Рабочая программа кружка "В гостях у природы" по экологическому воспитанию дошкольников средствами игровой технологии "Сказочные лабиринты игры" В.В. Воскобовича
рабочая программа по окружающему миру (старшая группа)

 Старшая группа (ЗПР)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhk._rab_._programma_moya.docx58.19 КБ

Предварительный просмотр:

                             Рабочая программа кружка

                               "В гостях у природы"

            по экологическому воспитанию дошкольников

      с использованием  развивающих игр В.В. Воскобовича

                               (старшая группа ЗПР)

                                                                           Воспитатель:

                                                                           Лесниченко С.Н.

Содержание

1.  Целевой раздел ……………………………………………………………….3

1.1.Пояснительная записка……………………………….…………………….3

1.2.Цель рабочей программы…………………………………………………...5

1.3.Задачи рабочей программы………………………………………………..5

1.4.Принципы и подходы в организации образовательного   процесса……6

1.5.Особенности развития детей старшего дошкольного возраста с                  задержкой психического развития……………………………........................7

1.6. Планируемые результаты освоения программы (в виде целевых ориентиров)……………………………………………………………………… 8

     1.7.Мониторинг освоения результатов………………………………………9

2. Содержательный раздел

2.1 Описание образовательной деятельности………………………11

2.2 Перспективный план работы экологического кружка………………………..11

3. Организационный раздел (материально – техническое обеспечение программы в целостном образовательном процессе)                                  18

4.Список методической литературы………………………………………20

1.  Целевой раздел

1.1.Пояснительная записка.

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.

Традиционно в дошкольном воспитании в общий процесс освоения природы включается и элемент её познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанного поведения в природной среде. Напряжённая экологическая обстановка, на мой взгляд, предполагает несколько иные подходы к образованию в области окружающей среды. Мне близка позиция доктора биологических наук Т. В. Потаповой: «Предназначение дошкольного экологического образования состоит не столько в присвоении детьми знаний о предметах и явлениях, сколько в формировании навыков бережного и неразрушающего обращения с ними и активного желания поступать именно так: щадящим и сберегающим образом».

Актуальность данной программы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей  - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностей, ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к “ рукотворному миру”, к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно–правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Они постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный и красочный мир природы пробуждает у детей естественный интерес, любознательность, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на формирование их ценностных ориентиров. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.

Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь, часто влияют на отношение человека к природе.

Новизна данной программы заключается в том, что она охватывает разные аспекты экологического образования дошкольников. Программой предусмотрено не только экологическое просвещение детей дошкольного возраста, но и мотивация развития умений у детей оказывать посильную помощь нашей природе. Например, для птиц, зимующих в наших краях, мы с детьми и родителями будем делать кормушки, организуем «птичью столовую» до полного схода снежного покрова; развесим скворечники на территории детского сада. Данная программа включает развитие у детей умений постановки и проведения простейших опытов, например, выращивание рассады для цветников детского сада,  получение  экологических знаний, развитие наблюдательности, чувства сопереживания, способности видеть красивое в природе, умение оказывать природе посильную помощь. Воспитываются такие личностные качества, как доброта, ответственность, трудолюбие, самостоятельность, умение работать в коллективе. Всё выше перечисленное убеждает в педагогической целесообразности данной программы.

Педагогическая целесообразность кружка в том, что она дает     возможность детям для самоопределения в социуме, формирует эстетическое восприятие природы, умения воплощать увиденное в практической творческой деятельности.

 Специфика данной программы в том, что:

- знания детей усложняются и конкретизируются в соответствии с возрастными особенностями;

- содержание предполагает изучение тем по экологии: особенности строения цветка, листа, соцветия и их виды;

- ведущие виды деятельности для детей дошкольного возраста - поисково-познавательная деятельность, творческая работа;

- использование технологии арт- терапии для проявления свободного, творческого самовыражения и проявление членами группы в ходе занятий с природным материалом своих чувств, мыслей, фантазий.

Создание условий для реализации программы:

Психологические и социально-педагогические условия организации работы

-учитывать социальный опыт ребенка;

-учитывать его возможности, способности, интересы;

-строить педагогический процесс как диалоговый.

В познавательном развитии  4-5летних детей характерна высокая мыслительная активность. Четырёх - летние  «почемучки» интересуются причинно-следственными связями в разных сферах жизни (изменения в живой и неживой природе, происхождение человека), профессиональной деятельностью взрослых и др., то есть начинает формироваться представление о различных сторонах окружающего мира. К 5-ти годам более развитым становится восприятие. Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д. Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут.

