«Юный эколог» Кружковая деятельность для старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
рабочая программа по окружающему миру (старшая группа)

Актуальность.

Маленький человек начинает делать свои первые шаги. Он душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. У него возникает множество вопросов, на которые он с нетерпением ждет ответа. Так начинается для него познание мира.

В это время очень важно обратить внимание детей на жизнь природы, взаимосвязь ее составляющих, хрупкость и зависимость от всевозможных воздействий, на единство всего живого. Постепенно у ребенка начинает формироваться взгляд на сказочный мир природы. У него появляется желание поближе узнать и понять законы природы научиться жить в гармонии с ней. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира. А вместе с этим формируются такие нравственные качества как доброта, милосердие, любовь к природе, желание помочь нуждающимся.

Знания, полученные в дошкольном возрасте, помогут детям в дальнейшем освоить предметы экологической направленности и обеспечат преемственность между сферами социального становления личности (семья детский сад – школа - ВУЗ - профессиональная деятельность).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_kruzhka_yunyy_ekolog_.docx68.58 КБ

Предварительный просмотр:

        

Муниципальное автономное  дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 33» Энгельсского муниципального района

 Саратовской области

                                                                                                                ПРИНЯТО                                                                 УТВЕРЖДЕНО

на заседании Педагогического совета            Заведующий

МАДОУ  «Детский сад №33»

ЭМР Саратовской области                              МАДОУ «Детский сад №33»

                                                                            ЭМР Саратовской области                                                                                                             Протокол №                                                       / _______/  И. И. Батталова

от «    »                          2023г .                           Приказ №  _______   

                                                                            от «     »                       2023г.

   

Общеразвивающая программа дополнительного образования                                                                                                              естественнонаучной направленности                                                                       «Юный эколог»

для старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

на 2022 – 2023 учебный год

Срок реализации: 1 год

Составитель: Бобровская С. И.

Энгельс – 2023г.

Содержание

Пояснительная записка............................................................................................3

Актуальность программы........................................................................................3

Новизна и педагогическая направленность программы.......................................3-4

Цель программы........................................................................................................4

Задачи программы.....................................................................................................4-5

Возраст детей и срок реализации программы........................................................5

Методы и приемы работы........................................................................................5

Режим занятий и форма проведения.......................................................................5

Принципы реализации программы..........................................................................5

Возрастные особенности усвоения программного материала детей 5 - 6 лет.....6

Формы и приемы работы с детьми...........................................................................7

Планируемые результаты..........................................................................................7

Педагогическая диагностика достижения детьми планируемых результатов освоения программы.................................................................................................7-8

Содержание программы............................................................................................8

  1. Учебно-календарный план на 2022-2023 учебный год.............................8-10
  2. Перспективное планирование работы кружка.........................................10-16

Методическое обеспечение программы..................................................................17

Организационно-педагогические условия реализации программы

  1. педагогические условия.................................................................................17
  2. организация развивающей предметно-пространственной среды..............17

Взаимодействие с родителями................................................................................17

Список литературы...................................................................................................18

 «Любовь к природе, впрочем,

Как и всякая человеческая любовь

Несомненно, закладывается в нас с детства»

И. Соколов-Никитов.

Пояснительная записка.

Программа кружка «Юный эколог» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В XXI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества. Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы. Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоциональноценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности. Традиционно в дошкольном воспитании в общий процесс освоения природы включается и элемент её познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанного поведения в природной среде. Напряжённая экологическая обстановка, на наш взгляд, предполагает несколько иные подходы к образованию в области окружающей среды. Нам близка позиция доктора биологических наук Т. В. Потаповой: «Предназначение дошкольного экологического образования состоит не столько в присвоении детьми знаний о предметах и явлениях, сколько в формировании навыков бережного и неразрушающего обращения с ними и активного желания поступать именно так: щадящим и сберегающим образом».

Актуальность.

Маленький человек начинает делать свои первые шаги. Он душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. У него возникает множество вопросов, на которые он с нетерпением ждет ответа. Так начинается для него познание мира.

