ПРОЕКТ «ХЛЕБ – ВСЕМУ ГОЛОВА»
проект по окружающему миру (старшая группа)

Иваненкова Анна Владимировна

ПРОЕКТ «ХЛЕБ – ВСЕМУ ГОЛОВА»

Срок реализации: 2 месяца (сентябрь, октябрь).

Тип, вид проекта: информационно-практико-ориентированный; фронтальный (с группой детей и их семьями).

Цели: создание условий для формирования предпосылок поисковой деятельности, развития воображения и художественно-творческих способностей в процессе реализации проекта «Хлеб – всему голова».

Задачи проекта: формировать первоначальное представление о процессе производства хлеба, необходимости  беречь хлеб; подвести детей к пониманию того, что прежде чем попасть на стол, хлеб проходит много различных превращений, в его изготовлении принимают участие люди многих профессий; вкус хлебных изделий зависит от используемых продуктов и способов приготовления; названия хлебобулочных изделий зависят от формы выпечки и используемых продуктов и способов изготовления (дрожжевые грибки и их значение в процессе приготовления хлеба); человек должен учиться делать все сам; развивать любознательность, интерес к разнообразным трудовым операциям, воспитывать бережное отношение к продуктам человеческого труда, мелкую моторику рук; прививать навыки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; способствовать индивидуальному самовыражению детей в процессе продуктивной творческой деятельности; обогащать словарный запас.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_hleb_vsemu_golova.docx59.19 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ «ХЛЕБ – ВСЕМУ ГОЛОВА»

Срок реализации: 2 месяца (сентябрь, октябрь).

Тип, вид проекта: информационно-практико-ориентированный; фронтальный (с группой детей и их семьями).

Цели: создание условий для формирования предпосылок поисковой деятельности, развития воображения и художественно-творческих способностей в процессе реализации проекта «Хлеб – всему голова».

Задачи проекта: формировать первоначальное представление о процессе производства хлеба, необходимости  беречь хлеб; подвести детей к пониманию того, что прежде чем попасть на стол, хлеб проходит много различных превращений, в его изготовлении принимают участие люди многих профессий; вкус хлебных изделий зависит от используемых продуктов и способов приготовления; названия хлебобулочных изделий зависят от формы выпечки и используемых продуктов и способов изготовления (дрожжевые грибки и их значение в процессе приготовления хлеба); человек должен учиться делать все сам; развивать любознательность, интерес к разнообразным трудовым операциям, воспитывать бережное отношение к продуктам человеческого труда, мелкую моторику рук; прививать навыки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; способствовать индивидуальному самовыражению детей в процессе продуктивной творческой деятельности; обогащать словарный запас.

Актуальность. В дошкольном детстве закладываются основы личностной культуры человека, приверженность к общечеловеческим духовным ценностям. Ребенок должен научиться ориентироваться в природе, предметах, созданных руками человека, явлениях окружающей действительности, общественной и собственной жизни. Чтобы сформировать у детей целостное представление об окружающем мире, следует уделять больше внимания для комплексного изучения природы и ее связи с человеком. Убеждать детей в том, что человек – часть природы и он должен беречь и уважать окружающий мир.

При этом важно найти интересующую детей тему, создать условия для постижения способов активного взаимодействия с миром, проявления эмоционально-оценочного отношения к происходящему.

Всегда ли мы бережно относимся к хлебу? Кто использует хлеб для питания? Всегда ли хлеба было вдоволь на столе у людей? От чего зависят урожай хлеба и разнообразие его на прилавках магазина? Как хлеб попадает на наш стол? Кто заботится о том, чтобы мы могли приобрести его к своему столу?

Знакомство детей с процессом выращивания и производства хлеба, с людьми, участвующими непосредственно в его изготовлении, способствует расширению кругозора детей, умению определять названия хлебобулочных изделий, техники, устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных продуктов, определять технологию изготовления хлебобулочного изделия. При этом дети знакомятся с профессиями людей, обследуют предметы с помощью системы сенсорных эталонов и перцептивных действий, группируют предметы в соответствии с познавательной задачей.

В процессе знакомства детей с новыми понятиями, названиями продуктов, зерновых, техники, профессий, хлебобулочных изделий, использованием муки и зерна в жизни человека пополняется активный словарь детей, а значит, развиваются речевые умения и навыки личности, повышается уровень познавательных способностей, развивается воображение, формируется личность в целом.

Нельзя считать себя культурным, интеллигентным человеком без элементарных знаний окружающего мира, природы, без понимания взаимосвязи «человек – природа». Приобщение детей к исследовательской деятельности является средством формирования у них любознательности, интереса, бережного отношения к природным богатствам.

Идеи проекта:

Все занятия по проекту «Хлеб – всему голова» взаимосвязаны, продолжаются в других видах деятельности – как самостоятельной, так и коллективной, для того чтобы и педагог, и ребенок ощущали в себе частицу радости, эмоциональный заряд, а главное – желание продолжать работу над проектом. Организуя занятия, необходимо помнить, что знания и умения, усвоенные без интереса и желания, не становятся активным достоянием ребенка.

Планируемые результаты:

В ходе реализации проекта:

•  Успешно проведены занятия.

•  Организована экскурсия в пекарню «Каравай».

•  Собран и оформлен альбом «Хлеб – всему голова».

•  Совместно с родителями детьми сочинены и оформлены творческие работы: книжки-малышки о зернышке; собрана подборка мудрых высказываний о хлебе.

•  Сформировать умение самостоятельно заводить дрожжевое тесто и печь булочки.

В ходе проектирования дети достигают целевых ориентиров образования:

– знают, как хлеб на стол пришел; названия хлебобулочных изделий; люди каких профессий принимают участие в процессе производства хлеба; как получают разнообразную муку, где ее используют, что вкус хлебных изделий зависит от используемых продуктов и способов приготовления;

– проявляют познавательные способности;

– демонстрируют предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

– способны определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

– готовы к индивидуальному самовыражению;

– с удовольствием проявляют интерес и желание к творческой деятельности;

– совершенствуют мелкую моторику рук.

Стратегия реализации проекта

I этап: «Рождение проблемы».

Воспитатель показывает, как в столовой дети небрежно обращаются с хлебом.

Воспитатель. Ребята, подумайте, правильно ли поступают люди, когда бросают хлеб на пол? Почему? Как нужно обращаться с хлебом? Почему? Вы знаете, откуда хлеб пришел к нам на стол?

– Что вы знаете о хлебе? (Хлеб – это продукт. Хлеб продают в магазине. Его привозят на машине с названием «Хлеб». Хлеб бывает белый, серый.)

– Что бы вы хотели еще узнать? Из чего делают хлеб? Как делают хлеб? Кто его делает? Где найти ответы на ваши вопросы?

(Ответы детей: спросить у родителей, узнать на занятиях от воспитателя, прочесть в книгах, посмотреть в Интернете.)

