Проект «Детская универсальная Steam-лаборатория, как средство развития познавательной активности и научно-технического творчества дошкольников»
проект по окружающему миру

Ленешмидт Татьяна Геннадьевна

Образовательная модель STEAM – это один из трендов в мировом образовании, который подразумевает смешанную среду обучения, и показывает ребенку, как применять науку и искусство воедино в повседневной жизни. STEAM-образование, вдохновляет наших детей проводить исследования как ученые, конструировать как инженеры, созидать как художники, аналитически мыслить, как математики и играть как дети.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_steam_leneshmidt_t.g_strelkovskaya_o.g.docx32.01 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Детская универсальная Steam-лаборатория, как средство развития познавательной активности и научно-технического творчества дошкольников»

Ленешмидт Татьяна Геннадьевна

Стрелковская Ольга Германовна

г. Канск, воспитатели Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №15 «Сибирячок» г. Канска»

   Аннотация. Образовательная модель STEAM – это один из трендов в мировом образовании, который подразумевает смешанную среду обучения, и показывает ребенку, как применять науку и искусство воедино в повседневной жизни. STEAM-образование, вдохновляет наших детей проводить исследования как ученые, конструировать как инженеры, созидать как художники, аналитически мыслить, как математики и играть как дети.

 Ключевые слова: программирование, геймифицированные технологии, STEAM-лаборатория, деятельностный подход, предпосылки инженерного мышления.

Annotation.  The STEAM educational model is one of the trends in global education, which implies a blended learning environment, and shows the child how to apply science and art together in everyday life.  STEAM education inspires our children to explore like scientists, design like engineers, create like artists, think analytically like mathematicians, and play like children.

Keywords: programming, gamified technologies, STEAM-laboratory, activity approach, preconditions for engineering thinking.

 Современные дети живут в эпоху цифровых технологий. Достижения техники проникают во все области человеческой жизнедеятельности, в том числе и в жизнь детей. Их окружают сложные технические объекты, современные интерактивные игрушки. На сегодняшний день, современные дети имеют большое количество вариантов подобных игрушек-роботов, которые одновременно обучают и развивают.

   Порой, придя в детский сад, дошкольникам уже не интересно просто рассматривать картинки, играть со статичными игрушками. Использование геймифицированных технологий позволяет повысить интерес дошкольников к образовательной деятельности и в игровой форме познакомить детей с основами элементарного программирования.

   В связи с этим актуальной становится задача формирования у детей технического мышления, развитие исследовательских, инженерно-конструкторских навыков.

   Проблема развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста отражена в ФГОС ДО, представлена в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования: «ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности..;..Склонен наблюдать, экспериментировать..». [2,21]

   Применяемые методы и приемы позволяют дошкольникам овладеть стандартными умениями и навыками и типовыми способами решения проблемных ситуаций. Следовательно, перед нами, педагогами, возникает проблема поиска новых способов организации образовательной деятельности.

   Современному обществу необходим активный, инициативный, креативно-мыслящий гражданин. Недостаточная степень развития технических умений тормозит работу воображения, сковывает детскую инициативу, снижает результат деятельности. Steam-технологии обеспечивают развитие у дошкольников творческого мышления, инициативности, интереса к науке, способности к нестандартным решениям. Поэтому мы создаем условия для приобщения дошкольников к научно-техническому творчеству, познавательно-исследовательской деятельности через организацию Steam-лаборатории.

   Оригинальность идеи и новизна проекта заключается в содержании и в особенностях организации познавательной детской деятельности. Проект включает модули: «Основы программирования», «Основы математики и теории вероятности», «Основы картографии и астрономии», «Основы криптографии». Каждый модуль направлен на решение специфических задач, которые при комплексном решении обеспечивают реализацию целей Steam-образования.

   Особенности организации детской деятельности:

-ролевая смена позиции педагог-воспитанник: дети-коллеги, исследователи;

-смещение понятия субъект-объект обучения: дети обучают инопланетного робота Микибота, знакомят его с нашим миром. Это важная роль для ребенка, которая повышает его статус и наделяет ответственностью;

-единая сюжетная линия всех образовательных ситуаций.

Цель проекта: внедрение Steam-лаборатории в образовательное пространство, для развития предпосылок инженерного мышления, исследовательских, конструкторских навыков дошкольников.

