Дидактические игры "Человек и природа"
картотека по окружающему миру

Кузина Ольга Валентиновна

Игры экологической направленности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл д/и "Человек и природа"19.25 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры «Человек и природа»

 «Что вредно и полезно для природы (воды)?»

(Игра с перфокартами.)

Цели: Обратить внимание детей на отношение человека к объектам природы (воде). Закрепить правила поведения в природе. Воспитывать бережное отношение к воде.

Материал: Перфокарты, на которых изображены действия человека, наносящие вред природе (воде) и применение воды в полезных целях.

Игровое действие: Отметить различными знаками (например, разного цвета или формы) положительное и отрицательное воздействие человека на природу (воду).

Лото «Кому нужна вода?»

Цель: Закрепить знания детей о значении воды в жизни человека, животного и растительного мира. Упражнять детей в классификации растений, животных, птиц. Развивать логическое мышление, память и внимание. Формировать усидчивость, стремление к самостоятельности.

Материал: Игровые поля 20х25 (5 штук), разделённые на квадраты. В центре игрового поля имеется изображение, вокруг которого размещено 8 пустых квадратов. Изображения: «Кто живёт в воде?»; «Кто живёт у воды?»; «Кто пьёт воду?»; «Что поливают водой?»; «Что растёт в воде?». Карточки размером 6х6 см., с изображением животных, насекомых, людей, птиц, растений.

Ход игры:

1 вариант. В игре могут принимать участие от 1 до 5 детей.

Ведущий раздаёт участникам игры игровые поля – карточки размером 20х25, на которых изображено: «Кто живёт в воде?»; «Кто живёт у воды?»; «Кто пьёт воду?»; «Что поливают водой?»; «Что растёт в воде?». Карточки, размером 6х6 см., с изображением животных, насекомых, людей, птиц, растений находятся у ведущего. Ведущий перемешивает их, и, вынимая по одной, показывает детям, уточняя вопросы: «Кто это? Кому нужна эта карточка? Играющий называет, что изображено на карточке, и почему он выбрал её». (Например: «Это кошка. Она пьёт воду»). Если ответ правильный ведущий отдаёт карточку играющему, и он выкладывает картинку на своём игровом поле.

Игра продолжается до тех пор, пока все участники игры не подберут карточки к игровым полям. Выигрывает тот, кто первый заполнит своё игровое поле карточками.

2 вариант. «Путаница». В игре могут принимать участие от 1 до 5 детей. Ведущий предлагает играющим карточки с неправильно заполненными полями. Играющие должны исправить ошибку.

«Природа и человек» I

Цель. Закреплять и систематизировать знания детей о том, что сделано человеком, а что дёт человеку природа.

Ход игры. «Что сделано человеком?» - спрашивает воспитатель и бросает ребёнку мяч. Тот отвечает: «Машина». После нескольких ответов детей педагог задаёт новый вопрос: «Что создано природой?» Дети называют объекты природы.

«Природа и человек» II

Цель. Закреплять и систематизировать знания детей о том, что сделано человеком, а что дёт человеку природа.

Ход игры. Воспитатель становится в круг, в руках у него – мяч. Он заранее договаривается с детьми: педагог называет предметы, а дети отвечают одним словом: «Человек!» или «Природа!» Например, воспитатель бросает мяч ребёнку и говорит: «Машина!», ребёнок отвечает: «Человек!» Тот, кто ошибся, выходит из круга на один кон.

«Беседа с деревьями»

Цель: учить детей видеть прекрасное в природе, эмоционально откликаться на него; воспитывать гуманное отношение к природе.

Материал: деревья, находящиеся на территории участка, парка; эмблемы.

Игровые действия: «беседа» с деревьями.

Игровые правила: не мешать друг другу, слушать и рассказывать.

В игре принимают участие 5—6 детей. Воспитатель, обращаясь к ним, говорит: «Посмотрите, как много красивых деревьев на нашем участке. Обратите внимание, как шелестят их листочки, наверное, они разговаривают друг с другом. Подойдите к деревьям поближе, обнимите их, послушайте, может быть они и вам что-нибудь скажут. По моему сигналу возвращайтесь, и мы послушаем ваши рассказы».

Результат. Те, кто расскажет больше интересного, получит значок и звание «Друг природы».

Аналогично могут быть проведены дидактические игры «Беседа с цветами» (с использованием растений цветника или уголка природы); «Беседа с животными» (с использованием животных уголка природы).

«Встреча с растением»

Цель: формировать у детей чувство прекрасного, эмоциональное отношение к природе.

Материал: картинки с изображением растений, эмблемы.

Игровые действия: «разговор» с растениями.

Игровые правила: «поговорить» с растением, затем передать этот «разговор».

В игре участвует 3—5 детей. Воспитатель говорит: «У каждого из вас картинка с изображением дерева или цветка. Как они называются, вы знаете. Представьте, что сейчас вы встретились с этим деревом или цветком. Внимательно рассмотрите их и попробуйте «поговорить» с ними. Постарайтесь увидеть в них что-нибудь интересное, как они себя чувствуют». Если дошкольники затрудняются составлять подобные рассказы (они ещё не умеют смотреть и видеть, часто перечисляют внешние признаки), педагог задаёт наводящие вопросы, помогает детям на них отвечать (как бы даёт образец рассказа).

Результат. Кто расскажет больше интересного, получит эмблему и звание «Друг природы».

«Секретный разговор»

Цель: развивать эмоционально-чувственную сферу личности дошкольников в процессе познания ими природы.

Материал: эмблемы.

Игровые действия: «секретные разговоры» с растениями или животными.

Игровые правила: придумать «секретный разговор» с растением или животным.

I вариант.

