Тема: «История моего имени»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Алексейчева Татьяна Валерьевна
  • познакомить детей с историей русских имён, со значением имени для человека;
  • закреплять знания детей с правом на имя, научить применять это право в жизни;
  • обогащать, активизировать, расширять словарь по теме: «Имя» - знакомство с происхождением имён.
  • Развивать связную речь через стимулирование собственных высказываний детей, вопросы, ответы.
  • развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы;
  • воспитание доброго отношения к себе и окружающим, к своему имени.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад № 435»

ООД по социально-коммуникативному развитию в

подготовительной группе

Тема: «История моего имени»

                                                                 Выполнил: Алексейчева Т.В.,

                                                                                     воспитатель

                                                                                     высшая категория

г. Н Новгород

Цель: 

  • познакомить детей с историей русских имён, со значением имени для человека;
  • закреплять знания детей с правом на имя, научить применять это право в жизни;
  • обогащать, активизировать, расширять словарь по теме: «Имя» - знакомство с происхождением имён. 
  • Развивать связную речь через стимулирование собственных высказываний детей, вопросы, ответы.
  • развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы;
  • воспитание доброго отношения к себе и окружающим, к своему имени.

Материалы: свидетельство о рождении, сова, мячик для д/и «Как тебя будут звать, когда вырастишь», карточки для игры «Шифровальшик», веселая музыка для игры

Предварительная работа: беседа об именах, истории их возникновения, домашняя работа детей с родителями «Что означает твое имя?» (фото ребенка с рассказом почему тебя так назвал и что означает твое имя)

Описание ООД

- Проблемно-игровая ситуация.

Дети подходят к интерактивной доске, где их ожидает умная Сова с загадками об имени и вопросами про их детский документ (св-во о рождении, для чего он и что в нем указывается.)

Ребята посмотрите кто у нас в гостях. Это умная сова. Она принесла нам какой-то документ. Кто знает, что это такое? Верно это первый детский документ, который показывает об одном нашем праве, а вот каком сейчас сова вам сделает подсказку загадав загадку

«Тебе оно дано, а люди им пользуются?»

Верно, конечно, же это имя.

У каждого человека есть имя. Оно дается ему сразу после рождения. У вас тоже есть свои имена. Давайте все вместе хором одновременно назовем свое имя. (Дети называют). Есть имена мужские и женские, девчоночьи и мальчишечьи. Ваше имя записывают в детском саду, больнице, школе, кружках, секциях и других местах.

 Имя играет большую роль в жизни людей. Без имени нельзя обойтись. Люди ценят свои имена, через всю жизнь проносят имя. Человека можно лишить всех богатств, всех прав, но нельзя лишить имени.

Пока вы маленькие и имена ваши маленькие, а потом они будут расти вместе с вами. Давайте посмотрим, как.

 -Игра в кругу «Мяч по кругу кати свое имя назови».

У меня в руках мяч.

Мяч ты передай

И скорее отвечай.

Как тебя будут называть,

Когда ты вырастешь?

(Дети передают друг другу мяч и говорят свое «взрослое» имя)

-Вика- Виктория, Вова- Владимир и т.д.

Имя ребенку выбирают родители, а отчество переходит от отца.  Давайте поиграем с нашим именем и отчеством.

 -Игра «Назови отчество» - под музыку дети ходят в рассыпную, как только музыка заканчивается необходимо занять стульчик около воспитателя. Кто первый сел, тот называет свое имя и отчество.

-Кроме имени и отчества у человека есть еще и фамилия. Она переходит к нам от дедов и прадедов. Как вы думаете, зачем нужна фамилия? (чтобы различать людей).

- просмотр презентации «История имен, фамилий» 

Имя человека - одно из важнейших составляющих его индивидуальности. Имя отличает своего носителя от всех остальных людей.

