Конспект занятия по социально-личностному развитию "Строим дом дружбы"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Петернина Наталья Степановна

Цель: обогащение опыта социально-нравственного поведения детей в процессе разрешения  моделируемых, проблемных, игровых ситуаций, воспитание положительного отношения к нравственным ценностям, желания и готовности поступать в соответствии с ними. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_stroim_dom_druzhby.docx41.41 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по социально - личностному развитию

«Строим дом дружбы»

Цель: обогащение опыта социально-нравственного поведения детей в процессе разрешения  моделируемых, проблемных, игровых ситуаций, воспитание положительного отношения к нравственным ценностям, желания и готовности поступать в соответствии с ними.  

Задачи:

     

  • Уточнить представления детей о  добрых и плохих поступках и их последствиях.
  • Совершенствовать умение находить выход из сложных, противоречивых ситуаций.
  • Закрепить знание понятий « дружба», «настоящий друг».
  • Закреплять умение  различать и  передавать  эмоциональное состояние с помощью мимики, жестов;
  • Упражнять в умении образовывать родственные слова.
  • Развивать коммуникативные навыки общения.
  • Развивать  эмоционально - чувственный мир детей.
  • Развивать конструктивные способности детей.
  •  Воспитывать доброжелательные отношения между детьми, желание активно взаимодействовать, умение планировать совместную деятельность

Интеграция образовательных областей: коммуникация, познание, чтение художественной литературы, художественное творчество.

Технологии, методики, используемые педагогом в мероприятии:

  • Технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми: педагогическая поддержка, оказание педагогом оперативной помощи в решении проблемных ситуаций, самовыражение ребёнком, присущих ему качеств и способностей.
  • Социо-игровые  технологии.
  • Приемы здоровьесберегающих технологий: смена видов деятельности.

Методы и приемы:

  • Словесный (беседа, вопросы к детям, повторение и уточнение)  
  • Метод проблемного изложения (проблемная ситуация)
  • Наглядный (плакат с деревом)
  • Игровой (игровой сюжет  «построим «дом дружбы»).
  • Практический (моделирование, конструирование).
  • Метод контроля и стимулирования (анализ деятельности, самооценка детьми результатов деятельности).

Предварительная работа:  чтение художественной литературы,  просмотр мультипликационного фильма «Чебурашка и крокодил Гена», рисование портрета друзей, организация коммуникативных игр.

Оборудование и материал:

  • Письмо от старухи Шапокляк;
  • Модули;
  • Портреты друзей;
  • Части схемы постройки «дома дружбы»;
  • Дерево с большими корнями ;
  • Ладошки из бумаги для раскрашивания.

Ход НОД

Вводная часть (3 мин)

Воспитатель:

- Ребята, как вы приветствуете, друг друга, когда приходите утром в детский сад?

Дети:

- Говорим «Здравствуй», «Доброе утро», «Привет!»

Воспитатель:

- Сегодня к нам пришли гости. Как с ними будем здороваться?

Дети:

-Говорим волшебное слово «Здравствуйте» (здороваются)

Игра  «Поздороваемся»

Воспитатель:

-  Предлагаю вам поиграть в игру «Поздороваемся». Только  поздороваться  вы будете со своими товарищами не словами, а своим телом.  Когда я хлопну один раз в ладоши - вы пожмете друг другу руки. Два хлопка - дотронетесь локтями. Три хлопка - спинами.

Воспитатель:                        

Ребята! Кто-то бросил нам в оконце,

Посмотрите, письмецо.

Может, это лучик солнца,

Что щекочет нам лицо?

Может, это воробьишка,

Пролетая, обронил?

-Хотите узнать, от кого письмо? Давайте его прочитаем.

Воспитатель зачитывает письмо: Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам Старуха Шапокляк.  Расскажите мне, пожалуйста, что такое дружба и как найти друзей. 

Воспитатель:

- Из какой сказки Старуха Шапокляк?

Дети:

- Э. Успенский «Чебурашка и Крокодил Гена».

Воспитатель:

-Поднимите руку, кто помнит,  что придумали построить Чебурашка и Крокодил для тех, кто ищет друзей?  

Дети:

- Дом дружбы.

Воспитатель:

-Давайте расскажем Шапокляк про дружбу все, что знаем и построим «Дом Дружбы».  Надеюсь, вы понимаете, что работа не простая, нам предстоит пройти длинный путь, и выполнить не одно задание.(Задания в конверте под номерами) За каждое правильно выполненное задание получаете часть схемы постройки дома,  когда все задания будут выполнены -  вы сможете собрать схему целиком и по ней построить дом- наш «ДОМ ДРУЖБЫ».

