Методические рекомендации педагогам по работе с природным и бросовым материалом с детьми дошкольного возраста
консультация по окружающему миру

Токтомысова Айана Айдаровна

«Лучшей игрушкой для ребёнка будет та, которую он создал своими руками» (Джон Локк)

Использование «бытового мусора» приучает ребенка к бережливости, он никогда не сломает игрушку, сделанную своими руками, к изготовлению которой приложил усилия и старания, а в дальнейшем станет уважать и труд других людей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации педагогам по работе с природным и бросовым материалом с детьми дошкольного возраста

Природный материал сам по себе кладовая для фантазии и игры воображения. А если его соединить с ловкостью рук, то всё можно оживить, дать, как-бы, вторую жизнь. Любая работа с природным и бросовым материалом не только увлекательна, но и познавательна. Работая с разными материалами, дети знакомятся с их свойствами, разнообразной структурой, приобретают трудовые навыки и умения, учатся мыслить.

Природа даёт возможность ребёнку развивать собственные творческие и логические, умственные способности, он приобщается к эстетическому и художественному восприятию предметов и объектов.

Бросовый и природный материал дает детям чувство независимости от взрослых, т. к. его можно использовать по своему усмотрению, а главное– этот материал всегда можно найти, он разнообразен, развивает детскую фантазию и воображение. Нетрадиционные бросовые материалы интересны в работе, помогут развивать творческое мастерство, сенсомоторные реакции, что является немаловажным при подготовке детей к школе. Изготовление поделок требует от ребенка ловких действий. В процессе систематического труда, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. А это также важно для подготовки рук к письму, к учебной деятельности в школе.

Использование «бытового мусора» приучает ребенка к бережливости, он никогда не сломает игрушку, сделанную своими руками, к изготовлению которой приложил усилия и старания, а в дальнейшем станет уважать и труд других людей.

«Лучшей игрушкой для ребёнка будет та, которую он создал своими руками» (Джон Локк)

Очень важно, чтобы ребенок действовал активно, с настроением. Для этого необходимо учитывать его возможности на начальном этапе организации работы, дальнейшее их расширение и изменение. Следует пробудить интерес детей к природному и бросовому материалу, желание действовать с ним. В группе необходимо устраивать творческие выставки детских и семейных работ из разнообразного природного материала, так как детям очень нравится разглядывать готовые материалы, выполненные их сверстниками, родителями — каждый хочет научиться делать такие поделки.

Целесообразно предлагать детям мастерить одну и ту же игрушку из различного материала.

Так как материал для работы относится к категории бросового,

к нему предъявляются определенные требования:

-поделки из бросового материала могут иметь разное назначение: для игр детей, для украшения интерьера группы, но все они должны быть безопасными для детей (не токсичными, не вызывать аллергий и т. д.);

- тщательно промытыми и высушенными;

-доступными в обработке (вырезаться, протыкаться, склеиваться).

Изготовлению поделок предшествует большая подготовительная работа к их созданию. Если работа планируется с детьми в группе, необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей; правильно распределять время работы в сочетании с кратковременным отдыхом; продумывать тематику предстоящей поделки с учетом имеющихся навыков и умений; процесс деятельности должен вызывать у детей только положительные эмоции; дети должны быть уверены в помощи педагога, если у них возникают какие-либо трудности с выполнением работы. При создании игрушек можно предложить детям комбинировать природный материал.

Если работа требует сложных манипуляций в подготовительной стадии (например, проколоть отверстия нагретым шилом, необходимо, чтобы эту предварительную работу выполнил взрослый).

Схема последовательности работы по изготовлению поделок

 из природного и бросового материала:

1. Рассматривание и анализ образца игрушки (если предлагается образец).

2. Установление поэтапной последовательности ее изготовления и планирование хода работы.

3. Выбор способа соединения частей игрушки.

4. Подбор материала и инструментов.

5. Изготовление поделки.

6. Анализ работ.

В группе должны быть созданы условия для работы с природным и бросовым материалом в свободное время; определенное место, где дети, при желании, могли бы заниматься этой деятельностью.

Как создается игрушка, какие операции при этом необходимо выполнить?

Самый простой и доступный способ соединения частей поделки достигается при помощи пластилина. Более сложный, но и более прочный способ соединения частей игрушки — склеивание. Соединять части игрушки можно и при помощи веточек, спичек, палочек, для чего потребуется шило. Основную работу с шилом выполняет воспитатель. Детали можно соединять нитками, проволокой.

Природный материал:

Шишки (сосны, ели, лиственницы, ольхи); орехи и их скорлупа (грецкие, лесные, кедровые, земляные); каштаны, желуди, кора, ветки, корни, листья, семена, шиповник, рябина, кукурузные початки, солома, мох, птичьи перья, ракушки, трава, цветы, овощи и фрукты, тополиный пух, косточки, птичьи перья, камешки и др.

Бросовый и дополнительные материалы:

Яичная скорлупа, кожа, бумага, фольга, пластилин, проволока, нитки, клей ПВХ, цветные лоскутки, фанера, галька, леска, пластиковые емкости, крышки, пробки, крупы и макаронные изделия, ткань, фольга, фломастеры и др.

Инструменты: Шило, ножницы, нож, иголка, скрепка, кисточка и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к логопедической работе по развитию монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Материал включает в себя подробное описание этапов и направлений логопедической работы по развитию монологической речи дошкольников с ОНР, содержание логопедической рабоы по формированию монологическо...

Методические рекомендации по использованию игровой оздоровительной гимнастики после дневного сна с детьми дошкольного возраста

Одной  из форм сохранения здоровья дошкольника является игровая оздоровительная гимнастика после дневного сна. Предлагаем вашему вниманию комплексы игровой оздоровительной гимнастики для детей вс...

« Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством работы с природным и бросовым материалами»

Изготавливая поделки, ребёнок нашёл неожиданное применение конкретному бросовому материалу: пластиковым бутылкам и тарелкам, контейнерам для киндер-сюрпризов, крышкам, пробкам, компьютерным дискам, уп...

Методические рекомендации педагогам для работы по формирова¬нию культуры речевого общения детей старшего возраста

1. При работе по формирова­нию культуры речевого общения учитывайте возрастные особен­ности детей старшего дошколь­ного возраста.2. Предусматривайте сочетание различных форм организации де...

Развитие художественно-эстетического восприятия у детей дошкольного возраста в работе с природным и бросовым материалом»

Поделки из природного материала помогают открыть ребенку удивительный мир природы: увидеть в еловой шишке забавного гномика, в сухом сучке – зверька или птичку.Изготовление игрушек, поделок из п...

Мастер-класс по работе с природным и бросовым материалом с детьми старшего дошкольного возраста

Мастер-класс по работе с природным и бросовым материалом с детьми старшего дошкольного возрастаАвтор: воспитатель МБДОУ «Детский сад № 13»Гембихнер Людмила Николаевна, Осинниковский г...

Методические рекомендации педагогам для работы по формированию культуры речевого общения у детей дошкольного возраста.

Методические рекомендации педагогамдля работы по формированию культуры речевого общенияу детей дошкольного возраста.             На современ...