Проект "Песочные фантазии"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Миллер Валентина Владимировна

Данный проект был разработан для создания площадки для "Активного часа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_aktivnyy_chas.doc891.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                              Проект

soln.jpg

Воспитатель: Миллер В.В

2020-2021гг.

Проект «Песочная фантазия»

(направленный на развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста

с использованием формы работы с песком (кинетическим песком).

Воображение в дошкольном возрасте проявляется настолько ярко и интенсивно, что многие психологи рассматривали его как изначально заданную детскую способность, которая с годами теряет свою силу. Вместе с тем проблема развития воображения хоть и привлекает к себе неослабевающий интерес психологов, но до сих пор является одной из наименее разработанных и спорных проблем психологии. Воображение, неразрывно связанное с деятельностью ребенка, в ходе развития превращается в относительно самостоятельную психическую деятельность. Развитие воображения у ребенка дошкольного возраста имеет важное значение для подготовки его к школе. Никакое школьное обучение не может проходить успешно, если оно не опирается на достаточно развитое воображение.

Возможность создавать что-либо новое, необычайное, закладывается в детстве через развитие высших психических функций, таких как мышление и воображение. Именно их развитию необходимо уделить наибольшее внимание в воспитании ребенка.

Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребёнка. С каким упоением дети варят супы и каши из песка и кормят ими всех подряд: кукол, Вас, гостей! При этом, они часто повторяют услышанные от Вас реплики: «Чтобы съел все до конца!», «Я так старалась!», «Здесь много витаминов!», «Ложку за маму, ложку за папу» и др. Именно на песке строится первый в жизни дом, сажается дерево, создается «семья». Все это - Мир Ребенка, в котором он чувствует себя защищено, где ему все близко и понятно. И это – отражение нашего Взрослого Мира.

Именно поэтому мы можем использовать песочницу в ходе развивающих и обучающих занятий. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребёнка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира. Сама структура песка – он состоит из мельчайших крупинок – символически отражает автономность человека, воплощает Жизнь во Вселенной. Песок пропускает воду, а также поглощает  негативную психическую энергию. Взаимодействие с песком очищает энергетику человека и стабилизирует его эмоциональное состояние. Игры с песком позитивно влияют на эмоциональное самочувствие, и это делает его уникальным средством для развития ребенка.

Данная программа – это прекрасная среда для изучения и развития воображения у детей дошкольного возраста, а также глубокого понимания внутреннего мира ребенка, поддержания психического здоровья, развитие его познавательных процессов, мелкой моторики, развитие и коррекция эмоциональной сферы, а также установление доверительных отношений с детьми.

Также программа может найти свое применение в работе логопеда, дефектолога, воспитателя.

Отличительной особенностью данной программы от уже существующих образовательных программ является то, что она учитывает психологические особенности детей старшего дошкольного возраста и состоит из специально подобранных занятий направленных на развитие воображения и творческих способностей детей.

Актуальность и педагогическая целесообразность программы заключается в том, что содержание программы разработано в соответствии с требованиями программ нового поколения, что делает возможным реализовать индивидуальный подход в обучении каждого ребёнка, который будет пронизывать самые разнообразные образовательные области.

Программа разработана на основе работ О.Ю. Епанчинцевой, Н. А Сакович, Т.Д.Зинкевич-Евстигнеевой, Т.М.Грабенко.

Цель – развитие воображения ребенка старшего дошкольного возраста, формирование творческого подхода к выполнению заданий.

Задачи:

  • развить познавательный интерес, любознательность, умение фантазировать и творчески мыслить с помощью составления рассказов, сказок;
  • развить через экспериментальную деятельность мыслительную активность, сообразительность, умение сравнивать, выдвигать гипотезы, делать выводы и высказывать свое мнение;
  • обучить детей самостоятельно действовать в соответствии с алгоритмом, достигать заданной цели, формировать способность к рефлексии;
  • обучить детей передавать разные эмоциональные состояния, выражать свои чувства в словесной форме, отражать в речи свои ощущения, настроение через имитационно-образные игры;
  • закреплять, обогащать и систематизировать знания детей.

Программа направлена на детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет).

Форма проведения: «Активный час».

Занятия проводятся с группой детей, один раз в неделю во второй половине дня.

Время проведения каждого занятия – 15 минут.

