Конспект занятия по познавательному развитию "Секреты воздуха"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия по познавательному развитию "Секреты воздуха"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_podgot_gr_opyty_s_vozduhom.docx20.44 КБ

Предварительный просмотр:

Ход.

1 Организационный момент.

- Встаньте рядышком по кругу,

Улыбнемся все друг другу.

Если каждый улыбнется-

Утро доброе начнется:

«Доброе утро,  ребята!»

-  Сегодня приглашаю вас в лабораторию. Скажите, ребята, что такое лаборатория? А ты как думаешь?

-Правильно, лаборатория – это помещение, де проводят опыты и эксперименты.  А что такое эксперименты?

- Эксперименты- это опыты, которые проводят ученые, чтобы убедиться в правильности своих предположений. А вы любите экспериментировать? А ты Маша?

-Я приглашаю вас стать моими помощниками.  

- В лаборатории нельзя находиться в обычной одежде. Давайте оденем специальную одежду.

- При проведении экспериментов ученые пользуются разными приборами, предметами: и острыми, и стеклянными. Поэтому в лаборатории необходимо соблюдать правила безопасности.

- На столах ничего не трогать без разрешения руководителя.

- Соблюдать тишину, не мешать работать другим.

- Содержимое сосудов не пробовать на вкус.

- Бережно обращаться с оборудованием. Поработал, убери на место, пролил воду, вытри салфеткой.

- Помни, некоторые опыты можно проводить только в присутствии взрослых.

 

1.Сюрпризный момент.

- Что же мы сегодня будем изучать?

- Это мы узнаем отгадав загадку.

Он нам нужен чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать,

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

2. Опыт 1

 - Что же это? (Воздух)

- Для чего нужен воздух? (Воздух нужен чтобы дышать)

 - А кто дышит воздухом? (Люди, птицы, животные, насекомые, растения)

- А где  находится  воздух? (Воздух находится везде)

-Даже в человеке? (Да)

- А где он находится в человеке? ()

- Как человек дышит? (Делает вдох, воздух попадает в нос , потом в легкие, потом выдох и воздух выходит обратно.)

- Может человек жить без воздуха? (Нет)

- А как доказать, что человек не может без воздуха жить?

- Зажмите нос и попробуйте не дышать. Почему вы убрали руки? (Потому что тяжело не дышать).

- Подойдем к Доске Научных Открытий и запишем результаты нашего эксперимента.

- Что мы узнали Нового? Давайте, как настоящие ученные,  запишем результат нашего исследования. (Человек дышит легкими, без воздуха жить не может )

3. Опыт 2

Продолжим наши исследования.

- Посмотрите, что это? Стакан. Посмотрите, есть в нем что-нибудь? (Нет. Он пустой.)

- Ребята, как вы думаете? Возможно ли опустить стакан в воду и не намочить лежащую на дне салфетку? (Ответы детей)

- Хорошо. Давайте проверим. Посмотрите сначала. Передо мной контейнер с водой. Посмотрите на дно контейнера я прикрепила кусочек салфетки. Переворачиваю стакан верх дном, аккуратно и осторожно погружаю в воду, не наклоняя стакан, до самого дна емкости, потом сразу поднимаю его из воды, даю воде стечь, не переворачивая стакан.

- Что случилось с салфеткой? Она намокла? (Нет) Почему не намокла? (Потому что в стакане что-то есть ) Что в стакане? (Воздух)  

- Еще раз опустим стакан салфеткой в воду. Наклоним стакан. Что произошло?(Пузырьки воздуха выйдут, а его место займет вода, салфетка намокнет)

Вывод: Воздух занимает место.

- Подойдем к доске Научных Открытий и запишем результат опыта.

4. Опыт 3.

Следующий эксперимент.

- Кто из вас , ребята, видит воздух? (Он невидим) Я тоже его не вижу, но я знаю, что он есть вокруг нас.

- Как можно его обнаружить? (ответы детей)

- А я предлагаю попробовать его поймать. Как можно это сделать?(Ответы детей)Аня а ты что предлагаешь?

- Возьмите пакеты и попробуйте поймать воздух. Закрутите пакет. Что произошло с пакетом? (Он надулся) Что находится в пакетах? (Воздух) Вы его видите? (Не видим) Значит воздух какой? (Невидимый)

- Давайте убедимся, что в пакетах именно воздух. Возьмите палочку и проткните пакет. Поднесите его к лицу, к рукам, шее… Что вы чувствуете?(Ветерок)

-Итак, если мы не можем увидеть воздух, то мы его можем что? (Почувствовать)

- Чем мы почувствовали ветерок?(Кожей лица)

-Запишем результат нашего эксперимента.

