Проект "Вулканы"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Ашимова Гульэра Касымжановна

Исследовательский проект «В У Л К А Н Ы»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл badmaev_bata_proekt_vulkany.docx216.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Ярсалинский детский сад «Солнышко»

Исследовательский проект «В У Л К А Н Ы»

Выполнил: воспитанник детского сада «Солнышко»

Бадмаев Бата Нимяевич

Руководитель: Воспитатель детского сада «Солнышко»

Ашимова Гульэра Касымжановна

 Яр-Сале 2022 г.

           Содержание

1 Введение __________________________________________________

  • Цель работы.
  • Задачи работы.
  • Гипотеза.
  • Объект исследования.
  • Методы исследования.
  • План работы.

  1. Основная часть___________________________________________
  • Что такое вулканы.
  • Строение вулкана.
  • Классификация вулканов по их активности.
  • Районы вулканической активности.
  • Ключевская Сопка.
  •  Опасность и польза вулканов.

3.  Практическая часть_________________________________________

3.1 Построение искусственного вулкана (эксперимент).

4. Заключение________________________________________________

5. Список литературы _________________________________________

                                                  Введение

  1. Цель проекта:
  • Сформировать первоначальное представление о вулканах.

1.2 Задачи проекта:

  • Получить информацию о вулканах.
  • Узнать строение вулканов.
  • Выяснить, может ли человек созд
  • ать искусственный вулкан.
  • Расширить словарный запас: вулкан, лава, пепел, спящий вулкан, потухший.
  • Сделать выводы

        

1.3 Гипотеза:

Я считаю, мы сможем создать извержение вулкана в домашних условиях.

1.4 Объект исследования:

Вулканы

1.5 Методы исследования:

  • Анализ литературы
  • Работа с фото и видео-материалами
  • Подготовка сообщений по теме
  • Работа в сети Интернет
  • Консультация с руководителем

1.6 План работы:

  1. Сбор информации: чтение детских энциклопедий, просмотр фильмов и слайдов, беседа.
  2. Краткая история про вулканы.
  3. Изготовление макета вулкана и проведение опыта.
  4. Подведение итогов.

2. Основная часть.

2.1. Однажды в учебнике «Энциклопедия современного школьника» увидел извержение вулкана. Мне стал интересен это природное явление. Я попросил родителей рассказать про вулканы, и почему происходит извержение вулкана. Откуда берется лава?

    Вулкан – это гора, возникшая над трещиной в земной коре, через которую из недр Земли извергается лава, пепел, газы. Чаще всего вулканы бывают конусообразные или куполообразные, на вершине имеется впадина в виде воронки, которая называется кратер. Иногда вулканы просыпаются, и это называется извержение вулкана.

Как это происходит?

При извержении вулкана на поверхность земли вытекает лава. Когда магма, насыщена газами, скопившаяся в вулканических камерах, или очагах под сильным давлением прорывается через толщу земной коры, происходит колоссальный выброс энергии, который проявляется как извержение. Газы, входящие в состав магмы стремятся к выходу — к кратеру, и магма поднимается через жерло вулкана в виде лавы, а мощные взрывы выбрасывают из кратера огромные массы газа, пепла и камней.

     Слово «Вулкан» произошел от латинского «vulkanus - огонь, пламя». Первоначально был именем древнеримского бога огня и кузнечного дела Вулкана. Древние римляне верили, что дым и огонь вырывались с вершины гор, где находилась кузница, когда бог Вулкан ковал металл. С горы доносился глухой рокот и лязг, текла раскалённая лава. С тех пор и начали люди называть огнедышащие горы — вулканами.

2. 2. Строение вулкана:

  • Кратер — углубление в виде воронки на вершине вулкана.
  • Жерло — канал, по которому поднимается магма.
  • Очаг вулкана — место под земной коры где собирается магма.
  • Магма — расплав горных пород, возникающий в недрах Земли

  • Лава - раскаленная, огненно-жидкая силикатная масса, которая изливается на землю при извержении.

2.3.  Классификация вулканов по их активности.

В зависимости от степени вулканической активности, вулканы делятся на действующие, уснувшие и потухшие.

Действующими вулканами принято считать вулканы, которые постоянно извергаются или об их извержении есть исторические сведения.

Уснувшими считаются недействующие вулканы, но они сохранили свою форму, и под ними происходят землетрясения.

Потухшие — это сильно разрушенные вулканы, без признаков активности.

2.4. Районы вулканической активности.

В мире насчитывается около одной тысячи трехсот действующих вулканов. Большинство вулканов расположено неподалеку от краев гигантских плит, из которых состоит внешний слой Земли. Районы вулканической активности это: Южная Америка, Японские острова, Курильские острова.  Курильские острова, Камчатка, Аляска, Атлантический океан.

 2.5. Ключевская Сопка.

Самый высокий активный вулкан на нашем материке – Ключевская Сопка. Он извергается каждые 5-6 лет, Его высота 4835 метров, ему 7000 лет. Последний раз вулкан извергался в августе 2013 года, следовательно, следующее извержение ожидается в 2018-2019 годах.

2.6. Опасность и польза вулканов

В древности люди не умели объяснить причины извержения вулканов, поэтому это грозное явление природы повергло человека в ужас.

Действующие вулканы представляют собой грозную опасность для населения, которое живет рядом. В момент извержения могут пострадать не только постройки, но и погибнуть люди.

Однако у вулканов есть и достоинства: после застывания лавы люди добывают полезные ископаемые (железная руда, различные каменистые породы, алмазы и др.).

На территории нашего округа вулканов нет. Но мы можем встретить продукты вулканического происхождения. Это пемза, которой пользуются в быту.

3. Практическая часть.

    Создание модели вулкана и эксперимент извержения лавы.

Мы в домашних условиях сделали макет и провели опыт извержение вулкана.  Для этого нам потребовалось: сода пищевая, уксус, краска, жидкость для мытья посуды, маленькая бутылка, фольга.

  1. Сделали макет вулкана из фольги и пластиковой бутылки. (фото №1)
  2. добавляем в «кратер» соду и моющее средство для мытья посуды.
  3. Добавляем в «кратер» разбавленный уксус с краской и «извержение» не заставляет себя долго ждать. (Фото №2, №3)
  4. Опыт был поставлен под наблюдением родителей.

Вывод: газ, образовавшийся при воздействии «лимонной кислоты» на соду, поднимает «лаву» вверх и происходит «извержение». Таким образом, в результате проделанного опыта, мы увидели, что человек может создать искусственный вулкан.

4. Заключение.

       Итак, к концу проекта мы:

  • Выяснили, что такое вулканы
  • Изучили строение вулканов и их виды
  • Создали искусственный вулкан и наблюдали его «извержение»

Вывод: Древние римляне считали, что бог сердится, поэтому и происходит извержение. На самом деле вулкан извергается, потому что в вулканической камере скопилась магма и под воздействием газа, входящего в её состав она поднимается вверх. В жерле вулкана магма превращается в лаву, достигает кратера и происходит извержение.

В ходе исследовательской деятельности гипотеза подтвердилась: можно сделать искусственный вулкан путем опытно-экспериментальной деятельности.

P.S. еще я узнал, что самое мощное извержение вулкана было в Индонезии 1883 году.

  1. Литература.
  1.  Энциклопедия «Энциклопедия современного школьника» редакторы: Валентина Бологова, Татьяна Земцова, Ольга Красновская. - Москва «Махаон» 2013г.
  2. «365 научных экспериментов» 2010г.
  3. Джон Купер. «Большая книга для любознательных» - Москва

«РОСМЭН», 2001г.

  1. Сеть Интернет.