Проект "Огород на подоконнике" старшая группа
проект по окружающему миру (старшая группа)

Рябова Марина Александровна

Проект "Огород на подоконнике" старшая группа

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 44 комбинированного вида»

Проект на тему

«Огород на подоконнике»

                                                                                    Выполнила:  

                                                                                       Рябова М.А.

                                                                                               

                                                                                             

Гатчина 2023 г.

Содержание

Введение                                                                                                          4

  1. Задачи проекта                                                                                           6
  2. Этапы работы над проектом                                                                     8
  3. Практическая часть                                                                                   19
  4. Мастер-класс по изготовлению экологической игрушки                     20
  5. Выводы                                                                                                       21

Список используемых источников                                                               23

Проект: краткосрочный.

Вид проекта: познавательный, творческий.

Продолжительность: 1 месяц.

Участники проекта:  дети старшей группы, родители, воспитатели,

мл. воспитатель.

Возраст детей: 5 – 6 лет.

Введение

         Влияние окружающего мира на развития ребёнка огромно.  Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребёнок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребёнок познаёт таинства  окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит  в том, чтобы помочь ребёнку самостоятельно найти ответы на эти вопросы.  Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления. В данном  проекте созданы условия для  экспериментально- познавательной деятельности детей, что способствует формированию  у детей эстетического восприятия, чувства красоты и гуманного отношения к природе.

        Дети выбирают культуры, которые будут выращивать, изучать правила ухода и потребности растений.

        Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. В деятельности экспериментирования ребёнок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.  

        В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребёнок разрешает посредством проведения опыта и анализируя,  делает вывод, умозаключения, самостоятельно овладевает представлением о том или ином законе или явлении.

        Поэтому при разработке данного проекта использован метод организованного и контролируемого детского экспериментирования в индивидуальной и коллективной деятельности детей. Метод экспериментирования позволяет детям реализовать заложенную в них программу саморазвития и удовлетворять потребность познания эффективным и доступным для них способом – путём самостоятельного исследования мира.

Целью проекта является формирование интереса у детей к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях, воспитание у детей любви к природе, создание в группе огорода на подоконнике.

1. Задачи проекта 
Образовательные
1. Систематизировать и закрепить имеющиеся знания, вводить в сознание детей новые понятия. 
2.Формировать у детей приёмы и навыки самостоятельной познавательной деятельности, проведения исследовательских работ и наблюдений. 
3. Формирование умения прогнозировать будущие изменения. 
4. Знакомить дошкольников с методами и приёмами простейших научных исследований. 
5. Учить работе с дополнительной литературой, наглядным материалом. 
Развивающие:
1. Развитие способностей у детей старшего дошкольного возраста к исследовательской деятельности. 
2. Способствовать развитию умения самостоятельно приобретать, анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, делать выводы и применять биологические знания. 
3. Способствовать развитию межличностных отношений и умению вести дискуссию. 
4. Развивать память, логическое мышление, воображение, творческие способности, волевые качества, активность, целеустремлённость и т. д. 
5. Расширять и обогащать практический опыт детей. 
Воспитательные:
1. Воспитывать сознательное отношение к труду и эстетический вкус. 
2. Воспитывать разумное, бережное отношение к природе. 
Работа построена на принципах развивающего обучения и направлена на:

  • Формирование у ребенка практических умений и навыков,
  •  на интеллектуальное, эстетическое, речевое развитие,
  •  на стремление к самостоятельной работе

Задачи по работе с родителями:

- повысить компетентность родителей по теме «Проектная деятельность детей в дошкольном возрасте»;

- привлечь семьи к участию в воспитательном процессе на основе педагогического сотрудничества.

   Помощь родителей в приобретении инвентаря, посевного материла для огорода на окне.

Главной проблемой является то, что дети дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. 

Предполагаемый результат:

           Дети познакомятся с культурными  и дикорастущими растениями.

- С помощью опытнической работы дети получат необходимые условия для роста растений.

- С помощью исследовательской работы дети должны будут выявить многообразие и разнообразие посевного материала.