II этап: «Мероприятия и события».

1. Занятия (познавательная и продуктивная деятельность): «Как хлеб на стол пришел?» (познавательное); «Из чего делают хлеб? От чего зависит вкус изделия?» (познавательное; опыты).

2. Беседы: «Как мы можем беречь хлеб?», «Из чего делают хлеб?», «Что такое дрожжи? Какое они имеют значение для процесса производства хлеба?».

3. Создание предметно-развивающей среды: Обогащение библиотечки в группе книжками-малышками, изготовленными и оформленными детьми совместно с родителями на тему «Путешествие зернышка»; другие творческие варианты, дидактические игры для детей.

4. Экскурсия в пекарню «Каравай».

5. Чтение художественной литературы: русские народные сказки: «Колобок», «Каша из топора», «Петушок и бобовое зернышко»; украинская народная сказка «Колосок»; Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?», «Какого цвета ремесла?»; В. Маяковский «Кем быть?»; энциклопедия «Что? Зачем? Почему?». «Что такое злаки и почему они так важны?» (Издательство «Эксмо», 2002. С. 224); А. Алексин, С. Михалков, Л. Разгон, В. Хелемендик «Почемучка». «Кто сделал в хлебе дырочки?» (Издательство «Педагогика-Пресс», 1987, 1990, 1991, 1992. С. 225); В. Драгунский «Тайное становится явным»; Н. Гернет, Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог»; Н. Носов «Мишкина каша»; Ю. Ермолаев «Два пирожных»; Борис Вовк «Мякиш»; А. Остапов «Когда кончается страда», «Стоят комбайны у обочин».

III этап: «Заключительный (подведение итогов)».

1. Занятие в Академии домашних волшебников «Заводим дрожжевое тесто» (опытническая деятельность).

2. Оформление альбома по итогам проектирования «Хлеб – всему голова».

3. Занятия: «Как хлеб на стол пришел?» (познавательное); «Из чего делают хлеб? От чего зависит вкус изделия?» (познавательное; опыты); «Заводим дрожжевое тесто» (Академия домашних волшебников) (познавательное; опыт).

4. Беседы: «Как мы можем беречь хлеб?»; «Из чего делают хлеб?»; «Что такое дрожжи? Какое они имеют значение для процесса производства хлеба?».

5. Дидактические игры.

6. Авторские сказки, придуманные детьми совместно с родителями, и фотографии книжек-малышек.

7. Экскурсии в пекарню «Каравай»; на кухню детского сада, в хлебный магазин.

8. Сюжетно-ролевая игра «Хлебный магазин».

9. Альбом «Хлеб – всему голова».

Литература

1. Агапова, И. Развивающие игры со словами для детей / И. Агапова, М. Давыдова. – М. : Рипол Классик, 2007.

2. Волчкова, В. Н. Конспекты занятий в старшей группе детского сада: познавательное развитие / В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова. – Воронеж : ИП Лакоцетин С. С, 2010. – С. 24.

3. Жуковская, Р. И. Родной край. О труде хлеборобов / Р. И. Жуковская, Н. Ф. Виноградова, С. А. Козлова. – М., 1981. – С. 111.

4. Иванова, А. И. Модульный принцип педагогического процесса в ДОУ : метод. пособие / А. И. Иванова. – М. : ТЦ «Сфера», 2007. – С. 48.

5. Комратова, Н. Г. Мир, в котором я живу / Н. Г. Комратова, Л. Ф. Грибова. – М., 2005.

6. Кто сделал в хлебе дырочки? // Почемучка. – М. : Педагогика-Пресс, 1987, 1990, 1991, 1992.

7. Меремьянина, О. Р. Давайте сохраним. Где каша растет? / О. Р. Меремьянина, С. А. Суворова. – Барнаул, 2007. – С. 85.

8. Остапов, А. Как просят сердце и душа / А. Остапов. – Барнаул, 2000.

9. Рыжова, Н. А. Почва – живая земля (почва) / Н. А. Рыжова. – М., 2005.

10. Что такое злаки и почему они так важны? // Энциклопедия «Что? Зачем? Почему?». – М. : Эксмо, 2002. – С. 224.

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Тема: КАК ХЛЕБ НА СТОЛ ПРИШЕЛ?
(старшая группа)

Виды  детской  деятельности:   коммуникативная,  познавательная  (восприятие художественной литературы),  двигательная, игровая.

Цели: знакомство с процессом производства хлеба, формирование представления о том, почему хлеб нужно беречь.

Задачи: формировать  бережное  отношение  к  продуктам  человеческого труда, убеждения: прежде чем попасть на стол, хлеб проходит много разных превращений, в его изготовлении принимают участие люди многих профессий; развивать любознательность, желание научиться выполнять трудовые операции, мелкую мускулатуру рук и логическое мышление.

Организация детей: свободная.

Виды деятельности: развитие речи, формирование экологических представлений, познавательная.

Организация непосредственно
образовательной деятельности

1. Беседа.

– Ребята, кто знает, как хлеб приходит на наш стол? Откуда он берется? (Ответы детей будут поверхностными, но педагог их не дополняет, не корректирует.) Как называются хлебобулочные изделия, которые продаются на прилавках магазинов? (Хлеб, батон, булка, бублик, рогалик, пирожки, сушки, слойки, ватрушки, торт и т. д.)

– Давайте подробнее познакомимся с тем, как люди получают хлеб.

2. Рассказ воспитателя и рассматривание иллюстраций.        

– Ребята, такое разнообразие хлебобулочных изделий было не всегда. Когда-то человек попробовал жевать зерна, они показались ему очень вкусными. Затем люди научились растирать зерна камнями и получать муку, а из муки месить тесто. Хлеб был грубым, тяжелым и не таким вкусным, как сегодня. Затем стали печь хлеб из заквашенного теста.

Без хлеба не обходилось ни одно застолье. Он всегда и везде пользуется почетом и уважением. Гостя на Руси встречали всегда хлебом и солью. Даже пословицы сложили! Вслушайтесь: «Хлеб – всему голова!», «Худой обед, коли хлеба нет», «Будет хлеб, будет обед», «Хлеб на столе, так и стол – престол, а как хлеба ни куска, то и стол – доска».

Раньше хлеб пекли только ржаной (черный). Люди говорили: «Ржаной хлебушко – калачу дедушка».

КАРАВАЙ

Вот лежит каравай

У меня на столе.

Черный хлеб на столе –

Нет вкуснее на земле.

                        Я. Дягутите

– Ребята,  было  время,  когда  кусочек  ржаного  хлеба  был  дороже золота. Велико было значение хлеба во время Великой Отечественной войны. Не было зерна, и хлеб пекли из шелухи, целлюлозы, пырея, лебеды и т. д. И такой вот хлебушек давали по маленькому кусочку (125 г) на весь день. Люди понимали, что хлеб – это их жизнь, ценили его, берегли даже крошку.

