Проект на тему «Цветы»
проект по окружающему миру

Цель: формирование мотивации у детей на бережное отношение к цветам посредством постановки и разрешения проблемы в процессе познавательной активности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_tsvety_proekt_-_kursy.docx567.74 КБ

Предварительный просмотр:

Проект на тему «Цветы»

для детей старшего дошкольного возраста; июнь 2013

Воспитатели: Кралина В. В. /ст. «А»/; Колчина О. Г. /ст. «Б» гр./

Цель: формирование мотивации у детей на бережное отношение к цветам              посредством постановки и разрешения проблемы в процессе познавательной активности.

Задачи: 

  • развитие у детей интереса к разным видам цветов, а также к условиям их роста, цветения в разных условиях
  • развитие у детей потребности в новых знаниях о свойствах цветов
  • формирование у детей познавательных умений: активно вступать в обсуждение проблемы, аргументировать свою точку зрения, сравнивать, анализировать, делать выводы, классифицировать, строить суждение на основе установления причинно-следственных связей; творчески перерабатывать полученную  в ходе исследования информацию и самовыражаться в разных видах деятельности
  • углубление и систематизация у детей знаний о разновидностях, внешнем виде, свойствах и значении цветов для человека
  • воспитание интереса к природным объектам, культурным растениям.
  • воспитание желания помогать родителям выращивать цветы на даче, огороде, в цветнике
  • воспитание бережного отношения к природе
  • обучение детей составлению гербария /ст. «Б»/
  •  коллективная работа «Красивая клумба» /ст. «А»/

 Участники проекта: дети двух старших групп, родители, воспитатели, музруководитель.

1 этап. Постановка проблемы, определение цели и задач исследовательской работы.

Проблема исследования: на протяжении нескольких лет в конце лета и осенью в нашем детском саду организуются выставки поделок, конкурсы букетов из цветов.  Дети с родителями в рамках конкурса составляют букеты, натюрморты, гербарии, приносят интересные цветы из цветников, изготавливают поделки.

А также подбирают стихи и загадки на тему «Цветы» и т. д.

Гипотеза исследования выдвигалась в процессе совместного обсуждения воспитателей с детьми, бесед детей с родителями, чтения художественной литературы.

Для изучения пользы цветов необходимо изучить происхождение и особенности выращивания растений, их виды, полезные свойства, значения для людей и животных. В  соответствии с проблемой и гипотезой исследования дети с помощью воспитателей поставили задачи дальнейшего исследования проблемы:

  1. Изучение происхождения и разнообразия видов цветов, особенности их выращивания.
  2. Анализ полезных  свойств цветов, их значения в жизни человека.
  3. Знакомство с образами некоторых цветов в песнях, играх, забавах.

Результаты исследования:

  • коллекция видов, сортов, цветов, картинки, фотографии, засушенные цветы, натуральные
  • сборник «Цветы»: рассказы, загадки, сказки, игры
  • подробное описание ребенком цветка о его росте, развитии, об успехах выращивания
  • организация выставки детских работ на тему «Цветы»
  • выставка букетов, гербариев
  • музыкальное развлечение

2 этап. Организация исследования в рамках проекта.

1.

  • сбор, анализ и систематизация информации о происхождении и видах выбранного детьми цветка, особенностях выращивания, их свойствах и значении для человека
  • чтение и обсуждение стихов о цветах: М. Познанская «Ромашки», С. Джус - о маке, Г. Афанасьева  - о васильке, Е. Краснова – о незабудках,                      В. Викторов, Т. Собакин – о бережном отношении к цветам. А также стихи о клевере, розе
  • отбор и  систематизация детьми, воспитателями, родителями рисунков, фотографий с изображениями цветов с описанием особенностей
  • экскурсия по Микрорайону и по участкам детского сада с целью знакомства и рассматривания клумб с цветами
  • познавательные беседы «Красивые цветы», «Полезные цветы»

 

Проектная деятельность на тему:

«ЗДРАВСТВУЙ, ЛЕС, ЗЕЛЕНЫЙ ЛЕС, ПОЛНЫЙ СКАЗОК И ЧУДЕС»

/для детей старшего дошкольного возраста/

Авторы: Тарашкевич Ирина Сергеевна

Кузнецова Светлана Николаевна

Колчина Ольга Георгиевна

Ермина Елена Анатольевна

Козлова Ольга Павловна

Александрова Наталья Валерьевна

Давыдова Светлана Михайловна

Доронина Галина Алексеевна

Зиновьева Алена Евгеньевна

Использован материал ИНТЕРНЕТ

   http://toeate.ucoz.ru/news/proekt_dedushka_au/2010-07-06-21

апрель 2019

Институт развития образования

I   ЭТАП

  • Наблюдения, выявление интереса детей
  • Подбор оборудования (совместно с родителями)
  • Подбор методической,  художественной литературы
  • Подбор дидактических игр
  • Консультации для родителей
  • Родительское собрание
  • Работа со школой

II   ЭТАП

  • Мини-курсы для детей: образовательные события на тему – «Взаимодействие человека с окружающим миром»; «Опасные ситуации»; «Учусь принимать решения в опасной ситуации»
  • Беседы (о грибах, ягодах, растениях леса)
  • Просмотр фильма (название)
  • Работа с детьми по возникшим гипотезам
  • Занятия-беседы: «Что такое безопасность?», «Зачем грибы в лесу?»,

«Опасные двойники»

  • Занятия, содержащие демонстрационные опыты: «Как не заблудиться в лесу»
  • Занятия, включающие элементы самостоятельного экспериментирования:

 «Где растут грибы»

  • Чтение  художественных произведений
  • Практические занятия в форме сюжетно-ролевых игр с использованием ситуационного способа воспитания.
  • Дидактические игры с использованием перфокарт: «Чьи следы?», «Растение, какое оно?», «Вот они грибы»
  • Экспедиция в близлежайшую лесополосу.
  • Самостоятельная исследовательская работа детей
  • Посещение школьного кабинета биологии
  • Экскурсия в библиотеку; проведение викторины

III   ЭТАП

Обобщение и систематизация накопленного материла:

  • Задания рефлексивного характера
  • Защита и презентация детских проектов:
  1. стендовые презентации: «Не зная броду, не лезь в воду»,  «Всякий гриб берут, да не всякий в кузов кладут»
  2. публичный доклад: «Что такое компас», «Как не заблудиться в лесу», «Зеленая        аптека»
  3. выступление с демонстрацией практических умений и навыков: «Где север, где юг»
  • Проектная деятельность внутри детского сада:
  1. план  взаимодействия с сотрудниками д/сада
  2. презентация детских проектов других групп
  3. конкурс газет по проектной деятельности

В наш век технического прогресса человека все сильнее тянет к природе. Как приятно после городского шума и пыли насладится звуками и запахами леса! Однако, по воле случая или по неопытности, каждый  из нас может попасть в сложную ситуацию и остаться один на один с природой. Но, перед нами встает вопрос:

«Всегда ли лес полон сказок и чудес?»

Главная проблема заключается в том, что многие люди совершенно теряются, оставшись без продуктов, медикаментов, средств связи, ориентирования.

Это может случиться с любым человеком, а особенно с ребёнком, лишенным элементарного жизненного опыта. Поэтому очень важно научить дошкольника правильно вести себя в этой ситуации.http://4.bp.blogspot.com/_ttn3GNWaXk0/S5fwEXgVAdI/AAAAAAAAAUc/lQ7PKqmifDs/s200/P1020717.JPG Цель проекта: 

забота о сохранности детской жизни  и здоровья ребенка – важнейшая задача дошкольного учреждения, семьи и государства. Участившиеся в последнее время трагические случаи травматизма детей в лесу и анализ причин их возникновения убеждают нас педагогов в необходимости систематической работы над данной проблемой.

             Любая человеческая деятельность, в том числе управление психологическим и культурным развитием  дошкольника, начинается с изучения реальной обстановки. Педагог наблюдает за своими воспитанниками, старается заметить все происходящие с ними перемены. Слушает о чём говорят дети, старается не пропустить что-то важное, не оставляет  без внимания достижения своих воспитанников. Это позволяет своевременно выявить интересы детей,  и их проблемы. Осознание информации, собранной из бесед, ежедневных наблюдений за детьми, выявления зон особого внимания является важнейшим условием проектирования.

Так возникла идея проекта

«ЗДРАВСТВУЙ, ЛЕС, ЗЕЛЕНЫЙ ЛЕС,

ПОЛНЫЙ СКАЗОК И ЧУДЕС»

На подготовительном этапе  с родителями воспитанников обсудили вопросы, связанные с проектной деятельностью, определили цели и задачи проекта, составили список необходимого оборудования, подготовили методическую и художественную литературу, дидактические игры по теме проекта.  Приобрели необходимый дидактический материал для практических занятий.

Были предложены примерные планы совместной деятельности дома родителей с детьми. Для разъяснения актуальности предлагаемой темы были составлены и проведены консультации для родителей. На родительских собраниях обсуждались возникающие трудности, и проходил обмен накопленным опытом. Родители принимали активное участие в обогащении предметно-развивающей среды, приглашались на открытые мероприятия, вовлекались в выполнение творческих заданий.

Выбор темы проекта проходил через мини-курсы.  Детям был предложен ряд событий: «Взаимодействие человека с окружающим миром», «Опасные и безопасные ситуации», «Учусь принимать решения в опасной ситуации»;

Ряд бесед, просмотр фильмов. Исходя из представляемого познавательного материала, у детей возникала потребность к получению новых знаний по данной теме. Осваивая методику мини-курса, ребёнок постепенно превратился из «слушателя» в «собеседника» (получив свой собственный опыт), а затем и в «исследователя», так как тема стала интересна ребёнку, она увлекла его. Искусство взрослого при проведении данной работы в том и состоит, чтобы помочь ребёнку сделать такой выбор, который он бы считал «своим выбором».

Исходя из проблемы, выдвинутой детьми,  поставили следующие педагогические задачи:

1. Развивать поисковую деятельность (развивать способность целенаправленно наблюдать, исследовать, давать правильную оценку предметам, явления нравственную оценку отношениям, поступкам.)http://1.bp.blogspot.com/_ttn3GNWaXk0/S5fwy-hwzVI/AAAAAAAAAU8/s0J0QjQAB1Q/s200/PICT0023.JPG

2. Формировать системные представления об окружающем мире.

3. Познакомить с правилами поведения в лесу, сформировать привычку их соблюдения.

4. самостоятельно находить решение проблемы, формировать умения и навыки.

                   

 У детей возникли вопросы, которые стали темами для индивидуальных исследований:

  • «Что такое компас?»
  • «Как не заблудиться в лесу?»
  • «Где север, где юг?»
  • «Всякий гриб в руки берут, да не всякий в кузов кладут»
  • «Зеленая аптека»

 «Не зная броду, не лезь в воду»http://4.bp.blogspot.com/_ttn3GNWaXk0/S5fvpA0y2LI/AAAAAAAAAUM/DhWgYOSI5Ao/s200/P1020714.JPGhttp://4.bp.blogspot.com/_ttn3GNWaXk0/S5fv3YjBoNI/AAAAAAAAAUU/__cpHBMGS-g/s200/P1020715.JPG

Затем совместно с детьми определили цель исследования – дети отвечали себе и другим на вопрос о том, зачем им необходимо проводить исследования. Для решения поставленной проблемы требуется гипотеза - предположение. (Дошкольники постоянно выдвигают различные предположения по поводу того, что они слышат, видят, чувствуют. В работе с детьми важно стимулировать их к созданию гипотез по принципу  «чем больше, тем лучше». Здесь годятся даже фантастические идеи.)

Хочется отметить, что умение выдвигать гипотезы  ребёнком тесно связано с умением ставить им вопросы и искать на них ответы разными способами.

           

        У дошкольников возникли следующие гипотезы:

  1. «Что такое компас?»

Гипотеза. Я слышал, что есть такой прибор. Я хотел бы научиться им пользоваться.  Может быть, он поможет мне не заблудиться?

  1. «Как не заблудиться в лесу?»

 Гипотеза. Я думаю можно поискать приметы среди растений, насекомых, раз мы оказались среди них.

 3.  «Где север, где юг?»

 Гипотеза. Я думаю, что это какая-то часть земли. Я слышала об этом в сказке

  «Цветик - семицветик» В. Катаева.

  1. «Всякий гриб в руки берут, да не всякий в кузов кладут»

 Гипотеза. Я думаю, что природу необходимо изучать. Ведь рядом с хорошими грибами и ягодами растут опасные.

  1. «Не зная броду, не лезь в воду»

Гипотеза. Я думаю, что вода может быть опасной, особенной весной»

            II этап.  Совместно с детьми определили,  какими методами нам необходимо воспользоваться при решении нашей проблемы. Для дошкольника доступны следующие методы исследования:

- подумать самостоятельно;

- посмотреть книги, энциклопедии по интересующему вопросу;

- познакомиться с фильмами по теме исследования;

- обратится к компьютеру;

- понаблюдать;

- провести эксперимент.

У каждого ребёнка есть  специальная  «папка исследователя». С этой папкой он передвигается в некотором пространстве проектной деятельности. Узнал что-то новое, нарисовал – записал, положил в папку.http://2.bp.blogspot.com/_ttn3GNWaXk0/S5fwnxSxhmI/AAAAAAAAAU0/d0_7pHgbb94/s200/PICT0022.JPG

Но, все-таки, занятия остаются главным источником сбора информации у детей дошкольного возраста. Занятия строятся по принципу «От знания опасностей – в мир безопасностей».  Главная цель занятий – это формирование у старших дошкольников готовности к самосохранительному поведению в чрезвычайных ситуациях. Такие психологические особенности ребенка, как впечатлительность, эмоциональность, желание докопаться до сути явлений и пойти на риск обуславливают поведение ребенка в опасной ситуации и способствуют его уязвимости.

Занятия носят разнообразный характер.

  • Это и занятия-беседы: «Что такое безопасность?», «Зачем грибы в лесу? Коварные двойники». http://2.bp.blogspot.com/_ttn3GNWaXk0/S5fwc8tNSRI/AAAAAAAAAUs/EGbglt_6urE/s200/PICT0012.JPG
  • И занятия, содержащие демонстрационные опыты: «Как не заблудиться в лесу?» Детям демонстрировались образцы коры березы с южной и северной стороны, их они рассматривали через лупу и делали соответствующие выводы.
  • И занятия, включающие элементы самостоятельного экспериментирования: «Где растут грибы?».  
  • Чтение художественных произведений.  /СПИСОК/

(Дети дошкольники способны к внимательному вдумчивому слушанию текстов. Они легко пересказывают основные идеи других людей, но и сопоставляют их с обыденными представлениями.)  

  • Практические занятия в форме сюжетно-ролевых игр с использованием ситуационного способа воспитания (ребенку предлагается конкретная ситуация, дается несколько вариантов ответов, из которых он должен выбрать только один – правильный или ребенок должен выбрать правильные и неправильные ответы, или найти сам, свой выход из данной ситуации).
  • Особая роль отводится дидактическим играм. Для детей особый интерес представляют игры с использованием перфокарт: «Чьи следы?»,

«Растение. Какое оно?», «Вот они – грибы».

IMG.jpg

(Проектная деятельность  не предполагает жестко организованных занятий.)

  • В системе занятий по вопросам проекта акцент смещается с репродуктивной деятельности  и пассивного усвоения знаний на исследовательскую практику. http://2.bp.blogspot.com/_ttn3GNWaXk0/S5fwS5sR5zI/AAAAAAAAAUk/3fmna9T747E/s200/PICT0003.JPG

Так с детьми была проведена экспедиция по лесополосе недалеко от  д/сада, где юные исследователи применяли свои знания на практике. (Экспедиция – содержательная форма организации исследовательской деятельности детей. Она включает не только сбор материала для работы над самостоятельным исследованием, но здесь происходит очень важный процесс становления у ребенка исследовательской позиции по отношению к миру, другим людям, самому себе.)

 У детей возникло много вопросов. На некоторые  из них они смогли найти ответы уже в ходе экспедиции.

Маленькие исследователи выразили желание самостоятельно продолжить изучение нерешенных вопросов.

(Постоянным спутником исследовательского метода обучения служат экскурсии. Они используются при проведении детьми собственных исследований. Экскурсия помогает изучать разные объекты в их реальном окружении, в действиях, дает большой материал для собственных наблюдений, анализа и осмысления. Известно, что познание «начинается с удивления тому, что обыденно».)

 Юные исследователи посетили  кабинет биологии в школе, где старшеклассники рассказали им о правилах поведения в лесу, продемонстрировали наглядные плакаты и муляжи ядовитых и неядовитых грибов и растений, а также сделали выставку разных существующих компасов.

Экскурсия в библиотеку помогла не только узнать об интересующей ребят проблеме, но и познакомила их с художественной литературой по данному вопросу.

Посещение библиотеки очень важно  для наших воспитанников. (ВИКТОРИНА?) (Они не только здесь узнают о новых книгах, но и приучаются к их бережному отношению с малых лет.)http://2.bp.blogspot.com/_ttn3GNWaXk0/S5fw91KFBII/AAAAAAAAAVE/uI6xhkQgapI/s200/PICT0029.JPG

III ЭТАП. Когда сбор информации дошкольниками завершен, обобщаем и систематизируем накопленный материал. В этой части проекта предлагаем детям задания рефлексивного характера. Эти задания учат детей осмысливать проделанную им работу, видеть ее составляющие, формируют условия успешности.

Юные исследователи отвечают на следующие вопросы:

- Как ты задумал выполнить работу? Как действовал? Почему?

- Расскажи все по порядку.

- Оцени свою работу. Что ты можешь сказать?

- Кому бы тебе хотелось рассказать о своих успехах?

- Что (какое качество, черта твоего характера) помогло тебе справиться с этой работой?

- Что у тебя получилось лучше (хуже)  всего?

- Что было в твоей работе самым трудным, интересным, веселым, приятным, загадочным?

- Какие знания и умение пригодились тебе, чтобы справиться?

http://3.bp.blogspot.com/_ttn3GNWaXk0/S5fxInDfLFI/AAAAAAAAAVM/f3QchxAroMk/s200/PICT0037.JPG

- Что ты узнал нового, чему научился?

Эти вопросы помогают ребенку осмыслить не только результат, но и ход своей деятельности, уловить момент собственного развития в процессе учения и увидеть его пути.

(Одним из самых важных в методическом отношении этапов реализации исследовательского и проектного обучения является защита детских исследовательских работ и творческих проектов. Без нее исследование не может считаться завершенным.)

Цель презентации проекта – публично представить свою работу. (Такое представление достаточно сложно для дошкольника. Возникшее волнение может помешать изложить итоги своей работы, выслушать вопросы и отреагировать на суждения присутствующих. Способность представить свою работу публично важна как свидетельство уровня развития эмоционального интеллекта ребенка.)

Дети представили:

- стендовую презентацию 

«Не зная броду, не лезь в воду», «Всякий гриб в руки берут, да не всякий в кузов кладут»;

- публичный доклад 

«Что такое компас?», «Как не заблудиться в лесу?», «Зеленая аптека»;

- выступление с демонстрацией практических умений и навыков 

«Где север, где юг» /Продукт проекта/

Для популяризации проектной деятельности в детском саду был составлен план взаимодействия с сотрудниками детского сада. Здесь проводились следующие мероприятия: презентация детских проектов, конкурс газет по проектной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план проекта по теме "Знакомство с полевыми цветами"

Цель: пополнить знания детей о полевых цветах и формирование основ экологической культуры всех участников проекта. Задачи:- познакомить с многообразием полевых цветов;- научить правильно ухаживат...

Проект по бумаготворчеству на тему: "Цветы для мамы"

Проект по бумаготворчеству: "Цветы для мамы"...

Проект по окружающему миру (младшая группа) на тему: «Цветы на подоконнике и на клумбе»

Цель проекта: развивать интерес к развитию и росту растений комнатных и на клумбе, наблюдательность и любознательность, наглядно-действенноемышление....

Педагогический проект по ознакомлению детей 4-5 лет со свойствами песка на тему: «Цветы на лугу»

Игра – самая важная деятельность дошкольника. В игре ребенок познает себя, окружающий мир. В представленном проекте раскрывается один из видов игровой деятельности – это  игра в песок. Пес...

проект по теме "Цветы"

Образовательная область – оптимизация мыслительной активности детей через          сотрудничество.Вид проекта:  творческий, информационно – иссле...

Проект на тему - Цветы среди нас.

Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. При этом очень важно, чтобы получаемые знания не были преподнесены изолированно, без привязки к целому комплек...

Проект по теме: "Цветы для любимой мамочки" для детей 6-7 лет

Большую роль в экологическом образовании и воспитании дошкольников играет практическая, исследовательская работа.     Теоретические знания, полученные на занятиях по ознакомле...