КОНСПЕКТ ООД познавательно-исследовательского характера по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе на тему: «Интересное рядом»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Чернецова Татьяна Александровна

Цель: развивать  у детей интерес к опытно - экспериментальной деятельности.

Задачи:

1. Расширять представления детей об окружающем мире и здоровье человека через опытную деятельность с яйцом.

2. Воспитывать социально-личностные качества детей: самостоятельность, коммуникативность, наблюдательность, элементарный самоконтроль и саморегуляцию своих действий.

3. Развивать у детей умственные и мыслительные способности: анализ, сравнение, выводы, познавательную активность.

Оборудование: на каждого ребенка 2 больших пластиковых стакана с водой, один пластиковый маленький стаканчик с солью, 2 блюдце, столовая ложка, 2 яйца, бумажные салфетки; корзина с яйцами, яйцо сырое, пинцет, маленькая пластиковая бутылка, листы с изображением половинки скорлупы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon interesnoe_ryadom._o_yaytse.doc771 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад № 117

города Воронежа

КОНСПЕКТ ООД

познавательно-исследовательского характера

 по опытно-экспериментальной

деятельности

в подготовительной к школе группе

на тему:

«Интересное рядом»

23_b

Подготовила:

воспитатель 10 группы

Чернецова Т.А.

Цель: развивать  у детей интерес к опытно - экспериментальной деятельности.

Задачи:

1. Расширять представления детей об окружающем мире и здоровье человека через опытную деятельность с яйцом.

2. Воспитывать социально-личностные качества детей: самостоятельность, коммуникативность, наблюдательность, элементарный самоконтроль и саморегуляцию своих действий.

3. Развивать у детей умственные и мыслительные способности: анализ, сравнение, выводы, познавательную активность.

Оборудование: на каждого ребенка 2 больших пластиковых стакана с водой, один пластиковый маленький стаканчик с солью, 2 блюдце, столовая ложка, 2 яйца, бумажные салфетки; корзина с яйцами, яйцо сырое, пинцет, маленькая пластиковая бутылка, листы с изображением половинки скорлупы.

Ход занятия:

-Ребята, к нам пришли гости. Давайте подарим им свое тепло и улыбку.

Пусть наша добрая улыбка

Согреет всех своим теплом,

Напомнит нам, как важно в жизни

Делиться счастьем и добром!

- Ребята,  я расскажу вам сегодня одну загадочную историю. (СЛАЙД 1)

- Сейчас много говорят о здоровом образе жизни и о правильном питании. Я побывала в институте здорового питания. И увидела там такое: на столе стояла корзина, покрытая салфеткой. Вдруг в ней раздался треск. Я подошла, чтобы посмотреть, а там лежат вроде куриные яйца. Но из одного яйца вылупилось нечто, оно глянуло на меня своими огромными глазами. Я зажмурилась, а когда открыла глаза, то чудо уже исчезло, и осталась лишь одна скорлупа. Я попросила несколько таких загадочных яиц показать вам.

- Вот одно из них. Что внутри, вы знаете? Ответы детей: белок, желток, скорлупа.

- Хотите взглянуть?

- Чтобы посмотреть, мы с вами отправимся в лабораторию. А как называются люди, которые проводят опыты и эксперименты? (ученые). Для проведения опытов нужно знать правила безопасности во время экспериментирования. Вы знаете правила? (ответы детей). (СЛАЙД 2)

Опыт №1 «Что внутри»   (СЛАЙД 3)

-  Давайте попробуем разбить яйцо и посмотрим, что находится внутри. (Аккуратно, ложкой разбиваю куриное яйцо посередине и выливаю в блюдце, показываю детям его содержимое, даю понюхать).

- Густая прозрачная масса это – белок, из белка состоят все живые организмы, желтая серединка - желток бывает желтого или оранжевого цвета. Сырое яйцо – жидкое и в руки взять сложно. Желток – это зародыш птенца, будущий цыпленок. Белок – это среда, которая питает зародыш, в белке содержится много витаминов и жизненно важных веществ. (СЛАЙД 4)

- Яйцо удивительное. Знаете, почему? Потому что в нем,  в таком маленьком содержится много белков, витаминов и минеральных веществ, которые помогают нам расти сильными и здоровыми. Яйца улучшают память, предохраняют от многих серьезных заболеваний и помогают похудеть. В яйцах содержится много кальция, поэтому у людей, регулярно употребляющих в своем рационе яйца, крепкие зубы и здоровые кости. (СЛАЙД 5)

- Давайте рассмотрим оболочку яйца, которая называется скорлупа.

