Проект "Масленица"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Черненко Татьяна Ивановна

Проект "Масленица"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_maslenitsa.docx21.9 КБ

Предварительный просмотр:

                         Проект «Масленица»

Тип проекта: творческий, игровой, интегрированный, групповой.

Продолжительность: краткосрочный.


Срок реализации проекта: с 10 января по 28 февраля 2022 года.

 Цель: создание условий для знакомства детей с народным праздником Масленица и повышение интереса к традициям русского народа.

Задачи:

  • познакомить детей с русским обрядовым праздником «Масленица»;
  • развивать художественно-творческую деятельность путем ознакомления с предметами декоративно-прикладного искусства русской культуры;
  • формировать любовь к Родине, ее традициям;
  • обогащать духовный мир детей;
  • создать благоприятные условия для взаимодействия родителей, детей и педагога  детского сада в изучение русской культуры и народного праздника «Масленица».

Формы реализации:

- Оформление папки «История возникновения традиции Масленицы», совместное развлечение «Как на масленой неделе»,

- изготовление Масленичных кукол, создание презентации про Масленицу,

 - консультации для родителей,

- участие в городском конкурсе «Сударыня масленица 2022» в номинации «Валенки, да валенки!»

- угощение блинами,

- совместная деятельность детей и педагога:

- беседы, просмотр презентаций, фильма «Снегурочка», подвижные игры, разучивание частушек, закличек, песни «Ой, блины, мои блины», чтение русских народных сказок, НОД  по лепке, аппликации, рисованию.

Актуальность:

Тема проекта «Масленица» в наши дни звучит очень актуально. В связи с навязыванием иностранного образа жизни и мысли, массовым оттоком жителей деревень в большие города, наши дети совсем не знают русских традиций. Мероприятия, организованные в ходе реализации проекта  помогают им узнать и познакомиться с русскими обычаями, традициями и обрядами. В результате этого проекта ребята также знакомятся с русскими песнями, сказками, играми, костюмами, плясками своего народа. Это все воспитывает у детей и их родителей эмоционально положительное отношение к Родине, традициям и обычаям.

Взаимодействие с родителями:

  • сбор элементов русских обрядовых костюмов, материалов, выпечка блинов;
  • обсуждение участия в городском конкурсе «Сударыня масленица - 2022» в номинации «Валенки, да валенки!»;
  • обсуждение создания электронной презентации про Масленицу мамой воспитанника;
  • подготовка к совместному развлечению «Как на масленой неделе» в группе;
  • изготовление папки  «Масленица» группой родителей;
  • конкурс масленичных кукол  в группе;
  • разработка сценария выступления - презентации валенок;
  • совместное участие детей, родителей и педагога  ДОУ в проводах Масленицы на городской площади и конкурсе «Сударыня масленица 2022».

Этапы реализации проекта:

Первый этап. Разработка проекта.

  • доведение до участников важности данной темы;
  • подбор методической литературы;
  • подбор наглядно-дидактического материала, художественной литературы по теме проекта;
  • подача заявки на участие в городском конкурсе «Сударыня Масленица».

Второй этап. Выполнение проекта.

Интеграция образовательных областей.

Образовательная область — социально-коммуникативное развитие.

  • беседы о празднике, традициях русского народа
  • беседа о правилах поведения во время праздника, беседа на тему: «Огонь – не забава!»

Образовательная область – познавательное развитие.

  • беседы о традициях и обрядах праздника;
  • просмотр электронной презентации «Широкая Масленица», подготовленной родителями;
  • просмотр фильма «Снегурочка».

Образовательная область — речевое развитие.

  • разучивание стихотворений, потешек, закличек, частушек,  Масленице; чтение  русских народных сказок,
  • разучивание песни «Ой, блины мои, блины»;

беседы о сезонных изменениях в природе. 

Третий этап. Итоговый.

Участие в праздничных масленичных гуляниях, в городском конкурсе масленичных кукол. В итоге – Диплом участника и сертификат на получение приза! 

Проект позволил расширить рамки традиционного праздника «Масленица» в детском саду. Воспитатель и родители  сформировали и будут продолжать формировать  у детей уважительное отношение к традициям своего народа. Дошкольники узнали много нового, смогли проявить свои творческие способности.

Благодаря проекту родители воспитанников оказались вовлечены в образовательный процесс. Они выступили не только в качестве организаторов мероприятий, но и сами в них участвовали.

РS.                      Как все происходило.

На подготовительном этапе воспитатель создала творческую группу, в состав которой вошли как педагог, так и родители. Цель работы творческой группы – подготовить и провести мероприятия в рамках проекта.

Члены творческой группы побеседовали с родителями и узнали их мнение, нужно ли знакомить детей с традициями. Затем они изучили литературу, подобрали материалы по теме проекта в интернете.

Работу  в ходе подготовительного этапа проводили воспитатель и родители.

За неделю до масленицы воспитатели провели работу с родителями. Они также участвовали в обогащении предметно-развивающей среды в ДОО по теме проекта. Для этого воспитатель и родительский комитет организовали акцию «В старину былинную» и родители вместе с детьми подбирали  предметы русского быта и  элементы русского костюма, и приносили их в детский сад. В результате предметно-развивающая среда помогла организовать и декорировать  развлечение «Как на масленой неделе».

Основной этап проекта начался с развлечения: «Как на масленой неделе»». В ходе мероприятия вынесли масленичную куклу, вокруг неё дети танцевали под народную музыку, играли с медведем, водили хороводы, играли на народных шумовых инструментах, перетягивали канат, катались на «карусели», пели заклички и частушки. Ребята познакомились с народными забавами – перетягиванием веревки и катанием на карусели.

Чтобы обогатить знания детей о народных праздниках, традициях, костюмах, оберегах, ремеслах, дети посмотрели компьютерную презентацию, картинки и иллюстрации,  фрагменты художественного фильма «Снегурочка», которые освещали тему масленицы. Так же проводили тематические беседы, читали художественную литературу, произведения фольклора.

Дошкольники закрепляли знания в играх и в ходе продуктивной деятельности: лепили солнышко (пластилинография), рисовали блины, раскрашивали тематические рисунки, украшали аппликацией шаблоны валенок.

В завершении проекта для детей дошкольного возраста прошло итоговое мероприятие – традиционные масленичные гуляния на городской площади. Под народную музыку дети водили хороводы, участвовали в беге в мешках, в бою подушками, в перетягивании каната.