Проект "Дадим бумаге вторую жизнь"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Ашимова Гульэра Касымжановна

Проект "Дадим бумаге вторую жизнь"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_darim_vtoruyu_zhizn_-bumage.docx25.95 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «ЯРСАЛИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО»

Проект «Дадим бумаге вторую жизнь»

 для детей подготовительной группы

                                       

                                                               

                                             

                                               Подготовила:

Воспитатель Ашимова Г.К.

Яр-Сале 2022

То, что я услышал, я забыл.

                       То, что я увидел, я помню. 

  То, что я сделал, я знаю.

                                                                                                                             К. А. Тимирязев

Введение

Бумага- самый доступный и распространённый материал для детского творчества. Работая с бумагой и картоном, ребенок получает дополнительные знания и практические умения, расширяя одновременно свой кругозор. Дети в детском саду очень любят рисовать, раскрашивать, вырезать, мастерить поделки из бумаги, но в тоже время очень небрежно относятся к бумаге.

При работе с бумагой в любой занятии, чаще в свободной деятельности, дети, только начав работать, творить, рисовать, выбрасывают её и берут все новые и новые листы бумаги. В группе ежедневно накапливается большое количество бумажных отходов, которые попросту выбрасываются.

Но знают ли дети откуда берется БУМАГА?

Из чего сделана БУМАГА?

Неужели БУМАГА никогда не заканчивается?

Куда деваются использованная БУМАГА?

Чтобы дети задались этими вопросами и нашли ответы на них и разработан этот проект.

Актуальность

       Без бумаги невозможно представить нашу жизнь, бумага используется, начиная повседневной работе во всех сферах жизни заканчивая использования в дома и в домашнем хозяйстве. Потребности в бумажных изделиях возрастают с каждым днём, сейчас в мире производится свыше 300 млн. тонн бумаги и картона в год, что составляет около 50,8 кг на одного человека и с каждым же днём возрастают масштабы вырубленных лесов. Остаётся все меньше и меньше зеленого массива, а, значит, наносится большой вред окружающей нас природе. Если люди не будут контролировать уменьшение зеленых насаждений, то в скором времени атмосфера Земли станет непригодной для существования практически всех видов жизни. Поэтому важно каждому из нас научиться бережно относиться к лесу.

      В настоящее время проблемы сохранения природы и бережного отношения человека к окружающей среде могут быть решены только при условии формирования начиная с дошкольного возраста доброжелательного отношения к природе, целенаправленного экологического мировоззрения у людей.

      В процессе осуществления данного проекта, у детей формируются первые представления о существующих в природе взаимосвязях и на этой основе – начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. Важное значение при работе с дошкольниками придается нравственному аспекту: развитию представлений о самоценности природы, эмоционально-положительному отношению к ней, выработке первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту.

 Помочь познать окружающий мир, сформировать не потребительское, а созидательное отношение к нему – актуальная проблема современности.

       Бумага – предмет, хорошо знакомый дошкольникам, доступный и универсальный материал, который широко используется в рисовании, аппликации, конструировании. Дети активно работают с ней, не задумываясь о её свойствах, истории возникновения, значимости в жизнедеятельности человека. Данный проект поможет ребёнку проявить свою творческую активность, самостоятельно построить межличностные отношения, испытать ощущение эмоционального удовольствия. Особенность данного проекта заключается в применении различных методов познавательно – исследовательской деятельности, в процессе которой, согласно ФГОС дошкольного образования, формируется стремление к наиболее полному познанию предметов и явлений окружающего мира. 

Одна тонна макулатуры заменяет 4 кубических метра древесины (40 - 50 больших ёлок и сосен).

Цель проекта: 

- Развитие у детей воображение, речь, фантазию, мышление, умение анализировать и сравнивать.

-Формирование экологической грамотности детей, бережного отношения к природе и окружающему миру.

Задачи проекта:

  • Формировать навыки наблюдения и исследовательские умения в процессе поисково-познавательной деятельности у дошкольников.
  • Формирование умение и навыков в практической и экспериментальной деятельности
  • Расширить и закрепить знания детей о том, из чего производится бумага.
  • Познакомить детей с тем, насколько сложный и трудоемкий процесс изготовления бумаги.
  • Показать детям необходимость бережного и экономного отношения к бумаге и предметам из бумаги.
  • Давать знание детям что значит «дарит вторую жизнь бумаге».
  • Познакомить с понятием «макулатура» и с тем, как экономия бумаги и сбор макулатуры может уберечь от вырубки леса.