- У детей будет формироваться бережное отношение к растительному миру

- Формирование у детей уважительного отношения к труду

- Создание в группе огорода на подоконнике

- Активное участие родителей в реализации проекта

- Обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье.

2. Этапы работы над проектом:

- Подготовительный (содержание деятельности воспитателя и родителей)– 1-я неделя:

- определение цели и задач проекта, сбор информационного материала, подборка материала (литература, наглядный материал, дидактические игры, муляжи овощей, семена для посадки), беседы с детьми «Что такое огород и что на нём растёт»; «Что такое «Огород на окне»; «Какие растения можно вырастить на подоконнике», работа с родителями – ознакомить с предстоящим проектом, сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта, сбор необходимого материала для создания огорода,  создание условий для организации работы в «огороде на окне», подготовка семян, составление  плана мероприятий по организации детской деятельности.

        Беседа с родителями на тему «Лук от семи недуг»

        Лук репчатый — пряное культурное растение, относящееся к семейству лилейных. Самая распространенная пряность, употребляемая многими народами ежедневно. Родиной репчатого лука считают Юго-Западную Азию.

Химический состав. Лечебные свойства. Лук успокаивающе действует на нервную систему. При весеннем авитаминозе очень полезен зеленый лук, способный удовлетворить потребность человеческого организма в витамине С.

        Луковицы содержат йод, органические (лимонную, яблочную) кислоты. Фитонциды, содержащиеся в них, убивают микрофлору полости рта, благоприятно влияют на работу почек. Лук приносит пользу здоровью.

        В настоящее время лук репчатый является одной из важнейших овощных культур. Луковицы и листья используются как приправа в консервной промышленности, к салатам, винегретам, грибам, овощным и мясным блюдам, а также как пряно-витаминная закуска и вкусовая добавка к супам, соусам, подливкам, фаршам. Чаще всего лук употребляется в сыром виде или поджаренным на сале или растительном масле до золотистого цвета. Сырой лук отлично дополняет колбасные и мясные изделия, творог, сыры, хлеб с салом.

        В медицине известен со времён Гиппократа. Лечебные свойства лука признавали все народы. Римляне считали, что сила и мужество солдат увеличиваются при употреблении лука, поэтому он входил в военный рацион. В Египте луку воздавали почести как божеству. При Гиппократе лук прописывали больным ревматизмом, подагрой, а также от ожирения. Луковый сок полезен при загрязнённых ранах, смазывать глаза выжатым соком лука с мёдом полезно от бельма…

        Луковый сок помогает от ангины. Съедобный лук вследствие своей горечи укрепляет слабый желудок и возбуждает аппетит

        Лук является хорошим витаминным средством, особенно рекомендуемым в зимне-весенний период, но используемым круглый год. Значительное количество минеральных солей в луке при его использовании в пищу способствует нормализации водно-солевого обмена в организме, а своеобразный запах и острый вкус возбуждают аппетит.

        Лук является популярным косметическим средством во многих странах мира. Соком лука рекомендуют смазывать волосистую часть головы при себорее, гнездовой плешивости, для укрепления корней волос. При этом волосы становятся шелковистыми, мягкими и блестящими, а кожа не шелушится, не образуется перхоть.

        Поджаренный лук, когда жгучие вещества улетучатся, становится сладким и румяным. При поджаривании эту румяность придает луку содержащийся в нем сахар.

        Широко используйте лук в питании детей!

        Основной (содержание деятельности воспитателя и детей) -2-я, 3-я неделя:

- рассматривание и сравнение семян (помидор, морковь, огурец, перец, кабачок, горох, фасоль, баклажан, редис). Дать понятие о том, что форма и количество семян у всех растений разное. С помощью лупы определить, что помогает перезимовать семенам.

- замачивание зерновых и овощных культур. Проверка всхожести семян.