- Какая она? (Ответы детей). Она хрупкая, ломкая, тонкая, но в тоже время и твердая. Как выдумаете почему?

Скорлупа, ребята, тоже содержит массу полезных веществ и люди используют ее в различных целях (как лекарственное средство, добавляя ее в мази, садоводы и огородники используют скорлупу как удобрение, а народные умельцы и вышивают на скорлупе, вырезают из нее очень красивые поделки). (СЛАЙД 6)

Вывод: яйцо состоит из трех элементов (скорлупа - оболочка яйца, белок - густая масса, в центре – желток в тонкой пленке).

- Ребята, вы любите сладости? Я тоже очень люблю сладости, особенно безе. А как готовят безе? (Ответы детей)

Для приготовления такой сладости нужно белки яичные взбить с сахаром и запечь в печи. Но вот отделить белки от желтков не просто. Я знаю один секрет, и сейчас вам его покажу.

Опыт №2 «Отделяем белок от желтка»

Сдавливаем пластиковую бутылку и подносим горлышко бутылки к желтку. Ослабеваем нажим и желток в бутылке. (СЛАЙД 7)

Опыт №3 «Исчезнувшая скорлупа» (СЛАЙД 8)

- Ребята, но от сладкого могут болеть зубы.

-Что нужно делать, чтобы зубы не болели? (чистить). Сейчас я вам покажу, что может случиться с нашими зубами, если этого не делать.

Рассказ опыта: Я взяла куриное яйцо, и залила газирОванной водой. Оставила на несколько суток. Скорлупа полностью растворилась. Яйцо осталось внутри белой пленочки, которая находится под скорлупой. Яйцо стало скользким и противным.  Эмаль наших зубов похожа на скорлупу яйца по составу, а бактерии, которые остаются на зубах после еды, выделяют вещество, похожее на уксус. И если плохо чистить зубы и не счищать все бактерии, то их ожидает та же участь, что и скорлупу яйца …

- Какой мы сделаем вывод? Зубы нужно чистить.

- А газированную воду можно пить? (ответы детей)

-  Как вы думаете, ребята,  яйцо может плавать в воде или оно потонет? (рассуждения детей). 

Опыт №4  «Тонет, не тонет» (на столах у детей: по два больших пластиковых стаканчика с водой, стаканчик с солью, столовая ложка, яйцо). (СЛАЙД 9)

Проведем опыт! У вас на столах два стакана с водой. В один стакан мы добавляем соль из маленького стаканчика и растворяем её. Аккуратно опускаем яйцо в воду с пресной водой. Что мы видим? (ответы детей). Вывод: в пресной воде яйцо тонет.

 Теперь достаем ложкой яйцо из стакана с пресной водой и опускаем в соленую воду. Что случилось? (яйцо держится на поверхности воды). Почему? (ответы детей) 

Вывод: яйцо поддерживает не только вода, но и растворенные в ней частички соли. Соленая вода помогает держаться на поверхности. В соленом море плавать гораздо легче, чем в пресноводной реке. В Мертвом море, в котором очень сильная концентрация соли, человек может спокойно лежать на поверхности воды. (СЛАЙД 10)

А теперь, давайте разбавим соленый раствор пресной водой, что увидели? (яйцо плавает посередине). Итак, сделаем вывод: в пресной воде – яйцо утонуло, в сильно соленой – плавает на поверхности, в слабо соленой – плавает посередине.

Опыт №5 «Вареное или сырое?»  (СЛАЙД 11)

На столе лежат два яйца, одно сырое, а другое вареное, как можно это определить? В вареном яйце центр тяжести постоянен, поэтому оно крутится. А у сырого яйца внутренняя жидкая масса является как бы тормозом, поэтому сырое яйцо крутиться не может.

Физминутка «Утренняя зарядка» (Дети стоят в кругу и произносят текст стихотворения и одновременно выполняют сопровождающие движения) (СЛАЙД 12)

Мы - веселые ребята, (шаги в центр круга)

Мы - ребята-дошколята, (шаги назад)

Спортом занимаемся, (поворот вокруг себя и хлопок)

С болезнями не знаемся (поворот вокруг себя  в другую сторону и хлопок)

Раз - два, не зевай!

Вместе с нами приседай! (приседания)

Раз - прыжок, два - прыжок! (прыжок на правой и левой ноге поочередно)

Прыгай весело, дружок! (прыжки на обеих ногах)

Носом глубоко вдохнем

- «Ш-ш-ш» скажем все потом (вдох носом, не поднимая плеч).