Сегодня в магазине можно купить хлеба, сколько хочешь, но надо с уважением  относиться  к  каждому  кусочку,  не  покупать  лишнего  и не выбрасывать хлеб. Ведь он прошел долгий путь, прежде чем появиться на полке в магазине. А кто же занимается выращиванием зерна на полях? (Хлеборобы.)

ХЛЕБ

Хлеб ржаной, батоны, булки

Не добудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют,

Сил для хлеба не жалеют.

                        Я. Аким

На бескрайних полях люди выращивают много зерна, с помощью которого можно накормить хлебом всю страну. Каждый день в детском саду, школах, магазинах пахнет душистым, свежим хлебом.

– Ребята, давайте вспомним, люди каких профессий трудятся над созданием хлеба? (Агроном, тракторист, комбайнёр, шофер, грузчик, мукомол, пекарь и т. д.)

– Каждую осень хлеборобы заботятся о будущем урожае. Под зиму трактористы пашут землю, чтобы она была мягкая, рыхлая под снегом зимой, а весной, когда снег растает, земля наберет сполна талой воды.

Рано весной землю рыхлят, вносят удобрения и засевают зерном. Появляются первые всходы, они питаются дождями и яркими лучами солнца, растут под привольным ветром все лето. Но вот налились колосья, созрели, стали крепкими и тяжелыми. Новые заботы у хлебороба, как бы не сломились колосья и не полегли.

РУКИ ЧЕЛОВЕКА

Склонила тяжелую голову рожь,

Спасибо вам, солнце, и ласковый дождь!

Спасибо земле, что была моим домом,

И сильным рукам, моим старым знакомым!

                                        Я. Дягутите

– С утра до ночи работают хлеборобы в горячую пору уборки урожая. Упустишь время – осыплется зерно, пропадет урожай. От комбайнов тянутся вереницей грузовики, везут зерно на элеваторы. Там оно может храниться много лет. Полны закрома нашей страны золотого хлеба.

Вот он, хлебушек душистый,

С хрупкой корочкой витой.

Вот он, теплый, золотистый,

Словно солнцем налитой.

И в каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришел.

В нем здоровье, наша сила,

В нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Сохраняло, берегло.

– Длинный путь от поля до нашего стола. Действительно, сколько рук прикоснулось к нему, чтобы он стал хлебом. Чьи же руки прикасались к хлебу? (Руки агронома, тракториста, комбайнёра, шофера, грузчика, мельника, пекаря, кондитера, продавца и т. д.)

3. Физкультминутка.

Ладушки, ладушки,                        Тесто вылезло на стол,

Мы пекли оладушки.                        А потом даже на пол

Мы месили тесто,                        Тесто убежало.

Тесту в миске тесно.                        Начинай сначала.

4. Рассказы детей о том, как они помогали своим мамам выпекать булочки и печенье.

5. Игра «Назови и покажи».

Цель: развитие словарного запаса.

Дети называют сельскохозяйственные машины и показывают их на иллюстрациях. (Вариант 2: одни дети называют машины, другие – показывают.)

Тема: ИЗ ЧЕГО ДЕЛАЮТ ХЛЕБ?
ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ ВКУС ИЗДЕЛИЯ?

Виды   детской  деятельности:   познавательно-исследовательская  (восприятие художественной литературы и фольклора), коммуникативная, игровая, двигательная.

Цель: развитие поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; индивидуального самовыражения детей в процессе продуктивной творческой деятельности.

Задачи: убедить детей, что в изготовлении хлеба принимают участие люди многих профессий; вкус хлебных изделий зависит от используемых продуктов и способов приготовления; названия хлебобулочных изделий зависят от формы выпечки, используемых продуктов и способов изготовления; учить правилам дегустации; развивать способность различать вкус изделий.

Оборудование: доска, мел, колосья любых хлебных злаков; лист бумаги или тарелка (для каждого ребенка), на которых разбирают колос для изучения его строения.

Виды деятельности: развитие речи, ознакомление с природой формирования экологических представлений, знакомство с окружающим миром, социализация личности ребенка.

Организация непосредственно
образовательной деятельности

1. Чтение сказки «Мякиш» (Б. Вовк).

Дала мама Вове хлеба с маслом. Масло Вова слизал, корочку сгрыз, а из мякиша человечка слепил. Смешного такого, с ручками, ножками и длинным носом. Поиграл, а потом в окошко выбросил. Человечек упал и стукнулся о камень.

– Ой, – вскрикнул он, – так недолго и покалечиться.

Вова рот от удивления раскрыл, а человечек ему кулачком погрозил:

– Погоди у меня.

Вова не успел удивиться, потому что мама его в гастроном послала, за хлебом.

В гастрономе Вова спросил у продавца батон за шестнадцать копеек.

– Не давайте, – послышался тоненький голосок, – не продавайте, – упрашивал продавца Мякиш. Продавец узнал, как Вова обидел Мякиш, и не дал хлеба.

– Ступай к пекарю. Спроси, может, он напек для тебя.

Пекарь, в белом колпаке, в белом фартуке, встретил Вову не очень ласково:

– Так это ты кидаешься хлебом? Иди на завод, спроси, намололи ли тебе муки на хлеб.

«Видно, и здесь Мякиш раньше меня побывал», – расстроился Вова.

Когда Вова пришел на мукомольный завод, то людей на заводском дворе не увидел. Пришел в цех, и там, показалось ему сперва, не было никого. Лишь машины стучали. Сами мололи зерно, сами ссыпали муку.

– Эй, есть тут кто-нибудь?! – крикнул Вова. И тогда вышли к нему рабочие, несколько человек, которые управляли машинами.

– А, это ты, – сказали рабочие. – Тебе мы не намололи муки. Ступай на поле, к колхозникам. Если дадут зерна, тогда поговорим. Мякиш и на завод раньше Вовы успел.

…По полю величественно плыл комбайн, ссыпал зерно в кузов машины. А Мякиш бегал по полю и показывал всем свою ушибленную ножку. Вова чуть не плакал: если Мякиш здесь, бригадир не даст зерна. Но бригадир не стал упрекать Вову.

– Вот и хорошо, что ты пришел, – сказал он, – нам как раз помощник нужен. – Ловко подсадил Вову на комбайн. Сам рядом встал и, как на рычаг нажимать и солому откидывать, показывает. И некогда Вове передохнуть – солома рекой плывет.

А еще солнце печет, рубашка к спине прилипла. Час прошел, другой, Вова счет времени потерял.

– Обед, – скомандовал бригадир.

Вова медленно слез с комбайна, сел на землю. И есть ужасно хочется. Спасибо, бригадир достал булку, Вове добрый кусок отломил.

Держа в руке хлеб, Вова глазами отыскивал Мякиша. Но его нигде не было видно. Исчез, будто под хлебную корочку спрятался. (Перевел с украинского С. Пайна.)

2. Беседа по произведению.