Так как формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс, поэтому я думаю, что целью экологического воспитания должно стать формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способным осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

   

Система работы по экологическому воспитанию детей с  задержкой психического развития  осуществляется в течение 1учебного года 1 раз в неделю в совместной деятельности в рамках части основной образовательной программы дошкольного образования, формируемой участниками образовательных отношений и  созданных ими самостоятельно на основании  лексических тем недели.

1.2.Цель рабочей программы.

Цель: формирование у детей элементов экологического сознания, способности понимать и любить окружающий мир и природу.

               

1.3.Задачи рабочей программы:

-дать обобщенные представления о жизни животных и растений;

-о сезонных изменениях в неживой природе, растительном и животном мире;

-научить детей быть милосердными, любить и беречь природу, бережно распоряжаться ее богатствами;

-научить детей простейшим правилам поведения в природе;

-поддерживать проявление инициативы детей в самостоятельных наблюдениях, опытах;

-обогащать самостоятельный опыт практической деятельности по уходу за комнатными растениями, цветниками;

-развивать экологическую культуру, познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир;

-совершенствовать мышление, творческие способности, умение думать самостоятельно, логично и последовательно;

-воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира;

-воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам, проявление ответственности за свои поступки;

-знакомить детей с природой Донского края.

  1.4.Приципы и подходы в организации образовательного процесса.

При распределении разделов программы обучения учитывались основные принципы:

Принцип научности(детям сообщаются знания о живой и неживой природе и т.д.);

Принцип доступности(учет возрастных и индивидуальных особенностей);

Принцип поэтапности (последовательность, приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий);

Принцип динамичности(от самого простого до сложного);

Принцип сравнений(разнообразие вариантов заданной темы, методов,  материалов);

Принцип выбора(решений по теме, материалов и способов без ограничений);

Принцип сотрудничества(совместная работа с родителями);

Принцип творчества(воспитание и развитие творческих способностей детей).

1.5.Особенности развития детей  старшего дошкольного возраста (5-6 лет)  с  задержкой психического развития.

Старший дошкольный возраст характеризуется как период существенных изменений в организме ребенка и является определенным этапом созревания организма. В этот период идет интенсивное развитие и совершенствование опорно-двигательной, нервной, сердечно – сосудистой систем организма, развитие мелких мышц, развитие и дифференцировка различных отделов центральной нервной системы. Характерной особенностью данного возраста является так же развитие познавательных и мыслительных психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления, речи.

В старшем дошкольном возрасте начинает развиваться произвольное внимание, поэтому дети могут сознательно направлять его и удерживать на определенном объекте, предмете. Память начинает играть ведущую роль в организации психических процессов, развивается произвольная слуховая и зрительная. У детей 5 – 6 лет более высокого уровня достигает развитие наглядно – образного мышления и начинает развиваться логическое, что способствует  формированию у ребенка способности выделять существенные признаки и свойства предметов окружающего мира, формированию способности сравнивать, обобщать и анализировать. К концу старшего дошкольного возраста у детей развивается творческое воображение, которое способствует яркости, конкретности представляемых образов и впечатлений. В старшем возрасте расширяется словарный запас и развивается способность использовать в активной речи сложные грамматические конструкции.  Психическое развитие и становление личности ребенка к концу старшего возраста тесно связаны с развитием самосознания, что позволяет достичь высоких результатов в обучении и воспитании детей.

1.6. Планируемые результаты освоения программы (в виде целевых ориентиров):

Планируемые результаты освоения Программы – это целевые ориентиры дошкольного образования (п. 4.1. ФГОС ДО), которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

В ДОУ при реализации программы в старшей группе 2 раза в год (сентябрь, май) проводится оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогами в рамках педагогической диагностики.

Планируемые результаты освоения детьми программы

кружка «В мире природы»:

-ребёнок владеет навыками детской проектной и экспериментальной деятельности сверх образовательного стандарта дошкольного образования в направлении «Экологическое развитие» и способен применять их в экологически значимой деятельности.

-использует наблюдение, как способ познания: способен принять цель наблюдения, ставить её самостоятельно.

