Картотека игр-экспериментов
картотека по окружающему миру (старшая группа)

Картотека игр-экспериментов для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartoteka_igr_eksperimentov.doc239 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека

игр-экспериментов

с  детьми старшего дошкольного возраста

                                                                                                                                             

Игры с песком

В любое время года

 Играем мы с песком.

 Печём пироги и торты,

 Потом всё сами уберём.

ПЕСОЧНАЯ СТРАНА

Задачи:  выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить; познакомить со способом изготовления рисунка из песка.

Материал: песок, вода, лупы, листы плотной цветной бумаги, клеевые карандаши.

Описание. Воспитатель предлагает детям рассмотреть песок:  какого цвета, попробовать на ощупь (сыпучий, сухой). Из чего состоит  песок? Как выглядят песчинки? С помощью чего мы можем рассмотреть песчинки? (С помощью лупы.) Песчинки маленькие, полупрозрачные, круглые, не прилипают друг к другу. Можно ли из песка лепить? Почему мы не можем ничего сменить из сухого песка? Пробуем слепить из влажного. Как можно играть с сухим песком? Можно ли сухим песком рисовать?

• На плотной бумаге клеевым карандашом детям предлагается что-либо нарисовать (или обвести готовый рисунок), а потом на клей насыпать песок. Стряхнуть лишний песок и посмотреть, что получилось.

Все вместе рассматривают детские рисунки.        

МЫ ВОЛШЕБНИКИ

Цель: Продемонстрировать свойства песка: сыпучесть, рыхлость; изменение свойств при взаимодействии с водой.

Материал: Прозрачные емкости с песком, емкость с водой, палочки, сито, формочки

Описание. Воспитатель предлагает детям рассмотреть песок, вспомнить, какой песок, как можно с ним играть. Предлагает слепить пирожки и методом проб выясняют, что слепить можно только из влажного песка. Показывает, как налить воду в прозрачные ёмкости через сито, перемешать палочкой.

  • Дети берут формочки и лепят пирожки, а потом все вместе рассматриваем.

 ПЕСОЧНЫЙ КРУГ

Цель: закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей.
Оборудование: песочница. 

Описание: Ребенок на песке рисует любыми способами круг и украшает его различными предметами: камешками, семенами, пуговицами, монетами, бусинами. Ребенок может дать название своему «песочному кругу». Те же манипуляции он производит с отпечатками своих ладоней, при этом может сочинить историю о каждом пальчике или рассказать, что он нарисовал.

УЗОРЫ НА ПЕСКЕ

(1 вариант)

Цель: закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей.
Материал: Песочница, природный материал: камешки, шишки и др..

Описание: Взрослый пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы рисует различные геометрические фигуры (в соответствии с возрастными нормами освоения), простые/сложные узоры (прямые и волнистые дорожки, заборчики, лесенки). Ребенок должен нарисовать такой же узор внизу на песке, либо продолжить узор взрослого. Вариант: взрослый рисует на доске, дает устную инструкцию нарисовать на песке определенный узор.
Те же узоры на песке изготавливаются путем выкладывания в заданной последовательности предметов, например камешков, желудей, больших пуговиц и пр.
Педагог. Сегодня мы с тобой будем украшать наш песочный дом. Посмотри, какие узоры на песке можно нарисовать. Нарисуй, как я. Придумай свой узор, рисунок. В верхней части песочницы будут узоры из кругов, а внизу — из треугольников.


УЗОРЫ НА ПЕСКЕ

(2 вариант)

Цель: развитие зрительно-моторной координации, процесса классификации, воображения.
Материал: Песочница, миниатюрные фигурки. 

Описание: Так как на мокром песке получаются более четкие узоры, дорожки, то их можно использовать в играх на классификацию. Например, по волнистой дорожке идут только люди, по прямой дорожке едут только машины, а на заборчике сидят только птицы — ребенок выбирает нужные фигурки или картинки и ставит их на указанную дорожку. Впоследствии можно развить сюжет и сочинить мини-сказку «Кто, куда, зачем и что случилось?».  На мокром песке можно рисовать достаточно четкие лица, обучая ребенка графическим способам обозначения разных предметов.

ПЕСОЧНЫЕ УЗОРЫ

Цель: дать детям понять, какими свойствами обладает песок, а также развить координацию движений, воображение и мелкую моторику.

Материал:  поднос, сухой песок, конус, сделанный их картона с небольшим отверстием в его вершине. Также для разнообразия игры к конусу можно привязать веревочки по кроям.

Описание: взрослый  сначала показывает ребенку, как можно заполнить конус песком, при этом заткнув пальцем отверстие. Далее предложить ребенку самому попробовать порисовать песком различные узоры, сделать дорожки или горки. Также в любой момент струйку песка можно остановить, поднеся к конусу заранее подготовленную чашечку или формочку.

ВОЛШЕБНЫЕ ОТПЕЧАТКИ НА ПЕСКЕ

Цель: знакомство со свойствами песка, развитие координации движений

Материал: природный и бросовый материал

Описание: воспитатель и ребенок оставляют отпечатки на мокром песке своих рук, а затем дорисовывают их или дополняют камешками, чтобы получились веселые мордочки, рыбки, осминожки, птички и т. д.

Игры-забавы

 с водой

С водой мы любим поиграть!
Игрушки любим мы купать!
И в ванночках, и в тазиках!
Такие мы - проказники!

УЗНАЕМ, КАКАЯ ВОДА

Цель: выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, льётся, в ней растворяются некоторые вещества, имеет вес.

Материал: три одинаковые ёмкости, закрытые крышками: одна пустая; вторая с чистой водой, залитой под крышку, третья с окрашенной водой, стаканчики для детей.

Описание: Воспитатель показывает три закрытые ёмкости и предлагает угадать, что в них. Дети исследуют их и определяют, что одна из них лёгкая, а две ‒ тяжёлые. Затем сосуды открывают, и дети убеждаются, что в первой ёмкости ничего нет, во второй ‒ вода, а в третьей ‒ чай.

‒ Как вы догадались, что находится в ёмкостях?

Вместе они выявляют свойства воды: наливают в стаканчики, добавляют сахар, наблюдают, как сахар растворился, нюхают, пробуют на вкус, переливают, сравнивают вес пустого и полного стаканчика.

ВОЛШЕБНИЦА ВОДИЦА

Задача: Закрепить первоначальные представления о явлениях неживой природы, в частности о воде (прозрачная, течет, льется, журчит;  нужна всем — и животным,  и людям,  и растениям, потому что воду  пьют, водой умываются,  в воде купаются). Использовать игры  с водой для оздоровления детей,  подчеркнуть целительные свойства воды.

Материал: репродукция к  потешке «Водичка-водичка» (можно использовать любую картинку, на которой изображен умывающийся ребенок). Прозрачный кувшинчик с кипяченой водой, прозрачные стаканчики (по числу  детей). Кукла (резиновая),  тазик (игрушечный).

Описание: Взрослый показывает детям картинку, на которой изображена умывающаяся девочка. Дети рассматривают ее 2—3 минуты. Отвечают на вопросы:  «Кто изображен на картинке? Что делает?  Затем взрослый читает потешку.

Водичка-водичка!

Умой Тане (наше) личико,

чтобы глазки блестели,

чтобы щечки алели,

чтобы смеялся роток,

чтобы кусался зубок.

Затем  взрослый обращается  к  каждому  ребенку  с  вопросом, какую он видел водичку, когда умывался,  мыл  руки, купался. Если дети затрудняются с ответом, сам называет свойства воды: прозрачная, течет, льется, журчит, булькает и т. п.

Далее разыгрывается ситуация с куклой: ее умывают над игрушечным тазиком. Взрослый медленно льет воду, давая детям возможность прочувствовать слова: «Водичка, водичка, умой мое личико». В конце НОД  взрослый разливает воду из кувшина по стаканчикам и предлагает детям попить.

РЫБАЛКА

Цель: закрепить знания о свойствах воды – льётся, можно процедить через сачок.

Материал:  таз с водой, сачок, ситечко, игрушечный дуршлаг, пластиковые рыбки.

- Рыболов, какую рыбку

Ты поймал нам на обед?

Отвечает он с улыбкой:

- Это вовсе не секрет!

Я сумел поймать пока

Два дырявых башмака!

Налейте в тазик воды и дайте малышу сачок для ловли аквариумных рыбок, небольшое ситечко с ручкой или игрушечный дуршлаг. В воду бросьте несколько мелких игрушек. Они могут плавать на поверхности или же лежать на дне. Предложите малышу выловить сачком эти игрушки. Можно попросить его выловить какие-нибудь конкретные игрушки: «Поймай синий шарик, поймай красную рыбку» и т. д.

КАК ВОДА ГУЛЯТЬ ОТПРАВИЛАСЬ

Цель: дать представление о том, что воду можно собрать различными предметами – губкой, пипеткой, грушей, салфеткой.

Материал:  поролоновая губка, пластмассовый шприц без иглы, резиновая груша, ванночка с водой.