В это время очень важно обратить внимание детей на жизнь природы, взаимосвязь ее составляющих, хрупкость и зависимость от всевозможных воздействий, на единство всего живого. Постепенно у ребенка начинает формироваться взгляд на сказочный мир природы. У него появляется желание поближе узнать и понять законы природы научиться жить в гармонии с ней. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира. А вместе с этим формируются такие нравственные качества как доброта, милосердие, любовь к природе, желание помочь нуждающимся.

Знания, полученные в дошкольном возрасте, помогут детям в дальнейшем освоить предметы экологической направленности и обеспечат преемственность между сферами социального становления личности (семья детский сад – школа - ВУЗ - профессиональная деятельность).

Новизна и педагогическая направленность программы.  

Программа кружка «Юный эколог» рассчитана на детей 5-6 лет. До 7 лет дети особенно восприимчивы, первые впечатления откладываются в памяти на всю жизнь, во многом определяя дальнейшее развитие.

Особенностью рабочей учебной программы «Юный эколог» является планирование ООД, направленных на   реализацию регионального компонента. Новым в работе кружка «Юный эколог» предусматривается введение в ООД экспериментальной деятельности, с помощью которой дети смогут познавать окружающую среду не только теоретически, но и на практике, используя накопленный опыт.

Цель программы.

Формирование целостных представлений старших дошкольников о системе взаимосвязей живой и неживой природы.

Задачи программы.

Образовательные:

- дать обобщенные представления о жизни животных и растений в сообществах - экосистемы; о целостности и уникальности каждого сообщества о разнообразии животных и растений на Земле, о взаимосвязях неживой природы, растений, животных; о сезонных изменениях в неживой природе, растительном и животном мире, их взаимосвязях;

- совершенствовать умения ориентироваться в мире физических явлений на основе уточнения представлений;

- организовать сбор природного материала для дальнейшей творческой работы с ним;

- расширять у детей знания простейших правил поведения в природе;

Развивающие:

- развивать психические процессы (внимание, память) и мыслительные операции (сравнение, обобщение);

- развивать познавательные и творческие способности детей, коммуникативное общение;

- развивать способность оценивать состояние природной среды, принимать   правильные решения по ее улучшению;

Воспитательные:

- сформировать у детей чувство ответственности за жизнь окружающих животных и растений;

- сформировать понимание необходимости охранять природу, проявлять инициативу действий    по её охране и предупреждению насилия над природой;

- совершенствовать умение через общение с природой видеть и любить ее красоту во всем проявлении многообразии форм и красок;

- формировать в детях доброту, милосердие, сострадание, любовь к природе и др.

Задачи оздоровительной направленности.

- Формировать умение взаимодействовать с природой.

- Приобщать к ценностям здорового образа жизни.

- Знакомить с правилами личной безопасности.

Задачи по развитию трудовых умений и навыков при ознакомлении с природой.

Закреплять умения самостоятельно и ответственно выполнять обязанности   дежурного в зоне природы.

- Прививать интерес к труду в природе, привлекать детей к посильному участию.

Задачи природоохранного направления.

- Формировать представление об экологических проблемах города.

- Закрепить умение правильно вести себя в природе.

-  Формировать у детей эмоциональную отзывчивость.

Задачи по формированию эстетических суждений о природе в процессе участия в продуктивных видах деятельности.

- Развивать интерес и любовь к родному краю и умение отражать это в продуктивных видах деятельность.

- Совершенствовать умения отражать в продуктивных видах деятельности свое отношение к миру природы.

Возраст детей и срок реализации программы.

Программа рассчитана на 1 год для детей  5-6 лет (старшая группа).

Методы и приемы работы.

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

- объяснительно-иллюстративный (беседы и рассматривание, чтение и любование природой).

- репродуктивный (рисование, лепка, аппликация, конструирование).

- частично-поисковый (участие в коллективном поиске).

-исследовательский (опыты, эксперименты, изучение природы, анализ, сравнение, самостоятельная творческая работа).

Для решения программных образовательных задач используются:

  • Словесные методы (устное изложение, беседы, чтение произведений, разбор ситуаций, осуждение увиденного).
  • Наглядные: показ видеофильмов, наблюдения, рассматривание, экскурсии, целевые прогулки).
  • Практические методы: эксперименты, продуктивная деятельность, трудовая деятельность.