Тип проекта:

Краткосрочный (3 недели), исследовательский, практико-ориентированный

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный (исследовательский)

2 этап – основной (практико-ориентированный)

3 этап – заключительный (

Участники проекта:

Воспитатели, дети и их родители.

План работы

Этапы проекта

Методы

Содержание работы

Участники

Первый этап

Подготовительный (исследовательский)

экскурсионный

1. построение гипотезы

2. изучение проблемы

3. Онлайн- экскурсия в мусорозавод

Воспитатель

Дети

Основной этап

Экспериментально-практический

1.  Сбор макулатуры

Взаимодействие с родителями

2. подготовка материала из макулатуры.

3. производство бумаги «Бумага своими руками»

Воспитатель

Родители

Дети

Заключительный этап

Презентация результатов работы

1. презентация полученной бумаги.

2. оформление полученной бумаги

3. Подведение итогов

Воспитатель

Дети

Первый этап:

Методы исследования:

  • Наглядный (организация выставки, рассматривание книг, альбомов, использование ИКТ)
  • Словесный (чтение научной и познавательной литературы, беседы)

Работа по данной теме началась со сбора информации в библиотеке, в интернете.
Мы узнали, что в современное время существует большое количество разнообразных видов бумаги изготовленных из натуральных или с добавлением химических волокон.

Бумага – это волокнистый материал, состоящий в основном из слоя специально обработанных растительных волокон, тесно переплетенных между собой. В зависимости от назначения бумаге могут быть приданы различная прочность, гладкость, цвет, способность впитывать воду, печатные краски и разные жидкости, водонепроницаемость та или иная степень прозрачности и различные специальные свойства. Бумага различается по своему внешнему виду и по своим свойствам.

Как появляется бумага:

1 этап. Путь бумаги начинается в лесах. С лесной делянки деревья отправляются на бумажный комбинат, где их переносят на распиловочные столы.

 Стволы деревьев превращаются в метровые отрезки-чурки и в барабанах очищаются от коры. 60-тонные жерновые камни превращают их в древесную массу.

2 этап.  В древесную массу добавляют целлюлозу и наполнители, серу, соду, известь, каолин – белую глину высокого качества. Они придают бумаге белизну, плотность, гладкость и хорошие печатные свойства.

3 этап. Подготовленная бумажная масса разбавляется водой и под давлением через семиметровую щель выливается на сточный конвейер со скоростью 750 метров в минуту,

сушится, прокатывается и превращается в бумагу.

4 этап. Выполняется отделка. Бумажному полотну придают форму готовой продукции – листы, рулоны.

Вот такой длинный путь проходит бумага.

Основной этап

Гипотеза: Мы предполагаем, что сможем получить бумагу ручным способом из бумажных отходов. Полученную бумагу сможем использовать так же, как и обычную для рисования, письма, поделок.

Метод: экспериментально-практическая работа.

                        - сбор макулатуры (при содействии родителей)

  - изготовление бумаги из макулатуры

  - изучение свойств полученной бумаги

  -  изготовление поделок из полученной бумаги.

Сбор и переработка макулатуры – это процесс, позволяющий применять использованную бумагу несколько раз в производстве, что в свою очередь позволяет сохранить природные ресурсы и сэкономить средства на их добывание. Использованные бумажные изделия, от полиграфических изданий до картонных ящиков это, прежде всего материал для производства множества полезных бытовых вещей.

После использования бумаги ее необходимо собрать и отсортировать по различным категориям в зависимости от типа. Технология переработки макулатуры зависит от перерабатываемого материала и конечного продукта.

Для наглядности этапа сбора макулатуры была организована Онлайн-экскурсия в пункт сортировки бытовых отходов.

 Специально для детей АО Ямал Эко сервис провели онлайн экскурсию на пункт сортировки бытовых отходов. На этой экскурсии главный специалист рассказал и показал ребятам, что происходит с отходами после того, как люди выбросили в контейнер.

Отходы вывозят специальный машины, оснащенные системой захвата баков. «Смешанный» мусор вывозят одной машиной. С баков раздельной утилизации машина собирает мусор отдельно, сначала собирается один тип мусора во всем поселке, затем второй и третий. Каждый рейс машина собирает только один тип отходов, делается это с целью облегчить труд работников занимающихся ручной сортировкой отходов. Собрав отходы в поселке, машина привозит его на станцию сортировки, находящуюся в четырех километрах от поселка. Но как оказалось это далеко не вся работа бригады.  На станции из макулатуры формируют брекеты размером 1х1 метр для удобства транспортировки в перерабатывающие фабрики.