- отбор хороших семян от плохих; 

- подготовка почвы; 

- посадка: лук (коллективно), горох, фасоль, редис, перец, морковь, посев: цветочных семян,

- исследовательская и практическая деятельность по изучению особенностей выращивания культурных насаждений :

- знакомство с моделью трудового процесса; 
- установка на светлое место; 
- полив; 
- рыхление;
- оформление огорода на окне; 
- установка дежурства по уходу;
- наблюдение за первыми всходами и дальнейшим развитием; 
- знакомство с моделью строения растения; 
- ведение дневника наблюдения; 
- отражение результата в художественно - творческой деятельности;
- чтение детской литературы про овощи; 
- отгадывание загадок про овощи;
- дидактические игры. 

Лепка «Фрукты и овощи»

Цель: закреплять приемы лепки сплющивание, скатывание, вытягивание, вдавливание. Задачи: 1.Развивать умение лепить с натуры знакомые предметы (фрукты, овощи, передавая их характер особенности); 2. Развивать глазомер; 3. Закреплять навыки аккуратной лепки (не разбрасывать пластилин, не пачкать одежду) 4.Воспитывать интерес к русскому фольклору, загадкам.

Оборудование: Пластилин, стеки, подкладная доска, салфетка, муляжи фруктов и овощей.

Индивидуальная работа:

-показать ребенку приемы работы с куском пластилина

-помочь ребенку при затруднении

Ход занятия:

Воспитатель: Сегодня я принесла вам волшебную корзину с плодами.

Какие фрукты и овощи вы знаете? (ответы детей)

Сейчас посмотрим, кто из вас больше всего знает фруктов и овощей.

Воспитатель: загадывает загадки

Дети: отгадывают ответ

Овощи:

1) Красна девица

Сидит в темнице,

А коса на улице?

Ответ (морковь)

2) Ни окон, ни дверей

Полна горница людей.

Ответ (Огурцы)

Фрукты:

1) С виду он как рыжий мяч,

Только вот не мчится вскачь.

В нём полезный витамин —

Это спелый.

2) На пальме рос

Желтый, рогатый нос

Обезьяны Лимпопо

Только кушают его

Ответ (банан)

Воспитатель: По ходу ответов детей достаем муляжи из корзины и показываем.

Теперь мы сами попробуем сделать такие фрукты и овощи. Но давайте с начало внимательно рассмотрим их. Например, апельсин, какой он формы?

Дети: круглый

В: Какой цвет?

Д: оранжевый

В: А что необычного в апельсине, потрогайте?

Д: не ровная поверхность

В:А морковь какая?

Д: длинная, оранжевая, не ровная.

В: Правильно, молодцы

Теперь смотрите внимательно, я выполняю несколько предметов, на образец. Подняли глазки и смотрим на меня.

1) Берем кусочек, сжимаем его в руке, чтобы он стал пластичным.

2) Начинаем придавать куску форму задуманного предмета.

3) Работаем стекой, оформляем бороздки.

4) Прикрепляем отдельные детали.

Выбирайте, кто, что будет делать. Аккуратно приступайте к выполнению. Воспитатель следит за организацией рабочего места, и за работой детей, выполняет индивидуальную работу с ребенком.

Игры на тему «Овощи»

Цель. Закрепить представление об овощах.

Задачи.

Образовательные:  повышать уровень познавательной активности и интеллекта ребёнка,  интерес,  внимание к окружающим предметам.

Развивающие:  совершенствовать грамматический строй речи, умение отвечать на вопросы, выстраивать ответы логически правильно, развивать слуховое и зрительное внимание, логическое мышление, память, мелкую и общую моторику, пространственную ориентировку,  развивать умение отгадывать загадки.

Описание игры. Игра многофункциональная:

 «Лото», «На что похожи овощи?», «Какого цвета овощи?», «Определи на какой звук…», подобрана картотека словесных игр.

Оборудование. 18 цветных карточек с изображением овощей, 3 карточки-поля, 8 не цветных карточек с изображением овощей , набор геометрических фигур, кругов разного цвета,  цветные карточки для обозначения гласных, согласных, звонких, мягких, твердых звуков

Словарь.  Названия овощей (помидор, репка, баклажан, морковь, кукуруза, огурец, кабачок, чеснок, горох, лук, капуста, свекла, перец, редис, тыква, картофель)

        Ход игры «Лото».

