Эти удивительные существа - насекомые
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Тарасова Светлана Александровна5

открытое занятие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nasekomye.docx20.03 КБ

Предварительный просмотр:

       Конспект занятия «Эти удивительные существа – насекомые».

Цель: систематизировать представления детей о многообразии насекомых
Задачи:
Обучающие:
Уточнять и обобщать знания детей о насекомых: у всех насекомых есть общие черты, по которым мы выделяем их из всего животного мира, и есть различия в их внешнем виде и жизненных проявлениях, благодаря которым мы выделяем виды насекомых и различаем конкретных насекомых;
Продолжать детей знакомить с насекомыми Красной книги.
Развивающие:
Развивать у детей логическое мышление: учить сравнивать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к насекомым, бережное отношение к ним.

Содержание:
Приветствие: «Круг рукопожатий»

Здравствуй, друг! Здравствуй весь наш дружный круг!

Я люблю свой детский сад, в нём полным-полно ребят.

Может сто, а может двести. Хорошо, когда мы вместе.

Воспитатель:

- Недавно я гуляла в лесу и увидела очень удивительной красоты поляну и встретила там удивительных существ – у них 6 ног, голова с усиками, грудь и брюшко. Они такие красивые: одни были коричневые, другие рыжеватые, а третьи по-темнее. Их было так много. Эти необычные букашки насили какие-то соломинки, траву к себе на гору. Некоторые были с крыльями: такие разноцветные, красивые, и все садились на цветы. Я залюбовалась и не сдержалась, так рассмеялась, что все они разбежались и разлетелись. Я едва успела сфотографировать их и принесла вам фотографии, но моя собака играя разорвала их на несколько частей. Помогите мне, пожалуйста, собрать все фотографии и узнать, что же это за удивительные существа.

Игра «Собери картинку»

- Ребята, кто получился у вас на картинках?

Дети: бабочка, жук, муравей и пчела.

- А как мы можем их назвать одним словом?

Дети: насекомые.

- Совершенно верно – эти удивительные существа называются насекомые.

Мы с вами совершим путешествие в мир насекомых. Нам предстоит ответить на вопрос кто такие насекомые? При слове «насекомое» обычно сразу вспоминаются бабочки, жуки, муравьи, пчёлы, мухи, комары. Большинство насекомых так малы, что человеческий глаз не в состоянии их заметить. Мы с вами мало знаем об их жизни! И поэтому сегодня насекомые приглашают вас в гости!

- давайте Рассмотрим их внимательно, похожи ли они между собой. Есть ли у них что-то общее? По каким признакам будем сравнивать? (Цвет, размер, количество ног, строение тела).

Определение признаков насекомых :

1 признак - «6 ног». Давайте это проверим и посчитаем их количество. У разных видов насекомых лапки служат для различных целей. Например, пчелы и шмели с помощью лапок собирают цветочную пыльцу в “корзиночки” на задних лапках. Богомолы используют передние лапки для охоты, зажимая ими свою жертву. Кузнечики и блохи совершают мощные прыжки, спасаясь от врага, а водяные жуки используют их для плавания. Так чем же отличаются насекомые, от других групп животных (наличием 6 ног).

2 признак - Но не только этим отличаются насекомые от других животных. Давайте попробуем назвать части тела насекомых. Какие части тела насекомого вы видите(голова, глаза, лапки). Особенность строения тела насекомых в томчто оно разделено на три части«голова»«грудь» и «брюшко». (Схема).

А вы знаете чем питаются насекомые(растениями, личинками других насекомых, пыльцой). У меня в руках губка, шприц, кусачки. Как вы думаете, какое отношение имеют эти предметы к питанию насекомых(похожи на то, как питаются насекомые). Челюсти кузнечика, которыми он откусывает траву, действуют как кусачки. Самка комара хоботком, словно шприцем, протыкает кожу и высасывает кровь. Ротовые органы мухи впитывают жидкость, как губка. Могут ли так же питаться звери? рыбы? птицы (нет не могут).

3 признак - наличие усиков. А чем питаются ночные бабочки? (нектаром). А как они ночью находят нужный цветок? Ведь ночные цветы неяркие. Они распускаются в сумерки, когда цвет плохо виден. (Им помогает запах). Но ведь носа у насекомых нет, они улавливают запахи с помощью усиков. Усики характерный признак многих насекомых.

4 признак - наличие двух пар крыльев. Рассмотрите еще раз насекомых и ответьте на вопрос, чем еще отличаются насекомые от других групп животных(6 ног, есть усики, строение тела). Что помогает их передвижению (крылья). У каких животных тоже есть крылья (у птиц) Сколько их (два). Посчитайте, сколько крыльев у насекомых(4 крылышка).