Индивидуальная работа. Находить свободное время для индивидуальных разговоров с детьми о то, что их волнует: о мире человеческих взаимоотношений, об их домашних питомцах, об их представлении, о том, кем и какими они станут, когда вырастут, что их волнует в окружающей действительности. Внимательно и заинтересованно выслушивать каждого. Уточнять их позицию и взгляды.

Режим занятий и форма проведения.

Занятия проводятся 1 раз в неделю в подгрупповой  форме по 15 человек, 4 занятия в месяц, 28 занятий в год. Продолжительность занятий 25 минут.

Принципы реализации программы:

-принцип сознательности, активности, самостоятельности при руководящей роли воспитателя;

-принцип систематичности и последовательности;

-принцип наглядности;

-принцип доступности и посильности;

-принцип учета возрастных особенностей детей;

-принцип результативности.

Возрастные особенности усвоения программного материала детей 5 - 6 лет.

Дети шестого года жизни овладевают главными движениями, их отношение с взрослыми и сверстниками становятся сложнее и содержательнее. Совершенствуются умственные способности: более устойчивым, целенаправленным и дифференцированным становится восприятие, произвольным – память и внимание. Все это позволяет усложнить содержание экологического образования.

Эколого-педагогическая работа с детьми возраста имеет сходства с системой среднего возраста, и отличие от нее. Организуются наблюдения, все циклы наблюдений объединяют компоненты умственного и нравственного воспитания: дети сенсорно – чувственным путем приобретают конкретные знания, которые обеспечивают становление единственно правильного, действенного отношения к живым существам. Литературным стержнем экологической работы являются произведения В. Бианки, познавательные сказки которого отвечают экологическому содержанию и возможностям усвоения его детьми. Воспитателю старшей группы следует обратить внимание на комплексные занятия, их развивающее значение. Смену видов деятельности.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т.д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объекта в результате различных воздействий, представления о развитии и т. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т.д.      Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.      Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации. Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.     Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.

Таким образом, эколого-педагогическая работа с детьми старшей группы, базируясь на материале предыдущего возраста, развивает, усложняет его, то есть является новым витком в общей системе экологического образования дошкольников – формирования осознанного отношения к природе, к взаимодействию человека с ней.

Формы и приемы работы с детьми.

занятие состоит из трех частей:

- вводная часть: организационный момент (игровой, сюрпризный момент, использование               художественного слова, проблемная ситуация, мотивация – в зависимости от возраста детей).

- основная часть: организация различных видов детской деятельности, способствующих

       достижению цели;

     - заключительная часть: закрепление нового учебного материала, интерпретация воспринятого материала с учетом имеющихся знаний и личного опыта детей.

Использовать следующие формы занятий:

  • экскурсии,
  • игровые,
  • сюжетные,
  • опытно-экспериментальная деятельность,
  • с использованием мультимедийного сопровождения и др.

Планируемые результаты реализации программы.

К концу срока реализации программы дети овладевают знаниями:

Об экологических системах (лес, луг, водоём, город).

О трёх стадиях развития живых организмов.

О природно-климатических зонах Земли и Саратовской области.

Об особенностях внешнего вида растений и животных в зависимости от среды обитания (лес, тундра, тайга).

О приспособляемости растений и животных к условиям жизни, в том числе и в условиях Крайнего Севера.

О роли человека в сохранении взаимосвязей в природе.

Дети имеют представления:

О соотношении воздуха, воды и суши на Земле.

О Солнечной системе и её планетах.

Об особенностях внешнего вида растений и животных, обитающих в разных природных зонах (в том числе и на Крайнем Севере).

О возникновении жизни на Земле.

У детей формируются умения:

С помощью моделей устанавливать взаимосвязи растений и животных с условиями жизни в разных природных зонах.

Проводить самостоятельно и с помощью взрослого опыты и эксперименты и делать выводы.

Объяснять экологические зависимости.

Устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов.

Педагогическая диагностика достижения детьми планируемых результатов освоения программы.