– Скажите, кто такой Мякиш?

– Кто сделал Мякиша? Что с Мякишем произошло?

– Как чувствовал себя Вова, когда ему не продали хлеба? Почему? Он осознал свой поступок? Как бы вы поступили на месте Вовы? Вова исправил свою ошибку? Что означает фраза «Берегите хлеб»?

3. Физкультминутка (психогимнастика «Колосок»).

Воспитатель предлагает детям представить, что они маленькие пшеничные зернышки. Зерно попадает в землю, прорастает, появляется маленький росток. Затем он растет, превращается в колос, поспевает, греется на солнышке. Дети изображают «колосок» пантомимой. Упражнение выполняется под музыку.

4. Рассматривание колосьев.

– Ребята, вы знаете, что Мякиш прислал нам в группу подарок: приготовил для нас разные колоски. Посмотрите внимательно, какие? Правильно. Это – пшеничные, ржаные и ячменные. Давайте рассмотрим их внимательно.

Дети разбирают колосья. При этом педагог не стремится опередить словесным описанием практическую работу детей. Учитывая наглядно-образный характер их мышления, он вначале дает возможность детям самостоятельно познакомиться со строением колоса, как лежат в нем зерна, чем они покрыты. Такой эвристический подход сделает знания более осознанными и прочными.

5. Беседа.

– Из чего делают хлеб? (Из теста.)

– Из чего делают тесто? (Из муки.)

– Из чего делают муку? (Из зерен.)

– Откуда берутся зерна? (Они вырастают на колосе.)

Во время беседы выясняется: чтобы получить хлеб, нужно тесто, тесто делают из муки, муку – из зерен, а зерна выращивают в поле. Вспоминая вместе с детьми этапы изготовления хлеба, воспитатель мелом чертит на доске схему этого процесса, используя условные знаки. Для облегчения восприятия материала эти знаки должны быть похожи на соответствующие реальные объекты.

Воспитатель. Мы узнали, откуда берутся зерна для получения муки. Все растения называются «злаки», они бывают разными.

6. «Что из чего?» (дегустация хлебобулочных изделий).

Воспитатель учит детей дегустации и создает все условия для их самостоятельной работы. Поскольку принесенные изделия едят руками, воспитатель напоминает о необходимости вымыть руки до и после еды.

В установленный день (удобнее всего – в понедельник) дети приносят свою выпечку в детский сад. После завтрака организуется свободная беседа. Каждый ребенок называет свое изделие и сообщает, какие продукты вошли в его состав, а также как его готовили: варили, пекли, жарили. Изделие делится на маленькие кусочки, и все дети его пробуют, стараясь определить вкус вложенных в него продуктов.

Рекомендация: кусочки должны быть очень маленькими. Во-первых, это позволит избежать переедания, во-вторых, обеспечит более тонкий анализ вкусовых ощущений кончиком и боковыми поверхностями языка.

Рассмотрев одно изделие, переходят к обсуждению и дегустации следующего. Воспитатель каждый раз просит ребенка уточнить, из какого теста сделано его изделие и каким способом оно готовилось. Одновременно воспитатель учит детей правилам дегустации: нужно взять в рот небольшой кусочек, хорошо его прожевать и почувствовать возникающие вкусовые ощущения: они носят сложный характер, так как в состав изделия входит много компонентов.

На этом занятии можно пробовать и неудачные, невкусные изделия. Такие воспитатель может приготовить сам, пересолив или недосолив тесто, пережарив или недожарив. Это поможет детям осознать значение соблюдения технологии изготовления пищи.

7. Игра «Угадай и назови».

Воспитатель показывает муляжи хлебобулочных изделий или картинки с их изображением. Дети их называют.

Словарная работа: булка хлеба, батон, пирожок, пицца, рогалик, кекс, пирожное, ватрушка и др.

Тема: АКАДЕМИЯ ДОМАШНИХ ВОЛШЕБНИКОВ.
ЗАВОДИМ ДРОЖЖЕВОЕ ТЕСТО

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная.

Цели: совершенствование трудовых навыков детей, понимание причинно-следственных связей, действующих в природе; ознакомление с природой, развитие речи, труд, ориентировка в пространстве, ТРИЗ, ознакомление с окружающим.

Задачи: формировать представление о технологии приготовления дрожжевого кислого теста; познакомить детей с условиями, необходимыми для развития дрожжевых грибков.

Оборудование: мука в достаточном количестве, вода, соль, сахар, масло, сухие дрожжи.

Посуда: емкость для теста, разделочная доска или клеенка, нож, ложка, противень (сковорода) для выпечки, тарелки для готовых изделий,  две  небольшие  емкости  для  содержания  теста  при  разной  температуре.

Предметы гигиены: чистые полотенца для вытирания рук, салфетка для укрывания теста, фартуки для всех детей, колпаки и косынки.

Организация детей: свободно располагаются вокруг столов, на которых работают.

Организация непосредственно
образовательной деятельности

1. Рассказ воспитателя о дрожжах.

2. Подготовка опары совместно с воспитателем.

3. Замешивание теста.

4. Физкультминутка «Ладушки, ладушки».

5. Опыт с пресным и кислым тестом.

6. Формовка булочек, выкладывание их на лист.

7. Итог занятия (во время ужина дети дегустируют свою выпечку).

Рекомендации.

Воспитатель руководит работой, при необходимости помогает. Особое внимание детей обращает на аккуратность в работе: столы и пол должны остаться чистыми.

Воспитатель  предлагает  детям  самостоятельно  приготовить  кислое и пресное тесто. Вначале все внимательно рассматривают сухие дрожжи, затем замачивают их в воде и следят за изменением консистенции и внешнего вида раствора. Разводят опару или квашню, ставят в теплое место, периодически наблюдают за изменением состояния и внешнего вида теста.

Пока основная масса теста подходит в тепле, дети проводят небольшой эксперимент: один маленький кусочек теста выносят на холод (зимой кладут на подоконник или между рамами).

Одновременно наблюдают за пресным тестом (без дрожжей). Наблюдение ведут за всеми тремя вариантами.

Вскоре они увидят, что основная масса теста быстро подходит, увеличивается в объеме. Если кастрюля стоит на поддоне, можно допустить, чтобы тесто перелилось через край. Это произведет на детей большое впечатление. Тесто, вынесенное на холод, а также пресное тесто подниматься не будут. Поэтому дети приходят к выводу, что дрожжи живые. Микроорганизмы хорошо растут и размножаются в тепле, но гибнут при низкой температуре. А в пресном тесте, где дрожжевых грибков нет, тоже не поднимается тесто.

Из готового теста каждый ребенок лепит свою булочку или фигурку, которую ему подскажет фантазия. Позже это поможет ему определить свою работу. Каждый ребенок самостоятельно кладет свое изделие на противень (сковороду). Рядом кладут две булочки из неподнявшегося теста.