Процесс переработки макулатуры состоит из нескольких этапов. Сначала выполняется роспуск на волокна, осуществляемый в гидроразбивателях, в которых макулатура вращается в водной среде. На этом этапе происходит также отделение включений. После его завершения суспензия содержит волокна и неразбитые частички макулатуры. Затем происходит очистка суспензии макулатурной массы от посторонних примесей. Тяжелые примеси удаляются за счет вращения в барабане, когда песок, стекло, скрепки и т.д. оседают в грязесборнике, а легкие при помощи пропускания массы через сито. При переработке картона и бумаги сложного состава применяется термомеханическая обработка для нейтрализации действия включений клея, парафина, воска и т.д. Далее бумажная масса дораспускается при помощи размалывания на мельнице и подвергается тонкой очистке.

 «Бумага своими руками»

1.  этап: листы использованной бумаги порвать на квадратики примерно 2*2см; положить в миску и залить тёплой водой оставить на несколько часов.

2. этап: выложить бумажную массу в миску, добавить обойный клей или клей ПВА, крахмал и тщательно перемешать.

3. этап: на лист бумаги положить несколько слоёв газеты, сверху постелить кусок ткани и выложить бумажную массу, разравнять.

4.этап: накрыть сверху вторым куском ткани, на него положить стопку газет, поставить груз; оставить под прессом на ночь.

5.этап: оставить просушится на несколько дней в хорошо проветриваемом месте

6.этап: бумага готова.

7.Этап: из подготовленной бумаги сделать поделки.

Итоговый этап:

  Мы смогли получить бумагу из макулатуры, хотя полученная бумага отличается от фабричной. Эту бумагу трудно использовать для письма и рисования карандашами, но ее можно использовать для рисования и изготовления поделок. Таким образом, мы подтвердили нашу гипотезу о возможности получения бумаги в домашних условиях. В ходе работы мы узнали, что бумагу можно получить не только из древесины, но и из макулатуры. Фабрики, перерабатывая макулатуру, сохраняют деревья в лесах живыми. Одна тонна макулатуры заменяет 4 кубических метра древесины (40 - 50 больших ёлок и сосен). А это очень важно, ведь лес — это дом для многих животных: зверей, птиц, насекомых. Использование переработанной бумаги поможет сохранить наши леса, нашу родную природу!

          Значимость полученных результатов. В ходе данной исследовательской работы дошкольники не только познакомились с процессом получения бумаги из древесины и макулатуры, но и самостоятельно изготовили бумагу из вторичного сырья. Из полученной бумаги детьми были сделаны поделки. Таким образом, было наглядно продемонстрировано практическое применение переработанной бумаги. И главный результат: обогащение познавательного опыта ребенка в отношении бережного отношения к природе; возникновение стойкого интереса к экономии бумаги; активизация познавательной и исследовательской деятельности ребенка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательско-творческий проект " Бумаге - вторую жизнь!"

Окружающая действительность предстаёт перед ребёнком во всём её многообразии: природа, человек, рукотворный мир и т.д.. Помочь познать окружающий мир, сформировать у детей положительное отношение к не...

Экологический проект "Бумаге-вторую жизнь!"

     В современном мире остро стоят проблемы, тесно связанные с состоянием окружающей среды. Человек часто не обдуманно использует природные богатства, не задумываясь о том, что ...

Образовательный маршрут для совместной деятельности родитилей с детьми в сети Интернет на тему :"Давайте дадим бумаге вторую жизнь!"

Образовательный маршрут для совместной работы родителей с детьми в сети Интернет разработан с целью вовлечения родителей в образовательную деятельность, с целью повышения педагогической компетентности...

Конспект занятия поисково-исследовательской деятельности: Бумаге - вторая жизнь"

Это занятие позволить детям освоить основные свойтсва бумаги, а так же на опыте создать бумагу из ненужных листов. Так же у детей отрабатываются навыки мыслительной деятельности (умение выдвигать гипо...

Проект "Бумаге - вторая жизнь!"

Экологический проект с детьми 5-6 лет...

Исследовательская деятельность «Бумаге вторую жизнь».

Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать....

Бумаге вторую жизнь!

Бумаге вторую жизнь!...