Педагогическая диагностика – это процесс, представляющий собой последовательное осуществление сбора сущностной и разносторонней информации о качестве образования, ее обработки, систематизации, глубокого анализа, оценки, интерпретации, прогноза дальнейшего развития и выработки мер по коррекции образовательного процесса и созданных для него условий.

Цель

  • диагностирование состояния процесса
  • внесение своевременных коррективов в цели, содержание, технологии обучения
  • проектирование хода и результатов развития в образовательном процессе
  • определение состояния образования на каждом этапе
  • рациональность использования педагогических средств, их соответствие заданным целям
  • эффективность педагогических технологий.

Диагностика проводится с периодичностью 2 раза в год (сентябрь, май) по следующим разделам:

п/п

Разделы

1.

Определение уровня знаний характерных особенностей представителей    мира животных

2.

Определение уровня знаний характерных особенностей растительного мира

3.

Определение уровня знаний характерных особенностей неживой природы

4.

Определение уровня отношений к миру природы

Оценка результатов освоения программы:

Высокий уровень

Средний уровень

Ниже среднего

13-15 баллов

8-12 баллов

5-7 баллов

Содержание программы

 Рабочая программа кружка разработана с использованием программы С.Н.Николаевой «Юный эколог» направлена на формирование основ экологической культуры у детей 2-7 лет в условиях детского сада, на развитие в детях гуманного отношения к живым существам, на формирование навыков ухода за обитателями уголка природы. Программа построена с учетом результатов исследований ученых в области детской психологии и педагогики (А.В. Запорожца, Л.А. Венгера, В.С. Мухиной, Н.Н. Поддьякова, П.Г. Саморуковой и др).

  1. Учебно – календарный план на 2022-2023учебный год.

Занятия  проводится 1 раз в неделю по 25 минут – 28 занятий в год.

№ занятия

Тема

Количество часов

(минут)

1.

«Я и природа»,

эксперимент ( камни, песок, глина)

25

2.

«Наш дом – природа»,

игра «Мой дои»

25

3.

«Хлеб всему голова»

 д/у «Какой хлеб?», «Кто больше назовет»,

моделирование «Полевые работы»

25

4.

«Зерновые культуры»

25

5.

«Почему зерно в землю сеют?»

эксперимент:  посев семян

25

6.

«Злаки родного края»

д/у «Достань и назови», «Горшочек каши».

25

7.

«Что мы сажаем, сажая леса?»

25

8.

«Удивительный лес. Кора дерева»

эксперимент: сравнение коры деревьев

25

9.

«Что было бы, если…»

25

10.

«Растения и животные леса»

Д/и «Чей след»

25

11.

«Комнатные растения в уголке природы»

наблюдение за растением,

И/у «Угадай растение».

25

12.

«Изучаем строение цветка»,

аппликация «Цветок»

25

13.

«Что будет, если…»

25

14.

«Посадка комнатных растений»

Моделирование трудового процесса.

25

15.

«Что такое снег?»

эксперимент со снегом

25

16.

«Тайна воздушного пузырька»

эксперимент: определение направления ветра

25

17.

«Рисунок на бархатной бумаге» (мукой, ватой)

продуктивная деятельность

25

18.

«Красная книга нашего региона»

Знакомство с Красной книгой РБ

25

19

 «По заповедным местам природы Саратовской области»

Мастерская по изготовлению атрибутов к игре: эмблемы заповедника, карты-маршрута.

25

20.

«Город, в котором хотел бы я жить»

«Твой город – твое здоровье»

Экскурсия.

25

21.

«Путешествие по глобусу»

игры «Ручеек», «Мы – капельки».

25

22.

 «Свойства воды»

 Эксперимент.

25

23.

«В гостях у жителей подводного царства»

25

24.

«Источники загрязнения воды. Меры охраны»

25

25.

«Человек – верный сын природы»

«Разработка экологических знаков»

Экскурсия –путешествие по территории ДОУ,                                           И/у «Угадай знак».

25

26.

 «Юные спасатели»

«Сказка ложь, да в ней намек»

25

27.

«Лекарственные растения – средства оздоровления организма человека»

«Удивительное рядом»

Изготовление атрибутов к игре (набор пакетиков с лекарственными травами).

25

28.

«Лесная аптека на страже человека»

Экскурсия по экологической тропе ДОУ.

