Проект по опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей младшей группе "Чудеса вокруг"
проект по окружающему миру (младшая группа)

Питаева Наталья Анатольевна

Данный проект поможет познакомить малышей  с новым видом деятельности экспериментированием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_proekta.docx24.46 КБ

Предварительный просмотр:

ПАСПОРТ ПРОЕКТА.

НАЗВАНИЕ

«Чудеса вокруг»

Руководитель проекта

Воспитатели МБДОУ д/с №10 «Дубравушка»                                

  Питаева Наталья Анатольевна, Лукина Екатерина Александровна

Интеграция образователь -ных областей

Познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Возраст воспитанников

Дети младшей группы

Участники

Воспитанники младшей группы, воспитатели младшей группы – Питаева Наталья Анатольевна, Лукина Екатерина Александровна , родители воспитанников

Тип проекта

Групповой; краткосрочный; исследовательско-творческий

Срок реализации проекта

2 недели

Проблема

Какие методы можно использовать во второй младшей группе для развития интереса у малышей к опытно-эксперементальной деятельности?

Цель проекта

создание условий для экспериментальной деятельности детей.

Задачи проекта

образовательные:
- создавать условия для формирования у детей познавательного интереса;

- расширять словарный запас детей и учить их объяснять увиденное;

- знакомство детей с предметами и явлениями природы;

развивающие:
- развивать у детей мышление, память, логику;

- развивать у детей навыки наблюдений и практического экспериментирования;

- развивать у детей самостоятельность в разрешении проблемных ситуаций в исследовательской деятельности.
воспитывающие:

- воспитывать в детях любознательность;

- аккуратность и осторожность;

- дисциплинированность.

Принципы

Принцип научности:
- предполагает подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и практически апробированными методиками;
- содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования.
Принцип целостности:
- основывается на комплексном принципе построения непрерывности  процесса поисково-исследовательской деятельности;
-предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей.
Принцип систематичности и последовательности:
- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих задач, развития поисково-исследовательской деятельности дошкольников;
- предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития;
- формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных повторений.
Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:
- предполагает реализацию идеи приоритетности самоценного детства,обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка-дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию;
- обеспечивает психологическую защищенность ребенка,эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка.
Принцип доступности:
- предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми;
- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников;
Принцип активного обучения:
- предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач;
-обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.
Принцип креативности:
- предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.
Принцип результативности:
- предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.

Методы и технологии реализации проекта

Метод проекта.

Формы работы

Продуктивная деятельность: совместная деятельность воспитателя с детьми, самостоятельная деятельность детей, совместная деятельность детей и родителей;

опыты;

фронтальные занятия;

наблюдения в природе;

рассматривание альбомов, познавательной литературы и фотографий;

беседы по теме эксперимента;

целевая прогулка.

Этапы работы над проектом

1 этап. Подготовительный этап проекта (1-я неделя):


1. создание экспериментальной лаборатории в группе;
2. обогащение уголка экспериментирования необходимыми материалами;

 3. изготовление схем, моделей, которые отображают основные свойства веществ.
4. подбор подвижных и речевых игр, стихов и загадок о неживой природе.
5. составление конспектов тематических занятий по разным разделам программы.
6. составление и создание опытов, экспериментов с разными объектами неживой природы.

2 этап. Исследовательский этап проекта (2-я неделя)


 «Чудеса в природе – солнышко».


Речевое развитие.

Чтение художественной литературы «Стихотворение Г. Бойко «Солнышко».

Цель: ознакомить с новым стихотворением, помочь в понимании содержания.

Познавательное развитие.

Беседа «Учимся радоваться солнышку и природе».

Цель: развивать интерес и эмоциональную отзывчивость на явления неживой природы.

Физическое развитие.

 Пальчиковая игра «Солнышко, солнышко».

Цель: способствовать развитию мелкой моторики рук.

Художественно-эстетическое развитие.

Рисование «Светит солнышко в окошко».

Цель: обучать рисованию нетрадиционным методом, пальчиком.

Аппликация «Весёлое солнышко».

Цель: обучать рвать и мять бумагу, работать с клеем.

Конструирование «Наше солнышко».

Цель: обучать первым навыком конструирования, используя готовые палочки и круги.

Игровая деятельность.

Опыт «Подвижная игра «Солнечные зайчики».

Цель:  способствовать развитию воображения, побуждать к двигательной активности.

Тематическая прогулка: «У солнышка в гостях».

Цель: учить наблюдать за солнышком.

«Чудеса в природе – воздух»

Опытно-эксперементальная деятельность: «Опыт «Игры с соломинкой».

Цель: знакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух, помочь обнаружить воздух.

Беседа
«О свойствах воздуха».

Цель: Знакомить детей с воздухом.

Экспериментальная деятельность: «Опыт «Послушный ветерок».

Цель: развивать умение правильно дышать, познакомить с таким свойством воздуха: воздушный поток имеет различную силу.

Дыхательное упражнение «Легкий ветерок».

Цель: учить остужать еду, слегка подув на нее.
Игровая деятельность: «Пускание мыльных пузырей».