-сравнивает характерные и существенные признаки объектов природы с помощью предметных, обобщающих моделей;

-составляет творческие рассказы, экологические сказки о явлениях природы; -использует модель в качестве плана рассказа, доказательно строит суждение;

-самостоятельно устанавливает причинно-следственные связи на основе понимания зависимости жизнедеятельности живых существ от условий их существования;

-имеет сформированное экологическое мышление, умеет выбирать наиболее оптимальный способ решения экологической задачи в социально-практической деятельности;

-имеет представления о многообразии растений и животных, их потребностях как живых организмов;

-владеет представлениями об уходе за растениями, некоторыми животными, стремится применять имеющиеся представления в собственной деятельности.

    1.7.Мониторинг освоения результатов.

Ожидаемый результат  взаимодействия с детьми:

-должен знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе (способе безопасного взаимодействия с растениями и животными);

-проявление  интереса, доброты к природным явлениям и объектам;

-помощь друг другу, бережное, доброжелательное отношение к природе, проявление творчества.

     

     Ожидаемые результаты образовательной деятельности:

открытые занятия, игровые конкурсы, викторины, выставки, экологические вечера 

                                                                       

                                                                Показатели диагностических исследований         

Результаты экологического развития детей предполагается отслеживать с помощью  диагностики два раза в течении учебного года, основанной на наблюдениях за детьми, заполнив следующие диагностические карты.

 За каждый показатель диагностических исследований, определения уровней развития детей ставится соответствующий балл.

Высокий уровень

3 балла

Средний уровень

2 балла

Низкий уровень

1 балл

Имеет представления о сезонных изменениях  в природе (Название и характерные особенности времен года)

Имеет частично представления.

Не имеет представления.

Знает природные явления (дождь, ветер, снег)

Знает частично.

Не знает.

Имеет представление о многообразии растительного мира, называет по 3 представителя.

Частично имеет представления.

Не имеет представления.

овощи

фрукты

ягоды

овощи

фрукты

ягоды

овощи

фрукты

ягоды

Владеет навыками ухода за растениями.

Владеет частично.

Не владеет.

Имеет представление о многообразии животного мира, называет по 3 представителя.

Имеет частично представления.

Не имеет представления.

Дикие животные.

Домашние

Животные.

Дикие птицы.

Домашние птицы

Насекомые.

Детеныши.

Дикие животные.

Домашние

Животные.

Дикие птицы.

Домашние птицы

Насекомые.

Детеныши.

Дикие животные.

Домашние

Животные.

Дикие птицы.

Домашние птицы

Насекомые.

Детеныши.

Знает о существовании различных сред обитания (земля, воздух, вода).

Знает частично.

Не знает.

Отражает свои впечатления в продуктивных видах деятельности (анализ свободных работ).

Отражает свои впечатления частично.

Не тражает.

Знает  правила поведения в природе.

Знает частично.

Не знает

2. Содержательный раздел.

       2.1. Описание образовательной деятельности

Программа представляет собой цикл занятий по развитию экологических знаний у детей 5 – 6 лет с ЗПР с использованием развивающих игр В.В.Воскобовича и позволяет расширить, обобщить и углубить знания детей о взаимосвязи живой и неживой природы с помощью использования развивающих игр и пособий Воскобовича, наблюдений, бесед, игр, экспериментирования, экскурсий, целевых прогулок, слушания музыки и звуков природы, просмотр образовательных фильмов, рассматривания и сравнения.

Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятий 20-25 минут в соответствии с нормами СанПин. График работы кружка: среда (четверг) 16.00 - 16.2.

2.2.Перспективный план работы  экологического кружка «В мире природы»

Тема

Задачи

Сентябрь

1

«Что нам осень подарила»

Закрепить знания детей об овощах и фруктах.

Уточнить знания детей об уходе за овощами.

Воспитывать трудолюбие. Активизировать словарь детей словами, обозначающими овощи и трудовые действия.

2

Мониторинг

3

За грибами мы пойдем(с использованием игр В.В.Воскобовича)

Уточнить знания детей о грибах. Познакомить с ядовитыми грибами (мухомор и поганка). Развить познавательную активность. Активизировать словарь детей: съедобные и несъедобные грибы("Игровизор", "Чудо- крестики 2,3", развивающая предметно- пространственная среда "Фиолетовый лес").

4

Развлечение:

«К нам осень пришла!»

Развлечь детей, закрепить полученные знания о сезонных изменениях осенью.

Формировать  желание играть в подвижные и дидактические игры.

Активизировать словарь детей: осенняя пора, красиво.

Октябрь

5

«Сколько знаю я дождей»

Развивать способности детей наблюдать сезонные явления и их изменения.

Формировать умения выделять характерные признаки осеннего и летнего дождя.