25

  1. Перспективное планирование  кружка «Юный эколог».

  Сентябрь. «Неживая природа осенью».

Тема недели

Задачи

Предварительная работа

«Я и природа»

Формировать представления о неразрывной связи человека с природой (человек – часть природы). Воспитывать бережное отношение к окружающей природе родного края.

Беседа;        эксперимент (камни, песок, глина)

«Что такое природа».  «Природа  - не природа», «Угадай ,что в мешочке».

«Наш – дом природа»

Формировать у детей представление о том, что в при роде все взаимосвязано, создание у детей радостного настроения , воспитание любви к природе Саратовского края.

«Дом - жилище человека» и «Дом – природа». Игра  «Мой дом»

                                                                                                                                                        Октябрь. «Земля – кормилица наша».

Тема недели

Задачи

Предварительная работа

«Хлеб – всему голова»

Углубить представления детей о процессе выращивания хлеба, о том, как хлеб пришел к нам на стол.

Формировать навыки речевого общения, активизировать словарь однокоренных слов. Воспитывать бережное отношение к хлебу.

Беседа «Как выращивают хлеб», отгадывание загадок, чтение рассказов и стихотворений, рассматривание иллюстраций, моделирование последовательности полевых работ д/у «Какой хлеб?», «Кто больше назовет».

«Зерновые культуры»

Познакомить детей с зерновыми культурами.

Воспитывать уважительное отношение к хлебу, как главному продукту питания людей.

Рассматривание иллюстраций с зерновыми культурами нашего региона

«Почему зерно в землю сеют?»

Закрепить и обогатить знания детей о росте растений в разных          условиях и почвах.

Учить пользоваться речью-доказательством, для обоснования своих суждений, развивать умение анализировать, ввести в словарь детей новые слова: перегной, удобрение. Воспитывать чувство ответственности за порученное дело, навыки исследовательской деятельности.

Посев семян в емкости с разным грунтовым составом.

Работа с дневником наблюдения

«Злаки родного края»

Углубить знания детей о злаках родного края.

Развивать память, мышление.

Воспитывать уважение к труженикам сельского хозяйства, целеустремленность, умение выполнять правила конкурсов.

Рассматривание зерен, д/у «Достань и назови», «Горшочек каши».

                                                                                                                                                              Ноябрь. «Таинственное лесное царство».

Тема недели

Задачи

Предварительная работа

«Что мы сажаем, сажая леса?»

Обогатить представления детей о значении леса в жизни человека, объяснить причину исчезновения леса, систематизировать представления о лесе как об экосистеме.

Совершенствовать монологическую речь, ввести в словарь: сообщества, многоярусность, исчезновение.

Воспитывать экологически грамотное поведение в лесу.

Отгадывание загадок о деревьях, чтение пословиц о лесе

«Удивительный лес. Кора дерева»

Уточнить с детьми понятие «кора», для чего она служит дереву.

Развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям; упражнять в составлении рассказов с подбором эпитетов.

Воспитывать эстетический вкус, бережное отношение к лесам родного края.

Рассматривание иллюстраций, сравнение кусочков коры, проведение опыта, экспозиция «Дары леса».

«Что было бы, если…»

Расширить представления детей о лесе, как об экосистеме.

Ввести в словарь слова: обитатели, хищники, травоядные, цепи питания.

Воспитывать бережное отношение к лесу.

Чтение и обсуждение рассказов и стихов о лесе.

«Растения и животные леса»

Уточнить знания детей о растениях (травах, кустарниках, деревьях), грибах и животных леса нашего края.

Развивать память, быстроту реакции; связную речь через умение рассказывать об особенностях растений.

Воспитывать уважительное отношение к живой природе.

Рассматривание репродукций картин русских художников,

Д/и «Чей след»

       

Декабрь. «В царстве комнатных растений».

Тема недели

Задачи

Предварительная работа

«Комнатные растения в уголке природы»

Расширить знания детей о комнатных растениях и об уходе за ними. Познакомить детей с правилами поливки.

Развивать связную монологическую речь через

умение рассказывать об особенностях строения растений, составление загадок-описаний.

Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость.