Цель: стимулировать двигательную активность.

Наблюдение и беседа: «Почему летит мыльный пузырь?»

Цель: стимулировать познавательную и речевую активность.

Экспериментальная деятельность: «Игры с воздушным шариком».

Цель: закрепить знания о том, что внутри человека есть воздух, помочь сделать фокус – обнаружить воздух.

Опытно-исследовательская деятельность: «Что в пакете?»

Цель: помочь в обнаружении воздуха в окружающем пространстве.

Прогулка:

Наблюдение «Наблюдение за ветром».

Цель: развивать внимательность, наблюдательность и смекалку.

Физическое развитие: «Подвижные игры «С султанчиками и вертушками».

Цель: формирование самостоятельной двигательной активности.

«Чудеса в природе - песок».


Художественно-эстетическое развитие.

Рисование на мокром песке «Чудесные следы».

Цель: развитие воображения детей.

Познавательное развитие.
Поисково исследовательская деятельность «Проблемная ситуация: игра
«Чьи следы?».

Цель: развивать внимательность и наблюдательность, изучение свойств песка, учить находить игрушку в песке.

Игра-экспериментирование с мокрым и сухим песком «Угощение для наших игрушек».

Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, развивать умения делать выводы.

Речевое развитие.

Беседа «Свойства мокрого и сухого песка».

Цель: развивать познавательную и речевую активность детей.

Самостоятельная игровая деятельность с песком: «Постройка зоопарка».

Цель:  самостоятельное изучение детьми свойств сырого песка, развитие их конструктивных навыков.

«Чудеса природы - вода».

Речевое развитие.

Чтение художественной литературы «Рассказ «Как Костя не умывался».

Цель: ознакомить с рассказом, помочь в понимании содержания.

Познавательное развитие.

Экспериментально-исследовательская деятельность «Мыло-фокусник».

Цель: ознакомить со свойствами и назначением мыла, закреплять знание правил безопасности при работе с мылом.

Совместная игровая деятельность.

 «Опыт «Разноцветная водичка».

Цель: дать представление о свойствах воды, о том, что вода может изменять цвет.

Самостоятельная деятельность детей.

Экспериментирование:  «Переливание воды».

Цель: формировать знания о том, что вода льется из разных сосудов по-разному.

Физическое развитие.

 «Подвижная игра «Ручейки».

Цель: обеспечение двигательной активности детей.
Беседа: «Свойства воды».

Цель: закрепить полученные знания о разных свойствах воды: льется, летят брызги и т. д.
Художественно-эстетическое развитие.

Рисование ладошкой и пальчиками «Тучка и сестрички капельки».

Цель: продолжать учить рисовать нетрадиционными способами.

Работа с родителями

  1. Папка-передвижка «Роль опытно-эксперементальной деятельности в жизни ребёнка-дошкольника»
  2. Буклет «Эксперементируем  дома»
  3. «Пластилиновое солнышко» совместная творческая работа детей и родителей.
  4. «Ветерок» совместное родителей и детей  изготовление вертушки.


3 этап: Заключительный

Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе познавательно- исследовательской деятельности детей.

Предполагаемые результаты

-  дети получат первые элементарные представления об окружающем мире;
- через экспериментальную деятельность дети получат первые навыки к  развитию познавательных способностей;

- расширение эмоционального опыта детей.

 

Продукт проекта

- картотека опытов;

- уголок эксперементирования;

- выставка работ продуктивной деятельности  детей.


Материалы

  • Приборы-помощники: лупа, чашечные весы, разнообразные магниты.
  • Различные ёмкости: прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема: пластиковые бутылки, стаканы, ведерки, воронки.
  • Природные материалы: камешки разного цвета и формы, крупный и мелкий песок, птичьи перышки, ракушки, шишки, жёлуди, каштаны, кусочки коры деревьев, листья, семена овощей.
  • Бросовый материал: поролон, мех, лоскутки ткани, деревянные, пластмассовые, металлические предметы, пенопласт.
  • Технические материалы: гайки, винты, болтики, гвозди.
  • Разные виды бумаги
  • Красители: акварельные краски.
  • Медицинские материалы: пипетки, колбы, пробирки, шпатели. Деревянная палочка, вата, мензурки, воронки, мерные ложечки.
  • Прочие материалы: зеркало, воздушные шары, формочки, поддоны, стеки, сито, таз, верёвка. Пуговицы разного размера, соломинки для коктейля.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе «Поиграем с водой».

Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания ...

Проект по опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе «Поиграем с водой»

Проект по опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе«Поиграем с водой»                            ...

Проект по опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе «Вода, водичка»

Проект по опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе «Вода, водичка»Тип проекта: информационно – познавательно – исследовательский....

Проект по опытно-экспериментальной деятельности во второй группе раннего возраста «Маленькие исследователи»

развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности....

Проект По опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе «Волшебный песок»

Актуальность проекта: В настоящее время актуальна проектная и экспериментальная деятельность детей раннего возраста. Конечно, по отношению к детям раннего дошкольного возраста проектная и эксперимен...