Есть еще одна проблема: как же она увидит все, что мы ей будем показывать и рассказывать?

Дети:

- Нам нужен человек, который все будет снимать на видеокамеру, а диск  мы вышлем Шапокляк.

1-е задание. (дети ищут конверт №1)

 Воспитатель зачитывает задание

- Как вы думаете, с чего начинается дружба?

Дети:

- Улыбки, приветствия, помощи друг другу.

Воспитатель:

- А с кем можно дружить?

Дети:

- С тем, кто нравиться тебе. С тем, кто делиться с тобой. С тем, кто не обижает тебя.

Воспитатель:

-  Как вы думаете, можно ли прожить без друзей?

Дети:

-  Без друзей скучно, не интересно. Не с кем поговорить и поиграть.

Воспитатель:

- Друзья познаются в счастье или в беде?

Дети:

- В беде друзья всегда помогут.

Воспитатель:

-  Приятно ли вам, когда друзья разделяют с вами радость? А неприятности? Что друзья могут делать вместе?

Дети:

-  Играть,  работать, учиться, отдыхать, смеяться,  шутить,  разговаривать,  помолчать и т.д.

Воспитатель:

-  Молодцы! Мы прошли первый этап пути. И можем получить первую часть схемы:

(вывешивает ребенок на мольберт)

2- е задание (дети ищут конверт №2)

Воспитатель читает задание

-  Ребята, найдите рисунок дерева с корнями и сравните его с дружбой. (подходят к рисунку, рассматривают его)

Воспитатель:  Давайте назовем все части дерева (ствол, ветки, корень). Обратите внимание на его корни, какие они? (могучие, сильные, ветвистые, переплетенные). А для чего  дереву такие корни? (чтобы крепко держаться за землю). А теперь давайте представим, что ствол – это наша группа, ветки- это мы с вами, а корнем что будет?

Дети: Наша дружба. Чтобы дружба была крепкой, как этот корень.

Воспитатель: У слова «дружба» есть слова - родственники. Давайте назовём слова похожие на него.

Дети:

- Друг, дружочек, дружить, дружные, друзья, подружиться.

Воспитатель:

- Молодцы! Мы прошли второй этап пути. И можем получить еще одну часть схемы. 

(вывешивает ребенок на мольберт)

3 задание - Предлагаю создать наше дерево. (конверт №3)
Пусть это дерево будет символом нашей дружбы. На столе у меня лежат ладошки из бумаги, которые вы раскрасите в любимые цвета. (Дети рисуют под музыку «Ладошки»)
— Посмотрите, у всех ладошки получились разные, потому что мы с вами все отличаемся друг от друга. Теперь приклейте свои ладошки на наше дерево. Что получилось? Да, дерево с разноцветными ладошками-листочками. Наше дерево Дружбы. Можем получить еще одну часть схемы.

        (вывешивают на мольберт)

ВоспитательСпасибо, ребята, вам за работу! Встанем все в круг и возьмемся за руки. Почувствуйте тепло ваших ладошек.

Давайте подари друг другу маленький кусочек света и тепла”.

Дети по кругу передают:

«Я возьму в ладони солнце,

К сердцу бережно прижму.

Разделю его на части

И раздам, кого люблю!» (Дети говорят и выполняют движения)

Музыкальная разминка «Как живешь?»

3-е задание.   Решение проблемных ситуатий. (конверт №4)

Воспитатель предлагает детям проблемные ситуации и просит найти выход. (дети садятся на стульчики)

  • На улице метет страшная пурга. Мама, уходя на работу, строго- настрого запретила Сереже выходить из дома. Неожиданно зазвонил телефон. Сережа взял трубку и услышал взволнованный голос своего друга Андрюшки: «Ты мне нужен, срочное дело! Не мог бы сейчас прийти ко мне?...»
  • Катя вернулась с весенней прогулки чумазая и мокрая. Посмотрела  мама на дочку и сердито сказала: «Еще такая вернешься- не пущу гулять!» На другой день Катя гуляла аккуратно. Вдруг она услышала громкий плач- это маленькая Надюша упала в лужу и не может выбраться. Посмотрела Катя по сторонам- нет Надиной бабушки…

Педагог дает оценку выполненному заданию и вручает детям третью часть схемы.

Педагог подводит итог игры и вручает четвертую часть схемы.