- Куриные яйца мы употребляем в пищу, их можно разбивать. А можно ли разбивать яйца других птиц и разорять птичьи гнезда? Почему?

- Ребята, если яйцо беречь и заботиться о нем, тогда из него вылупится цыпленок! (СЛАЙД 13)

Дидактическая игра «Чье это яйцо» (СЛАЙД 14)

- Ребята, скажите, а откуда берутся яйца (ответы детей). Их несут только куры? (ответы детей). Давайте поиграем в игру, я буду показывать картинку птицы или животного, а вы говорить, как называется яйцо этой птицы.

Курица – куриное

Утка – утиное

Гусь – гусиное

Перепелка – перепелиное

Змея – змеиное

Черепаха – черепашье

Крокодил – крокодилье

Пингвин – пингвинье

Страус - страусиное

- Яйцо – начало жизни: из него на свет появляются и те, у кого есть крылья, и те, у кого их нет.

- А кто же мог быть в той корзине? (СЛАЙД 15)

- Предлагаю изобразить вам.

- Вот раздался странный треск и из яйца появился… Кто? Придумайте, кто это, где живет, как называется. (Раздаю листы с изображением половинки скорлупы, дети садятся за столы и рисуют придуманных животных, используя средства рисования на выбор).

- Какая интересная Выставка  из необычных животных получилась.

 - Ребята, хотите узнать интересные факты о яйце. Тогда слушайте. (СЛАЙДЫ 16-22)

  • Самое маленькое в мире птичье яйцо — это яйцо колибри, а самое большое — у страуса. Чтобы сварить яйцо страуса вкрутую, понадобится 2 часа.
  • Самый большой омлет в мире был сделан в Мадриде шефом Карлосом Фернандез. Его сделали из 5000 яиц, и его вес составил 599 килограмм.
  • На поверхности средней яичной скорлупы 17000 крошечных пор. Через них яйцо впитывает запахи. Если хранить яйца в коробке, они дольше остаются свежими.
  • Курица несушка приносит 250-300 яиц в год. Чтобы снести одно яйцо, ей требуется 24-26 часов.
  • Вопреки существующим мнениям, белые и коричневые куриные яйца по пищевой ценности ничем не отличаются друг от друга. Дело исключительно в окрасе (породе) кур.
  • Вторая пятница октября — необычный день. Это Всемирный день яйца, который предложила отмечать Международная яичная комиссия на конференции, состоявшейся в столице Австрии, Вене, в 1996 году.
  • «Киндер-сюрприз» придумал итальянец Микеле Ферреро. В 1979 году шоколадные яйца впервые появились на прилавках, за ними выстроилась гигантская очередь. Первая партия была продана всего за час.

Итог занятия (рефлексия)

- Ребята, какие вы молодцы! Что нового вы сегодня узнали? (ответы детей). Что больше всего вам понравилось? (ответы детей). Что еще хотите узнать. Угощаю вас сладостью безе. (СЛАЙД 23)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект опытно – исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе На тему: «Интересное рядом»

Расширять представления детей об окружающем мире и здоровье человека, через опытную деятельность с яйцом....

Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельность воспитателя с детьми подготовительной к школе группы на тему: «Радуга»

Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельность воспитателя с детьми подготовительной  к школе группы на тему: «Радуга» с использованием опытно-экспериментальной техн...

Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельность воспитателя с детьми подготовительной к школе группы на тему: «Радуга» с использованием опытно-экспериментальной технологии, мнемотехники

Цель: создать условия для получения знаний о происхождении радуги в процессе совместного экспериментирования.Обучающие задачи:-Формировать представления  детей о возникновении радуги;-Закрепить ц...

Конспект занятия по опытно – экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе на тему: «Интересное рядом»

Конспект  занятия по опытно – экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе  на тему: «Интересное рядом»...

Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельность воспитателя с детьми подготовительной к школе группы на тему: «Радуга» с использованием опытно-экспериментальной технологии, мнемотехники

Цель: создать условия для получения знаний о происхождении радуги в процессе совместного экспериментирования.Обучающие задачи:-Формировать представления  детей о возникновении радуги;-Закрепить ц...

Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельность воспитателя с детьми подготовительной к школе группы на тему: «Радуга» с использованием опытно-экспериментальной технологии, мнемотехники

Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельность воспитателя с детьми подготовительной  к школе группы на тему: «Радуга» с использованием опытно-экспериментальной техн...


 

Комментарии

Любопытнова Оксана Леонидовна

Интереснейшее занятие! Действительно, Вы учите детей замечать удивительное в обыкновенных вещах. Спасибо Вам за Ваши идеи, Татьяна Александровна!