Картотека опытов с детьми младшей возрастной группы
картотека по окружающему миру (младшая группа)

Данилова Екатерина Ивановна

Картотека опытов с детьми младшей возрастной группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл danilova_e_ekologiya.docx32.81 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека опытов с детьми младшей возрастной группы

Тема «Песок»

Задачи:

развивающие:

- развивать у детей наблюдательность, смекалку, мелкую моторику руки, логическое мышление, внимание, память, фантазию;

- обогащать словарный запас детей и развивать их речевую активность;

- создавать благоприятные условия для развития сенсорного восприятия.

воспитательные:

- воспитывать интерес к окружающему миру;

- приучать бережно относиться к природе;

- развивать социально-коммуникативные навыки: умение работать в группе, не ссорясь, высказывать собственное мнение, уважать мнение других детей; помогать друг другу, сопереживать.

- воспитывать аккуратность при работе с песком, соблюдать меры безопасности.

познавательные:

- познакомить детей с физическими свойствами песка;

- научить детей самостоятельно проводить опыты, размышлять над увиденным, делать выводы;

- познакомить детей с миром неживой природы.

Методы и приемы: сюрпризный момент, создание проблемной ситуации, игры-эксперименты, наблюдение, вопросы к детям, рисование песком, подведение итогов.

 

Опыт № 1 «Такой разный песок»

Задачи:

1. Познакомить детей с физическими свойствами песка:

- песок состоит из маленьких песчинок;

- песок пропускает воду;

- сухой песок – светлого цвета, сыпучий;

- сырой песок – темнее сухого, липнет, принимает форму емкости.

2. Развивать общую и мелкую моторику, тактильное восприятие.

3. Развивать навыки сравнения, анализа.

4. Развивать речевую активность.

5. Поддерживать доброжелательное отношение друг к другу в процессе опытнической деятельности.

Оборудование и материалы: игрушка гномик, тазики с сухим и влажным песком, совочки, палочки.

Место проведения: на участке.

Ход опыта:

Воспитатель: Ребята, к нам в гости сегодня пришел гномик. Давайте с ним поздороваемся.

Дети приветствуют гномика.

Гномик рассказывает детям, какая история с ним приключилась: «Я вчера целый день играл в песочнице, учился лепить куличики. Но как бы я ни старался, ничего у меня не получалось. Может формочки и совок старые, может быть песок плохой? Ребята, научите меня делать куличики? Пожалуйста!».

Воспитатель: «Конечно, Гномик, ребята обязательно научат тебя делать куличики. Но сначала давайте рассмотрим песок». Вопросы: «Что находится в тазиках? (Песок). Песок в тазиках одинаковый или разный? (Разный). Чем песок отличается? (В одном тазике он сырой, в другом - сухой).

Игровые действия с сухим песком: «Спрячьте песок в ладошке, а потом раскройте ее. Остался ли песок на ладошке? (Нет). Почему? (Он сухой, сыпучий, не прилипает к рукам). Попробуйте сделать куличики. Почему не получаются куличики? (Песок сухой, рассыпается). Как из сухого песка сделать сырой? (Полить сухой песок водой). Каким цветом сухой песок? (Светлый). А сырой? (Темный)».

Аналогично проводятся игровые действия с влажным песком: «Сожмите песок в ладошке и снова разожмите ладошку. Что у вас получилось, когда вы сжали песок в ладошке? (Пирожок). Почему песок не рассыпался? Почему песок остается на ладошке? (Песок сырой). Получаются ли из сырого песка куличики? (Да)».

Игровое упражнение «Посади дерево» - дети вставляют палочки в сухой и сырой песок. Вопросы: «В каком песке палочки стоят? В каком падают? Сырой песок плотный и в нем стоят палочки».

Подведение итогов: «Почему у Гномика не получались вчера куличики?» (Он делал их из сухого песка).

Вывод. «Теперь Гномик с ребятками знает, что сухой песок рассыпается, а сырой слипается, принимает форму - из него можно делать куличики, а из сухого песка нет».