         В игре могут принимать участие 2 или 3 человека. Один из них назначается ведущим. Каждый игрок выбирает себе карточку-поле. Игровые карточки складываются стопкой картинкой вниз. Ведущий берет по одной игровой карточке из стопки и показывает ее всем игрокам. Игрок, у которого на карточке-поле есть аналогичный рисунок, забирает карточку себе и закрывает ею соответствующий рисунок на своей карточке. Выигрывает тот, кто первым закроет игровыми карточками все игровое поле

        Игра «Лото» помогает в игровой форме легко и быстро запомнить названия овощей.

        Ход игры «На что похожи овощи?»

        В игре могут принимать участие 3-5детей. Каждый игрок выбирает себе не цветную  карточку-поле. Игрок берет геометрические фигуры и накладывает их на те овощи, которые по форме напоминают данную

геометрическую фигуру. Выигрывает тот, кто первым закроет игровыми карточками все игровое поле.

        Игра «На что похожи овощи?» помогает в игровой форме запомнить названия овощей, соотносить их с геометрическими фигурами.

        Ход  игры «Какого цвета овощи?»

        В игре могут принимать участие 3-5детей. Каждый игрок выбирает себе не цветную  карточку-поле с овощами и накладывает на них круги, которые соответствуют цвету данного овоща. Выигрывает тот, кто первым и верно закроет игровыми карточками все игровое поле.

        Игра «Какого цвета овощи?» помогает в игровой форме запомнить названия овощей, соотносить их с  цветовыми кругами, развивает цветовое восприятие.

Ход игры «Определи,  на какой звук…»

        В игре могут принимать участие 3-5 и более детей. Каждый игрок выбирает себе цветные или не цветные  карточки с овощами и накладывает на них квадраты, которые соответствуют характеристикам звуков (гласных и согласных,  твердых, мягких звуков, звонких (колокольчики)

        Игра «Какого цвета овощи?» помогает в игровой форме запомнить названия овощей, запомнить характеристики гласных и согласных звуков.

        Картотека словесных игр на тему «ОВОЩИ»

Ход игры «Вершки-корешки»

Дети сидят в кругу. Воспитатель называет овощи, дети делают движения руками: если овощ растёт на земле, на грядке, дети поднимают кисти рук вверх. Если овощ растёт в  земле – кисти рук опускают вниз.

Ход игры «Большой — маленький»

Цель: словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов:

огурец — огурчик, помидор — помидорчик...

Ход игры «Назови как можно больше признаков»

Цель: согласование существительных с прилагательными

Морковь (какая?) — оранжевая, длинная, сладкая, полезная, твердая

помидор (какой?) — красный, сочный, аппетитный, круглый

Огурец (какой?) — овальный, хрустящий, зеленый, длинный, ароматный

Ход игры «Узнай, о чем я говорю»

Цель: обогащать словарь детей прилагательными.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям, глядя на карточки, догадаться о каком овоще говорит (овоще). Далее дети сами загадывают загадки. Зеленый, вытянутый – огурец; красный, полезный – помидор; острый, разноцветный – перец; большой, и т. д.

Ход игры «Интересные загадки»

Цель: Закреплять умение детей составлять описательный рассказ загадку на тему «Овощи».

        Ход игры. Ребенок сидя за ширмой, дает описание овощу, при этом его не называя. Остальные дети отгадывают о каком овоще идет речь и показывают карточку-отгадку.

План:

1. Как выглядит (форма, цвет, размер)

2. Где растет, как за ним ухаживают.

3. Что из него можно сделать.

Ход игры «Заготовки на зиму»

Цель: Пополнять и активизировать словарь детей на тему «Овощи». Продолжать учить детей образовывать прилагательные от существительных.

Ход игры. Сок из моркови – морковный, а из томатов, и т. д.

Салат из свеклы – свекольный, а из капусты, кабачков, чеснока, моркови и т. д.

Суп из картофеля – картофельный, а из гороха, и т. д.

