Конспект ООД "Удивительная соль"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Логинова Анна Евгеньевна

Познавательное развитие

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 28 «Колокольчик» городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан

Конспект                                                                                 организованной  образовательной деятельности

на тему: «Удивительная соль»

для воспитанников подготовительной к школе группы  

                                                                                             

Логинова Анна Евгеньевна                                                                                                                                                                                                     воспитатель                                                                                        

2015 – 2016 учебный год

Цель: создание условий для формирования у детей готовности самостоятельно изучать окружающий мир.

Задачи по образовательным областям:

Познавательное развитие:

- познакомить детей с понятием «кристалл»;

- познакомить с условиями образования кристаллов соли, способом их выращивания в бытовых условиях;

- расширять и систематизировать представления детей о соли и ее свойствах;

- развивать наблюдательность, познавательный интерес, умение анализировать, делать выводы в процессе экспериментирования;

- воспитывать аккуратность в работе, соблюдение правил техники безопасности при работе с солью;

- вызвать радость открытий, полученных из опытов.

Речевое развитие:

1. Развивающая речевая среда:

- продолжать развивать речь как средство общения.

2.Формирование словаря:

- вводить в активную речь слова по теме (кристаллы, морская соль, пищевая соль, эксперимент, опыт, лаборатория, лаборант, ученый). 

3.Связная речь: 

- совершенствовать диалогическую речь;

- поощрять попытки высказывать свою точку зрения.

Физическое развитие:

- продолжать учить координировать речь с движением.

Методические приемы:

- загадывание загадки;

- пословицы и поговорки о соли;

- беседа;

- опыты;

- показ слайдов Мертвого моря;

- показ выращенных кристаллов соли.

Материал:

Демонстрационный:

-слайды;

- две пустые стеклянные банки 0,5 л;

- ложка;

- пластиковая чашка с морской солью;

- шерстяная нить.

Раздаточный:

- подносы;

- по два пластиковых прозрачных стакана с теплой кипяченой водой;

-  по два яйца;

- одноразовые ложки;

- пластиковые чашки с поваренной солью;

- лупы;

- пипетки;

- темные однотонные бумажные салфетки;

- шерстяные нити на палочках с насадками (у всех детей разные: пуговица, гайка, шишка и т.п.).

Предварительная работа:

- отгадывание загадок о соли;

- заучивание пословиц и поговорок о соли;

- рассматривание кристаллов соли под микроскопом;

- проведение опытов с солью;

- рассматривание разных видов соли;

- рассматривание презентации «Как добывают соль»;

- беседы о применении соли в кулинарии, медицине, косметологии.

Ход организованной деятельности: 

Орг. момент. Дети входят в группу, встают в круг.

В круг широкий, вижу я,

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо,

А теперь пойдем налево,

В центре круга соберемся

И на место все вернемся.

В.: Дети, сегодня наша группа снова превратилась в научную лабораторию. Вы - младшие научные сотрудники, а я – ваш научный руководитель.

В.: Прежде всего, давайте вспомним правила работы в научной лаборатории.

(Без разрешения ничего не трогать. Внимательно слушать и выполнять указания научного руководителя.)

Введение в тему. 

В.: Объектом нашего исследования будет пищевой продукт, а какой, узнаете, отгадав загадку:                    

Отдельно я не так вкусна,

Но в пище каждому нужна. (Соль)

В.: Правильно, это соль. Откуда  нам привозят соль? (Из Соль-Илецка.)

В.: Какая бывает соль?

Д.:  - Поваренная, грубого помола, мелкого помола, йодированная, морская.

В.: Какие пословицы и поговорки о соли вы знаете?

(Ответы детей.)

В.: Скажите, какие свойства соли вам известны?

Д.:          - Соль не имеет запаха.

 - Чистая соль бесцветная.

 - Соль имеет соленый вкус.

 - Соль сыпучая.

 - Соль растворяется в воде.

В.: Сегодня мы с вами исследуем новые свойства соли, а еще… Это пока секрет.

В.:  Сейчас я прошу всех пройти в научную лабораторию.

Опыт 1 «Соль впитывает воду»

В.:  Давайте исследуем некоторые свойства соли. Представьте себе такую ситуацию: мешочек с солью оставили на улице, и вдруг пошел дождь. Как вы думаете, что произойдет с солью?

(Предположения детей.)

В.:  Давайте проверим это в нашей лаборатории. На соль в тарелке налейте 1 ложку воды из стаканчика. Что произошло, куда девалась вода?

Д.: Вода впиталась.

В.:  Какой вывод можно сделать, что соль делает с водой?

Д.: Соль впитывает воду.

