Конспект непосредственной образовательной деятельности с использованием технологии исследовательской деятельности «Удивительный песок»
план-конспект занятия по окружающему миру

Филиппенкова Мария Сергеевна

Цель: Познакомить детей со свойствами песка, его происхождением, использованием, через исследовательскую деятельность, используя опыты.

Задачи:

Образовательные:

1. Познакомить со свойствами сухого и мокрого песка (сыпучесть, способность песка пропускать воду;

2. Познакомить детей с происхождением, строением (песок состоит из очень мелких частиц - зёрнышек песчинок) и применением песка (мокрым песком можно лепить);

3. Обогатить речь детей словами лаборатория, сыпучий, рыхлый, песчинки активизировать словарный запас сухой, влажный, мокрый;

Развивающие:

  1. Развивать произвольное внимание и творческое мышление и воображение.
  2. Развивать умение путём экспериментальной деятельности устанавливать причинно-следственные связи; 
  3. Развивать познавательный интерес к процессу экспериментирования.

Воспитывающие:

1. Воспитание интереса к окружающему миру, чувства эмоционального удовлетворения от проделанной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_neposredstvennoy_obrazovatelnoy_deyatelnosti.docx19.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский Сад № 44  «Красная Шапочка»  

Конспект непосредственной образовательной деятельности

с использованием технологии исследовательской деятельности

 «Удивительный песок»

(с детьми средней группы)

                                                 Воспитатель: Нилова М.С.

                                                   Смоленск
                                                       2021

Тема: «Удивительный песок»

Цель: Познакомить детей со свойствами песка, его происхождением, использованием, через исследовательскую деятельность, используя опыты.

Задачи:

Образовательные:

1. Познакомить со свойствами сухого и мокрого песка (сыпучесть, способность песка пропускать воду;

2. Познакомить детей с происхождением, строением (песок состоит из очень мелких частиц - зёрнышек песчинок) и применением песка (мокрым песком можно лепить);

3. Обогатить речь детей словами лаборатория, сыпучий, рыхлый, песчинки активизировать словарный запас сухой, влажный, мокрый;

Развивающие:

  1. Развивать произвольное внимание и творческое мышление и воображение.
  2. Развивать умение путём экспериментальной деятельности устанавливать причинно-следственные связи; 
  3. Развивать познавательный интерес к процессу экспериментирования.

Воспитывающие:

1. Воспитание интереса к окружающему миру, чувства эмоционального удовлетворения от проделанной работы.

Предварительная работа:

- беседа о правилах безопасного поведения при проведении опытов;

- лепка песком по показу и по замыслу;

- чтение произведений Н. А Рыжова «Не просто сказки», О. В. Дыбина «Неизведанное рядом».

Материал: Баночки с песком, баночки с водой, ложечки, карандаши, магниты, лупы, штатив с воронкой. Пособие « Секреты неживой природы. Карты с изображением вариантов использования песка.

Ход мероприятия:

  1. Вводная часть

Воспитатель вносит « Волшебный мешочек», предлагает детям засунуть в него руку и на ощупь определить, что там находится. Выслушиваются предположения детей: сахар, мука, песок, соль и т.д.).

Воспитатель: А теперь ребята давайте посмотрим, что же там находится, кто из вас угадал правильно, что в мешочке. (Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, а что такое песок? (Ответы детей)

Воспитатель: Песок ребята – это полезное ископаемое. Сегодня вы будите исследовать песок, познакомитесь с его свойствами. А как вы думаете, где проводят исследования? (Ответы детей)

Воспитатель: Как вы думаете, что такое лаборатория? (Ответы детей)

Воспитатель: Лаборатория – это специальный кабинет, где проводят исследования, ставят опыты, эксперименты. Сегодня мы отправимся в лабораторию, для того чтоб исследовать песок, ставить опыты. Но для того чтобы проводить исследование необходимо специальное оборудование. Какое оборудование находится у вас на столах?

  1. Основная часть

Дети перечисляют оборудование

Опыт № 1 Что какое песок, из чего он состоит? Обследовать сухой песок пальцами; насыпать его на пластину и рассмотреть в лупу, опустить в песок магнит, на нем появятся мелкие частицы металла, рассмотреть их.

Вывод: песок состоит из мелких камешков, которые имеют разную окраску, форму, размеры. В песке присутствуют частички металла, на ощупь песок шершавый.

Опыт № 2 Детям предлагается пересыпать сухой песок из одной баночки в другую, опустить в банку с сухим песком карандаш, поводить карандаш в разные направления.

