесные методы:  объяснение, инструкция, художественное слово,

Наглядные методы: демонстрация,  показ, работа с коммуникативными картами. 

Практические методы: игровые  упражнения,  игра.

 Методическое и техническое обеспечение занятия

средства технические:  музыкальные записи; фен.

методические средства: коммуникативная доска,

фланелеграф, коммуникативные карты «Заниматься», «Осень»,  фото детей, воспитателя,  емкости с холодной и теплой водой, полотенца на каждого ребенка ,передники на каждого ребенка,  бутылочки с теплой и холодной водой, чайник с теплым чаем, чашка с блюдцем на каждого ребенка.

Предварительная работа

Чтение потешки «Водичка, водичка», гигиенические процедуры (умывание, купание), сенсорные и коммуникативные игры «Солнышко и дождик», «Дождик кап, кап!», «Брызгалки», «Рыбалка», игры и игровые упражнения с водой, наблюдения за осенними деревьями, игра с листьями..

Использованная литература

1.Воспитание и обучение детей в условиях домов-интернатов: пособие для педагогов / И.К. Боровская, М.В. Былино, Ю.Н. Кислякова, Е.М. Калинина, И.В. Ковалец, Т.Л. Лещинская, Т.В. Лисовская. – Национальный институт образования. – Минск, 2007.

2. «Программа воспитания», модуль «Коррекционно-развивающая работа» раздел «Бытовая самостоятельность»

Ход занятия

Название упражнения,

Частные задачи

Деятельность педагога

Деятельность детей

  1. Вводная часть
  1. Организационный момент 3 мин

1.Ритуал приветствия

Цель:

-Установить зрительный, тактильный, эмоциональный контакт с детьми.

- Обучение жесту «Привет»;

- Формировать  умение соотносить себя с фотографией

- Обучение  указательному жесту.

3.Работа с коммуникативной доской, с пиктограммами.

- Демонстрация жеста «Заниматься»

Сообщение темы

Воспитатель завозит детей в группу по одному.

-Андрей, у нас гости, поздоровайся.

- Привет!

-Олег, у нас гости, поздоровайся.

- Привет!

 -Данила, у нас гости, поздоровайся.

- Привет!  

- Кто здесь, кто с нами?

- Кто здесь, кто пришел?

 Это Олег.

- Здравствуй, Олег!

- Олег!

Воспитатель указательным жестом показывает на ребенка затем на фотографию Ритуал приветствия проводится с каждым ребенком. Устанавливается зрительный, тактильный, эмоциональный контакт с детьми.

- Кто здесь, кто с нами?

- Кто здесь, кто пришел?

- Валя. Привет!

Воспитатель, показывает на себя,

затем на фотографию .

- Валя.

Воспитатель  снимает с  коммуникативной доски карточку-символ «Заниматься», демонстрирует её всем детям и говорит:

- Будем заниматься.

Дает каждому ребенку рассмотреть и потрогать карточку «Заниматься», повторяя - «Заниматься».

Показывает жест «Заниматься».

Дожидается реакции ребенка.

После этого карточка прикрепляется к мольберту.

- На занятии мы будем играть с водой!

Дети смотрят на гостей, приветствуют гостей жестом «Приветствие» (с помощью воспитателя) машут рукой.

Напротив коммуникативной доски дети в колясках сидят полукругом.

Дети эмоционально реагируют на прикосновения.

Указывают жестом на себя, находят свою фотографию, фотографию  воспитателя с помощью педагога.

Смотрят на карточку-символ

«Заниматься». Указывают жестом на пиктограмму. Показывают жест «Заниматься» с помощью воспитателя.

  1. Мотивация деятельности  3 мин

 

Игровое упражнение “Волшебный ветерок»

Цель: развивать эмоциональные реакции ребенка на различное стимулирование (контраст температур воздуха, воздействие на разные части тела).

Воспитатель снимает с коммуникативной доски карточку «Осень»

Говорит:

- Время года - осень.

- Посмотрим в окно.

Воспитатель подвозит детей к окну.

- Осенью на улице, когда  светит  солнце, дует теплый ветер.

