Проект "Арктика"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Завернина Дарья Григорьевна

Проектная деятельность совместно с детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_arktika.docx37.64 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Арктика»

31.01. – 04.02.2022

Вид проекта: исследовательский, познавательно-творческий.

Участники проекта: группа детей, воспитатели, родители;

Срок реализации проекта: краткосрочный (1неделя);

Актуальность:

Экологическое образование дошкольников – это формирование у  них экологического сознания, экологической культуры, способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. Общение с природой обогащает духовную сферу ребенка, формирует познавательный интерес к окружающему миру, способствует формированию положительных моральных качеств. Но нельзя забывать, что любовь к живому формируется у каждого ребенка индивидуально и связана с личными переживаниями. Вот почему задача педагога и родителей сделать так, чтобы эти переживания были яркими и незабываемыми. Мы попытались найти такие формы работы с детьми, которые позволяют заложить хорошую основу гармонично развитой личности ребенка, расширить его кругозор, сформировать  экологические основы сознания  и бережного отношения к природе. Ведь широкий кругозор не только облегчает процесс познания, но и активизирует мыслительные процессы, познавательную активность, творческие способности, а также развивает доброе, заботливое отношение к миру.

Цель проекта: Расширение представлений детей о многообразии окружающего мира: о взаимозависимости живых организмов от среды обитания, особенностях приспособления к климатическим условиям.  Формирование основ экологической культуры в процессе ознакомления с окружающим миром.

Задачи:

Познакомить детей с Арктикой;  особенностями природных условий Арктического края; с животными Арктики; их внешним видом, повадками.

Расширить  представления  о жизни людей в суровых условиях Арктики: научные и метеорологические станции, разработка месторождений нефти.

Сформировать экологические представления о взаимосвязях в системе «Человек-природа» и в самой природе.

Развивать интерес к географическим маршрутам.

Расширить представления детей о многообразии окружающего мира. Обогатить  речь словами: айсберг, северное сияние, экспедиции, нарвал, морж, тюлень, белуха и т.д.

Закрепить названия детенышей животных.

Поощрять попытки высказывать свою точку зрения, развивать речь, как средство общения.

Способствовать формированию личного отношения к соблюдению моральных норм, навыка сотрудничества, чувства удовлетворенности  от участия в совместной деятельности. 

Воспитывать бережное отношение к представителям животного мира планеты.

Развивать экологическое мышление.

Развивать эстетический вкус детей и интерес к окружающему, учить замечать красоту природы,  способствовать индивидуальному самовыражению в продуктивной деятельности.

Поддерживать инициативу детей в импровизации.

Создавать условия для развития  двигательных умений каждого ребенка.

Укреплять физическое и психическое здоровье детей с учетом их индивидуальных особенностей.

Этапы  реализации  проекта.

1 этап «Сбор сведений»

Создать развивающую среду:

- Просмотр видеофильмов: «Арктика», «Жизнь, где мороз».

- Уголок книги:  Н. Сладков. «Во   льдах», «Птичий базар», «Полярной ночью», «Разговоры во льдах»,   «В тундре», «Под снегом», «Разговоры в тундре», «Загадочные истории»; А. Членов. «Как Алешка жил на Севере»;  Г. Банару «Там, где всегда мороз».

-  Создание выставки на тему «Что я знаю об Арктике».

- Создание макета «Животный мир Арктики».

- Выставка поделок из различного материала на тему «Хозяин льдов».

- Внесение в группу картин на тему  «Эта далекая Арктика», «Ледокол», «Метеорологическая станция», «Полярная экспедиция».                                                             

- Создание и внесение дидактических и настольных игр: «Животные Арктики», «Птицы, звери, рыбы», «Найди лишнего», «Найди свою маму», «Семья животных», «Охрана природы», «Собери пазл».                                                                                                                                    - Сюжетно-ролевые игры: «К нам приехал зоопарк» (создание вольеров для животных, классификация по среде обитания); «Арктическая  исследовательская станция»  (с различными видами  конструкторов), «Полярные исследователи»,            

- Подвижные игры: «Ветер северный», «Белые медведи», «Невод» «Слушай и исполняй», «Охотник и пастух».