Наблюдения за развитием и ростом растений в уголке природы, беседа «О чем рассказывают растения (о потребностях растений), игра «Угадай растение».

«Изучаем строение цветка»

Учить детей определять части цветка.

Учить описывать растения, опираясь на модели.

Воспитывать бережное отношение к растениям.

Рассматривание растений в уголке природы,

аппликация «Цветок»

«Что будет, если…»

Формировать представления детей об отношениях       различных комнатных растений к воде, теплу и свету. Развивать понимание того, как важен правильный уход за комнатными растениями. Воспитывать желание ухаживать за комнатными растениями.

Знакомство с моделями «Потребности растений», установление правил ухода согласно «паспорту растения».

«Посадка комнатных растений»

Учить правильной посадке комнатных растений.

Развивать у детей трудовые умения, развивать связную речь через умение рассказывать о выполнении своих действий, составлять предложения о предметах труда и действиях с ними.

Воспитывать желание самостоятельно выращивать растения

Моделирование трудового процесса.

                           

Январь «Загадочные явления в природе»

Тема недели

Задачи

Предварительная работа

«Что такое снег?»

Расширить представления детей о снеге, помочь понять, почему при изменении температуры снег изменяет свои свойства.

Развивать интерес к зимним явлениям неживой природы, грамотно формулировать свой ответ; активизировать речь словами: тает, замерзает.

Воспитывать чувство прекрасного, вызвать радость от открытий.

Наблюдение за снегом, рассматривание снежинок, игры со снегом, опыты, чтение стихов и рассказов.

«Тайна воздушного пузырька»

Расширить знания детей о воздухе, его свойствах.

Познакомить детей с природным явлением «ветер», с причинами его возникновения.

Формировать интерес к экспериментальной работе.

Воспитывать усидчивость, умение работать в коллективе.

Определение направления ветра (ветреной рукав), игры с вертушками, игра «Откуда прилетел ветер?»

«Рисунок на бархатной бумаге» (мукой, ватой)

Вызвать у детей желание заниматься творчеством.

Развивать творческое воображение, эстетический вкус; активизировать речь словами: «снежная крупа», «снежные хлопья», «снегопад».

Воспитывать желание любоваться зимней природой

Наблюдения в природе.

                                                                                                                                                       Февраль. «Экология родного края»

Тема недели

Задачи

Предварительная работа

«Красная книга нашего региона»

Выявить какие растения и животные являются редкими в нашем регионе. Составить Красную книгу своего региона. Формировать представления о Красной книге.

Воспитывать гуманное, экологически целесообразное отношение детей к природе.

Знакомство с Красной книгой Саратовской области

«По заповедным местам природы

Саратовской области»

Формировать представления об охранных природных территориях (местах) – заповедниках.

Развивать познавательную активность детей, экологическое мышление на основе представлений о заповеднике, коммуникативное общение.

Воспитывать бережное отношение к природе.

.

Мастерская по изготовлению атрибутов к игре: эмблемы заповедника, карты-маршрута.

«Город, в котором хотел бы я жить»

«Твой город – твое здоровье»

П.З. Формировать представления детей о городе, как о доме с экологически полноценной средой, где все гармонично.

Р.З. Развивать творческие способности, мышление.

В.З. Воспитывать ценностное отношение к природе родного города.

Расширить представления детей о городе, как о доме с экологически полноценной окружающей человека средой. Развивать творческое воображение, любознательность, эстетическое отношение к природе, коммуникативность.

Воспитывать любовь к родному городу, ценностное отношение к своему здоровью.

Экскурсия в город, беседа «Мой город», различные строительные игры.

Экскурсия в парк, беседа о роли воздуха в жизни человека.

Март. «Царица – водица»

Тема недели

Задачи

Предварительная работа

«Путешествие по глобусу»

 Расширить знания детей о глобусе – модели Земного шара, о формах и видах воды (родники, реки, моря, озера, океаны…).

Развивать экологическую культуру; диалогическую речь, развернуто и точно отвечать на поставленный вопрос, обогатить словарь: круговорот.

 Воспитывать бережное отношение к воде, как основному природному ресурсу.