Опыт 2 «Эффект мертвого моря»

В.:  Для следующего эксперимента нам понадобятся два сырых яйца и два стаканчика с  водой. Осторожно опустите одно яйцо в стакан номер 1. Что произошло с яйцом?

Д.:  Яйцо опустилось на дно.

В.:  Теперь в стакан номер 2 положите 2 ложки соли и тщательно перемешайте. Осторожно положите второе яйцо. Что произошло?

Д.: Яйцо не тонет.

В.:  Какой из этого можно сделать вывод? (Ответы детей.)

В.:  Соленая вода помогает предметам держаться на поверхности. Чем больше соли в воде, тем легче удержаться на поверхности. Есть такое море, оно называется Мертвое.  Посмотрите. В нем настолько много соли, что утонуть просто  невозможно. 

(Показ слайда.)

В.:  А теперь пора отдохнуть.

Физ. Минутка

«Что там чудится в тумане?»
Что там чудится в тумане?
(Дети вытягивают руки вперёд.)
Волны плещут в океане. (Дети машут руками, изображая волны.)
Это мачты кораблей.
(Дети вытягивают руки вверх.)
Пусть плывут сюда скорей!
(Дети приветственно машут руками.)
Мы по берегу гуляем,
Мореходов поджидаем,
(Ходьба на месте.)
Ищем ракушки в песке
(Наклоны.)
И сжимаем в кулаке.
(Дети сжимают кулачки.)
Чтоб побольше их собрать, —
Надо чаще приседать.
(Приседания.)

«Теплоход»
От зеленого причала
Оттолкнулся теплоход,
(Дети встали.)
Он шагнул назад сначала, раз, два,
(Шаг назад.)
А потом шагнул вперёд, раз, два
(Шаг вперёд.)
И поплыл, поплыл по речке,
(Волнообразное движение руками.)
Набирая полный ход
. (Ходьба на месте.)

«Тихо плещется вода»
Тихо плещется вода,
Мы плывём по тёплой речке.
(Плавательные движения руками.)
В небе тучки, как овечки,
Разбежались, кто куда.
(Потягивания — руки вверх и в стороны.)
Мы из речки вылезаем,
Чтоб обсохнуть, погуляем.
(Ходьба на месте.)
А теперь глубокий вдох.
И садимся на песок.
(Дети садятся на свои места.)

Выращивание кристаллов соли

В.:  Посмотрите, что я для вас приготовила.

(Показываю предметы, покрытые кристаллами соли: картонную снежинку, шишку, веточку и др.)

В.:  Нравится? Шишка, веточка и другие предметы покрыты кристаллами соли. Я их вырастила в воде. А хотите сами сделать такое же чудо? (Получаю согласие детей.)

В.:  Вы будете работать с поваренной солью, а я – с морской. Посмотрим, что получится. Пока мы с вами играли, Татьяна Александровна принесла в баночках теплую воду. Постепенно насыпаем  соль и хорошо размешиваем. Сыпать соль нужно до тех пор, пока соль не перестанет растворяться. Вы это увидите сами: на дне банки осядет соль. У каждого из вас есть предметы, на которых будут расти кристаллы соли. Опустите их  в соленую воду. Потом мы уберем наши баночки в теплое место и каждый день будем наблюдать за изменениями. Кристаллы соли будут расти несколько дней.

Рефлексия

В.:  Для подведения итогов работы я приглашаю вас на ковер. Скажите, что нового вы узнали о соли? (Ответы детей)

Что вам сегодня больше всего понравилось? (Ответы детей.) 

В.:  Уважаемые коллеги, благодарю вас за отличную работу. А теперь мы поставим банки в теплое место и приведем в порядок рабочие места.

                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "Соль земли"

НОД  "Соль земли" рекомендуется проводить как заключительную, после проведения нескольких эксперементов с солью. А так же следует провести беседу об использовании соли, как продукта питания...

Конспект занятия "Соль разноцветная"

Конспект занятия по опытно-эксперементальной деятельности для детей подготовительной группы....

Конспект "Волшебница соль"

     Один из основных принципов дошкольного образования — формирование познавательных интересов и действий ребенка в различных видах деятельности. Позна...

Конспект "Удивительная соль"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19173085","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"359","width":"480"}}]]...

План-конспект занятия "Соль"

Познавательное развитие: опытно-экспериментальная деятельность. Формирование у детей представление о свойствах соли; закрепить умение самостоятельно осуществлять практические действия....

Конспект НОД "Соль"

Вашему вниманию предлагается методическая разработка (конспект) для проведения интегрированного познавательно-речевого занятия на тему "Соль"....

Конспект НОД "Соль и её свойства"

Цель НОД Систематизировать представление детей о соли и её свойствах....