Игровая деятельность детей

Дидактические   упражнения «О ком я говорю», «Кто где живет и чем питается»,  «Найди лишнего»

Сюжетно-ролевые игры: «Арктическая  исследовательская станция»  (с различными видами  конструкторов), «Полярные исследователи» (экспериментирование, опыты), «Зоопарк» (размещение животных по климатическим зонам), «Собираемся в экспедицию» ( Медицинский осмотр, физическая подготовка», «Заповедник» (животные из «Красной книги»                                                                                             

Подвижные игры: «Слушай и исполняй», «Охотник и пастух», «Ветер северный», «Белые медведи», «Невод».

2 этап «Реализация проектов»

  1. Интегрированная образовательная деятельность на тему:  «Путешествие а Арктику» (приложение).
  2. Совместная продуктивная деятельность в семье (поделки на тему «Арктика»).

Тема недели: Арктика

Период: 31.01.-04.01.2022

Понедельник

9.00 – 9.25 Наш мир

Тема:  Арктика (П, СК, Р, Ф)

Цель: Формирование представлений детей об особенностях природных условий Арктического края

Задачи: 

Развивать связную речь, обогащать и активизировать словарь по теме Арктика

Развивать интерес к опытно-экспериментальной деятельности, внимание, мышление

Воспитывать любознательность, желание познавать окружающий мир

М.П.:

Сюрпризный момент

Рассматривание глобуса

Обсуждение

Физкультминутка

Дидактическая игра «Поймай рыбку»

Эксперимент с водой и детский кремом

Анализ

Вывод:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10.10 – 10.35 В гостях у феи Музыки (см. конспект специалиста)

Вторник

9.00 – 9.25 В гостях у Самоделкина

Тема:  Заснеженный дом (ХЭ, СК, Р, Ф)

Цель: Закрепление умений создавать сюжетную композицию

Задачи: 

Учить детей создавать выразительный образ заснеженного дома, творчески применяя разные техники аппликации

Расширить спектр технических приемов обрывной аппликации и показывать ее изобразительно – выразительные возможности

Развивать чувство формы и композиции

М.П.:

Сюрпризный момент

Чтение стихотворения Г. Лагздынь «Снегопад»

Рассматривание иллюстраций к литературным произведением с изображением заснеженных домов

Беседа

Физкультминутка

Показ способов работы

Самостоятельная работа детей

Анализ

Вывод:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10.00 – 10.25 Здоровейка (см. конспект специалиста)

Среда

9.00 – 9.25 Математическая шкатулка

Тема: Число и цифра 10, выкладывание трапеции из счетных палочек, лодки, работа в тетради в клетку, нахождение различия в двух похожих рисунках (П, СК, Р, Ф)

Цель: Формирование умений решать математическую задачу, знакомство с числом 10

Задачи:

Познакомить с числом 10

Учить писать число 10

Познакомить с геометрической фигурой – трапецией

Учитывать выкладывать из счетных палочек трапецию

Учить рисовать трапецию в тетради в клетку

Учить находить различия в двух похожих рисунках

Учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно

Формировать навык самоконтроля и самооценки выполненной работы

М.П.:

Игра «Отгадай загадку»

Знакомство с цифрой 10

Физкультминутка со стульчиками

Трапеция из счетных палочек

Рисование трапеции

Игра «Будь внимательным»

Самоконтроль и самооценка

Вывод:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9.35 – 10.00 Радужный сундучок

Тема:  Белый медведь (ХЭ, СК, Р, Ф)

Цель: Развитие умения детей составлять сюжетные композиции, на основании прочитанного произведения

Задачи: 

Создавать выразительный образ сказочного персонажа

Упражнять в технике рисования красками: смешивать разные краски, свободно двигать кистью в разных направлениях, рисовать кончиком кисти всем ворсом

Вызвать интерес к работе в парах

Развивать чувство цвета и композиции

М.П.:

Сюрпризный момент

Чтение сказки

Рассматривание иллюстраций к сказке

Физкультминутка

Показ способов рисования

Самостоятельная работа детей

Анализ

Вывод:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Здоровейка (на улице) (см. конспект специалиста)