В древности наш предок, человек-ребенок, наделял имя особой магической силой, рассматривал его как составную часть лица и скрывал от врагов маской. Существовали особые табу на произнесение имени. Так, древние египтяне избегали употреблять имя фараона, а японцам нельзя было называть имя императора. Во многих древних обществах люди подчиненного социального статуса: рабы, женщины, маленькие дети - не имели личных имен, их обозначали по имени владельца. В некоторых древних сообществах человек мог "заложить", т. е. оставить в залог свое имя, как сейчас закладывают ценные вещи и бумаги и до возвращения взятого, никто не мог назвать его по имени. Воины, идя в бой, оставляли свои имена дома, отдавали их на хранение, прятали.

Интерес к имени во все времена не случаен. В наши дни он усилился, появилось много различных изданий, посвященных проблемам имени, толкованию и происхождению имен. 

-беседа о фамилиях, от чего они могли образовываться.

Так как в старину образовывались фамилии, кто запомнил?

Верно их давали от прозвищ, от ремесла человека (кузнец- Кузнецов), от имен старших (Иван-Иванов), от качеств или характера человека (храбрый – Храбров), от названия животных, птиц (Медведев, Уткин) и т.д.

Физкультминутка.

Как живешь? – Вот так.

Ждешь обед? – Вот так.

Как плывешь? – Вот так.

Машешь вслед? - Вот так.

Как бежишь? – Вот так.

Утром спишь? – Вот так.

Вдаль глядишь? – Вот так.

Как шалишь? – Вот так.

 - «Как тебя зовут?» - с этой фразы начинается знакомство с каждым ребенком, которого привели в детский сад.

-Ребята вы с родителями готовили домашние задание. «Что означает твое мня и почему тебя так назвали?» сегодня я хотела бы послушать некоторых из вас

(рассказ 3-4 детей)

А сейчас я предлагаю поиграть в еще одну забавную игру. Я буду показывать на интерактивной доске всем известных героев, а вы мне должны назвать его имя и сказать из каких слов оно образовалось

- Словесная игра «Словообразование имени» картинки со сказочными героями (Айболит, Несмеяна, Снегурочка, Незнайка, Белоснежка, Кощей? Эти «этимологические» открытия дети способны сделать сами.)

- Игра «Шифровальщики». Каждый ребёнок расшифровывает имя.

В заключении нашего погружения в историю имен, предлагаю поиграть в новую игру. Вы должны выбрать для себя карточку, на которой вы видите цифры и буквы. Все они стоят не по порядку. Ваша задаче расставить буквы в нужном порядке, а цифры вам помогут, какая буква на каком по счету месте должна стоять. В результате шифра должно получиться какое-то имя.

Г Р Е О        Н А Н А

2 4  1  3        2 1  3  4

Итог: Тетушке Сове пришло время возвращаться домой. А чтобы проверить, как вы запомнили все, о чем мы с вами сегодня говорили, Сова хочет, чтобы вы ей свои имена написали на листочках, ведь мы уже свами это умеем делать, когда подписываем свои работы. Вот и сейчас давайте нарисуем ей подарки на память и напишем на них свои имена.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для детей старшего дошкольного возраста по теме: «История моего города »

Для формирования у детей основ гражданской культуры, социально — нравственного развития личности, необходимо получение детьми знаний об их родном городе. С ранних лет формируются первые представления ...

Проектная деятельность на тему:"Тайна моего имени".

Суть проектной деятельности заключается в том, что педагог создаёт собственный проект, который решает какую-либо исследовательскую задачу. Внедряет этот проект в работу с детьми. Таким образом дети за...

Нетрадиционная форма проведения родительского собрания , посвященного Дню матери на тему "Тайна моего имени"

К родительскому собранию "Тайна моего имени" семья  Александры П. создали презентацию...

Сценарий ситуации общения тема «Тайна моего имени»

Для детей старшей и подготовительной группы детского сада....

Методическая разработка для детей старшего дошкольного возраста по теме: «История моего города »

Представляю вашему вниманию методическая разработка для детей старшего дошкольного возраста по теме: «История моего города »...