Вывод: песок – сыпучий ,рассыпчатый, рыхлый.

 Опыт № 3 Взять горсть песка и пустить его струей в одну точку, образуется конус. Он растет в высоту, а у основания его площадь становиться шире, если долго сыпать, то образуются сплывы. Можно подуть на песок имитируя ветер, частички песка передвинутся.

Вывод: песок может двигаться.

Воспитатель: Правильно песок может двигаться. Давайте и мы с вами отдохнем и подвигаемся.

 (под музыку проводится физкультминутка) 

Это лёгкая забава —

Повороты влево - вправо.

Нам известно всем давно —

Там стена, а там окно. (Повороты туловища вправо и влево)

Приседаем быстро, ловко.

Здесь видна уже сноровка.

Чтобы мышцы развивать,

Надо много приседать. (Приседание.)

А теперь ходьба на месте,

Это тоже интересно. (Ходьба на месте)

Воспитатель: отдохнули, ну а теперь возвращаемся в лабораторию и продолжим исследовать песок.

Опыт № 4 В баночку с водой опустить горсть сухого песка, не размешивать его. Пронаблюдать, что произойдет. Песок осядет, а на поверхности воды можно увидеть песочную пыль. Если размешать воду, песочная пыль растворится, окрасит воду.

Вывод: песок тяжелый, пыль легкая остается на поверхности, окрашивает воду.

Опыт № 5. В воронку с песком наливаем воду, вода проходит через песок (надо отметить, что некоторое время вода держится на поверхности, затем она постепенно уходит вглубь. Если же воду налить в влажный песок, то вода просочится гораздо быстрее, так как воздуха между частичками нет. При попадании воды в песок он начинает менять свои свойства: плотный, вязкий, более темный, может приобрести форму.

Вывод: песок пропускает воду, может изменить свои свойства под воздействием воды. Сырой песок пропускает воду быстрее, чем сухой.

На занятии при показе опытов используется  пособие « Секреты неживой природы».

Рассматривая каждое свойство песка, при помощи опыта, детям показывается модель изображения данного свойства. Карточки с моделями последовательно вкладываются в специальные кармашки. После выполнения всех опытов перед детьми «выстраивается лента», показывающая все свойства, которыми обладает песок (свойства которые были рассмотрены при помощи опытов).

Воспитатель: Ребята,  сегодня, «наш герой» – это песок. А где можно его встретить, где его можно применить?

Варианты ответов детей

Воспитатель: Показывает карточки с изображениями, где и как используется песок: в строительстве, при тушении пожара, для изготовления бетона, цементного раствора, при изготовлении стекла, посыпают дороги когда на улице гололёд, в медицине, песок используется для игр, а так же песком можно рисовать.

  1. Заключительная часть

Воспитатель: Ребята вам было интересно? Что вы узнали? Что понравилось? (ответы детей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием технологии "Са-ФИ-Дансе"

Сюжетное занятие во второй младшей группе с использованием оздоровительной технологии...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием познавательно – исследовательской, игровой технологии

«Чтение потешки «Водичка, водичка…»,опыт: «Тонет, не тонет — плавает».ВИДЫ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: познавательно – исследовательская, игровая, чтение художественной литературы, продуктивная, безопа...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием технологии наглядного моделирования Тема «Осенняя ярмарка»

Конспект непосредственно образовательной деятельности  для детей подготовительной группы с ОНР с использованием технологии наглядного моделированияТема «Осенняя  ярмарка»...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ к конспекту организованной образовательной деятельности с использованием технологии исследовательской деятельности "Весенние гости" во второй младшей группе

ПРЕЗЕНТАЦИЯ  к конспекту организованной образовательной деятельности с использованием технологии исследовательской деятельности "Весенние гости" во второй младшей группе...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием технологии проблемного обучения по образовательной области: познавательное развитие для средней группы на тему: «Наши любимые игрушки»

Цель: расширить представления детей о свойствах водыЗадачи:ОбразовательныеДать знания о том, что от температуры воды зависит скорость таяния льда.Создавать условия для расширения представлений детей о...

Конспект непосредственной образовательной деятельности с использованием технологии исследовательской деятельности во второй младшей группе Тема: «Волшебная вода»

Цель: познакомить детей со свойствами воды;вовлекать детей в экспериментально исследовательскую деятельность;развивать умение работать в группе;активизировать и обогащать словарь детей;воспи...