Противень уносят на кухню и ставят в духовой шкаф. До этого воспитатель предварительно обговаривает с работниками кухни оптимальные сроки выпекания детских изделий.

Изделия можно не печь, а жарить. В любом случае эту работу выполняет взрослый, желательно – работник кухни. Дети находятся от него на безопасном расстоянии.

Когда изделия готовы, их приносят в группу и дают детям. Каждый берет свою булочку. Прежде чем съесть, дети рассматривают структуру теста, отмечают, как оно изменилось после пребывания в печи. На разломе они увидят мелкие дырочки.

Воспитатель. Это работа дрожжей. Они образуют особый газ. Как вы видели, мелкие пузырьки этого газа разрыхляют даже сырое тесто. Когда тесто прогревается, размер пузырьков увеличивается. В тесте образуются дырочки, ходы. От этого тесто становится рыхлым, а изделие мягким и легким. Сравним наши булочки с булочками, испеченными из неподнявшегося теста. В них мы убили дрожжи холодом или теплом. Чем они отличаются от обычных?

Дети дегустируют эти булочки и отмечают, что неподнявшееся тесто жесткое, грубое.

БЕСЕДЫ

Тема: КАК МЫ МОЖЕМ БЕРЕЧЬ ХЛЕБ?

Задача: показать детям, что довольно много хлеба теряется, в том числе и в детском саду.

Виды деятельности: познавательная (ознакомление с миром природы и социальным миром), коммуникативная (элементарный бытовой труд, социализация личности детей, воспитание уважения к хлебу, бережливости).

Ход беседы

– Ребята, как вы думаете, почему говорят «Хлеб – это богатство», «Хлеб – всему голова»?

– Что значит «беречь хлеб»? Как мы можем беречь хлеб?

– Как можно использовать хлеб, который зачерствел?

– Что можно сделать с крошками, корочками хлеба?

– Как вы дома бережете хлеб?

Педагог демонстрирует коробку, в которой собраны крошки и недоеденные кусочки хлеба, оставшиеся на столах за 2–3 недели. Дети видят, сколько хлеба теряется незаметно. А ведь они знают, что на его изготовление уходит столько сил! После небольшого обсуждения дети относят крошки птицам, запоминают, что хлеб необходимо беречь.

Тема: КАК ХЛЕБ НА СТОЛ ПРИШЕЛ?

Цели: воспитание уважения к людям, выращивающим зерно и готовящим из него пищевые продукты, формирование понимания, что к хлебу необходимо относиться бережно.

Задачи: познакомить детей с технологией выращивания хлеба, сельскохозяйственными машинами; обогатить активный словарь названиями сельскохозяйственных машин и профессий людей, участвующих в изготовлении хлебобулочных изделий.

Ход беседы

Педагог. Ребята, сегодня к нам в группу пришел Сережа. Он долго болел и много занятий пропустил. Давайте расскажем ему о том, как хлеб на стол пришел.

– Из чего делают хлеб? Муку?

– Почему один хлеб называют белым, а другой – серым?

– Как выращивают зерна пшеницы и ржи?

– Люди каких профессий участвуют в процессе производства хлеба?

Воспитатель читает детям рассказ или несколько рассказов о том, как выращиваются зерновые культуры, сколько труда нужно затратить для того, чтобы хлеб пришел на стол. Если воспитатель сочтет необходимым усилить воспитательное воздействие, можно подобрать рассказы о трудных периодах в жизни людей, когда каждый кусок хлеба ценился на вес золота.

Дети рассматривают фотографии и слайды, на которых изображено, как выращивается хлеб, как его хранят в элеваторах, как из зерна мелют муку в производственных условиях, как из нее делают различные изделия. Воспитатель дает необходимые пояснения. Текст беседы зависит от содержания демонстрируемого иллюстративного материала.

Тема: ЧТО ТАКОЕ ДРОЖЖИ? КАКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ОНИ ИМЕЮТ
ДЛЯ ПРОЦЕССА ПРОИЗВОДСТВА ХЛЕБА?

Цель: формирование представления о технологии приготовления дрожжевого кислого теста.

Ход беседы

– Что такое дрожжи? Для чего они нужны?

– Где используют дрожжи люди?

– Можно ли замесить тесто без дрожжей? Какое тесто получится?

– Какие дрожжи бывают?

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

«Пирог»

Играющие делятся на две команды. Команды становятся друг против друга. Между ними садится «пирог» (на него надета шапочка). Все дружно начинают расхваливать «пирог»:

Вот он какой высоконький,

Вот он какой мяконький,

Вот он какой широконький!

Режь его да ешь!

После этих слов играющие по одному из команды бегут к «пирогу». Кто быстрее добежит до цели и дотронется до «пирога», тот и уводит его с собой. На место «пирога» садится ребенок из проигравшей команды. Так происходит до тех пор, пока не проиграют все в одной из команд.

«Каравай»

Составив круг, играющие поют:

Шел павлин горою,

Все люди за мною.

Одного нет у нас (имя одного из играющих).

У его маменьки печка истопленная,

Блины испеченные, каравай состряпанный,

Этакий высокий, этакий широкий,

Этакий низенький.

Играющие поднимают руки кверху, разводят в стороны, опускают к полу, сжимают круг, показывая вышину, ширину и т. д.

«Пахари и жнецы»

Играющие  выстраиваются  в  две  шеренги  (друг против друга). Одни – «пахари», другие – «жнецы». Первыми начинают «пахари». Они идут шеренгой навстречу жнецам и говорят:

А мы пашенку пахали,

Глубоко борозды пахали.

Борозды глубокие,

Полосы широкие.

А вы, жнецы, худые.

У вас серпы тупые.

Им отвечают жнецы:

А у вас – пахарь Сысой,

У него плуг тупой.

Он пашню не пахал,

На меже пролежал

Да ворон считал.

По окончании этих слов один из «пахарей» выбирает себе пару. «Пахари» берутся за руки. «Жнецы» по очереди стараются их разъединить. Когда им это удается, игра повторяется, но начинают ее уже «жнецы».

Игра «Печем пироги»
(имитация под музыку)

Действующие лица: Ведущий, Петушок, Круть, Верть.

Вместе с персонажами дети имитируют процесс приготовления хлеба.

Ведущий. Засучили рукава – высыпали муку – налили воду – добавили соль – вбили яйцо – перемешали – побили тесто – раскатали – нарезали – налепили пирожков – разложили по противню – поставили в печку – испекли – понюхали – взяли  все  по  пирожку – попробовали – съели – поблагодарили.

Петушок. Ну что, Круть, ну что, Верть, хорошо мы сегодня потрудились?

Круть. Золотые руки не знают скуки.

Верть. Хочешь есть калачи – не лежи на печи!

Круть. Худ обед, когда хлеба нет.

Верть. Сделал дело – гуляй смело.

Петушок, Круть, Верть и дети веселятся.