Активизировать словарь детей: моросит, мелкий, холодный.

6

«Домашние животные» (с использованием игр В.В.Воскобовича)

Формировать у детей обобщенные представления о домашних животных: как за ними надо ухаживать, какую пользу приносят, какие условия нужны для жизни.

Закрепить названия детенышей домашних животных.

Активизировать словарь детей: домашние, ухаживать. ("Игровизор", "Чудо- крестики 2,3", развивающая предметно- пространственная среда "Фиолетовый лес", "Геовизор").

7

«Как звери к зиме готовятся!»

Формировать у детей представления о разновидностях подготовке диких животных к зиме (меняет шубку, делает запасы).

Закрепить названия и характерные признаки диких животных, их среду обитания.

Активизировать словарь детей: лисенок, бельчонок, зайчонок, медвежонок, волчонок.

8

Развлечение:

 «К нам гости пришли»

Развлечь детей, закрепить полученные знания о диких и домашних животных, их среде обитания.

Формировать  желание играть в подвижные и дидактические игры.

Ноябрь

9

«Осеннее дерево»

Познакомить с осенним деревом – рябиной.

Формировать умения детей наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых взаимосвязях и закономерностях.

Активизировать словарь детей: рябина красная, гроздь, ягоды.

10

«Перелетные птицы» (с использованием игр В.В.Воскобовича)

Способствовать обобщению представлений о птицах в осенний период: собираются в стаи, улетают на юг.

Воспитывать любознательность и наблюдательность у детей.

Активизировать словарь детей: перелетные, юг("Игровизор", "Чудо- крестики 2,3", развивающая предметно- пространственная среда "Фиолетовый лес", "Нетающие льдинки", Чудо- соты").

11

«Воробышка»

Знакомить детей с зимующими птицами: воробьи.

Уточнить с детьми, как изменения в природе повлияли на жизнь воробья.

Развивать интерес к наблюдениям за птицами.
Активизировать словарь детей: зимующие, перелетные.

12

Развлечение: «Синичкин праздник»

Развлечь детей, закрепить полученные знания  о перелетных птицах.

Формировать у детей желание по-доброму относиться к живой природе.

Воспитывать интерес и желание играть в подвижные и дидактические игры.

Декабрь

13

«Снежинка»

опыт

Закрепить знания о снежинке.

Развивать способности наблюдать сезонные явления и их изменения, внимания и памяти.

Учить видеть красоту природы.

Активизировать словарь детей: первый снег, снежинка.

14

«Волшебная льдинка»

опыт

Познакомить детей с понятием – лёд.

Формировать интерес к определения свойств льда с помощью опытов.

Воспитывать осторожность на льду.

Активизировать словарь детей: опасный, холодный лед.

15

«Зимняя красавица - ель» (с использованием игр В.В.Воскобовича)

Приобщить к желанию наслаждаться запахом хвойного дерева.

Способствовать развитию умения называть характерные особенности строения ели, признаки, отличающие ее от других деревьев.

Формированию умения видеть отличие игрушечной ели от настоящей.

Воспитывать бережное и заботливое отношение к живой природе.

Активизировать словарь детей: красавица, зеленая. ("Игровизор",  развивающая предметно- пространственная среда "Фиолетовый лес", "Коврограф Ларчик").

Январь

16

«Жизнь птиц зимой» (с использованием игр В.В.Воскобовича)

Учить детей рассматривать птиц, различать их по размеру, окраске оперения, издаваемым звукам. Познакомить с их названиями, жизненными трудностями зимой.

Воспитывать желание подкармливать их, делать кормушки.

Активизировать словарь детей: зимующие, холодно, голодно. ("Игровизор",  развивающая предметно- пространственная среда "Фиолетовый лес", "Коврограф Ларчик")..

17

«Мороз – удивительный художник»

опыт

Вызывать у детей интерес к зимним явлениям природы.

Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве.

Развивать воображение и творчество.

Активизировать словарь детей: морозные узоры.

Февраль

18

«Выращиваем лук на окошке»

опыт

Вызывать интерес к выращиванию огорода на окошке.

Развивать  желание наблюдать за изменениями в луковицах.

Учить создавать ситуацию опыта.

Формировать представления о свойстве лука и его пользе для человека зимой.

Активизировать словарь детей: полезный, горький.

19

Комнатные растения.

Учить детей сравнивать 2 комнатных растения (бальзамин и фикус), находить сходства и различия.