Опыт № 2 «Следы на песке»

Задачи:

1. Показать детям, что на влажном песке остаются следы и отпечатки.

2. Доставить удовольствие детям от оставления собственных следов на влажном песке.

3. Различать и называть разные геометрические фигуры.

4. Уважительно относиться к работе товарищей.

Оборудование и материалы: тазики с сухим и влажным песком, формочки, объемные геометрические фигуры.

Место проведения: на участке.

Ход опыта:

Воспитатель рассказывает детям сказку: «В одной большой песочнице жили два брата - сухой песок и сырой песок. Сухой песок был непослушным, все время рассыпался по песочнице. А сырой песок тихо спал в стороне. А проснувшись, обнаруживал, что к нему приходило много разных гостей. Хотите узнать, какие гости приходили к сырому песку? Тогда давайте с ним поиграем!»

Игровые действия с влажным и сухим песком: «Возьмите формочки и надавите ими на сухой и влажный песок. Что остается на влажном песке? (след от формочки). Почему? (Влажный песок сохраняет форму). Почему не остается след на сухом песке? (Он рассыпается)».

Игровое задание «Сделай след руки» - дети оставляют отпечатки пальчиков, кулачков, ладошки. Игровое задание «Отгадай, чей след» - один ребенок оставляет следы от геометрических фигур, а остальные дети отгадывают их.

Вывод. «На сыром песке остаются следы и отпечатки».

Опыт № 3 «Игры ветра с песком»

Задачи:

1. Изучить воздействие ветра на сухой и сырой песок.

2. Учить детей наблюдать за опытом и делать выводы.

3. Доставить детям удовольствие от опытнической деятельности.

Оборудование и материалы: тазики с сухим и влажным песком, формочки, трубочки для коктейля, лупа.

Место проведения: на участке.

Ход опыта:

Рассматривание сухого и влажного песка через лупу: «Песок состоит из песчинок. В сухом песке каждая песчинка отдельная, поэтому он легкий и сыпучий. Во влажном песке песчинки прижаты друг к другу, поэтому он тяжелый и липкий».

Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:

«Листья гонит по дорожке,

Раздувает паруса,

Отдохнёт в лесу немножко

И опять за чудеса.

В поле травы поколышет,

Гонит на море волну,

Иногда срывает крыши,

Он не любит тишину». (Ветер).

Игровое упражнение «Сделай ветер» - дети дуют на свои ладошки. Вопросы: «Что происходит на улице, когда дует ветер? (Качаются деревья, падают листья, поднимается пыль). Каким бывает ветер? (Сильным и слабым). Как вы думаете, может ли ветер поднять песок? Давайте это проверим».

Воспитатель предлагает взять трубочки и подуть в них на сухой и мокрый песок. Вопросы: «Что происходит с сухим песком, когда мы на него дуем? (Он разлетается в стороны). Почему сырой песок разлетается в стороны? (Он легкий, каждая песчинка отдельная). Что происходит с мокрым песком? Почему он не раздувается? (Мокрый песок тяжелый, песчинки прижаты друг к другу).

Вывод. «Сухой песок может раздуваться».

Опыт № 4 «Волшебное сито»

Задачи:

1. Научить детей использовать сито для просеивания песка, отделить крупные и мелкие частицы.

2. Развивать общую и мелкую моторику.

3. Учить детей наблюдать за опытом и делать выводы.

4. Воспитывать сопереживание и желание оказать помощь.

Оборудование и материалы: игрушка гномик, тазики с сухим и влажным песком, сита, ведерко с сухим песком и ракушками (перемешанными заранее).

Место проведения: на участке.