Описание: Налили водичку в тазик и забыли про неё. Через некоторое время водичка заскучала: «Вот сижу я тут и ничего не вижу, а вокруг, наверное, столько интересного! » Хотела она из тазика вылезти, да не получилось - ручек и ножек у воды нет. Хотела кого-нибудь позвать, но голос у водички в тазике тихий - никто её не услышал. А потом пришла мама и подумала: «Зачем это здесь вода стоит? » взяла и вылила её в раковину. Полилась водичка по трубам и попала в большую реку, в которой было много другой воды. И потела наша водичка вместе с большой рекой по городу, мимо красивых домов и зелёных садов. «Как красиво, как чудесно! - думала водичка. - А сидела бы я в своём тазике и этой красоты не увидела бы! »

Возьмите поролоновую или другую впитывающую губку, резиновую грушу и пластмассовый шприц (без иглы). Налейте воду в небольшой тазик, приготовьте несколько пустых ёмкостей (чашек, мисок и т. п.) . Попросите ребёнка опустить губку в воду и покажите, как нужно отжать её в чашку. Потом наберите воду резиновой грушей и перелейте её в другую ёмкость. То же самое проделайте и со шприцом.

ТАЕТ ЛЬДИНКА

Цель: познакомить с тем, что вода замерзает на холоде и тает в тепле.

Материал: свеча, ложка, лёд, прозрачные стаканчики с горячей и холодной водой.

Описание: Однажды зимой бельчонок принёс домой льдинку, сосульку, он оставил её в дупле, на полу в прихожей, а сам пошёл обедать, а потом спать. Когда проснулся, сразу вспомнил про льдинку, побежал в прихожую. Льдинка пропала – нет нигде, зато на полу блестела лужица.

Положим кусочек льда на ложку и подогрейте его над пламенем свечи: «Посмотри, вот лёд. Давай его подогреем на огне. Где же лёд? Растаял! Во что лёд превратился? В водичку! »

В прозрачную стеклянную кружку или стакан налейте горячую воду (её можно подкрасить, опустите кусочек льда и понаблюдайте, как быстро он тает). Можно взять несколько стаканов и понаблюдать, как по-разному тает лёд в воде разной температуры.

ВОДОПАД

Цель: дать представление о том, что вода может изменять направление движения.

Материал:  пустой таз, ковш с водой, воронки, желобки из половины пластиковой бутылки, из картона, изогнутого в виде лесенки.

Льётся водичка с большой высоты,

Брызги летят на траву и цветы.

Детки вокруг оживлённо галдят,

Громче ребяток шумит водопад.

Предложите детям поиграть с воронками и желобками. Пусть они попробуют наливать воду в тазик через воронки, а теперь по пластиковому желобку и по картонному желобку, изогнутому в виде лесенки. Объедините эти предметы: лейте воду на желобки через воронки. Обратите внимание детей, на то, что вода движется. Спросите их, что получится, если мы будем держать желобки по-другому (направление движения воды изменится).

КАКОЙ БЫВАЕТ ВОДА

Цель: познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного.

Опыт 1. «Вода — прозрачная».

Цель: подвести детей к пониманию того, что вода прозрачная.

Необходимый инвентарь:  ёмкость с водой, целлофановый пакет, игрушка.

Наполнить водой пакет, положить игрушку. Видно в воде игрушку? Почему?

Вывод: вода прозрачная

Опыт 2. «У воды нет вкуса».

Предложите детям попробовать через соломинку воду. Есть ли у нее вкус?

Опыт 3. «У воды нет запаха».

Предложите детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет (или совсем не пахнет).

Опыт 4. «Вода — жидкая, может течь».

Дайте детям два стаканчика: один — с водой, другой — пустой, и предложите аккуратно перелить воду из одного в другой. Льется вода? Почему? Потому, что она жидкая. Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.

Опыт 5. «В воде некоторые вещества растворяются, некоторые не растворяются».

Возьмите два стаканчика с водой. В один из них дети положат обычный песок и попробуют размешать его ложкой. Что получается? Растворился песок или нет? Возьмем другой стаканчик и насыплем в него ложечку сахарного песка, размешаем его. Что теперь произошло? В каком из стаканчиков песок растворился? Напомните детям, что они постоянно размешивают сахар в чае. Если бы он в воде не растворялся, то людям пришлось бы пить несладкий чай.

Опыт 6. «Вода бывает теплой, холодной, горячей».

Дайте детям стаканчики с водой разной температуры, пусть они пальчиком попробуют и определят, в каком стаканчике вода самая холодная, в каком — самая теплая (естественно, при этом необходимо соблюдать правила безопасности).

ИГРЫ-ЗАБАВЫ С ВОДОЙ

Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования и способствовать расширению знаний детей о воде и её свойствах. Доставить детям эмоциональное удовольствие от общения друг с другом и игр с водой.

Опыт 1. «Буря в стакане»

Цель: повысить эмоциональный тонус детей

Детям предлагается опустить в стакан с водой соломинку и дуть в неё. Что, получается?  - получается буря в стакане воды.

Опыт 2. «Фонтанчик»

Цель: показать детям, как водичка поднимается вверх

Необходимый инвентарь:  груша, вода в тазике

Наливаем в тазик немного воды. Показать детям, как можно набрать воду и при  нажатии груши водичка поднимается вверх – получается фонтанчик.

Опыт 3. «Шарики в воде»

Цель: развитие и укрепление  мелкой моторики

Необходимый инвентарь:  две глубоких тарелки или два небольших тазика, несколько теннисных шариков, ситечко с ручкой, салфетка или губка.

      Поставьте на стол две глубоких тарелки, одну из которых наполните водой и опустите в неё шарики. Ребёнок с помощью ситечка достаёт шарики из тарелки с водой и перекладывает в пустую тарелку. В процессе эксперимента он замечает, что вода проливается в дырки ситечка, и что пластмассовые шарики не тонут в воде.

Опыт 4. «Сквозь сито»

Цель: познакомить детей с назначением предметов

Необходимый инвентарь:  стакан, сито.

Поставьте перед ребёнком тазик с водой, пусть малыш льет воду из стакана в сито. Объясните ему, почему вода утекает.  В  игре ребёнок познаёт назначение предметов и свойства вещества.

ТОНЕТ – ПЛАВАЕТ

Цель: Дать первоначальные свойства лёгких и тяжёлых предметов, совершенствовать навыки экспериментирования.

Материал: Таз с водой, камень, пёрышко, бумажный кораблик на каждого ребёнка, веточка, корзинка.

Описание:

Игра «Шагают наши ножки»

‒ Что мы с вами встретили на нашей дорожке? (Камушки). Потрогайте их. Они гладенькие, большие и маленькие. Давайте их возьмём с собой? Собрать камушки в корзинку.

‒ Снова шагают наши ножки по ровненькой дорожке... (Подойти к макету дерева).

‒ Посмотрите, что лежит на нашей дорожке? Это веточка от дерева. Возьмём её с собой?

‒ Снова шагают наши ножки по ровненькой дорожке. Смотрите, птички пролетают, свои пёрышки нам бросают. Саша, что ты нашёл на дорожке? Кто подарил тебе пёрышко?

Посмотрите, какое оно пушистое, лёгкое, мягкое. Пощекотать детей пёрышком по щёчкам, шейке.

‒ Вот и пришли мы с вами к столику, что стоит на столике? Что налито в тазике?

Поиграем с водичкой?

‒ Давайте опустим веточку в тазик? Что делает веточка? Она плавает, веточка лёгкая и поэтому держится на воде, плавает.

‒ Давайте опустим камушек в водичку, пусть он тоже поплавает. Посмотрите, наш камушек утонул. Почему? – ответы детей. Он тяжёлый, поэтому камушек не плавает, а тонет.

‒ Детки, какой камушек: лёгкий или тяжелый?

‒ А теперь опустим пёрышко в водичку. Что делает пёрышко? Оно плавает.

Пёрышко лёгкое, как веточка. Камушек тяжёлый, он тонет в водичке, а лёгкое пёрышко и веточка – плавают в водичке.

‒ У меня есть кораблики, они сделаны из бумаги. Давайте посмотрим, будут они плавать или нет. Что делает кораблик? Он плавает. Детки, если кораблик плавает, значит, он тяжёлый или лёгкий? Он лёгкий.

В заключении испытание бумажных корабликов постепенно перевести в игру.

ВОДЯНАЯ МЕЛЬНИЦА

Задача: дать представление о том, что вода может приводить в движение другие предметы.

Материалы: игрушечная водяная мельница, таз, кувшин с кодой, тряпка, фартуки по числу детей.

Описание. Воспитатель проводит с детьми беседу о том, для чего человеку вода. В ходе беседы дети вспоминают ее свойства. Может ли вода заставить работать другие предметы? После ответов детей дед  Знай показывает им водяную мельницу. Что это? Как заставить мельницу работать? Дети надевают фартуки и закатывают рукава; берут кувшин с водой в правую руку, а левой поддерживают его около носика и льют воду на лопасти мельницы, направляя струю воды на центр попасти. Что видим? Почему мельница движется? Что ее приходит в движение? Вода приводит в движение мельницу.