Воспитатель предлагает детям вспомнить, как они «разговаривали» с каким-либо растением или животным, и задаёт вопросы: «О чём ты спросил(а) его?», «О чём он тебе рассказал?» затем даёт задание придумать «секретный разговор» с каким-нибудь животным или растением.

II вариант.

Воспитатель предлагает ребятам представить, что во время прогулки в лес они встретили красивое дерево или цветок и сумели поговорить с ним. Затем даёт задание рассказать, какие вопросы они бы задали этому растению, о чём рассказали бы сами, что хотели бы от него услышать.

Результат. Чей рассказ будет больше и интереснее, тот получит значок «Друг природы».

«Поиск красивого и необычного»

Цель: учить дошкольников замечать прекрасное, удивительное, необычное в природе.

Материал: деревья и другие растения парка (сквера, леса, участка детского сада).

Игровые действия: поиск необычных, удивительных объектов в природе; составление фантастических рассказов.

Игровые правила: найти красивые, необычные объекты природы и поделиться своими впечатлениями с воспитателем и другими детьми.

Игра проводится во время прогулки детей в парке (скверике) с небольшими подгруппами (5—7 человек). Воспитатель заранее продумывает небольшой маршрут с наблюдением за красивыми пейзажами, удивительными растениями, причудливыми формами деревьев, необычными обитателями парка. Затем предлагает найти, увидеть, открыть для себя как можно больше красивых, удивительных, необычных объектов. Далее воспитатель даёт дошкольникам задание составить свои фантастические рассказы, в которых бы увиденное в природе одушевлялось, начинало разговаривать, двигаться.

Результат. Кто увидит как можно больше необычных, красивых объектов и расскажет о них, получит значок и звание «Знаток природы».

«Радости и огорчения»

Цель: учить детей радоваться красоте природы; формировать отрицательное отношение к плохим, жестоким поступкам людей в природе.

Материал: естественные природные ландшафты парка (леса); кукла Старичок-Лесовичок; фишки.

Игровые действия: припоминание радостных моментов, замеченных в природе, а также тех впечатлений, которые вызвали огорчение.

Игровые правила: переживать красивое, хорошее как радость, испытывать огорчение от плохого.

Игра проводится по типу «закончи предложение». Воспитатель называет начало предложения, а дети по желанию его заканчивают. Например:

Самое красивое место в парке (сквере)…

Мне было радостно, когда…

Я очень огорчился (ась), когда…

За каждый ответ дошкольники получают фишки: яркие (красного, зелёного, жёлтого цветов) за продолжение первых двух предложений и тёмные (серые, коричневые) — за продолжение двух последних.

Результат. Тот ребёнок, у которого окажется больше всех фишек, станет победителем.

В конце игры можно посчитать общее количество ярких и тёмных фишек, проанализировать, каких больше, каких – меньше. Можно предложить детям тёмные фишки отдать воспитателю, а яркие оставить себе, подчёркивая при этом, что дети будут доставлять природе только радости.

«Лесной друг»

Цель: обогащать и расширять сферу чувств и переживаний дошкольников, связанных с восприятием природы, придавать им осмысленность.

Материал: бумага, конверты.

Игровые действия: «написание писем» деревцу.

Игровые правила: рассказывать свои «письма» воспитателю, не мешать друг другу, не перебивать.

Дети вводятся в следующую воображаемую ситуацию: «Представьте, что где-то в далёком лесу растёт небольшое деревце. Иногда его поливает дождик, иногда покачивает ветер. Бывает, что на деревце садятся птицы: поют, суетятся … и улетают. Оно сказало по секрету, что очень хочет иметь друга – человека, лучше ребёнка, чем взрослого, и что сначала ему хочется получить от него письмо…»

Далее воспитатель предлагает детям: «Давайте напишем деревцу. Может быть, кто-то из вас окажется именно тем другом, которого оно ждёт. Подумайте, о чём ему хотелось бы прочитать в ваших письмах, на какие вопросы ответить, что вы могли бы предложить деревцу, чтобы оно сразу согласилось дружить с вами».

Затем дошкольники рассказывают воспитателю то, о чём бы они хотели написать деревцу.

Результат. Из рассказов детей составляются письма, вкладываются в конверты и «отправляются» в лес.

«Береги природу»

Цель: Закреплять знания об охране объектов природы.

Дидактический материал: Карточки с объектами живой и неживой природы.

Методика проведения: На столе или наборном полотне картинки, изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды и т.д. Воспитатель убирает одну из картинок, и дети должны рассказать, что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет спрятанного объекта. Например: убирает птицу – что будет с остальными животными, с человеком, с растениями и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально-дидактическая игра "Звуки природы"

Эта музыкально-дидактическая  игра систематизирует знания о музыкальных инструментах•Учит детей развивать музыкальное творчество•Учит детей различать тембр музыкальных инструментов, силу звучания...

Картотека дидактических игр на природе

Экологическое воспитание должно учить детей, понимать, что происходит вокруг, оно тесно связано с развитием эмоций ребенка, умения сочувствовать, удивляться, сопериживать, заботиться о живых организма...

Дидактическая игра "Явления природы"

Игра-презентация помогает закрепить знания детей о разных природных явлениях....

Дидактическая игра "Картина природы"

Авторска игра по экологическому воспитанию, расширяющая представления детей о живой и неживой природе , средах обитания живых организмов....

Дидактическая игра " стань природе другом"

Перед началом игры внимательно рассмотрите карты и подумайте, правильно ли себя ведут дети и взрослые, что нужно сделать, чтобы изменить ситуацию....

"Дидактические игры о природе"

. Учить детей понимать взаимосвязь живой и неживой природы...