Конспект ООД по познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе на тему: « Путешествие в космос»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Ястребова Валентина Валериановна

Цель: «Формировать элементарные представления детей о космосе».

Задачи:

Образовательные:

  • Расширять представление детей об окружающем мире по теме «Космос».
  • Расширять кругозор детей.
  • Обогащать словарный запас словами:( вселенная, скафандр, планета, земля, солнечная система, орбита).
  • Знакомить детей с солнечной системой.
  •  Уточнить представление детей о космосе, солнце, луне, планетах, звездах .
  • Учить применять знания, умения и навыки, полученные на занятиях, проявлять активный познавательный интерес;

Развивающие:

  • Формировать у детей представления о космосе.
  • Развивать познавательную активность, способность целенаправленно исследовать, наблюдать, интерес к экспериментированию, любознательность, коммуникативные способности.
  • Развивать слуховое и зрительное восприятие, внимание, память и мышление.

Воспитательные:

  • Воспитывать навыки сотрудничества, доброжелательности, отзывчивости.
  • Воспитывать любовь к своей планете, стремление изучать окружающий мир.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_kosmos.docx34.28 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: «Формировать элементарные представления детей о космосе».

Задачи:

Образовательные:

  • Расширять представление детей об окружающем мире по теме «Космос».
  • Расширять кругозор детей.
  • Обогащать словарный запас словами:( вселенная, скафандр, планета, земля, солнечная система, орбита).
  • Знакомить детей с солнечной системой.
  •  Уточнить представление детей о космосе, солнце, луне, планетах, звездах .
  • Учить применять знания, умения и навыки, полученные на занятиях, проявлять активный познавательный интерес;

Развивающие:

  • Формировать у детей представления о космосе.
  • Развивать познавательную активность, способность целенаправленно исследовать, наблюдать, интерес к экспериментированию, любознательность, коммуникативные способности.
  • Развивать слуховое и зрительное восприятие, внимание, память и мышление.

Воспитательные:

  • Воспитывать навыки сотрудничества, доброжелательности, отзывчивости.
  • Воспитывать любовь к своей планете, стремление изучать окружающий мир.

Материалы и оборудование: ноутбук, проектор, презентация «Путешествие в космос». Аудиозапись: пуск ракеты, космическая музыка, мягкие модули, картинки, шапки с изображением солнца и солнечной системы, глобус, настольная лампа, подносы с манной крупой и камушками.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций на тему “Космос”, беседа о космосе, о планетах; рисование на тему: «Космическая фантазия», чтение стихотворений , рассказов и сказок о космосе, чтение энциклопедической литературы. Разгадывание загадок о космосе.

Ход :    

Вос - ль: Ребята, у нас сегодня с вами необычное утро, к нам пришли гости.  Давайте поздороваемся друг с другом и гостьями, подарим всем прекрасное настроение.

Здравствуй, солнце золотое,

Здравствуй, небо голубое,

Здравствуй,  вольный ветерок,

Здравствуйте гости.

Вот мы с вами и поздоровались,  пожелали друг другу доброго дня и хорошего настроения.

Вос – ль:  

Каждый ребёнок - это мечтатель,

В будущем врач, учёный, писатель,

Физик, биолог или артист,

Ну, а пока вы просто мечтаете

И кем угодно себя представляете.

Я предлагаю вам помечтать

И в интересном путешествии побывать.

Вос - ль: Ребята, я знаю, что вы очень любите путешествовать. Сегодня предлагаю отправиться в новое путешествие. А на чём мы отправимся в путешествие, вы узнаете, отгадав загадку. Слушайте внимательно.

       Ни пера, ни крыла,
      А быстрее орла.
      Только выпустит хвост —
      Понесется до звёзд… Что это? (ответы детей)

Вос - ль: Это ракета. Как вы думаете, а куда можно отправиться на ракете? (ответы детей). А вы там были ребята?

Вос - ль: Как интересно, наверное,  там. Я тоже не была  в космосе. А хотелось бы вам в космос полететь? (Да) Чтобы полететь в космос, нам нужна ракета. Я предлагаю построить ракету из мягких модулей.

Игра «Построй ракету». (Дети строят ракету.) (садятся на стулья)

Вос - ль: Молодцы ребята, замечательная ракета у нас получилась. Ребята, а кто летает в космос на ракете? (космонавт).

Вос - ль: Это космонавт (слайд № 2)

Как вы думаете, все ли могут быть космонавтами? Ребята, каким должен быть космонавт?

(ответы детей). Космонавт должен быть смелым, сильным, любознательным, решительным, отважным, умным, здоровым.

 Вос - ль: Для полета в космос космонавт надевает специальный костюм. Ребята, как называется этот костюм? (Скафандр) (слайд № 3).  Из чего  же состоит скафандр?

Он состоит из шлема, специального комбинезона, перчаток, ботинок, и специального рюкзака, в котором находятся баллоны с воздухом. Ребята, а зачем космонавты одевают скафандр? (в космосе холодно, нет воздуха, кислорода).

Вос - ль: Перед полётом космонавты много тренируются. И нам не помешает космическая тренировка. Я приглашаю вас на тренировку.

Будем очень мы стараться

Дружно спортом заниматься:

Бегать быстро, словно ветер,

Плавать лучше всех на свете,

Приседать и вновь вставать,

И гантели поднимать,

Станем сильными, и тогда,

Всех возьмут нас в космонавты.

Вос – ль: А теперь я предлагаю всем надеть скафандры. 

Игра-имитация «Одень скафандр»

Сначала одеваем комбинезон, застегиваем все молнии, кнопки. Затем натягиваем ботинки. На голову надеваем шлем. На руки надеваем перчатки. На спину одеваем рюкзак, в котором находятся баллоны с воздухом. Ну что, готовы  космонавты?

Игра «Соберемся в полет»

Вос - ль:  Ракеты мы смастерили, потренировались, а багаж собрать забыли! Соберем багаж. На космическом корабле нет ничего лишнего, случайного. Поэтому мы возьмем только те вещи, которые нужны во время космического путешествия. Я буду показывать разные предметы, а вы будете хлопать в ладоши, если этот предмет пригодится в путешествии и покачать головой, если он не нужен.  (скафандр, лопатка с ведром, аптечка, космическая еда, кукла, велосипед, инструменты,  удочка).

Вос - ль: Наше путешествие начинается. Космонавты к полету готовы! Теперь наши стульчики превращаются в кресла для космонавтов. Пристегните ремни, осталось 5 секунд. Начинаем  обратный отсчет  от 5, 4, 3, 2, 1 взлет! (Включается аудиозапись запуска корабля слайд № 4 летящая ракета, включается проектор «звездное небо» (слайд № 5 космос с планетами).

Вос - ль:  Вот мы в космосе! Ребята, а что такое космос? Что вы видите вокруг себя? (ответы детей). Мы видим солнце, планеты, звезды, кометы. Космос – это пространство вне Земли, со всеми находящимися в нем небесными телами, частицами. Это планеты, которые вращаются вокруг Солнца, хвостатые кометы, метеориты, астероиды  - все это космос! Космос еще называют другим словом - Вселенная.  Посмотрите, как здесь красиво!

Вос - ль: Путешествие наше продолжается, остановка – Солнце. (слайд № 6 солнце). Ребята, Солнце планета или звезда? Почему же от солнца много света и тепла, а от других звезд нет? (Солнце находится близко к Земле, поэтому ее свет и тепло доходят до нее, а другие звезды очень далеко).  Оно похоже на большой огненный шар и отдаёт огромное количество тепла и света. Ребята, мы можем приземлиться на солнце. (не можем).  Почему? А что произойдёт, если солнца не будет? (Ответы). Без солнца на Земле не  может существовать всё живое.

Вос - ль: Солнце не одиноко, у него есть семья. Семья солнца называется солнечной системой, в нее входят 9 планет. (слайд № 7 солнечная система). Все они разные по размеру. Одни планеты находятся близко к солнцу, а другие – далеко.

Вос - ль: Сейчас  поближе познакомимся с Солнцем и  с  планетами солнечной системы. 

Солнце (ребёнок): В моей семье царит порядок: никто не толпится, никто никого не толкает. У каждой планеты есть свое название и своя дорожка. Эта дорожка называется орбита. По орбите  вокруг Солнца движутся все планеты.

Вос ль: Сейчас я предлагаю вам превратится в планеты Солнечной системы и рассказать каждый о своей планете. (Дети надевают шапочки планет).

1. Я – Меркурий. Самая близкая к Солнцу планета. На мне нет воздуха и воды. Поэтому днем здесь стоит жара, а ночью холод.

2. Я – Венера. Такая яркая планета, что меня часто принимают за НЛО. Люди зовут меня Вечерней или Утренней звездой. Я – планета бурь и гроз.

3. Я – Земля. Единственная планета в Солнечной системе, на которой есть воздух и вода ,поэтому на Земле есть жизнь. У меня есть спутник – Луна.

4. Я – Марс. Меня называют красной планетой, потому что я покрыт красным песком. На моей поверхности видны горы и кратеры.

5. Я – Юпитер. Самая грозная планета-великан. Все остальные планеты могли бы поместиться у меня внутри. Я весь как будто состою из пестрых вихрей. Под ними находится ядро. На мне гремят сильные грозы. Приближаться ко мне опасно.

6. Я – Сатурн. Вторая планета гигант. Состою я из газов. Вокруг меня огромные кольца из камня и льда. Эти кольца вращаются вокруг меня.

7. Я – Уран. Большая голубая планета. В голубой цвет меня покрасил газ метан. Вращаюсь я вокруг своей оси лежа на боку.

8. Я – Нептун. Большая планета. Меня открыл не астроном, а математик. На мне всегда темно и холодно, потому что я нахожусь далеко от Солнца.

9. Я – Плутон. Самая далекая от Солнца планета, самая маленькая и легкая. Я меньше Луны. Астрономы обнаружили меня последней.

Вос – ль: Чтобы лучше запомнить,   ещё раз  вместе повторим названия этих  планет.

По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз — Меркурий,
Два — Венера,
Три — Земля,
Четыре — Марс.
Пять — Юпитер,
Шесть — Сатурн,
Семь — Уран,
Восемь — Нептун,

А за ним - Плутон.

Игра «Невесомость». (Слайд 8 музыка)

Вос - ль: Какая чудесная музыка звучит! Так и хочется парить над Землей, летать в космическом пространстве. Ребята, хотите в открытый космос? Тогда приглашаю вас сюда. Мы знаем, что в космосе нет кислорода , наше тело находится в невесомости и мы как пушинки парим в космосе. Посмотрите налево, пролетела комета, а теперь направо – инопланетяне машут нам рукой.  Давайте им тоже помашем рукой. А внизу – неизвестная планета. А наверху – так много звёзд. Ну а теперь, нам пора на ракету. (присаживаемся на стулья). Понравилось вам ребята летать?

Вос - ль:  Приближаемся  к другой планете. Ребята,  как называется планета, на которой мы с вами живем? (Земля). (слайд 9 Земля).

Посмотрите, как наша Земля выглядит из космоса. Какая она красивая!  Давайте поближе рассмотрим ее (показываю детям глобус). Ребята,  что это? ( Глобус). Глобус – это  маленькая модель нашей Земли.

Вос - ль: Земля она, какая? (ответы детей). Земля круглая, голубая, зеленая, коричневая, желтая, белая.  А как вы думаете, что обозначают эти цвета?  Что означает зеленый цвет (равнины, леса). Коричневый и желтый (горы и пустыни).  Белый (ледники), синий - это реки, моря, океаны. Ещё нашу Землю называют голубой планетой, потому что большая часть нашей планеты покрыта водой – это моря и океаны.  Наша Земля такая красивая, потому что на ней есть жизнь.

     Опыт «День - ночь»

Вос - ль:  Ребята, вы хотите узнать, почему у нас бывает день и ночь? Сейчас мы с вами  проделаем  небольшой опыт и узнаем. Сначала красным флажком отметим, где мы живём.  Посмотрите, Земля делает один оборот вокруг своей оси за 24 часа  - это одни сутки. Ребята, в сутках у нас сколько частей? (Четыре). Назовите, какие части? (ответы).  Когда солнце освещает одну сторону земли, на этой стороне бывает день, (настольной лампой освещаю глобус) а на другой  - ночь. Утро, день, вечер и ночь - это  одни сутки. Земля ещё делает один круг вокруг Солнца за 365 дней – это один год. В году у нас 4 времени года. Поэтому у нас бывает и зима, и весна, лето и осень.

Вос – ль: Наше путешествие продолжается, теперь мы держим курс на Луну. (слайд 10 луна).  Ребята, у всех планет есть спутники. У некоторых планет их несколько. У Земли – это Луна. Она - единственный спутник Земли. (слайд 11) Как Земля вращается вокруг Солнца, так и Луна вращается вокруг нашей Земли. Поэтому  в безоблачную погоду мы видим разную луну: то она круглая, то тоненькая как серп.  Луна не светит сама, а лишь как зеркало отражает падающие на неё солнечные лучи. От Луны многое зависит на Земле. Луна влияет на приливы и отливы в морях и океанах; на процессы, происходящие в природе и организме человека. Существуют лунные календари, лунное затмение, полнолуние. (слайд 11 лунная поверхность) А теперь внимательно посмотрите на поверхность Луны.  Что вы видите на поверхности Луны? (ямы – кратеры) Как вы думаете, от чего они произошли? (от ударов метеоритов). Хотите посмотреть, как они образуются? На нашей ракете есть космическая лаборатория. Предлагаю провести простой эксперимент.

Опыт “Метеоритные кратеры”

Вос - ль: Представьте, что манная крупа – это поверхность Луны, а камушки - это метеориты. Метеорит летит в космосе с огромной скоростью и ударяется о поверхность Луны. Посмотрите, что образовалось7 ( яма, кратер). Ребята, почему образовался кратер? (от удара метеорита)).

Вос - ль: Ну, вот и подходит к концу наше путешествие, нам пора возвращаться А теперь я предлагаю рассмотрим звездное небо. (слайд 12 Посмотрите, какая красота нас окружает. Все небо над нашей головой усыпано звездами. Они кажутся маленькими сверкающими точками, потому, что находятся далеко. На самом деле звезды - это огромные раскаленные газовые шары, похожие на солнце. Есть звезды гиганты, а есть карлики.

 А напоследок ребята, я предлагаю вам зарядиться космической энергией. (включить музыку). Закройте глаза, протяните к звездам руки – они вам дадут много сил и здоровья. Солнце согревает наши ладошки. Мы теперь сильные и здоровые, зарядились космической энергией. Откройте глаза. (слайд№ 13 запуск ракеты) Пристегните ремни, (звучит аудиозапись запуска корабля), начинаем обратный отсчет 5, 4, 3, 2, 1, благополучно приземлились!  Снимаем с себя скафандры. Вот мы и дома.

Итог: Ребята, понравилось вам путешествовать?  Где мы побывали? (ответы)

Вос  - ль: У нас получилось замечательное путешествие, мы много узнали о Космосе, о планетах солнечной системы, о Солнце, о нашей планете Земле, о луне, проделали опыты. Планета Земля, на которой мы живем – самая главная, самая красивая, потому что является нашим домом. Землю надо беречь и любить. И может быть через много лет кто-то из вас станет космонавтом, полетит в космос, увидит нашу планету и скажет: «Как прекрасна наша земля».

Солнце: В моей семье царит порядок: никто не толпится, никого не толкает. У каждой планеты есть свое название и  своя дорожка (орбита), по которому движутся вокруг Солнца. Я вас сейчас превращаю в планеты Солнечной системы. (Дети надевают шапочки планет)

1. Я – Меркурий. Самая близкая к Солнцу планета. На мне нет воздуха и воды. Поэтому днем

здесь стоит жара, а ночью холод.

2. Я – Венера. Такая яркая планета, что меня часто принимают за НЛО. Люди зовут меня Вечерней или Утренней звездой. Я – планета бурь и гроз.

3. Я – Земля. Единственная планета в Солнечной системе, на которой есть воздух и вода поэтому на Земле есть жизнь. У меня есть спутник – Луна.

4. Я – Марс. Меня называют красной планетой, потому что я покрыт красным песком. На моей поверхности видны горы и кратеры.

5. Я – Юпитер. Самая грозная планета-великан. Все остальные планеты могли бы поместиться у меня внутри. Я весь как будто состою из пестрых вихрей. Под ними находится ядро. На мне гремят сильные грозы. Приближаться ко мне опасно.

6. Я – Сатурн. Вторая планета гигант. Состою я из газов. Вокруг меня огромные кольца из камня и льда. Эти кольца вращаются вокруг меня.

7. Я – Уран. Большая зеленая планета. В зеленый цвет меня покрасил газ метан. Вращаюсь я вокруг своей оси лежа на боку.

8. Я – Нептун. Большая планета. Меня открыл не астроном, а математик. На мне всегда темно и холодно, потому что я нахожусь далеко от Солнца.

9. Я – Плутон. Самая далекая от Солнца планета, самая маленькая и легкая. Я меньше Луны. Астрономы обнаружили меня последней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе на тему «Вулканы» .

Материал способствует развитию у детей познавательной активности, стремлению к самостоятельному познанию и размышлению; совершенствованию умений работать с различными материалами, проя...

Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе на тему «Путешествие в страну Математики»

Тема  «Путешествие в страну Математики»Программное содержание: «Познавательное развитие»:- совершенствовать навык счета в пределах 10 в прямом и обратном порядке; -развивать комбинаторные сп...

Конспект НОД по познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе на тему: "Как кошка язычком чистит себе шёрстку".

Данная деятельность помогает детям закрепить представление о некоторых повадках кошки , и  пределить о строение и значение языка кошки для её жизни....

Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Путешествие с Колоском»

Конспект занятия по познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе содержит следующие методы и приёмы реализации содержания занятия:Словесные (упражнение - приветствие, рассказ воспит...

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе на тему: «Путешествие в мир посуды»

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе на тему: «Путешествие в мир посуды»Цель: расширять и систематизировать представления детей о посуде.Задачи:уч...

Конспект НОД по познавательно– исследовательской деятельности в старшей группе на тему «Космос»

Закреплять у детей элементарные представления о космосе, о первом космонавте Юрии Гагарине, о дне космонавтике....