Рассматривание иллюстраций (использование воды человеком); игры «Ручеек», «Мы – капельки».

«Свойства воды»

 Расширить знания детей о воде и ее свойствах.

Развивать мышление, любознательность; формировать умение правильно строить предложения, делать умозаключения.

 Воспитывать экономное отношение к воде.

Опыты.Отгадывание загадок, чтение стихов о воде, инее, льде, росе, дожде и т. п.

«В гостях у

жителей подводного царства»

Углубить представления детей

об обитателях морей и океанов. Развивать любознательность, умение видеть новое в знакомом мире «подводного царства».

Развивать монологическую речь, способности выражать свое отношение к роли.

 Воспитывать доброту, отзывчивость.

Рассматривание иллюстраций,

предметных картинок, разучивание слов.

«Источники загрязнения воды. Меры охраны»

 Дать представление об основных источниках загрязнения воды в природе, ее последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения.

 Способствовать развитию речи, активизировать словарь: водоочиститель, завод, нефть, нефтепродукты.

Воспитывать экологическую культуру.

Беседа «Что было бы, если бы не было воды?»; чтение природоведческой литературы, рассматривание иллюстраций.

                                                                                                                                                            Апрель. «Защитим природу!»

Тема недели

Задачи

Предварительная работа

«Человек – верный сын природы»

 Формировать у детей способность выявлять и моделировать отношения человека к природе на основе представлений об ответственности за окружающее, согласно принципу «не навреди»

Развивать у детей творческие способности.

 Воспитывать бережное отношение к родной природе.

Беседа о правилах поведения людей на природе; чтение произведений литературы.

«Разработка экологических

знаков»

 Продолжать знакомство детей с природоохранительными знаками.

Создать с детьми экологические знаки, при помощи которых взрослые и дети научатся правильно себя вести себя в окружающей природе.

Развивать у детей творческое мышление.

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Экскурсия –путешествие по территории ДОУ, игра

«Угадай знак».

«Юные спасатели»

«Сказка ложь, да в ней намек»

Закрепить правила поведения людей в природе на примере опасной, критической для леса и его жителей ситуации.

Способствовать развитию основ экологического сознания детей.

Формировать навыки правильного поведения в природе через игру.

 Воспитывать экологическую культуру.

 Познакомить детей с экологическими сказками.

Развивать у детей познавательную активность, экологическое мышление.

 Воспитывать любовь к природе.

Чтение познавательных рассказов о лесе и его обитателях, беседа о правилах поведения людей в природе.

Май. «В царстве лекарственных растений»

Тема недели

Задачи

Предварительная работа

«Лекарственные растения – средства оздоровления организма человека»

«Удивительное рядом»

Формирование представлений о лекарственных растениях, о правилах их сбора, хранения и применения. Развивать познавательную активность, интерес к исследовательской деятельности и связную речь детей.

 Воспитывать желание вести здоровый образ жизни.

Продолжать формировать умение детей называть лекарственные растения.

Формировать навыки поведения в природе.

Развивать мышление, интонационную выразительность, умение связно высказывать свои мысли

Изготовление атрибутов к игре (набор пакетиков с лекарственными травами).

Заучивание стихов об объектах природы.

«Лесная аптека на страже человека»

Формировать умение узнавать и правильно называть лекарственные травы.

 Развивать связную образную речь, пополнить словарный запас (отвар, настой)

 Воспитывать бережное отношение к природе.

Беседа о лекарственных травах

Экскурсия по экологической тропе ДОУ.

Методическое обеспечение программы.

-Предметные картинки с изображением растений, животных и насекомых;

-Фигурки с домашними и дикими животными;

-Муляжи и натуральные овощи и фрукты;

-Групповой уголок природы, в котором комнатные растения;

-Гербарий растений;

-Огород, клумбы, находящиеся на территории детского сада;

-Кормушка для птиц;

-Оборудование для проведения опытнической деятельности (палочки для рыхления почвы, лупы, колбы и т. д.)

Организационно-педагогические условия реализации программы.

Для эффективного развития познавательных способностей у старших дошкольников необходимы следующие                                                                                                                                                                                 1.  Педагогические условия:

  1. Разработанное планирование образовательной работы.
  2. Создание развивающей среды для занятий.