Задачи:

  1. Повысить познавательный интерес дошкольников к техническому творчеству, развитие исследовательских навыков, через деятельность в Steam-лаборатории.
  2. Развивать навыки сотрудничества у дошкольников с участниками образовательного процесса.
  3. Создать педагогически целесообразную, научно-творческую развивающую среду.
  4. Заинтересовать родителей в совместном детско-родительском исследовательском творчестве.
  5. Обобщить и распространить эффективный педагогический опыт по реализации проекта.

   Ожидаемый результат

  1. У дошкольников сформированы первоначальные инженерно-технические навыки.
  2. Старшие дошкольники проявляют интерес к исследовательской деятельности.
  3. У дошкольников развиты навыки взаимодействия друг с другом и с взрослыми.
  4. Создана мотивирующая среда в направлении Steam образования.
  5. 80% родителей проявляют интерес, и вовлечены в реализацию проекта.

Этапы реализации проекта

I этап-подготовительный (сентябрь-октябрь 2021г.)

Задачи

Предполагаемый результат

  1. Изучение литературы по теме.
  2. Организовать курсы повышения квалификации.
  3. Проектирование РППС.
  1. Копилка методической литературы.
  2. Удостоверение по теме: «Steam-образование для детей дошкольного возраста: базовый курс» (ООО «Центр развития  Steam-образования» г. Москва, 2020 г).
  3. Организована РППС группы.

II этап-основной (ноябрь 2021г.-май 2023г.)

  1. Организация работы Steam-лаборатории через реализацию образовательных модулей:

- «Основы программирования»;

- Основы математики и теории вероятности»;

- «Основы картографии и астрономии»;

- «Основы криптографии».

2.Привлечение родителей в реализацию проекта

1.Разработано тематическое планирование.[1,6-11].

2.Создана картотека дидактического материала (дидактические игры, схемы, алгоритмы и т. д.).

  1. Организовано родительское собрание «Steam-образование в ДОУ».
  2. Проведена консультация «Использование Steam-технологий в домашних условиях».
  3. Организован мастер-класс «Необычное в обычном».

III этап-итоговый (апрель-май 2023 г)

  1. Анализ реализации проекта.
  1. Диагностика сформированных умений и навыков дошкольников. [1,462].
  2. Анкетирование родителей.
  3. Тиражирование эффективного педагогического опыта.

   Проект «Детская универсальная Steam-лаборатория, как средство развития познавательной активности и научно-технического творчества дошкольников» включает четыре образовательных модуля: «Основы программирования», «Основы математики и теории вероятности», «Основы картографии и астрономии», «Основы криптографии».

   Это-интегрированное обучение, с акцентом на исследовательскую и проектную деятельность посредством геймифицированных технологий, которая включает в себя основы программирования, математики, картографии, астрономии, криптографии. Геймификация придает практико-ориентированный характер детской деятельности через сюжетно-ролевые обучающие игры, эксперименты, творческую активность. Сочетание технических дисциплин с творчеством повышает мотивацию к обучению; оживляет некоторые факты и события, пробуждая креативный подход и критическое мышление.

   Каждое образовательное событие имеет сюжетно-ролевую легенду: с далекой планеты, на которой живут «умные» мыши, прилетел робот-мышь Микибот, посланный изучать Космос и искать разумные существа. Ребята знакомят гостя-робота с людьми, их жизнью через реализацию серии проектов, выступая в роли «учителей» по отношению к роботу. В образовательном модуле «Основы программирования», ребята, приобретая базовые навыки программирования без компьютеров и планшетов, знакомили Микибота с особенностями жизни в деревне, в городе. Реализованы проекты «Микибот на рыбалке!», «На конкурсе талантов!» и другие. В результате реализации проектов дошкольники познакомились с ключевыми понятиями: робот, программа, команда, алгоритм, цикл, условия выбора; поиск альтернативных решений; анализ и оптимизация результата. Реализуя проекты в модуле «Основы математики и теории вероятности» дети развивали навыки критического анализа, целеполагания, изучали счет до 10, понятия больше/меньше, сложение/вычитание, программируя с условием выбора и с ограниченным выбором команд.