•        Дети играют с мельницей.

Отмечается, что, если маленькой струйкой лить воду, мельница работает медленно, а если лить большой струей, то мельница работает быстрее.        

«Водичка: буль-буль!»

Цель: Создать условия малышам для изучения свойств воды (мокрая, тёплая, льётся, журчит). Учить играть дружно.

Материал: Кукла Катя, таз с водой, лейка, ковшик, магнитофон с записью журчания воды, полотенце.

Описание:

‒ Ребята, что вы слышите? (включить музыкальное сопровождение) Это льётся вода. Послушайте, как шумит водичка (музыка затихает).

‒ А где живёт у нас водичка? Правильно, в кране. Пойдёмте, покажем нашей кукле Кате, где живёт водичка. Ребята, что надо сделать, чтобы побежала водичка из крана? (надо его открыть). Что побежало из крана? Давайте посмотрим и послушаем, как водичка льётся и журчит.

‒ Как водичка журчит? Правильно, буль-буль.

Наша Катя приглашает вас поиграть с водичкой в группе. Где же у нас в группе водичка? Вот она – в тазике. Потрогайте руками водичку. Какая она? (тёплая, мокрая)

‒ А ещё Катя принесла ковшик и лейку и предлагает послушать, как льётся вода из ковшика и из лейки.

Знаем, знаем, да-да-да,

Где тут прячется вода!

Буль-буль-буль! –

Журчит водица.

С-с-с - она свистит, поёт

И струйкой из лейки льёт.

(зачерпнуть воду ковшиком, вылить из него воду, дети слушают)

‒ Как водичка льётся? (Буль-буль)

‒ Возьмите в руки ковшики, зачерпните сами и вылейте воду. Как журчит водичка?

‒ А сейчас возьмём лейку и польём из неё. Как поёт водичка? (С-с-с). Дети, возьмите ковшик и полейте из него. Послушайте, как разговаривает водичка. Буль-буль.

‒ Давайте кукле Кате скажем спасибо за такую интересную игру.

‒ Посмотрите на свои ручки, какие они у вас? Мокрые. Как мы можем сделать ручки сухими, что нам в этом поможет? (Полотенце).

«Наливаем - выливаем»

Цель: Учить переливать воду из одной ёмкости в другую, играть дружно.

Материал: Тазик с водой, детская посуда для игр с водой, игрушечный зайчик, ковшик, тихая музыка, полотенце.

Описание:

Звучит тихая, приятная музыка.

‒ В гости к нам пришёл зайчик, он приглашает всех поиграть с водичкой.

Знаем, знаем, да-да-да,

Где тут прячется вода!

Выходи, водица,

Будешь струйкой литься!

‒ Посмотрите, что сделал зайка? Что взял зайка? Куда он вылил водичку? Зайка взял ковшик, зачерпнул водичку и вылил её в пустую ванночку. Как журчит водичка? (Буль-буль). Чем зайка зачерпнул водичку? Ковшиком. Олеся, возьми ковшик и зачерпни водичку. А теперь вылей в ванночку. Олеся, что ты зачерпнула в ковшик? Куда ты вылила водичку?

‒ Ребята, возьмите чашечки и перелейте водичку. Дети играют с водой.

‒ Как журчит водичка?

‒ Вам понравилось играть с водичкой? Интересно было?

‒ Кто нас пригласил поиграть с водичкой? Давайте зайке скажем спасибо.

‒ Посмотрите на свои ручки, какие они у вас? (Мокрые) Как мы можем сделать ручки сухими, что нам в этом поможет? (Полотенце)

«Наша Таня громко плачет, уронила в речку мячик...»

Цель: Совершенствовать навыки экспериментирования, закрепить знания о свойствах предмета: легкие предметы держатся на воде.

Материал: Тазик с водой, мячик, кукла, камушки.

Описание:

Поставить куклу возле тазика с водой, где плавает мячик.

‒ Посмотрите, наша кукла Таня плачет. Что случилось, как вы думаете?

«Наша Таня громко плачет,

Уронила в речку мячик,

Тише Танечка не плачь,

Не утонет в речке мяч»

‒ Посмотрите, мячик утонул или плавает в водичке? Мячик плавает, он лёгкий.

‒ Саша, опусти мячик под воду. Что сделал мячик? Он выскочил из водички и снова плавает наверху. А теперь (имя ребенка), попробуй ты, опустить мячик. Что сделал опять мячик?

‒ Посмотрите, что у меня есть? Это камушки. Давайте попробуем опустить камушки в водичку, будут они плавать или нет? Камушки утонули. Что сделали камушки?

‒ Почему камушки утонули? Они тяжёлые.

‒ Давайте успокоим нашу Таню, не утонет мячик в речке. Он лёгкий, поэтому держится на водичке, плавает.

Игры-забавы

 с красками

Получай в коробке краски,
Раскрывай их без опаски,
Сможешь рисовать, раскрасить,
Все, что нравится, украсить.

«Какого цвета водичка?»

Цель: Познакомить с приёмом окрашивания воды.

Материал: Гуашь, прозрачные стаканчики с водой, белая бумага, кисть.

Описание:

‒ Ребята, у меня есть краски, давайте посмотрим какого они цвета?

‒ Какого цвета эта краска? (Красная). Нарисовать цветочек.

‒ Какого цвета цветочек? Зелёным нарисовать травку, жёлтым ‒ солнышко, синим ‒ тучку с дождиком.

Предложить каждому ребёнку отдельную краску, листок и кисточку, дать возможность самостоятельно оставить след от краски на бумаге.

‒ Какого цвета краска у тебя, а у тебя какого цвета краска?

‒ А теперь, ребята, помойте свои  кисточки в стаканчике с водой.

‒ Что вы делаете? – моем кисточки. Посмотрите, от краски вода стала цветной. Значит, воду можно окрасить. Какого цвета стала вода?

Предложить сделать то же самое с другими красками.

‒ Какой стала водичка в стаканчиках? Цветной. Мы её окрасили красками.

«К лягушатам в гости мы пойдём

 и с водой играть начнём»

Цель: Закреплять свойства воды: мокрая, прозрачная, льётся. Переводить действия игрового экспериментирования в познавательное русло.

Материал: Тазик с водой. Набор резиновых лягушек, прозрачные бутылочки с водой и гуашью на крышке (две для воспитателя и по одной на ребёнка).

Описание:

‒ Приглашаю вас, ребятки, в гости. Отгадайте, к кому?

«Скачут, скачут по дорожке,

Скачут вытянувши ножки,

Увидали комара, Закричали: «Ква - ква - ква».

Кто это? – лягушка. К лягушатам мы пойдем.

«Игра «Шагают наши ножки».

‒ Кто встречает нас? Лягушата. Как кричат лягушата?

«Пять весёлых лягушат

В воду броситься спешат:

Испугались цапли!

А меня они смешат:

Я же этой цапли

Не боюсь ни капли!»

‒ Где плавают лягушата? Поиграйте с ними. Какая водичка на ощупь? Какими стали у вас ручки? (Мокрыми)

– А почему у вас ручки мокрые? Потому что водичка мокрая. Детки, какая водичка? (Тёплая, мокрая)

‒ Опустите ручки на дно, можно взять лягушат в ручки. Ребята, вы видите свои ручки?  - да. Мы видим свои ручки, потому что водичка прозрачная, она чистая.

‒ Как нам сделать ручки сухими? Чем мы будем вытирать ручки? – полотенцем.

‒ Посмотрите, что наливаю я в бутылочку? (налить воду из тазика).

‒ Какая водичка в бутылочке? (Чистая, прозрачная)

‒ А сейчас я покажу вам что-то интересное: я бутылочку потрясу и водичку из прозрачной (чистой) в цветную превращу.

‒ Какого цвета стала водичка в бутылочке? (Красная). А в другой? (Синяя). Вот какая волшебная бутылочка у меня! Вы хотите тоже поиграть с волшебными  бутылочками? Посмотрите, какая водичка у вас в бутылочке? (Чистая). Потрясите свою бутылочку. Саша, какого цвета у тебя стала водичка? У тебя? (Водичка стала цветной).

«Будут детки рисовать - за водичкой наблюдать»

Цель: Закреплять прием окрашивания воды. Развивать понимание простейших причинно-следственных отношений в системе «действие-результат».

Материал: Гуашь, прозрачные стаканчики, белая бумага; трафарет воздушного шарика, кисть.

Описание:

‒ В гости к нам пришли матрёшки. И пришли они к нам с подарками. Давайте спросим у них, что они нам интересного принесли?

«Матрёшки – маленькие крошки,

Вы к нам в гости пришли,

Что в подарок принесли?»

‒ Саша, открой любую матрёшку, что ты там нашёл? Это краска. Какого она цвета? Красного. Богдан, открой другую матрёшку, что ты там нашёл? Это краска. Какого она цвета? Синяя. (Сначала можно два цвета взять, потом четыре: жёлтая, зелёная)

На листе бумаги оставить след от каждой краски, называя её цвет – лист станет разноцветным, отложить его.