Воспитатель включает фен с теплым воздухом, направляет на детей

- Осенью, когда тучи закрывают солнце на улице холодно.

- Дует холодный ветер.

Воспитатель включает фен с холодным воздухом, направляет на детей

- Воспитатель показывает жест «Холодно»

- Олег, холодно!

- Покажи «Холодно»

- Воспитатель помогает детям показать жест

 «Холодно»

Дети смотрят в окно.

Дети слушают.

Эмоционально реагируют на

теплую и холодную струю воздуха.

С помощью воспитателя показывают жест «Холодно»

  1. Пропедевтические упражнения  4 мин

Практические упражнения, направленные на коррекцию моторики рук (захват, удержание).

 «Листопад»

Задача:

- Коррекция восприятия, сосредоточение внимания.

- Развитие мелкой моторики, тактильных ощущений,

-Создание у детей радостного настроения, развивать положительные эмоции .

- Смотрите! Корзина!  Что в корзине?

 - Листья!

- Осенью с деревьев опадают листья.

- Это листопад.

Звучит песня «Листопад» (связь с групповым проектом)

- Смотрите! Я достану листья из корзины и подброшу их вверх!

- Получился листопад!

- Поиграем с листочками!

-Олег, опусти руки в корзину, набери листьев из корзины, поднеси к лицу, понюхай и подбрось их вверх.

-  Получился листопад!

Воспитатель помогает каждому ребенку набрать листья в руки и подбросить их вверх.

Все дети играют с листьями.

- Молодцы! Как весело мы поиграли с листьями!

Дети с помощью воспитателя  набирают листья в руки и подбрасывают их вверх.

Эмоционально реагируют  на совместную деятельность с воспитателем, на слушание песенки «Листопад»

  1. Основная часть
  1. Актуализация имеющихся знаний 3 мин

Сенсорное игровое упражнение

«Согреем руки»

Задача: использование совместных действий с целью актуализации имеющихся знаний. за счет использования тактильного и температурного раздражителей

Воспитатель берет каждого ребенка за руки.

- Листья холодные, наши руки замерзли.

- Смотрите! Бутылочка с теплой водой.

- Согреем руки.

- Даня, согрей руки о теплую бутылочку.

Воспитатель с каждым ребенком согревает руки, дотрагиваясь, обхватывая бутылочку.

- Молодцы, ребята! Согрели руки.

Дети смотрят, слушают.

Дети дотрагиваются к бутылочке с теплой водой,

обхватывают бутылочку, ощущают тепло,

 с помощью воспитателя согревают руки

  1. Изучение нового материала 5 мин

Сенсорная игра

 « Теплое – холодное»

Цель:  Цель:

 - формирование представлений о свойствах воды:

«теплая -холодная»;

- Расширение словарного запаса за счет слов «тепло, холодно»;

- приучать не бояться воды,

-эмоционально реагировать на контраст температур.

- Сейчас будем играть за столом.

Воспитатель подвозит детей к столу, на котором стоят емкости с холодной и теплой водой.

- Наденем передники, закатаем рукава, чтобы не намочить одежду.

- Смотри!  В контейнере  вода.

-Знаем, знаем, да-да-да,

- Где тут прячется вода.

-Ай, лады-лады-лады

- Не боимся мы воды!

- Поиграем с водой.

- Олег, опусти руки в воду и поиграй с водой.

Воспитатель  водит ладонями ребенка по воде, то поднимает, то опускает их, прихлопывает. Набирает воду в ладони и выливает  в емкость, стряхивает воду с рук.

Воспитатель комментирует действия:

- Вода холодная, рукам холодно!

Долго играть в холодной воде нельзя. Холодно! Можно заболеть.

- Поиграли - вытираем руки полотенцем.

- Олег, Даня, Андрей играют с водой!

Смотри! В контейнере  вода!

- Олег, опусти руки в воду и поиграй с водой.

- Вода теплая, рукам хорошо, приятно. Тепло!

- В теплой воде можно долго играть, плескаться.

Воспитатель  водит ладонями ребенка по воде, то поднимает, то опускает их, прихлопывает. Набирает воду в ладони и выливает  в емкость.