Четверг

9.00 – 9.25 В гостях у профессора Алфавита

Тема:  Звуки Д – Д’, Т – Т’. Буква Д – Т. Чтение слогов, предложений (Р, СК, Ф)

Цель: Знакомство детей со звуками Д – Т

Задачи: 

Способствовать развитию звуко-буквенного анализа

Формировать звуковую аналитико-синтетическую активность

Познакомить со звуками Д – Т как звонкими и глухими согласными

Познакомить с буквами Д – Т как письменными знаками звуков

Вырабатывать умение писать печатные буквы

Формировать навык чтения слогов

Закрепить умение определять место звука в слове и отмечать его условным обозначением – синий или зеленый квадрат

Совершенствовать навык чтения

Закреплять умение определять ударный слог и ударные гласные, обозначать ударение знаком

Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно

Формировать навык самоконтроля и самооценки

М.П.:

Сюрпризный момент

Игра «Загадки и отгадки»

Игра «Узнай, какой звук»

Игра «Слоговые домики»

Физкультминутка

Упражнение «Прочитай и запиши предложение знаками»

Анализ

Вывод:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

9.35 – 10.00 Город мастеров

Лепка: На северном полюсе (ХЭ, СК, Р, Ф)

Цель: Закрепление навыков составлять коллективную сюжетную композицию из разнородных объектов

Задачи: 

Уточнить способ лепки животных

Учить анализировать особенности строения животных, соотносить части по величине и пропорции

Вызвать интерес к изготовлению цирковых аксессуаров из разных материалов

Развивать глазомер, синхронизировать работу обеих рук

М.П.:

Сюрпризный момент

Чтение стихотворения

Рассматривания иллюстраций с изображением животных севера

Беседа

Физкультминутка

Показ способов лепки

Анализ

Вывод:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

15.40 – 16.05 В гостях у феи Музыки (см. конспект специалиста)

Пятница

9.00 – 9.25 Думай – говори

Тема: Чтение русской народной сказки «Хаврошечка» (Р, СК, Ф)

Цель: Знакомство детей с новым литературным произведением

Задачи: Вспомнить известные русские сказки

Познакомить со сказкой «Хаврошечка» (обр. А.Н. Толстого)

Помочь запомнить начальную фразу и концовку произведения

Развивать умение отличать сказочные ситуации

М.П.:

Сюрпризный момент

Беседа повторение (сказок)

Чтение сказки

Физкультминутка

Рассматривание иллюстраций к сказке

Обсуждение

Анализ

Вывод:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9.35 – 10.00 Радужный сундучок

Тема:  Рисование по мокрому «Зимняя ночь» (ХЭ, СК, Р, Ф)

Цель: Развитие творческого воображения

Задачи: 

Продолжать учить детей новой технике «рисование по сырой бумаге»

Развивать у детей навык в дополнении рисунка деталями

Поощрять детское творчество

Развивать творческое воображение

М.П.:

Сюрпризный момент

Рассматривание иллюстраций с изображением зимних пейзажей

Прослушивание композиций А. Вивальди «Времена года. Зима»

Физкультминутка

Показ способов рисования

Самостоятельная работа детей

Анализ

Вывод:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10.15 – 10.40 Здоровейка (см. конспект специалиста)

3 этап  Завершающий этап

На данном этапе был проведен квест-игра «Проблемы Арктики» и презентация результатов проекта.

Квест - игра   «Проблемы  Арктики»

Цель: Закрепление  представлений детей о многообразии окружающего мира: о взаимозависимости живых организмов от среды обитания, особенностях приспособления к климатическим условиям.  Формирование основ экологической культуры.

Оборудование: мультимедийное оборудование, глобус, мольберт, географическая карта мира, презентация со слайдами, разрезные картинки, стрелки их самоклеющейся бумаги, 2 тазика с водой, полоски бумаги смазанные жиром и обычные (по количеству детей), влажные салфетки, льдины, картинки с изображением животных и их детенышей (по количеству детей), мусор, обручи, мячи, краски, кисти, подставки под кисти тонированная бумага, оргстекло (по количеству детей), музыкальные

Ход квеста

Воспитатель:

Ребята, вчера в Интернете я нашла информацию о том,  что в Арктику  отправляется экспедиция ученых.