«Что мы делали – не скажем,
а как делали – покажем»

Из взрослых выбирается один ведущий – Царь. Команда детей, предварительно договорившись между собой, подходит к Царю. Между ними происходит следующий диалог:

– Здравствуй, Царь.

– Здравствуйте, дети. Где вы были?

– На мельнице (или в другом месте, где происходят задуманные действия).

– Что вы делали?

– Что мы делали – не скажем, а как делали – покажем.

Дети показывают задуманные ими действия, Царь должен угадать их. Если угадал – дети убегают, а Царь их ловит. Пойманных берет в плен. Оставшиеся задумывают новое действие, и игра продолжается. Если Царь назвал задуманное новое действие неверно, дети остаются на своих местах и дают ему еще одну-две попытки для отгадывания.

Поиграв немного, дети и взрослые меняются ролями: дети становятся Царями, а взрослые загадывают действия.

«Кто назовет больше изделий из теста?»

Все команды называют изделия по очереди. Если какая-либо команда не может ничего сказать, она пропускает ход. За каждый ответ дается фишка. Побеждает команда, набравшая больше фишек. Конкурс начинают дети, а когда их знания полностью исчерпываются, его продолжают взрослые.

Конкурс для детей «Что – сначала, что – потом»

Всем командам дается одинаковый набор продуктов (например, колос, зерно, мука, хлеб, печенье, шарлотка из хлеба, сухарь, крошки, бутерброд, тартинки и т. д.). Дети должны разложить их в последовательности, согласно естественному ходу превращений. Если изделия соответствуют примерно одной стадии превращения, их кладут друг за другом. Воспитатель или один из родителей контролирует правильность и скорость выполнения задания.

СКАЗКИ, ПРИДУМАННЫЕ ДЕТЬМИ
СОВМЕСТНО С РОДИТЕЛЯМИ

КОЛОСОК

Жили-были хомячок Прошка и мышка Хаврошка.

Нашли они зернышко, недолго думая, решили его посадить.

Все зверюшки наблюдали за этим и радовались, как растет зернышко.

Росло зернышко не по дням, а по часам и превратилось в золотистые колосья.

Собрали хомячок Прошка и мышка Хаврошка богатый урожай зерна и повезли его на мельницу.

Дуйте, дуйте, ветры в поле,

Чтобы мельницы мололи,

Чтобы завтра из муки

Испекли нам пирожки!

Пирожки сладкие, румяные, очень вкусные!

(Семья Миши Б.)

ЗЕРНЫШКО

Я – зернышко пшеничное –

Из колоска созревшего

На землю упаду,

Весною прорасту.

Пусть дождик поливает,

Пусть солнце согревает.

Росточками зелеными

Я к небу потянусь

И в поле золотистом

В пшеничку превращусь.

Страда придет осенняя,

Меня, пшеничку зрелую,

Комбайн соберет,

На мельницу свезет.

Мукой я белой стану,

В пекарню попаду,

Румяным караваем

На стол я к вам приду!

(Виктория и Кристина Б.)

СЛАДКИЕ БУЛОЧКИ

Жила-была бедная девочка. Одна со своей матерью, и есть им было нечего. Пошла раз девочка в лес и встретила по дороге бабушку, которая знала про ее горемычное житье. У бабушки была тяжелая сумка, девочка помогла донести ее до дома.

Бабушка попросила ее подождать, вынесла за доброту девочки чудо-печку. Стоило ей только сказать «Печка, пеки!» – и в ней пеклись вкусные булки, калачи, хлеб, а скажи ей только «Печка, перестань!», – и перестанут печься булки и хлеб.

Принесла девочка печку домой своей матери. Избавились они от бедности и голода и стали, когда им захочется, есть калачи и булочки.

Однажды девочка ушла из дома, а мама говорит: «Печка, пеки!»

Испекла печка булки и калачи, и наелась мама досыта. Но захотелось ей, чтоб печка перестала печь, да позабыла она слово. И вот печет и печет печь, и ползут калачи из печи.

Вот уже и кухня полна, и вся изба полна, и ползут булки в другую избу, и улица полна, и словно хочет она весь мир накормить.

Наконец, приходит девочка. Только она сказала: «Печка, перестань!», перестала печь печка, а мама с дочкой накормили всю деревню.

(Семья Стычинских.)

ИСТОРИЯ ОДНОЙ КРОШЕЧКИ

Жила-была хозяюшка. И каждый раз, когда она кормила свою семью, отрезáла хлеба, старалась не уронить ни крошки. А накопившиеся крошки собирала и уносила в кормушку для птиц.

И вот однажды попала в кормушку любопытная крошечка. Прилетела птичка-синичка, стала клевать – и вдруг слышит тоненький голосок:

– Синичка-сестричка, не ешь меня. Ты везде летаешь, много знаешь… Может, скажешь, есть ли где на свете родина моя?

Птичка-синичка встрепенулась, удивилась:

– Чик-чирик, как ты меня напугала! Вот не думала, не гадала, что еда разговаривать умеет.

– Я оттого заговорила, что очень хочется родственников повидать! Вот ты же знаешь, где родилась, знаешь своих родителей, а я не знаю… Помоги, пожалуйста!

– Ну  ладно,  так  и  быть,  отгадаешь  загадку,  не  стану  тебя  есть! Слушай:

Будет из него мука,

Только позже, а пока

Под дождем он подрастает,

Корешок земля питает,

Стебелек и зернышки

Нежатся на солнышке,

Стал он строен и высок,

Созревает…

– Колосок! – закричала крошечка.

– Молодец! Так и быть, помогу тебе. Пролетала я тут как-то одно поле, пахнешь ты точно так, как оно, полезай ко мне в клювик…

– А ты меня не съешь?

– Да что ты, я сюда еще вернусь и наемся, да к тому же я еще слишком сыта.

Долго ли, коротко ли летели они, и вдруг перед ними раскинулось золотое поле пшеницы. Ветер ласково раскачивал колосья, и казалось, это морские волны играют друг с другом. Синичка опустилась на поле, положила крошечку, попрощалась и улетела.

Колоски встретили крошечку как родную: «Здравствуй, крошечка!»

– Здравствуйте, колоски мои родные, как долго я вас искала!

– Мы тоже рады тебя видеть! И мы не единственные твои родные! Еще у тебя есть солнышко, которое нас пригревает, ветер, который нас ласкает…

– Но как же так, я совсем на вас не похожа!

– Когда-то ты была одной из нас. Ты поймешь это, когда пройдешь весь путь чудесного превращения.

– Ах, как интересно!

– Сейчас мы будем кататься вон на той большой машине.

Издалека раздавался шум мотора, вскоре показался комбайн. Крошечка изо всех сил схватилась за колосок, и в этот же миг что-то подхватило ее, и она оказалась на самой вершине потока из колосков.

О, какой замечательный вид открылся ей тогда! Как огромный золотой водопад струились множество колосьев и превращались в огромную гору драгоценного зерна.