‒ А теперь вы сами будете рисовать. Олеся, какой краской ты хочешь рисовать?

Показать приём размывания краски. Обратить внимание на то, что вода в стаканчике стало красной (Синей). Отложить листок на просушку, рядом поставить баночку с окрашенной водой.

‒ Посмотрите, от краски вода стала цветной. Какого цвета стала у тебя водичка? А у тебя какого цвета стала водичка? Почему водичка стала цветной? Значить водичку можно окрасить ‒ краской сделать цветной.

После того, как все раскрашенные листы просохнут, собрать их в стопку. Вложить их в пакет с вырезанным изображением воздушного шарика (трафарет) с тёмной ниточкой.

По очереди вынимать листочки ‒ шарики будут менять цвет.

Смешивание красок

Цель:  Показать, как при смешивании трех основных цветов получаются другие. Так, например, соединение желтого и синего дает зеленый; красного и желтого — оранжевый; красного и синего — фиолетовый (сиреневый); красного и черного— коричневый и т.п.  Материал. Гуашь, кисти (по  количеству детей);  4—5 пустых прозрачных стакана.

 Описание:   Каждый  ребенок выбирает тот цвет краски, которым хочет рисовать (рисование по замыслу);   моет кисточку в стакане, таким образом у каждого образуется своя «цветная водичка». Рисунки детей раскладывают на столах для просушивания. Взрослый  ставит все стаканы с цветной водой на один поднос. Собирает вокруг себя детей и предлагает посмотреть «фокус».

           Взрослый наливает в чистый стакан, предположим, красную водичку («Кто рисовал красной краской? — Оля. Это ее цвет!») и туда же добавляет желтую воду («Чья желтая водичка?—  Полина!») «Что у нас получилось? Какой цвет водички?— Оранжевый. Такого цвета бывает солнышко, апельсин, мандарин, цветочки».

          Аналогично взрослый получает фиолетовый, зеленый, коричневый цвета и т.д.

Примечание: Основными считаются три цвета: красный, желтый, синий. Именно при их соединении получаются все другие цвета спектра. Оттенки (голубой, розовый, салатовый и т.п.) получают при соединении основных цветов с белилами.

В конце занятия дети рассматривают свои рисунки, рассказывают,  кто и что нарисовал.

Рисовальнички

Цель: вызвать желание рисовать на мокром листе, выяснить что краски смешиваются, а не имеют чёткой границы, получаются новые цвета.

Материал:  большой лист бумаги для акварели, смоченный водой, клеёнка, краски и кисти.

Описание:

Солнце жёлтое на небе

Красные цветут цветы

В синем море плещет рыбка

Нарисуй всё это ты.

Незабываемые ощущения может подарить процесс рисования акварельными красками на мокром листе. Для этого на стол постелите клеёнку, намочите плотный лист бумаги для акварели. Окуните кисточку в одну из красок и осторожно проведите по бумаге. Спросите у детей, что получится, если используем другие цвета. Дайте возможность поиграть с красками. Как бы случайно можно провести по рисунку кисточкой с одной водой, без краски – вода создаст на листе нежные, размытые, светлые полутона.

Игры-забавы

со снегом

.

Снег бывает разный:

Чистый, невесомый,

Снег бывает грязный –

Липкий и тяжёлый.

Снег летит пушистый,

Мягкий и приятный,

Снег бывает рыхлый,

Снег бывает ватный.

Ледяная водичка

Цель:  В процессе экспериментирования показать детям, как вода при охлаждении превращается в лед (замерзшую воду).

Материал. Полиэтиленовые формочки доля игр с песком. (15-20 штук); коробка из-под шоколадных конфет; кувшинчик с прозрачной водой; цветная вода в стаканчиках.

Примечание: данное занятие может стать логическим завершением игровой ситуации, описанной в занятиях 2 и 3.

Описание:  взрослый беседует с детьми о зиме, спрашивает о ее признаках (снег, лед, холодно). Подчеркивает, что на морозе вода превращается в лед: «Мы сделаем вместе с вами льдинки». Предлагает расставить формочки на столе, На глазах у детей наливает в одни формочки прозрачную воду, в другие – цветную. «Когда пойдем гулять, мы вынесем на мороз и посмотрим, что у нас получиться?».

Во второй части занятия используется коробка из-под конфет для изготовления «бус». В формовочную упаковку в присутствии детей заливается цветная вода (желательно чередовать контрастные цвета, например, синий, желтый, зеленый, красный, фиолетовый и пр.). Затем в залитые формочки следует положить толстую нитку, которая на морозе должна вмерзнуть в льдинки.

На прогулке взрослый предлагает детям посмотреть, что произошло с водой, когда вода замерзнет, он в присутствии детей вынимает цветные нитки бус, украшая ими елочку на участке детского сада.

Тает льдинка

Цель: познакомить с тем, что замерзает на холоде и тает в тепле.

Материал: свеча, ложка, лёд, прозрачные стаканчики с горячей и холодной водой.

Описание: Однажды зимой бельчонок принёс домой льдинку, сосульку, он оставил её в дупле, на полу в прихожей, а сам пошёл обедать, а потом спать. Когда проснулся, сразу вспомнил про льдинку, побежал в прихожую. Льдинка пропала – нет нигде, зато на полу блестела лужица.

Положим кусочек льда на ложку и подогрейте его над пламенем свечи: «Посмотри, вот лёд. Давай его подогреем на огне. Где же лёд? Растаял! Во что лёд превратился? В водичку!»

В прозрачную стеклянную кружку или стакан налейте горячую воду (её можно подкрасить), опустите кусочек льда и понаблюдайте, как быстро он тает. Можно взять несколько стаканов и понаблюдать, как по-разному тает лёд в воде разной температуры. 

Разноцветный снег

Цель: познакомить детей с новыми свойствами снега: тает, окрашивается.

Материал: ведёрко со снегом, краски, кисточки, стаканчики, горячая вода, игрушка заяц.

Описание: в группу приходит зайчик и приносит ведерко со снегом. Воспитатель закрепляет свойства снега и предлагает с ним поиграть.

Наливает горячую воду и кладет снег. Что произошло со снегом? – он растаял. Выясняем, какого цвета снег и предлагаем сделать его цветным. Каждому ребенку положить снег в стаканчики и предложить взять любую краску и перемешать. Какой снег получился? – красный, синий и т.д.

-Что произошло со снегом? – снег окрасился

Вывод: Ребята, что мы сегодня с вами узнали? Что если в снег налить горячую воду, снег …. ? Растает, превратится в воду. А если в снег добавить краску, снег …. ? Окрасится.

Игры со снегом на прогулке

Разные ножки топают по снежной дорожке.

Содержание и оборудование: научить детей получать четкие следы на снегу. Воспитатель учит детей, как получить четкие следы на сне­гу. Взяв ребенка за руки, делает отпечаток его фигуры на ровном снегу. Показывает, как получить из снега различные фигуры.

Ледяная горка.

Содержание и оборудование: При помощи детских лопаток воспитатель и дети делают горку для куклы из снега, потом полива­ют ее водой и наблюдают до конца прогулки, что происходит с гор­кой. Затем катают куклу с ледяной горки.

Снежный городок.

Содержание и оборудование: Воспитатель из снега лепит коло­бок и предлагает детям сделать такой же. Потом показывает, как из маленьких колобков можно построить большой дом, который называется снежной крепостью.

Разноцветные фигуры.

Содержание и оборудование: На прогулке воспитатель делает вместе с детьми фигуры из снега: снеговики, черепашки, пирожки, снежный городок из маленьких комков снега. Помощник воспитателя выносит теплую разноцветную воду в брызгалках, и дети раскрашивают водой фигурки из снега.

Игры-забавы

с воздухом

Воздух – это-то, чем дышим.

Через воздух звук мы слышим.

В воздух, в небо и в полет

Улетает самолёт.

***

Осторожно пузыри…

Ой, какие! Ой, смотри!

Раздуваются! Блестят!

Отрываются! Летят!

Почему кораблики не плывут

Цель: обнаружить воздух, образовать ветер.

Материал: бумажные и пенопластовые кораблики, ванночка с водой.

Описание: Стоят кораблики в синем море и никак не могут поплыть. Стали капитаны Солнышко просить: «Солнышко! Помоги нашим кораблям поплыть! » Солнышко им отвечает: «Я могу воду в море нагреть! » Нагрело Солнышко воду, стала вода тёплая, а кораблики всё равно не плывут. Наступила ночь. Появились на небе Звёзды. Стали капитаны их просить: «Звёздочки! Помогите нашим корабликам поплыть! » Звёзды им отвечают: «Мы вам можем дорогу указать, куда плыть нужно! » Обиделись капитаны: «Куда плыть, мы и сами знаем, только не можем с места сдвинуться! » Вдруг подул Ветер. Капитаны стали его просить: «Ветерок! Помоги нашим корабликам отправиться в путь! » «Это очень просто! » - сказал Ветер и стал дуть на кораблики. И кораблики поплыли.