Дать понятие, что растения выделяют кислород, которым мы дышим.

Воспитывать любовь и желание за ними ухаживать.

Активизировать словарь детей: комнатные, протирать, поливать.

20

«Полезные витамины»

Формировать представления о том, что в весеннее время особенно полезны витаминная пища (зеленый лук и др.) и солнце.

Развивать у детей умения заботиться о своем здоровье.  Воспитывать чувства заботы о больном товарище.

Активизировать словарь детей: здоровый, больной.

21

Развлечение: «Путешествие по зимнему лесу» (с использованием игр В.В.Воскобовича)

Продолжать формировать знания о лесных обитателях.

Развивать у детей представления о последовательности событий в жизни лесных зверей. Способствовать: обогащению и углублению знаний детей о диких зверях в зимний период, развитию умения устанавливать связи между зимними условиями и особенностями поведения зверей("Игровизор", "Чудо- крестики 2,3", развивающая предметно- пространственная среда "Фиолетовый лес", "Нетающие льдинки", "Волшебный квадрат")..

Март

22

«Наши четвероногие друзья – собака» (с использованием игр В.В.Воскобовича)

Формировать у детей представления о том, что собака умное домашнее животное, предана человеку, её можно дрессировать и использовать на разных полезных службах.

Воспитывать осторожное обращение с бездомными животными, опасно для жизни("Игровизор", "Чудо- крестики 2,", развивающая предметно- пространственная среда "Фиолетовый лес", "Коврограф Ларчик", "Фонарики").

23

«Птицы прилетели»

Познакомить с первыми перелетными птицами – грачами. Способствовать обобщению представлений об изменениях их поведения – греются на солнце, на деревьях, чирикают, гнездуются, выводят птенцов.

Воспитывать любознательность, желание заботиться о птицах.

Активизировать словарь детей: перелетные, чирикают.

24

«Сосульки».

Звенит капель.

опыт

Познакомить с понятием – капель.

Продолжать учить детей наблюдать явления природы: сосульками.

Формировать осторожность и опасность около домов.
Активизировать словарь детей: холодная, белая, капель.

Апрель

25

«К нам весна шагает быстрыми шагами» (с использованием игр В.В.Воскобовича)

Продолжать учить запоминать названия весенних месяцев.

Дать представления об изменениях, происходящих  весной в природе. Развивать навыки элементарной исследовательской деятельности, логическое мышление.

Активизировать словарь детей: весенняя, греет("Игровизор", "Чудо- крестики 2,", развивающая предметно- пространственная среда "Фиолетовый лес", "Коврограф Ларчик")..

26

«Первые цветы в природе»

Побуждать детей радоваться первым весенним цветам – подснежникам.

Продолжать знакомить их с названиями, с особенностями строения.

Воспитывать интерес и любознательность.

Активизировать словарь детей: подснежники, нежные.

27

«Водичка – водичка»

опыт

Познакомить детей со свойствами и пользой воды для человека.

Развивать умение делать несложные выводы и проводить простой опыт по очистке грязной воды.

Закрепить значение грязной и чистой воды.

Активизировать словарь детей:  грязная, чистая.

28

Развлечение

«Русская березка»

Формировать представления у детей о русской березе.

Расширить знания об охране природы.

Воспитывать у детей интерес и бережное отношение к природе.

Активизировать словарь детей: красивая, белоствольная.

Май

29

«Солнышко на травке»

Уточнить знания детьми о солнце, весенних изменениях в природе.

Учить описывать свойства солнца, подбирать прилагательные. Продолжать вызывать у детей интерес к явлениям неживой природы.

Активизировать словарь детей: солнышко, теплая погода.

30

«Что такое облака, дождь, гроза?»

Дать понятие об испарении воды, образовании облаков.

Познакомить с явлением весной – грозой в доступной форме.

Познакомить детей с правилами поведения во время грозы.

Активизировать словарь детей: страшно, испугались.

31

«Божья коровка» (с использованием игр В.В.Воскобовича)

Учить детей внимательно относиться к окружающему миру. Воспитывать интерес к насекомым.

Уточнить представления о внешних особенностях, названиях и среде обитания насекомых.

Активизировать словарь детей: летают, жужжат("Игровизор", "Чудо- крестики 2,3", развивающая предметно- пространственная среда "Фиолетовый лес", "Коврограф Ларчик", "Фонарики","Чудо- соты").