Ход игры «Чудесный мешочек" 

Цель: Закрепить названия овощей, их цвета.

Оборудование: мешочек, натуральные овощи или муляжи.

Ход игры. Перед игрой ребенка знакомят с овощами и их свойствами. Малыш по одному достает из «чудесного мешочка» овощи, называет их. Затем он отвечает на вопросы взрослого о цвете, форме, величине овощей. Если ребенок затрудняется, взрослый помогает ему.

Ход игры «Один — много»

Цель: Учить детей образовывать множественное число имен существительных.

Оборудование: мяч.

Ход. Педагог называет овощ в единственном числе и бросает мяч ребенку. Ребенок называет его во множественном числе и возвращает мяч взрослому. Например: «Тыква - тыквы, кабачок - кабачки».

Ход игры «Назови ласково» 

Цель: Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Оборудование: предметные картинки с изображением овощей большого и маленького размера.

Ход: Педагог показывает ребенку картинку с изображением какого-либо большого овоща, например, огурца и предлагает его назвать. Затем объясняет: «Этот огурец большой. А как ты назовешь ласково маленький такой же овощ?»  Показывает картинку (огурчик) Аналогично рассматриваются другие овощи (репа - репка, морковь - морковочка) .

Ход игры «Интересные загадки»

Цель: Учить детей отгадывать загадки, запоминать их.

Симпатичный красный нос

По макушку в землю врос.

И торчат на грядке

Зеленые пятки. (Морковь)

Лежали на грядке зеленые ребятки.

В рассол попали – солеными стали. (огурцы)

Круглый бок, желтый бок,

Сидит на грядке колобок.

К земле прирос крепко. Что это? (Репка)

Неказиста, шишковата,

А придет на стол она,

Скажут весело ребята:

«Ну, рассыпчата, вкусна!» (Картошка)

Щеки розовые, нос белый,

В темноте сижу день целый,

А рубашка зелена, вся на солнышке она. (Редис)

Голова на ножке, в голове — горошки. (Горох)

Я длинный и зеленый, вкусный и соленый,

Вкусный и сырой, кто же я такой? (Огурец)

Уродилась я на славу, голова бела, кудрява.

Кто любит щи — меня ищи. (Капуста)

Сидит дед, в шубу одет, кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук)

Растут на грядке зеленые ветки,

А на них красные детки. (помидоры)

Хотя и сахарной зовусь, но от дождей я не размокла.

Крупна, кругла, сладка на вкус, узнали вы?

Я... (свекла).  

Летом в огороде — свежие, зеленые,

А зимою в бочке — желтые, соленые.

Отгадайте, молодцы, как зовут нас?.. (Огурцы)

Что копали из земли,

Жарили, варили?

Что в золе мы испекли,

Ели да хвалили? (картофель)

Физкультминутка.

Мы копали огород. Ох! Ох! Ох!

(Шаг на месте.)

Вот посеяли горох. Ох! Ох! Ох!

(Махи руками.)

В огороде вырос лук и морковь. Вот!

(Руки вверх.)

Урожай собрали весь,

(Руки в стороны.)

Отдохнуть присели здесь.

(Сесть за столы.)

        Детские словесные игры способствуют развитию у детей речи, внимания, памяти, воображения, мышления, обогащению словарного запаса. Словесные игры могут скрасить досуг, прогулку в дождь, вынужденное ожидание, не требуют каких-либо условий, оснащения, Их лучше всего проводить со старшими дошкольниками, которые имеют уже достаточно широкий круг представлений о природе и у которых за словом возникает образ предмета. Эти игры интенсивно развивают мышление: гибкость и динамичность представлений, умение привлекать и использовать имеющиеся знания, умение сравнивать и объединять предметы по самым различным признакам, развивают внимание, быстроту реакции.

        Заключительный:

        Труд в уголке природы. Воспитатели продолжают учить детей правильно строить суждения и делать выводы о создании благоприятных условий (воды, света, тепла).

Опыт - наблюдения за ростом культур при наличии благоприятных условий для роста растений.