Предложите детям опустить кораблики в ванночку с водой, спросите, плывут ли кораблики, почему? Что нужно сделать, чтобы кораблики поплыли? Выслушать предложения детей, подвести к тому, что нужен ветер. Где «взять» ветер? Дети дуют на кораблики, создают ветер.

Мыльные пузырьки

Цель: вызвать желание пускать мыльные пузыри, познакомить с тем, что при попадании воздуха в мыльную воду образуется пузырь.

Материал: мыльная вода, коктельные трубочки, бутылочки с отрезанным дном, корпус гелиевой ручки.

Описание:

Художественное слово 

Водичка не любит нерях и грязнуль,

Кипит и ругается: «Буль-буль-буль-буль! »

Но если мы вымоем руки и лица,

Водичка довольна и больше не злится.

Намыльте руки так, чтобы получилась пышная густая пена. Затем разъедините ладони так, чтобы между ними образовалась тоненькая прозрачная мыльная плёнка. Подуйте на неё – у вас получится мыльный пузырь. Пусть ребёнок подует на мыльную плёночку в ваших ладонях, помогите ему сделать свой мыльный пузырь.

Чтобы побудить ребёнка самостоятельно выдувать мыльные пузыри, предложите ему, помимо рамки из купленного пузырька, разнообразные трубочки – коктейльную трубочку, пластиковую бутылочку с отрезанным дном, или сверните и склейте из плотной бумаги толстую трубу. Чтобы получить твёрдую трубочку (коктельные трубочки малыши часто закусывают или перегибают) можно разобрать гелиевую ручку и взять от неё корпус – прозрачную пластмассовую трубочку.

Воду для мыльных пузырей можно приготовить самостоятельно, используя жидкость для мытья посуды.

Ветер по морю гуляет


Цель: Обнаружить воздух.
Материал: Таз с водой, модель парусника.

Описание: Взрослый опускает парусник на воду, дует на парус с разной силой. Дети наблюдают за движением парусника. Выясняют, почему плывет лодочка, что ее толкает (ветерок); откуда берется ветер-воздух (мы его выдыхаем).

Затем проводится соревнование «Чей парусник быстрее доплывет до другого края». Взрослый обсуждает с детьми, как надо дуть, чтобы парусник быстрее или дольше плыл (набрать больше воздуха и сильно или дольше его выдыхать).

Затем взрослый спрашивает у детей, почему нет пузырьков воздуха, когда мы дуем на парус (пузырьки образуются, если «вдувать» воздух в воду, и тогда он поднимается из воды на поверхность).

Пенный замок

Цель: познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь, затем пена.

Материал: мелкая ёмкость с мыльной водой, соломинки, резиновая игрушка.

Описание:

У нас из пены на глазах

Замок вырастит сейчас,

Мы подуем с вами в трубочку

Заиграет принц на дудочке.

В небольшую ёмкость налейте немного средства для мытья посуды, добавьте воды и размешайте. Возьмите широкую коктельную трубочку, опустите в миску и начинайте дуть. Одновременно с громким бульканьем на глазах у ребёнка вырастет облако переливающихся пузырей.

Дайте ребёнку трубочку и предложите подуть сначала вместе с вами, затем самостоятельно. поставьте внутрь пены пластмассовую или резиновую игрушку – это «принц, который живёт в

ВОЗДУХ ПОВСЮДУ

Цель: обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство — невидимость.

Материал: воздушные шарики, таз с водой, пустая пластмассовая бутылка, листы бумаги.

Описание. Воспитатель загадывает детям загадку о воздухе.

Через нос проходит в грудь

И обратно держит путь.

Он невидимый, и все же

Без него мы жить не можем. (Воздух)

Что мы вдыхаем носом? Что такое воздух? Для чего он нужен? Можем ли мы его увидеть? Где находится воздух? Как узнать, есть ли воздух вокруг?

•        Игровое упражнение «Почувствуй воздух» — дети машут листом бумаги возле своего лица. Что чувствуем? Воздуха мы не видим, но он везде окружает нас.

•        Как вы думаете, есть ли в пустой бутылке воздух? Как мы можем это проверить? Пустую прозрачную бутылку опускают в таз с водой так, чтобы она начала заполняться. Что происходит? Почему из горлышка выходят пузырьки? Это вода вытесняет воздух из бутылки. Большинство предметов, которые выглядят пустыми, на самом деле заполнены воздухом.

•        Назовите предметы, которые мы заполняем воздухом. Дети

надувают воздушные шарики. Чем мы заполняем шарики? Воздух заполняет любое пространство, поэтому ничто не является пустым.

ВОЗДУХ РАБОТАЕТ

Цель: дать детям представление о том, что воздух может двигать предметы (парусные суда, воздушные шары и т.д.).

Материал: пластмассовая ванночка, таз с водой, лист бумаги; кусочек пластилина, палочка, воздушные шарики.

Описание. Воспитатель предлагает детям рассмотреть воздушные шарики. Что внутри них? Чем они наполнены? Может ли воздух двигать предметы? Как это можно проверить? Запускает в воду пустую пластмассовую ванночку и предлагает детям: «Попробуйте заставить ее плыть». Дети дуют на нее.

- Что можно придумать, чтобы лодочка быстрее плыла? Прикрепляет парус, снова заставляет лодочку двигаться.

- Почему с парусом лодка движется быстрее? На парус давит больше воздуха, поэтому ванночка движется быстрее.

- Какие еще предметы мы можем заставить двигаться? Как можно заставить двигаться воздушный шарик? Шарики надуваются, выпускаются, дети наблюдают за их движением.

-Почему движется шар? Воздух вырывается из шара и заставляет его двигаться.

Дети самостоятельно играют с лодочкой, шариком        

Что в пакете?

Цель: обнаружить воздух в окружающем пространстве.

Материал: полиэтиленовые пакеты.

Описание: Дети рассматривают пустой полиэтиленовый пакет.

‒ Что находится в пакете?

Отвернувшись от детей, взрослый набирает в пакет воздух и закручивает открытый конец так, чтобы пакет стал упругим. Затем показывает наполненный воздухом закрытый пакет и вновь спрашивает, что в пакете. Открывает пакет и показывает, что в нём ничего нет.

‒ Посмотрите, когда я открыла пакет, тот перестал быть упругим. В пакете был воздух.

‒ Почему кажется, что пакет пустой?

‒ Воздух прозрачный, невидимый, лёгкий. Игры с шариками, надувными игрушками.

Игры с соломинкой.

Цель: познакомить с тем, что внутри человека есть воздух, и обнаружить его.

Материал: трубочки для коктейля, ёмкость с водой.

Описание: Дети рассматривают трубочки

‒ Для чего в трубочках отверстия? (Сквозь них что-нибудь вдувают и выдувают)

‒ Подуйте в трубочку и подставьте ладошку под струю воздуха.

‒ Что вы почувствовали, когда дули?

‒ Откуда появился ветерок? Выдохнули воздух, который перед этим вдохнули.

‒ Воздух нужен человеку для дыхания, он попадает внутрь человека при вдохе через рот или нос, его можно не только почувствовать, но и увидеть. Для этого нужно подуть в

трубочку, конец которой опущен в воду.

‒ Что вы увидели? Откуда появились пузырьки? Куда они исчезли?

Игры с воздушным шариком и соломинкой.

Цель: закрепить знания о том, что внутри человека есть воздух, и обнаружить его.

Материалы: воздушные шарики, ёмкость с водой, два воздушных шара (один надут слабо мягкий, другой надут сильно – упругий).

Описание: Рассматривают два воздушных шара. Дети играют с тем и другим и выясняют, с каким удобнее играть и почему (С тем, который больше надут, т. к. он легко отбивается, «летает», плавно опускается и пр.)

Обсуждаем причину различия в свойствах: один упругий, потому что он сильно надут, а другой ‒ мягкий.

‒ Что нужно сделать со вторым шариком, чтобы с ним тоже было хорошо играть? - надуть

‒ Что находится внутри шарика?

‒ Откуда воздух берётся? (Воспитатель показывает, как человек вдыхает и выдыхает воздух, подставив руку под струю воздуха)

‒ Откуда берётся воздух внутри человека? (Его вдыхают). 

        Организуются игры со вторым шариком: надувают его, чтобы он стал упругим, опускают отверстием в воду, чтобы дети наблюдали, как сдувается шарик и выходит через пузырьки воздух.

       В конце игры воспитатель предлагает детям повторить опыт самим.

Сильный ветер, слабый ветер

Цель: познакомить детей с силой ветра.

Оборудование: пустые картонные коробочки разные по размеру и весу, трубочки по количеству детей, фен или небольшой вентилятор.

Речевой материал: Лёгкая - (ие), тяжёлая-(ые), какие по весу?, ветер сильный- сдувает предметы, ветер слабый не сдувает предметы.

Описание:

Воспитатель предлагает детям рассмотреть лежащие на столе коробочки. Предлагает потрогать их, определить какие они по весу: лёгкие или тяжёлые.