Воспитатель комментирует действия:

- Олег, Даня, Андрей играют с водой! Вода тёплая!

- Молодцы! Хорошо поиграли.

- Теперь вы знаете, что вода бывает холодная и теплая!

Дети смотрят, слушают.

Дети играют с  холодной водой.

Дети  водят ладонями  по воде, то поднимают , то опускают их, прихлопывают.

 Набирают воду в ладони и выливают  в емкость.

Эмоционально и  двигательно реагируют.

Дети играют с  теплой водой.

Дети  водят ладонями  по воде, то поднимают, то опускают их, прихлопывают.

Набирают воду в ладони и выливают  в емкость.

Дети реагируют с учетом своих возможностей.

  1. Физкультминутка 4 мин

Упражнение

«Телесный контакт»

Задача: расслабление мышц,

развивать положительные эмоции .

Хорошо поиграли, теперь отдохнем.

Воспитатель выполняет кинезиологические упражнения с детьми.

Воспитатель накладывает свои ладони на части тела ребенка, удерживая свои руки несколько секунд.

Звучит аудиозапись песни « Мыльные пузыри».(связь с проектной деятельностью)

Дети играют с мыльными пузырями.

Воспитатель  выпускает мыльные пузыри.

- Молодцы! Хорошо отдохнули!

Дети сидят в расслабленных позах.

Дети эмоционально реагируют на мыльные пузыри, ловят их руками.

  1. Первичная проверка понимания 2 мин

Игра «Солнышко и дождик»

Цель: эмоциональное реагирование детей на

контраст температур.

 Поиграем в игру «Солнышко и дождик»  

- Выглянуло солнышко, тепло, пошел дождь.

- Тёплый дождь !

(воспитатель брызгает тёплой водой на руки детей).

- Набежала тучка, дождь пошёл сильнее.

- Холодный дождь !

(воспитатель брызгает холодной водой на руки детей).

Воспитатель проигрывает с детьми несколько раз игровую ситуацию.

- Молодцы! Весело поиграли!

- Снимаем передники.

Дети эмоционально реагируют на холодную воду, отдергивают, прячут руки.

Дети эмоционально реагируют на теплую воду, подставляют руки под струю воды.

  1. Заключительная часть
  1. Закрепление нового материала 4 мин

«Чаепитие»

Цель:

развивать положительные эмоции  от общения с воспитателем и друг с другом.

-Приглашаю вас  на чаепитие!

Будем пить теплый чай, чтобы после игр с водой никто не заболел.

Воспитатель подвозит детей к столу, на котором стоит красивый чайник с теплым чаем.

Звучит песня «Дружба начинается с улыбки»

- Чай теплый!

Разливает чай по чашкам, помогает пить.

- Пейте теплый чай!

Хорошо попили теплого чая! Молодцы!

Я приготовила для вас подарки!

Это  - коробочки с соком!

Воспитатель раздает коробочки с соком.

 - Сок холодный!  Будем пить сок после занятия.

Олег сам держит чашку и пьет чай

Даня держит чашку и пьет чай под контролем воспитателя.

Андрей пьет чай из чашки с помощью воспитателя.

Дети трогают коробочки.

  1. Подведение итогов 2 мин

Ритуал завершения занятия

Работа с коммуникативной картой «Заниматься».

Закрепление жеста «Пока»

Дети, мы с вами сегодня на занятии узнали, что вода бывает холодная и теплая. Мы  играли с  водой и с листьям.

Вы хорошо занимались. Молодцы!

- Данила не испугался холодной воды !

- Андрей, ты отлично подбрасывал листья вверх!

- Олег хорошо показывал жест «холодно»

- Молодцы!

Воспитатель снимает карточку «Заниматься» с мольберта и говорит:

- Заниматься - все.

Показывает жест «Всё!».

Убирает карточку-символ «Заниматься»

-Попрощаемся с гостями:

-Пока!  

Дети сидят полукругом и слушают воспитателя

С помощью воспитателя выполняют жест «ВСЕ»

Дети с помощью воспитателя машут гостям  рукой.