А потом вдруг гора стала уходить из-под ног, и наша крошечка покатилась вниз, ну точно на аттракционе в парке. Очутившись вместе со всем зерном в зернохранилище, она осмотрелась и обрадовалась, зерна были такие же маленькие и золотистые, как она сама. Но зернышки, перебивая друг друга, затараторили:

– Еще не все, еще не все… Сейчас нас будут очищать, отбирать, сортировать!

И закрутилась карусель: задребезжали сеялки, запрыгали веялки, застучали рессоры, наша крошечка только успевала проскакивать в этаких лабиринтах.

После тщательного отбора самые достойные отправились снова в путь для превращения в чудесный порошок, который называется мукой. Об этом крошечка узнала у самого красивого и крупного зернышка по дороге на мельницу.

– А теперь давай прощаться, – сказало ей зерно, – в муку посторонним нельзя.

И крошечка заплакала, жалко было расставаться с родными.

Но вдруг, откуда ни возьмись, мышка.

– Ты чего плачешь? Сейчас вся размокнешь и невкусная, нехрустящая станешь! А мне так есть хочется!

– Миленькая мышка, – взмолилась крошечка, – не ешь меня, пожалуйста, ведь я проделала такой нелегкий путь, и потом, я такая маленькая, что ты все равно не наешься. Лучше давай мы с тобой вместе посмотрим, как получается волшебный порошок, мне одной на мельницу никак не пробраться.

– Волшебный порошок? – удивилась мышка. – Интересно! Я как раз живу недалеко от мельницы, пойдем скорей!

Они быстро забрались на самое удобное место и стали наблюдать, как зерна превращаются в муку. Зерна сыпались в огромные жернова, а выходили в виде белоснежного порошка.

– Ну и что же тут волшебного? – удивилась мышка.

– Подожди, это еще не все, смотри, муку упаковывают в мешки, наверное, повезут еще куда-то?! Давай проследим!

И они незаметно пробрались к мешку с мукой, который погрузили в грузовик и повезли дальше. Ехали они, ехали и очутились в пекарне.

Здесь началось такое, все вокруг крутилось, вертелось, двигалось, пыхтело и при этом так вкусно пахло, что у мышки слюнки текли. В волшебный порошок добавили воду, яйцо, соль, сахар, дрожжи и замесили тесто. Оно было живое! Тесто дышало, росло и поднималось все выше и выше. И оно убежало бы, наверное, если бы не попало в печку в виде разных булок, батонов, баранок…

Прошло немного времени, и вдруг печь отворилась, и с пылу, с жару появился такой огромный, величавый Каравай Караваевич!

– Ой! Кто это? – хором воскликнули крошечка с мышкой.

– Да это же хлебушек! – тут же догадалась мышка.

Переваливаясь с боку на бок, хлебушек важным голосом сказал:

– Да, я хлеб-батюшка, а величать меня Каравай Караваевич! А вы кто такие? Ой, вижу-вижу, внучка моя – крошечка, и мышку-подружку твою тоже вижу.

И тут он призадумался и говорит:

– А вот ответьте-ка мне, ребятки, на один вопрос. Люди говорят, что хлеб – всему голова, что это богатство, что беречь, мол, его надо, тогда почему:

Бьют меня палками,

Жмут меня камнями,

Держат в огненной пещере,

Режут меня ножами…

За что меня так губят?

– За то, что любят!!! – ответили хором мышка с крошечкой.

Все обрадовались, захлопали в ладоши и весело закружились вокруг каравая, а он, весело раскачиваясь, запел песенку:

Я Каравай, Каравай,

Рот скорее открывай,

Путь огромный прошел,

Я из теста мешен,

Да в печке жарен,

Подрумянился бочок,

Ну-ка съешь меня, дружок!

На этот радостный шум слетелись птички, зверюшки разные, и среди них была старая знакомая синичка-сестричка.

А потом Каравай Караваевич угостил всех сладким чаем с сушками, пампушками и сдобными ватрушками.

Тут и сказочке конец, а кто слушал – молодец!

(Семья Аптиевых.)

ЭКСКУРСИИ

ЭКСКУРСИЯ В ГОРОДСКУЮ ПЕКАРНЮ
«КАРАВАЙ»

Цель: знакомство с технологией приготовления хлеба в больших количествах.

Задачи: проследить, как пекари готовят различное тесто для пшеничного и ржаного хлеба, закрепить знания о дрожжах.

Организация: по  договоренности  с  родителями  детей  привозят в пекарню на автобусе. Старший пекарь проводит экскурсию по пекарне. Дети группой проходят мимо оборудования, печи, тестомесильной машины.

Виды деятельности: познавательно-исследовательская, прогулка, наблюдение, коммуникативная.

Рекомендации: педагог строго следит за соблюдением правил безопасности.

На экскурсии в пекарне дети должны увидеть весь процесс – от замеса теста до вынимания горячих булок хлеба из печи. Старший пекарь объясняет назначение незнакомых для детей предметов и агрегатов.

Воспитатель. Видите, ребята, тесто замешивают таким же способом, как вы делали это сами, но уже не в кастрюлях, а в чанах. И помогают людям в этом умные машины и агрегаты. Вот так пекарь и его помощник работают каждый день, чтобы у вас всегда был свежий хлеб на столе.  Вкусно  они  готовят? Вам нравится? (Детей угощают свежим хлебом.) Давайте поблагодарим всех за то, что показали нам, как они работают, и за то, что каждый день готовят для нас очень вкусно.

Дети благодарят работников пекарни и уходят.

ЭКСКУРСИЯ С РОДИТЕЛЯМИ В ХЛЕБНЫЙ МАГАЗИН 
(домашнее задание)

Цель: развитие умений детей рассказывать об увиденном, передавать  эмоционально  и  интересно  все  новое,  о  чем  узнали  в  хлебном магазине.

Задачи: продолжить формирование понятий магазин, продавец, водитель, пекарь, покупатель, автомашина, труд людей; познакомить с разновидностями хлебобулочных изделий; проследить их путь от пекарни до покупателя; подчеркнуть значение соблюдения гигиенических правил во время работы; формировать чувство уважения к людям труда и хлебу.

Виды деятельности: познавательно-исследовательская (ознакомление с социальным миром и окружающей средой), ТРИЗ, экскурсия, наблюдение, прогулка, речевая, коммуникативная.

Организация: воспитатель предварительно договаривается с родителями о том, на что обратить в магазине особое внимание. Сначала детям предлагают посмотреть, как разгружают машину, как хлебобулочные изделия раскладывают по полкам. Сосчитать, сколько видов хлебобулочных изделий завезли сегодня в магазин, узнать их названия. Обращается внимание детей на то, что хлеб лежит на специальных лотках, которые не ставят на землю, а осторожно переносят в магазин и вместе с хлебом оставляют на полках.