 Вы знаете, кто такие ученые?

 Для проведения исследований  им нужны помощники.

Вы знаете, что такое Арктика, где она расположена? (это самая  северная точка земли).

Давайте обратимся к глобусу.

 Кто может показать Арктику на глобусе?

-  Ребята, если Арктика – самая северная точка Земли, подумайте, какая там погода.  (холодная, ветреная, морозная..)

-   Ребята, некоторые животные Арктики занесены в Красную книгу. В ходе экспедиции,  мы поможем  ученым узнать какие это животные и чем  можно им помочь. За каждое выполненное задание вы будете получать пазл.

-  Но прежде чем отправиться в путь, нам нужно выяснить каких  животных мы  там встретим.

- Пока  ребята это  выясняют, мамам и папам предстоит разгадать кроссворд

- «Разгадайте кроссворд»  (кроссворд на мольберте)

1. Северный Ледовитый … (Океан.)

2. Чем питаются животные и птицы на Северном полюсе? (Рыба.)

3. Чем добывают моржи со дна еду? (Клыки.)

4. Когда медведь злиться, что он делает? (Рычит.)

5. В наших лесах он серый, а на Севере белый, кто? (Волк.)

6. Когда птиц много и все кричат, как называют? (Птичий базар.)

7. Здесь живет Умка (Арктика)

Игра Пазлы -  животные

(пазлы, части какого-то животного,  пронумерованные на обратной стороне от 1 до 7. на полу разложены 7 льдин из – пенопласта  с номером)

- Вам нужно объединиться в группы вокруг соответствующей льдины, выложить, назвать животное и рассказать о нем.

Рассмотрите внимательно получившихся животных и скажите, какую особенность вы заметили между окружающим миром и животными? ( белый окрас - белый цвет льдин)

- Почему многие животные Арктики имеют белый окрас шерсти? (легко охотится и прятаться).

- Почему обитателям Арктики не страшен сильный мороз?(у животных очень толстая жировая прослойка, которая не дает им намокнуть).

 - Давайте проверим это предположение:

- Первая группа опускает  в воду обычные полоски бумаги.

- Вторая группа опускает  в воду полоски бумаги,  смазанные жиром.

- Как вы думаете, ребята, что нам необходимо для того, чтобы  пойти по правильному пути? (карта)

- Отлично. А теперь, выясним как справились с заданием родители.

(родители читают вопрос и ответ)

Ребята, все верно?

-  Тогда за эти задания вы получаете 2 пазла.

- Ну что ж, а теперь давайте  рассмотрим карту и определим маршрут экспедиции.

- Прежде чем отправиться в путь, давайте сделаем массаж: (массаж биологически активных зон)

Самомассаж

Чтобы горло не болело, мы его погладим смело

(поглаживание шеи сверху вниз)

Чтоб не кашлять,  не чихать. Надо носик растирать

( указательным пальцем растираем крылья носа)

Лоб мы тоже разотрём, ладошку держим козырьком

(прикладываем ко лбу ладони « козырьком» и растираем его движениями « в стороны – вместе»)

 «Вилку» пальчиками  сделай, массируй ушки ты и шею

(раздвигают указательный и средний пальцы и растирают точки  впереди и сзади за ушами).

Знаем, знаем мы всегда, нам простуда не страшна!

( потирают обе ладони).

 Ну что же теперь можно отправляться в путь.

- Самолет – самый быстрый и безопасный вид транспорта.

(дети изображают самолет – двигаются в спортивный зал)

 -  А вот и Арктика

  - Ребята, посмотрите здесь чьи-то следы.

- Давайте пойдём по ним, и узнаем кому они принадлежат

(дети идут  по следу и видят медведя сидящего на льдине с мусором)

- Белый Медведь:

- Дети, а вы знаете, почему  так много мусора в Арктике?  

Рассказы детей:

- Люди загрязняют Арктику.

- Моржи и тюлени погибают от того, что проглатывают пакеты.

- Киты могут проглотить даже железные банки и от этого погибнуть.

