Картотека дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром
картотека по окружающему миру (средняя группа)

Харина Светлана Валентиновна

Картотека дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ozn.s_okr.docx19.69 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром

1.«Четвёртый лишний».

Цель: Закреплять представления о  домашних и диких животных

Задача: дифференцировать домашних и диких животных по их основным признакам.

Игровые правила: накрыть фишкой только то животное, которое на карточке лишнее.

Игровое действие: найти на карточке животное и закрыть его фишкой.

Ход игры: Дети сидят за столом. Перед ними лежат карточки, разделённые на четыре клеточки. В трёх клеточках изображены дикие или домашние животные. В четвёртой клеточке изображён фрукт или овощ. Дети должны найти лишний предмет и закрыть его фишкой. Посмотрите внимательно на карточку и закройте фишкой лишний предмет.

Результат: закрыть правильно лишний предмет.

2.«Где растет?»

Цель: воспитывать быстроту реакции на слово воспитателя

Задача: учить детей группировать овощи и фрукты

Игровые действия: Разобрать муляжи на овощи и фрукты.  

Правила игры: разобрать овощи и фрукты, и разложить одни в огород другие в сад

Ход игры: Среди детей делятся на две команды: овощеводы и садоводы. Овощи и фрукты (можно муляжи) раскладываются на столе. По сигналу воспитателя дети разбирают овощи и фрукты к соответствующим с картинками. Та команда, которая первой закончила работу, выигрывает.

Результат: Выигрывает та команда, которая быстро разберет все предметы по местам.

3.«Цветочный магазин»

Цель: закреплять знания детей о растениях (луга, комнатных, садовых), Научить группировать растения по виду.

 Задача: закреплять умение находить нужный цветок по описанию.

Игровые действия:  продавать растения

Правила игры: Описать растение которое хочешь купить.

Ход игры: Выбирается  ведущий, он продавец  (вначале ведущий – взрослый.  А  за тем можно по считалке), остальные дети покупатели.  Покупатель должен так описать растение, чтобы продавец сразу догадался о каком растении идет речь.

Результат: Выигрывает тот, кто больше наберёт растений.

4«Кого покатаем на машине?»

Цель: Побуждать детей объединять предметы по материалу.

Задача: найти предметы по материалу

Игровые действия:  Объединение, катание на машине.

Правила игры: По сигналу взрослого дети находят и объединяют предметы по материалам.

Ход игры: Взрослый показывает машину. Дети рассматривают машину. Взрослый предлагает покатать игрушки, но только те, которые сделаны из глины, (дерева, ткани, бумаги). Ребята находят в групповой комнате необходимые предметы и по очереди их катают.

Результат: правильно подобраны предметы по описанию

5.«Чудесный мешочек»

цель: Формировать, закреплять знания детей о разных природных объектах (животные, овощи, фрукты и т.д.). Развивать мелкую моторику пальцев, тактильные ощущения, речь детей.

Задача: Угадать предмет в мешочке. Описать его.

Игровые действия: Угадывание предмета в мешочке.

Правила игры: на ощупь определить предмет

Ход игры: Ведущий держит мешочек с предметами, предлагает детям по одному подойти и определить на ощупь предмет, не вытаскивая его,  назвать характерные признаки. Остальные дети должны по его описанию догадаться, что это за предмет, который пока не видят. После этого, ребенок вытаскивает предмет из мешочка и показывает всем ребятам.

Результат: Кто больше угадал предметов

6.«Что сначала, что потом?»

Цель: Расширять представления детей об овощах и фруктах  Развивать реакцию

Задача: Формировать и закреплять знания детей о степени зрелости овощей, фруктов, о порядке роста разных растений, Игровое действие: Построить карточки по порядку.

Правила игры: действовать по сигналу

Ход игры: Детям раздаются карточки с разными порядками. По сигналу ведущего они должны быстро найти и построиться по порядку с нужными картинками по порядку.

Результат: Все карточки построены правильно.

7.«Когда это бывает?»

Цель: Расширять представления детей о сезонных изменениях в природе

задача: закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе и жизни животных в разные сезоны года

Игровые действия: Найти свою карточку. Объяснить почему она нужна тебе.

Правила игры: Первым закрыть свою карту

Ход игры: Игра проводится по типу лото. У ведущего маленькие карточки, перевернутые вниз изображением. Ведущий показывает карточку с моделью, игроки называют, что это и когда это бывает. Ребенок объясняет, почему эта карточка нужна именно для него.

 Результат: Выигрывает тот, кто первым закроет свою карту.

8. «Угадай из чего сделано»

 Цель: Вызвать интерес детей к предметам ближайшего окружения:

Задача: Упражнять детей группировать предметы по материалу, из которого они сделаны.

Игровые действия: Группирование.

Правила игры: По сигналу ведущего игроки каждой группы выбирают предметные картинки и разносят их по своим местам.

Ход игры: Игроки делятся на группы. Число групп зависит от количества представленных кусочков разных видов материала (символ материала расположен в обруче). Каждая группа выбирает себе один вид материала. Затем ведущий предлагает детям рассмотреть изображенные на картинках предметы, выяснить, из какого материала они сделаны. По сигналу ведущего игроки каждой группы выбирают предметные картинки и разносят их по своим местам. Побеждает та группа детей, которая быстрее всех выполнит задание ведущего.

Результат: Побеждает та группа детей, которая быстрее всех выполнит задание ведущего.