Ход опыта:

Гномик рассказывает детям о том, что прошлым летом он ездил на море и привез оттуда коллекцию разных ракушек. Но вчера с ним произошла неприятная история: «Ребята, я вчера решил дома сделать уборку и случайно задел банку с ракушками, когда протирал с полки пыль. Баночка упала прямо на песок, и все ракушки рассыпались и смешались с песком. Я не знаю, как теперь мне все разобрать…». Воспитатель предлагает помочь Гномику. Дети выбирают из песка ракушки. Вопросы: «Быстро ли получается достать ракушки? (Нет). Почему? (Ракушек много). Я знаю, что поможет нам быстрее отделить ракушки от песка. Воспитатель показывает детям сито.

Игровые действия с ситом. Вопросы: «Что сыпется через сито? (Песок). Что остается на дне сита? (Ракушки). Почему просеивается песок? (Он мелкий). Почему ракушки остаются в сите? (Они крупные). Есть ли у вас дома сито? Для чего его использует мама? (Просеивает муку). Давайте поможем Гномику отделить песок и собрать все ракушки».

Игровое задание «Просей мокрый песок». Вопросы: «Просеивается ли мокрый песок? (Нет). Почему? (Он липкий и не рассыпается). Почему просеивается сухой песок? (Он рассыпчатый).

Игровое упражнение «Сделаем макароны из мокрого песка» - дети надавливают ситом на мокрый песок и получают «макароны».

Вывод. «С помощью сита мы помогли Гномику просеивать песок; отделить ракушки от песка».

Опыт № 5 «Рисование песком»

Задачи:

1. Учить детей создавать образы с помощью сухого песка.

2. Учить детей рисовать палочкой на сыром песке.

3. Развивать мелкую моторику, мышление, фантазию.

4. Получить удовольствие от собственного творчества.

5. Воспитывать уважительное отношению к творчеству других детей.

Оборудование и материалы: тазики с сухим и влажным песком, палочки, поднос.

Место проведения: на участке.

Ход опыта:

Воспитатель спрашивает: «Ребята, а вы любите рисовать? А чем вы рисуете? (красками, фломастерами, карандашами, мелками). А я люблю рисовать песком. Хотите, я и вас научу?»

Воспитатель предлагает детям рассмотреть тазики с мокрым и сухим песком. Я нарисую кружки на влажном и сухом песке. На каком песке кружки получаются четкие и понятные? (На мокром). Почему? (Мокрый песок сохраняет форму). Что происходит с кружками на сухом песке? (Они быстро исчезают). Почему? (Сухой песок быстро рассыпается).

Игровые упражнения «Мы художники» - дети рисуют палочкой на мокром песке.

Игровые действия с сухим песком. Показ воспитателя: «Возьмите песок и сожмите его в кулачке. Теперь разожмите кулачок. Что произошло с песком? (Он высыпался из кулачка). Если немного разжать кулачок, песок будет сыпаться медленно. Я немного разжимаю кулачок и начинаю водить им по кругу. Песочек сыпется и образует круг. Сухой песок, высыпаясь, делает рисунок». Игровое задание «Что нарисовал песок?» - воспитатель рисует песком образы и предметы, медленно рассыпая его на подносе, а дети отгадывают.

Вывод. «Мы научились рисовать сухим песком и палочкой на влажном песке».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека опытов с детьми (опыты с водой)

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ОПЫТЫ С ВОДОЙ» Опыт № 1. «Окрашивание воды»....

Картотека опытов с детьми (опыты с песком)

Экспериментирование с песком. Цель и задачи: Познакомить детей со свойствами песка, развивать умение сосредоточиться; планомерно и последовательно рассматривать объекты, умение подмечать ма...

Сценарий спортивного развлечения с детьми младшей возрастной группы «В поисках медведя»

Сценарий спортивного развлечения с детьми младшей возрастной группы «В поисках медведя»...

Картотека опытов с детьми. ( по всем возрастным группам. )

Картотека опытов с детьми. (по всем возрастным группам)...

Картотека опытов с детьми младшей группы

Песок.Я пеку, пеку, пеку деткам всем по колобку.Содержание и оборудование: Эк­спериментируем с мокрым песком. У детей разнообразные формочки, ведерки и совочки. Воспитатель предлагает слепить...