Затем воспитатель проводит эксперимент. Берёт трубочку и начинает дуть через неё на коробочки, они остаются лежать на столе. Ветер слабый не сдувает предметы.

Затем воспитатель берёт фен и направляет его на детей они «трогают» воздух. Затем воспитатель направляет струю воздуха на коробочки, и они падают со стола на пол. Ветер сильный – сдувает предметы.

После проведения эксперимента воспитатель подводит детей к выводу о силе ветра.

Надуваем воздушные шары

Цель: продолжать расширять знания о воздухе, развивать умения выпускать воздух в одном направлении, дуть на ленточки, султанчики.

Оборудование: 1 надутый воздушный шар, воздушные шары не надутые, султанчики, ленточки на каждого ребёнка.

Речевой материал: воздух, шар, будем надувать.

Описание:

Воспитатель предлагает детям поиграть с воздушным шаром. Воспитатель незаметно прокалывает шар. Дети огорчены, играть нельзя, шар лопнул. Воспитатель объясняет детям, что воздуха в лопнувшем шарике нет, и предлагает детям найти воздух.

Дети дуют на султанчики, ленточки. Вот воздух. Воспитатель раздают шары детям, и предлагает надуть их. Теперь можно играть с шарами.

Воспитатель подводит детей к выводу, что в шарике - воздух, шар лопнул – воздуха нет.

Игры-опыты

с физическими явлениями

(цвет, звук, свет, тепло, магнит, лупа)

                 

           

Волшебные краски

Цель: показать детям, что при смешивании двух цветов появляется третий цвет.

Оборудование: гуашь жёлтого и синего цвета, палитры, трафареты яблока на каждого ребёнка, кисточки, баночки с водой.

Речевой материал: краска жёлтая, краска синяя, будем смешивать краски, какого цвета краска?, краска зелёная.

Описание:

Воспитатель предлагает детям раскрасить трафарет яблока в зелёный цвет. Перед детьми стоят краски жёлтого и синего цвета, зелёной краски нет.

Воспитатель предлагает детям, смешать краски и посмотреть краска какого цвета получилась.

Дети проводят опыт и раскрашивают яблоко. Воспитатель подводит детей к выводу о том, что при смешивании двух красок получается третья.

Тёплое - холодное

 

Цель: учить определять по тактильным ощущениям разные агрегатные состояния предметов (железные - холодные, деревянные - тёплые).

Оборудование: предметы деревянные и железные, салфетка.

Речевой материал: тёплая (ые)(ое), холодные(ое)(ая), деревянные -тёплые, железные - холодные.

Описание:

Воспитатель подводит детей к столу на котором заранее выложены разные предметы: деревянные кубики, ложки, палочки - предлагает потрогать их, приложить к щеке.

Затем предлагает потрогать предметы из железа. Какие предметы на ощупь? Предметы тёплые и холодные.

Будем играть. Накроем предметы салфеткой и будем находить тёплые деревянные предметы и холодные железные предметы.

Дети самостоятельно приходят к выводу, что предметы из дерева тёплые, а из железа холодные.

 

Солнечный зайчик

Цель: познакомить с естественным источником света – солнцем.

Материал: маленькие зеркала, солнечный свет

Описание: Выбрав момент, когда солнце заглядывает в окно, поймайте с помощью зеркальца лучик и постарайтесь обратить внимание малыша на то, как солнечный «зайчик» прыгает по стене, по потолку, со стены на диван и т. д. предложите поймать убегающего «зайчика». Если ребёнку понравилась игра, поменяйтесь ролями: дайте ему зеркало, покажите, как поймать луч, а затем встаньте у стены. Постарайтесь «ловить» пятнышко света как можно более эмоционально, не забывая при этом комментировать свои действия: «Поймаю-поймаю! Какой шустрый зайчик – быстро бегает! Ой, а теперь он на потолке, не достать. … Ну-ка, заяц, спускайся к нам! » и т. д. Смех ребёнка станет вам самой лучшей наградой.

Что-то в коробке

Цель: познакомить со значением света и его источниками (солнце, фонарик, свеча, показать, что свет не проходит через прозрачные предметы.

Материал: коробка с крышкой, в которой сделана прорезь; фонарик, лампа.

Описание: Папа подарил зайке маленький фонарик, зайке понравилось играть с фонариком. Он включал фонарик и заглядывал под диван, светил внутрь шкафа и во все углы.

- Зайка, а где твой мячик? - спросила мама.

- Пойду искать! – сказал Зайка и пошёл в тёмную комнату.

- А я не боюсь! – весело сказал Зайка и зажёг фонарик.

Зайка посветил фонариком и нашёл мячик.

Взрослый предлагает детям узнать, что находится в коробке (неизвестно) и как обнаружить, что в ней (заглянуть в прорезь). Дети смотрят в прорезь и отмечают, что в коробке темнее, чем в комнате. Взрослый спрашивает, что нужно сделать, чтобы в коробке стало светлее (полностью открыть прорезь или снять крышку, чтобы свет попал в коробку и осветил предметы внутри неё).

Взрослый открывает прорезь, и после того, как дети убеждаются, что в коробке стало светло, рассказывает о других источниках света – фонарике и лампе, которые по очереди зажигает и ставит внутрь коробки, чтобы дети увидели свет через прорезь. Вместе с детьми сравнивает, в каком случае лучше видно, и делает вывод о значении света.

СВЕТ И ТЕНЬ

Цель: познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы.

Материалы: оборудование для теневого театра, фонарь.

Описание. Приходит медвежонок Миша с фонариком. Воспитатель спрашивает его: «Что это у тебя? Для чего тебе нужен фонарик?» Миша предлагает поиграть с ним. Свет выключается, комната затемняется. Дети с помощью воспитателя освещают фонариком и рассматривают разные предметы. Почему мы хорошо все видим, когда светит фонарик?

Миша перед фонариком помещает свою лапу. Что видим на стене? (Тень.) Предлагает то же проделать детям. Почему образуется тень? (Рука мешает свету и не дает дойти ему до стены.) Воспитатель предлагает с помощью руки показать тень зайчика, собачки. Дети повторяют. Миша дарит детям

подарок.        

•        Игра «Теневой театр». Воспитатель достает из коробки теневой театр. Дети рассматривают оборудование для теневого театра. Чем необычен этот театр? Почему все фигурки черные? Для чего нужен фонарик? Почему этот театр называется теневым? Как образуется тень? Дети вместе с  медвежонком Мишей рассматривают фигурки животных и  показывают их тени.

•        Показ знакомой сказки, например «Колобка», или любой другой.        

ТАИНСТВЕННЫЕ КАРТИНКИ

Цель: показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные стекла.

Материалы: цветные стекла, рабочие листы, цветные карандаши.

Описание. Воспитатель предлагает детям посмотреть вокруг себя и назвать, какого цвета предметы они видят. Все вместе подсчитывают, сколько цветов назвали дети. Верите ли вы, что черепаха все видит только зеленым? Это действительно так. А хотели бы вы посмотреть на все вокруг глазами черепахи? Как это можно сделать?

Воспитатель раздает детям зеленые стекла. Что видите? Каким вы еще хотели бы увидеть мир? Дети рассматривают предметы.

Как получить цвета, если у нас нет нужных стеклышек? Дети получают новые оттенки путем наложения стекол — одно на другое.

Дети зарисовывают «таинственные картинки» на рабочем листе.

ВСЕ УВИДИМ, ВСЕ УЗНАЕМ

Цель: познакомить с прибором-помощником — лупой и ее назначением.

Материалы: лупы, маленькие пуговицы, бусинки, семечки кабачков, подсолнуха, мелкие камешки и прочие предметы для рассматривания, рабочие листы, цветные карандаши.

Описание. Дети получают «посылку» от Буратино, рассматривают его. Что это? (Бусинка, пуговица.) Из чего состоит? Для чего нужна?

Буратино предлагает рассмотреть маленькую пуговицу, бусинку. Как лучше видно — глазами или с помощью этого стеклышка? В чем секрет стеклышка? (Увеличивает предметы, их лучше видно.) Этот прибор-помощник называется «лупа». Для чего человеку нужна лупа? Как вы думаете, где взрослые используют лупы? (При ремонте и изготовлении часов.)

•        Детям предлагается самостоятельно рассмотреть предметы

по их желанию, а потом зарисовать в рабочем листе, каков предмет на самом деле и какой он, если посмотреть через лупу.

Волшебная рукавичка

Цель: Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.
Материал: Магнит, мелкие предметы из разных материалов, рукавичка с вшитым внутрь магнитом.
Описание: Взрослый демонстрирует фокус: металлические предметы не падают из рукавички при разжимании руки. Вместе с детьми выясняет почему. Предлагает детям взять предметы из других материалов (дерево, пластмасса, мех, ткань, бумага) — рукавичка перестает быть волшебной. Определяют почему (в рукавичке есть «что-то», что не дает упасть металлическим предметам). Дети рассматривают рукавичку, находят магнит, пробуют применить его.