Материально-техническое обеспечение программы:

  1. Деревянный поднос с песком, дно и борта которого выкрашены в голубой цвет,  размеры в сантиметрах 70х70х8; чашки для кинетического песка; подносы для рисования на песке.
  2. Столы: один для подноса с песком, второй для расположения коллекции миниатюрных фигур.
  3. Коллекция миниатюрных фигур, высотой до 10-12 сантиметров, от предметов повседневности до фантастических образов; формочки.

Методы и приемы:

  1. Исследовательская, практическая деятельность. Работы с раздаточным материалом (совочками, формочками, пульверизаторами, кисточками и т.д.). Экспериментирование, поиск, наблюдение, опыт.
  2. Игровая деятельность. Обыгрывание ситуаций (Ветер, ветер, ты могуч; знойное солнце; проливной дождь…). Инсценировка и театрализация (животные пустыни, поиски воды, загадочное место…)
  3. Словесные методы. Мини-беседа, доверительная беседа. Диалог и рассказ педагога. Фольклор и чтение произведений литературы (сказки, стихи).
  4. Наглядные методы. Показ игрушек, рассматривание картин и иллюстраций с жизненными проблемными ситуациями, видео-аудиозаписи,  моделирование.

Формы контроля полученных знаний:

  • Методика «Нарисуй что-нибудь» ( Р.С.Немов) ;
  • Тест «Дорисовывание» (Т.Д. Марцинковская);
  • Методика «Изучение умения гибко использовать знания и творчески их применять в конкретных условиях и обстоятельствах»;
  • Наблюдение;
  • Отзывы детей и педагогов.

Ожидаемые результаты:

  • уметь фантазировать,  творчески мыслить, находить оригинальные ответы на вопросы педагога, сочинять сказки;
  • уметь сравнивать, выдвигать гипотезы, обосновывать свой ответ, достигать своей цели;
  • научиться выражать свои ощущения, чувства в словесной форме;
  • уметь передавать свое эмоциональное состояние;
  • уметь высказывать свое мнение;
  • уметь устанавливать контакт со сверстниками;
  • уметь слушать других, уважать мнение другого человека;
  • уметь анализировать свои действия.

План работы

Месяц

Название

Задачи

Материал

Сентябрь

1-2 неделя

«Песочная лаборатория»

«Юные исследователи»

  • закреплять, уточнять и систематизировать знания детей о пустыне (почва, растения, животные)
  • развивать через экспериментальную деятельность мыслительную активность, сообразительность, умение сравнивать, выдвигать гипотезы, делать выводы;
  • учить детей самостоятельно действовать в соответствии с алгоритмом, достигать цели;
  • формировать умение выслушивать друг друга при обсуждении проблемных вопросов;
  • совершенствовать диалогическую речь.

Песочница, сюрприз «Конфета с ребусом», 3 стола с надписями «Исследователи пустыни», «Исследователи растений», «Исследователи животных, поддоны с песком, палочки разной длины, круглые крышечки, коробка с миниатюрными игрушками «Животные», макет пустыни, изображения кактусов, перчатки, схема «внешний вид растений пустыни».

Сентябрь

3-4 неделя

«Доброе превращение и чудесное спасение»

«Добрые волшебники»

  • закреплять, уточнять, систематизировать знания детей о песке;
  • развивать мыслительную и речевую активность;
  • воспитывать умение выслушивать друг друга, находить решение проблемных ситуаций;
  • обучать способам эффективной рефлексии и умению выражать эмоции с помощью речи;

развитие творческого воображения.

картинка с изображением пустыни; миниатюрные фигурки; 6 мешочков с цветным песком; 6 вееров; коробочки с песком и камнями; аудиозапись звука ветра; кукла-кузнечик; кукла- колдунья Песочная буря; салфетки, стаканчик с водой; коврик/маты.

Октябрь

1-2 неделя

«Берег больших черепах»

«Мы – друзья!»

  • снять эмоциональное и мышечное напряжение;
  • развитие воображения;
  • развить навыки взаимодействия друг с другом, умения работать в коллективе, помогать друг другу;
  • расширить эмоциональный опыт при взаимодействии друг с другом, способствовать возникновению эмпатии.

песок, фигурки-игрушки, полотенца.

Октябрь

3-4 неделя

«Вслед за радугой»

«Вслед за радугой» (второй вариант)

  • активизировать социально-эмоциональный опыт детей путем расширения их представлений об окружающем мире;
  • обучать способам рефлексии, бесконфликтному решению проблемных ситуаций;
  • расширять словарный запас детей и учить высказывать свое мнение;
  • способствовать проявлению детского творчества.

Плоскостное изображение гнома со сменным лицом (радость/грусть), листочек, покрытый песком; цветы с тактильными покрытиями, записи музыкального сопровождения, «следы Кляксы»; картинки для работы в парах; голубая лента, капельки; макет «Черные тучи», запись грома; пульверизатор с темной водой; зонтики; черный плащ; трубки; емкость с водой; песочница; киндер-сюрпризы; шкатулка с цветным песком.

Ноябрь

1-2 неделя

«Путешествие в волшебную страну»

 «Путешествинники»

  • создать положительный эмоциональный контакт с детьми, добрую атмосферу на занятии;
  • воспитывать умения работать в коллективе, выслушивать друг друга;
  • систематизировать знания детей о семье, об отношениях в кругу семьи;
  • развивать умения анализировать, планировать, составлять рассказы с опорой на воображение;
  • способствовать проявлению детского творчества в работе с нетрадиционным материалом;
  • осуществлять диагностический компонент внутрисемейных отношений, способствовать эмоциональной близости детей и родителей.

миниатюрные фигурки, деревья, камни; макеты домиков; песочница; песочница; коврики; мяч; диск с фильмом «Дружная семья»; DVD-плеер; телевизор; влажные салфетки; цветные лепестки по количеству детей.

Ноябрь

3-4 неделя

«Научная экспедиция»

«Исследование планет»

  • развитие умения сотрудничать;
  • развитие навыков конструктивного общения;
  • развитие воображения.

Космический корабль (дети создают сами); картинка планет; мини-конструктор, кубики; фигурки и картинки инопланетян,

Декабрь

1-2 неделя

«Научная экспедиция» 2 часть

«Научная экспедиция» 3 часть

  • развитие навыков конструктивного общения;
  • развитие мыслительной и речевой активности;
  • развитие воображения.

останки ящеров (из теста, глины); ракушки, камни, три яйца (из папье-маше); камни похожие на янтарь; листы бумаги, карандаши.

Декабрь

3 неделя

Январь

1 неделя

«Спонтанная игра»

«Кинетический песок»

  • снятие эмоциональной напряженности;
  • развитие умения сотрудничать;
  • развитие умения находить выход из проблемных ситуаций;
  • развитие творческого воображения, фантазии;
  • развивать мыслительную и речевую активность;
  • развитие умения находить оригинальные ответы на вопросы педагога.

Дети пользуются любым материалом, предназначенным для занятий с песком.

Январь

2-3-4 неделя

«Прогулка в царство Матушки природы»

«Времена года»

«Чудеса природы»

  • создать положительный эмоциональный климат;
  • обогащать представления детей о временах года, способствовать эмоциональному восприятию окружающего мира;
  • развивать воображение, мышление.

кукла Старичка Лесовичка; искусственные сугробы, снежинки, льдинки, сосульки, заснеженные деревья; запись спокойной музыки; кукла Вьюга; изображение Солнца, радуги; миниатюрные ромашки; макеты овощей и фруктов; листья покрытые песком; фольга; бумага; оргстекло; пипетка и вода.

Февраль

1-2 неделя

«Необыкновенное путешествие»

«Веселые путешественники»

  • создать положительный эмоциональный контакт с детьми;
  • систематизировать знания детей о семье, об отношениях, учить соотносить внутреннее состояние человека с его поступками;
  • развивать умение анализировать, планировать, составлять рассказы по воображению;
  • развивать способность рефлексии.

камень с указателями; «ковер-самолет», природные материалы; записи музыкального сопровождения; клей; цветные заготовки для птицы; салфетки.

Февраль

3-4 неделя

«Затерянный город»

«Таинственные сокровища»

  • создание положительного климата способствующего самовыражению детей;
  • развитие воображение, мышление путем создания проблемных поисковых ситуаций и экспериментальной деятельности;
  • воспитание гуманных чувств, способности к сопереживанию.

«старинная» карта; модель «Сухое дерево»; листья на клейкой основе с написанными на них словами; схема-мозайка «Разбитый кувшин», запись шума ветра; сундучок с раздаточным материалом; веер; кисти; емкость с водой.

Март

1-2 неделя

«В гостях у песочной Феи»

«Волшебство»

  • развитие творческого воображения у детей;
  • развивать чувство эмпатии;
  • развивать мыслительную и речевую активность;
  • развивать способность к рефлексии;
  • воспитывать умение выслушивать друг друга, находить решение проблемных ситуаций;

Кукла – песочная Фея; пульверизатор; набор миниатюрных игрушек и природного материала; запись с музыкой.

Март

3-4 неделя

«Спонтанная игра»

«Кинетический песок»

  • снятие эмоциональной напряженности;
  • развитие умения сотрудничать;
  • развитие умения находить выход из проблемных ситуаций;
  • развитие творческого воображения, фантазии;
  • развивать мыслительную и речевую активность;
  • развитие умения находить оригинальные ответы на вопросы педагога.

Дети пользуются любым материалом, предназначенным для занятий с песком.

Апрель

1-2 неделя

«Проделки песчаной бури»

«Путешествие с Гномами»

  • учить детей передавать разные эмоциональные состояния в имитационно-образных играх;
  • отражать в речи свои ощущения, настроение, называть свойства и признаки песка;
  • совершенствовать навыки коммуникативного и деятельностного общения, поддерживать интерес детей к сотрудничеству;
  • способствовать развитию воображения и творческих проявлений;
  • воспитывать эмоциональную отзывчивость детей на проблемные ситуации игровых персонажей. 

Панно «Пустыня; видеозапись с изображением пустыни; сундук; фигурки гномиков; цветные листья разной фактуры; силуэты животных на стекле; емкость для воды и песка; игровой материал.

Апрель

3-4 неделя

Май

Итоговое. «Спонтанная игра»

«Песни природы»

«Мы фантазеры»

(самостоятельная работа)

«Вперед со сказкой!»

«Кинетический песок»

  • снятие эмоциональной напряженности;
  • развитие умения сотрудничать;
  • развитие творческого воображения, фантазии;
  • развивать мыслительную и речевую активность;
  • развитие умения находить оригинальные ответы на вопросы педагога.

Дети пользуются любым материалом, предназначенным для занятий с песком. Аудиозапись со звуками природы.

Ответственный за реализацию проекта:___________/А.Б. Рыбаченко/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Путешествие в страну фантазий» Конспект интегрированного занятия у детей подготовительной к школе группы №6

Развивать фантазий, нестандартное мышление, выделять противоречивые свойства предметов и явлений.  Упражнять в составлении описаний по представлению, формировать умение пользоваться формула...

"Оловянный солдатик" Фантазии по мотивам сказок Андерсена.

Отчетный концерт по теме  «Музыкально-ритмические движения в жизни детей»  с участием детей  танцевального кружка «Топотушки» ...

Сценарий новогоднего праздника "Новогодняя фантазия"

Самый веселый и самый любимый всеми праздник Новый год. Снегурочка приглашает к себе на бал всех сказочных героев: Красную шапочку и волка, Белоснежку и гномов, Буратино и Мальвину, Дюймовочку и ...

Практикум для родителей. Тема практикума: «Игры направленные на развитие фантазии и словесного творчества, способствующие развитию связной речи у дошкольников»

Практикум для родителей. Тема практикума: «Игры направленные на развитие фантазии и словесного творчества, способствующие развитию связной речи у дошкольников» Цель: Оказание помощи родителям ...

Консультация для педагогов "Бином фантазии или "Грамматика фантазии"

quot;Если мы хотим научить детей думать, то прежде мы должны научить их придумывать"   Дж. Родари...

Мастер-класс «Веселые фантазии» (игры, при помощи которых можно развивать фантазию, а также словесное творчество у детей дошкольного возраста.

Игры, при помощи которых можно развивать фантазию, а также словесное творчество у детей дошкольного возраста...

СТАТЬЯ «Бином фантазии»: как придумать сказку и развить гениальность, фантазию, воображение.

quot;Бином фантазии"- это приём основан на создании чего – либо нового, абсолютно неизвестного никому, не существовало в природе. Данный приём целесообразно использовать при работе над сло...