- Вредные вещества, которые попадают в воду из-за невнимательного  к природе отношения человека, отравляют среду обитания. Многие животные заболевают.

- Охота, рыболовство, браконьерство привели к исчезновению многих животных, именно поэтому они занесены в Красную книгу.

- Ребята, как мы можем помочь природе Арктики ?  (убрать мусор)

Эстафета: «Кто быстрее уберет мусор»

(Дети и родители делятся на две команды. Родители перекладывают две льдинки, а дети бегут по ним, берут по одному предмету и возвращаются обратно бегом, передовая эстафету другому)

- За выполнение этой полезной акции, вы получаете еще один пазл.

- Во время снежной бури перепутались все детёныши у животных. Помогите им.

Игра: « Найди детёныша» (игра с логопедом)

(дети работают в парах: 15 животных + 15 детенышей) Каждый ребенок берет по 1 карточке и находят друг друга: морж – моржонок, тюлень -  белёк, овцебык - телёнок….)

- За выполнение этой полезной акции, вы получаете еще один пазл.

Медведь благодарит детей и в это время слышится крик Умки:

Умка: - Мама…

Медведь: -  Ой, это же Умка, что с ним случилось, бежим его спасать.

(дети с медведем бегут на крик в музыкальный зал)

Умка: - Посмотрите, я хотел показать вам это чудо (на экране северное сияние)

 - Вы знаете, как это называется? (северное сияние)

Воспитатель: Наши девочки могут показать северное сияние.

Танец: «Северное сияние» (с тканью)

Дети и родители  играют на музыкальных инструментах стоя по кругу (колокольчики, металлофон, треугольники)

- Ну вот и еще один пазл.

Игра: игра в кругу «Не урони мяч», «Передай обруч, не разжимая рук» (игры на сплочения коллектива)

- Ну что ж давайте сложим пазлы и назовем  животных, которые занесены в Красную книгу?

(морж, нарвал, гренландский кит, белый медведь, белая сова– коллаж )

- Вот ребята  и настала пора возвращаться в детский сад.

-  Занимаем свои места в самолете, пристегнулись,  и возвращаемся домой.

- Ну вот, мы снова вернулись в наш детский сад.

-  Чем больше всего запомнилось путешествие в Арктику?

- Какое задание было самым трудным для вас и почему?

Воспитатель:

- Я услышала, что многим запомнилось Северное сияние. Давайте попробуем изобразить его на стекле. А родители в это время изобразят арктических животных.

 

Образовательный эффект от проектной деятельности:

 Дети:

- сформировалось представление о том, что Арктика – самая северная точка на планете Земля;

- узнали  о многообразии животного мира в Арктике, о том,  как животные   приспосабливаются к  суровому арктическому климату и среде обитания, защищаются от врагов (толстый подкожный слой жира, белый окрас шерсти);

- научились различать и называть представителей животного мира Арктики и их детенышей. (Морж – моржонок, тюлень -  белёк, овцебык – телёнок,  нарвал – белек, песец - щенок). Группировать животных по месту обитания, внешним признакам, размеру,  способам передвижения, строению жилища;

- сформировался познавательный интерес к окружающему миру, и представление о  гуманном  поведении в природе;

- дети научились совместно с родителями осуществлять поиск информации на заданную тему из разных источников.

Родители:

- в ходе подготовки и реализации проекта приобрели опыт сотрудничества с педагогом и опыт взаимодействия со своим ребенком;

- сформировалось представление о том, что рядом сними, при их поддержке и участии, каждый ребенок становится успешным, уверенным в своих знаниях, умениях, силах.

Педагог:

-   Выявила имеющиеся у детей знания, умения, навыки  по данной теме.

 -  Развили умение выдвигать гипотезы, уметь сравнивать свои гипотезы с  фактами.

 -   Расширили и активизировали лексический словарь (айсберг, северное сияние, экспедиция, касатка, белуха, нарвал)

 -  Воспитали готовность к сотрудничеству, ответственность и самостоятельность.

- Познакомили с проектом в нашей стране по защите Арктических животных.

Проект лично контролируется президентом  В.В Путиным.

 -  Воспитали бережное отношение к представителям животного мира планеты.