В торговом зале дети смотрят, как покупатели берут хлеб, выясняют, какие изделия пользуются наибольшим спросом, что чаще покупают: хлеб или булочки. Они считают, сколько покупателей в магазине, обращают внимание, что кроме хлеба и булочек, есть пряники, печенье, сухари и иные продукты, которые завозят не ежедневно.

Дети наблюдают, как продавец разговаривает с покупателями, как выясняет, что им надо, отпускает товар. Смотрят, как он получает деньги, дает сдачу. Родители обращают внимание детей на то, как продавец соблюдает гигиенические правила. Руками он прикасается только к тем продуктам, которые находятся в упаковке. Вернувшись в детский сад, дети обмениваются впечатлениями. Воспитатель побуждает их к этому. Затем дети работают со своим регистрационным листком, называют разновидности хлебобулочных изделий, вспоминают, сколько людей пришли в магазин, все ли покупали хлеб и булочки.

Дети делают вывод о том, что хлеб является одним из главных продуктов питания. В его производстве участвуют многие люди. При работе с хлебом и иными продуктами необходимо тщательно соблюдать правила гигиены.

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА «ХЛЕБНЫЙ МАГАЗИН»

Для этой игры на занятиях из соленого теста лепятся всевозможные хлебобулочные изделия. После высыхания они раскрашиваются красками и используются в играх и свободной деятельности. Эти поделки сохраняются достаточно долго, поэтому находят себе применение после окончания проекта.

Варианты целей педагога при организации игры:

•  Создавать условия для ознакомления детей с разнообразными ситуациями, происходящими в магазине; правилами поведения в общественных местах.

•  Создавать условия для проигрывания разнообразных ситуаций при взаимодействии людей, работающих в супермаркете.

•  Расширять представления о разнообразии хлебобулочных изделий, способах и технологии их изготовления.

Способы вовлечения в игру детей, имеющих разные
особенности, способности и интересы

Интересы и особенности детей

Деятельность

Любят рисовать

Изготовление вывески магазина, рекламы, денежных купюр

Любят конструировать

Изготовление пекарни, магазинных прилавков и других атрибутов

Любят практические задания

Лепка атрибутов для игры «Хлебный магазин», изготовление денег, рекламных буклетов, газет и книг рецептов

Любят познавательные задания

Рассказывание работникам и посетителям о разнообразии продукции магазина, составление договоров и контрактов с пекарнями
и другими магазинами

Гиперактивные дети

Доставка «Хлеба» из пекарни, охрана магазина, административная работа, устранение конфликтов между посетителями

Ситуации удивления для развития и обогащения сюжета.

1. Экскурсии в пекарню, магазин, на кухню.

2. Изготовление альбома о хлебе.

3. Рассматривание журналов «Наша кухня».

4. Чтение художественной литературы.

5. Замешивание теста и выпекание булочек на занятии.

6. Лепка хлебобулочных изделий из декоративного теста.

7. Педагог в роли покупателя хлебобулочных изделий.

8. Покупатель в замешательстве: он не знает, что лучше подать на стол гостям. Что предложат ему продавцы магазина?

9. Педагог в роли «конфликтного» покупателя.

10. Моделирование хлебобулочных изделий (прорисовывание).

ОФОРМЛЕНИЕ АЛЬБОМА
«ХЛЕБ – ВСЕМУ ГОЛОВА»

Цель: закрепление и конкретизация представления детей о производстве хлеба путем сюжетного рисования.

Задачи: учить рисованию, соблюдая пропорции и особенности внешнего вида объектов; развивать образное мышление.

Оборудование: книги с фотографиями сельскохозяйственных машин, разных видов хлебобулочных изделий, а также с сюжетами из жизни людей разных профессий, занятых производством хлеба.

Виды деятельности: коммуникативная, продуктивная (аппликация), самообслуживание  и  эелементарный бытовой труд, понавательная (ознакомление с миром природы, формирование экологических представлений), двигательная (развитие мелкой мускулатуры рук), изобразительная (рисование), речевая (обучение грамоте).

Рекомендации.

Желательно, чтобы дети всё делали самостоятельно. Цель занятий – не изготовление красивого альбома, а путем его создания совершенствование мыслительных и трудовых навыков детей.

На первой странице альбома в квадратиках дети рисуют колос, зерно, мешок с мукой, тесто в кастрюле и готовый хлеб. Эти квадратики соединяют стрелками. Под ними написано, где это делается: «На поле», «На мельнице», «В пекарне (на кухне)». Подписи делает воспитатель, но их могут составить из отдельных печатных букв дети, которые начали осваивать грамоту. Тогда занятие станет комплексным: по  ознакомлению с окружающим миром и по обучению грамоте.

К каждой странице альбома подбираются фотографии и рисунки по определенной тематике. Последовательность страниц соответствует последовательности процесса изготовления хлеба. В конце альбома – иллюстрации разнообразных изделий из теста. Количество страниц в альбоме определяется количеством подобранных иллюстраций и замыслом педагога. Каждый лист бумаги, на котором может быть наклеено несколько фотографий, вкладывается в мультифору, они подшиваются в папку. Этот альбом находится в групповой комнате, и дети имеют к нему свободный доступ. По мере появления новых иллюстраций альбом дополняется.

Воспитатель предлагает каждому ребенку нарисовать любые сюжеты по  изучаемой  теме.  Чтобы  рисунки  не  повторялись,  воспитатель  дает разные темы: одни рисуют трактор и комбайн, другие – процесс сева, уборки, третьи предпочитают изобразить, как мама готовит на кухне блины и т. д.

Чтобы облегчить рисование, воспитатель дает каждому книгу, фотографию или картину с соответствующей иллюстрацией.

Все детские рисунки помещаются в мультифоры и сшиваются в альбом, независимо от качества изображения. Предварительно педагог или сами дети придумывают к рисункам подписи, отражающие их содержание.

 Источник: "Проекты в ДОО: теория и практика развития детей 3-7 лет" Сертакова Н.М., Кулдашова Н.М. и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Хлеб всему голова" Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова"

"Хлеб всему голова"Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова"  Цель : Воспитание бережного отношения к хлебу, уваж...

Экологический проект «Хлеб всему голова» Тема: «Откуда хлеб пришел» (Возраст 4-5 лет)

Хлеб - это продукт человеческого труда, это символ благополучия и достатка. Именно хлебу отведено самое главное место на столе и в будние и в праздничные дни. Без него не обходится ни один прием пищи....

КВН "История хлеба!" в рамках проекта "Хлеб - всему голова!"

Вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические предсталения о природе; расширять кругозор, словарный запас, развивать связную речь; активизировать внимание и память, развивать логическ...

Проект «Хлеб - всему голова, слава хлебу и хвала!»

Данный проект рассчитан на детей подготовительной группы. Он охватывает знания и формирует умения в различных предметных областях: ознакомление с...

Проект в подготовительной группе Проект «Хлеб- всему голова»

                                                    ...