Вывод: Воздух прозрачный, бесцветный, увидеть его нельзя, можно почувствовать только кожей.

5. Опыт 4.

Воздух можно не только почувствовать, но и услышать. Как это возможно? Где мы можем услышать воздух?(Ветер, насос)

- Возьмите в руки резиновые игрушки. Вы слышите воздух? (Свист) Как он появляется?(Воздух выходит из игрушки и издает свист)

- Попробуем зажать отверстие пальцем. Что происходит? (Звука не слышно, игрушка не сжимается, мешает воздух, который находится внутри игрушки)

- А скажите, пожалуйста, какой формы воздух?(Он не имеет форму или он такой формы как и игрушка, предмет)

Вывод: Воздух можно услышать. Воздух не имеет формы, он заполняет другие предметы.

6. Физкультминутка.

Воздух-невидимка, (руки вверху, вправо-влево)

Выходи гулять! (машут рукой к себе, «зовут»)

Воздух-невидима, (руки вверху, вправо-влево)

Как тебя поймать? (хлопки руками в разных местах)

Если быстро-быстро в поле убегу, (бегут на месте)

Чистого-пречистого воздуха найду! (потирают руки)

Если вместе с дедушкой по полю пойду, (шаги на месте)

Самого полезного воздуха найду! (руки накрест к плечам)

Если вместе с папой в горы я пойду, (тянутся вверх на носочках)

Самого кристального воздуха найду! («фонарики»)

7. Опыт 5

Продолжим наши исследования.

- Нальем в контейнер воду и закроем крышкой. Скажите, вся ли банка наполнена водой?(Нет, не вся)

- Где находится слой воды? (На нижней части контейнера)

- Где находится слой воздуха?(В верхней части банки)

- Попробуем перевернуть контейнер, что получилось? (Вода ниже воздуха)

- Правильно, вода ниже чем воздух, как ни крути банку. Что это значит? (Воздух легче воды)

- Давайте докажем, что воздух легче воды еще раз. На столе у каждого из вас стоят стаканы с водой  и трубочки. Подуйте тихонько в трубочки.

- Что происходить?(Из трубочки выходят пузыри) Куда они движутся? (На поверхность)

Вывод: Воздух легче воды. (Записываем на доске Научных Открытий )

8. Опыт 6

–Ребята, как вы думаете, можно ли надуть воздушный шар надетый на пластиковую бутылку, не нажимая на бутылку?(ответы детей)

- Посмотрите. Как вы думаете, как это получилось? (ответы детей)

- Возьмите тоже бутылочки и попробуйте надуть шарики.

-Почему так получилось?(Предположения детей)

- Под воздействием тепла воздух расширился  и надул шарик, а в холодной воде воздух опять сжался и шар сдулся.

Вывод: под воздействием тепла воздух расширяется.

9. Опыт 7

  Чем, ребята, запахло?

- Почему чашка стоит в одном месте, а пахнет в другом? (Ответы детей)

- Запах распространился по комнате потому, что воздух двигается.

Вывод: воздух двигается и разносит запахи.

10. Рефлексия. Подойдите, ребята, к доске Научных Открытий. Скажите, что мы сегодня узнали о воздухе. Посмотрите на доску Научных Открытий, она вам поможет.

- Какой опыт больше всего понравился?

-Что бы хотели в следующий раз изучить в нашей лаборатории? Хорошо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по познавательному развитию "Воздух-невидимка"

Задачи:Образовательные;- дать представление о том, что воздух занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха), а также дать представление о том, что ветер – это движение воздух...

конспект занятия по познавательному развитию "Воздух-невидимка"

Данный конспект рассчитан на детей средней группы. Для работы в экспериментальной деятельности....

Конспект занятия по познавательному развитию. "Воздух - какой он?"

Формирование первичных элементарных представлений детей о воздухе через познавательно-исследовательскую , экспериментальную и игровую деятельность....

Конспект занятия по познавательному развитию " Воздух и его свойства"

Ознакомление детей с воздухом и его свойствами в процессе экспериментирования....

Конспект занятия по познавательному развитию "«Воздух всему живому необходим»

Цель: формирование представлений детей о воздухе и его свойствах....

Конспект занятия по познавательному развитию "Воздух - наш самый лучший друг".

Данная меетодическая разработка содержит конспект занятия  по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста....