Проект "Песочные фантазии"
проект по окружающему миру (младшая группа)

Шешенина Екатерина Федоровна

Летний проект "Песочные фантазии"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_pesochnye_fantazii.docx63.53 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Песочные фантазии»

Вид проекта: познавательно-исследовательский.

Тип проекта: групповой.

Продолжительность проекта: долгосрочный (июнь-август).

Предмет исследования: неживая природа (песок, вода).

Участники проекта: воспитанники младше-средней группы (3-5 лет), родители, воспитатели.

Ресурсное обеспечение: песок в песочнице, цветной песок для рисования и экспериментирования, вода, игровое оборудование: вёдра, лопатки, грабли, формочки, машины, наборы животных, рыб, домиков, сито, чашки для просеивания и воды, песочные часы, трафареты для рисования, колбы, клей ПВА, штампы, цветная бумага, ножницы, веник, краски, губки, трубочки (выдувание рисунков)…, стол с подсветкой для рисования, художественная литература для чтения (стихи, пальчиковая гимнастика), картотека игр с песком, картотека экспериментов с песком, образцы рисования с песком, иллюстрации с изображением природных явлений…, декоративных украшений (камни, палочки)…, массажный мяч.

Игры с песком позитивно влияют на эмоциональное состояние человека, способны стабилизировать его эмоциональное самочувствие. Манипуляции с песком, как с мокрым, так и с сухим, успокаивают импульсивных, чересчур активных детей и при этом раскрепощают скованных, зажатых детей. Также игры с песком очень полезны для развития мелкой моторики, тактильных ощущений и координации движений. Все это на прямую связанно с развитием речи, мышления, наблюдательности, внимания, сосредоточенности, а также на развитие воображения и творческих способностей детей. Еще более весомым плюсом является возможность многофункционального применения песка – с ним можно играть, строить замки, рисовать, сочинять и рисовать сюжеты сказок, может применяться как наглядное пособие по математике (рисование и счет предметов, больше – меньше и т.п.).

Игры с песком позволяют:

- стабилизировать психоэмоциональное состояние;

-совершенствовать координацию движений, пальцевую моторику;

- стимулировать развитие сенсорики, тактильно-кинестетической чувствительности;

- развивать навыки общения и речь, пространственную ориентацию;

- стимулировать познавательные интересы и расширять кругозор;

- активизировать мыслительные и эмоциональные резервы. В рисовании песком участвуют обе руки, поэтому оба полушария мозга работают.

Создание мысленных образов, работа руками и получение новых впечатлений и удовольствия, – все это в совокупности и лежит в основе оздоровительного (терапевтического) эффекта.

Важно дать ребенку возможность пересыпать этот терапевтический стройматериал (успокаивает и расслабляет), лепить из него всевозможные фигуры, здания, города (побуждает фантазию, развивает мелкую моторику рук), отыскивать зарытые сокровища (создает заинтересованность) и просто сочинять сказки и рисовать их (творческий выход существующей проблемы, развивает речь). Игра с песком выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия (при наличии у ребенка эмоциональных и поведенческих нарушений); в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развивать его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение и т.д.

Во-первых, игры с песком у ребенка развивают интерес исследователя; существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно. Совершенствуется развитие предметно-игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка

Во-вторых, в песочнице мощно развивается «тактильная» чувствительность как основа развития «ручного интеллекта». Рисование песком еще называют песочной терапией. Более 30 лет назад психологи в США обратили внимание на тот факт, что арт-занятия (уроки живописи) с песком оказывали позитивный эффект в лечении людей, которые переживали психологические травмы или находились в депрессивном состоянии. Рисование песком способствует развитию мелкой моторики. Специалисты говорят, что данная методика даже эффективнее, чем пальчиковая гимнастика. Почему так? Потому что задачи с песком больше напрягают и мозг, и мышцы. Для сравнения стоит просто попробовать высыпать песочек равномерной струйкой или нарисовать сразу обеими руками два одинаковых солнышка слева и справа от воображаемой центральной линии. Ребенок фантазирует с песком смелее, чем на бумаге с карандашами или красками. Здесь можно рисовать, поправлять и снова рисовать, без страха совершить какую-либо ошибку, без разочарования «эх, опять не получилось!». У малышей развиваются точность и координация движений рук и глаз, гибкость рук, психические процессы (внимание, логическое мышление, воображение, зрительное и слуховое восприятие, память, речь), умение действовать по словесным инструкциям, самостоятельно достигать задуманной цели, обеспечивается контроль над собственными действиями. По мере освоения техники рисования песком обогащается и развивается внутренний мир ребенка. Песок дает детям возможность изменять творческий замысел по ходу создания изображения, исправлять ошибки, а главное — быстро достигать желаемого результата. Техника рисования песком хороша тем, что в процессе деятельности можно изменить рисунок, нарисовать новый, дополнить его деталями, героями и т. д. Рисуя песком, не надо ждать, когда он высохнет . Техника рисования песком обладает художественным и терапевтическим достоинствами. В-третьих, экспериментирование с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика. В-четвёртых, песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что наиболее актуально в работе с «особыми» детьми. Ощущение песка в руках расслабляет. Песок – это живой материал, его можно потрогать пальчиком, погладить всей ладонью, ощутить на коже твердость каждой песчинки. Во время занятия нервные импульсы передаются от кожи в головной мозг, и малыш «подзаряжается», как батарейка, хорошей энергией. Творчество с песком позволяет снять волнения и фобии. Уходят эмоциональные «зажимы», и организм возрождается. Поиск нетрадиционных путей решения этой проблемы, привела к организации игр с песком.

Цель проекта: создать условия для развития познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности, формирования познавательного опыта и практических навыков детей через игровую, изобразительную деятельность и экспериментирование с песком.

Задачи проекта: 

- стимулировать потребности познания окружающего мира;

- активизировать творческие способности детей;

- познакомить со свойствами песка (сухой – влажный, сыпется – лепится).

- развивать любознательность в процессе наблюдений и в практическом экспериментировании;

- учить детей делать выводы на основе экспериментов;

- воспитывать бережное отношение к природным ресурсам;

-  развивать художественно-эстетический вкус;

- способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению;

- обогащать чувственный опыт ребёнка, развивать мелкую моторику рук;

- воспитывать аккуратность в обращении с песком, умение играть со сверстниками рядом;

 - закреплять правила безопасной игры с песком;

– воспитывать навыки сотрудничества, создавать эмоциональный комфорт.

 Формы  работы по проекту с детьми:  групповая, индивидуальная.

 Методы работы по проекту с детьми: 

- организация игр с песком, водой;

- организация опытно-экспериментальной деятельности;

- организация изобразительной деятельности: рисование цветным песком;

- организация деятельности ознакомления с миром природы;

- чтение художественной литературы (потешки);

- рассматривание иллюстраций;

- организация пальчиковой гимнастики;

- слушание музыкальных произведений;

-  беседы;

 - наблюдения;

- опыты;

-  продуктивная деятельность.

Принципы реализации проекта: 

1. Принцип развивающего образования - деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;

2. Принцип проблемности – активизация мыслительных функций, стимулирование работы познавательных процессов, развитие творческих способностей.

3. Принцип доступности – учёт реальных умственных возможностей детей дошкольного возраста, уровня их подготовленности и развития.

4. Принцип сотрудничества – ориентация на приоритет личности, создание благоприятных условий для её развития.

5. Принцип индивидуализации – раскрытие личного потенциала каждого ребёнка.

6. Принцип системности – решение комплекса задач образовательной и воспитательной направленности, что позволяет получить прогнозируемый результат.

Планируемые результаты:

− проявление любознательности, наблюдательности, познавательного интереса к природному и социальному миру;

− проявление способности к исследовательской деятельности при экспериментировании;

- формирование умения осознанно выполнять действия с сухим и влажным песком. При необходимости добавлять воду в сухой песок;

 - овладение средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

 − повышение уровня самостоятельности при выборе материалов и способов успешной реализации замысла;

- сформированы практические умения использования техники рисования песком (основные приёмы): насыпание: из ладони, из кулачка, из пальцев.

 Отпечаток: предметов, трафаретов, ладоней.

Продукт реализации проекта: фотоальбом «Песочные фантазии».

Взаимодействие с семьей.

•Консультация «Удивительные возможности песка».

•Оформление информационного стенда «Волшебный песок», «Песочные фантазии».

•Конкурс совместных с детьми поделок из кинетического песка «Веселая песочница».

•Беседа-консультация (о способах развития способностей и преодоления проблем конкретного ребенка)

II этап – Основной

Организация игр с песком, водой, опытно-экспериментальная деятельность, изобразительной деятельности (рисование песком) проводится ежедневно в режимных моментах в зависимости от желания детей в ходе совместной деятельности взрослого и детей.

Проект реализуется через 3 блока:

- «Песочные фантазии» - игровая деятельность с песком (игры с песком);

- «Тайны песка» - познавательно-исследовательская деятельность (экспериментирование с песком);

- «Песочное волшебство» - изобразительная деятельность (рисование песком).

1 блок - «Песочные фантазии» - игровая деятельность с песком (игры с песком).

Цель программы: обучение детей приемам работы с песком.

Задачи: 1. Знакомить детей со свойствами песка (сухой – влажный, сыпется – лепится).

2. Способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению. Обогащать чувственный опыт ребёнка, развивать мелкую моторику рук.

3. Воспитывать аккуратность в обращении с песком, умение играть со сверстниками рядом. Знакомить с правилами игры в песочнице.

Комплекс игр и упражнений с песком на улице для детей младше-средней группы

Беседа «Игры с песком» - выяснить знания детей о песке, его свойствах, как можно играть с песком, правила поведения в песочнице. Песочница, разные формочки, совочки, мелкие игрушки. Дети сидят на бортиках песочницы. Воспитатель показывает иллюстрации, изображающие игры детей в песке. Задает вопросы. Дети показывают, как можно играть с песком. Вспоминают правила поведения.  

1. «Чувствительные ладошки» - знакомство детей со свойствами песка, что можно делать на песке. Развитие тактильной чувствительности.

Оборудование: ёмкость с песком, сухой песок.

Ход: положите ладошки на песок, закройте глазки, почувствуйте, какой он. Откройте глазки, расскажите, что вы чувствовали (ответы детей). Сделайте то же самое, повернув ладошки другой стороной. Расскажите о своих ощущениях.

2. «Песочный дождик» - развитие мелкой моторики, снятие психофизического напряжения. Оборудование: ёмкость с песком, сухой песок.

Ход: педагог медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, затем на ладонь. Дети повторяют. Затем дети закрывают глазки по очереди, кладут на песок ладонь с расставленными пальцами, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребёнок, открыв глаза, показывает этот палец.

3. «Необыкновенные следы» - развитие мелкой моторики, снятие психофизического напряжения.

Оборудование: ёмкость с песком, сухой песок.

«Идут медвежата» - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

«Прыгают зайцы» - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

«Ползут змейки» - ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

«Бегут жучки-паучки» - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом,

«жучки здороваются»).

4. «Археологи» - развивать мышление, связную речь, тактильную чувствительность, навыки позитивной коммуникации.

Оборудование: различные небольшие игрушки.

Ход: закопать несколько игрушек, связанных обобщенным понятием. Дети – археологи. В ходе раскопок, по открывающимся частям, дети определяют, что спрятано.

5. «Дорожки из песка» - развитие мелкой моторики, снятие психофизического напряжения. Оборудование: ёмкость с песком, сухой песок.

Ход: покажите ребёнку, как набрать в горсть сухой песок и медленно высыпать его, создавая различные формы, например дорожки (к домику зайчика или медвежонка).

6.  «День рождения петушка»  - развитие мышления, фантазии, мелкой моторики, формирование и совершенствование речи детей.

Оборудование: песочница, игрушки герои сказок, ёмкость для воды, цветы, лопатки, формочки.

Ход: Сегодня у петушка день рождения. К нему придут в гости те животные, с которыми он встречался в сказках. Давайте вспомним, какие сказки про петушка мы знаем, и кто может прийти в гости к петушку (ответы детей). На песочнице появляются герои сказок (лягушка, медведь, кот и т.д.) Дети, а давайте теперь приготовим угощение для гостей петушка. Используемые приёмы: прихлопывание, формовка.

7. «В гости киска к нам пришла» - развитие мышления, фантазии, мелкой моторики, формирование и совершенствование речи детей.
Оборудование: песочница, лопатки, формочки.

Ход: предварительно из песка педагог делает фигуру кота. Дети собираются вокруг песочницы и отгадывают загадку педагога.

Мордочка усатая,

Шубка полосатая,

Часто умывается,

А с водой не знается.

Педагог просит составить рассказ про этого животного. Педагог задаёт наводящие вопросы детям. Какого цвета? Где живёт? Как кричит? Чем питается? Педагог предлагает детям сделать угощение для животного. Используемые приёмы: прихлопывание, формовка.

8. «Песочные картины» - развитие творчества, фантазии, умения пальцами изображать задуманное, совершенствование речи

Оборудование: песочница с мокрым песком, камушки, веточки для украшения рисунков. Представьте, что вы художники по песочным картинам. Вместо кистей у вас – пальчики, а бумага – мокрый песок. Устроим конкурс «песочных» картин. В конце все участники расскажут, что изображено на его картине.

9. «Чей это след?» - развитие воображения, внимания, мышления, связной речи, мелкой моторики рук.

Оборудование: песочница или контейнер с песком, разные машинки, кукольные туфельки.

Ход: на влажном песке дети по очереди оставляют разные следы (от колес машинки, от ладошки или пальчика, от кукольной обуви…). Остальные дети отгадывают.

10. «Во саду ли в огороде» - продолжать знакомить с окружающим миром. Развивать мышление, речь, моторику рук.

Оборудование: плоскостные (пластмассовые) овощи и фруктовые деревья, совочки.

Ход: предложить одной группе детей посадить овощи на определенном участке, а другой группе – посадить фруктовый сад. Рассказать, что у кого растет и что можно приготовить.

11. «Мы создаем мир» - расширять представления ребенка об окружающем мире живой и неживой природы, о рукотворном мире человека.

Оборудование: совочки, различные формы, природный материал, веточки деревьев, конструктор.

Ход: взрослый показывает способы построения разнообразных объектов: город, деревья, лес, река, озеро, остров. Затем предлагает детям самостоятельно построить или по инструкции.

12. «Кто тут пробегал» - оставлять следы одновременно разным количеством пальцев. Придумать, кто оставил эти следы.

13. «Угадай, что спрятано в песке?» - развитие умения представлять предметы по словесному описанию и находить их, следуя инструкции.

Оборудование: песочница, миниатюрные фигурки из киндер-сюрпризов.

Ход: предложить детям представить описанный предмет и найти его в песке по инструкции.

14. «Город, в котором мы живем» - развивать воображение, творческое мышление. Закреплять знания о родном городе.

Оборудование: песочница, плоские надписи на здания и люди; транспорт, деревья, формочки.

Ход: дети строят длинные, короткие дороги, парки, дома высокие, низкие… Разные здания украшают надписями, делают клумбы, ставят фигурки людей.

15. «Узоры на песке» - развитие зрительно-моторной координации, воображения, внимания, мелкой моторики рук.

Оборудование: песочница или контейнер с песком, кисточки, палочки, камушки, пуговицы.

Ход: педагог рисует пальцем или кисточкой узоры на песке, дети продолжают или рисуют такой же самостоятельно. Можно предложить выложить узор из пуговиц, камешек, палочек

16. «Песочные строители» - развивать воображение, память, мышление; закреплять пространственные представления.

Оборудование: песочница, мелкие игрушки, различные формочки, камушки.

Ход: следуя инструкции, дети строят в указанном углу дом круглой формы для колобка, прямоугольной формы – для жирафа, квадратной – для бегемота, треугольной – для собаки…

17. «Тир» - развивать глазомер, меткость, самоутверждение, координацию движений. Оборудование: песочница, камушки.

Ход: в песке выкапывают лунку и совочком прочерчивают вокруг неё несколько концентрических кругов. Это будет мишень. Дети отходят на три шага и кидают в неё камушки.

18. «Детский сад для зверюшек» - закреплять пространственные представления. Развивать мышление, воображение, моторику рук.

Оборудование: фигурки зверюшек, заборчики из конструктора, палочки, пуговицы, дощечки.

Ход: предложить построить детский сад для зверюшек; предварительно наметить, где будет игровая площадка и что там построить для развлечения и игр зверят.

19. «Мы едем в гости» - развивать внимание, пространственные представления, ориентировку на плоскости.

Оборудование: песочница или контейнер с песком.

Ход: дети по словесной инструкции взрослого пальчиками «ходят, ползают, прыгают, бегают» по песку, изображая различных персонажей.

20. «Лес, поляна и их обитатели» - развивать тактильную чувствительность, память, познавательный интерес, конструктивные навыки.

Оборудование: песочница, деревья, веточки, природный материал, фигурки зверей, птиц. Ход: предложить посадить лес, выкопать озеро. Заселить лес зверями, птицами. Построить для них жилище. Рассказать о лесе и его обитателях.

21. «Жизнь крота» - развивать тактильную чувствительность, расслабление, образное мышление; активизировать интерес.

Оборудование: песочница с сухим песком, кисточки, перышки, палочки.

Ход: рука ребенка превращается в крота. Следуя инструкции, он погружает её в песок, шевелит ею под песком, затем раскапывает каждый палец. Можно дуть, использовать кисточку…

22. «Заколдованные цифры» - закрепить счет и цифры от 1 до 3. Развивать память, мышление, речь, мелкую моторику руки.

Оборудование: песочница, пластмассовые цифры от 1 до 3, изображения Феи Зла и Добра. Ход: фея Зла украла все цифры от 1 до 3. У Феи Добра на платье есть цифры. Вспомните и назовите эти числа в прямом и обратном порядке. Пальцами найдите в песке цифры.

23. «Волшебные отпечатки на песке» - развивать зрительное восприятие, фантазию, воображение, речь.

Ход: песочница с мокрым песком, камушки и другие предметные украшения. Дети оставляют отпечатки на мокром песке своих рук, а затем дорисовывают их или украшают камушками, чтобы получились весёлые мордочки, рыбки, птички, осьминоги

24. «Улица города»  - развивать воображение, конструктивные навыки. Закреплять правила дорожного движения.

Оборудование: песочница, вывески названий магазинов, деревья, транспорт, дорожные знаки.

Ход: предложить детям построить улицу города: построить дорогу, установить дорожные знаки, обозначить газоны и деревья, построить дома и магазины вдоль дороги.

2 блок «Тайны песка» познавательно-исследовательская деятельность (экспериментирование с песком)

1. «Песочный дождик»  - познакомить детей со свойствами сухого и влажного песка.

1. Учить способам обследования материала (сжать песок в руке и ссыпать с ладони).

2. Развивать зрительно-слуховые связи, мелкую моторику рук, координацию движений.

3. Воспитывать положительное отношение к элементарной экспериментальной деятельности. Оборудование: песочница; формочки для песка; ситечко.

2. «Летний дождик» - познакомить детей со свойствами воды.

1.Формировать у детей навык практического экспериментирования с разными предметами из разных материалов.

2. Развивать активный словарь.

3. Воспитывать положительное отношение к элементарной экспериментальной деятельности. Оборудование: тазик с водой (холодная, тёплая); чашки; прозрачные одноразовые стаканчики; цветные губки; плавающие игрушки.

3. «Песочные часы» - закрепить знания детей о свойствах песка: сухой песок – хорошо сыпется.

1. Формировать представление о размере (большой - маленький).

2. Развивать активный словарь.

3. Развивать общую и мелкую моторику, тактильные ощущения.

Оборудование: пластмассовые воронки – большая и маленькая; совочки; тазик с песком.

4. «Следы на песке» («Отпечатки наших рук») - закрепить знания детей о свойстве влажного песка - сохранять форму предмета.

1. Учить детей делать отпечатки ладони, кулачка, ребра ладони.

2. Развивать фантазию, творческие способности.

3. Воспитывать положительное отношение к своей работе, работам своих товарищей.

Оборудование: песочница; лейка.

5. «Кто тут пробегал?»

6. «Солнечные зайчики» - формировать у детей навык практического экспериментирования с зеркалом.

1. Научить детей играть с солнечным зайчиком.

2. Развивать общую моторику рук, координацию движений.

3. Воспитывать доброжелательность, желание помочь.

Оборудование: маленькие зеркальца.

7.  «Рыболов» - формировать у детей навык практического экспериментирования с разными предметами из разных материалов.

1. Учить детей действовать с разными предметами из разных материалов.

2. Развивать зрительно-слуховые связи, мелкую моторику рук, координацию движений. 3. Воспитывать познавательный интерес к окружающему миру.

4. Закреплять знания основных цветов.

Оборудование:  сачки; камешки разного размера; пластмассовые шарики разного цвета; таз с водой; ведёрки по количеству детей.

8. «Поваренок» - закрепить знания детей о свойстве влажного и сухого песка. 1. Формировать умение манипулировать сухим и влажным песком.

2. Развивать общую и мелкую моторику, воображение.

3. Воспитывать положительное отношение к элементарной исследовательской деятельности. Оборудование: песочница; формочки; резиновые игрушки зверят.

9. «Попади в колечко» - формировать у детей умение называть температуру воды.

1. Упражнять в определении температуры воды.

2. Развивать координацию движений, общую и мелкую моторику.

3. Воспитывать интерес к трудовым действиям взрослых.

Оборудование: маленькие тазики с водой; мелкие пластмассовые игрушки и шарики.

10. «Песочный праздник»  - продолжать учить детей выкладывать формы из влажного песка. 1. Приучать детей договаривать слова знакомой сказки  

2. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

3. Воспитывать сочувствие к игровым персонажам, вызывать желание помочь им.

Оборудование: песок; кукла; формочки; подносы; совки.

11. «Разноцветная водичка» - формировать представление детей о свойстве воды - возможность окрашивания.

1. Закреплять знания основных цветов.

2. Развивать мелкую моторику рук.

3. Воспитывать положительное отношение элементарной исследовательской деятельности. Оборудование: одноразовые стаканчики с водой по количеству детей; гуашевые краски; кисти по количеству детей. Август

12. «Игрушки-потеряшки» - закрепить знания о свойствах песка.

1. Учить находить на ощупь и по названиям спрятанные в песке предметы.

2. Развивать тактильно-кинестетическую чувствительность.

3. Упражнять в определении качества предметов – размер, форма.

Оборудование: песок; мелкие игрушки; предметы разной формы и размера.

3 БЛОК «Песочное волшебство» изобразительная деятельность (рисование цветным песком)

Цель программы: обучение детей приемам работы с песком.

Задачи программы:

- научить детей рисовать на песке;

- научить детей рисовать песком;

- научить детей работать с цветным песком.

1. «Здравствуй, песок!» - Знакомство с оборудованием. Пальчиковая гимнастика. Знакомство с правилами поведения во время работы с песком. Рисование на песке. Мытье рук.

2. «Песочное волшебство» -  Рисунок «Песочный дождик», «Необыкновенные следы», «Узоры на песке». Мытье рук

3. «Необыкновенный песок» - Рисунок «Чувственные ладошки», «Корабли пустыни».

4. «Песочные фантазии» - Рисунок «Узоры на песке», «Круг превращается в…», «Подводный мир».

5. «Чудо-песок» - рисунок «Дождь на песке», «Улитки», «Подводный мир».

6. «Фантазеры» - рисунок «Повтори узор», «Превращалки».

7. «Подарок на песке» - рисунок «Подарок маме: букет и волшебная мандала» (с использованием бусин, пуговиц, бумажных цветов).

8. «Песок желаний» - рисунок «Волшебные превращения».

9. «Волшебный карандашик» - рисунок «Осень на песке (рисование тонкой палочкой).

10. «Тонкие линии» - рисунок «Бабочка на песке (рисование тонкой палочкой).

11. «Песочные фантазии» - рисунок «Превращения геометрических фигур».

12. «Рисование песком - отработка техники насыпания.

13. «Рисуем птиц» - рисунок «Птичка из круга».

14. «Стихотворение на песке» - рисунок «Туча-дождь,радуга-солнце».

III. Заключительный –

Достигнутые результаты:

- развитие способности к самостоятельной оценке своей работы, так как самооценивание позволяет спокойнее относиться к результату своей деятельности и оценке со стороны взрослых.

- обмен мнениями; закрепление положительных эмоций от работы на занятиях. - освоение детьми приемов работы с песком и применение их на практике. — сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе; — дети поймут взаимосвязи в природе, станут более бережно относиться к природным ресурсам; — разовился интерес к явлениям и объектам неживой природы; — дети экспериментируют, анализируют и делают выводы; — дети интересуются энциклопедиями, книгами о природе.

Рисование на влажном песке палочками

Стихи про песок

 

Нам привезли песок на сад,
Я этому – безумно рад!
С ним буду целый день играть,
Лепить куличек, загорать!
Наделаю в песке ходы,
Потом налью туда воды.
Построю для машин гараж
И новый домик, и шалаш! 
Песочных куличей – не ем,
Да что ж я, маленький совсем?!

Н. Хилтон
Я полил песок водой
И сложил его горой.
Папа взял мою лопатку
Разровнял на горке грядку
Вышел сказочный дворец -
Ай да папа молодец!

 

И. Финк
Песочница, песочница!
А в ней песок, песок.
Песочница, песочница!
Идем играть, дружок.
Песочница, песочница!
В руках у нас совок.
Песочница, песочница!
Мы черпаем песок.

А. Орлова
Морскими песками
Песочницы полны,
Я глажу руками 
Песочные волны.
Песочные воды 
Заманчиво зыбки,
Там плавают плавно
Песочные рыбки.
В песочных волнах 
Провести я готов
Немало счастливых
Песочных часов!
И может услышу
Как где-то на дне
Солёное море
Дышит во сне.


Лепить пироги – это очень легко.
Дворцы возводить и лачуги совком,
А рядом фигурки лепить.
Мы едем туда, где ни леса, ни скал,
Мы едем туда где простор из песка 
Под солнцем… и тысячи спин…
Рассыпалась башня в бесформенный ком,
Так много воды по соседству с песком.
Кто только её натаскал?
Мы крепость построим, а рядышком — ров.
Но ты убегаешь куда-то с ведром.
Вода что ли лучше песка?


Е. Ярышевская

Я не ем, я не сплю –
Я куличики леплю.
На 
песочке у воды
Встали ровные ряды.
Свежий воздух, море, лето...
Жарким солнышком согреты,
Вырастают куличи -
Крепыши и силачи!
Силачей из песка
Огромное количество!
Это храбрые войска
Песочного Куличества!


М. Ершова


Песочница
, песочница,
В песке вся детвора.
Построить домик хочется,
Забавная игра.
Речной песочек, меленький –
Хорош для куличей.
Склонился повар беленький
Над формочкой своей.
А вот Андрюша с Васенькой –
Ребята хоть куда.
Везут в машинах красненьких
Песок туда-сюда.
Бывают столкновения –
Но это не беда.
Ссора – на мгновение,
А дружба навсегда.
Большая настоящая
Кипит работа тут.
И люди работящие
В песочнице растут.

Н. Шумов

Мы в песочнице играем.
Мы копаем, мы копаем.
Помогайте, бабушки.
Выбирайте камушки.
Помогайте, помогайте.
Нас с Марусей не ругайте.
Пообедаем потом.
Нам достроить нужно дом.
Дом большущий - с Машу ростом.
Ну, а это так непросто.
Так что - не до мелочей.
Строим дом из куличей.
Стройкомпания у нас.
Дом построим - высший класс!
В доме место всем отыщем.
Пусть, жильцов в нем будет тыща!
Кукол всех туда поселим.
Так, что скоро новоселье!
Приходите отмечать.
Поздравления кричать!

В. Гвоздев

Раз, совочек! Два, совочек!
И ведёрко из пластмассы.
Во дворе у нас песочек
.
Настроение – прекрасно!
Мамы вывели играть
Сыновей и милых дочек.
Хорошо, что к нам опять
Привезли во двор песочек!
Из песочка куличей
Напечём мы самых, самых!
– Любят наших малышей! –
Говорят друг другу мамы.

Загадки про песок

  1. Он очень нужен детворе, 

Он на дорожках во дворе, 

Он на стройке и на пляже 

И в стекле расплавлен даже.

 

Петя замок строит ловко,

Катя торт печет ведерком.

Здесь, у моря на часок

Всех детей собрал ...

Ответ: Песок

 

Что-то можно в нем зарыть,

По нему люблю ходить,

И на нем поспать часок.

Угадали что? - ... 

Ответ: Песок

 

Он и желтый, и сыпучий, 

Во дворе насыпан кучей, 

Если хочешь, можешь брать 

И играть. 

Ответ: Песок

 

 Пальчиковая гимнастика

* Вот какие наши ручки (ребёнок слегка вдавливает ручку в песок, проговаривая о своих ощущениях - песок сырой, сырой, тёплый, холодный и т.д.

* Вот наши кулачки (нажимать на песок кулачками и костяшками пальцев - сравнивать на что похож отпечаток.).

* Пальчики гуляют ("поиграть" одновременно пальчиком левой и правой руки по песку, затем двумя руками одновременно).

* Пальчики играют ("поиграть" одновременно пальцами по поверхности песка, как на пианино).

* Ползают ладошки (зигзаобразные и круговые движения ладошками по песку - едет машина, ползёт жук, крутится карусель…) То же самое ребром ладошки.

* Кто здесь пробегал (Оставлять следы одновременно разным количеством пальцев. Придумать, кто оставил эти следы).

           Список используемой литературы:

  1. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы и др.
  2. Варыгина В. В., Горбач Т. В. Исследовательская деятельность в ДОУ: опыты, эксперименты, игры, вечера «сейчас узнаем».- Курск, 2010 г.
  3. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке. Песочная игротерапия». – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998 г. – 50 с.
  4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. «Игры в сказкотерапии». - СПб.: Речь, 2006 – 208 с.
  5. Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту. – СПб., 2006 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Путешествие в страну фантазий» Конспект интегрированного занятия у детей подготовительной к школе группы №6

Развивать фантазий, нестандартное мышление, выделять противоречивые свойства предметов и явлений.  Упражнять в составлении описаний по представлению, формировать умение пользоваться формула...

"Оловянный солдатик" Фантазии по мотивам сказок Андерсена.

Отчетный концерт по теме  «Музыкально-ритмические движения в жизни детей»  с участием детей  танцевального кружка «Топотушки» ...

Сценарий новогоднего праздника "Новогодняя фантазия"

Самый веселый и самый любимый всеми праздник Новый год. Снегурочка приглашает к себе на бал всех сказочных героев: Красную шапочку и волка, Белоснежку и гномов, Буратино и Мальвину, Дюймовочку и ...

Практикум для родителей. Тема практикума: «Игры направленные на развитие фантазии и словесного творчества, способствующие развитию связной речи у дошкольников»

Практикум для родителей. Тема практикума: «Игры направленные на развитие фантазии и словесного творчества, способствующие развитию связной речи у дошкольников» Цель: Оказание помощи родителям ...

Консультация для педагогов "Бином фантазии или "Грамматика фантазии"

quot;Если мы хотим научить детей думать, то прежде мы должны научить их придумывать"   Дж. Родари...

Мастер-класс «Веселые фантазии» (игры, при помощи которых можно развивать фантазию, а также словесное творчество у детей дошкольного возраста.

Игры, при помощи которых можно развивать фантазию, а также словесное творчество у детей дошкольного возраста...

СТАТЬЯ «Бином фантазии»: как придумать сказку и развить гениальность, фантазию, воображение.

quot;Бином фантазии"- это приём основан на создании чего – либо нового, абсолютно неизвестного никому, не существовало в природе. Данный приём целесообразно использовать при работе над сло...