9.«Дорожные знаки»

Цель: Воспитывать умение быть вежливым, внимательным друг к другу.

Задача: Научить детей ориентироваться по дорожным знакам, соблюдать правила дорожного движения.

Игровое действие: Ориентироваться в дорожной ситуации.

Игровое правило: Соблюдать правила дорожного движения. Контролировать выполнение правил другими.

Ход игры: На полу раскладывают дорогу, расставляют макеты домов, дорожные знаки. Дети делят игрушки - машинки и машинки, вспоминают правила дорожные. Нарушивших правила движения, задерживают. Игру повторяют до тех пор, пока не научатся выполнять правила дорожного движения. За каждое нарушение отрывают лепесток с контрольного талона.

Результат:  Выигрывает тот у кого сохранились все лепестки.

10.«Чудесный цветок»

Цель: Формировать бережное отношение к природной среде. Дать детям понятия о том, что относится к живой и неживой природе.

Задача: формирование знаний взаимозависимости природы и человека

Игровое действие: На предметы созданы человеком положить ладошку, на предметы, созданные природой цветок.

Игровое правило: Найти что сделано человеком, а что природой

Ход игры: Вместе с воспитателем дети определяют, что сделано руками человека, а что создано природой. Объясняет правила игры – дети находят предметы, которые созданы человекам и на них кладут «ладошку», а на те предметы, что созданы природой кладут «листик». Когда игра заканчивается, дети дают объяснение, почему они так считают.

Результат: Вся картинка заполнена.

11.«Кому что нужно»

Цель: Использовать знания детей о предметах, окружающих их.

Задача: Определить  кому нужна одежда.

Игровое действие: Разложить на панно правильно одежду.

Игровое правило: разделить одежду для мальчиков и для девочек

Ход игры: Дети рассматривают маленькие картинки с одеждой, обувью, спортивным инвентарем и игрушками, затем раскладывают на панно, что нужно мальчику, что девочке.

Результат: Когда закончат игру, то объясняют, почему они так

считают.

12. «Что кому»

Цель: воспитывать интерес к труду взрослых, желание помогать им, брать на себя роли людей разных профессий в творческих играх.

Задача: Учить соотносить орудия труда с профессией людей; Игровое действие: Ребенок берет предмет и называет его, остальные дети называют кому что нужно для работы

Игровое правило: Называть профессию в соответствии с предметами труда. Вспомнить, где видели такого работника.

Ход игры: На столе приготовлены предметы для труда людей разных профессий - игрушки.

Ребенок берет предмет и называет его, остальные дети называют кому что нужно для работы (молоток- он нужен столяру, плотнику).Если есть несколько орудий труда для одной какой-либо профессии, воспитатель предлагает детям их найти.

Результат:  определены предметы труда для разных профессий

13. «Какое время года?»

Цель: развивать слуховое внимание, быстроту мышления.

Задача: Учить детей соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года;

Игровое действие: ответить на вопросы

Игровое правило: Показывать карточку можно только после того, как дети правильно назвали времена года.

Ход игры: У воспитателя на карточках выписаны короткие тексты о разных временах года. Тексты даются вперемешку. Воспитатель спрашивает: «Кто знает, когда это бывает?»

Результат: названы времена года

14. «Где живет?»

Цель: Закреплять знания детей о среде обитания животных, растений т. д.

Задача: определить среду обитания животных, растений и т. д.

Игровое действие: ответы на вопросы

Игровое правило Ведущий называет предметы окружающего мира. Дети называют среду обитания живых объектов и место нахождения реальных и фантастических объектов.

Ход игры: 

В: Где живет медведь?

В: Где живет собака?

В: Где живет ромашка?

В: Где живет гвоздь?

В: Где живут вежливые слова?

В: А что значит хороший человек?

В: Где живет радость?

В: Где живет зло?

В: В каких словах живет буква "А"?

В: Где живет слово?

В: В каких предметах нашей группы живет прямоугольник?

В: Где живет грустная мелодия?

Результат: выигрывает кто больше дал ответов

15. «Где это можно купить»

Цель: учит детей различать магазины по их назначению, ориентироваться в окружающей обстановке; воспитывать желание помогать родителям, делать несложные покупки.

Задача: Закреплять знания детей о том, что разные товары продаются в различных магазинах: продуктовых, промтоварных, книжных;

Игровое действие: закрыть карточки

Игровое правило  Соотносить предметы с названием магазинов на больших карточках. Игра проводится по принципу лото

Ход игры: Детям раздают маленькие картинки, каждый ребенок говорит, где в каком магазине это можно купить. Положить карточку на большую карту (магазин)

Результат:  кто быстрей закроет карточки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр и ознакомлением с окружающим миром ( из опыта работы)

Сенсорное воспитание направленно на обучение детей умению точно и полно воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форма, расположение в пространстве)...

Картотека дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром и экологии

Игры по ознакомлению с окружающим миром и экологии для детей старшего дошкольного возраста...

Картотека дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром

Картотека дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего школьного возраста...

Картотека дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром (старшая группа)

Дидактические игры по ознакомлению с окружающим (старшая группа)«Назови насекомое»(средняя, старшая)Дидактическая задача: Учить детей отгадывать загадки. Развивать сообразительность, ...

Картотека дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром

Представлены игры по ознакомлению с окружающим миром...

Картотека дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром (средняя группа)

Картотека дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром (средняя группа)...