        Подводятся итоги, подготавливается презентация, итоговая беседа – 4-я неделя.

        

3. Практическая часть

План экспериментальной деятельности по реализации проекта «Огород на подоконнике»


Название мероприятия


Цель


Материал, оборудование


«Какая земля»


Выявить свойства земли: имеет вес, черного цвета, сыпется


Земля в контейнерах


«Вода и растения»


Выявить насколько вода необходима для роста растений


2 контейнера с землей и проросшими ростками (один поливают регулярно, второй не поливают совсем)


«Солнце и растения»


Определить роль солнца в жизни растений


2 контейнера с землей и проросшими ростками (один стоит на солнышке, другой поместили в темную комнату)


«Человек и растения»


Выявить насколько растения нуждаются в уходе человека


2 контейнера с землей и ростками ( один контейнер дети поливают, рыхлят землю, выбирают солнечное место, другой не поливают, не рыхлят землю, поставили в темное место)

4. Мастер-класс по изготовлению экологической игрушки «Травянчик»

В рамках данного проекта воспитателями был проведен мастер-класс по созданию экологической игрушки «Травянчик». Для его создания нам понадобились:

-капроновый чулок

-опилки

-семена газонной травы

-столовая ложка

-жгутики из капронового чулка

-ножницы

-нитки и иголки

-глазки для изготовления поделки

Процесс изготовления:

  1. Отрезаем у капронового носка с двух сторон резинки для жгутиков
  2. Завязываем верхнюю часть жгутиком
  3. Выворачиваем носок, чтобы узелок был внутри
  4. Насыпаем три столовые ложки семян газонной травы. Семена распределяем в том месте, где хотим, чтобы у Травянчика росли волосы.
  5. Набиваем носок опилками. Опилок кладем побольше, не боимся приминать
  6. Когда наберется достаточно опилок, завязываем кончик чулка капроновым жгутиком и ножницами обрезаем излишки.
  7. Теперь начинаем формировать будущего Травянчика. Это уже зависит от нашей фантазии. Отделили небольшое количество опилок, сделали, например, носик, завязали жгутиком и лишнее отрезали. Также делаем ушки, лапки так далее.

Далее ставим нашу игрушку в светлое место, поливаем и ждём результата.

 Вот что у нас получилось!

5. Выводы

                По  реализации проекта «Огород на подоконнике» были получены следующие результаты:

- Дети познакомились с дикорастущими и культурными растениями.

- У детей формируется интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.

- В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые условия для роста растений.

- Дети увидели многообразие посевного материала.

-Дети стали бережнее относиться к растительному миру,  группе был создан огород на окне.

- Дети стали более уважительно относиться к труду.

- Наблюдение за растениями были зафиксированы в дневнике наблюдений.

- Родители приняли активное участие в проекте «Огород на подоконнике».

- Родителями оказана помощь в приобретении инвентаря, посевного материла для огорода на окне.

        За время проведения проекта «Огород на подоконнике» с 11.03.2022 г  по 05.04.2022 г. с детьми была проведена следующая работа:

1. Наполнение лотков землёй

2.Рассматривание семян через лупу

3.Замачивание семян.

4. Посадка семян

5. Полив семян

6. Наблюдение за всходами

7. Работа с младшим воспитателем по уходу за всходами культур

     8. Полив всходов.

9.Мастер-класс по изготовлению экологической игрушки «Травянчик»

10. Аппликация «Сбор урожая овощей »

11. Лепка «Овощи и фрукты».

12. Игры на тему «Овощи»

13. Картотека словесных игр на тему «Овощи»

14.  Подготовка клумбы для высадки рассады

15. Срез зелени для обеденного стола

Список используемых источников:

1. Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию».

2. Горбатенко О. Ф. «Система экологического воспитания в ДОУ».

3. Горькова Л. Г. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию».

4. Сигимова М. Н. «Познание мира растений».

5. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников/ Под редакцией О.В. Дыбиной – 2016г 192с

6. Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа. 2015 – 112с.

7. Интернет-ресурсы