Волшебный театр

Цель: Понять, что только предметы из металла взаимодействуют с магнитом.
Материал: «Театральная сцена» на подставке, персонажи сказки.

Описание: Взрослый вместе с детьми рассказывает сказку, используя фигурки персонажей и спрятанный под сценой магнит. Дети выясняют, как ожили герои. Рассматривают материал, из которого сделаны персонажи пробуют его на взаимодействие с магнитом. Делает вывод о том, какие предметы могут притягиваться (только металлические). Дети убирают металлические пластинки с фигурок и проверяют действие на них магнита (фигурки не притягиваются).

Мы — фокусники


Цель: Выделить предметы, взаимодействующие с магнитом.
Материал: Рукавичка с магнитом, бумажная салфетка, стакан с водой, гвоздик, деревянная игрушка с металлической пластиной внутри.
Описание: 

Взрослый вместе с детьми рассматривает бумагу, делает из нее самолетик, подвязывает его на нить. Незаметно для детей заменяет его на самолет с металлической пластиной, подвешивает его и, поднося «волшебную» рукавичку, управляет им в воздухе. Дети делают вывод: если предмет взаимодействует с магнитом, значит в нем есть металл.

Затем дети рассматривают мелкие деревянные шарики. Выясняют, могут ли они сами двигаться (нет). Взрослый подменяет их предметами с металлическими пластинами, подносит «волшебную» рукавичку, заставляет двигаться. Определяют, почему это произошло (внутри должно быть что-то металлическое, иначе рукавичка не будет действовать).

Потом взрослый «нечаянно» роняет гвоздик в стакан с водой и предлагает детям подумать, как достать ее, не замочив руки (поднести рукавичку с магнитом к стакану).

Игры-опыты

с органами чувств

НЮХАЕМ, ПРОБУЕМ, ТРОГАЕМ, СЛУШАЕМ

Цель: закрепить представления детей об органах чувств, их назначении (уши — слышать, узнавать различные звуки; нос — определять запах; пальцы — определять форму, структуру поверхности; язык — определять на вкус).

Материалы: ширма с тремя круглыми прорезями (для рук и носа), газета, колокольчик, молоток, два камня, погремушка, свисток, говорящая кукла, футляры от киндер-сюрпризов с дырочками; в футлярах: чеснок, кусочек апельсина; поролон с духами, лимон, сахар. Картинки с органами чувств.

Описание. 

На столе разложены газеты, колокольчик, молоток, два камня, погремушка, свисток, говорящая кукла. Воспитатель предлагает детям поиграть с ним. Детям предоставляется возможность самостоятельно изучить предметы. В ходе этого знакомства педагог беседует с детьми, задавая вопросы, например: «Как звучат эти предметы?», «С помощью чего вы смогли услышать эти звуки?» и т.д.

•         Игра «Угадай, что звучит» — ребенок за ширмой выбирает предмет, которым затем издает звук, другие дети отгадывают. Они называют предмет, с помощью которого издан звук, и говорят, что услышали его ушами.

•        Игра «Отгадай по запаху» — дети подставляют свои носики к окошку ширмы, а воспитатель предлагает отгадать по запаху, что у него в руках. Что это? Как узнали? (Нам помог нос.)

•        Игра «Отгадай на вкус» — воспитатель предлагает детям отгадать по вкусу лимон, сахар.

•        Игра «Отгадай на ощупь» — дети опускают руку в отверстие ширмы, отгадывают предмет и затем достают его.

•        Назовите наших помощников, которые помогают узнать нам предмет по звуку, по запаху, по вкусу. Что было бы, если бы их у нас не было?

(На фланелеграфе с помощью картинок фиксируется назначение органов чувств.)

Определяем на вкус

Цель: учить детей различать продукты на вкус, называть приближённо вкусовые качества.

Оборудование: 4 тарелочки с сахаром, солью, горчицей, лимонным соком, стаканчики с водой, ложечки на каждого ребёнка.

Речевой материал: будем пробовать, какой на вкус, попробуй и назови, кислый, сладкий, солёный, горький.

Описание:

На столе перед детьми стоят тарелочки, в которых лежат разные по вкусовым качествам продукты. Воспитатель просит назвать детей что это. Дети называют.

Воспитатель предлагает детям положить каждый продукт в стаканчик с водой, перемешать , попробовать и назвать: Какой на вкус?.

Дети самостоятельно проводят эксперимент и называют. Дети приходят к выводу. Что продукты разные и у каждого есть свой вкус.

 

Угадай, что в руке

Цель: Узнать названный предмет с помощью одного из анализаторов.

Игровое действие. Бег к воспитателю с предметом, узнанным на ощупь.

Правило. Смотреть на то, что лежит в руке, нельзя. Нужно узнать на ощупь.

Описание. Дети стоят, образуя круг. В руки, отведенные за спину, воспитатель раскладывает овощи и фрукты. Затем показывает всем любой из овощей. Дети, у которых в руках такой же, по команде подбегают к воспитателю.

Чудесный мешочек

Цель: Узнать предмет при помощи одного из анализаторов.

Игровое действие. Поиск на ощупь спрятанного предмета.

Правила. В мешочек заглядывать нельзя. Сначала нужно определить, что в руке, а потом показать предмет всем остальным.

Оборудование. Для первых игр подбирают овощи и фрукты, резко отличающиеся по форме, деталям, затем более похожие. Небольшой мешочек (непрозрачный) .

Описание: Воспитатель опускает овощи и фрукты в мешочек и просит наблюдать, что он будет делать. Затем предлагает одному из ребят: «Найди на ощупь, не глядя в мешочек, что хочешь. А теперь скажи, что ты взял». Или можно попросить: «Найди то, что я скажу (назову)».  По очереди  задание  выполняют все дети.

Примечание. В последующем при повторении игры мешочек наполняют заранее. Дети не должны видеть, что туда прячут.

Постучим, погремим!

Цель. Развивать слуховое внимание, восприятие на слух звуков, которые издают различные предметы.

Материалы. Различные предметы и материалы (бумага, полиэтиленовый пакет, ложки, палочки и др.).

Описание.

Познакомьте детей с разнообразными звуками, которые получаются при манипуляции с предметами: постучите деревянным молоточком, помните или порвите лист бумаги, пошуршите газетой, пакетом, ударьте деревянными или металлическими ложками друг о друга, проведите палочкой по батарее, уроните карандаш на пол и т. п.

Через некоторое время предложите малышам послушать звуки с закрытыми глазами и угадать, какие предметы их издают. (Можно производить звуки за ширмой.)

Узнай по звуку

Цели. Развивать слуховое внимание; восприятие на слух звуков, которые издают различные звучащие игрушки.

Материалы. Звучащие игрушки (погремушки, свистульки, пищалки, колокольчики, трещотки и др.), ширма.

Описание.

Покажите детям игрушки и предложите поиграть с ними. Пусть малыши извлекают из них звуки, пока не научатся четко дифференцировать их на слух.

Затем спрячьте игрушки за ширму. Предложите детям послушать звуки и угадать, какие предметы их издают (можно воспроизводить звуки за спиной у малышей или предложить им закрыть глаза). В зависимости от уровня развития речи и способностей дети могут показать игрушку или назвать ее.

Угадай, что в ящике?

Цели. Развивать осязание; учить ощупывать предметы.

Материалы. Коробка с круглыми отверстиями для рук; игрушки и предметы разной формы, сделанные из разных материалов.

Описание.

Предложите детям внимательно изучить все предметы и игрушки, ощупав их. Для того чтобы сосредоточиться на ощущениях, можно предложить малышам ощупывать предметы с закрытыми глазами.

Затем спрячьте предметы и предложите ребятам поиграть: «Я спрячу в коробку предмет, а кто-то из вас просунет внутрь коробки руки и угадает, что там лежит. В этой игре нельзя смотреть, но можно трогать».

Незаметно для детей положите в коробку один предмет и предложите ребенку ощупать его и угадать, как он называется. Затем пусть ребенок достанет предмет и проверит правильность ответа. Таким образом, дети по очереди угадывают предметы

Игры-эксперименты

с разными материалами

(ткань, бумага, дерево, прищепки, различные крупы)

     

     

Игра с бельевыми прищепками.

Цель: развить цветовое восприятие, мелкую моторику и координацию, осязательные чувства, логическое мышление и концентрацию внимания, предметные и игровые действия.

Материал: предметы, вырезанные из картона (солнце, тучка, рыбка и т.д.), разноцветные пластмассовые бельевые прищепки; емкости 4 цветов.

Описание: 

Для начала дать ребёнку поиграть с прищепками. Предложить малышу выловить прищепки определённого цвета (все синие и т.д.). Вместе с малышом разложить прищепки разных цветов в разные коробочки, показать, как тремя пальцами можно прицепить прищепку за верёвочку, полотенце. Прицеплять прищепки в определённой последовательности. Цеплять их за край картона, подбирать по цвету

«Дотронься до...»

Цель. Упражнять детей в узнавании предметов, сделанных из различных материалов.

Материал. Предметы, сделанные из различных материалов.