 Основные проекты  в модулях «Основы картографии и астрономии», «Основы криптографии» были направлены на изучение дошкольниками планет, строительство посадочных модулей на Марс, одновременно изучая принцип реактивного движения,  свойства оптических иллюзий. В «путешествиях» на планеты дети расшифровывали сообщения с Марса; исследовали движения звука. Но «работа» в STEAM-лаборатории на этом не заканчивалась. Ребята для Микибота составляли «послания»: схемы, алгоритмы действий, чертежи.

Вывод

   Дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития познавательных способностей дошкольников, так как в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. От простого любопытства через формирование познавательного интереса у дошкольников развивается познавательная активность.

   Главный девиз STEAM-образования: «Минимум теории, максимум практики». Опираясь на практический полученный опыт, дети самостоятельно замечают в знакомых предметах новые и неизвестные для себя свойства, сравнивают, анализируют, формируют гипотезы, планируют и проводят эксперименты, придумывают конструкции с возможностью вовлечения в научно-техническое творчество. У дошкольников развиваются коммуникативные навыки, умение работать в команде, творческое мышление, навыки программирования.

   Таким образом, проект «Детская универсальная Steam-лаборатория, как средство развития познавательной активности и научно-технического творчества дошкольников» отражает новые методы, приемы и формы организации детской деятельности.

   Материально-техническое сопровождение

Развивающие центры: «Занимательная математика», «Конструирование», «Экспериментирование», «Steam-лаборатория», «Изодеятельность» и т.д.

Техническая оснащенность: ноутбук, фотоаппарат, интерактивная доска, принтер, Микибот.

Научно-методические ресурсы: учебно-методическое пособие «Детская универсальная STEAM-лаборатория» автор Беляк Е.А., алгоритмы, схемы, карточки и т.д.

Литература

  1. Беляк Е.А. Детская универсальная STEAM-лаборатория: учебно-методическое пособие. – Ростов-на-Дону: Издательский дом «Проф-Пресс», 2019. – 472 с., цв.ил.
  2. Приказ Министерства образования РФ от 17.10.2013г. №1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.»
  3. Сборник методических материалов по реализации проекта «Технолаб для дошколят.» - СПБ.ИП Веснин Е.Ю.,2017.51с.:илл.
  4. STEAM практики в образовании. Сборник лучших STEAM практик в образовании. Часть 1/ сост. Е.К. Зенов, О.В. Зенкова. ГАОУ ВО МГПУ,- Москва: Издательство «Перо», 2021. -84с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод моделирования и ТРИЗ как средство развития познавательной активности и экологических представлений у дошкольников

Моделирование в детском саду – это совместная деятельность воспитателя и дошкольника. Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематичными изображениями, знаками, си...

Детская универсальная STEAM-лаборатория

На сегодняшний день одна из основных наших целей- дать дошкольникам современное, конкурентоспособное образование и профориентацию. Для реализации этой цели необходимо использовать современные технолог...

Конкурсное задание. Конспект занятия по ОО Познавательное развитие "Венера сестра Земли" в детской универсальной STEAM-лаборатории

laquo;Фестиваль педагогического мастерства – 2022»заочный этапноминация "Лучший воспитатель"Чернова Ирина Викторовна воспитатель высшей квалификационной категорииМКДОУ "ДС ...

Проект «Внедрение детской универсальной STEAM – лаборатории в образовательный процесс ДОО» для детей старшего дошкольного возраста

Проект «Внедрение детской универсальной STEAM – лаборатории в образовательный процесс ДОО» для детей старшего дошкольного возраста...

«Опытно – экспериментальная деятельность в детском саду и дома как средство развития познавательной активности»

Повысить уровень знаний родителей о экспериментально – исследовательской деятельности в детском саду и в домашних условиях, как средства развития познавательной активности у детей...

Родительское собрание «Опытно – экспериментальная деятельность в детском саду и дома как средство развития познавательной активности»

Цель: повысить уровень знаний родителей о экспериментально – исследовательской деятельности в детском саду и в домашних условиях, как средства развития познавательной активности у детей...

Конспект образовательного мероприятия по познавательному развитию с использованием детской универсальной STEAM-лаборатории на тему «Путешествие по родному городу» (с детьми 6-7 лет)

Образовательная область: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, развитие речи.Цель: формирование нравственно-патриотического воспитания дошкольников через обобщение знаний дошкол...