Итак, мы выяснили, что у всех насекомых есть по 6 ног, голова, грудь, брюшко и усики. У некоторых есть крылья. А как же все - таки отличить насекомое от остальных животных? Ведь голова, усики, брюшко есть и у других животных? Самым важным признаком отличия насекомых от других животных является то, что у них 6 ног. 

Физкультминутка «Сороконожка».

1. Шла сороконожка

(дети идут ритмичным шагом, слегка пружиня)

По сухой дорожке.

2. Вдруг закапал дождик: Кап-кап-кап!

(дети останавливаются и приседают.)

- Ой, промокнут сорок лап!

3. Насморк мне не нужен

(дети идут, высоко поднимая колени, будто шагают через лужи,

Обойду я лужи!

4. Грязи в дом не принесу

(дети останавливаются, трясут одной ногой,

Каждой лапкой потрясу!

(трясут другой ногой).

5. И потопаю потом

(дети топают ногами)

- Ой, какой от лапок гром!

Ребята, скажите, а где обитают насекомые(В воздухе, в почве, в воде.) Многие насекомые питаются растениями, некоторые бабочки – пыльцой. Но есть среди насекомых и хищники. Какие насекомые относятся к хищным(Стрекоза, кузнечик, божья коровка). Почему их так называют? (Потому что они охотятся за другими насекомыми.) Например, божья коровка поедает тлей, которые губят плодовые деревья. В отличие от божьей коровки, которая поедает тлей, муравьи охраняют это насекомое. Точнее, они пасут их как стадо коров, и при этом, так же как мы получаем от коров молоко, получают сладкий нектар от тлей, который затем съедают. Нектар, который выделяет тля, губит деревья. Таким образом, муравьи делают 2 добрых дела – кормят семью и охраняют деревья. Среди насекомых много жуков. Среди них есть хищники и растительноядные. Например, жук - красотел спасает лес от разных гусениц. Некоторые жуки питаются остатками погибших растений и животных, поэтому их называют «санитарами».

А зачем нам нужны насекомые? Ответы. Если насекомые исчезнут, то некому будет опылять растения, у птиц не будет корма, и они погибнут. Ребята, насекомые бывают разные. Одни приносят пользу природе и человеку, другие - вред. Назовите полезных насекомых (бабочка, пчела, муравей). Какую пользу приносят пчелы, бабочки, муравей? (Пчелы опыляют цветы, дают нам мед и воск.

Давайте поможем нашим робопчелам найти свое растение.

Но прежде назовите какие виды меда делают пчелы (липовый, каштановый, подсолнечневый, клеверный, цветочный и др.)

Выберите себе растение из которого ваши пчелы будут делать мед.

А остальные ребята будут строить дом для пчел. Как он называется (улей) из конструктора лего.

Молодцы справились с заданием.

На нашей планете Земля существует очень много разных видов насекомых. Скажите, пожалуйста, а что происходит с теми видами насекомых, которые находятся на гране вымирания и исчезновения  (Их заносят в Красную книгу).

Верно. Давайте послушаем рассказы ребят  о таких насекомых.

3 – 4 человека.

ИТОГ

К сожалению наше занятие подходит к концу. Я вас всех благодарю. Вы все были молодцы! 


- Ребята, что нового вы сегодня узнали? (Ответы детей?)

 Что для вас оказалось сложным? (Ответы детей?)

Что больше всего понравилось? (Ответы детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие « Удивительный мир насекомых»

продолжать знакомить детей с миром насекомых;-развивать умение объединять насекомых в виды по существенным признакам...

Конспект совместной образовательной деятельности "Удивительный мир насекомых"

Конспект совместной образовательной деятельности  во второй младшей группе на тему: "Удивительный мир насекомых" (ОО "Познавательное развитие")...

Исследовательский проект « Почему насекомые- удивительные существа»

Работа по представленному в данном пособии опыту дает детям не только определенные представления ,но и позволяет сформировать  у них познавательный интерес к миру природы, воспитать элементы экол...

Проект удивительные существа динозавры

Помещены 1 презентация "Удивительные существа динозавры", Проект "Удивительные существа динозавры" и презентация "Дети в пректе"...

Проект "Лягушки и жабы - удивительные существа"

Презентация проекта про лягушек...

вода удивительное существо

знакомство детей дошкольников с водой и ее свойствами...

Презентация "Вода - удивительное существо"

проект "Вода - удивительное существо"...