Для проведения занятий необходимо помещение, хорошо освещенное, проветренное, с проведенной влажной уборкой в соответствии с СанПиН. Количество столов и стульев должно соответствовать количеству детей, размеры мебели – соответствовать ростовым показателям.

2.  Организация развивающей предметно-пространственной среды.

В группе создан природный уголок, в котором размещено все необходимое оборудование.

Оборудование, методические пособия, наглядный демонстрационный материал должны быть содержательно-насыщенны, безопасны, практичны, доступны. Для проведения занятий необходимо следующее оборудование и материалы:

Основное оборудование:

- для проведения опытнической деятельности (палочки для рыхления почвы, лупы, колбы, различные емкости);

- материалы( песок, глина и др );

- простые и цветные карандаши – по количеству детей;

Взаимодействие с родителями:

п/п

Название мероприятия

Дата проведения

1.

Анкетирование

сентябрь

2.

Выставка «Чудо – овощ, чудо – фрукт»

октябрь

3.

Папка – раскладушка «Познавательное развитие детей  5-6 лет»

февраль

4.

«Наши успехи»

май

Список литературы.

  1. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: Ч.П.Лакоценин С. С., 2008.
  2. Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. Сценарии занятий. М., 2005.
  3. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. Дыбиной О. В. – 2-е изд., М.: ТЦ Сфера, 2011.
  4. В.Н.Волчкова, Н.В.Степанова Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие.
  5. Л.Г.Горькова, А.В.Кочергина, Л.А.Обухова Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников
  6. Т.М.Бондаренко Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004.
  7. О.А.Воронкевич Добро пожаловать в экологию. Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. – СПб: «Детство-Пресс», 2003.
  8. С.Н.Николаева, И.А.Комарова. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005.
  9. Л.А.Каменева. Н.Н.Кондратьева и др. Мир природы и ребёнок. - СПб: «Детство-пресс», 2003.
  10. Н.Н.Кондратьева «Мы». Программа экологического образования детей. – СПб: «Детство-Пресс», 2002.
  11. Л.С.Журавлёва Солнечная тропинка. Занятия по экологии и ознакомлению с окружающим миром. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
  12. С.Н.Николаева Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада. -М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ. 2010.
  13. Л.А.Владимировская.  От осени до лета. – Волгоград: Учитель, 2004.  
  14. Шишкина В.А., М.Н Дедулевич Прогулки в природу. – М.: Просвещение, 2002.

        Интернет ресурсы: MAAM.RU;

                                                 Социальная сеть работников образования nsportal.ru;

                                                 Инфоурок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования "Юный турист" для детей старшего дошкольного возраста

Программа «Юный турист» определяет качественное повышение физического развития и оздоровления детей старших дошкольников посредством использования элементарных форм детского туризма....

Конспект ООД Квест-игра "Юный эколог" ( для детей старшего дошкольного возраста)

Цель: Формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста....

Квест-игра по экологии для детей старшего дошкольного возраста с посвящением в Эколята. «Мы юные помощники Природы»

Цель: Формировать экологические знания у детей посредством игровой деятельности и создания условий, способствующих формированию положительной мотивации, направленной на достижение поставленной цели.За...

Рабочая программа кружковой работы "Юный пешеход" для детей старшего дошкольного возраста

Самое дорогое у человека – это жизнь.  А жизнь ребенка дороже вдвойне, потому что он делает первые шаги в сложном мире, постигает день за днем всё новое и неизведанное для него....

Викторина "Юный эколог" (для детей старшего дошкольного возраста)

Викторина "Юный эколог" предназначена  для прививания интереса у детей  к изучению природы....

Программа дополнительного образования «Лаборатория юного эколога» для детей старшего дошкольного возраста

Для развития ребёнка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяемый типом деятельности, в которой они приобретаются.Главное достоинство метода экспериментирования заключае...

Квест-игра по экологии для детей старшего дошкольного возраста с посвящением в Эколята. «Мы юные помощники Природы»

Цель: Формировать экологические знания у детей посредством игровой деятельности и создания условий, способствующих формированию положительной мотивации, направленной на достижение поставлен...