Описание.

Воспитатель говорит ребенку: «Дотронься до деревянного предмета (бумажного, глиняного и т.д.)». Остальные играющие должны найти в групповой комнате предметы, сделанные из заданного материала и дотронуться до них. Выигрывает тот, кто первым найдет нужный предмет.

Бумага, ее качества и свойства


Цель: научиться узнавать вещи, сделанные из бумаги, выявлять ее качества (цвет, белизна, гладкость, степень прочности, толщина, впитывающая способность) свойства (мнется, рвется, режется, горит).
Материал: различные виды бумаги, ножницы, емкость с водой.
Описание. Взрослый и ребенок рассматривают бумагу, определяют, гладкая она или шершавая, толстая или тонкая, гладят листы бумаги ладонью, ощупывают ее. Затем взрослый предлагает смять лист бумаги (мнется); разорвать его на несколько кусочков (рвется); потянуть за края в разные стороны — определить, как быстро разрушается целостность листа; следовательно, материал непрочный); разрезать лист ножницами (режется  хорошо); положить бумагу в емкость с водой (намокает). Можно изучить различные виды бумаги.

Проведение опытов

Рвем бумагу.

Содержание и оборудование: Дети рвут разноцветную бумагу на мелкие кусочки и делают из них аппликацию

Бумажные комочки.

Содержание и оборудование: познакомить детей с новым свойс­твом бумаги — ска­тыванием. Воспитатель учит детей делать из бумаги комочки, а потом из них коллективную аппликацию

Бумажные полоски.

Содержание и оборудование: Детям раздают ножницы и половинку альбомного листа, потом показывают, как получить полоску при помощи ножниц. Вырезанные полоски можно использовать, чтобы узнать, есть ли на улице ветер

Древесина, ее качества и свойства


Цель: научиться узнавать вещи, изготовленные из древесины (вычленять ее качества (твердость, структура поверхности- гладкая, шершавая; степень прочности (толщина) и свойства (режется, горит, не бьется, не тонет в воде).
Материал: Деревянные предметы, емкости с водой, небольшие дощечки и бруски, молоток, гвоздь, сапожный нож.
Описание.

Взрослый показывает несколько деревянных предметов и спрашивает у ребенка, что это и из чего сделаны предметы. Предлагает определить качества материала. Ребенок получает дощечку и брусок, ощупывает их, делает вывод о структуре поверхности и толщине. Чтобы выявить свойства, опускает брусок в воду (не тонет); пробует переломить его (не получается — значит, прочный); роняет на пол (не бьется). Взрослый вырезает из бруска небольшую фигурку и акцентирует внимание детей на приложении больших усилий для выполнения этой работы. Можно определить, какие из предметов домашнего обихода сделаны из древесины.

Ткань, ее качества и свойства


Цель: Научить узнавать вещи из ткани, определять ее качества (толщина, структура поверхности, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает).
Материалы:  Образцы хлопчатобумажной ткани двух-трех цветов, ножницы, емкости с водой.
Описание. 

Дети играют с куклами, одетыми в платья из хлопчатобумажной ткани. Взрослый предлагает детям подумать, из чего сшиты платья; какого цвета ткань; что они еще знают об этом материале. Предлагает определить качества и свойства ткани. Каждый ребенок берет кусок ткани понравившегося цвета, ощупывает его, выявляет структуру поверхности и толщину. Мнет ткань в руках (мнется), тянет за два противоположных края (тянется); разрезает кусок на две части ножницами (режется); опускает кусок ткани в емкость с водой (намокает); сравнивает изменения ткани, находящейся в воде, с мокрой бумагой (ткань сохраняет целостность лучше, чем бумага).

Определи на ощупь

Цель. Закреплять знания детей о материалах (дерево, бумага, ткань); закреплять умение определять вещи, сделанные из этих материалов, на ощупь.

Материал. Кукла Буратино, мешочек; предметы из бумаги, дерева, ткани.

Описание: В гости к детям приходит Буратино и предлагает им определить, из какого материала его сделал папа Карло. Дети отгадывают: «Из дерева».

Буратино просит ребят достать из мешочка только те предметы, которые сделаны из дерева. Дети определяют на ощупь деревянные предметы и достают их, определив одно из свойств и качеств дерева.

Усложнение, Дети достают из мешочка предметы, сделанные из других материалов, и дают им полную характеристику.

Прячем руки

Цели. Развивать осязание; знакомить со свойствами различных круп.

Материалы. Крупы и бобовые (гречка, рис, горох и др.), миска, совок, маленькая игрушка.

Описание.

Это занятие лучше проводить индивидуально или с небольшой группой детей.

В начале игры объясните ребенку, что играть надо аккуратно, не рассыпая крупу. Насыпьте гречневую крупу в глубокую миску, опустите в нее руки и пошевелите пальцами. Затем предложите ребенку опустить руки в крупу: «Где мои руки? Спрятались. Давай и твои ручки спрячем. Пошевели пальчиками. Как приятно! А теперь потри ладошки друг о друга — немножко колется, да?», а потом с другой крупой.

Ложка, ложка, помоги немножко

Цель: познакомить с мерой сыпучих и жидких веществ

Материал: одинаковые стаканы, чайные и столовые ложки, крупа, вода.

Описание: поставьте на стол два стакана, наполненных одинаковым количеством риса, и дайте ребенку столовую ложку, а себе возьмите чайную.

Поиграйте в игру «Кто быстрее» — пересыпайте рис из наполненного стакана в пустой. Не торопитесь сами и ни в коем случае не торопите ребенка. Удивитесь, что ребенок «почему-то» пересыпал рис быстрее. После догадок сделайте вывод — чем больше мера, тем меньше нужно усилий, чтобы пересыпать ею рис, и наоборот.

 Закрепляем: в следующий раз возьмите воду, горох. Можно использовать тару большего размера.

Опыты

«В мире растений»

Ветка в вазе

Цель: показать значение воды в жизни растений.

Материалы: ветка дерева, ваза с водой, наклейка «живая вода».

Описание.

Проехал мощный грузовик и веточка сломалась,

Упала веточка на снег и там бы пролежала,

Но подняла её рука заботлива и нежно

И отнесла её в тепло воды напиться снежной.

Поставим в вазу ветку мы, откроются все почки,

Из них появятся на свет зелёные листочки.

Срежьте или подберите сломанную веточку, быстро распускающихся деревьев. Возьмите вазу и наклейте на неё наклейку «живая вода».

Вместе с детьми рассмотрите веточки и почки на них. После поставьте ветку в воду и объясните детям, что одно из важных свойств воды – давать жизнь всему живому. Поставьте веточку на видное место. Спросите у детей, что произойдет, развивайте умение делать предположения.

Каждый день наблюдайте, пройдёт время, почки лопнут и появятся зелёные листочки.

Огород на окошке

Цель: Знакомим с этапами - роста растений (семя — росток — растение); помогаем понять, что нужно для их роста; воспитываем желание ухаживать.

Материалы: семена гороха, фасоли (замоченные заранее), лейка, вода, палочки, грабельки.

Описание: предложите ребенку помочь вам посадить семена. Покажите последовательность посадки: насыпьте землю в ящик, разровняйте ее, сделайте бороздки глубиной 2-3 см и т. д. (поощряйте ребенка за его старания). Затем полейте посаженные семена. Поиграйте в словесную игру «Что сначала, что потом?» (восстановите последовательность посадки).

 Закрепляем: ухаживайте за семенами, делайте зарисовки. Играйте в словесную игру «Что нужно для роста растения?».

Чиполино

Цель: Помогаем ребенку понять, что для роста растении нужны свет, вода, земля

Материалы: луковица, банка или стакан с водой

Описание: скажите ребенку, что сейчас вы посадите луковицу в банку с водой и будете наблюдать за тем, как растет зеленый лук. Поставьте банку на окошко, на свет. Каждый день наблюдайте за тем, как у луковицы появляются корешки и перья лука. Отметьте, что корешки «пьют воду» и ее становится меньше, поэтому воду нужно доливать.

 Когда из луковицы появится первое перо, сделайте простые схематичные зарисовки. Их лучше оставить там же на окне.

 Закрепляем: предложите ребенку самому нарисовать лук с перьями. Если не справляется, помогите ему. Спросите, что нужно для роста лука? (Свет, вода.) Нарисуйте два кружочка (желтый — свет, синий — вода) или солнце и капельку.

Срежьте перья лука и используйте в пищу выросшую зелень.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр - экспериментов

Материал для педагогов....

Картотека: опыты, эксперименты, фокусы.

Картотека: опыты, эксперименты, фокусы....

Картотека опытов, экспериментов для дошкольников

Картотека опытов, экспериментов для дошкольников...

картотека игр - экспериментов с детьми младшего дошкольного возраста

Игры-эксперименты с различными источниками света Солнечный зайчикЦель: познакомить с естественным источником света – солнцем.Вам понадобятся маленькие зеркала, солнечный светВыбрав момент, ...

Картотека игр-экспериментов в средней группе.

Экспериментальная работа в доу....