32

Мониторинг

                                                               

   

3. Организационный раздел (материально – техническое обеспечение программы в целостном образовательном процессе)

Развивающая предметно-пространственная среда – это естественная комфортабельная обстановка, рационально организованная в пространстве, насыщенная разнообразными предметами и игровыми материалами; необходимых для осуществления педагогического процесса. Развивающая предметно-пространственная среда имеет колоссальное влияние на развитие детей.

Из нормативных документов, а именно ФГОС ДО мы знаем, что развивающая предметно-пространственная среда должна быть: насыщенной, вариативной, трансформируемой, полифункциональной, доступной и безопасной.

Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не всё, иногда даже не замечают главного. А если рядом взрослый, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать ещё больше. Поддерживая и развивая этот интерес, педагог может воспитать у детей многие положительные качества личности. Одним из условий познавательного развития детей в ДОУ является правильная организация и экологической развивающей предметно-пространственной среды, которая должна способствовать не только познавательному, эстетическому и нравственному развитию, но и формированию экологически грамотного поведения в природе, безопасного как для самой природы, так и для ребенка.

Эколого-развивающая среда в детском саду должна способствовать: познавательному развитию ребенка; эколого-эстетическому развитию; оздоровлению ребенка; формированию нравственных качеств; формированию экологически грамотного поведения.

Создавая эколого-развивающую среду, необходимо учитывать период обучения, сезонность. Модель экологической предметно-развивающей среды нашей группы включает в себя следующие компоненты: уголок природы, уголок по экспериментированию, центр дидактической игры, уголок книги, наглядный и демонстрационный материал, оформление группового пространства.

Уголок природы включает в себя следующие составляющие: комнатные растения, природный материал, в том числе коллекция разных семян и камней, календарь наблюдений, оборудование для трудовой деятельности, мини-огород. Главная особенность уголка природы – непосредственная близость его к детям, что позволяет воспитателю организовывать различную их деятельность на протяжении всего года. Работа с календарем, уход за растениями уголка природы, наблюдения за посадками -это все компоненты методики экологического воспитания.

Уголок по экспериментированию включает в себя картотеку опытов для детей и оборудование для опытнической деятельности, центр «Песок – Вода». Опытно – экспериментальная деятельность, как форма работы с детьми, способствует активизации познавательной сферы дошкольников.

В центре дидактической игры собраны различные игры природоведческого содержания, такие, как «Лето в деревне», «Домашние животные», «Кто где живёт», «Разрезные картинки», «Времена года», «Зоолото» и другие.

В уголке книги подобраны различные произведения познавательной и художественной литературы, знакомящие детей с миром животных, птиц, насекомых, разнообразием растений, овощей и фруктов и т. д.

Большое значение как в познавательном развитии так и в экологическом воспитании дошкольников имеет наглядный и демонстрационный материал.

4. Список методической литературы.

Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева – М.: Мозаика-Синтез, 2002.

В.Н.Адлер, О.Н. Черисова "Экологические сказки Фиолетового леса".ООО"Развивающие игры Воскобовича",2017г.

Зубкова Н.М. «Воз и маленькая тележка чудес»: - М; Мозаика-Синтез, 2009

Организация деятельности детей на прогулке, старшая группа/авт.-сост. Т. Г. Кобзева, И. А. Холодова, Г. С. Александрова.– Волгоград: Учитель, 2011

«Энциклопедия обучения и развития дошкольника», СПб,: Издательский дом «Нева»; М.: Олма-пресс, 2000.

Гризик Т. Познаю мир. – М.: Издательский дом «Воспитание         дошкольника». -2004/

Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа. -Москва, 2014.

Дыбина О.В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром. Старшая группа. –Москва, 2010.

 Чумичева «Родники Дона»

                                                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка дополнительного образования по экологическому воспитанию для детей 5 - 7 лет "Юный эколог"

Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической гр...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5 – 7 ЛЕТ «ВОЛШЕБНИЦА ПРИРОДА»

Краткое содержание программы знакомит читателей с темами  дополнительных занятий по экологии для детей 5 -7 лет....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5 – 7 ЛЕТ «ВОЛШЕБНИЦА ПРИРОДА»

Краткое содержание программы знакомит читателей с темами  дополнительных занятий по экологии для детей 5 -7 лет....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5 – 7 ЛЕТ «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их э...

Рабочая программа кружка дополнительного образования по экологическому воспитанию для детей 5-6 лет "Наш дом -природа"

Кружок «Наш дом – природа»  имеет экологическую направленность, которая определена особой  актуальностью экологического образования в современных услови...