5 задание Игра “Поссорились-помирились”. (разбиться на пары, по симпатиям)

Пара встает напротив друг друга. Изображать нужно без слов, молча, одними жестами. Сначала дети встретились, обрадовались друг другу! (дети изображают). Потом они что-то не поделили и поссорились. Как это было, покажите? (дети изображают). Они обиделись и даже отвернулись друг от друга (дети показывают). Но разве друзья могут обижаться долго? Они повернулись друг к другу и помирились (дети изображают). Скажите, ребята, что вы чувствовали, когда поссорились? А когда помирились? (ответы детей). Давайте беречь друг друга и не ссориться.

Получают 5 схему

(ребенок вешает на мольберт

Воспитатель:

- Мы столько рассказали Шапокляк о друзьях и дружбе! Теперь она поймет: в «доме дружбы» могут жить лишь настоящие друзья.

Воспитатель:

Осталось построить «дом дружбы».

Воспитатель  предлагает  троим детям собрать схему постройки дома.

Используя схему, дети подбирают нужные модули и  коллективно строят «дом дружбы»

Воспитатель:

- Вот мы построили «дом дружбы». Благодаря вашим стараниям и знаниям он получился большой, красивый, светлый. Но чего-то, по-моему, в нем не  хватает.  

Дети:

- Друзей, жителей.

Воспитатель:

-  Кто живёт в доме дружбы? Помните, вы рисовали свои портреты? Вот они нам и пригодились!

Звучит песня. «Настоящий друг» муз. Б. Савельева-  под музыку дети размещают портреты.

Воспитатель:

- Замечательно у вас получилось! Посмотрите, как озарился дом радостными улыбками, согрелся теплом дружеских сердец.

Воспитатель:

- Ребята, давайте вспомним все правила дружбы и повторим  их для старухи Шапокляк.

Дети:

• Помогать другу.

• Быть честным.

• Уступать.

• Не бояться просить прощения.

• Не грубить.

• Не жадничать.

• Не злиться.

Воспитатель:

Съёмка наша закончилась, диск мы пошлём Шапокляк- она поймёт: (стихотворение проговаривают хором)

Ярче солнечных лучей

Дружба в целом свете,

Ведь с друзьями веселей

На любой планете!

Заключительная часть.  Ребята, мне тоже хочется заложить кирпичик в Дом дружбы- я хочу сказать вам комплимент. Говорить комплимент- это значит говорить что-то приятное другому человеку. Я от чистого сердца хочу сказать вам добрые слова!

(Воспитатель хвалит каждого ребёнка, отмечая его положительные качества.)

Воспитатель предлагает оценить свое настроение на занятии с помощью символов: солнышко- настроение хорошее, все было понятно и интересно;

солнышко с тучкой- было не все понятно или не интересно;

тучка- все не понятно, не интересно.

МБДОУ детский сад №1 с. Русский Камешкир

 Конспект

 непрерывной образовательной  деятельности

по социально-личностному  развитию

 на тему

 «Строим дом дружбы»

в старшей группе

Воспитатель: Петернина Н. С.

2022 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по социально-личностному развитию в подготовительной группе

Занятие написано с целью создания непринужденной психологической атмосферы, положительного эмоционального фона; настройки детей на позитивное восприятие друг друга; представления детям возможности осо...

Конспект занятия по социально-личностному развитию детей старшего дошкольного возраста Волшебная страна внутри нас

Для ребенка распознавание и передача эмоций – сложный процесс, который требует от него определенных знаний, определенного уровня развития. Мы, педагоги, начинаем знакомить детей с собственными э...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМУ РАЗВИТИЮ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ТЕМА: «ДЕРЕВО ДРУЖБЫ»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМУ РАЗВИТИЮ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ  ТЕМА: «ДЕРЕВО ДРУЖБЫ»...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМУ РАЗВИТИЮ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ТЕМА: «ДЕРЕВО ДРУЖБЫ»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМУ РАЗВИТИЮ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ  ТЕМА: «ДЕРЕВО ДРУЖБЫ»...

Конспект НОД по социально- личностному развитию "Строим дом дружбы"

Цель: обогащение опыта социально- нравственного поведения детей в процессе разрешения  моделируемых проблемных игровых и тренинговых ситуаций, воспитание положительного отношения к нравствен...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМУ РАЗВИТИЮ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ТЕМА: «ДЕРЕВО ДРУЖБЫ»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательноеучреждение детский сад №43 поселка Вишневогомуниципального образования Славянский район      КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО СОЦИАЛЬ...